РУБРИКИ

Бухгалтерский учет в строительстве

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Бухгалтерский учет в строительстве

Бухгалтерский учет в строительстве

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
    • 1. Бухгалтерский учет, его функции и задачи
      • 1.1 Предмет, метод, задачи и формы бухгалтерского учета
      • 1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
      • 1.3 Бухгалтерский учет в строительных организациях
    • 2. Бухгалтерский учет в строительных организациях
      • 2.1 Структура и отражение в учете капитальных вложений и источников их финансирования
      • 2.2 Учет затрат по договору строительного подряда
      • 2.3 Учет основных средств и материальных ценностей
      • 2.4 Учет себестоимости строительных работ
      • 2.5 Определение финансового результата строительной деятельности
    • 3. Система бухгалтерского учета в ЗАО "Денекс"
      • 3.1 Краткая характеристика организации
      • 3.2 Анализ и оценка основных показателей деятельности
      • 3.3 Характеристика постановки бухгалтерского учета в организации
      • 3.4 Разработка мероприятий по совершенствованию организации бухгалтерского учета в ЗАО "Денекс"
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

Строительство как отрасль экономики подразумевает и строительство новых объектов, и восстановление уже существующих путем их текущего и капитального ремонта, а также работ по реконструкции.

В настоящее время правовое регулирование договорных отношений участников строительства и, как следствие, особенности бухгалтерского и налогового учета приобрели особое значение для субъектов хозяйственной деятельности.

В связи с изменением российского законодательства, множеством ошибок, допускаемых бухгалтерами строительных организаций, что подтверждается аудиторской практикой, тема дипломной работы приобретает особую актуальность.

Целью настоящей дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию постановки системы бухгалтерского учета на ЗАО "Денекс". Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. раскрыты предмет, метод, задачи и формы бухгалтерского учета;

2. показано нормативное регулирование бухгалтерского учета в действующем российском законодательстве;

3. показаны особенности ведения бухгалтерского учета в строительстве;

4. раскрыты правила отражения в бухгалтерском учете строительных организаций капитальных вложений и источников их финансирования; основных средств и материальных ценностей; затрат по договору строительного подряда; себестоимости строительных работ и определения финансового результата строительной деятельности;

5. проведена оценка основных показателей деятельности ЗАО "Денекс";

6. охарактеризована система ведения бухгалтерского учета на ЗАО "Денекс";

7. разработаны рекомендации по совершенствованию системы ведения бухгалтерского учета на ЗАО "Денекс".

Таким образом, предметом исследования является система ведения бухгалтерского учета; объектом - ЗАО "Денекс".

Дипломная работа написана на 70 листах и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы..

1. Бухгалтерский учет, его функции и задачи

1.1 Предмет, метод, задачи и формы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Своевременный анализ бухгалтерской отчетности, сформированной по данным бухгалтерского учета, позволяет предотвратить отрицательные моменты в хозяйственной деятельности организации, выявить неиспользованные резервы с целью дальнейшего развития организации и обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Прочие организации и граждане, осуществляя предпринимательскую деятельность, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.

Если обобщить всю информацию о требованиях и допущениях, регламентирующих организацию бухгалтерского учета, то можно выделить его основополагающие принципы. Принцип -- исходное, базовое положение науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения. Эти принципы сформировались на основании теории, практики и национальных традиций ведения бухгалтерского учета. В отличие от естественных наук, принципы которых существуют в природе независимо от мнения людей, принципы бухгалтерского учета формируются людьми -- специалистами в области бухгалтерского учета.

У разных авторов их число и наименование существенно различаются. Основополагающие принципы бухгалтерского учета и отчетности определяют следующие его качественные характеристики:

* стоимостную оценку;

* начисление (соответствие);

* существенность;

* осмотрительность (бухгалтерский консерватизм);

* объективность и др.

Принцип стоимостной оценки означает, что в бухгалтерском учете отражаются все факты хозяйственной деятельности, которые могут иметь денежное выражение. Можно выбрать собственный вариант оценки активов, обязательств или результатов деятельности исходя из возможных вариантов, установленных нормативными актами.

Принцип начисления заключается в том, что все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете и включаться в отчетность в том отчетном периоде, в котором они имели место. Этот принцип обеспечивает сопоставимость доходов и расходов организации, т.е. если какое-либо событие влияет на доходы или расходы определенного периода, то результат этого события должен быть признан в этом же периоде.

Принцип существенности основан на обязательном отражении в бухгалтерской отчетности такой информации, неточность или отсутствие которой влияет на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта или принятие им управленческих решений.

