![]() |
РУБРИКИ |
Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятияИспользование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия
Содержание
Термин *отчетность* имеет несколько значений. Под отчетностью в широком смысле подразу-мевается вся совокупность учетных записей, по которой можно проанализировать финансово-хозяйствен-ную деятельность предприятия. В более узком смысле - это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего бухгалтерского учета и отражающих сводные результаты работы предприятия за определенный период. Развитие рыночных отношений и появление различных видов собственности повлекли за собой изменение не только действующей системы учета, но и отчетности. Современная отчетность предпри-ятия должна удовлетворять информационные запросы различных пользователей, интересы которых мо-гут не совпадать. Например, национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности США и Вели-кобритании, в экономике которых важнейшую роль играет акционерный капитал, главное место отводят сведениям, удовлетворяющим интересы акционеров. В Германии и Японии основными инвесторами явля-ются банки, поэтому в национальных стандартах здесь на первом месте - интересы кредиторов. Во Фран-ции и Швеции отчетность характеризуется большей унифицированностью и регламентированностью, поскольку в этих странах значительна роль государственного регулирования национальной экономики. Но независимо от национальных особенностей отчетность должна обеспечивать полное и точное описание активов предприятия, его обязательств, капитала, прибылей и убытков, резервов, что в свою очередь дает возможность принимать обоснованные управленческие решения, и подготавливаться в соответствии с такими общепризнанными в мировой практике бухгалтерскими принципами, как принцип двойной записи или двухсторонности, принцип действующего предприятия, принцип осмотрительности, принцип денежного измерения, принцип материальности и другие. Современный этап развития Беларуси характеризуется постепенным поворотом экономики к внешнему миру, сознанием ее как части мировой хозяйственной системы. Это определяет основные направления изменений в хозяйственном механизме. В системе бухгалтерского учета и отчетности одним из таких направлений является использование Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), издаваемых с 1973 года независимым комитетом со штаб-квартирой в Лондоне. В нашей республике при переходе на международную систему бухгалтерского учета и отчетно-сти в процессе разработки национальных стандартов одна из основных трудностей заключается в удовле-творении запросов всех пользователей, а также в обеспечении полноты и объективности отчетной ин-формации, поскольку она влечет за собой определенные юридические последствия. Изменение целей и задач бухгалтерского учета в условиях формирования рыночных механизмов хозяйствования предполагает пересмотр требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Она должна содержать информацию, полезную для инвестиционных решений и решений по предоставлению кредитов, для оценки будущих денежных потоков предприятия, ресурсов предприятия и его обязательств, эффективности использования экономического потенциала. Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерской отчетности, ее объема, использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия, а также ее совершенствование в условиях перехода на международные стандарты.
1. ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ. 1.1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Законодательство в этой области. Переход к рыночным отношениям, интеграция в мировое экономическое сообщество, переход на принятые во всем мире бухгалтерские стандарты в значительной мере изменили подходы к постановке бухгалтерского учета на предприятия. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом переходят к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность нового подхода заключается в том, чтобы на основе установленных государством общих правил самостоятельно разрабатывать учетную политику, которая бы отражала специфику предприятия, отрасли.Закон *О бухгалтерском учете и отчетности* (статья 7) указывает, что предприятия самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета, т.е. свою учетную политику, под которой принято понимать выбор предприятием вариантов учета, а также техники ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных допущений и других особенностей предприятия (квалификации бухгалтерских работников, оснащенности компьютерами и т.д.). Таким образом, государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия в ведении учета и составлении отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации, отражающей хозяйственные и финансовые операции предприятия.Согласно закону, орган, осуществляющий методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь, определяется Правительством. Постановлением Кабинета Министров от 24 марта 1995 года Правительство наделило Министерство финансов правом разрабатывать и утверждать национальные стандарты по бухгалтерскому учету, положения, инструкции и разъяснения и другие нормативные акты, устанавливающие единые методические основы бухгалтерского учета и отчетности.