РУБРИКИ

Организация внутреннего аудита на предприятии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Организация внутреннего аудита на предприятии

Организация внутреннего аудита на предприятии

47

Введение

Вся экономическая система, как и хозяйство отдельного субъекта, имеет свою целевую функцию, которая реализуется и достигается за помощью эффективно действующего управления. Управление в экономике - это систематическое, сознательное, целенаправленное влияние на поведение хозяйственной системы, то есть на производственно-коммерческие процессы, которые происходят в ней.

Одной из функций управления субъекта хозяйствования является внутренний контроль.

Внутренний контроль - это процесс, разработанный и осуществляемый лицами, наделенными руководящими полномочиями, руководством и прочим персоналом для достижения разумной уверенности в реализации целей организации в области достоверности финансовой отчетности, эффективности деятельности и соблюдения требований регулирующих документов.

Внутренний контроль - это процесс, который обеспечивает соответствие функционирования конкретного объекта принятым управленческим решениям и направлен на успешное достижение поставленной цели. Основной его целью является объективное изучение фактического состояния дел субъекта хозяйствования, выявление и предупреждение факторов и условий, отрицательно влияющих на выполнение принятых решений и достижение поставленной цели, доведение этой информации органу управления.

Одним из субъектов внутреннего контроля являются специальные внутренние контролирующие службы, созданные на предприятии с целью проведения того или иного контроля, в том числе внутренние аудиторские службы.

Внутренний аудит следует рассматривать как неотъемлемую часть общей системы управления. Служба внутреннего аудита создается на предприятии для выполнения контрольных функций в зависимости от цели и задач, возложенных на внутренних аудиторов руководством предприятия. Внутренние аудиторы зависимы, подчинены вышестоящему руководству, они проводят проверки как плановые, так и внеплановые по указанию руководства. По результатам проверки составляют отчет о проведенной работе, отчитываются перед руководством, дают оценку, рекомендации, советы и информацию.

Поэтому тема курсовой работы «Организация системы внутреннего аудита на предприятии» является актуальной для предприятий всех форм собственности.

Исходя из этого, целью курсовой работы явилось изучение организации системы внутреннего аудита на предприятии и его совершенствование на примере предприятия.

Для достижения цели работы в ней решались следующие задачи:

- рассмотрение теоретических, методологических и законодательных основ организации внутреннего аудита на предприятии,

- изучение организации и методики внутреннего аудита на предприятии,

- исследование документального оформления аудиторской проверки внутреннего аудита;

- разработка предложений по совершенствованию организации внутреннего аудита.

Предметом исследования явилась организация аудиторской проверки предприятия в сфере организации внутреннего аудита, а объектом изучения - ДП «КРЦ «Юг-Авто».

При изучении показателей деятельности и организации учетной работы предприятия были использованы различные методы исследования: - монографический, метод сравнения, расчетно-конструктивньй и др.

Источниками исходной информации при выполнении курсовой работы явились законодательные и нормативные акты Украины в сфере учета и аудита; монографии, учебники, статьи в периодической печати по теме исследования; бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность ДП «КРЦ «Юг-Авто»

1. Теоретическое обоснование внутреннего аудита

1.1 Экономическая сущность внутреннего аудита

Обеспечению эффективности деятельности субъектов хозяйствования во многом способствует внедрение и правильная организация системы внутреннего аудита.

Потребность во внутреннем аудите предопределена тем, что владелец или руководитель хочет знать реальное состояние дел на предприятии. Администрация предприятия разрабатывает политику и процедуры работы фирмы, но персонал не всегда может понять их выполнить их указания по тем или иным причинам. Внутренний аудит является одним из видов внутрихозяйственного контроля субъектов предпринимательской деятельности, одним из основных инструментов повышения эффективности управления предприятиями разных организационно-правовых форм.

Сегодня практика внутреннего аудита в большинстве украинских компаний формируется под воздействием ряда негативных факторов:

-
внутренний аудит зачастую выполняет функции внутреннего контроля (нарушается принцип объективности при оценке);

- внутренний аудит в основном подотчетен генеральному (финансовому) директору предприятия (нарушается независимость при оценке);

- недооценена важность функции внутреннего аудита;

- в украинских компаниях не развит институт Аудиторских комитетов;

- отсутствует законодательная база для внутреннего аудита и контроля.

Зачастую внутренний аудит путают с внутренним контролем. Так в чем же отличия? Прежде всего, дадим определения внутреннего аудита и внутреннего контроля.

Согласно определению Международного Института Внутренних аудиторов, внутренний аудит - это функция, предоставляющая независимые, объективные гарантии и консультации, направленные на совершенствование хозяйственной деятельности предприятия. Внутренний аудит помогает достижению поставленных целей, с использованием систематизированного и последовательного подхода к оценке процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления и повышению их эффективности.

Согласно определения COSO, внутренний контроль - это процесс, выполняемый на всех уровнях предприятия, который направлен на предоставление достаточных гарантий менеджменту по достижению результативности и эффективности операций, достоверности финансовой отчетности и соблюдения действующего законодательства.

Другими словами внутренний контроль - это совокупность политики и процедур, внедренных менеджментом предприятия для обеспечения гарантии достижения поставленных целей.

Отметим основные отличия внутреннего аудита и контроля:

1. Подотчетность:

- внутренний аудит - основное требование независимость, согласно мировой практике подотчетен: функционально - Аудиторскому комитету Наблюдательного Совета; административно - Генеральному директору;

- внутренний контроль - это одна из основных функций менеджмента предприятия, функционально и административно подотчетен - менеджменту компании.

2. Цели деятельности:

- внутреннего аудита - объективная оценка процессов идентификации и управления рисками, а также эффективности работы системы внутреннего контроля. Таким образом, внутренний аудит не может вмешиваться в операционную деятельность компании для сохранения объективности при проведении оценки;

- внутреннего контроля - создание системы внутреннего контроля (оценка рисков, политики и процедуры контроля), предоставляющей менеджменту гарантии достижения поставленных целей. Таким образом, внутренний контроль способствует созданию эффективного процесса оценки и управления рисками (риск менеджмент), и внедрению необходимости контроля направленного на повышение эффективности операций, достоверности финансовой отчетности и соблюдения законодательства.

Внутренний аудит является одним из способов контроля за правомерностью и эффективностью деятельности всех подразделений предприятия.

Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе.

Внутренние аудиторы осуществляют независимую экспертную оценку функций управления фирмы или компании. Они предоставляют фирме, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемого предприятия. В основном, внутренний аудит рассматривает бухгалтерскую информацию и ее достоверность.

Объем внутреннего аудита в разных организациях может отличаться, что обуславливается разными размерами и особенностями структуры экономического субъекта, а также требованиями руководства.

Как правило, внутренний аудит включает:

- мониторинг внутреннего контроля;

- анализ финансовой информации, а именно обзорные проверки источников, порядка измерения, классификации и составления отчетов по этой информации, детальное тестирование отдельных операций, счетов и процедур;

- проверку эффективности совершаемых операций, в том числе нефинансовый контроль за деятельностью организации;

- обзорные проверки соблюдения требований законодательства, а также выполнения решений руководства.

Внутренний аудит подразделяется на операционный аудит, аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Виды внутреннего аудита

Операционный аудит (аудит результатов, или управленческий аудит) - это изучение аудиторами операций с целью формирования рекомендаций по рациональному и экономному использованию ресурсов, для достижения целей.

Цель операционного аудита - помощь руководителям в исполнении их обязанностей. Результатом этого может быть увеличение рентабельности компании.