Принцип осмотрительности (бухгалтерского консерватизма) означает, что бухгалтер основывает свое профессиональное суждение на том, что доходы признаются только тогда, когда есть обоснованная уверенность в их получении, а расходы -- когда есть обоснованная возможность их производства.

Принцип объективности означает профессиональную подготовку и этику бухгалтера. На сформированную им бухгалтерскую информацию не должны влиять его субъективные личные суждения. Объективной считается надежная и проверенная информация, соответствующая всем фактам хозяйственной деятельности организации.

Указанные принципы служат базой общей концепции бухгалтерского учета, основой разрабатываемых положений по ведению бухгалтерского учета и представлению результатов предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из названного федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Выстраивая иерархию законодательства о бухгалтерском учете, получим следующую соподчиненность законодательных актов:

Рис. 1.1 - Система законодательства о бухгалтерском учете

Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Так, Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Положением о Министерстве финансов РФ, в частности, определено, что Минфин России утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности. Приказами Минфина России утверждены все ныне действующие положения по бухгалтерскому учету:

Таблица 1.1 Система Положений по бухгалтерскому учету

Краткое обозначение

Название

Утверждающий документ

ПБУ 2/94

Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство

Приказ Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994 г. № 167

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

Приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н

ПБУ 7/98

События после отчетной даты

Приказ Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. №56н

ПБУ 1/98

Учетная политика организации

Приказ Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. №60н

ПБУ 9/99

Доходы организации

Приказ Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. №32н

ПБУ 10/99

Расходы организации

Приказ Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. №33н

ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность организации

Приказ Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. №43н

ПБУ 3/2006

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Приказ Министерства финансов РФ от 27 ноября 2006 г. №154н

ПБУ 11/2000

Информация об аффилированных лицах

Приказ Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. №5н

ПБУ 12/2000

Информация по сегментам

Приказ Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. №11н

ПБУ 14/2000

Учет нематериальных активов

Приказ Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. №91н

ПБУ 13/2000

Учет государственной помощи

Приказ Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. №92н

ПБУ 6/01

Учет основных средств

Приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. №26н

ПБУ 5/01

Учет материально- производственных запасов

Приказ Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. №44н

ПБУ 15/01

Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию

Приказ Министерства финансов РФ от 2 августа 2001 г. №60н

ПБУ 8/01

Условные факты хозяйственной деятельности

Приказ Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. №96н

ПБУ 16/02

Информация по прекращаемой деятельности

Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. №66н

ПБУ 17/02

Учет расходов на научно- исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы

Приказ Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. №115н

ПБУ 18/02

Учет расчетов по налогу на прибыль

Приказ Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. №114н

ПБУ 19/02

Учет финансовых вложений

Приказ Министерства финансов РФ от 10 декабря 2002 г. №126н

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п.2 разд.I ПБУ 1/98).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся, согласно этому же источнику, способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика любой организации должна строиться на основополагающих принципах и допущениях бухгалтерского учета. К этим базовым экономическим принципам принято относить следующие принципы:

1) принцип целостности, согласно которому учетные данные составляют единую систему, обеспечивающую управление хозяйственными процессами;

2) принцип имущественной обособленности, подразумевающий что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

3) принцип непрерывности - бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сама организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

4) принцип сплошной регистрации (требование полноты) - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

5) принцип документирования, согласно которому факты отражаются в учете на основании соответствующих первичных документов;

6) принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), подразумевающий, что факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, когда они имели место независимо от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами;

7) принцип количественного измерения и исчисления фактов хозяйственной деятельности;

8) принцип верифицируемости - контроля информации;

9) принцип непротиворечивости, предполагающий тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

10) принцип разделения текущих и капитальных затрат (в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно);

11) принцип интерпретируемости (учетная информация должна быть ясной, то есть ее можно подвергнуть истолкованию и анализу);

12) принцип осмотрительности (готовность к признанию в бухгалтерском учете в большей степени расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, без допущения создания скрытых резервов);

13) принцип приоритетности содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

14) принцип рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Некоторые из этих принципов приведены в п.7 разд.II ПБУ 1/98, другие вытекают из теории и многовековой практики учета и закреплены различными концептуальными документами в сфере бухгалтерского учета.

Предполагается также (п.6 разд.II ПБУ 1/98), что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, то есть необходимость изменений, вносимых в учетную политику, должна быть обоснована и подкреплена результатами анализа сложившейся хозяйственной ситуации.

Разработка учетной политики - сложный многоэтапный процесс, значение которого нельзя преуменьшать. Автоматическое дублирование учетной политики от одного отчетного периода к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.

Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе организации и главном бухгалтере, однако эта работа не должна быть полностью возложена на них. В разработке отдельных элементов учетной политики, особенно на подготовительном этапе, могут участвовать все подразделения предприятия.

Можно выделить следующие этапы разработки учетной политики.

I. Комплексная оценка среды организации

- оценка сложившейся системы документооборота: эффективность; быстрота; выполнение графика;

- оценка применяемого рабочего плана счетов: достаточность; соответствие нормативной базе;

- анализ форм применяемых первичных учетных документов: необходимость; достоверность; наличие необходимых реквизитов; полнота информации; существенность содержащихся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобочитаемость;

- анализ форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности: необходимость; достоверность; полнота информации; существенность содержащихся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобочитаемость; периодичность составления;

- оценка существующего порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации: полнота информации; периодичность проведения; состав инвентаризационной комиссии;

- экспертиза методов оценки активов и обязательств: соответствие нормативной базе; соответствие целям организации; экспертиза системы внутреннего контроля и аудита; эффективность; достаточность; оперативность.

II. Разработка изменений к действующей учетной политике

III. Контроль внедрения и применения

Согласно п.9 разд.II ПБУ 1/98, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются в соответствии с п.10 разд.II ПБУ 1/98 с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Учетная политика организации должна в соответствии с п.5 разд.II ПБУ 1/98 формироваться главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждаться руководителем организации. Она оформляется в виде пакета взаимосвязанных документов, каждый из которых является ее неотъемлемой частью. Учетная политика включает в себя:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменение учетной политики организации, согласно разд.IV ПБУ 1/98, может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Такое дополнение к учетной политике вследствие того, что оно не считается изменением, может быть внесено в течение отчетного года.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится с помощью средств финансово-экономического анализа на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного, в свою очередь, изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.

В противном случае они отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года. Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (а именно - в пояснительной записке к отчету). Информация о них должна, как минимум, включать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

1.3 Бухгалтерский учет в строительных организациях

По правовой природе договор, по которому к участию в процессе строительства привлекается профессиональная организация-застройщик (далее - заказчик), представляет собой разновидность посреднического договора с общими элементами договора возмездного оказания услуг. Заказчик привлекается к реализации инвестиционного проекта, когда сам инвестор в силу специфики либо каких-то иных причин не имеет возможности выполнять функции застройщика самостоятельно, не располагая необходимой материально-технической базой, квалифицированными трудовыми ресурсами и т.п.

Таким образом, договор на выполнение функций заказчика является комплексным договором, сочетающим элементы агентского договора и договора об оказании услуг.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).

Агентский договор - особая разновидность договора возмездного оказания услуг. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Поскольку в подавляющем большинстве случаев заказчик, выполняя задание инвестора, действует от своего имени, но в интересах и за счет инвестора, к такому договору в силу ст. 1011 ГК РФ должны применяться правила договора комиссии, установленные ст. ст. 990 - 1004 ГК РФ. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным во всех случаях агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В свою очередь агент (заказчик) не вправе отказать в передаче принципалу (инвестору) прав по сделкам с третьим лицом даже при условии, что инвестором не исполнены обязанности перед заказчиком (указанная позиция, в частности, подтверждается п. п. 2, 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 №85 "Обзор практики разрешения споров по договору комиссии").

Бухгалтерский учет в строительстве имеет ряд специфических черт, вызванных особенностями организации и экономики строительного производства.

Бухгалтерский учет в строительстве должен учитывать особенности строительной продукции:

территориальную обособленность объектов строительства,

во многом индивидуальный, даже при серийном строительстве, характер строительного производства,

длительность проектирования и строительства объекта,

многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта,

зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года.

Бухгалтерский учет в строительстве отражает порядок ценообразования в строительстве и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую, систему расчетов между участниками процесса строительства объекта недвижимости.

Бухгалтерский учет в строительстве, его организация и ведение, должны ориентироваться не только на общие правила ведения бухгалтерского учета, но и документы и инструктивные материалы, отражающие его специфику:

1. Федеральным законом от 25.02.99 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";

2. Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина РФ от 20.12.94 № 167;

3. Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, доведенным письмом Минфина РФ от 30.12.93 № 160;

4. Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом РФ 24.09.93 № 185.

