РУБРИКИ

Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

p align="left"> 3. Организация контроля за обоснованностью тарифа

3.1 Виды и направления контроля за оказанием услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве

Важным шагом для организации работы по реформированию ЖКХ должно стать создание системы реального контроля за оказанием услуг. Сочетание различных форм собственности в системе ЖКХ, включая государственную, предполагает государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания. Особый контроль необходим за использованием жилищного фонда, являющегося дорогой, долговечной и неоднородной по своим техническим характеристикам недвижимостью. Величина тарифа на производимые жилищные услуги должна регулироваться в зависимости от изменений в кредитно-денежной, земельной и налоговой сферах.

Главная задача контроля в жилищно-коммунальной сфере заключается в том, чтобы величина устанавливаемых тарифов обеспечивала соответствие спроса и предложения жилья в конкретный период времени, учитывала изменение качества жилищных услуг в связи с динамикой уровня текущих затрат и степени комфортности жилищ. На наш взгляд, контроль за затратами и уровнем рентабельности - это способ регулирования тарифов на услуги, производимые предприятиями - естественными монополистами. Таким образом, создание системы действенного контроля за процессами формирования затрат, тарифов и финансовыми результатами деятельности предприятий ЖКХ приобретает в современных условиях важное значение.

Для понимания сущности контроля заметим, что он является составной частью управления. Это неотъемлемый элемент надстройки общества, который претерпевает серьезные изменения в процессе развития его политической системы, органов государственного и хозяйственного управления, законодательной и исполнительной власти. Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел в различных областях общественной и государственной жизни, выявить те факторы и условия, которые отрицательно сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.

Развитие рыночных отношений в России, изменение институциональной структуры экономики потребовали коренной реорганизации системы контроля. Однако, несмотря на принятие многочисленных правовых актов, до сих пор отсутствует стратегия реформирования органов контроля, а непоследовательность действий законодателя не позволила создать эффективно функционирующую в условиях перехода к рынку государственную систему контроля. Появилась настоятельная необходимость в развитии внутреннего и независимого внешнего, альтернативного государственному, контроля и аудита как одного из неотъемлемых элементов инфраструктуры рыночной экономики.

В новых условиях положение радикально изменяется: представление об единой форме собственности сменяется понятием хозяйственной многоукладности. Обособляются функции и интересы разных укладов. Возникают расхождения, а во многих случаях и противоречия между групповыми и государственными интересами, между управляющими и управляемыми, между коллективом и отдельными личностями. Изменения в системе хозяйственного управления обусловило необходимость радикальных преобразований в организации и методике контроля. Непосредственными факторами этих перемен являются: признание права на существование разных хозяйственных укладов и необходимости использования разных направлений контроля, установление системы свободного предпринимательства.

Таким образом, контроль, являясь функцией управления, подчинен решению задач управляющей системы. Именно поэтому назначение контроля соответствует целям управления, которые определяются закономерностями развития экономической и политической системы. Новой политико-экономической структуре общества современной России, с разнообразными формами собственности и постепенным становлением и укреплением рыночного механизма, должна соответствовать и адекватная система контроля.

Для понимания сущности и организации контрольной деятельности осуществляющих ее органов очень важна их классификация. Общеизвестны признаки, положенные в основу этой классификации, в соответствии с которыми различаются:

- внутренний и внешний контроль предприятий;

- полные и частичные контрольные проверки предприятий;

- сплошная и выборочная проверка документов;

- формы контрольных мероприятий - ревизия, обследования, тематические и сквозные проверки;

- по времени осуществления - предварительный, текущий и последующий контроль.

В основном классификация этих мероприятий и методов их осуществления не изменяется в результате преобразования системы управления. Однако соотношение между отдельными видами указанных мероприятий и их методами изменяется в зависимости от степени их использования и практической значимости.

По нашему мнению, определение основных свойств системы финансового контроля даст комплексное представление о ней, ее роли в управлении. Содержание финансового контроля заключается не только в проверке соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, но и выявлении эффективности всей хозяйственной деятельности и факторов, ее определяющих.

Международная практика свидетельствует, что началом процесса контроля текущей деятельности является стратегическое планирование, определяющее перспективы и цели деятельности предприятия. По мере реализации стратегического плана система контроля становится частью процесса управления, основанной на анализе таких показателей, как производственные затраты, объем производства и реализации, размер прибылей и убытков. Этим обеспечивается непосредственная связь контроля с принятием решений в процессе управления предприятием.

Система контроля способствует коррекции действий, направленных на достижение поставленных целей. Чтобы система контроля выполнила возложенные на нее функции, она должна располагать объективной информацией о показателях работы предприятия, о заранее принятых стандартах. Такая информация должна быть открытой, что позволит предпринимателям и менеджерам принимать корректирующие меры.

В отечественной практике финансово-хозяйственный контроль использует систему, основанную на сочетании общенаучных методов исследования объектов контроля и специфических эмпирических методических приемов экономического исследования.

Переход российской экономики к рынку, ускоренное развитие предпринимательства, изменение форм собственности, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий коренным образом повлияли на механизм экономического контроля. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему управления на различных уровнях. В условиях рынка возрастает значение одного из перспективных и эффективных видов контроля - независимого контроля, проводимого аудиторами, аудиторскими фирмами, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика - проверяемого субъекта, а в отдельных случаях - за счет бюджетных средств.

Для понимания сущности аудита обратимся к истокам возникновения этого термина, который происходит от латинского «audio», что означает - «он слышит», «слушатель». Именно так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, которому учителя поручали доверительную проверку других учащихся, и он слушал их, проверяя усвоение пройденного материала, качество выполнения заданий. Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора и клиента, обратившегося за услугами к аудитору, участливость, заинтересованность в его делах. Эти услуги первоначально представляли собой процесс проверки аудиторами правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого государственными бухгалтерами (налогосборщиками) на местах.

Существует достаточно много различных определений аудита. В перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, дается следующее определение аудита:

«Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации».

Большинство американских специалистов считают, что аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке факторов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, осуществляемый компетентным независимым лицом. В соответствии с требованиями стандарта «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», одобренного 20 октября 1999 г. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, основная цель аудита состоит в формировании и выражении мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта (а также в контроле за соблюдением компанией законодательных норм).

Основными компонентами аудиторской деятельности являются: постановка задачи, сбор аудиторских доказательств, предварительный анализ полученной информации, формулировка предложений, их проверка на основе собранных аудиторских доказательств, получение объяснений и прогнозов.

В соответствии с ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» подлежат обязательной проверке следующие группы экономических субъектов: по организационно-правовой форме; виду деятельности; источникам формирования уставного капитала; финансовым показателям деятельности. Обязательная аудиторская проверка введена, начиная с отчета за 1995 г.

В целях усиления контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации №1024 от 09.09.1999 г. принято Постановление Правительства РФ «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий» №81 от 29.01.2000 г. В нем установлено, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчета за 1999 г., является обязательным в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, при наличии одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

- объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда;

- сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Органам исполнительной власти и субъектов РФ рекомендовано организовать проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации. Аудиторская проверка осуществляется уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе. Перечень прошедших конкурсный отбор уполномоченных аудиторских организаций публикуется в средствах массовой информации. Однако предприятие самостоятельно осуществляет выбор аудиторской организации из числа уполномоченных аудиторских фирм и заключает с ней договор на проведение аудита.

В договоре предусматривается обязательство аудиторской организации о представлении ею в Министерство государственного имущества РФ и в федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру отчета, в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности предприятия в составе вводной, аналитической и итоговой частей. Расходы предприятия на оплату обязательного аудита включаются в установленном порядке в себестоимость продукции.

Главный объект аудита - это финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта, а информация, точнее система ее сбора и обработки - объект деятельности финансового контроля. Законодательно установлены следующие виды аудита: банковский, страховой, фондовый и общий.

Аудиторский контроль как в западных странах рыночной экономики, так и в России подразделяется на внешний и внутренний. Изучение современной экономической литературы позволяет получить полное представление о внутреннем и внешнем аудите, которые различаются по целям проверки, ее субъектам и ряду других признаков. Следует заметить, что различия между внутренним и внешним аудитом вызваны, прежде всего, их разным назначением.

Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями. Его отличительной особенностью является также то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом предприятии никаких интересов и не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами, несущими ответственность за соблюдение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также не состоят в родстве с руководством организации и не связанны с ним служебными отношениями.

Внешний аудит проводится с целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта. Он может быть также проведен согласно договору с целью разработки различного рода рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации финансов, налогооблагаемой базы, организации и управления деятельностью проверяемого субъекта и его подразделений.

Результаты проведения внешнего аудита оформляются в виде представления письменного заключения о состоянии учета, внутреннего контроля в проверяемых организациях, а также о достоверности годового отчета. Могут быть оформлены и представлены экономическому субъекту - заказчику внешнего аудита также различные проекты, схемы, бизнес-планы, справки и т.п., в зависимости от поставленной цели в договоре на проведение аудиторской (обязательной или инициативной) проверки. Организации самостоятельно выбирают аудитора или аудиторскую фирму для проведения проверки.

Внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта. При должной организации он способствует повышению ответственности руководителей структурных подразделений и материально-ответственных лиц организации за выполнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении хозяйственных операций, связанных с движением имущества и обязательств экономического субъекта. Кроме того, внутренний аудит в значительной мере является информационной базой для внешнего аудита, проводимого в отдельных хозяйствующих субъектах в обязательном порядке согласно законодательству.

Вместе с тем, между внутренним и внешним аудитом имеются существенные различия в уровнях независимости, целях и времени проведения проверок. Потребность во внутреннем аудите все чаще и чаще возникает в средних и крупных организациях, что связано с усложнением законодательных актов, регулирующих экономический механизм управления и отношения субъектов предпринимательства с их структурами и государством. Кроме того, внутренний аудит необходим для предотвращения нерационального расходования, потерь и хищений материальных и денежных ресурсов организации, своевременного предупреждения и разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей. Другими словами, внутренний аудит - это постоянный контроль за эффективностью осуществления управления деятельностью организации и ее структурными подразделениями.

Любая деятельность должна протекать в определенных рамках и руководствоваться определенными правилами. Накопленный опыт позволяет обобщить и сформулировать нормы и правила, касающиеся аудиторской деятельности. Часть этих правил и норм зафиксирована в законоположениях стран с рыночной экономикой, другая часть изложена в специальных выпусках аудиторских организаций и ООН, посвященных упорядочению аудита. Поэтому стандарты аудита содержат те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности и подкреплены опытом практической работы огромного числа аудиторов в разных странах мира.

Все международные стандарты можно разделить на четыре группы. К первой относятся те, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью. Вторая группа - это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями. К третьей группе принадлежат стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих условий для своего введения (например, дальнейшего развития и совершенствования рыночных отношений). Четвертая группа стандартов - это стандарты, неприемлемые в данной стране в силу ее исторических традиций и национальной психологии.

Аудит как самостоятельный вид предпринимательской деятельности должен регулироваться соответствующими нормативными актами, определяющими порядок аттестации и лицензирования специалистов по аудиту, условия необходимости аудиторской проверки и множество других правовых и организационных моментов осуществления аудиторской деятельности. Кроме того, опыт разных стран свидетельствует о целесообразности использования в практике аудита специально разработанных стандартов. Поскольку аудит является сравнительно новым в России видом практической деятельности, нормативно-правовая база, систематизирующая организацию его проведения, только формируется.

Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике. Отсутствие четкого правового регулирования аудиторской деятельности отождествляет ее в общественном сознании с ведомственными видами финансово-хозяйственной деятельности, что усложняет становление аудита. В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России должна быть построена трехуровневая система его регламентации.

Перечень необходимых правил (стандартов) в России определен в соответствии с рекомендациями Комитета международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров. В настоящее время одобрено более 40 стандартов, работа над которыми продолжается и условно которые можно подразделять на три группы: общие правила (стандарты); правила (стандарты) проведения аудиторской проверки; правила (стандарты) составления отчета.

В программе реформирования ЖКХ, утвержденной приказом Госстроя РФ №17-32 от 11.12.97 г., аудит рассматривается как механизм реализации снижения затрат на производство и оказание услуг. Исследуемые хозяйственные субъекты, осуществляющие производственную деятельность в ЖКХ, включают более 30 видов деятельности. При этом, рассматривая вопросы ценообразования и тарифной политики в ЖКХ, необходимо отметить, что в стандартный набор ЖКУ включаются: техническое содержание и ремонт жилищного фонда; водоснабжение; теплоснабжение; газоснабжение и электроснабжение. Возможное снижение затрат за счет экономии воды, электрической и тепловой энергии может быть ликвидировано общим удорожанием энергоресурсов и ростом затрат на ремонт жилищного фонда и инженерных систем.

Проведенное исследование показало, что сегодня тарифы на ЖКУ значительно отличаются в городах со сходными природно-климатическими условиями. Предприятия, занимающие монопольное положение на рынке ЖКУ, не только включают в свои затраты расходы, связанные с повышенной заработной платой работников, но и не заинтересованы в повышении эффективности производства и внедрении технологий, направленных на снижение себестоимости услуг. В этой связи для оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен на ЖКУ определим виды контроля, действующие в ЖКХ.

Совершенно справедливо, на наш взгляд, в зависимости от того, кто осуществляет контроль (его субъект) и что контролируется (его объект), каковы цели контроля, различаются основные его виды:

- государственный административный контроль обеспечивает соблюдение законности в интересах государства и общества, проверяет выполнение обязательств физическими и юридическими лицами перед государством;

- внутрихозяйственный контроль (бухгалтерский и общественный) защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности;

- экономико-правовой контроль в интересах всего общества осуще-ствляется экономическими и правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз, аудиторских и тематических проверок.

3.2 Виды аудита в жилищно-коммунальном хозяйстве

Рассматривая эти виды контроля для предприятий ЖКХ, можно отметить, что государственный контроль проводится со стороны администрации муниципальных образований с целью подтверждения реальности тарифа на коммунальные услуги.

Имеет место на предприятиях ЖКХ и внутрихозяйственный контроль, который защищает интересы коллектива от злоупотреблений и бесхозяйственности.

Экономико-правовой контроль на предприятиях ЖКХ представлен обязательной экспертизой экономического обоснования тарифа в соответствии с Постановлением Госстроя РФ №13 от 11.11.98 г., а также обязательностью аудиторских проверок в соответствии с Постановлением Правительства РФ №21 от 29.01.2000 г.

Таким образом, для предприятий ЖКХ могут проводиться следующие виды контроля:

Государственно-административный контроль.

Внутрихозяйственный контроль.

Независимый (аудиторский) контроль.

Аудит в ЖКХ - это не столько проверка бухгалтерской отчетности и финансовой документации, сколько оказание аудиторских услуг, способствующих урегулированию экономико-финансовых, правовых и трудовых отношений в отрасли. При оказании аудиторских услуг учитывается специфика жилищно-коммунального хозяйства, заключающаяся в единстве взаимоотношений между физическими и юридическими лицами, потребляющими жилищно-коммунальные услуги, организациями, производящими эти услуги, и органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами управления, которые в рамках своей компетенции регулируют эти отношения. ЖКХ - единственная отрасль, которая имеет такую сквозную взаимозависимость всех этих уровней: потребления, производства и управления.

При проведении аудита тарифов обязательным элементом проверки является экономический анализ деятельности предприятий, который и позволяет определить, из каких статей затрат складывается производственная себестоимость предприятий, какие производственные, экономические показатели закладываются в расчет тарифов, насколько эти показатели достоверны и соответствуют реальным или нормативным потребностям предприятий.

Говоря об аудиторском контроле, необходимо обратить внимание на его направления. Ими, как известно, являются: подтверждающий, налоговый, финансово-аналитический, затратный и др.

В условиях проводимой реформы ЖКХ нашли развитие такие направления аудита, как финансовый и технологический. По нашему мнению, аудит в жилищно-коммунальном хозяйстве является реальной помощью для специалистов и служит усилению процесса регулирования и контроля за ценообразованием на всех уровнях формирования стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг. Обязательная аудиторская проверка экономического обоснования тарифов, на наш взгляд, будет являться одним из методов антимонопольного регулирования ценообразования предприятий - естественных монополистов.