Законодательство Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и отчетности представлено законами и подзаконными актами, изданными за период существования Республики как суверенного государства а также подзаконными актами бывшего Союза. Фундамент для норматворчества в этой области заложил принятый в октябре 1994 гола закон *О бухгалтерском учете и отчетности*. С незначительными дополнениями, внесенными Министерством финансов республики, действует *План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятеьности предприятия и инструкция по его применению*, утвержденные Минфином СССР. Минфин РБ в марте 1998 года утвердил *Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)*. Значительный объем подзаконных актов, издаваемых Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом по вопросам налогообложения, содержит указания, относящиеся к отражению в отчетности хозяйственных и других операций.Министерство финансов, как правило, ежегодно доводит до всех заинтересованных порядок составления годового бухгалтерского отчета предприятия.Законодательство, регулирующее бухгалтерский учет и отчетность, может быть сгруппировано в несколько блоков. Первый - это законы и подзаконные акты, регулирующие общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности, такие как Закон *О бухгалтерском учете и отчетности*, Положение о главных бухгалтерах и т.д. Второй касается учетной документации. Третий - устанавливает порядок составления отчетности. Четвертый действует в области учета налоговых и неналоговых платежей. Пятый - охватывает акты, регулирующие себестоимость продукции, в том числе, применительно к отдельным отраслям и видам деятельности. Шестой блок - это акты, касающиеся амортизации. Седьмой блок касается командировочных, представительных и других расходов. Восьмой - это нормативные акты, связанные с оплатой труда. Девятый, самый значительный, - устанавливает нормы расходов, убыли, списания потерь. Десятый блок - это акты, связанные с движением валютных ценностей. Например, письмо Минфина от15 апреля 1994года *О порядке отражения в бухгалтерском учете внешнеэкономических операций*. Одиннадцатый - нормативные акты по бартерным операциям. Двенадцатый - в области безналичного и наличного денежного оборота, в том числе, операции с иностранной валютой. Тринадцатый - это инвентаризация, учет недостач, хищений, безвозмездной передачи.1.2. Сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования в современных условиях хозяйствования. Хозяйственная деятельность предприятий отражается в текущем учете, который позволяет систематически контролировать правильность расходования средств предприятий. Однако данных те-кущего учета недостаточно для контроля над выполнением заданий и использованием находящихся в рас-поряжении предприятий средств. Составление отчетов - завершающий этап учетного процесса. В них содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Дан-ные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются источниками информации. Отчетность - это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании ос-новных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и на-правлениях использования прибыли и т. д. Роль отчетности особенно возросла в связи с тесным сближением национальных экономик раз-личных стран мира, что потребовало унификации методов и принципов составления финансовой отчет-ности. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных пред-приятий, но и объединений и отраслей в целом. Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятий. В бухгалтерском учете осуществляется обобщение и накопление данных, полученных в процессе первичного наблюдения за хозяйственной деятельностью. Происходит обобщение информации, отражае-мой на счетах, в различных учетных регистрах. Для управления процессами производственной и финансовой деятельности предприятий необхо-дима информация не только бухгалтерского, но и других видов учета. Она должна быть представлена в компактной форме, удобной для обозрения и восприятия людьми, принимающими управленческие решения. Такой формой является отчетность. Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выступает завершающим этапом полного цикла бухгалтерской обработки информации. Она характеризует производственную и финансовую деятельность предприятия при помощи системы обобщающих показателей. Таким образом, бухгалтерская отчётность - это комплекс показателей, характеризующих ре-зультаты хозяйственной деятельности за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и дру-гих видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. В наиболее общем смысле ”отчет” означает сообщение, доклад кому-либо о своих действиях или работе. Понятие отчетность имеет собирательное значение и означает совокупность нескольких отче-тов, а также процесс их составления и доведения до пользователя. Отчетность используется в системе управления как способ получения вышестоящими звеньями информации о работе, результатах или поло-жении дел в нижестоящих звеньях или других управляемых ими объектах. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. При помощи отчетности решается несколько задач, связанных с использованием учетной ин-формации для управления: происходит фильтрация и систематизация информацию выбираются наиболее существенные показатели для управления и устраняется избыточная и ненужная информация; устанавливается степень выполнения плановых заданий и договоров, что дает возможность установить качество планирования и необходимость уточнения не только плановых и нормативных расчетов, но и всей хозяйственной деятельности; создается необходимое информационное обеспечение для принятия управленческих решений по улучшению всей хозяйственной деятельности предприятия; обеспечивается удобное и продолжительное хранение учетной информации; отчитываются как физические, так и юридические лица за различные временные периоды, по различным видам и вопросам своей деятельности, перед различными государственными и негосударственными органами управления, перед собственниками, перед общественностью. Составляется отчет тогда, когда имеется необходимая информация о событиях, явлениях, деятельности или результатах. Такую информацию предоставляет специально организованная система учета. Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предпри-ятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет. Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бух-галтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность осно-вывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета. Сущность отчетности, как заключительного элемента метода, сводится к обобщению данных текущего учета хозяйственной деятельности в системе счетов, получению на них дебетовых и кредито-вых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или любым другим пользовате-лем. Поскольку по отчетности судят о работе предприятия, а затем на её основе принимаются раз-личные управленческие решения, то к отчетности всегда предъявляются особые требования. Важнейшие из них следующие: достоверность, своевременность, сопоставимость, доступность и экономичность (схема 1). Достоверность данных, приведенных в отчетности, обеспечивается достоверностью информа-ции, отражаемой в системе бухгалтерского учета, её документальной обоснованностью, специальными приемами сопоставления данных в регистрах, а также периодической сверкой данных учета с положе-нием дел в реальной действительности путем проведения инвентаризаций. Преднамеренные искажения отчетности, приписки, расхождения с данными учета законодательно наказуемы. Своевременность отчетности заключается в том, что показатели, содержащиеся в ней за ис-текший отчетный период, представлены в максимально короткие сроки с момента его окончания. Пре-дельные даты представления отчетности устанавливаются законодательно. Запаздывание в представле-нии отчетности приводит к запаздыванию принимаемых на основе управленческих решений и, следова-тельно, к потере их действенности и эффективности. Сопоставимость отчетных данных обеспечивается в основном постоянством состава показате-лей, их содержания и применяемых приемов учета и оценки, то есть неизменностью учетной политики в течение отчетного периода. При изменении учетной политики проводятся расчеты по приведению пока-зателей в сопоставимый вид, что часто вызывает не только технические, но и экономические затрудне-ния. Особенно сложно привести в сопоставимый вид отчетные данные в условиях современ-ной гиперинфляции, когда непредсказуемо изменяются не приемы учета, а сам измеритель - денежная еди-ница. Сравнивать, контролировать, анализировать относительные показатели без дополнительной кор-ректировки на уровень инфляции в таких условиях вообще не имеет смысла. Поэтому необходимость та-ких корректировок, как и соблюдение единой учетной политики, предусмотрена действующим законода-тельством. Сопоставимость отчетности обеспечивается не только за различные отчетные периоды на од-ном и том же предприятии (т.е. во времени), но и между отчетностью различных предприятий, относя-щихся к одной или разным отраслям, формам собственности, организационным структурам и т.п. (т.е. в пространстве). Этого требует существующая система обобщения данных учета и отчетности по объе-динениям, отраслям, территориям и республике в целом органами статистики, а также при представле-нии информации различным управленческим структурам соответствующих уровней при составлении сводной бухгалтерской отчетности. Доступность отчетности заключается в том, что все показатели, приводимые в ней, понятны по существу любым её получателем или потребителем. В ней, как правило, не должно содержаться таких показателей, которые ранее не приводились и не могут быть известны и поняты пользователем. Однако, при необходимости их использования (введения), к отчету должна прилагаться пояснительная записка (методические указания) со всеми разъяснениями по новым или по особо сложным моментам в отчетно-сти. Доступность и ясность не может быть обеспечена и в том случае, если в отчете не приведены все требующиеся показатели или приведены не в полном объёме. Экономичность отчетности требует постоянных поисков путей снижения затрат на её подго-товку и доставку получателю. Поэтому отчетность должна быть краткой и не должна содержать из-лишних, ненужных для потребителя показателей. Показатели должны сводиться в наиболее компактные, удобные для обозрения таблицы. Эти таблицы должны разрабатываться и иметь типовую, стандартную форму. Наиболее экономичным, оперативным и совершенным средством получения и передачи отчетно-сти в настоящее время являются ПЭВМ, объединенные в