Все перечисленные особенности и сложности делают невозможным ведение бухгалтерского учета в строительстве с помощью типовых программ автоматизации бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет в строительных организациях

2.1 Структура и отражение в учете капитальных вложений и источников их финансирования

При организации капитального строительства главным действующим лицом является застройщик. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе осуществлять строительство и строительный контроль самостоятельно или с привлечением третьих лиц. Привлекать к строительству третьих лиц (подрядчиков) может сам застройщик или уполномоченный им заказчик. Осуществлять строительный контроль также может застройщик или заказчик. Таким образом, построение взаимоотношений между застройщиком и заказчиком является важным звеном в цепи взаимоотношений между всеми участниками строительства. Рассмотрим, кто же должен вести бухгалтерский учет затрат по строительству объекта.

В настоящее время к порядку ведения бухгалтерского учета при осуществлении капитальных вложений существует два подхода: формальный и основанный на профессиональном суждении. Формальный подход базируется на действующих нормативных документах. К таким документам относится Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Приказом Минфина России от 30.12.1993 №160 (далее - Положение). В соответствии с п. 1.4 Положения бухгалтерский учет производимых при строительстве затрат ведет застройщик. Однако понятие "застройщик", данное в этом документе, а также в ПБУ 2/94, совпадает с понятием "заказчик" согласно Федеральному закону от 25.02.1999 №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". "Застройщик" (по ПБУ 2/94) и "заказчик" (по Закону N 39-ФЗ) - это лицо, уполномоченное инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов. Учитывая, что Федеральный закон является документом более высокого уровня, а также принят позже, можно сделать вывод, что "застройщик" (по ПБУ) - это сегодняшний "заказчик".

Таким образом, согласно Положению бухгалтерский учет затрат по строительству должен вести заказчик. Данный подход можно применить и к долевому строительству, мотивируя тем, что при строительстве необходим единый центр учета затрат по строительству объекта с целью их дальнейшего распределения между всеми инвесторами в соответствии с их долей в построенном объекте.

Формальный подход имеет ряд серьезных недостатков.

1. В соответствии с Планом счетов счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Следовательно, этот счет может применяться только у застройщика или организаций, которые финансируют строительство в рамках своей доли (при долевом строительстве). В данном случае застройщик выполняет самостоятельно функции заказчика и строит только для себя. При наличии более одного инвестора и едином центре учета затрат этот счет применять нельзя. У инвесторов переданные средства на строительство заказчику учитываются как дебиторская задолженность, а не как собственные капитальные вложения, несмотря на то что указанные средства уже могут быть освоены. У заказчика эти средства учитываются в качестве капитальных вложений, хотя по окончании строительства объект не будет учтен у него в балансе. В результате бухгалтерская отчетность искажается у всех.

2. Заказчик выполняет конкретный перечень функций, в рамках гражданско-правовой сделки. Сделка оформляется договором, носящим признаки возмездного оказания услуг и агентирования. Такие хозяйственные операции имеют собственный порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Этот порядок не связан с ведением счета 08.

3. Учет затрат по строительству у заказчика не позволяет использовать право застройщика, а также каждого налогоплательщика-дольщика (при долевом строительстве), осуществляющих капитальные вложения путем перечисления средств заказчику, на своевременный налоговый вычет по НДС, предусмотренный НК РФ по окончании каждого отчетного периода. Приходится ждать окончания строительства, когда заказчик передаст затраты каждому инвестору.

Указанные недостатки формального подхода диктуют необходимость поиска альтернативных методов учета затрат по строительству с привлечением специализированного заказчика как в рамках собственного строительства, так и в рамках долевого строительства, что сопряжено с риском для налогоплательщиков.

Подход, основанный на профессиональном суждении, менее категоричен, но при этом слабо подтвержден нормативной базой.

По мнению автора, следует так выстраивать хозяйственные ситуации в рамках капитального строительства, чтобы были соблюдены интересы всех участников строительства, формировалась достоверная бухгалтерская отчетность.

По мнению автора, если к договору на выполнение функций заказчика подходить как к агентскому договору, предусмотрев в нем необходимость ежемесячного представления агентом (заказчиком) застройщику отчета о выполнении его поручения с расчетом произведенных при этом затрат, а также первичных документов, подтверждающих понесенные затраты, сводного счета-фактуры, акта на собственные услуги и счета-фактуры на них, то учет затрат по строительству будет формироваться у застройщика. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

У заказчика:

Д-т 51, К-т 76 - получены средства от застройщика на строительство;

Д-т 76, К-т 60 - отражена стоимость работ подрядчика с учетом НДС;

Д-т 62, К-т 90-1 - начислено вознаграждение за выполненные работы;

Д-т 90-3, К-т 68 - отражен НДС с вознаграждения;

Д-т 90-2, К-т 20 - отражены фактические затраты заказчика на свое содержание;

Д-т 60, К-т 51 - закрыты расчеты с подрядчиками;

Д-т 51, К-т 62 - получено вознаграждение от застройщика.