Операционный (управленческий) аудит включает такие виды аудита систем производства и управления:

- функциональный (межфункциональный) - это аудит, который проводится с целью оценки качества выполнения функций производства и управления любым подразделением (должностным лицом предприятия);

- организационно-технический - это аудит разных звеньев систем производства и управления на предмет организационной и технической деятельности их функционирования;

- всесторонний - это углубленный аудит, который проявляется в совокупности с организационно-техническим и функциональным аудитом и контролем элементов и процессов, которые связывают предприятие с внешней средой.

Аудит на соответствие требованиям подразделяется на два подвида:

- аудит на соответствие принципам, который включает процедуры аудиторского контроля с точки зрения соблюдения (выполнения) предприятием законов и подзаконных актов и предписаний аппаратом управления предприятия;

- аудит на соответствие целесообразности, который включает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц на предмет рациональности, умности, обоснованности и полезности их деятельности.

Аудит финансовой отчетности подразделяется на:

- плановый - проводится в пределах утвержденного плана работы;

- внеплановый - осуществляется по требованию владельца, руководителя и предприятия.

Внутренний аудит предусматривает три вида контроля:

- предварительный контроль на стадии рассмотрения первичных документов, во время визирования договоров, приказов, смет. В этом случае внутренний аудит претендует на роль профилактического мероприятия;

- текущий контроль осуществляется во время регистрации хозяйственных операций и инвентаризации;

- последующий контроль проводится на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации.

Таким образом, внутренний аудит является системным и строго документальным, непрерывным, универсальным (сплошным) мероприятием.

1.2 Цель, задачи, источники и методические приемы внутреннего аудита

Цели, задачи, необходимость создания внутреннего аудита решаются владельцем на каждом предприятии отдельно.

Роль внутреннего аудита - оценка качества информации, предоставляемой аппарату управления для принятия решений, и оценка полезности применения методики анализа информации на предприятии.

Цель внутреннего аудита - совершенствование организации и управления производством, выявление и мобилизация резервов его роста.

Задачи внутреннего аудита определяются руководством организации, их перечень может быть обширный, и зависит от размеров и особенностей структуры организации.

Основная задача внутреннего аудита - обеспечить эффективность функционирования всех подразделений предприятия на всех уровнях управления, а также защитить законные имущественные интересы предприятия и его владельцев.

Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам фирмы или компании исполнять свои обязанности квалифицированно и эффективно.

Внутренний аудит может выполнять ряд поставленных руководством экономического субъекта задач, а именно:

- предоставлять руководству информацию о финансово-хозяйственной деятельности;

- обеспечить эффективное взаимодействие с другими службами предприятия;

- способствовать функционированию эффективной системы бухучета;

- предупреждать возникновение нарушений;

- содействовать минимизации потерь производственных запасов, денежных средств, основных средств;

- подтверждать достоверность отчетов обособленных структурных подразделений предприятия.

Внутренний аудит осуществляется на предварительной стадии выполнения коммерческого, технологического или финансового соглашения, в процессе ее прохождения и после завершения. Он дает экспертную научно-обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам.

Внутренний аудит анализирует ситуацию риска и предостерегает от банкротства, использует ноу-хау для увеличения прибыли и эффективности новой технологии, применяет мероприятия, которые содействуют финансовому росту предприятия.

Основными функциями внутреннего аудита является контроль за:

— правильностью оформления принятия и отпуска материальных ценностей, оприходования, выдачи и перечисления денежных средств, создания и расходования собственного капитала;

— соблюдением правил штатно-финансовой дисциплины;

— правильным созданием и распределением прибыли.

Внутрихозяйственный аудитор обеспечивает администрацию ценной информацией для принятия решений, которые касаются эффективного функционирования бизнеса. Он не зависит от функционального управления, но не может не зависеть от реальной ситуации. Внешние пользователи вряд ли захотят положиться на информацию, которая проверена внутренним аудитором, из-за отсутствия у него независимости. Это самое главное отличие между результатами работы внутренних аудиторов и аудиторских фирм (внешних аудиторов).

Таким образом, внутренний аудит - это независимая и объективная проверка, которая способствует улучшению деятельности организации.

— К объектам внутреннего аудита относятся: материальные, трудовые и финансовые ресурсы; источники этих ресурсов; хозяйственные процессы; экономические результаты хозяйственной деятельности; организационные формы и методы управления.

Каждый отдельный объект внутреннего аудита требует индивидуального подхода относительно использования приемов аудита, которые являются элементами его метода. Поэтому можно выделить следующие особенности объектов внутреннего аудита:

- объектами внутреннего аудита в потребительской кооперации являются процессы ее хозяйственной деятельности (оборота, производства, непроизводственной сферы, банковской сферы);

- конкретизация объектов внутреннего аудита осуществляется в виде хозяйственных операций того или иного процесса хозяйственной деятельности предприятий, которые подлежат аудиторскому контролю;

- на объекты внутреннего аудита имеет существенное влияние хозяйственная деятельность конкретного предприятия;

- изменение вида аудиторских услуг служит причиной трансформации объектов внутреннего аудита;

- объекты внутреннего контроля конкретного предприятия являются условно постоянными, но они могут изменяться в процессе изменения деятельности предприятия, на котором осуществляется внутренний аудит.

От политики и стиля управления зависят направления внутреннего аудита, глубина исследования тех или других объектов внутреннего контроля. В одних случаях руководство предприятия ограничивается только аудитом финансовой отчетности и тематическими проверками отдельных объектов контроля, а в других - проведением экономического анализа, прогнозированием бизнеса предприятия, контролем за эффективным использованием ресурсов в процессе производства. Широкому внедрению в организациях и на предприятиях Украины службы внутреннего аудита способствовало бы создание по инициативе Аудиторской палаты Украины специального органа по разработке стандартов внутреннего аудита.

Международным стандартом аудита 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» предусмотрено, что аудитор должен достаточно понимать систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, чтобы правильно спланировать аудиторскую проверку и разработать эффективный аудиторский подход с целью уменьшения аудиторского риска и его компонентов (свойственного риска, риска контроля и риска невыявления).

Следовательно, аудитору необходимо хорошо знать систему учета и внутреннего контроля, и особенно такие объекты внутреннего аудита, как финансовая отчетность предприятия (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и отчет о собственном капитале).

Методология внутреннего аудита - это учения о методах (способах) познания, с помощью которых аудитор исследует объекты внутреннего аудиту, который в совокупности формируют его предмет. К основным компонентам процесса познание относят логику и методологию.

Методологию любой науки разделяют на две составляющие: общую и конкретную. Если общая составная - это диалектика, теория познания, то конкретная - это законы данной (то есть бухгалтерской) науки, особенности познания ее предмета, то есть - предпосылки, принципы и т.п., которые связаны между собой в соответствии с определенным порядком, который дает возможность выучить (исследовать) предмет.

Процесс познания объектов исследование с помощью метода диалектики разрешает рассматривать хозяйственные процессы в беспрерывном изменении, которые возникают вследствие хозяйственных операций.

Исследование объектов аудита осуществляется с помощью двух групп методов: общенаучных методов и специальных приемов.

К общенаучным методам принадлежат индукция, дедукция, синтез, анализ, аналогия, абстрагирование, конкретизация, моделирование, классификация.

Специальные приемы аудита включают наблюдения, опрос, подтверждение, подсчет, аналитический обзор и др.

Выделяют два подхода в определении методов бухгалтерского учета и аудита - аддитивный и процедурный.

