РУБРИКИ

Роль и значение бухгалтерского финансового учета на предприятии Саргатского района Омской области СПК "Форма"

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Роль и значение бухгалтерского финансового учета на предприятии Саргатского района Омской области СПК "Форма"

Роль и значение бухгалтерского финансового учета на предприятии Саргатского района Омской области СПК "Форма"

81

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ: Роль и значение бухгалтерского финансового учета на предприятии Саргатского района Омской области СПК «Форма»

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

ст-ка 33гр. Горина П.И.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ст.пр. Безверхая Е.А.

ОМСК 2003

Содержание

  • Введение
  • Реферат
  • Обзор литературы
  • 1.Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
  • 2.Принципы бухгалтерского учета
  • 3.Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России
  • 4.Цели и задачи бухгалтерского учета
  • 5.Предмет и методы бухгалтерского учета
  • 6.Ведение синтетического и аналитического учета
  • 7.Регистры бухгалтерского финансового учета
  • 8.Формы бухгалтерского учета
  • 9.Организация бухгалтерского учета
  • 10.Совершенствование бухгалтерского финансового учета в России в соответствие с международными стандартами и директивами Европейского экономического союза
  • Выводы и предложения
  • Список использованной литературы
  • ПриложениеА. Приказ об утверждении графика документооборота (условный пример)
  • Приложение Б. Приказ об учетной политике
  • ПриложениеВ. Приказ об учетной политике для целей налогообложения
  • ПриложениеГ. Рабочий план счетов
  • ПриложениеД. Перечень форм первичной учетной документации
  • ПриложениеЖ. Бухгалтерская годовая отчетность за 2002г.
  • ПриложениеК. Унифицированные формы управленчиских документов
  • ПриложениеЛ. Нормативы при ручном методе записи в учетные регистры
  • ПриложениеМ. Приходный кассовый ордер
  • ПриложениеН. Расходный кассовый ордер
  • ПриложениеП. Кассовая книга
  • ПриложениеР. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
  • ПриложениеС. Оборотная ведомость по аналитическому учету по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
  • ПриложениеТ. Мемориальный ордер №3
  • ПриложениеУ. Журнал - Главная
  • ПриложениеФ. Перечень типовых регистров журнально-ордерной формы организации учета

ПриложениеХ. Корреспонденция счетов за ноябрь 2003г.

Введение

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово - экономических отношений в человеческом обществе. В сфере действия предприятия (организации) любой формы собственности он выступает как:

· звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

· специальный финансовый язык, с помощью которого отражаются сущность и специфика хозяйственной деятельности.

В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно - технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения, он не может быть заменен никаким другим равнозначным экономическим механизмом или однотипной финансовой структурой.

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился несколько тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Свои вклады в эту научно - практическую деятельность людей внесли многие эпохи и государства.

Объектом исследования данной работы является СПК «Форма», вид деятельности которого является сельское хозяйство: производство продукции животноводства и растениеводства.

Предметом исследования является выяснение важности бухгалтерского учета в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Цель курсовой работы - систематизация теоретических аспектов по данной теме, изучение аналитических сведений практической деятельности конкретного предприятия и выработка предложений по совершенствованию ведения бухгалтерского учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

· рассмотреть основные понятия и особенности бухгалтерского учета в России;

· изучить особенности бухгалтерского учета в СПК «Форма»;

· внести предложения комплексному совершенствованию методологии и организации бухгалтерского учета.

Реферат

Объем курсовой работы составляет 86 листов (без приложений). Для ее написания были использованы нормативные документы, необходимые для раскрытия данной темы, учебные пособия таких авторов как Кондраков Н.П., Макарьева В.И., Волков Н.Г., План счетов бухгалтерского учета (от 31 октября 2000г с внесенными изменениями Приказом Минфина РФ №38н от 7 мая 2003года) и комментарии к нему, а также периодические издания, такие как: Бухгалтерский учет, Главбух, Учет в сельском хозяйстве.

Курсовая работа состоит из 10 пунктов. Так первый пункт ознакомляет с действующей нормативной системой в России и характеризует степень применения ее в СПК «Форма»; в девятом пункте дается описание организации бухгалтерского учета и характеристика технического оформления учета на рассматриваемом предприятии и т.д.

В курсовой работе представлены 2 таблицы и 8 рисунков. Приложения находятся в конце работы. Использована нумерация приложений от А до Х.