локальные вычислительные сети, а также другие современные технические средства связи (факсы, модемы, средства телекоммуникации). Перечисленные основные требования предъявляются к любой отчетности и, прежде всего, к бух-галтерской. Исходя из этих требований и общего понимания её места и сущности в системе управления, можно дать следующее определение бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность представ-ляет собой комплекс взаимосвязанных показателей, полученных в системе бухгалтерского учета и харак-теризующих имущественное положение и финансовые результаты работы хозяйствующего субъекта за отчетный период. В зависимости от того, какому управленческому органу предназначена бухгалтерская отчет-ность, существует более общая её классификация - на внешнюю и внутреннюю. Внешняя отчетность представляется различным пользователям, находящимся за пределами предприятия: собственникам (учредителям, акционерам), налоговым органам, органам статистики, бан-кам, другим органам государственного управления в соответствии с действующим законодательством. Го-сударственные предприятия отчитываются перед своими вышестоящими органами управления - мини-стерствами, ведомствами, объединениями, которые являются представителями государства как собст-венника. При использовании заемных средств банков или средств государственного бюджета отчетность может предоставляться и указанным органам. Внутренняя отчетность представляется руководству предприятия и другим органам управления внутри предприятия. Для внутренней отчетности наряду с типовыми формами используются и специали-зированные, нетиповые, которые устанавливаются самим предприятием. 1.3. Объём бухгалтерской отчетности предприятий, ее содержание и сроки составления.Объём бухгалтерской отчетности определяется табелем действующих норм, где приводится их перечень с указанием сроков составления. Основанием для заполнения табеля служат положение о бухгал-терских отчетах и балансах, а также ведомственные инструкции.В целях рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации. В плане отчетности приводятся перечень отчетных форм, отчетный период, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, получающих отчет-ность, способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ.В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами по законодательству РБ, независимо от форм собственности (включая предприятия с иностранными ин-вестициями, а также белорусских субъектов хозяйствования за границей), представляют годовой бухгал-терский отчет в следующем объеме:БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (типовая форма № 1);ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ (типовая форма № 2);ПРИЛОЖЕНИЕ К БАЛАНСУ (типовая форма № 3). Формы годового отчета предприятия, утвержденные Министерством финансов в соответ-ствии с Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности*, приведены в приложении 1. К годовой бухгалтерской отчетности предприятия (за исключением имеющего статус малого) прилагается пояснительная записка с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, и освещение финансового состояния предприятия, а также решение по итогам рассмотрения на предприятии годового бухгалтерского отчета и распределе-ния чистой прибыли. Бухгалтерский баланс составляется ежемесячно, отчет о прибылях и убытках формы №2 - поквартально и используется на предприятиях для управления. При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть обеспечены:тождество показателей бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;соответствие, как правило, показателей вступительного баланса за отчетный период аналогичным показателям заключительного баланса за период, предшествующий отчетному.Предприятие составляет самостоятельный баланс по всем видам деятельности, отражающий состав имущества и источники их формирования.Отчетный баланс получает новое назначение. Он должен обеспечивать информацией о сохранно-сти собственности предприятия, его финансовых ресурсах.Годовая бухгалтерская отчетность дает достаточно полную информацию для оценки эффек-тивности работы предприятия.В качестве приложения к годовому отчету дается пояснительная записка, подготавливаемая работниками соответствующих отделов, а в случае проверки аудиторской организацией - аудиторское за-ключение. В пояснительной записке характеризуется деятельность предприятия за год по сравнению с планом и предыдущим годом. Значительное внимание уделяется использованию производственных основ-ных и оборотных средств, состоянию дебиторской и кредиторской задолженности, соблюдению режима экономии, сохранности ценностей. К записке прилагают ведомость результатов инвентаризаций основ-ных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проведенных в течение года, и пока-зывают нарастающим итогом все выявленные недостачи и излишки, а также суммы пересортиц. Эти све-дения позволяют изучить структуру недостач и потерь, их динамику, а также контролировать источ-ники покрытия непроизводительных расходов. В записке должны быть отражены влияние основных факторов на производственные и фи-нансовые показатели, причины невыполнения тех или иных заданий и меры по обеспечению выполнения плана выпуска продукции, снижению её себестоимости, повышению эффективности труда, рентабельно-сти. Для