РУБРИКИ

Учет и аудит расчетов по корпоративному подоходному налогу на примере ТОО "Ритам-Павлодар"

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Учет и аудит расчетов по корпоративному подоходному налогу на примере ТОО "Ритам-Павлодар"

Учет и аудит расчетов по корпоративному подоходному налогу на примере ТОО "Ритам-Павлодар"

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. РОЛЬ УЧЕТА КПН В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и место КП в системе налогообложения

1.2 Особенности расчета КПН на предприятии

1.3 Зарубежный опыт налогообложения и учета доходов юридических лиц

2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО КПН НА ПРИМЕРЕ ТОО «Ритам-Павлодар»

2.1 Характеристика предприятия и учетная налоговая политика в области учета КПН

2.2 Методология исчисления и учета совокупного годового дохода

2.3 Порядок учета вычетов

2.4 Отчетность по КПН

2.5 Компьютерные технологии по учету расчетов по КПН

3. Аудит расчетов по кпн

3.1 Цели и задачи аудита КПН и оценка состояния внутреннего контроля организации

3.2 Программа и процедуры проверки по существу

3.3 Аудиторский отчет по результатам аудиторской проверки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

АННОТАЦИЯ

Объектом исследования в дипломной работе является тема «Учет и аудит расчетов по КПН на примере ТОО «Ритам-Павлодар».

Целью дипломной работы является исследование проблем учета и аудита расчетов по КПН и разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения.

В первом разделе дипломной работы рассмотрена сущность и методика расчета КПН, а также зарубежный опыт учета расчетов по КПН.

Во второй главе дипломной работы рассматривается организация учета расчетов с бюджетом и особенности его учета на примере предприятия ТОО «Ритам-Павлодар», а также сопроводительная документация.

В третьей главе проведен аудит расчетов с бюджетом предприятия ТОО «Ритам-Павлодар» проведено исследование состояния системы внутреннего контроля, составлена программа аудита расчетов с бюджетом, представлен аудиторский отчет по результатам аудита расчетов с бюджетом.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить своё существование на минимальном уровне.

Налог - это установленный государством обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях обеспечения деятельности государственных органов.

Одним из распространенных видов налогов любого государства является корпоративный подоходный налог. Порядок исчисления и уплаты корпоративного подоходного налога, механизм применения, методы определения объектов налогообложения вызывают у налогоплательщиков определенные затруднения и представляют сложность даже для предпринимателя со стажем.

Исчисление, заполнение форм налоговой отчетности и другие связанные с налогом на добавленную стоимость процедуры без предварительной подготовки воспринимаются неоднозначно. Поэтому изучение особенностей этого налога необходимо и важно для каждого плательщика корпоративного подоходного налога.

Дипломная работа «Учет и аудит расчетов с бюджетом по КПН» посвящена актуальному в современном учете направлению - учету обязательств. Это связано с тем, что постоянное происходящие изменения в системе хозяйствования, угроза банкротства предприятия и усложнение налогообложения предприятий расширяют границу учета.

Тема учета и аудита расчетов по КПН очень актуальна, т.к. необходим аккуратный и точный учет расчетов налогооблагаемой базы, который позволит рационально использовать финансовые ресурсы предприятий и национальной экономики в целом.

Объектом исследования является организация налогообложения предприятия ТОО «Ритам-Павлодар».

Предметом исследования является организация учета и аудита расчетов по КПН ТОО «Ритам-Павлодар».

Целью дипломной работы является исследование проблем учета и аудита расчетов по КПН и разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения.

Для этого в первом разделе дипломной работы рассмотрена сущность и методика расчета КПН, а также зарубежный опыт учета расчетов по КПН.

Во второй главе дипломной работы рассматривается организация учета расчетов с бюджетом и особенности его учета на примере предприятия ТОО «Ритам-Павлодар», а также сопроводительная документация.

В третьей главе проведен аудит расчетов с бюджетом предприятия ТОО «Ритам-Павлодар» проведено исследование состояния системы внутреннего контроля, составлена программа аудита расчетов с бюджетом, представлен аудиторский отчет по результатам аудита расчетов с бюджетом.

Тема достаточно широко освещена в учебной литературе, является предметом публикаций на страницах периодических изданий в Казахстане и за рубежом. Законодательная база проведения расчетов и учета расчетов обширна, серьезно детализирована и находится в постоянном развитии путем внесения изменений и дополнений.

Дипломная работа выполнена с использованием методических рекомендация к стандартам бухгалтерского учета, нормативных документов, документации по организации и управлению предприятием, проектно-сметной документации, а также научной и специальной литературы.