Сторонники аддитивного подхода считают, что методом бухгалтерского учета является система приемов (способов), с помощью которых отражали хозяйственные операции. На протяжении длительного периода экономисты, которые поддерживали эту точку зрения, вели дискуссии по поводу того, сколько приемов (способов) входит в систему.

Однако некоторые экономисты поддерживают процедурный подход относительно определения метода бухгалтерского учета. По их мнению, «процедурный подход раскрывает механизм действия и последовательность определенных видов работ для объективного отражения явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности - наблюдение за объектами учета, измерение, регистрация, классификация, систематизация фактов и обобщения их в формах отчетности». Они считают методами учета и аудита наблюдение, измерение, регистрацию, классификацию и обобщение информации, а документацию, инвентаризацию, оценку, калькуляцию, счета, двойная запись, баланс и отчетность относят к инструментам, с помощью которых формируется информация.

Рассмотрев оба взгляда достаточно тяжело провести размежевания между методами и инструментами формирования информации.

Если наблюдение, измерение, регистрация - это методы, то почему нельзя считать такими же методами двойную запись, инвентаризацию, оценку, калькуляцию. В связи с этим, правильнее будет считать выше перечисленные методы и инструменты специальными (конкретными) приемами (элементами) метода учета.

Относительно последовательности выполнения определенных видов работ в процессе аудита, то правильнее будет употребление «аудиторская процедура». Под аудиторскими процедурами понимают действия аудитора, которые конкретизируют применения методических приемов аудита.

Итак, метод аудита - это совокупность приемов, с помощью которых оценивают состояние объектов аудита, а методология - учение о методе и его методических приемах.

Следует отметить, что методология внутреннего аудита недостаточно раскрытая в работах отечественных и зарубежных авторов.

Основные методы сбора доказательств выбираются службой внутреннего аудита самостоятельно. Многие ученые отмечают, что отсутствие в Украине специального органа, который бы мог разработать стандарты внутреннего аудита, составляет определенные проблемы их внедрения на предприятиях и в организациях.

Каждый отдельный объект аудита нуждается в индивидуальном подходе относительно использования приемов аудита, что является элементами его метода.

Одни экономисты вообще не поднимают проблемы методики внутреннего аудита, а другие считают, что для внутреннего и внешнего аудита «методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Отличие состоит в степени точности и детализации».

Если рассматривать метод аудита как совокупность его методических приемов, то в самом деле в процессе внутреннего и внешнего аудита могут использоваться одни и те же методические приемы. Тем не менее отличия в объектах и основных принципах внешнего и внутреннего аудита имеют определенное влияние на их методологию, которая выражается в формировании и использовании аудиторских процедур.

Формирование методологии внутреннего аудита базируется на общепринятых его принципах, которые делятся на принципы профессиональной этики, нравов, организационные и методологические.

К методологическим принципам внутреннего аудита можно отнести: материальность, адекватность использования аудиторских процедур, систему учета и внутренний контроль, аудиторскую доказательность. Один из основных методологических принципов - это принцип доказательности, который является стержневым как в бухгалтерском учете, так и в аудите.

В бухгалтерском учете доказательность означает составление свидетельства - материального носителя доказательства - документа (бумаги или магнитной пленки и т.п.), где зафиксирована информация, которая предназначена для доказательства во времени и пространстве хозяйственного факта (явления, процесса или операции) - его продуктивных и правовых характеристик.

В организацию и проведение внутреннего аудита положены такие основные принципы:

- системность или внеочередность аудита - по графику или по мере необходимости;

- единообразие и объективность - подходы и методики аудирования, уровень требований к его результатам должны быть в принципе схожими для всех проверяемых подразделений предприятия;

- открытость - текущие и финальные результаты проверок не должны быть тайной для аудируемой стороны;

- независимость - члены команды аудиторов или подразделения, в котором они работают, не должны зависеть от корпоративных решений представителей аудируемой стороны или находиться в конкурентных взаимоотношениях;

- документированность - все шаги, результаты проверок и соответствующие выводы должны быть четко задокументированы согласно требованиям законодательства и установленному порядку на предприятии;

- предупредительность - по каждому из выявленных несоответствий членами аудиторской команды должно быть высказано предложение по их эффективному устранению и профилактике в дальнейшем.

В подавляющем большинстве принципы аудита, сформулированные в Международных стандартах аудита (ISA), определяют основы осуществления функций не только внешнего аудита, но и внутреннего:

- при осуществлении функции внутреннего аудита нужно, в отличие от внешнего аудита, иное трактование таких принципов как независимость, ответственность за работу, выполненную перед клиентом (руководством), отчетность по итогам аудита, осведомленность клиента;

- к принципам внутреннего аудита нельзя отнести принципы ответственности перед третьими лицами, оценку аудиторского риска;

- принципы материальности (существенности) и адекватности использования аудиторских процедур целесообразно включить в группу методологических принципов как базовые концепции, которые полагаются в основу осуществления внутреннего и внешнего аудита;

- среди принципов аудита можно выделить такие группы: профессиональной этики, нравов, методологические и организационные;

- к принципам профессиональной этики, которые формируют основы внутреннего аудита, относят: целостность, объективность, компетентность, независимость от руководителей структурных подразделов, конфиденциальность, компетентность;

- к принципам, которые имеют правовой характер и влияют на ответственность внутреннего аудитора, целесообразно отнести: ответственность за работу, которую выполнили другие специалисты, ответственность перед руководством;

- принципами внутреннего аудита, которые определяют его методологию, следует считать: материальность (существенность), адекватность использования аудиторских процедур, аудиторское свидетельство, систему учета и внутренний контроль;

- к организационным принципам внутреннего аудита относят: планирование, документирование процесса аудита, отчетность перед руководством предприятия, взаимодействие внутренних аудиторов, осведомленность руководителя.

Таким образом, рассмотрение принципов внутреннего аудита является ключевым моментом при проведение внутреннего аудита.

2. Организация системы внутреннего аудита на предприятии

2.1 Подготовительная стадия аудиторского процесса

Объектом исследования выбрано Дочернее предприятие ООО «Таврия-Авто» «Крымский региональный центр «Юг-Авто», которое является юридическим лицом, и руководствуется в своей деятельности Законами Украины, другими законодательными актами Украины, постановлениями и Уставом.

Предприятие имеет имущество, самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с наименованием, штамп, текущий, валютный и др. счета в учреждениях банка, действует на принципах полного хозяйственного расчета.

Предприятие работает в условиях полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Отношения со всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, Предприятие строит на договорных началах.

Целями Предприятия являются предоставление услуг по техническому обслуживанию, ремонту и диагностики транспортных средств, а также их продажа.

Предприятие подконтрольно Обществу, которое в качестве собственника в лице соответствующих органов управления строит с Предприятием свои отношения по принципу контроля - подчинения.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.1.

Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет установленную отчетность и предоставляет ее соответственно к внутренним документам Общества и в соответствии с требованиями законодательства органам статистики, налоговым органам и другим контролирующим государственным органам (фондам).

47

Рис. 2.1. Организационная структура ДП «КРЦ «Юг-Авто»

Проверка деятельности Предприятия Обществом, финансовыми и другими контролирующими органами проводится согласно их компетенции.

Бухгалтера на исследуемом предприятии работают в соответствии с должностными инструкциями.

Правильность учета и контроль за его ведением на предприятии обеспечивается приказом об учетной политике, который в обязательном порядке должен содержать раздел по учету формирования финансовых результатов от операционной деятельности. Анализ учетной политики показал что, приказ по учетной политике предприятия объединен с приказом по организации учета предприятия.

Основная цель учетной политики - обеспечить получение достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его деятельности, необходимой для всех пользователей финансовой отчетности с целью принятия соответствующих решений.