выполнения и распространения передового опыта целесообразно в записке изложить по-зитивные моменты в деятельности предприятия и меры, которые принимались им для достижения высо-ких показателей. В заключительной части записки освещается состояние хозяйственного расчета, учета и намечаются пути их совершенствования. В соответствии с Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности* министерства и ведом-ства дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для предприятий по согласованию с Министерством финансов. На предприятиях с иностранными инвестициями, предприятий белорусских субъектов хозяй-ствования за границей, а также других предприятиях негосударственных форм собственности по согла-шению их участников, учредителей и других собственников отчеты, составляемые по трем основным формам годовой бухгалтерской отчетности, могут дополняться данными, необходимыми для осуществле-ния контрольных прав. В связи с этим указанные предприятия могут самостоятельно изготавливать кодовые бухгалтерские отчеты и балансы, имея ввиду необходимость представления информации широкому кругу пользователей. В указанные отчеты включаются статьи, отражающие активы, пассивы и операции, имевшие место в отчетном году. При отсутствии того или иного вида имущества, обязательства, опера-ции, соответствующая статья не приводится. При этом для статей (строк), включенных в баланс и от-четы, должен быть сохранен их код, указанный в графе 2 типовых форм отчетности. Предприятие представляет годовой бухгалтерский отчет не позднее 1 апреля следующего за отчетным года:собственникам (либо уполномоченным ими органам - в соответствии с учредительными документами);органам государственной налоговой инспекции (по месту нахождения предприятия);учреждениям банков согласно кредитному договору;органам государственной статистики (по месту нахождения предприятия); другим государственным органам, на которые в соответствии с действующим законода-тельством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответст-вующей отчетности. К таким органам, в частности, относятся финансовые органы, осуществляющие финансирование расходов предприятия за счет ассигнований из бюджета. Бухгалтерская информация в неустановленные адреса может представляться лишь по договоренности с предприятием на коммерческой основе. Предприятие, имеющие дочерние предприятия, составляет и представляет помимо соб-ственного бухгалтерского отчета также консолидированную (сводную) отчетность, включающую от-четы своих дочерних предприятий. При этом под дочерним предприятием следует понимать предприятие, являющееся юридическим лицом и над которым осуществляется постоянное право на определение стра-тегической политики в вопросах текущей, инвестиционной и финансовой деятельности со стороны мате-ринского предприятия. В бухгалтерскую отчетность предприятия включаются показатели производства, хо-зяйств, филиалов, представительств, отделений и других обособленных структурных подразделений, вы-деленных на отдельный баланс. Хозяйственные ассоциации, союз, концерн и другие хозяйственные объединения предприятий, созданные на добровольных началах в целях координации деятельности по отраслевому, территориаль-ному или иному признаку, являющиеся юридическими лицами, составляют самостоятельный и сводный отчеты. Рассмотрение и утверждение годовой бухгалтерской отчетности осуществляется в по-рядке, устанавливаемом учредительными документами предприятия. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия о результатах хозяйственной деятель-ности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков). По предприятию, ликвидированному или реорганизованному, поменявшему форму собст-венности в отчетном году, представляется отчет по действующим формам годового отчета за период с начала года до момента ликвидации. Вновь созданные предприятия показывают в отчете средства и их источники с 1-го числа месяца их регистрации по 31 декабря отчетного года, а для предприятий, созданных после 1-го ок-тября, разрешается считать первым отчетным годом период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря следующего года.Объединения (союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения), кото-рым подчинены самостоятельные предприятия, помимо самостоятельных балансов составляют также сводные балансы, включающие активы и пассивы балансов самих объединений и самостоятельных пред-приятий.Сводный баланс и отчеты объединения составляют путем свода форм отчетов производствен-ных единиц и отчетов самого предприятия.