Кроме того, как элемент регулирования и контроля за ценообразованием в ЖКХ введена обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов, которая позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения себестоимости производства на всех уровнях ценообразования данных. Экспертное заключение оценивает достоверность данных и экономическую обоснованность в финансовых средствах по видам услуг.

Исследование вопросов контроля на предприятиях ЖКХ в условиях проводимой реформы приводит к выводу, что появление нового направления аудита - финансово-технологического - и проведение обязательной экспертизы экономического обоснования тарифов позволит добиться существенного снижения себестоимости и обеспечит защиту экономических интересов потребителей.

3.3 Методические подходы контроля затрат и доходов от оказания коммунальных услуг

Основные предпосылки необходимости проведения аудита в ЖКХ, на наш взгляд, вызваны действующим сегодня затратным механизмом формирования себестоимости производимых предприятиями отрасли услуг и низкой платежеспособностью потребителей. Предприятия ЖКХ не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков. Существующие финансово-хозяйственные связи в ЖКХ, с высоким удельным весом бартерных расчетов и «перекрестных субсидий», приводит к общему удорожанию расчетных схем и, в конечном счете, к повышению цены продукции. Рост тарифов одного предприятия-монополиста ведет к росту тарифов всей отрасли.

Решение перечисленных проблем не возможно без четкой методики контроля за затратами и доходами ЖКХ. Однако разработка всех положений методики проверки каждого раздела учета является трудоемким процессом. Нами проведено исследование методических подходов контроля затрат и доходов в направлении работ по реформированию ЖКХ.

Методика проверки деятельности предприятий ЖКХ может включать следующие формы: перечень основных нормативных документов, источники информации для аудита, описание контрольных процедур (цель и задачи). Критериями для проверки затрат и доходов от деятельности муниципальных предприятий ЖКХ служат Федеральные и местные Законы и нормативно-правовые акты, принятые органами местного самоуправления и определяющие порядок формирования затрат, ценообразование и тарифную политику по регулируемой деятельности, а также правила и нормы технической эксплуатации объектов, инструкции и положения по ведению бухгалтерского учета и другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами.

По материалам водопроводно-канализационных и жилищно-эксплуатационных предприятий Ростовской области нами определены следующие методические компоненты контроля затрат и доходов:

- проверка обоснованности, полноты и правильности формирования себестоимости и прибыли;

- проверка состава себестоимости отдельных видов услуг;

- проверка состава, технического состояния, загрузки, использования мощностей основных фондов предприятия;

- анализ финансового положения предприятия.

Основная цель аудита производственного цикла заключается в проверке обоснованности формирования и правильности учета затрат на производство, от которых в итоге зависит уровень достоверности конечного финансового результата от реализации произведенной услуги. В процессе аудита изучаются организационные и технические особенности предприятия, характер его деятельности, производственные ресурсы и перспективы развития. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен Положениями о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении фирмы (с последующими изменениями и дополнениями), и Методическими указаниями по планированию, учету и калькулированию себестоимости в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Согласно этим положениям необходимо установить правильность и законность отражения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Следует документально подтвердить правильность исчисления себестоимости услуг, т. к. себестоимость - один из наиболее важных синтетических показателей, позволяющих оценить эффективность использования материальных и трудовых затрат, рентабельность и прибыльность предприятия.

При проверке учета затрат перед аудитором стоят следующие задачи:

- определить соблюдение принципа постоянства в учете затрат;

- соответствие выбранного метода учета затрат отраслевым и технико-экономическим особенностям организации;

- верность разграничения производственных затрат по отчетным периодам;

- верность оценки израсходованных на производство продукции материальных ресурсов;

- правильность начисления износа по основным средствам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам;

- обоснованность сумм накладных расходов и способы их распределения по объектам калькуляции.

Проверяя состав затрат жилищно-коммунальных предприятий, необходимо учесть, что большинство из них не имеют незавершенного производства и работают без сырья, а предприятия энергоснабжения, теплофикации, водоснабжения получают продукцию от промышленных предприятий и транспортируют ее к потребителям. В связи с этим калькуляция себестоимости строится путем отнесения каждого вида затрат на единицу продукции или услуг. В то же время уровень себестоимости коммунальных услуг вследствие отсутствия незавершенного производства, сырья, малой материалоемкости производства при большем удельном весе в себестоимости амортизационных отчислений и повременной заработной платы находится в значительной зависимости от объемов производства.

Показатели, характеризующие производственную деятельность коммунальных предприятий, строятся в соответствии с технологическими процессами, которые по каждому виду коммунальных услуг имеют свою специфику. Эта специфика нашла свое отражение в отраслевых методических указаниях по планированию, учету и калькулированию себестоимости (работ, услуг).

Основная цель при проверке затрат состоит в анализе соблюдения ПБУ 10/99 «Расходы организации». Исходными материалами для проверки коммунального предприятия являются затраты основного производства, учтенные на сч. 20 «Основное производство». В состав затрат основного производства входят: материалы, топливо, электроэнергия, амортизация основных средств, заработная плата производственных рабочих, покупная продукция, вода и пар со стороны и другие эксплуатационные расходы. Проверяется не только своевременность, но и полнота, а также достоверность отраженных в учете затрат, связанных с производством и эксплуатацией.

Такую проверку следует проводить путем сопоставления показанных затрат в отчетных калькуляциях с данными синтетического и аналитического учета по сч. 20. При этом затраты, отнесенные на этот счет, в свою очередь должны быть встречно сверены с записями в первичных документах, в договорах. Изложенный порядок проверки позволяет выяснить не только достоверность затрат, но и верность их отражения в отчетных калькуляциях, что весьма важно для правильного определения себестоимости продукции (услуг). В соответствии с указанными процедурами была проведена выборочная проверка затрат по муниципальным предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, автор установил ряд нарушений.

При проверке затрат на водопроводно-канализационных предприятиях следует определять ряд следующих параметров:

- использование общей мощности водопровода и его отдельных сооружений (насосных станций, очистных сооружений, водопроводов, разводящей сети);

- наличие диспропорций и «узких мест» в мощности отдельных сооружений, лимитирующих увеличение поставок воды;

- осуществление мероприятий по наращиванию мощности и первоочередному развитию лимитирующих участков и «узких мест»;

- влияние на объемы реализации воды излишних ее расходов на собственные производственные нужды, потерь в сетях и неучтенного расхода, а также мероприятий по их сокращению;

- пересмотр технологического процесса обработки воды за счет удлинения времени работы фильтров между двумя промывками без ухудшения качества очистки воды;

- внедрение более прогрессивных конструкций очистных сооружений;

- повышение качества профилактического ремонта, улучшение ухода за сетью, водоразборами;

- устранение аварий и другие меры по улучшению технического состояния сетей;

- обоснованность применяемых норм водопотребления, по которым, при отсутствии водомеров, производятся расчеты за потребленную воду;

- правильность отражения этими нормами фактического потребления воды и порядка их утверждения;

- уточнение расчетных норм на основе изучения уровня водопотребления в домах, оборудованных водомерами, и в домах, не имеющих водомеров;

- обеспеченность потребителей водомерами;

- состояние учета отпуска воды потребителям;

- соответствие фактической реализации воды данным учета абонентского отдела (водосбыта);

- соблюдение графика снятия показаний водомеров и срока выписки счетов крупным потребителям в целях изменения (увеличения или уменьшения) объема реализации воды;

- удельный вес расхода воды промышленным потребителям на производственные нужды;

- мероприятия по организации снабжения крупных промышленных потребителей неочищенной водой из местных водоемов или из артезианских скважин.

В условиях реформы большое внимание уделяется качественным показателям работы предприятия ЖКХ. Так, работа водопровода оценивается с точки зрения соблюдения суточных графиков подачи воды, наличия перебоев ее подачи в отдельные районы, количества, характера и продолжительности аварий на головных сооружениях и в сетях, соблюдения установленного стандарта качества воды и должного напора, обеспечивающего ее подачу на все этажи и др.; количества сточных вод, пропущенных через канализацию в процентах к реализованной водопроводом; организации очистки сточных вод, бесперебойности и ритмичности работы очистных сооружений; уровня обслуживания населения водопроводом и канализацией в динамике за ряд лет; количество реализованной воды на одного жителя; размера жилой площади, присоединенной к водопроводу и канализации, в процентах к общей жилой площади; отношения длины разводящей водопроводной и канализационной сети по оси улиц к общей длине всех улиц и проездов.