Бухгалтерский учет на исследуемом Предприятии ведется в соответствии с принятой учетной политикой предприятия. На ДП «КРЦ «Юг-Авто» создан приказ об организации бухгалтерского учета и учетной политике предприятия.

В данном приказе отражена следующая информация касающаяся учета финансовых результатов: виды деятельности предприятия, с отражением на соответствующих счетах бухгалтерского учета, финансовые результаты отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с П(С) БУ 3 «Отчет о финансовых результатах». Оценка степени завершенности операций по оказанию услуг осуществляется путем изучения выполненной работы; при этом в бухгалтерском учете доходы отражаются в отчетном периоде после оформления акта выполненных работ (оказанных услуг), за исключением случаев, когда доход от оказания услуг не может быть достоверно определен.

Также на Предприятии имеется График документооборота.

ДП «КРЦ «Юг-Авто» ведет бухгалтерский учет, составляет и подает финансовую отчетность соответствует действующему законодательству Украины. Статистическая отчетность, которая использует денежный измеритель основывается на данных бухгалтерского учета и подается в установленном объеме органам государственной статистики.

Бухгалтерский учет осуществляется на предприятии и ведется главным бухгалтером в соответственно требований действующего законодательства Украины.

Вопросы о назначении и утверждении должностных лиц, которые отвечают за ведение учета и отчетности ДП «КРЦ «Юг-Авто» решаются директором.

Состав бухгалтерии устанавливается штатным расписанием, а обязанности каждого работника бухгалтерского подразделения регламентируются соответствующими должностными инструкциями.

Организационная структура бухгалтерии рассмотрена на рисунке 2.2.

При исследовании организации учета на исследуемом предприятии было выявлено, что должностной инструкции главного бухгалтера на предприятии нет.

Ответственность за формирование и учет формирования финансовых результатов от операционной деятельности возложена на главного бухгалтера.

Рисунок 2.2. Организационная структура бухгалтерии

Главный бухгалтер отвечает за состояние бухгалтерского учета, сроки представления периодической бухгалтерской и статистической отчетности, следит за порядком разнесения в оборотную ведомость первичных документов, главную книгу, составляет баланс, производит сверку по платежам в бюджет с государственной налоговой инспекцией, составляет декларации по налогу на добавленную стоимость и декларацию по прибыли предприятия.

Предприятия вправе самостоятельно выбирать ту или иную форму ведения учета, реализуя тем самым свою учетную политику.

Бухгалтерский учет в ДП «КРЦ «Юг-Авто» ведется по журнально-ордерной форме учета, частично с применением программного обеспечения «1С: Предприятие». Разноску в регистры программы «1С: Предприятие» производят на основании первичных документов, фиксирующих факт отражения осуществляемых хозяйственных операций и распоряжения на их проведение. Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные срока для разнесения в регистры синтетического и аналитического учета компьютеризированной формы, за достоверность данных, приведенных в регистрах бухгалтерского учета, несут директор и главный бухгалтер.

Проверки и ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Филиала осуществлю государственными налоговыми администрациями, другими государственными органами в пределах компетенции, ревизионными органами ДП «КРЦ «Юг-Авто» и аудиторскими организациями.

При исследовании учета было выявлено, что на данном предприятии нет службы внутреннего аудита.

Поэтому проведение внутреннего аудита обычно поручается аудиторской организации на договорных началах.

При этом внешнему аудиту предприятия предшествует направление письма-заказа аудиторской фирме или частному аудитору на проведение аудиторской проверки (приложение 1), и, в случае согласия сторон (приложение 2), составление договора между предприятием и аудитором (приложение 3).

Аудитор, приступая к проверке внутреннего аудита, составляет план аудиторской проверки, в котором указывает наименование выполняемых работ, сроки их выполнения, длительность в днях, контрольные процедуры проверки и исполнителей (приложение 4). Расшифровка контрольных процедур аудиторской проверки дается аудитором и в программе аудита (приложение 5).

Благодаря правильной организации процесса внутреннего аудита создаются определенные организационные предпосылки для оптимизации выполнения контрольных аудиторских процедур.

При исследовании этого вопроса, с одной стороны, рассматривают объекты организации контрольного процесса, с другой - выделяют его этапы.

К объектам организации контрольного процесса принадлежат:

- контрольные номенклатуры;

- формы отображения контрольных номенклатур и их носители;

- технология контрольного процесса.

Под номенклатурой контроля понимают состав (перечень) информации, имеющейся в законах, нормативных актах, сметах, квотах, планах и фактически зафиксированных характеристиках хозяйственных фактов, которые используются в контрольном процессе для подготовки управленческих решений.

Номенклатуры контроля подбирают по таким направлениям:

- достоверность и объективность данных и информации;

- рациональность использования ресурсов;

- деятельности и действия отдельных лиц;

- затраты производства;

- финансовые результаты;

- доказательность;

- имущественное и денежное состояние.

Тем не менее, относительно выбора контрольных номенклатур в процессе внутреннего аудита решающее, значения имеют виды аудиторских услуг и задач, которые решаются при том или другом виде услуг. Состав контрольных номенклатур формируется в зависимости от характера деятельности хозяйства - производственная деятельность (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство), торговая деятельность, заготовительная и другие, а также от уровня развития хозрасчетных отношений.

Для создания предпосылок оптимальной организации внутреннего аудиту нужно учитывать организационные, технические и технологические особенности предприятий, которые влияют не только на организацию и методику учета, но и на организацию технологии контроля.

Контрольные номенклатуры являются базой для составления тестов контрольных моментов, которые используются в условиях системно-ориентированного аудита и аудита, базирующегося на риске.

Стадии и этапы внутреннего аудита конкретизируются фазами и процедурами аудиторского контроля. На содержание и характер аудиторских процедур существенно влияют виды аудиторских услуг. Службы внутреннего аудита осуществляют разные виды аудиторских услуг. Характерным видом услуг является проверка финансовой отчетности, и системы бухгалтерского учета, которая может выполняться в форме аудиторской проверки, ревизии, тематической проверки.

В соответствии с профессиональной практикой процесс внутреннего аудита включает четыре этапа: планирование аудита, проверка и оценка информации, обобщение результатов аудита и контроль за выполнением рекомендаций внутренних аудиторов (рис. 2.3.). В разрезе этапов внутреннего аудита на каждом предприятии формируются руководства относительно действий аудиторов во время проверки.

Рис. 2.3. Этапы внутреннего аудита

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков, сроков, проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

После принятия решения о проведении внутреннего аудита руководителем службы внутреннего аудита должен быть разработаны и составлен план проведения внутреннего аудита, а руководитель предприятия должен его утвердить.

В плане внутреннего аудита четко прописывают цели аудита. Так, например, этот документ может предполагать:

- намерение руководства убедиться, что подготовка, внедрение или соблюдение принципов или стандартов ISO на предприятии осуществляется должным образом;

- оценивание внутренним аудитом эффективности и рентабельности внедренных ранее методик работы или устоев корпоративной политики;

- что, по результатам внутренней проверки можно судить о ходе и эффективности устранения недостатков и несоответствий, выявленных в ходе предыдущих корпоративных аудиторских проверок, и намерение определить степень участия в этих процессах каждого подразделения, а иногда и каждого сотрудника;

- необходимость определения уровня профессиональной компетенции сотрудников и их прилежности в выполнении своих служебных обязанностей, в т.ч. направленных на профилактику возникновения сбоев в производственных процессах и ухудшения качества продукции.