1 РОЛЬ УЧЕТА КПН В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и место КПН в системе налогообложения

Первоначально основными нормативными документами, регулирующими налоговые отношения в Казахстане, являлся указ президента Республики Казахстан № 2717 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

С введением с первого января 2002 года Налогового Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» с изменениями и дополнениями, все налоговые обязательства и отчисления регулируются данным законодательством.

Налоговый Кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком, связанные с исполнением налоговых обязательств.

Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Налогового Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных Налоговым Кодексом.

Налоговое законодательство действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физические лица, юридические лица и их структурные подразделения.

Законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Налоговый Кодекс по установлению новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет могут быть приняты не позднее первого декабря текущего года и введены в действие не ранее первого января года, следующего за годом их принятия.

Налог - установленный государством (в лице уполномоченного органа) в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которыми обеспечивается мерами государственного принуждения.

Налог - это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов:

Элементами налога являются:

– субъект налога;

– объект налога;

– норма налога;

– порядок уплаты налога;

– льготы по налогу.

Субъект налога - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог в размере, порядке и сроки, предусмотренные его налоговым обязательством.

В юридическом плане субъект налога выступает налогоплательщиком, который является стороной материального налогового правоотношения и возникающего на его основе налогового обязательства.

Объект налога - это юридический факт, с помощью которого юридическое законодательство обуславливает наличие налогового обязательства.

Понятие «объект налога» тесно связано с понятием «предмет налога».

Предмет налога является материальным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортным средства является факт обладания плательщиком транспортного средства, то предметом этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее данному объекту на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления).

Налоговые системы могут представлять довольно сложную модель, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально привязан к доходам землевладельца (поземельный налог-это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами. Косвенные же налоги, считал А. Смит, это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Критерием деления налогов на прямые и косвенные является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым.

Рисунок 1.1 - Классификация налогов

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, на землю).

Согласно новому Налоговому кодексу в Казахстане с 2005 года действуют девяти видов налогов, 13 видов сборов, девяти видов платы, четыре вида таможенных платежей и государственная пошлина.

На сегодняшний день они очень не значительны, в качестве накопительных источников поступления от них не обеспечивают реальной автономии региона. Это в свою очередь поднимает вопросы совершенствования системы их построения и механизма взимания.

Рисунок 1.2 - Удельный вес основных налогов в общей сумме налоговых поступлений в бюджет за 2007 год (в %) Республики Казахстан

Большой удельный вес занимает корпоративный подоходный налог с юридических лиц.

Корпоративный подоходный налог - один из основных налогов налоговой системы Казахстана. Корпоративный подоходный налог является прямым налогом, т.е. этим налогом облагается доход юридического лица - предприятия. В отличие от косвенных налогов (НДС, акцизы), корпоративный подоходный налог не перекладывается на потребителя продукции (услуг, работ) и плательщиком его является получатель совокупного годового дохода. Базой налогообложения является доход, получение которого представляет собой цель любого коммерческого предприятия.

Корпоративный подоходный налог является одним из основных источников дохода бюджета, однако его значение несколько снижается за счет увеличения объема косвенных налогов. Напомним, что в начале 90-х годов налог на прибыль, каком тогда именовался, достигал 55 процентов от налогооблагаемой прибыли, а для банков и страховых организаций составлял 45 процентов. В дальнейшем налог был снижен до 30 процентов и стал единым для всех субъектов предпринимательской деятельности. С принятием Налогового кодекса РК подоходный налог с юридических лиц стал называться корпоративным подоходным налогом.

Плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица - резиденты РК и нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан. Объектами налогообложения являются налогооблагаемый доход, а также доход, облагаемый у источника выплаты, и чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение.

В отличие от большинства налогов, корпоративный подоходный налог уплачивается по завершении налогового года на основании Декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах. В течение налогового года предприятия уплачивают авансовые платежи, исчисляемые с учетом налога, уплаченного за предыдущий период и предполагаемой суммы налога в текущем налоговом году.