Обзор литературы

В периодической литературе расходятся мнения авторов в основном по вопросам нормативного регулирования. Так большинство западных авторов против нормативного регулирования бухгалтерского учета и против стандартов выдвигают множество возражений, основными из которых можно отметить следующие:

· «рыночная экономика по своей природе основана на свободе договора, следовательно, любому собственнику принадлежит неотъемлемое право выбирать такие методы учета и анализа, какие он считает правильными. Желание навязать ему какой-то план счетов и другие ограничения противоречит идеалами свободы и нарушает права человека; таким образом, в условиях современной рыночной экономики бухгалтерских стандартов не может быть, ибо свободный рынок с неизбежностью диктует и свободу выбора методов учета;

· стандарты, ориентированные на все страны, не отражают национальной традиции;

· стандарты рассчитаны на инвесторов, под которыми понимаются, преимущественно собственники, но помимо инвесторов есть и другие пользователи данных, и у них есть свои интересы. Так образом, стандарты не могут удовлетворить всех…».

Таким образом, критики нормативного регулирования учета требуют отмены всех нормативных предписаний. Они убеждены, что только в том случае, если стандарты будут устранены, бухгалтер, опираясь на свое профессиональное суждение, сможет достоверно раскрыть реальное положение дел.

Согласно этой концепции слепое следование требованиям нормативных документов, которые пытаются дать ответ на все случаи жизни, не может позволить бухгалтеру в каждом конкретном случае найти убедительное и правильное представление финансового положения предприятия, в котором этот бухгалтер работает.

Мое мнение совпадает с мнением других специалистов, которые сделали три вывода, которыми должен руководствоваться бухгалтер:

· если факт хозяйственной жизни точно подпадает под описание нормативных документов, и их требования позволяют достоверно отразить в учете, то он должен сделать это;

· если факт хозяйственной жизни подпадает под описание нормативных документов, но, по его мнению, их требования в данном конкретном случае не позволяют достоверно отразить факты в учете, то он должен принять самостоятельное решение и отразить факты хозяйственной операции так, как диктует ему его профессиональное суждение (вывод прямо вытекает из Закона РФ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (с изм. и доп.) - требование приоритета содержания перед формой);

· если факт хозяйственной жизни не может быть описан из-за того, что в нормативных документах подобная ситуация отсутствует, то бухгалтер, опираясь на свое профессиональное суждение, должен отразить этот факт в учете так, как считается нужным, но всегда - достоверно.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями от 28.03.2002г. №32-ФЗ, от 31.12.2002г. №187-ФЗ, от 31.12.2002г. №191-ФЗ, от 10.01.2003г. №8-ФЗ), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999., 24 марта 2000г.).

Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 19 положений по бухгалтерскому учету и отчетности:

· "Учетная политика организаций". ПБУ 1/98 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.);

· "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство". ПБУ 2/94 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994 г. N 167);

· "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". ПБУ 3/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 10 января 2000 г. N 2н);

· "Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н);

· "Учет материально - производственных запасов". ПБУ 5/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. N 44н);

· "Учет основных средств". ПБУ 6/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. N 26н);

· "События после отчетной даты". ПБУ 7/98 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н);

· "Условные факты хозяйственной деятельности". ПБУ 8/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. N 96н);

· "Доходы организации". ПБУ 9/99 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 32н);

· "Расходы организаций". ПБУ 10/99 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 33н);

· "Информация об аффилированных лицах". ПБУ 11/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. N 5н);

· "Информация по сегментам". ПБУ 12/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. N 11н);

· "Учет государственной помощи". ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. N 92н);

· "Учет нематериальных активов". ПБУ 14/2000 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. N 91н);

· "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". ПБУ 15/01 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 2 августа 2001 г. N 60н);

· "Информация по прекращаемой деятельности". ПБУ 16/02 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. N 66н);

· «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы». ПБУ 17/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №115н);

· «Учет расходов по налогу на прибыль». ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №115н);

· «Учет финансовых вложений». ПБУ 19/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. №126н).

Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.

Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 15 марта 2001 г. N 69н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Основными являются:

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49);

· Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 июля 1998 г. N 33н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. N 32н));

· Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н);

· Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н);

· Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001г. №26а);

· Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. N 60н);

· "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (Положение Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. N 2-П).

Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота. Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп. от 30.12.1999г. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. В настоящее время учетная политика бывает двух видов:

· учетная политика для целей ведения бухгалтерского учета;

· учетная политика для целей налогообложения.

Два этих вида учетной политики формируются и применяются на основании различных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. С одной стороны, эти документы регулируют бухгалтерский учет, а с другой стороны - налоговые правоотношения.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации. Как правило, это документы, не содержащиеся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив или он может быть оформлен в виде приказа, что можно увидеть на условном примере (Приложение А).

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, план счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативными документами.

Так в СПК «Форма» разработаны и утверждены следующие документы:

· учетная политика для целей ведения бухгалтерского учета (ПриложениеБ);

· учетная политика для целей налогообложения (Приложение В);

· рабочий план счетов (Приложение Г);

· перечень форм первичной документации, характерной для специфики деятельности данного предприятия (Приложение Д).

График же документооборота в данной организации отсутствует.

Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета может быть представлена в виде следующего рисунка.

81

Рисунок 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Из всех документов особо следует отметить Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, План счетов бухгалтерского учета и Положение «Учетная политика предприятия». Они предоставили организациям право выбора вариантов учета и оценки соответствующих объектов (оценки нематериальных активов, учета затрат по ремонту основных средств, выпуска продукции, ее реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учетной политикой.

В настоящее время в учетную политику введены новые объекты учета - нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др. Существенно изменена методология учета многих объектов учета: основных средств, капитальных вложений, уставного капитала, прибыли и убытков и др.; бухгалтерская отчетность: ее состав, содержание, сроки и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике.

С введением в учетную практику Положения «Учетная политика предприятия» (с 01.01.95 г.) отечественная система бухгалтерского учета перешла на использование международных бухгалтерских принципов.

Принципы бухгалтерского учета

Успешное ведение бухгалтерского учета в организациях напрямую зависит от квалификации главного бухгалтера и других работников учета. Оценка качества бухгалтерского учета неразрывно связана с прибыльностью коммерческой организации. Одним из важнейших факторов повышения профессионализма работников службы бухгалтерского учета является использование российских международных стандартов. Отличительный признак учетной информации в сравнении с информацией, формируемой другими видами учета, в основе своей опираются на базовые принципы бухгалтерского учета, которые построены на нескольких основных концепциях, принятых в передовых странах. Они не столь очевидны с первого взгляда, но если их принимают за основу, с ними следует считаться. Стандарты бухгалтерского учета обеспечивают следующие основные свойства финансово-хозяйственной информации:

· понятность - информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть доступной для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности. Вместе с тем информация о сложных и важных вопросах не должна исключаться только из-за того, что может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями;

· уместность - информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки. На уместность информации влияют ее характер и существенность. Например, само сообщение о новом сегменте может повлиять на оценку рисков и возможностей, имеющихся у компании, независимо от существенности результатов, достигнутых новым сегментом в отчетном периоде. Существенной считается информация, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности;

· надежность - информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи либо могут положиться на нее, как правдиво представляющую соответствующие факты и события, либо обоснованно ожидать от нее правдивого представления этих фактов и событий. Для того чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события. Для обеспечения правдивости необходимо, чтобы операции и прочие события учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой (преобладание сущности над формой). Для того чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск информации может сделать ее ложной или дезориентирующей, а следовательно, ненадежной и несовершенной;

· сопоставимость - пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды времени, а также финансовую отчетность разных компаний. Для обеспечения сопоставимости измерение и отражение финансовых результатов должны осуществляться в сравниваемых периодах по единой методологии в разных компаниях. Сведения об изменении методологии измерения и отражения финансовых результатов должны сообщаться в учетной политике компаний.

Следование стандартам (принципам) позволяет работникам бухгалтерии даже средней квалификации выполнять работу на высоком научно-практическом уровне и одновременно повышать свое профессионально мастерство. Стандарты (принципы) бухгалтерского учета бывают двух уровней: национальные и международные. Национальные обобщают науку и практику одной страны, а международные - целого ряда стран. Национальные стандарты точнее и полнее охватывают специфику экономических отношений и традиции отдельного государства. Поэтому полный набор международных стандартов (33 шт.), носящих рекомендательный не используется ни в одной стране мира

· Стандарт №1 "Описание методов учета (учетная политика)"

· Стандарт №2 "Оценка и отражение в учете материальных запасов по фактической себестоимости"