Планом внутреннего аудита определяется аудируемая и аудирующая сторона, его основные этапы, методики и сроки.

Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита. Программа разрабатывается ведущими специалистами аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита в соответствии с внутренними нормативными документами предприятия.

Программа аудита глубже раскрывает ход его проведения на практике:

- определяется перечень должностных лиц, задействованных в процессе, их специализация, уровень компетенции, полномочия и права;

- оговариваются ресурсы предприятия для успешной реализации проверки: финансовые, материально-технические, информационно-аналитические, кадровые;

- раскрываются технические моменты проверки - очередность и время аудита, кто, когда и что инспектирует, кто с аудируемой стороны представляет документы или комментарии;

- пристальное внимание уделяется перечню и порядку оформления документов.

Все пункты плана и программы аудирования желательно заранее согласовать между руководством компании, проверяющей и проверяемой стороной.

Отправной точкой внутреннего аудита является издание соответствующего приказа по предприятию, отдельными пунктами которого должны быть регламентированы положения плана и программы внутреннего аудита. При этом, как правило, аудиторами назначают сотрудников, которые уже имели опыт проведения соответствующих проверок и периодически проходят соответствующее обучение. Частой практикой в промышленных предприятиях является ведение корпоративного реестра аудиторов, на каждого из которых отдельно оформляется «аудиторское» досье.

Неотъемлемой составляющей внутреннего аудита является опросный лист. Этот документ должен соответствовать таким критериям:

- тематика вопросов к аудируемой стороне должна охватывать максимальное количество всех потенциальных проблем и критических точек, связанных со спецификой проверки;

- содержание опросного листа должно помочь аудиторам отследить и дать оценку всем этапам того или иного производственного процесса, качества продукции, условий ее хранения и реализации на предмет их соответствия требованиям законодательства, корпоративной политики или рекомендациям международных отраслевых документов;

- вопросы должны отвечать не только месту, но и времени проведения аудита;

- необходимо учитывать, кто и в какой последовательности должен давать команде проверяющих соответствующие комментарии, обеспечивая, таким образом, логическую последовательность диалога между сторонами;

- содержание ответов является одной из основных составляющих промежуточных и заключительного отчетов по результатам внутреннего аудита;

- опросный лист должен содержать реквизиты нормативных и рекомендательных документов, принципы корпоративной политики, на предмет соответствия которым и проводится внутренний аудит.

Вместе с тем зацикливание на опросном листе может привести к сужению аудиторского обзора и, таким образом, стать причиной пропуска некоторых элементов проверки. В связи с этим допускается корректировка содержания опросного листа непосредственно во время проведения аудита. Кроме того, аудиторам необходимо стараться избегать излишнего официоза в общении с представителями аудируемой стороны - сотрудниками той же компании.

Основное внимание внутреннему аудитору следует уделять проверке показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могут положительно повлиять на эффективность производства. Важно также тщательным образом исследовать хозяйственные операции, которые должны быть документально оформленны и своевременно отражены в учетных регистрах и в финансовой отчетности.

Внутреннему аудиту целесообразно обеспечить сотрудничество с юрисконсультом по вопросам соблюдения законов, П(с) БУ, Плана счетов и Инструкции о его применении, Инструкции по инвентаризации, Положения о ведении кассовых операций и т.п.

2.2 Организация и процедура проведения аудиторской проверки

Внутренний аудит - проводится штатными аудиторами - работниками предприятия.

Внутренние аудиторы отчитываются перед высшим руководством предприятия. За внутренний аудит отвечает сама фирма или один из ее отделов, то есть контрольный орган внутри фирмы. Руководитель такого контрольного органа (или внутренний аудитор), как правило, подчиняется в функциональном аспекте Совету директоров, аудиторскому комитету или Общим собраниям владельцев предприятия. Внутренний контрольный орган осуществляет аудиторские проверки на самом предприятии или в его подразделениях.

В небольших предприятиях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита может быть поручено аудиторской организации на договорных началах. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются владельцем и руководством предприятия в зависимости от состава, специфики и масштабов деятельности, системы управления, состояния внутреннего контроля и т.п.

Процессу организации системы внутреннего аудита в Украине должен предшествовать ряд процедур, среди которых изучение:

- разных типов организационных структур предприятий, их преимуществ, недостатков;

- целесообразности внедрения системы внутреннего аудита;

- организационных структур западных компаний, успешно внедривших систему внутреннего аудита;

- возможностей адаптации структур западных компаний на отечественных предприятиях.

При выборе формы организации системы внутреннего аудита зарубежные практики в зависимости от потребностей руководства и других факторов рекомендуют использовать следующие варианты:

- создание отдела внутреннего аудита как неотъемлемого элемента организационной структуры предприятия (in-house internal audit service) - внутренние аудиторы являются сотрудниками компании, предприятие нанимает руководителя службы внутреннего аудита и опытных специалистов (их количество зависит от задач и направлений деятельности службы внутреннего аудита), способных обеспечить эффективное выполнение работы, однако во многих случаях эти специалисты не владеют навыками и знаниями, необходимыми для предоставления услуг внутреннего аудита;

- заключение соглашения на осуществление услуг по внутреннему аудиту с независимыми компаниями (outsourcing) - предприятие получает услуги высокого уровня, поскольку нанимает высококвалифицированных специалистов для выполнения определенных задач, и обеспечивается гибкость относительно количества специалистов, необходимых для выполнения специфических задач (например, оценка информационных систем), при этом могут привлекаться специалисты на короткий срок.

- стратегическое партнерство (strategic partnering) - организация функции внутреннего аудита в соответствии с этим подходом предусматривает подбор наемных работников «со стороны» (они сотрудничают с внутренними аудиторами предприятия) для выполнения задач, которые внутренняя служба не может выполнить, например, из-за отсутствия специалистов узкого профиля. Такая форма организации работы внутренних аудиторов обеспечивает большую выгоду для предприятия, нежели аутсорсинг. Тесное сотрудничество аудиторов дает возможность «штатным» аудиторам получать от них дополнительные знания.

Каждая из указанных форм организации деятельности внутренних аудиторов имеет как преимущества, так и недостатки.

При создании службы внутреннего аудита руководство предприятия, прежде всего, должно определить тип структуры (табл. 2.1) и форму ее организации.

Таблица 2.1. - Типы структур аппарата внутреннего аудита

Тип структуры

Характеристика структуры

Линейное административное подчинение

Работники внутреннего аудита прямо подчиняются руководителю предприятия. Такой подход имеет место на малых и средних предприятиях.

Линейно-штабное подчинение

Служба внутреннего аудита разделяется на секторы, а руководитель этого органа дает распоряжение руководителям секторов. Такой подход оправдан лишь на больших предприятиях со сложной организационной структурой.

Комбинированная структура

Предусматривает, передачу отдельным службам управления части прав и функциональных обязанностей внутренних аудиторов.

При создании службы внутреннего аудита руководство предприятия необходимо определить форму ее организации. На отечественных предприятиях возможны два варианта организации отдела внутреннего аудита в зависимости от типа общей организационной структуры корпорации:

- дивизиональная организационная структура, предусматривающая формирование в каждом дивизионе (это отдельные предприятия, сформированные в объединения в зависимости от сферы деятельности) отдела внутреннего аудита дивизиона. Возглавляет и координирует работу всех служб внутреннего аудита главный внутренний аудитор. Такая структура целесообразна на крупных предприятиях, когда в состав дивизионов входит несколько предприятий, объединенных по определенным однородным признакам;

- командная организационная структура, которая целесообразна, когда организационная структура не такая сложная. При этом в состав службы внутреннего аудита входят специалисты разных направлений, которые подчиняются главному внутреннему аудитору (руководителю службы), который, в свою очередь, подотчетный вице-президенту по финансам или финансово-экономической службе.