Общеизвестно отличие порядка определения дохода в бухгалтерском учете от налогового учета. В первом случае доход от реализации определяется) как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и расходами на производство продукции и его реализацию, определяемыми нормативными документами по бухгалтерскому учету. В налоговом учете доход исчисляется как разница между совокупным годовым доходом (без косвенных налогов) и вычетами, определяемыми налоговым законодательством. Следует напомнить о некоторых различиях в определениях в целях ведения бухгалтерского учета и в целях налогообложения, так как иногда, вольно или невольно, происходит смешение некоторых понятий, кажущихся на первый взгляд сходными. Например, в бухгалтерском учете только выбытие товара в цепях продажи, с переходом права собственности к покупателю, считается собственно реализацией. Тогда как в целях налогообложения выбытие товара по разным обстоятельствам признается реализацией. Другой пример: проценты за кредит банка, начисленные в бухгалтерском учете, признаются в полном размере расходами предприятия, в налоговом учете проценты или интерес подвергаются корректировке и на вычеты относится сумма меньшая, чем в бухгалтерском учете. Эти и другие отличия бухгалтерского и налогового учета и создают иногда непонимание сущности бухгалтерских и налоговых доходов (убытков).

Случается, предприниматели рассматривают итоги налоговой декларации как результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Иногда даже специальные издания оперируют показателями, характерными только в налогообложении, как результатами хозяйственной деятельности. Так, изменения в порядке исчисления амортизационных отчислений основных средств в виде технологического оборудования объяснялись тем, что предприятия стоимость такого оборудования могли отнести на вычеты сразу и в результате образовывался убыток, который не позволял выплатить дивиденды акционерам. По существу, акционеры при таком раскладе, напротив, могли иметь более высокие ставки дивидендов, так как стоимость оборудования, отнесенная на вычет, уменьшала налогооблагаемый доход и, соответственно, сумму налога. В бухгалтерском же учете такое оборудование амортизировалось бы по обычным ставкам и бухгалтерский доход, являющийся основой для начисления дивидендов, значительно бы превышал налогооблагаемый доход.

Например, налогоплательщики осуществляют учет товарно-материальных запасов для налоговых целей в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету. Оценка себестоимости товарно-материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется методами средневзвешенной стоимости, ФИФО, ЛИФО, специфической идентификации. Налогоплательщик должен выбрать один из перечисленных методов и не имеет права перейти на другой метод в последующие годы без соответствующего разрешения налоговых органов. Собственно, и в бухгалтерском учете, следуя принципу последовательности, хозяйствующий субъект должен придерживаться учетной политики последовательно от одного отчетного периода к другому.

Основным компонентом себестоимости продукции любого промышленного предприятия является сырье и материалы, стоимость которых в налоговом учете представляет значительную часть вычетов. В целом использование одного из перечисленных методов позволяет предприятию оптимизировать порядок формирования себестоимости продукции, уплачивая при этом все причитающиеся налоги с дохода, образовавшегося в налоговом периоде. Налогооблагаемый доход в зависимости от применяемого метода оценки ТМЗ может иметь отклонения в ту или иную сторону, но независимо от этого налог уплачивается с реально образовавшегося в налоговом периоде налогооблагаемого дохода. Несомненно, налоговое обязательство в таком случае считается исполненным, при условии отсутствия каких-либо нарушений со стороны налогоплательщика. Но при переходе на иной метод оценки активов и обязательств, чем тот, который применялся налогоплательщиком в предыдущем налоговом периоде, совокупный годовой доход увеличивается на сумму положительной разницы и уменьшается на сумму отрицательной разницы.

В целом введение корпоративного подоходного налога свидетельствует о проявлении законодателями попыток приблизить налоговую систему к общепринятой мировой практике. Одобряя такие видоизменения в налоговой системе, хотелось бы отметить о внесении обстоятельных дополнений в терминологию налоговой системы, придерживаясь принципа понятности содержания и методики налогообложения различных видов налогов для любых категорий налогоплательщиков.

1.2 Особенности расчета КПН на предприятии

Система учета - это основная информационная система субъекта. В зависимости от потребностей конкретных пользователей для принятия тех или иных решений и интерпретируется финансовая информация организаций.

Налоговый учет существует с целью - правильно определить момент возникновения и величину налоговых обязательств, правильно отнести доходы и вычеты к отчетным периодам, и, в конечном итоге, получить ту сумму налога, которая должна быть оплачена в бюджет в срок, установленный законодательством. Налоговый учет по определению налогооблагаемой базы ведется в соответствии с фискальной политикой государства и является инструментом налогового администрирования.

Рисунок 1.3 - Система бухгалтерского учета

Основным информационным продуктом, который использует налоговый учет, выступают данные, которые касаются налогообложения. Налоговый учет связан с ведением дополнительной и отличительной от финансового учета специальной документацией и составлением налоговой отчетности. Цели и пользователи финансового и налогового учета - разные.

Нормы, установленные в налоговом учете, могут применятся в финансовом учете только в том случае, если они определены национальными стандартами учета.

Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее Налоговый кодекс), а также других нормативных правовых актов. Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных Налоговым кодексом, все налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

При наличии противоречия между Налоговым кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса, за исключением международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, в которых установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом Кодексе, в этих случаях применяются правила указанных договоров.

Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия:

встает на регистрационный учет в налоговом органе;

ведет учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

исчисляет, исходя из объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговой ставки, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет;

составляет налоговую отчетность и представляет ее органам налоговой службы в установленном порядке и сроки;

уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством, а также пени и штрафы в случае неисполнения налогового обязательства.

Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и в сроки, установленные Налоговым Кодексом.

Налоговое обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет исполняется в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или уплата в иностранной валюте.

Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются:

1) налогооблагаемый доход;

2) доход, облагаемый у источника выплаты;

3) чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Механизм действия и особенности корпоративного подоходного налога представлены на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 - Механизм действия КПН

Сроки исполнения налогового обязательства устанавливаются Налоговым Кодексом. При этом течение срока, установленного Налоговым Кодексом, начинается на следующий день после фактического события или юридического действия, которым определено его начало. Срок истекает в конце последнего дня периода, установленного Налоговым Кодексом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня.

КПН исчисляется на налоговый период путем применения ставки к налогооблагаемому доходу с учетом корректировок, произведенных уменьшенному на сумму убытков.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают КПН путем внесения авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Суммы авансовых платежей по КПН, уплачиваемые в течение налогового периода, исчисляющем налогоплательщиком, исходя из предполагаемой суммы КПН за текущий налоговый период, но не менее начисленных сумм среднемесячных авансовых платежей в расчетах сумм авансовых платежей за предыдущий налоговый период.

При превышении суммы фактического налогового обязательства указанного в декларации по КПН за предыдущий налоговый период, над суммой авансовых платежей в расчетах сумм авансовых платежей за предыдущий налоговый период налогоплательщик обязан исчислять суммы авансовых платежей за период после сдачи декларации, исходя из размера фактического налогового обязательства, указанного в декларации КПН за предыдущий налоговый период.

Суммы авансовых платежей, подлежащие уплате налогоплательщиком, уплачиваются равными долями в течение налогового периода.

Расчет сумм авансовых платежей подлежащих уплате за период до сдачи декларации по КПН, составляется и представляется налогоплательщиком до 20 января отчетного налогового периода в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика.

Расчет суммы авансовых платежей, подлежащих уплате после сдачи декларации по КПН, представляется налогоплательщиком в течение двадцати рабочих дней со дня ее сдачи, но не позднее 20 апреля отчетного налогового периода.

Налогоплательщик вправе в течение налогового периода представить скорректированных расчет сумм авансовых платежей за предстоящие месяцы налогового периода с письменным обоснованием причин корректировки, за исключением сумм авансовых платежей, подлежащих уплате до сдачи декларации за предыдущий налоговый период.

Сроки и порядок уплаты КПН налогоплательщики осуществляют по месту своего нахождения.

Налоговым периодом для КПН является календарный год. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца календарного года, при этом днем создания организации считается день и ее государственной регистрации в уполномоченном органе. Если организация была ликвидирована, реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала года до дня завершения ликвидации, реорганизации.

СГД юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) им в РК и за ее пределами в течении налогового периода.

Чтобы правильно и точно определить сумму КПН, подлежащую оплате в бюджет, необходимо конкретно знать какие виды доходов налогоплательщика относятся к совокупному годовому доходу, а именно, доходы:

- от реализации товаров (работ и услуг) - это стоимость реализованных товаров (работ, услуг) за исключением НДС и акциза. Он подлежит корректировке в случаях:

- полный или частичный возврат товаров;

- изменение условий сделки;

- изменение согласованности компенсации за реализованный товар;

- от прироста стоимости при реализации зданий, строений, сооружений, а также активов, не подлежащих амортизации, это доход, образующийся при реализации зданий, сооружений, а также активов не подлежащих амортизации:

- земельные участки;

- объекты НЗП;

- неустановленное оборудование;

- ценные бумаги.

Прирост определяется как разница между стоимостью реализованных не амортизируемых активов и их балансовой стоимостью, за исключением земельных участков и ценных бумаг. При реализации зданий, сооружений, используемых в предпринимательской деятельности, прирост стоимости (убыток) определяется как разница между стоимостью реализации и остаточной стоимостью;

- от списания обязательств, к ним относится:

- списание обязательств с налогоплательщика его кредитором, включая обязательства не востребованные кредитором на момент утверждения ликвидационного баланса при ликвидации;

- списание обязательств в связи с истечением срока исковой давности, за исключением сомнительных обязательств;

- списание обязательств по решению суда.