· Стандарт №4 "Учет амортизации"

· Стандарт №5 "Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности"

· Стандарт №7 "Отчет об изменениях в финансовом положении"

· Стандарт Х°8 "Необычные статьи затрат, затраты предшествующих лет и изменения в методах учета"

· Стандарт №9 "Учет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ"

· Стандарт №10 "Непредвиденные расходы и расходы, возникающие после даты составления баланса"

· Стандарт №11 'Учет контрактов на строительные работы"

· Стандарт №12 "Учет налогов по доходам"

· Стандарт №13 "Отражение оборотных активов и краткосрочных обязательств"

· Стандарт №14 "Финансовая отчетность сегментов"

· Стандарт № 15 "Информация, отражающая влияние изменения цен"

· Стандарт №16 "Учет реальных внеоборотных активов"

· Стандарт № 17 "У чет лизинга"

· Стандарт №18 "Регистрация доходов"

· Стандарт №19 "Учет пенсионных выплат в финансовой отчетности работодателей"

· Стандарт №20 "Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи"

· Стандарт №21 'Учет влияния изменений валютных курсов"

· Стандарт №22 "Учет слияния компаний"

· Стандарт №23 "Капитализация затрат при использовании заемных средств"

· Стандарт №24 "Отражение информации об участниках, с которыми имеются деловые отношения"

· Стандарт №25 "Учет инвестиций"

· Стандарт .№26 "Учет и отчетность по социальным фондам"

· Стандарт №27 "Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании"

· Стандарт №28 "Учет инвестиций в зависимые предприятия"

· Стандарт №29 “Финансовая отчетность в условиях гиперинфляционной экономики“

· Стандарт №30 "0тражение информации и финансовой отчетности в кредитных учреждениях"

· Стандарт №31 "Финансовая отчетность о доходах в совместных предприятиях"

· Стандарт №32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации"

· Стандарт №33 "Показатель чистой прибыли на акцию"

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяют следующие основные правила ведения бухгалтерского учета:

1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Министерством финансов РФ.

2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Министерством финансов РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; оценка имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; оценка имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятия "допущения" и "требования" также являются правилами ведения бухгалтерского учета. Они установлены ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".

В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности основополагающими бухгалтерскими допущениями являются метод начисления и непрерывность деятельности.

Сущность метода начисления заключается в том, что результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Благодаря этому финансовая отчетность информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем.

Финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на иной основе, которую необходимо раскрыть.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России

Данная концепция бухгалтерского учета определяет основы построения системы бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования и ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов учета и отчетности, последние достижения науки и техники, и одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.

Концепция призвана:

- обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

- быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;

- способствовать принятию решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными документами;

- помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Концепция не заменяет нормативные документы по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.

Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета для предприятий всех видов деятельности, отраслей и организационно - правовых форм. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, могут вести учет лишь для целей налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, не противоречащие цели бухгалтерского учета.

Цели и задачи бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет, являясь составной частью системы управления организацией, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

В обобщенном виде пользователей бухгалтерской информации может быть представлена в виде рисунка (рисунок 2).