Для координации работы, а также предоставления отчетов соответствующим органам высшего руководства правление назначает руководителя службы внутреннего аудита, который должен отчитываться перед менеджером соответствующего уровня организации, на него возложены обязанности эффективно управлять функцией «внутренний аудит», чтобы обеспечить максимальную его полезность для организации.

Управление функцией «внутренний аудит» охватывает такие аспекты:

- установление целей службы внутреннего аудита;

- определение структуры службы внутреннего аудита;

- организация работы службы внутреннего аудита;

- управление персоналом;

- планирование и оценка рисков;

- внешние коммуникации.

В Стандартах внутреннего аудита, разработанных Институтом внутренних аудиторов в 2001, определены основные полномочия и обязанности руководителя службы. Однако каждая организация в зависимости от собственных потребностей может устанавливать дополнительные права, обязанности, полномочия.

Права, обязанности и ответственность внутренних аудиторов определены Кодексом законов о труде, Положением об организации внутреннего аудита, контрактами, должностными инструкциями (при постоянной работе) или соглашениями гражданско-правового характера (при работе по найму).

Полномочия и обязанности персонала службы (исполнителей) определяются их должностными инструкциями, за разработку которых несет ответственность руководитель службы внутреннего аудита.

При организации работы службы внутреннего аудита руководство предприятия должно определить и довести до сведения руководителя и сотрудников-специалистов службы об их подчиненности и подотчетности. Все указанные аспекты должны быть отражены в Положении об отделе внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита должна быть структурирована таким образом, чтобы содействовать организации в реализации ее задач. Это в первую очередь означает обеспечение рекомендаций по повышению эффективности бизнес-процессов. Служба внутреннего аудита может быть использована руководством для проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, управление рисками и степень прозрачности бизнеса. Финансовый контроль на предприятии предназначен для того, чтобы как можно раньше обнаружить отклонения от принятых корпоративных стандартов, нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов.

Структура службы может быть создана в зависимости от специалистов, которые входят в ее состав (финансы, производство, налогообложение, развитие, компьютерные технологии и др.), или может быть ориентирована на структуру предприятия (главный офис, дочернее предприятие, филиал, представительство и т.д.). В службе должно быть достигнуто правильное соотношение общего опыта, знаний в конкретной области, профессиональной аудиторской компетентности и технических навыков, необходимых для выполнения планов аудита.

Следует отметить, что каждое предприятие может корректировать структуру службы внутреннего аудита в соответствии со своими потребностями.

Состав персонала отдела внутреннего аудита, их количество, уровень квалификации, теоретические и практические знания и опыт зависят от структуры предприятия, технологического процесса, задач, которые ставит руководство предприятия перед службой внутреннего аудита.

Состав аудиторской группы должен определяться исходя из характера и сложности каждой аудиторской задачи, временных ограничений и наличия ресурсов.

Кроме того, при для контроля за уровнем организации системы внутреннего аудита руководству предприятия необходимо проводить анализ работы внутренних аудиторов:

- установить организационный статус службы внутреннего аудита. В идеальном варианте служба внутреннего аудита должна быть подотчетна только высшему руководству;

- определить функции службы внутреннего аудита. Рекомендации внутренних аудиторов должны выполняться руководством предприятия, что должно иметь подтверждения;

- обратить внимание на техническую компетентность внутренних аудиторов, т.е. обладают ли лица, принимаемые на должность внутреннего аудитора, необходимыми техническими навыками и профессионализмом, или необходимо проводить повышение квалификации внутренних аудиторов;

- осуществлять контроль за профессиональной тщательностью внутренних аудиторов. Необходимо контролировать, должным ли образом планируется и документируется внутренние аудиторские проверки.

Внедрение системы внутреннего аудита целесообразно во всех отраслях экономики, на каждом предприятии с тем, чтобы за эту работу отвечало конкретное лицо или специальный отдел. Средства на содержание аудиторской службы следует формировать за счет выявленных внутренним аудитом резервов повышения эффективности работы предприятия, снижения себестоимости и увеличения прибыли.

Таким образом, при решении вопроса создания службы внутреннего аудита на предприятии основными направлениями деятельности руководства являются:

- выбор формы организации системы внутреннего аудита;

- выбор организационной формы службы внутреннего аудита;

- выбор структуры службы внутреннего аудита;

- организация и координация внутренней работы службы внутреннего аудита.

3. Документальное оформление аудиторской проверки

3.1 Рабочие документы и ведение аудиторского досье

Финалом внутренней проверки является суммирование выявленных нарушений и несоответствий, составление итогового отчета.

Рассматривая вопрос аудиторского отчета как итогового документа по результатам аудита, под понятием «аудиторский отчет» целесообразно понимать любые официальные документы по результатам аудита, которые передаются руководству предприятия и содержат информацию о результатах проведенной проверки.

Отчетный документ может иметь разные документальные формы - аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.

Отчет должен быть составлен на основе письменной информации внутреннего аудита, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и исправления которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания отчета внутреннего аудита, после чего он передается в архив службы внутреннего аудита. В письменной информации должны содержаться:

- состав группы внутреннего аудита;

- реквизиты проверяемого подразделения;

- перечень должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности;

- период времени, к которому относится аудируемая документация;

- сведения о методике проверки (направления бухгалтерского учета подлежавшие проверке, бухгалтерская документация, проверенная сплошным методом и выборочным, принципы проведения проверки);

- сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях;

- сведения о наиболее существенных нарушениях в учете значительно искажающих отчетность;

- рекомендации по улучшению деятельности с целью ее оптимизации.

При последующих проверках должны быть даны анализ и оценка выполнения или исправления замечаний по фактам предыдущих проверок. Письменная информация подписывается всеми аудиторами, кто проводил проверку. На основании письменной информации составляется отчет, который по структуре в основном повторяет письменную информацию.

Обобщение результатов внутреннего аудита вмещает ряд методических приемов группировки и систематизации его результатов, необходимых для принятия решений по устранению обнаруженных недостатков в деятельности предприятия и профилактики правонарушений. Однородные недостатки обобщают в таблицах, схемах, ведомостях, в актах аудиторского контроля. Такие мероприятия помогают внутреннему аудитору глубже вникнуть в причины недостатков и порекомендовать руководству предприятия принять более обоснованные решения по результатам аудита.

При обобщении результатов внутреннего аудита и составлении аудиторского отчета по вопросам, связанным с подтверждением финансовых прогнозов и проектов, важное значение имеет понятие существенности. Основная проблема толкования существенности заключается в определении той границы, которая должна разделять существенные и несущественные ошибки (случаи мошенничества). Определение величины существенности зависит от вида того или иного отклонения, обнаруженного аудиторами. Применяются количественные (абсолютные и относительные) и качественные (нормативные и экспертные) оценки.

Отчет дает возможность внутреннему аудитору обратить внимание руководства на соответствующую проблему. Чтобы достичь намеченных целей, отчет не стоит наполнять и перегружать лишними подробностями. Он должен быть четким, точным, понятным и своевременным. Стандартной формы для отчетов внутренних аудиторов нет из-за многогранности объектов проверки, отличий в способностях аудиторов и интересах руководителей.

Принцип составления отчета не отличается от других видов аудита:

- ссылка только на четко выявленные изъяны в работе аудируемой стороны с указанием характера противоречий с нормативными актами, рекомендательными документами, принципами политики компании;

- все факты должны фигурировать в промежуточных отчетах и быть озвучены аудируемой стороне еще в ходе проверки;

- итоговый отчет должен содержать предложения аудиторской команды по устранению и профилактике выявленных ими нарушений или несоответствий.