Сумма дохода, полученная в результате списания обязательств равна сумме списанной кредиторской задолженности.

- по сомнительным обязательствам, сомнительное обязательство - это обязательство, возникшее по приобретенным товарам, (работам, услугам), а также по начисленным работникам доходам и выплатам и не удовлетворенных в течении трех лет с момента возникновения, признаются сомнительными и подлежат включению в СГД налогоплательщика, за исключением НДС.

- от уступки требования долга, это доход налогоплательщика, определяемый в виде положительной разницы между суммой, выплачиваемой должником по требованию основного долга, включающий сумму, выплачиваемой им сверх основного долга, и стоимости приобретения долга налогоплательщика.

- от превышения стоимости выбывших фиксированных активов над стоимостным балансом подгруппы, если стоимость выбывших активов подгруппы (по первой группе) или группы (по второй, третьей и четвертой группам) превышает стоимостной баланс подгруппы (по первой группе) или группы (по второй, третьей и четвертой группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налогооблагаемом периоде, величина превышения подлежит включению в СГД. Стоимостной баланс данной подгруппы (по первой группе) или группы (по второй, третьей и четвертой группам) на конец налогового периода становится равным нулю.

- от безвозмездно полученного имущества, выполненные работы, предоставленные услуги, любое имущество, а также работы и услуги, полученные безвозмездно налогоплательщиком, являются его доходом, кроме:

- имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал;

- субсидии, полученные из средств государственного бюджета;

- суммы обязательных, дополнительных и чрезвычайных взносов в банк.

Совокупный годовой доход подлежит корректировке. Из СГД налогоплательщика подлежат исключению:

- дивиденды, полученные от юридических лиц - резидентов РК, ранее обложенные у источников выплаты в РК и другие;

- стоимость имущества, полученного в виде гуманитарной помощи, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

- доход, полученный при распределении чистого дохода и направленный на увеличение уставного капитала юридического лица-резидента с сохранением доли участия каждого учредителя.

- инвестиционные доходы, полученные в соответствии с законодательством РК об обязательном страховании и направленные на увеличение активов Государственного фонда социального страхования.

- доход от реализации товаров (работ и услуг);

- доход от прироста стоимости при реализации основных срендств;

- доход от списания обязательств;

- доход по сомнительным обязательствам;

- доход от снижения размеров созданных провизий банков и организаций;

- доход от уступки требования долга;

-доход от превышения стоимости выбывших фиксированных активов

над стоимостным балансом подгруппы;

- доход от безвозмездно полученного имущества.

Рисунок 1.5 - Формирование СГД

Расходы налогоплательщика, связанные с получением СГД, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением СГД. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, подлежащих вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Существуют следующие виды вычетов:

- вычеты сумм компенсаций при служебных командировках и по представительским расходам, к компенсациям при служебных командировках относятся:

- фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь;

- фактически произведенные расходы на наем жилого помещения;

- суточные, (не более трех МРП)

К представительским расходам относятся:

- прием и обслуживание лиц, производимых в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на совет директоров, ревизионных компаний.

- вычет по вознаграждению, к ним относятся:

- вознаграждения по полученным кредитам, в том числе в виде финансового лизинга;

- вознаграждения по вкладам.

- вычеты по выплаченным сомнительным обязательствам, в случае, если ранее признанные доходом сомнительных обязательств были выплачены налогоплательщиком кредитору, то допускается вычет на величину произведенной уплаты.

- вычеты по сомнительным требованиям, сомнительное требование - требование, возникшее в результате реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг юридических лиц и ИП - резидентов РК, а также юридических лиц нерезидентов, осуществляющих свою деятельность в РК через постоянное учреждение и не удовлетворяющее в течении тех лет с момента возникновения требования. Вычету подлежат требования, признанные сомнительными. Отнесение налогоплательщиком сомнительного требования производится при соблюдении следующих условий:

- при отражении в бухгалтерском учете на момент отнесения на выплаты;

- при наличии документов: счетов-фактур, письменное уведомление от налоговых органов.

- вычеты расходов на социальные выплаты и обучение:

Рисунок 1.6 - Формирование вычетов

Вычету подлежат виды расходов налогоплательщика в размере, определяемом законодательством РК:

- начисление по оплате временной нетрудоспособности работника;

- начисление по оплате отпуска по беременности, родам;

- по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования.

Подлежат вычету расходы работодателя на обучение, повышение квалификации.

Добровольные профессиональные пенсионные взносы.

Вычет штрафов и пени осуществляется по присужденным или признанным штрафам, пени, неустойкам, связанным с получением совокупно годового дохода, за исключением подлежащих внесению в государственный бюджет.