-------------------------------¬

¦ ¦

¦

¦ ----------------------------¬

¦ ¦ Хозяйственная деятельность¦

¦ L----------------------------

¦

¦

¦ ---------------------¬

¦ ¦ Бухгалтерский учет ¦

¦ L---------------------

¦¦----------¬---------¬-----------------------------------------¬¦

¦¦¦Админист-¦¦Пользо- ¦¦ Пользователи с непрямым финансовым ¦¦

¦¦¦рация ¦¦ватели с¦¦ интересом ¦¦

¦¦+---------+¦прямым ¦¦---------¬---------¬---------¬---------¬¦¦

¦¦¦Индивиду-¦¦финансо-¦¦¦Налого- ¦¦Регули- ¦¦Органы ¦¦ Другие ¦¦¦

¦¦¦альные ¦¦вым ин- ¦¦¦вые ор- ¦¦рующие ¦¦планиро-¦¦органы 覦¦

¦¦¦собствен-¦¦тересом ¦¦¦ганы ¦¦органы ¦¦вания ¦¦ группы ¦¦¦

¦¦¦ники, ¦+--------+¦+--------++--------+¦экономи-¦+--------+¦¦

¦¦¦совла- ¦¦Инвесто-¦¦¦Феде- ¦¦Комисси覦ки ¦¦Работни-¦¦¦

¦¦¦дельцы, ¦¦ры, кре-¦¦¦ральные ¦¦по цен- ¦+--------+¦ки и ¦¦¦

¦¦¦совет ди-¦¦диторы ¦¦¦(на ¦¦ным бу- ¦¦Совет ¦¦профес- ¦¦¦

¦¦¦ректоров,¦¦ ¦¦¦уровне ¦¦магам, ¦¦консуль-¦¦сиональ-¦¦¦

¦¦¦высший ¦¦ ¦¦¦госу- ¦¦биржи ¦¦тантов ¦¦ные сою-¦¦¦

¦¦¦управлен-¦¦ ¦¦¦дарс- ¦¦фондо- ¦¦при Пре-¦¦зы, фи- ¦¦¦

¦¦¦ческий ¦¦ ¦¦¦тва), ¦¦вые, ¦¦зиденте ¦¦нансовы妦¦

¦¦¦персонал ¦¦ ¦¦¦субъек- ¦¦прочие ¦¦Российс-¦¦консуль-¦¦¦

¦¦¦организа-¦¦ ¦¦¦тов Рос-¦¦ ¦¦кой Фе- ¦¦танты, ¦¦¦

¦¦¦ции, ме- ¦¦ ¦¦¦сийской ¦¦ ¦¦дерации,¦¦покупа- ¦¦¦

¦¦¦неджеры, ¦¦ ¦¦¦Федера- ¦¦ ¦¦Прави- ¦¦тели, ¦¦¦

¦¦¦руководи-¦¦ ¦¦¦ции, ¦¦ ¦¦тельствпрочие ¦¦¦

¦¦¦тели под-¦¦ ¦¦¦местные ¦¦ ¦¦РФ, Гос-¦¦ ¦¦¦

¦¦¦разделе- ¦¦ ¦¦¦ ¦¦ ¦¦комстат ¦¦ ¦¦¦

¦¦¦ний, мас-¦¦ ¦¦¦ ¦¦ ¦¦России, ¦¦ ¦¦¦

¦¦¦тера ¦¦ ¦¦¦ ¦¦ ¦¦прочие ¦¦ ¦¦¦

¦¦L----------L---------¦L---------L---------L---------L---------¦¦

¦¦ L-----------------------------------------¦

¦L----------------------------------------------------------------

¦ --------------------------------------¬

¦Влияние на хозяйственную деятельность¦

Рисунок 2. Пользователи бухгалтерской информацией

Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета -- формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений: юридическим и физическим лицам, имеющим потребность в информации об организации и обладающим достаточными познаниями и навыками для понимания, оценки и использования информации (реальные и потенциальные инвесторы, работники организации, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом).

Указанные пользователи заинтересованы в получении следующей информации, формируемой в бухгалтерском учете:

· инвесторы и их представители -- о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных инвестиций и о способности организации выплачивать дивиденды;

· работники организации и их представители (профсоюзы и др.) -- о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

· заимодавцы -- о способности организации погасить предоставленные ей займы и выплачивать соответствующие проценты;

· поставщики и подрядчики -- о способности организации выплатить в срок причитающиеся им суммы;

· покупатели и заказчики -- о продолжении деятельности организации;

· органы власти -- в информации, необходимой для осуществления ими своих функций (по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения);

· общественность в целом -- о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Наряду со специфической внешним пользователям нужна и общая для всех пользователей информация, например о способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные активы, времени и последовательности их поступления.

Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности.

Информацию для внутренних пользователей, характеризующую финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и изменения в финансовом положении, целесообразно использовать при формировании информации и для внешних пользователей.

Так как бухгалтерский учет служит для отражения и контроля средств предприятия и процессов их хозяйственной в обобщающем денежном выражении, то к задачам стоящем перед бухгалтерским учетом следует отнести:

· обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;

· своевременное предупреждение негативных моментов хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

· поиск путей достижения положительного финансового результата на ранних стадиях учета;

· формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия.

Задачами бухгалтерского учета, сформулированные в Федеральном законе "О бухгалтерском учете", являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, работникам и их представителям), а также внешним ее пользователям (инвесторам, кредиторам и др.);

· обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Предмет и методы бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица, но не с точки зрения ее технологических, организационных и других особенностей, а как совокупность хозяйственных процессов, обеспечивающих необходимый финансовый результат. Осуществление этих процессов требует наличия хозяйственных средств (основных и оборотных), источниками формирования которых являются собственные и заемные (привлеченные со стороны) средства.