Источники снабжения подразделяются на три основные группы: открытые водоемы, подземные водоемы и смешанные.

Технологический процесс наиболее распространенного типа водопровода с механической подачей воды из открытого водоема заключается в заборе первого подъема на очистные сооружения, в очистке воды в отстойниках, фильтрах и хлораторных установках, в подаче очищенной воды насосами станций второго подъема в городскую сеть с доведением ее до кранов потребителей. Некоторое количество поданной воды расходуется на собственные нужды водопровода. Частично вода, поданная в городскую сеть, теряется в трубопроводах или не полностью учитывается водомерами и не оплачивается потребителями.

При аудите муниципального водопровода необходимо проверить и проанализировать выполнение плана производственной программы и себестоимости по показателям, содержащимся в отчетных калькуляциях и технико-эксплуатационных отчетах: поднято и перекачено воды, подано в сеть, пропущено через очистные сооружения, реализовано, потери и неучтенный расход воды, доходы или убыток от ее реализации, среднесуточная подача воды в сеть, средний тариф, расходы на подачу и реализацию, себестоимость воды.

При проверке устанавливается разница между количеством воды, поданной в сеть, и полезным ее отпуском потребителям, которая является показателем потерь и неучтенного расхода воды. Последний может объясняться неточностью показаний водомеров, несоответствием фактического потребления воды абонентами, не имеющими водомеров, тому количеству, которое было принято за норму при взимании с них платы.

В то же время население сейчас оплачивает выработку питьевой воды, а не ее потребление, поскольку утечка воды в большинстве случаев вызывается негерметичностью труб, сетевой арматуры, авариями в сети. Проверяя степень использования производственной мощности водопровода, необходимо сопоставить показатели среднесуточной подачи воды в сеть с проектной пропускной способностью основных водопроводных сооружений.

Рассматривая порядок работы предприятия МУП «Водоканал», необходимо отметить следующее: диспетчерская служба круглосуточно принимает заявки по авариям систем центрального отопления, водоснабжения и канализации, энергохозяйства жилых домов и инженерных сооружений. При поступлении заявки на аварию диспетчер записывает ее в журнал и принимает решение, но выполняет работу аварийная бригада, 30% аварийных работ передается мастерам соответствующих участков. Аварии происходят в центральном отоплении (68%), водоснабжении (17%), в энергосети (14%) и прочие (1%). Если авария произошла на коммуникациях предприятий теплосетей или предприятий по водоснабжению, диспетчер аварийной службы сообщает в соответствующую аварийную службу. Кроме того, эти потери, являясь статьей затрат, включаются в тариф и оплачиваются населением.

Одним из важных вопросов является проверка расходов по отдельным элементам затрат. При этом следует иметь в виду, что на водопроводно-канализационных предприятиях расходы на основные материалы, электроэнергию и топливо для технологических нужд непосредственно зависят от количества выпускаемой продукции, а остальные эксплуатационные затраты по своему содержанию могут быть отнесены к условно-постоянным расходам. В водопроводах в больших количествах применяются химикаты для очистки и обеззараживания воды, норма расхода которых устанавливается на 1 м3 поданной в сеть воды. Расход химических реагентов проверяется, исходя из количества очищаемой или дезинфицируемой воды и норм их удельного расхода. Проверяя расход электроэнергии, следует определить, насколько целесообразно и экономично организовано энергетическое хозяйство, соответствует ли расход электроэнергии установленным нормам, производились ли доплаты или скидки за коэффициент мощности.

Проверяя правильность и эффективность расходования средств, предусмотренных в смете эксплуатационных расходов, рассматривается отчетная калькуляция и смета эксплуатационных расходов в расчете на те измерители, от которых зависит величина расходов. При этом устанавливается отклонение в расходовании средств на материалы и реагенты, применяемые для очистки и обеззараживания в расчете на 10 м3 очищенной воды, а также факторы, за счет которых они образовались, соблюдение норм расхода материалов, изменение цен и тарифов на поставку материалов, потери при их транспортировке и хранении, правильность использования присоединенной мощности, соблюдение удельных норм расхода электроэнергии, наличие излишне присоединенной мощности, причины отклонений фактически начисленной амортизации от плановой (изменение структуры основных фондов, амортизируемых по разным нормам, изменение коэффициента сменности, несовпадение фактических сроков ввода в действие основных фондов с плановыми), правильность отражения в себестоимости расходов по техническому обслуживанию внутридомовых сетей и устройств в расчете на 1 м2 жилой площади, оборудованной водопроводом, своевременность зачета жилищным организациям сумм возмещения.

При проверке финансово-хозяйственной деятельности жилищно-эксплуатационных предприятий устанавливается правильность и законность совершения хозяйственных операций по обеспечению сохранности жилищного фонда; эффективность расходования материальных и финансовых ресурсов, выделяемых на ремонтно-эксплуатационные нужды и повышение уровня благоустройства жилых домов; выполнение основных количественных и качественных технико-экономических показателей, от величины которых зависит размер доходов и эксплуатационных расходов домохозяйств: размер жилой и нежилой площади, находящейся в эксплуатации, число квартиросъемщиков и проживающих, жилая площадь, оборудованная водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, электрическим освещением; стоимость жилищного фонда и его техническое состояние; наличие аварийных жилых домов.

В условиях формирования экономико-правовых основ функционирования предприятий ЖКХ и реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, на наш взгляд, аудит фактических затрат предполагает установление достоверности отнесения их на себестоимость по принципам:

- производственной направленности затрат, т.е. прямой обусловленности затрат производственной деятельностью предприятия;

- номенклатурного соответствия, т.е. правомерности списания только тех затрат, которые разрешено списывать в себестоимость;

- количественного соответствия, т.е. обусловленности списываемых затрат производственными нормами, установленными регулирующими органами, отраслевыми нормативными материалами или самим предприятием;

- действительности произведения затрат, т.е. правомерности списания только действительно произведенных затрат, что устанавливается выборочной проверкой отдельных производственных участков, по которым произошло списание фактических затрат.

Доходы жилищно-эксплуатационных предприятий следует проверять по следующие параметрам:

- выполнение сметы поступлений средств и полноты учета доходов как в абсолютных, так и в относительных показателях в расчете на 1 м2 жилой и нежилой площади: квартирная плата, арендная плата за нежилые помещения, сборы с арендаторов, возмещение расходов по техническому обслуживанию сетей и устройств, находящихся внутри зданий, и др.;

- правильность учета жилой и нежилой площади, соответствие числа строений и жилой площади по учету жилищно-эксплуатационной организации и данным бюро технической инвентаризации;

- своевременность начисления и взыскания квартирной платы, обоснованность предоставляемых льгот, установленных действующим законодательством, подтверждение соответствующими документами права квартиросъемщиков на льготы;

- правильность ведения лицевых счетов квартиросъемщиков, контроль за наличием длительной просроченной задолженности по квартирной плате, полнота взыскания пени за несвоевременную квартирную плату, наличие случаев предоставления жилой площади и коммунальных услуг отдельным лицам бесплатно;

- своевременность предъявления счетов арендаторам нежилых помещений, обоснованность суммы расходов, в которых обязаны участвовать арендаторы;

- наличие квартальных и годовых перерасчетов по сборам с арендаторов, исходя из фактических затрат;

- своевременность поступления средств на возмещение расходов по техническому обслуживанию внутридомовых сетей и устройств в абсолютной сумме и в расчете на 1 м2 жилой площади, оборудованной соответствующими сетями и устройствами;

- полнота возмещения за проверяемый период указанных расходов в соответствии с установленными нормами;

- обоснованность учета по прочим доходам: от сдачи в аренду имущества и инвентаря, доходам за выполненные работы по договорам, по эксплуатации и ремонту, от оказания услуг на сторону вспомогательными производствами.