Вычеты превышения суммы отрицательной курсовой разницы над суммой положительной курсовой разницы. В случае, если сумма отрицательной курсовой разницы превышает сумму положительной курсовой разницы, то величина превышения подлежит вычету.

Вычет налогов производится по уплаченным суммам в пределах начисленных, кроме:

- налогов, исключаемых до определения совокупно годового дохода;

- КПН и налогов на доходы, уплаченных на территории РК и в других государствах;

- налога на сверх прибыль.

Налоги, уплаченные в текущем налоговом периоде за предыдущий налоговый период, подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором произошла их уплата.

Вычеты по расходам на ремонт допускаются в отношении каждой группы по фактическим расходам, произведенным налогоплательщиком на ремонт основных средств, учитываемых в бухгалтерском балансе налогоплательщика, при условии их использования для получения СГД.

Таблица 1.1 - Норма налогообложения фиксированных активов

№ группы

Наименование группы

Предельная норма ( % )

1.

Здания и сооружения

15

2.

Машины и оборудования

25

3.

Канцелярские и копировальные машины

15

4.

Фиксированные активы

15

Из налогооблагаемого дохода налогоплательщика подлежит исключению в пределах трех процентов от налогооблагаемого дохода следующие расходы:

- расходы, фактически понесенные налогоплательщиком на содержание объектов социальной сферы;

- безвозмездно переданное имущество некоммерческим организациям;

- адресная социальная помощь физическим лицам.

Налогоплательщики, использующие труд инвалидов, имеют право на уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму в двукратном размере произведенных расходов на оплату труда инвалидов и 50 процентов от суммы начисленного социального налога от заработанной платы и других выплат инвалидам. Налогоплательщики уменьшают налогооблагаемый доход на сумму вознаграждения, полученного по финансовому лизингу основных средств, предоставляемых на срок более трех лет с последующей передачей их лизингополучателю.

Убытком от предпринимательской деятельности признается превышение вычетов над скорректированным СГД. Убытки от предпринимательской деятельности, а так же убытки от реализации зданий и сооружений (за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств), используемых в предпринимательской деятельности налогоплательщика, переносятся на срок до трех лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов.

1.3 Зарубежный опыт налогообложения и учета доходов юридических лиц

Налоговые системы зарубежных стран различаются между собой, однако проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. При тщательном анализе всем им присущи общие принципы построения на базе общепринятых постулатов теории.

Например, Италия перед вступлением в общий рынок серьезно изменила налоговую систему, приближая ее к системам других стран. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения, зарубежные страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан. Практически во всех странах налоговые системы имеют трехуровневый характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные налоги, региональные налоги - земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные налоги. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно понимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.

Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных и местных налогов.

Основные общегосударственные налоги: подоходный налог с физических лиц; на прибыль корпораций, на прирост капитала, на доходы от нефти, с наследства, на добавленную стоимость, пошлины, акцизы, гербовый сбор. Они дают более 90 процентов налоговых поступлений.

Подоходный налог - удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот. При этом он подразделяется на заработанный и инвестиционный (переработанный).

Удержание подоходного налога с заработной платы и жалований производится у источника. При этом отпадает необходимость заполнения налоговой декларации для лиц наемного труда, живущих на доход только от заработной платы. В остальных случаях налогообложение доходов производится на основе деклараций, предъявляемой налогоплательщиками в установленные законом сроки.

Ставка налога на прибыль составляет 33 процента. Причем 10 лет назад она была 52 процента, а в начале 90-х годов - 35 процентов.

Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки - 25 процентов. Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов стерлингов в год.

Налог на наследство - не облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40 процентов. Действует система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80 процентов.

Важное место среди общегосударственных налогов принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17 процентов бюджета страны.

Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг (т.е. разница между выручкой и стоимостью закупок у поставщиков). Ставка налога - 17,5 процентов. Не подлежат обложению продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

В апреле 1990 г. в Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Он устанавливается в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Однако опыт взимания подушного налога оказался неудачным, и в апреле 1993 года ему на смену пришел новый муниципальный налог.

Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма различен.

Главный правительственный орган, осуществляющий управление и регулирование налоговой системы страны - Казначейство. Оно отвечает за разработку и осуществление общей экономической стратегии. Ему подотчетны Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Управление внутренних доходов имеет контору главного налогового инспектора в Лондоне и сеть из подчиненных ему 700 контор по всей стране. Формально это самостоятельное правительственное учреждение. Управление пошлин и акцизов ведает всеми косвенными налогами [6, c.23].

Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19 процентов, максимальная - 53 процента. Необлагаемый минимум - 1 536 евро в месяц для одиноких и 3 072 евро для семейных пар.

Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий), промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и внаем и все прочие поступления.

Подоходные налоги уплачивают предприятия и физические лица. У предприятий налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.

Общая ставка налога составляет 34 процента. В отдельных случаях она может повышаться до 42 процента. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги - от 10 до 24 процента.

Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально оговоренных случаях - из чистой прибыли предыдущих лет.

Налоговые льготы устанавливаются главным образом через ускоренную амортизацию, т.е. направлены на стимулирование обновления производства. Применяются два режима списания амортизации: линейная, когда стоимость оборудования распределяется пропорционально сроку его службы, и ускоренная - с применением соответствующего коэффициента. Ускоренная амортизация используется обычно на промышленное оборудование, особенно энергосберегающее. Компьютеры разрешено амортизировать полностью в течение одного года.

В ряде случаев предусматриваются прямые вычеты из налога: 10 процентов от прироста инвестиций в развитие производства и 50 процентов - от прироста вложений в научные исследования.

Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц, его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18 процентов. Налогообложению подлежит фискальная единица - семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей, естественно, является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение года.

Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от нуля до 56,8 процента. Не облагаются налогом (ставка ноль процентов) доходы, не превышающие 18 140 евро. Максимальная ставка применяется для дохода, превышающего 246 770 евро [7, с.53].

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях: федеральном (48 процентов государственных доходов); провинциальном (42 процента государственных доходов); местном (10 процентов государственных доходов).

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1989-1999 годы доля подоходного налога увеличилась на 45 процентов (с 56580 млн до 101943 млн канадских долларов). Значительны поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.

Налоговые источники доходов провинций складываются из:

подоходного налога с населения;

налога с продаж;

налога на прибыли корпораций;

акцизов;

налогов в фонды социального страхования;

налогов на дарения;

рентных платежей;

различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги.

Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

В стране сложилась четкая система налогового регулирования:

Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение - прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

Отдельным провинциям сделаны исключения, например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта - налог на прибыль.

Налоговая система Канады оказывает серьезное воздействие на экономические процессы в стране. В середине 1990-х годов налоговое регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное влияние все же уделялось государственным расходам. В результате федеральное правительство и правительства провинций требовали причитающиеся части важнейших налогов.

Доля подоходных налогов в 1999г. составляла около 45 процентов всех налоговых поступлений (37 процентов приходится на подоходный налог с физических лиц, восемь процентов - на налог с корпораций); налоги на потребление - примерно 30 процентов. Доля налогов, собранных провинциями относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем на 100 млрд долларов ежегодно (из них 40 процентов приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).

Канада - децентрализованное государство, где, несмотря на сильное влияние федеральных налогов власти, провинции имеют большое значение в ключевых областях национальной экономики и социального развития. Так, провинции обладают сферой полномочий в таких областях, как образование, здравоохранение, круг социальных программ по страхованию.

Имея столь широкий спектр ответственности, провинции играют фундаментальную роль в национальной экономике. На их долю приходится больше половины всех правительственных расходов Канады.

Роль провинций в экономике страны резко усилилась в последние годы: с 15 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) в начале 1970г. - до 26 процентов в 1999г. На долю федерального правительства приходится всего 22 процентов.

Расширение роли провинций в национальной экономике требует координации политики между федеральным правительством и правительством провинций. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинциям необходима поддержка со стороны федерального правительства. В среднем около 28% всех доходов составляют трансферты - средства, передаваемые центральным правительством провинциям в целях компенсации несоответствия между потребностями в средствах и имеющимися в их распоряжении ресурсами. Например, в провинциях Онтарио, Альберта и Британская Колумбия эта доля достигает 20 процентов, а в провинциях менее богатых - более 40 процентов.

Большую роль в экономическом регулировании играет координация налогов, которая призвана способствовать:

изменению роли провинций в федерации;

обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;

увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как инструменту политики увеличения поступлений;

улучшению системы распределения дохода между индивидуалами с целью продвижения экономического и социального развития.

Местные органы власти в США получают почти половину всех поступлений, и имеют право в рамках своих полномочий вводить налоги и взимать плату за услуги. Помимо этого, одна треть доходов местных органов власти дотируется из вышестоящих бюджетов в виде так называемых «грантов» или целевых, блоковых и программных дотаций. Эти источники поступлений налогов, сборов и грантов отражают многоуровневый характер власти в Соединенных Штатах.