Аудиторский отчет содержит ряд разделов, которые раскрывают необходимую информацию и предоставляют рекомендации руководству предприятия. Аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.

Вводная часть аудиторского заключения содержит:

- название документа в целом;

- дата и место составления;

- основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей);

- фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, и должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения;

- период проверки;

- вопросы, которые были подвергнуты документальной и фактической проверке.

Аналитическая часть отчета адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать:

- наименование подразделения;

- объекты аудита;

- изложение результатов проверки;

- общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете;

- существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов;

- арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений;

- фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.

Итоговая часть аудиторского документа содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до принятия решения по проверке должностным лицом, назначившим проверку, следует указать, какие рекомендации выполнены, а какие считаются неэффективными из-за избыточных расходов.

Итоговый отчет должен указывать на реальные преимущества, полученные в результате изменений, давать руководству предприятия рекомендации о том, что нужно сделать или чего следует избегать в будущем. Хороший отчет аудитора должен стать для администрации предприятия руководством для последующего развития предприятия.

При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях, полученных из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам проведенной проверки, он должен подписать документ о проверке и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К заключительному документу о проверке прилагаются объяснения других должностных лиц проверяемого подразделения, непосредственно осуществляющие хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с нарушением действующих нормативно-правовых актов.

В случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим включением этих сведений в общий документ о проверке. Промежуточные отчетные документы аудитора составляются в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты наиболее значимые нарушения, требующие немедленного принятия мер, и подписываются проверяющими и должностными лицами подразделения.

Только после получения письменного отчета внутренняя аудиторская проверка считается законченной. Итоговый отчет составляется в трех экземплярах: первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив, при этом все экземпляры являются первыми. Отчет проверяется и утверждается руководителем службы внутреннего аудита и направляется лицам, которые будут выполнять соответствующие мероприятия по объекту проверки. Отчет обсуждается с руководством предприятия, где проводится внутренний аудит.

3.2 Итоговые документы аудита

Проверка считается законченной, когда выявленные нарушения устранены, а финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подразделения обеспечивает полный хозяйственный расчет и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Внутренний аудитор готовит комментарии об обнаруженных недостатках и вносит предложения об их устранении и улучшении финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оригинал этого документа хранится в отделе внутреннего аудита, а копия передается руководителю предприятия (подразделения), в котором проводился аудит.

Выявленные в ходе проверки недостатки, не требующие существенных изменений в деятельности подразделения и входящие в компетенцию руководителя подразделения, необходимо устранить по ходу проверки. Об их устранении в процессе проверки делается соответствующие записи в отчете.

Если при проверке выявлены серьезные нарушения законодательства и иных нормативно-правовых актов: недостачи, хищения денежных средств или материальных ценностей, нарушения налогового законодательства, требующие внесения изменений в бухгалтерскую отчетность предприятия и возмещения потерь, материалы проверок передаются в юридический отдел предприятия. Юрист дает правовую оценку записям по материалам проверки и готовит исковые документы для передачи в суд с целью возмещения материального ущерба. После выявления причиненного ущерба в материалах проверки меры по его возмещению должны приниматься немедленно.

При нарушениях и злоупотреблениях необходимы меры по сохранности отельных документов. Для этого их изымают как в процессе проверки, так и после ее окончания. В первую очередь, изымаются документы, имеющие следы подчисток, исправления цифр и текста, и содержащие неправильные и подложные сведения. На этих документах нельзя делать какие-либо пометки. В делах проверяемых структурных подразделенияй вместо изъятых документов отставляют их копии с указанием на обороте кем и когда они изъяты. Возмещение материального ущерба осуществляется также по всем уплаченным подразделением штрафам, неустойкам, иным санкциям. При этом администрация должна возложить имущественную ответственность в соответствии с законодательством на конкретно виновных лиц.

По результатам проверки отдельных хозяйственных операций (например, кассы и кассовых операций) проводится беседа с должностными лицами предприятия и кассиром, ответственным за хранение ценностей, обсуждаются обнаруженные недостатки и мероприятия по их устранению. После этого аудитор составляет соответствующий раздел аудиторского отчета.

Нужно также предоставить проверяемой стороне возможность вносить коррективы в отчет, если ею будут предоставлены убедительные контраргументы к выводам аудиторов. Что касается руководства компании, то, принимая решения по результатам внутреннего аудита, ему необходимо сформулировать и внедрить их таким образом, чтобы не вызвать в дальнейшем напряжения в отношениях между аудируемой и аудиторской сторонами или отдельными сотрудниками компании.

По результатам проверки финансового состояния предприятия к аудиторскому отчету прилагается обоснованный анализ эффективности финансовой деятельности в текущем периоде и степень использования ранее предоставленных аудитором предложений о повышении уровня прибыльности.

Повышению эффективности проверок способствует обсуждение их итогов с учредителями, руководителями и ответственными работниками предприятия. При необходимости вопросы сохранности собственности обсуждаются с персоналом подразделения, вносятся их предложения по организационно-техническим мероприятиям и утверждаются планы по устранению выявленных недостатков и меры по повышению эффективности работы данного подразделения. Отчетные документы по аудиторским проверкам, проект решения по проверке (приказ), приложения, другие документы по проверке и перечень принятых мер представляются на рассмотрение должностному лицу, назначившему аудиторскую проверку.

Руководство предприятия может поручить внутреннему аудитору: провести анализ и выяснить причины финансовых трудностей. Но это не означает, что внутренний аудитор должен выполнять текущую аналитическую работу, которую осуществляет соответствующее подразделение предприятия. Задача внутреннего аудитора заключается в том, чтобы помочь соответствующей службе предприятия при возникновении проблем.

Обоснованный стратегический план и действенный контроль за его выполнением со стороны функциональных подразделений и внутреннего аудита является залогом успешного и динамичного развития предприятия в будущем.

По результатам внутреннего аудита руководство предприятия при участии трудового коллектива разрабатывает мероприятия по ликвидации и предотвращению повторения недостатков в своей последующей деятельности и организует контроль за выполнением этих мер. По каждому случаю недостачи средств или материальных ценностей руководством предприятия подаются исковые требования о возмещении ущерба соответственно правоохранительным органам или в арбитраж.

Для учета и контроля за выполнением решений по аудиторским проверкам служба аудиторского контроля или аудитор ведет книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мер. В книге вводятся следующие графы:

- наименование подразделения, на котором проведена проверка;

- организационный метод проверки;

- дата отчетного документа по проверке;

- дата и номер приказа по результатам проверки;

- сроки представления информации о выполнении решения по отчету о проверке;

- дата фактического представления отчета о выполнении приказа;

- сумма ущерба денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг;

- сумма ущерба в результате налоговых нарушений;

- передано в суд;

- сумма восстановленных денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг;

- сумма взысканного ущерба с виновных лиц добровольно;

- сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет.

Таким образом, внутренний аудит активно влияет на выявление негативных явлений в деятельности предприятия, установление их причин и способствует профилактике недостатков и злоупотреблений в деятельности субъектов ведения хозяйства.

Выводы и предложения

Эффективная работа субъектов хозяйственной деятельности: в условиях рыночных отношений во многом зависит от организации системы внутрихозяйственного аудита. Методы и формы экономического аудита, свойственные командно-административной системе неспособны удовлетворить информационные потребности менеджеров и владельцев предприятий. Все это нуждается во внедрении на больших и средних предприятиях внутреннего аудита.