При проверке расходов на эксплуатацию жилого фонда рассматривается:

- выполнение мероприятий по обеспечению сохранности жилищного фонда, внедрению современных технических средств при эксплуатации и ремонте зданий, автоматизации и диспетчеризации управления инженерным оборудованием жилых домов и механизации труда эксплуатационного персонала;

- целесообразность и эффективность использования средств, предназначенных на содержание домовладений - вывозку мусора и снега, обоснованность оплаты счетов на эти работы, наличие случаев отнесения на содержание домовладений неплановых расходов по содержанию улиц и дорог общего пользования, перерасходов воды и электроэнергии, не возмещенных квартиросъемщиками, и т.п.;

- выполнение текущего ремонта жилых домов в натуральном и денежном выражении, наличие утвержденных графиков профилактического ремонта и осмотра инженерного оборудования, своевременность устранения неисправности оборудования по заявкам квартиросъемщиков, участие жильцов и домовых комитетов в приеме и контроле за количеством и качеством выполненных ремонтных работ;

- наличие случаев проведения за счет средств жилищно-эксплуатационной организации внутриквартирного ремонта, который должен выполняться за счет квартиросъемщиков;

- правильность применения установленной системы оплаты труда и положений о премировании ремонтных рабочих за выполнение качественных показателей работы, наличие учета показателей премирования, обеспечение сохранности материалов, предназначенных на текущий ремонт, наличие подтверждений объемов выполненных работ и израсходованных материалов ответственными квартиросъемщиками, осуществление контроля за правильностью применения расценок на выполненные работы при осуществлении текущего ремонта специализированными подрядными организациями.

На основании полученных данных, по нашему мнению, при проверке формирования дохода жилищно-коммунального предприятия необходимо также установить:

- правильность оценки объема реализуемых услуг по регулируемой деятельности по фактическим ценам;

- правильность формирования финансового результата от выручки по регулируемой деятельности;

- финансовые отношения предприятия с бюджетом с выделением средств, подлежащих финансированию, фактически полученных из бюджета и недофинансированных;

- направления использования денежных средств, израсходованных из прибыли;

- фактически сложившийся уровень рентабельности по каждому регулируемому виду деятельности;

- фактически сложившийся общий уровень рентабельности организации.

Отметим, что на себестоимость эксплуатации жилищного фонда оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Первые не зависят от предприятия: экономическая политика региона, распределение бюджетных финансовых потоков в регионе, правовой статус субъектов рынка ЖКУ, доходы и уровень занятости населения. Внутренние факторы зависят от предприятия и его руководства: система планирования и учета показателей деятельности муниципальных предприятий, оперативный контроль качества и объемов выполненных работ, система оплаты и стимулирования труда, структура штатного расписания и т.п.

Динамика изменения расходов на содержание домохозяйства характеризуется их относительной стабильностью. Однако при этом наблюдаются значительные структурные изменения по статьям затрат: резкое увеличение затрат сторонних организаций и сокращение собственных. Это сказалось, прежде всего, на ухудшении качества услуг по содержанию домохозяйства, сокращении и невыполнении целого ряда работ (практически не проводятся работы по озеленению и благоустройству придомовых территорий, косметическому и профилактическому ремонтам подъездов, лестничных площадок и т.п.).

Отсутствие конкурсов при проведении договорной кампании (подрядчики, как правило, негосударственные организации), а также необходимой расчетно-сметной документации с экономическим обоснованием стоимости оказываемых услуг и их реальной рентабельности, не позволяет ответить на вопрос, насколько оправданы затраты. Тем более что ремонт и обслуживание жилищного фонда силами самих МУП позволили бы сократить расходы предприятия.

Затраты на оплату труда без отчислений в фонды страхования составляют более трети, а с отчислениями - 40% общих затрат. При недоукомплектованности кадрами по сравнению с нормативно-плановыми показателями для предприятий и организаций ЖКХ характерна тенденция фактического сокращения численности производственного персонала, что, прежде всего, касается рабочих текущего ремонта. При этом численность АУП и соответствующие затраты на оплату труда увеличиваются. Структура штатов по основным подразделениям предприятий ЖКХ имеют значительные недостатки, ведущие к нерациональному увеличению этой статьи затрат.

В ходе проведенной проверки данных бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и показателей отчета финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий обнаружилось, что многие предприятия, оказывающие коммунальные услуги, являются неплатежеспособными, убыточными.

Наблюдается значительный рост кредиторской задолженности, что свидетельствует о том, что предприятия не в состоянии рассчитываться с бюджетом и прочими кредиторами. Предприятия не имеют достаточного количества оборотных средств для осуществления своей деятельности.

Недостаточное финансирование предприятий, увеличивающиеся по годам дебиторская и кредиторская задолженности делают неустойчивым финансовое положение предприятий ЖКХ и практически приводят к неполному выполнению или невыполнению ими основных функций: к резкому сокращению объемов текущего ремонта зданий, расходов по домохозяйству, связанных с уборкой мест общего пользования и придомовых территорий. Это, в свою очередь, приводит к преждевременному износу основных фондов, ухудшению санитарного состояния жилья и социального климата проживания населения. Необходимо отметить, что уже на этапе планирования заложено сокращение объемов текущего ремонта и соответствующих затрат на его проведение как собственными силами, так и сторонними организациями.

Уровень собственных доходов и выделяемых организациям и предприятиям бюджетных ассигнований покрывает фактические расходы МУП на содержание и эксплуатацию жилищного хозяйства менее чем на треть и, конечно, недостаточен для нормального функционирования и развития предприятий, включая формирование фондов экономического стимулирования. В сфере ЖКХ наблюдаются постоянный недостаток оборотных средств, задержки соответствующих выплат организациям-поставщикам: тепловым и электрическим сетям, водоканалу и др., что ведет к общему ухудшению финансового положения ЖКХ в регионах. Необходимо отметить, что общая кредиторская задолженность на предприятиях ЖКХ часто превышает дебиторскую. Это обстоятельство создает негативный фон для практической реализации договорных отношений между всеми субъектами рынка ЖКУ.

Основной причиной убытков предприятий коммунальной службы в рассматриваемом периоде является отсутствие выделения денежных средств из бюджета на компенсацию части затрат по содержанию жилого фонда, на капитальный ремонт, а также снижение доходов за счет падения платежеспособности населения, в результате чего увеличилось количество малоимущих семей, квартиросъемщиков, пользующихся субсидиями, а также имеющих льготы как ветераны труда.

По результатам аудиторских проверок на предприятиях ЖКХ можно сделать следующие основные выводы:

- бухгалтерский учет ведется с нарушениями действующего законодательства и не отражает действительно произведенных операций;

- учетная политика не обеспечивает полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- действующий порядок организации ведения бухгалтерского учета требует как организационного, так и технического совершенствования;

- практически не ведется планово-экономическая работа, не проводится экономический и финансовый анализ деятельности.

Предприятия несут большие финансовые потери из-за нечеткой организации производства и управления, что выражается в неэффективном использовании рабочей силы, отсутствии у работников производственной дисциплины, ответственности за своевременность и качество выполняемых работ, в неэффективном документообороте.

В этих условиях аудит необходим как организующий фактор. Ведь основные его задачи в отрасли - не только выявление неэффективных затрат, но и поиск резервов, расширение финансовых возможностей предприятий, обоснование и подтверждение правомерности принимаемых решений как руководителями предприятий, так и органами местного самоуправления. По данным проведенного аудита предприятий ЖКХ намечены мероприятия по сокращению дефицита статей расходов ЖКХ.

В процессе аудита жилищно-коммунальных предприятий проверяется не только организация учета затрат, но и методика расчетов экономически обоснованных тарифов.

3.4 Экспертиза экономического обоснования тарифов на коммунальные услуги

В соответствии с принятыми решениями разрабатываемые на местах программы реформы жилищно-коммунального хозяйства предусматривают, помимо увеличения тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, комплекс экономических мероприятий, направленных на снижение издержек производства жилищно-коммунальных услуг. Реализация этих мероприятий с помощью организации учета и регулирования потребления энергоресурсов, ценового регулирования естественных монополистов, современных методов организации финансово-хозяйственной деятельности должна нейтрализовать возникающее увеличение затрат вследствие роста цен на сырье, материалы из-за инфляционных процессов.

Необходимость разработки местных программ ресурсосбережения в рамках проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства обусловлена нарастанием физического износа оборудования муниципальных котельных, тепловых, электрических и водопроводно-канализационных систем; ростом тарифов на электро- и теплоэнергию, что приводит к увеличению объемов неплатежей и т.п.

По расчетам Института экономики ЖКХ, часто в себестоимость коммунальных услуг эксплуатационные предприятия закладывают долги, штрафы, необоснованно высокие административно-управленческие расходы.

