РУБРИКИ

Обучение аудиторов. Система государственного финансового контроля

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Обучение аудиторов. Система государственного финансового контроля

Обучение аудиторов. Система государственного финансового контроля

1. Аттестация аудиторов. Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов

Аудиторы, желающие профессионально заниматься аудиторской деятельностью, должны иметь квалификационный аттестат.

Порядок аттестации аудиторов в России определен положениями следующих нормативных актов:

1) Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

2) Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

Аттестация - проверка квалификационных знаний физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. [5, стр. 45]

Специалист, собирающийся сдавать экзамен на аттестат аудитора, обязательно должен иметь:

ь базовое образование;

ь практический опыт;

ь специальное профессиональное образование (в настоящее время это требование носит рекомендательный характер);

ь свободное владение деловым русским языком.

В соответствия с действующим законодательством под базовым образованием подразумевается высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации.

Документами, подтверждающими базовое образование, являются:

ь диплом об окончании высшего учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому или юридическому профилю;

ь диплом об окончании высшего учебного учреждения иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации, по экономическому или юридическому профилю.

Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех лет в качестве:

ь аудитора или специалиста аудиторской организации;

ь бухгалтера;

ь экономиста;

ь ревизора;

ь научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

В стаж засчитывается работа на указанных должностях в штате организации, по совместительству или в качестве индивидуального предпринимателя. Стаж работы по совместительству определяется с учетом фактически отработанного времени в пересчете на целые рабочие дни.

Документами, подтверждающими практический опыт, являются:

ь нотариально заверенная выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж работы в течение трех лет из последних пяти по необходимой специальности;

ь справка аудиторской организации за подписью руководителя о работе в ней по совместительству с указанием даты и номера приказа о зачислении и увольнении с занимаемой должности, фактической продолжительности рабочего дня;

ь справка государственного фонда социального страхования, подтверждающая период работы для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и регистрационное удостоверение, патент, выданный органами местной власти, лицензия, подтверждающие право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью .[3, стр. 104]

Перечень учебных дисциплин, программы и продолжительность по формам обучения аудиторов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Программы по изучению учебных дисциплин включают в себя лекции, практические занятия по применению правовых нормативных актов, аудиторских стандартов и процедур, деловые игры, семинары, написание рефератов, лабораторные занятия в компьютерных классах и другие виды учебной работы.

Продолжительность специального профессионального образования следующая:

ь для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) вузовское образование и опыт работы на руководящих или бухгалтерских должностях, - не менее 240 ч аудиторских занятий при очной форме обучения или не менее полугода очно-заочной формы обучения;

ь для других категорий претендентов на аттестат аудитора - не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения.

Подтверждает специальное профессиональное образование документ о получении специального профессионального образования. .[3, стр. 105]

По итогам аттестаций выдаются квалификационные аттестаты следующих типов:

а) в области общего аудита;

б) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

в) в области аудита страховых организаций и обществ взаимно го страхования (аудита страховщиков);

г) в области аудита кредитных организаций, банковских груш и банковских холдингов (банковского аудита).

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке .[5, стр. 46]

Основные требования к повышению квалификации аудитора установлены Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2002 г. № 93н. [3, стр. 105]

Аттестацией, обучением и повышением квалификации аудиторов занимаются УМЦ, получившие в установленном порядке по представлениям Минфина России право повышения квалификации аудиторов. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам. Экзаменационные вопросы формируются в соответствии с программами проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора.

Минфин России в 45-дневный срок со дня представления УМЦ соответствующих документов на основе результатов квалификационных экзаменов принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных, аттестатов аудитора .[5, стр. 46]

Аттестаты выдает Минфин России в месячный срок со дня принятия решения о выдаче. Бланк аттестата имеет единый формат, определенный приказом Минфина России от 25 апреля 2002 г. № 34н "Об утверждении, формы бланка квалификационного аттестата аудитора". В нем в обязательном порядке указываются номер аттестата, номер и дата решения уполномоченного органа об аттестации аудитора, фамилия, имя и отчество аудитора в дательном падеже, ИНН, приводится наименование типа квалификационного аттестата аудитора; подпись министра финансов РФ или уполномоченного им лица; на оборотной стороне бланка аттестата приводятся сведения о прохождении аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации.