Теперь рассмотрим какими видами налогов облагаются налогоплательщики США на уровнях федерального, штатного и местного правительства.

В США на уровне федерального правительства существуют следующие виды налогов:

корпорационный подоходный налог;

индивидуальный подоходный налог;

акцизы на бензин, авиабилеты, телефонные услуги, автопокрышки, некоторые виды топлива, спирт и табачные изделия;

налог на собственность (завещание), стоимость которой превышает 600 тыс. долларов США;

налог на дарение, если стоимость подарка превышает 10 тыс. долларов США;

отчисления на социальное страхование;

таможенные сборы и пошлины.

На уровне штатного правительства существуют следующие виды налогов:

корпорационный подоходный налог;

индивидуальный подоходный налог;

налог на собственность (на имущество);

налог с продаж;

прочие налоги и сборы

На уровне местного правительства существуют следующие виды налогов:

налог на собственность;

налог на продажу;

сборы за пользование услугами (услуги по водоснабжению и канализации, сбор мусора и т.п.)

В некоторых местах может иметь место и установление корпорационного и индивидуального подоходного налога. Но они составляют совсем незначительную часть - соответственно около одного процента и от трех процентов до девяти процентов от всей суммы доходов местного правительства. Так, сегодня в США только 11 местных органов применяют индивидуальный подоходный налог с граждан [8, с.71].

В России налоги подразделяются на федеральные, налоги субъектов федерации и местные. Среди федеральных налогов основными по величине являются НДС, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизные сборы, таможенные пошлины. За последнее десятилетие ощутимый вклад в государственный бюджет стали вносить налог на операции с ценными бумагами и налог с имущества, переходящегося в порядке наследования и дарения.

Для формирования доходной части бюджетов субъектов федерации определяющее значение имеет налог на имущество предприятий.

В совокупности местных налогов весомая роль принадлежит земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сбору за право торговли, целевым сборам с населения и предприятий всех организационно - правовых форм на содержание милиции, на обустройство городов и населенных пунктов, на поддержание и развитие системы образования.

По мере продвижения российской экономики к развитым формам рыночных отношений все возрастающую роль играют местные налоги, служащие основной формирования доходов местных бюджетов. Именно местные бюджеты принимают на себя основную тяжесть расходов, содержат многочисленные муниципальные службы.

Из сказанного можно сделать следующие выводы. Налоговая политика зарубежных стран - это действенный и эффективный механизм, направленный на достижение целей в условиях стабильной рыночной экономики. Налоги в этих странах являются главным источником доходов бюджета всех уровней, средством обеспечения социальных гарантий, финансовой основой местного самоуправления, а также выполняет функцию сбалансированности интересов и финансовых возможностей субъектов и населения.

2 УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО КПН НА ПРИМЕРЕ ТОО «Ритам-Павлодар»

2.1 Характеристика предприятия и учетная налоговая политика в области учета КПН

Товарищество с ограниченной ответственностью «Ритам-Павлодар» образовано 8.04.1998 года на базе ТОО «Ритам-Павлодар» как частное предприятие без государственной доли. Последняя переорганизация Управления Юстиции Павлодарской области была 2.08.2002 года за № 4555-1945-ТОО. ТОО «Ритам-Павлодар» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства РК и Устава предприятия.

Завод имеет самостоятельный баланс, текущие счета в банке, товарный знак, товарную марку, печать с указанием своего наименования на государственном и русском языках, обладает обособленным имуществом. Местонахождение: РК, 140000, г. Павлодар, ул. Луначарского,6.

Согласно Уставу завода основными видами деятельности являются: производственная, коммерческая, посредническая, а именно:

- производство продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления;

- ремонт автомобильного транспорта и технологического оборудования;

- производство и переработка, закуп и реализация сельскохозяйственной продукции, продуктов питания;

- оказание бытовых услуг населению;

- транспортно-экспедиционные услуги населению и организациям;

- осуществление коммерческой деятельности, в том числе через магазины товарищества;

внешнеэкономическая, посредническая деятельность.

Участником ТОО является учредитель: ЗТОО «Ритам-Павлодар».

Основными заказчиками и потребителями продукции и услуг ТОО «Ритам-Павлодар» в 2005 году являлись многие крупные предприятия, а так же большое количество частных и индивидуальных предпринимателей, некоторые данные приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Заказчики и потребители продукции и услуг ТОО «Ритам-Павлодар» в 2005 году

Наименование заказчика

Наименование продукции

ТОО «Павлодарэнерго»

Рабочие колеса, обработка обоймы, клин задвижной, брус.

E-Media

Коробки распределительные, вал.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.