Система внутреннего аудита - этот термин определяет все внутренние правила и процедуры аудита, введенные руководством для достижения поставленной цели - обеспечение (в пределах возможного) стабильного и эффективного функционирования предприятия.

Такой аудит на больших предприятиях должен осуществляться повседневно специализированным отделом, кроме бухгалтерии и главного бухгалтера. В небольших фирмах обязанности внутреннего аудита возлагаются на ревизионную комиссию, которая назначается учредителями. Для проведения внутреннего аудита можно также привлекать профессиональных аудиторов со специализированных фирм.

Объектом внутреннего аудита должны быть: система бухгалтерского учета предприятия, достоверность отчетности, состояние имущества, обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая стойкость, платежеспособность, система управления предприятием, качество работы экономических служб, налогообложение, нормирование, организация производства, исполнительная дисциплина и тому подобное.

При организации внутреннего аудита должны быть четко определены и распределенные обязанности отдельных работников по проверке различных направлений отчетности, а также установленные границы их полномочий согласно с положенными обязанностями. Нельзя допускать, чтоб одно лицо контролировало всю операцию с начала до конца. Аудитор должен также проверить, чтоб с целью предотвращения злоупотреблениям в отношениях с сотрудниками других подразделов предприятия руководитель службы внутреннего аудита (аудита) проводил постоянную ротацию внутренних контролеров. То есть один и тот самый контролер не должен проводить проверку одного подраздела предприятия дважды подряд.

Внутренний аудит - это составная часть организационной структуры предприятия. И поэтому, независимо от уровня автономности и объективности, он не может достичь того самого уровня независимости, что и внешний аудит при высказывании независимого мнения относительно финансовой отчетности предприятия. Даже при условии нормального функционирования аудита ответственность внешнего аудитора не может не быть уменьшенной.

В отличие от роли и функций внешнего аудитора, основные функции которого заключается в формировании независимого вывода о достоверности финансовой отчетности предприятий, роли и функциях внутреннего аудита определяются руководством предприятия и целью его развития. Функции внутреннего аудита изменяются в зависимости от требований руководства предприятия. Главная цель внутреннего аудитора - определить, имеет ли финансовая отчетность предприятия существенные перекручивания.

Анализ действующей практики отечественных и зарубежных фирм дает возможность выявить определенные отличия между внутренним и внешним аудитом в организации службы аудиторского аудита. По большей части на больших предприятиях, где имеет место внутренний аудит, созданы отдельные службы внутреннего аудита.

Относительно внешнего аудита в Украине, то он, по закону «Об аудиторской деятельности в Украине», может осуществляться аудиторской фирмой или отдельным аудитором, который зарегистрирован как неюридическое лицо.

Для внутреннего аудита характерен риск бизнеса предприятия, потеря репутации в случае некачественного выполнения своих функциональных обязанностей. Внешний аудитор определяет и оценивает на стадии планирования процесса аудиторского аудита аудиторский риск. Предоставление внешним аудитором необоснованного аудиторского заключения может привести к его материальной ответственности, что является причиной риска бизнеса аудитора (аудиторской фирмы).

Внедрение системы внутреннего аудита целесообразно во всех отраслях экономики, на каждом предприятии с тем, чтобы за эту работу отвечало конкретное лицо или специальный отдел. Средства на содержание аудиторской службы следует формировать за счет выявленных внутренним аудитом резервов повышения эффективности работы предприятия, снижения себестоимости и увеличения прибыли.

При исследовании бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии было выявлено, что на предприятии отсутствует должностная инструкция главного бухгалтера, бухгалтерский учет ведется частично с использованием бухгалтерской компьютерной программы.

Рекомендовано:

1) Разработать и утвердить должностную инструкцию главного бухгалтера.

2) При ведении учета полностью использовать программный продукт 1 С.

4) При анализе внутреннего контроля на предприятии установлено что, в ДП «КРЦ «Юг-Авто» внутренний контроль ограничивается инвентаризаций, годовая инвентаризация носит формальный характер. Поэтому предприятию предложено внедрить систему текущего бухгалтерского контроля в целях предотвращения бесхозяйственного расходования средств.

Список использованных источников

1. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» №3125-ХII от 22.04. 1993 г., с изменениями и дополнениями

2. Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» №996 XIV-ВР от 16.07.1999 г., с изменениями и дополнениями

3. Международным стандартом аудита 400 «Оценка рисков и внутренний контроль»

4. Аудит: практическое пособие (под ред. А. Кузьминского). - К.: Учетинформ, 2006. - 384 с.

5. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: ИИД «ФИЛИНЪ», 2006. - 424 с.

6. Білуха М.Т. Курс аудиту. - К.: Товариство «Знання», КОО, 2007. - 574 с.

7. Бутинец Ф.Ф. Аудит. - Ж.: ПП «Рута», 2005. - 512 с.

8. Гончарук Я.А., Рудницький В.С. Аудит. - К.: Знання, 2007. - 443 с.

9. Майданевич П.Н., Абдул Каюм, Федосеев С.К., Майданевич Ю.П., Олейник О.А. Аудит. - Донецк: ООО «Юго-Восток ЛТД», 2005. - 395 с.

10. Стандарти аудиту та етики (Видання МФБ 2001 p.). Пер. з англ. - К.: ТОВ «Парітет-інформ», 2003. - 712 с.

11. Усач Б.Ф. Аудит: Навч. посібник. - К.: Знания - Пресс, 2002. - 223 с.

12. Усач Б.Ф., Душко З.О., Колос М.М. Організація і методологія аудиту: Підручник. - К.: Знання, 2006. - 295 с.

13. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - К.: Инфра-М, 2001. - 352 с.

14. Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. М.: Финансы и статистика, 2005.

15. Максімова В.Ф. Генезис підходів до визначення головної цілі функціонування системи внутрішнього економічного контролю / Вісник Львівської державної фінансової академії. Зб. наук. статей. Сер.: Економічні науки. - Львів: Львівська державна фінансова академія, 2005. - №7. - С. 350 - 357.

16. Максімова В.Ф. Загальний підхід до організації системи внутрішньогосподарського контролю / Бухгалтерський облік та господарський контроль (Вісник №19). - Житомир: ЖІТІ, 2002. - С. 174 - 179.

17. Максімова В.Ф. Інформаційна сутність внутрішнього корпоративного контролю з точки зору системного підходу / Науковий вісник Полтавського університету споживчої кооперації України. - Сер: Економічні науки. Вип. 6. - Полтава: ПУСП, 2004. - №4 (12). - С. 41 - 45.

18. Максімова В.Ф. Категорія ефективності в оцінці стану і функціонування системи внутрішнього контролю / Актуальні проблеми державного управління. Зб. наук. пр. Одеського регіонального інституту державного управління. Вип. №4 (20). - Одеса: ОРІДУ, 2004. - С. 303 - 319.

19. Сухарева Л. Внутрішній аудит в системі фінансового контролю. // Бухгалтерський облік і аудит. - 2003. - №3 - с. 13-17

20. Сухарева Л.О. Контроль у діяльності бухгалтера: історія досліджень, стан і перспективи / Л.О. Сухарева // Бухгалтерський облік і аудит. - №5. - 2003. - С. 15-20.

21. Сухарева Л.О. Аудит: оцінка якості системи бухгалтерського обліку: [монографія] / Л.О. Сухарева, К.О. Закалінська; Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. Туган-Барановського. - вид-во «Вебер2» (Донецька філія), 2009. - 263 с.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.