В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального Закона "Об аудиторской деятельности" "аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов". Повышение квалификации для аудиторов, имеющих аттестат одного вида, осуществляется в объеме 40 академических часов ежегодно. Аудитор, имеющий аттестат по банковскому аудиту независимо от имеющихся у него других типов аттестатов, должен проходить повышение квалификации в объеме 40 академических часов ежегодно. Аудитор, имеющий кроме квалификационного аттестата по общему аудиту квалификационный аттестат по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и (или) аудиту страховщиков, обязан проходить курс повышения квалификации аудиторов по общему аудиту ежегодно, а по иным упомянутым видам аудиторской деятельности проходить курс повышения квалификации в год, совпадающий со сроком обмена соответствующего квалификационного аттестата, в объеме 40 академических часов (дополнительно к курсу повышения квалификации по общему аудиту) Решение Совета по аудиторской деятельности при Минфине России от 30 июля и 29 августа 2002 г.. По результатам повышения квалификации выдается сертификат о прохождении курса повышения квалификации единого образца. [5, стр. 47]

По итогам проведения курсов повышения квалификации УМЦ выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения квалификации.

Министерство финансов РФ вправе отменить проведение повышения квалификации аудиторов, уведомив об этом УМЦ. Отмена проведения повышения квалификации аудиторов осуществляется в случаях:

ь представления недостоверных сведений в календарных планах;

ь несоблюдения сроков представления календарных планов;

ь отсутствия лицензии на образовательную деятельность (с приложениями) и (или) договора с образовательным учреждением, на базе которого проводится повышение квалификации вне местонахождения УМЦ.

Министерство финансов РФ организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов. Министерство вправе отменить решение УМЦ о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления УМЦ недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации .[3, стр. 106]

В срок не позднее четырех лет с момента выдачи впервые оформленного, продленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитор должен представить сведения о соблюдении им требования о ежегодном повышении квалификации. В дальнейшем аудитор должен подтверждать соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации в срок не позднее трех лет с момента предыдущего подтверждения. Соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации аудитор может подтверждать в аккредитованном при Минфине России профессиональном аудиторском объединении (АПАО), членом которого является, а если он не является членом хотя бы одного АПАО, -- в любом АПАО по своему выбору аудитора. На основании документов, представленных аудитором, АПАО своему заполняет оборотную сторону бланка квалификационного аттестата аудитора, где проставляется соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. [5, стр. 48]

Отметка о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации должна содержать подпись руководителя АПАО или лица, уполномоченного им, заверенную печатью АПАО, и дату проставления этой отметки.

Аудитор представляет в АПАО:

ь заявление;

ь оригинал квалификационного аттестата аудитора;

ь документы о повышении квалификации (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии).

До проставления отметки АПАО аудитор:

ь сверяет данные квалификационного аттестата аудитора с данными государственного реестра аттестованных аудиторов аудиторских организаций и реестра лицензий индивидуальных аудиторов;

ь сверяет данные документов о повышении квалификации с государственным реестром учебно-методических центров и сведениями о прохождении аудиторами повышения квалификации в учебно-методических центрах.

Проставление отметки АПАО проводится в порядке поступления документов, независимо от того, является или не является аудитор, представивший документы, членом данного АПАО. Плата за проставление отметки АПАО не взимается.[3, стр. 107]

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован, если:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом (Минфином России).

[5, стр. 48]

Минфин РФ обеспечивает доступ уполномоченным представителям АПАО к информации, содержащейся в государственном реестре аттестованных аудиторов аудиторских организаций, реестре лицензий индивидуальных аудиторов и государственном реестре учебно-методических центров, а также сведениях о прохождении аудиторами ежегодного повышения квалификации в учебно-методических центрах.[3, стр. 107]

2. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в двух документах: аудиторском заключении и, как следует из федерального правила (стандарта) № 22, информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

Подготовка и представление аудиторского заключения регламентированы в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" в ст. 6 и федеральном правиле (стандарте) № 6 "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Второй документ - информация, полученная по результатам аудита, положениями федерального правила (стандарта) № 22 четко не регламентированы, и поэтому приведем рекомендации в подготовке этой информации. [3, стр. 317]

Цель письменной информации -- довести до руководства проверяемого субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системах внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

В письменной информации аудитора должно быть указано все, что связано с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта, ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности, т.е. любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которая была сочтена целесообразной.

Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках -- она отражает лишь те из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит. Если аудиторскую проверку проводила группа, состоящая из значительного количества сотрудников аудиторской организации, письменная информация аудитора должна быть подписана руководителем группы сотрудников или руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев и т.д.) в составе общей группы.

Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу на бланке аудиторской организации -- либо с угловым штампом, либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к оформлению официальной переписки.[4, стр. 310]

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должны содержаться реквизиты аудиторской организации и реквизиты проверяемого экономического субъекта, а также указание на период времени, к которому относится документация экономического субъекта, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора и выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность.