Как показывает практика, больше всего допускаются такие нарушения предприятиями тепло-, водо-, электро- и газоснабжения. А поскольку на их долю приходится около 70% всех платежей населения за жилье, общая сумма затрат, включаемых в эти тарифы, весьма значительна для россиян. Основные причины столь недобросовестного отношения к установлению тарифов - бесхозяйственность, прямое нарушение финансовой дисциплины. В частности, незаконно списываются материально-технические ресурсы, выделяемые средства расходуются не по назначению. По некоторым оценкам, в результате финансовых злоупотреблений производственные услуги дорожают на 10-15%.

Обоснования применяемых тарифов, полученные от предприятий ЖКХ, как правило, не совпадают с данными, приведенными в первичных документах хозяйственной деятельности предприятий. В результате для получения достоверной информации и ужесточения антимонопольного регулирования деятельности поставщиков коммунальных услуг были проведены аудиторские проверки (экспертизы) тарифов на предприятиях водо-, тепло-, газо- и электроснабжения.

Установлено, что предприятия завышают стоимость основных фондов, увеличивают за счет этого амортизационные отчисления, а значит, завышают инвестиционную составляющую тарифа, занижают налогооблагаемую прибыль и создают себе финансовые резервы. После проверок стало ясно, что существующая система финансирования не позволяет производить качественное обслуживание объектов ЖКХ, износ основных фондов которого составляет 40-60%. Частично продолжается финансирование текущих эксплуатационных расходов, но почти повсеместно катастрофически низки капитальные вложения. Например, ежегодный объем замены труб втрое ниже минимально допустимого предела. Следовательно, чтобы исключить дальнейшее снижение уровня предоставляемых услуг и развал основных фондов, необходимо усовершенствовать систему финансирования ЖКХ.

Кроме того, технологический аудит предприятий ЖКХ позволил получить информацию об общем состоянии отрасли в области. Так, проверки показали, что подача тепла в жилые и общественные здания во многих муниципальных образованиях области базируется на основе центрального отопления, трубы ТЭЦ тянутся на десятки километров, используются не самые экономичные энергоносители. В результате цена на услуги теплоснабжения очень высока и может быть снижена лишь на основе привлечения капиталовложений, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий. Сегодня в области задействован эффективный механизм энергосбережения, предполагающий поэтапное снижение стоимости услуг ЖКХ.

В то же время отсутствуют четкие формализованные договорные отношения между муниципалитетом и предприятием, оказывающим коммунальные услуги, с одной стороны, и предприятием, оказывающим коммунальные услуги и предприятием и потребителями этих услуг - с другой. Городская администрация не имеет точного представления о расходовании и эффективности использования коммунальными предприятиями средств - ни бюджетных, ни получаемых в результате повышения тарифов. Не проводится мониторинг качества поставляемых услуг. Химический состав воды, температура воздуха в помещениях и другая информация практически не влияют на величину утверждаемых тарифов, не учитываются при контроле за расходованием средств из бюджета.

На местах отсутствуют отраслевые методики учета и планирования затрат на предприятиях коммунального хозяйства. Это приводит к искажению реальной картины, что в свою очередь снижает возможность целенаправленного воздействия на услуги ЖКХ с целью снижения издержек, позволяет достаточно свободно переносить средства из одной статьи в другую.

Исключить диктат поставщика коммунальных услуг можно, только сделав его деятельность прозрачной. На наш взгляд, этого можно достигнуть при помощи обязательной аудиторской экспертизы экономического обоснования тарифов.

Постановлением Госстроя России №13 от 11.11.98 г. утверждено Положение «О проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг», которое определяет порядок проведения экспертизы при рассмотрении и утверждении соответствующих тарифов федеральными органами исполнительной власти, а также при регулировании естественных монополий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Оно устанавливает систему требований к проведению экспертизы, которые распространяются на экспертизы, осуществляемые в целях:

- определения достоверности, представляемой хозяйствующими субъектами в регулирующие органы финансово-экономической и производственно-технологической информации;

- защиты экономических интересов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги по регулируемым тарифам;

- выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов;

- определения путей снижения производственной себестоимости по регулируемой деятельности;

- выявления внутренних резервов в целях повышения эффективности производства, обеспечения ресурсосбережения;

- усиления контроля за ценами (тарифами) организаций, занимающих монопольное положение в осуществлении регулируемой деятельности;

- защиты экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

Экспертиза (проверка) - независимая вневедомственная финансовая и технологическая экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.

По данным проведенной экспертизы составляется заключение. Экспертное заключение - документ, являющийся результатом проведенной независимой экспертной организацией экспертизы и имеющий юридическое значение в процедуре утверждения экономически обоснованных тарифов регулирующими органами для всех хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления. К экспертной организации относится организация, осуществляющая деятельность по проведению независимых вневедомственных проверок специального назначения (аудиторские организации, технические, технологические, научные и иные организации). Она устанавливает систему требований к проведению проверки специального назначения хозяйствующих субъектов в соответствии с методологическими, организационными и правовыми особенностями ценообразования и тарифной политики в регулируемой деятельности.

Экспертиза экономического обоснования тарифов может проводиться: при подготовке хозяйствующими субъектами соответствующих расчетов и обоснований на регулируемый период, установленный действующими нормативными актами для расчета показателей, включаемых в тариф; при инициативном обращении хозяйствующих субъектов в регулирующие органы с просьбой пересмотра тарифов в течение регулируемого периода; в случае несогласия хозяйствующего субъекта с утвержденной регулирующим органом величиной тарифа; в иных случаях по соглашению между хозяйствующим субъектом и органом, осуществляющим регулирование тарифов.

Независимая вневедомственная экспертиза осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Заказчиком экспертизы является организация, по инициативе которой она проводится. Устанавливая методы проведения экспертизы самостоятельно, экспертные организации при этом должны гарантировать качество и достоверность представленной в заключении информации. Экспертиза может быть финансовой и (или) технологической и в обязательном порядке содержать анализ факторов, влияющих на формирование тарифов.

Специальное назначение экспертизы определяется содержанием поставленных целей, глубиной, составом и объемом привлекаемой для анализа информации. Критериями для экспертизы являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, общие нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по регулируемой деятельности, а также указания, инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами.

При этом в обязательном порядке регулирующими органами в пределах своей компетенции утверждаются, а хозяйствующими субъектами используются: методические указания о порядке расчета тарифов и размеров платы за услуги; система показателей и информационных данных, представляемых в регулирующий орган; нормы и нормативы, используемые при экономическом обосновании планируемых (расчетных) величин себестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов.

Заключение экспертной организации в обязательном порядке должно содержать по финансовой экспертизе следующую информацию:

- анализ организационно-правового статуса хозяйствующего субъекта, его структуры управления, уставных, учредительных, юридических, распорядительных и организационных документов, требований учетной политики;

- описание методов экспертизы тарифов и оснований для их выбора;

- оценку достоверности финансовой информации, используемой при обосновании расчетной величины тарифов;

- обоснованность определения видов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;

- обоснованность общей величины, структуры и размера составляющих потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период утверждения тарифов;

- сведения о динамике цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;

- анализ применяемых норм и нормативов в сравнении со среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих показателей;

- сведения о соблюдении предприятиями установленных норм и нормативов, о системе контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей;

- данные о суммах и удельном весе в себестоимости (товаров, работ, услуг) производственных потерь, их причинах;

- сведения о доле в себестоимости затрат на энергоресурсы, динамика тарифа за проверяемый период;

- анализ цен, объемов и динамики расходов на оплату услуг сторонних организаций;

- результаты выборочной проверки выполненных работ и услуг сторонними организациями, основания для выборки, анализ обоснованности расходов;

- выборочная оценка влияния переоценки основных средств на сумму амортизации;

- данные о степени изношенности основных средств;

- результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному ремонту и другим капитальным вложениям;

- результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;

- объемы планово-предупредительных работ - процент исполнения, соответствие нормам;

- расшифровку прочих расходов по текущему ремонту, оценку их обоснованности;

- сведения об обоснованности складских запасов;

- доля аварийно-восстановительных работ в себестоимости (товаров, работ, услуг);

- причины аварий;

- расшифровку цеховых и общепроизводственных расходов;

- анализ избранной методики учета и калькулирования себестоимости.