Сущность предмета бухгалтерского учета раскрывается через учитываемые им объекты. Хозяйственная деятельность предприятий, которую отражает и контролирует бухгалтерский учет - это процесс использования имеющихся в его распоряжении средств. Отсюда, объектами предмета бухгалтерского учета являются хозяйственные средства, их источники, хозяйственные процессы и результаты хозяйственных процессов. Поэтому под предметом бухгалтерского учета понимают не только хозяйственные процессы и их результаты, но и наличие хозяйственных средств с указанием источников их образования. Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность предприятия. В более конкретном виде он представляется через множество разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

§ объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;

§ объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй - хозяйственные процессы и их результаты.

Указанные в предыдущем пункте задачи решаются использованием различных способов и приемов, совокупность которых методом бухгалтерского учета.

К таким приемам относятся:

· сплошное документирование всех хозяйственных операций;

· калькуляция и оценка;

· инвентаризация имущества и обязательств;

· отражение хозяйственных операций в стоимостном измерителе в учетных регистрах;

· использование системы счетов для ежедневного отражения средств предприятия (имущества) и источников их формирования (обязательств);

· правило двойной записи;

· балансовое обобщение полученной информации;

· отчетность.

Перечисленные элементы метода бухгалтерского учета применяются во всех странах. Использование каждого из элементов описано в соответствующих законах, положениях, инструкциях, именуемых нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В науке под методами понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых (или через которые) раскрывается содержание изучаемого предмета. Назначение метода в бухгалтерском учете состоит в том, чтобы отразить его предмет как единое целое через его объекты, обоснованно сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства, хозяйственные операции, определить затраты и результаты в разрезе каждого производственного процесса и хозяйственной деятельности предприятия в целом, обобщить учетную информацию в системе форм периодической и годовой отчетности. Для начального понимания метода бухгалтерского учета из всей совокупности приемов отражения предмета бухучета выделяют основные. Следовательно, метод бухучета есть взаимосвязанная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли. Взаимосвязь предмета и метода бухучета представлена на рисунке:

81

Рисунок 3. Взаимосвязь предмета и метода бухгалтерского учета

Документация и инвентаризация являются способами первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями и состоянием имущества предприятия. Прежде чем приступить к своим обязанностям каждый бухгалтер должен дать себе обет: "Ни одной записи без документа". Основатель бухгалтерии итальянский ученый Лука Почоли писал: "Сначала купец должен составить подробную опись своего имущества, то есть вписать на отдельные листы или в отдельную книгу все, что по его мнению принадлежит ему в этом мире, как в движимом, так и в недвижимом имуществе, а потом учитывать ход своей деятельности, чтобы периодически можно было подводить итоги".

Оценка и калькуляция являются способами стоимостного измерения учитываемых хозяйственных операций. Они позволяют обобщить разнородные хозяйственные объекты, привести различные учетные измерители к единой денежной (стоимостной) оценке, исчислить фактическую себестоимость товарно-материальных ценностей, продукции (работ, услуг).

Счета и двойная запись - это способы текущей регистрации и группировки изменений в составе хозяйственных средств и источников их образования, хозяйственных процессов и их результатов.

Хронологическая и систематическая записи - это способ регистрации хозяйственных операций либо в по-i рядке их совершения, либо путем группировки в зависимости от содержания операций.

Бухгалтерский баланс и отчетность являются способами заключительного обобщения учетных записей. В приложении Ж предложен баланс СПК «Форма» за 2002 год.

Практическое применение каждого из названных элементов метода бухгалтерского учета нормативно регулируется принципами бухгалтерского учета и Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Ведение синтетического и аналитического учета

По способу экономической группировки и обобщения информации (степени детализации учетных записей) счета подразделяются:

- на синтетические счета (счета первого порядка);

- на субсчета (счета второго порядка);

- на аналитические счета.

Соответственно синтетический учет ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета, а аналитический учет - на аналитических счетах.

Промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета.

Синтетические счета - это счета бухгалтерского учета (предназначенные для учета информации о составе и движении однородных групп хозяйственных средств организации, источниках и хозяйственных процессах), на которых учетные записи производятся в обобщенном виде и в денежном измерителе.