В состав сводного годового бухгалтерского отчета включаются отчеты как непосредственно подчиненных им предприятий, так и предприятий коммунальной собственности (включая малые предпри-ятия), а также арендных предприятий, созданных на базе государственных предприятий или их струк-турных подразделений, до окончательного выкупа, по следующим видам деятельности:по основной деятельности предприятий промышленности;по капитальному строительству, по основной деятельности строительных, монтаж-ных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских предприятий;по основной деятельности геологических организаций и топографо-геодезических пред-приятий (экспедиций);по основной деятельности научных организаций;по основной деятельности предприятий (организаций) по материально-техническому снабжению и сбыту;по основной деятельности предприятий торговли и общественного питания;по основной деятельности предприятий по производству сельскохозяйственной продук-ции;по основной деятельности предприятий системы хлебопродукции;по основной деятельности вычислительных центров и других организаций, находящихся на самостоятельном балансе и оказывающих информационно-вычислительные услуги;по основной деятельности предприятий бытового обслуживания населения;по основной деятельности предприятий транспорта;по основной деятельности организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог;по основной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;по основной деятельности правлений общественных организаций и объединений;по основной деятельности внешнеэкономических объединений.Министерства и ведомства могут составлять сводный годовой отчет по предприятиям других видов деятельности, кроме вышеперечисленных.1.4. Классификация отчетности.В целях упорядочения и облегчения составления отчетность классифицируется по сле-дующим основным признакам (смотри схему 2):По содержанию и источникам составления различают статистическую, бухгалтерскую и опе-ративную (специальную) отчетность.Формы статистической отчетности утверждаются Министерством статистики и анализа республики. Они содержат информацию, необходимую для всестороннего изучения экономики нашей рес-публики. Источником статистической отчетности являются данные бухгалтерского учета.Бухгалтерская отчетность отражает результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Она составляется только по данным бухгалтерского учета, причем с соблюдением балансового обобщения учетной информации.Оперативная отчетность отражает различные стороны хозяйственной деятельности (расчеты с бюджетом, использованием средств фондов и т.д.). Она составляется по данным бухгалтерского учета и оперативных сведений, полученных с подразделений предприятия.По срокам представления различают нормативную и срочную отчетность. Нормативная пред-ставляется в строго определенные сроки, а срочная - по истечении 4-5 дней после отчетного периода.По степени обобщения классифицируют первичную и сводную отчетность. Первичная отчет-ность представляется предприятиями (объединениями), а сводная - министерствами, ведомствами, со-ставленную на основании первичной отчетности.По объему отражаемых результатов хозяйственной деятельности отчетность может быть полной и краткой (сокращенной).По периодичности представления различают отчетность годовую и периодическую. Периодиче-ская отчетность представляется за месяц, квартал, полугодие и т.д.По охвату видов деятельности отчетность может включать все стороны деятельности пред-приятия или только включать одну его отрасль (торговлю, снабжение).По распространению на отрасли экономики отчетность может быть типовой и отраслевой. В первом случае используются типовые формы отчетности, а во втором - специализированные, отражаю-щие деятельность какой-то одной отрасли.По характеру использования различают обязательную внешнюю отчетность и внутреннюю от-четность. Внешняя отчетность представляется государственным органам управления и контролирую-щим органам, инвесторам, учредителям и т.д. На ее основе составляется сводная отчетность и разраба-тываются статистические показатели. Внутренняя отчетность используется главным образом для нужд управления предприятием.По степени использования вычислительной техники отчетность можно разделить на состав-ляемую вручную и с применением ЭВМ. 1.5. Краткая экономическая характеристика предприятия Торговый Дом *Центролит*.Государственное Дочернее предприятие ТД *Центролит* является дочерним предприятием ГЛЗ *Центролит*, который является учредителем предприятия. Форма собственности - государственная, отнесенная к республиканской собственности. ТД образован и функционирует с августа 1996 года.Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действует на принципах хозрасчета, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках (расчетный счет в национальной валюте и валютный счет в российских рублях).Деятельность предприятия регулируется Законом РБ *О предприятиях в Республике Беларусь*, принятый сессией Верховного Совета РБ 14 декабря 1990 года. В Законе определены общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития рыночных отношений. Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет его права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятия с другими предприятиями и организациями, Советами народных депутатов, органами государственного управления, действует в сочетании с другими законами Республики Беларусь. Данный Закон распространяется на все предприятия, расположенные на территории РБ. Основной целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направлен-ная на получение прибыли. Цель образования и виды деятельности определены в соответствии с Уставом предприятия:удовлетворение потребности Учредителя в материалах, комплектующих, в обеспечении сырьем и услугами;оптовая торговля продукцией ГЛЗ *Центролит*;торговля и торгово-закупочная деятельность, включая комиссионную торговлю.Имущество предприятия составляет его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Предприятия.Имущество предприятия формируется: |
|
© 2008 |
|