По технологической экспертизе заключение должно содержать:

- описание методов проведения технологической экспертизы и обоснований их выбора;

- состав и состояние основного и вспомогательного технологического оборудования, степень использования его мощности;

- совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в технологических процессах, включая оценку эффективности их использования в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по повышению эффективности использования первичных ресурсов;

- совокупные и удельные показатели фактически производимых в технологическом процессе ресурсов и услуг;

- состав и состояние транспортных коммуникаций доставки ресурсов, включая оценку совокупных и удельных потерь в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по снижению потерь при транспортировке ресурсов;

- наличие приборного учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степень использования данных приборного учета в управлении технологическими процессами и в расчетах с потребителями;

- соответствие фактических качественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых потребителю, заявленным в договорах и используемым при расчетах за услуги и ресурсы.

В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов нарушений или допущенных ошибок, существенно влияющих на величину формируемых тарифов, хозяйствующими субъектами вносятся необходимые изменения на основании соответствующих рекомендаций. В случае если хозяйствующим субъектом в ходе проведения экспертизы не были устранены выявленные существенные нарушения или ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в заключении с оценочным анализом последствий для установления величины тарифов и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.

Заслуживает внимания методика проведения экспертизы, разработанная институтом экономики ЖКХ. Основная цель экспертизы - проверка фактической и плановой себестоимости и прибыли как основных составляющих тарифов на услуги по эксплуатации и содержанию жилищного фонда.

В качестве основы для проведения экспертизы использованы:

- метод средневзвешенных оценок, позволяющий сравнивать основные технико-экономические показатели деятельности конкретного предприятия с фактически сложившимся (среднестатистическим) уровнем по ЖКХ региона;

- оптимизация временного интервала, в течение которого установленные администрацией тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения не изменялись;

- многофакторный анализ - выявление степени влияния основных факторов на себестоимость обслуживания жилищного фонда как в количественном, так и качественном аспектах;

- первичные данные планово-бухгалтерских служб и статистическая информация.

По оценкам экспертов был сделан вывод, что сложившаяся на сегодня фактическая себестоимость содержания и ремонта жилья (без затрат на капитальный ремонт) во многих регионах РФ превышает реальные затраты на 25%, из которых порядка 10% не зависит от деятельности предприятия. Превышение фактических затрат связано с отставанием регионов в практической реализации мероприятий по совершенствованию управления ЖКХ, в частности, по созданию служб заказчика, единых расчетно-кассовых центров по сбору платежей, служб субсидий, внедрению ресурсосберегающих технологий в жилищное хозяйство и т.п., что позволило бы значительно сократить себестоимость содержания одного квадратного метра жилья.

Ранее проводимые проверки основывались на сравнении данных, заявленных предприятием в соответствующей отчетности (бухгалтерской и специально представляемой для утверждения тарифов), с фактическими данными первичных документов, формирующих себестоимость, и не давали комплексной оценки факторов, влияющих на размер расходов предприятия, соответственно, и на размер утверждаемого тарифа.

В процессе реформирования ЖКХ разработана и опробована технология проверки предприятий ЖКХ, которая включает в себя следующие этапы:

Аудиторами проводится проверка бухгалтepcкoгo учета предприятия, соответствия данных первичных документов бухгалтерским регистрам, заключения и исполнения договоров гражданско-правового характера, формирования финансовых результатов деятельности предприятия.

Полученные данные сообщаются специалистам-технологам, задача которых состоит в оценке правильности подсчета предприятием полученной продукции (газа, воды, тепла) и расчета его отпуска. Кроме того, технологи оценивают расчеты с абонентами и проверяют договорные работы на предмет обоснованности потребности абонента в услугах предприятия.

Одновременно результаты проверки аудиторов передаются специалистам-оценщикам, задача которых состоит в оценке правильности составления предприятием и сторонними организациями смет на текущий и капитальный ремонт, вложений капитального характера, а также в проверке проведения переоценки основных фондов. Кроме того, они анализируют потребленные предприятием услуги и приобретенные у сторонних организаций материальные ценности на предмет соответствия их цен рыночным.

Для определения эффективности использования средств помимо расходов, включаемых в себестоимость по законодательству Российской Федерации, анализируются расходы, производимые предприятием за счет прибыли.

Выявленные отклонения от данных, заявленных предприятием в отчетности и учетных регистрах, суммируются. На этом основании рассчитывается величина резерва снижения расходов на единицу продукции предприятия.

Из структуры тарифа следует, что реальная картина себестоимости услуг искажена, т. к. калькуляция затрат на коммунальные услуги осуществляется с позиции определения расходов самого предприятия, а не средств, необходимых для обеспечения управления и содержания инженерных коммуникаций и объектов коммунального хозяйства.

В тарифе не учитываются реальные потребности предприятия в прибыли, в инвестициях. Кроме того, при определении цены возникают сложности, вызванные перекрестным субсидированием, когда разные группы потребителей получают одни и те же услуги по разным тарифам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения.

Проведя расчеты тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, приходим к заключению, что предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих поставщиков. Существование системы «перекрестных субсидий» не позволяет предприятию эффективно использовать свои оборотные средства. Более того, при наличии перекрестного субсидирования (тарифов по трем группам потребителей) ресурсы поставляются от одного монополиста к другому по тарифам для промышленности (самым высоким).

Таким образом, получив воду по такой цене для использования ее в процессе основного производства (подачи воды) и накрутив на нее еще свою рентабельность, предприятие представляет свои услуги к оплате населению. Население оплачивает только часть тарифа, разницу в тарифе по населению необходимо покрыть предприятию из местного бюджета. Средств в бюджете нет, растет дебиторская задолженность, сокращаются оборотные средства.

Кроме того, на основании результатов аудиторской проверки появляется возможность оценить реальную потребность предприятий в финансировании (текущие и капитальные ремонты) и разработать план мероприятий по его обеспечению.

В соответствии с изложенным предлагается:

- для определения экономически обоснованных тарифов предприятий и пересмотра действующих тарифов необходимо создание в городах Службы заказчика с закреплением за ней соответствующих функций и четким разграничением прав и обязанностей заказчика и организаций-подрядчиков;

- в структуре тарифа предусмотреть включение составляющей на капитальный ремонт;

- руководству предприятий четко определять и отслеживать уровень фактических затрат и долю, оплачиваемую населением, сопоставляя последнюю с показателями дохода;

- руководству отрасли и предприятий способствовать созданию конкурентной среды при проведении ежегодной договорной кампании с целью сокращения необоснованных затрат и повышения качества предоставляемых услуг;

- руководству и финансовым службам предприятий отрасли более рационально планировать и перераспределять финансовые средства, обратив особое внимание на структуру затрат и соблюдение четких пропорций основных категорий работающих, т. к. их нарушение ведет к ухудшению качества обслуживания жилищного фонда;

- составлять альтернативные организациям-подрядчикам планы работ, которые могут быть выполнены собственными силами с наименьшими затратами, и предоставлять их на рассмотрение руководству.

Выводы

Коммунальное хозяйство в настоящее время основано преимущественно на муниципальной собственности. Последняя используется для обеспечения функций социального характера, связана с развитием отношений местного или общественного самоуправления, выступая его экономической основой и источником доходов местного бюджета, удовлетворения потребностей населения соответствующей территории.

К объектам муниципальной собственности, являющейся достоянием населения соответствующей территории, относятся: муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание населения, и т.п.

Следовательно, объектами муниципальной собственности являются все объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей на территории данного муниципального образования.

Жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) реализуются потребителям (в том числе населению) по регулируемым тарифам, установленным государством.

Государственное регулирование цен (тарифов) на ЖКУ регламентируется: постановлением Правительства РФ от 17.02.04 №89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»; Указом Президента РФ от 28.02.95 №221 (ред. от 08.04.03 №410 с изм. от 30.07.02) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»; постановлением Правительства РФ от 07.03.95 №239 (ред. от 02.04.02 с изм. от 30.07.02) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»; Федеральным законом от 24.12.92 №4218-1 (ред. от 06.05.03) «Об основах федеральной жилищной политики»; постановлением Правительства РФ от 02.08.99 №887 (ред. от 27.06.03 с изм. от 27.06.03) «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения»; Федеральным законом от 14.04.95 №41-ФЗ (ред. от 07.07.03) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Для предприятий ЖКХ суммы предоставленных гражданам в соответствии с действующим законодательством льгот и субсидий являются «выпадающими доходами», т.к. сначала они выплачиваются за счет собственных средств предприятия, а лишь потом компенсируются органами государственной власти или местного самоуправления.