Синтетические счета являются балансовыми и считаются счетами первого порядка. Они дают обобщающую характеристику объекту учета.

Существуют синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета (называют простыми: например, счет 57 "Переводы в пути") и которые требуют ведения аналитического учета: их называют сложными (например, счет 10 "Материалы", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" и др.).

Синтетический учет - это отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенном виде на синтетических счетах.

Оборотные ведомости по счетам синтетического учета составляются на основании данных синтетического учета.

Из названий синтетических счетов не видна отраслевая принадлежность организации. Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Данные синтетических счетов используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего бухгалтерского баланса, а значит - для анализа финансово - хозяйственной деятельности организации.

Субсчета (неполный синтетический счет, счет второго порядка) - это группы однородных аналитических счетов, создаваемые в пределах одного синтетического счета.

По своему характеру субсчета являются частями соответствующего синтетического счета и не имеют самостоятельной корреспонденции с другими счетами. Эта корреспонденция отражается через соответствующие синтетические счета.

При ведении субсчетов используется только денежный измеритель.

По некоторым синтетическим счетам однородные аналитические счета дополнительно группируются в пределах одного синтетического счета.

Субсчета вводятся для получения единых для всех организаций обобщенных, укрупненных показателей, дополняющих показатели синтетических счетов и необходимых для анализа и составления баланса.

Так, например, в рабочем плане СПК «Форма» к счету 43 "Готовая продукция" открываются следующие субсчета:

· субсчет 43-1 "Продукция растениеводства";

· субсчет 43-2 "Продукция животноводства";

· субсчет 43-3 "Принятая продукция у населения для продажи".

На каждом из этих субсчетов объединяются данные на основе аналитических счетов.

Аналитические счета (третьего, четвертого, пятого и так далее порядка), как счета детальные, необходимы, прежде всего, для текущего оперативного руководства, управления и контроля за правильным использованием имущества организации.

Для управления финансово - хозяйственной деятельностью организации, оценки ее места в рыночной экономике, анализа состояния расчетов с партнерами недостаточно располагать только общими показателями, необходимо иметь еще и детализированные данные по объектам учета.

В то же время каждая организация имеет свой предмет (предметы) деятельности, определенную отраслевую направленность (промышленность, торговля, строительство, транспорт и т.д., в СПК «Форма» - растениеводство и животноводство). Для осуществления предмета своей деятельности организация должна иметь определенные ресурсы, источники их пополнения, договоры и многое другое, что требует более детального учета с применением натуральных измерителей, реквизитов контрагентов и т.д.

Аналитические счета открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении.

Аналитические счета могут быть третьего, четвертого, пятого и так далее порядка в зависимости от поставленной цели, связанной с подготовкой, обоснованием и принятием соответствующих управленческих решений или выяснением положения организации на рынке, конкурентоспособности вырабатываемой и реализуемой ею продукции (работ, услуг) и т.д.

Между аналитическими и синтетическими счетами существует взаимосвязь, так как аналитические счета - это счета, расшифровывающие и детализирующие конкретное содержание синтетических счетов.

Рассмотрим детализацию учетных данных на примере аналитических счетов при отражении хозяйственных операций в СПК «Форма».

К синтетическому счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (счет первого порядка) может быть открыт субсчет 62-2 "Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями АПК" (счет второго порядка).

Данные субсчета 62-2 могут быть детализированы по таким аналитическим счетам, как "Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями Саргатского района", "Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями других районов Омской области" (счета третьего порядка).

Далее детализируются данные, отражаемые на аналитических счетах "Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями Саргатского района" и "Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями других районов Омской области". В развитие первого аналитического счета открываются следующие аналитические счета: "ООО Саргатский молзавод", Районооптзаготпром, ЗАО «Рассвет», ООО «Сибкорм-центр», ООО «Мюллер», КФК «Дмитриев», РОНО Саргатского района и т.д. В развитие второго аналитического счета открываются аналитические счета ООО "Агрострой 2002", ООО "ОмскЗерноПродукт", ЧП Желнов и другие. Это аналитические счета третьего порядка.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции по применению общего Плана счетов, Положений по бухгалтерскому учету и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально - производственных запасов и т.д.).

Правилами ведения аналитических счетов являются:


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.