Письменная информация аудиторской проверки содержит следующие сведения:

ь особенности выполнения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также особенности выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;

ь данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;

ь перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;

ь сведения о методике аудиторской проверки; подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности; указание, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным, а какие -- выборочным способом и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка;

ь перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендации

как таковых;

ь оценка (при наличии такой возможности количественного расхождения отчетных и (или) налоговых показателей, представленных экономическим субъектом, и прогнозируемых показателей по результатам проверки аудиторской организацией;

ь при последующих аудиторских проверках -- оценку и анализ выполнения рекомендаций или исправления экономическим субъектом, подлежащим аудиту, недостатков, указанных в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора .[4, стр. 311]

Сведения, содержащиеся в письменной информации аудитора, должны быть четкими, краткими, содержательными, без фактических неточностей. В необходимых случаях в письменной информации аудитора должны иметься обоснования количественных расчетов и оценок, ссылки на документы действующего законодательства.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке указывается, какие из сделанных замечаний существенны и какие несущественны, влияют ли они (или могут влиять) на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Письменная информация аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора может быть передана только лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг; лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг и, наконец, любому другому лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг, -- в случае письменного указания на то аудиторской организации.

Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут обсуждаться в устной форме пли в порядке обмена письмами в сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к прочей своей рабочей документации.[4, стр. 312]

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации.

Руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа. Оно может провести встречу с аудиторами, пригласив со своей стороны тех лиц, которых сочтет необходимым, для обсуждения предварительного варианта документа.

Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение, окончательный, вариант письменной информации аудитора. Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменной информации необходимо дать оценку и анализ исправлений, сделанных работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах: один передается под расписку только (и исключительно) лицу, указанному выше, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. По согласованию письменная информация аудитора может быть переслана по почте. В этом случае ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи этой письменной информации.

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта.

Аудиторская организация может готовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок. Требования конфиденциальности информации при этом сохраняются.

В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленной прежней аудиторской организацией. Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных ранее.[4, стр. 314]

3. Система государственного финансового контроля

Контроль -- важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами -- неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.[4, стр. 53]

Система государственного финансового контроля осуществляется в общегосударственной и ведомственной формах.

Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый, контроль в России осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба- финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Банк России, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет следующие задачи и функции.

Задачи финансового контроля:

ь контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

ь контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой м валютной политики;

ь контроль законности привлечения и использования средств- юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции :

ь проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;

ь контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

ь обеспечение обоснованности и правомерности действии кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

ь контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии иди проверки в правоохранительные органы.[3, стр. 11]

Правом назначения проверок уполномоченными органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы - суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности -- в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, государственные и унитарные предприятия должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на:

1. денежно-кредитный контроль, который осуществляет Банк России;

2. валютный контроль, осуществляет Банк России;

3. страховой контроль, осуществляет Федеральная служба страхового надзора;

4. налоговый контроль, осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями;

5. таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и ее подразделения.

Использование государственных (преимущественно -- бюджетных) средств на разных уровнях государственного управления (и бюджетной системы РФ) контролирует Федеральное казначейство РФ и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, федеральных агентов, федеральных служб, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их подразделений.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). [3, стр. 12]

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность - важнейший принцип деятельности.

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используемся такая форма финансового контроля, как аудиторский финансовый контроль.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность -- деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.[3, стр. 13] В России создана необходимая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. [3, стр. 14]

4. Тестовые задания

1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение создается в целях обеспечения:

1) Гарантии высокого качества аудита, проводимого его членами;

2) Условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов;

3) Статистическое наблюдение за осуществлением аудиторской деятельности.

12. Квалификационные аттестаты аудиторов, выданные до вступления в силу Федерального закона № 119-ФЗ:

1) Должны быть обменены на аттестаты нового образца в течение 6 месяцев с момента вступления закона в действие;

2) Должны быть обменены на аттестаты нового образца в течение 1 года с момента вступления закона в действие;

3) Сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.

22. Срок хранения рабочих документов:

1) Три года;

2) Пять лет;

3) В течение срока, предусмотренного для данных документов законодательством РФ.

32. Уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества работы аудиторских организаций:

1) Только своими силами;

2) Только силами аккредитованных профессиональных аудиторских объединений;

3) Своими силами либо делегировать это право аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Ответ: Согласно ст. 10 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган.

42. При оценке компонентов аудиторского риска необходимо использовать:

1) Не более трех градаций;

2) Не менее трех градаций;

3) любое количество градаций.

52. Между уровнем существенности и аудиторским риском существует следующая зависимость:

1) Чем выше уровень существенности, тем выше аудиторский риск;

2) Чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск;

3) Аудиторский риск не зависит от уровня существенности.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.

2. Правила (стандарты) аудита.

3. Подольский В.И. Аудит: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 744 с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников").

4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 448 с. - (Высшее образование).

5. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: учебное пособие под ред. Проф. Я.В. Соколова. - М.: Магистр, 2009. - 463 с.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.