Как было отмечено ранее, одной из особенностей деятельности организаций ЖКХ является реализация жилищно-коммунальных услуг по государственным регулируемым тарифам с учетом стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг. Перечень услуг, тарифы на которые регулируются государством, установлен постановлением Правительства РФ от 17.02.04 №89 и является закрытым.

Необходимость раздельного учета доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, определена также требованиями налогового учета, а именно ст. 251 НК РФ, в которой сказано, что имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования, не учитывается при налогообложении. Однако при отсутствии раздельного учета доходов и расходов указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Субсидия - это адресная помощь населению, предоставляемая из средств бюджета, который оплачивает часть стоимости ЖКУ по соответствующим тарифам. Финансирование на возмещение расходов Службы Заказчика по предоставлению субсидий включается в состав выручки.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.03 №170, капитальный ремонт жилищного фонда включает комплексное устранение неисправности всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление модернизации жилых зданий и является частью мероприятий по восстановлению основных средств.

Работы по капитальному ремонту выполняются согласно утвержденному графику и смете, которые составляются после всестороннего обследования объекта, подписания акта технического состояния и акта о выявленных дефектах оборудования.

Завершение капитального ремонта оформляется актом приема-сдачи отремонтированных основных средств по форме ОС-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.03 №7, с соответствующим внесением в технический паспорт объекта изменений, связанных с капитальным ремонтом, реконструкцией, модернизацией.

На наш взгляд, новые принципы ценовой и тарифной политики должны быть основаны на снижении затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). С этой целью предлагается переход на договорные условия работы с разделением функций заказчика и подрядчика; проведение конкурсного отбора предприятий-подрядчиков; введение контрактной системы найма на работу; внедрение приборов учета расхода ресурсов на каждом объекте ЖКХ с целью ресурсосбережения; проведение аудита формирования стоимости услуг и технологического аудита; обеспечение при определении стоимости услуг участия представительских органов с дальнейшим доведением информации до потребителя. Кроме того, методическое обеспечение тарифной политики ресурсосберегающих организаций может привести к разделению коммунальных тарифов на две составляющие: за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуги (переменная величина).

Основная задача реформирования отрасли - это улучшение качества предоставляемых услуг, снижение издержек, перевод отрасли из планово-убыточной в бездотационную.

В целях финансового оздоровления, улучшения качества предоставляемых услуг и снижения потерь в сетях разработаны следующие целевые программы: «Обеспечение населения КЧР питьевой водой». Республиканская программа «Жилище», «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса КЧР» и «Ветхое жилье».

Итогами реализации этих программ станут:

- реструктуризация и ликвидация задолженности организаций коммунального комплекса;

- формирование механизмов ценовой и тарифной политики, препятствующих ее новому образованию;

- развитие рыночных механизмов привлечения частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального комплекса;

- развитие договорных отношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг населению и другим потребителям.

- создание товариществ собственников жилья и иных рыночных структур управления жилищным фондом.

Поэтапная передача от предприятий ЖКХ органам соцзащиты функций по предоставлению льгот и субсидий и отработка организационно-функциональной модели развития социальной защиты населения при оплате жилья и коммунальных услуг. Изучение структуры себестоимости продукции и услуг жилищно-коммунальных предприятий позволяет говорить о характерных типовых группировочных чертах. Поэтому при определении себестоимости коммунальных услуг необходимо применять методы стандартизации затрат.

На практике применяются два основных типа стандартов: идеальные (теоретические) и прогнозные (текущие). Идеальные (теоретические) стандарты показывают, каким должны быть предприятия в оптимальных условиях (т.е. при отсутствии убытков, брака и т.п.). Прогнозные (текущие) стандарты устанавливаются с учетом реальных условий функционирования предприятия: качества применяемых ресурсов, процента брака и т.д. Такие стандарты позволяют более реально оценить будущие затраты предприятия. Стандарты затрат устанавливаются на относительно длительный период на все виды затрат: переменные и постоянные, прямые и косвенные. Стандарты устанавливаются на цены и на количество используемых ресурсов. Это потребует разработки нормативных затрат материальных, трудовых, финансовых, энергетических ресурсов на осуществление типовых работ с использованием базовых характеристик при обосновании тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Основой для оценки обоснованности затрат должна стать нормативная база, разработанная с учетом местных условий (технологических, климатических, исторических и т.д.). Эти нормативы должны быть известны не только работникам ЖКХ и мэрии города, но и потребителям коммунальных услуг, общественности. В основу расчета нормативов затрат можно положить пропорции между отдельными издержками в составе экономически обоснованного тарифа (ЭОТ), разработанного Правительством РФ.

Все изложенное позволит использовать нормативный метод учета затрат при расчете себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт, введение платы за наем муниципального жилья позволяет дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств. Включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг и ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями приблизит структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизит неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.

Изложенный существующий порядок учета затрат на производство показал, что в настоящее время в этой области имеется ряд нерешенных вопросов, которые приводят к искажению фактической себестоимости коммунальных услуг для расчета тарифа. Несмотря на сложные условия перехода отрасли к рыночной экономике и кризис неплатежей, жилищно-коммунальный комплекс Ростовской области продолжает действовать и обеспечивает функционирование важнейшей отрасли жизнеобеспечения.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 №129 ФЗ (в ред. последующих изменений) законов от 23 июля 1998 №123 ФЗ, от 28 марта 2002 №32 ФЗ, от 31 декабря 2002 №187 ФЗ, от 31 декабря 2002 №191 ФЗ [Текст].

2. Постановление Правительства РФ от 17.02.2004 №89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» [Текст].

3. Указ Президента РФ от 28.02.1995 №221 (ред. от 08.04.2003 №410 с изм. от 30.07.2002) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [Текст].

4. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №239 (ред. от 02.04.2002 с изменениями от 30.07.2002) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [Текст].

5. Федеральный закон от 24.12.2006 №4218-1 (ред. от 06.05.2003) «Об основах федеральной жилищной политики» [Текст].

6. Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 №887 (ред. от 27.06.2003 с изменениями от 27.06.2003) «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» [Текст].

7. Федеральный закон от 14.04.2006 №41-ФЗ (ред. от 07.07.2003) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» [Текст].

8. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 №92н

9. Алборов, Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК [Текст] / Р.А. Алборов. - 3-е изд., прераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008.

10. Аудит [Текст]: учебник / под ред. В.И. Подольского. - М.: Экономистъ, 2008. - 494 с.

11. Безруких, П.С. Бухгалтерский учет [Текст] / П.С. Безруких. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2007.

12. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник / И.И. Бочкарева [и др.]; под. ред. Я.В. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 776 с.

13. Гутцайт, Е.М. Аудит: концепция, проблемы, эффективность, стандарты [Текст] / Е.М. Гутцайт. - М.: «Элит - 2000», 2007.

14. Донцова, Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности [Текст]. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дело и сервис», 2008.

15. Дымова, И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета [Текст] / И.А. Дымова. - М.: Главбух, 2007. - 174 с.

16. Камышанов, Л.И. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты [Текст] / Л.И. Камышанов, И.В. Барсукова. - М.: «Омега - Л», 2008.

17. Ковалева, О.В. Аудит [Текст] / О.В. Ковалева, Ю.П. Константинов. - М.: изд-во «ПРИОР», 2008.

18. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2006.

19. Кочмола, В.К. Внутренний аудит в банке [Текст] / В.К. Кочмола. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 124 с.

20. Лабынцев, Н.Т. Аудит: теория и практика [Текст] / Н.Т. Лабынцев, О.В. Ковалева. - М.: «ПРИОР», 2006.

21. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. МСА 200. 400-402. - М.: Экономисть, 2005. - 256 с.

22. Международные стандарты аудита: учеб. пособие / С.В. Панкова. - М.: Экономисть, 2008. - 160 с.

23. Палий, В.Ф. Современные проблемы бухгалтерского учета [Текст] / В.Ф. Палий. - М.: Бухгалтерский учет, 2007.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.