У застройщика:

Д-т 76, К-т 51 - перечислены денежные средства заказчику на цели строительства;

Д-т 08, К-т 76 - учтены затраты по строительству, полученные от заказчика по окончании отчетного периода;

Д-т 19, К-т 76 - отражен НДС на основании сводного счета-фактуры;

Д-т 08, К-т 60 - включено в прочие капитальные затраты вознаграждение заказчику;

Д-т 19, К-т 60 - отражен НДС с вознаграждения;

Д-т 60, К-т 51 - перечислено вознаграждение заказчику;

Д-т 68, К-т 19 - предъявлена к вычету сумма НДС (в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ).

Вместе с тем нормативно такой подход к бухгалтерскому учету не подтвержден, что может вызвать разногласия с налоговыми органами по данному вопросу.

2.2 Учет затрат по договору строительного подряда

Подрядчик ведет учет затрат по договору строительного подряда, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, на счете 20 "Основное производство".

Если для выполнения отдельных работ подрядчик привлекает сторонние организации (субподрядчиков), то стоимость выполненных субподрядных работ учитывается на отдельном субсчете счета 20.

Общехозяйственные расходы, накапливаемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", могут списываться подрядчиком либо в дебет счета 20 на увеличение затрат по строительству, либо ежемесячно в качестве условно-постоянных расходов на счет 90 "Продажи". Такая возможность предоставлена организациям п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ПБУ 10/99), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов, Инструкция по применению Плана счетов). Применяемый в организации способ списания общехозяйственных расходов необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Списание накопленных затрат со счета 20 осуществляется по мере сдачи произведенных работ заказчику и подписания соответствующих актов.

Порядок сдачи работ определяется исключительно условиями договора подряда. При этом возможны различные варианты.

В соответствии с п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденного Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167 (ПБУ 2/94), подрядчик может использовать два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения дохода: по отдельным выполненным работам и по объекту строительства.

В первом случае применяется метод "Доход по стоимости работ по мере их готовности", во втором - "Доход по стоимости объекта строительства". При использовании второго метода подрядчик определяет финансовый результат только после того, как будут завершены все работы. При этом доход за отчетный период определяется как разница между стоимостью выполненных работ согласно договору и фактическими расходами на их выполнение.

Следует иметь в виду, что данный метод целесообразно применять лишь в том случае, если объемы выполненных работ и затраты, приходящиеся на них, могут быть в достаточной степени оценены. Затраты по производству данных работ учитываются у подрядчика нарастающим итогом как незавершенное производство, а промежуточная оплата этих работ - как авансы, полученные от заказчика, до полного завершения работ по договору на объекте строительства.

При таком варианте подрядчик учитывает затраты на счете 20 в течение всего срока договора. В момент подписания акта приемки выполненных работ заказчиком накопленные затраты списываются в дебет счета 90 "Продажи". Одновременно по кредиту счета 90 отражается договорная стоимость выполненных работ (с учетом объема работ, выполненных субподрядчиками).

Если в соответствии с условиями договора заказчик перечисляет подрядчику денежные средства на выполнение этих работ, они учитываются подрядчиком как авансы полученные (на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на отдельном субсчете).

При использовании метода "Доход по стоимости работ по мере их готовности" определяется финансовый результат отдельных выполненных работ, конструктивных элементов или этапов.

Договорная стоимость отдельных этапов работ, принятых и оплаченных заказчиком согласно договору, отражается по дебету счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", субсчет "Выручка". По кредиту счета 46 отражается договорная стоимость работ после того, как весь объект будет сдан заказчику (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками").

Раньше этот метод учета активно не использовался по причине того, что остатки по счету 46 включались в расчет облагаемой базы по налогу на имущество. Однако с 1 января 2004 г. остатки по счету 46 в целях исчисления налога на имущество не учитываются.

Для расчетов подрядчиков с заказчиком за выполненные работы применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее - Постановление Госкомстата России N 100). В частности, на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы составляется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), которая представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком - заказчику (застройщику).

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не входящие в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, изменение условий организации строительства и т.п.).

При этом необходимо учитывать, что Справка о стоимости выполненных работ и затрат заполняется на основании данных Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), который применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и другого назначения.

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (далее - Методические указания по учету материально-производственных запасов), под транспортно-заготовительными расходами понимаются затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов включаются:

- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;

- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

Учет транспортно-заготовительных расходов зависит от установленного в учетной политике способа учета материалов.

Согласно п. 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы организации принимаются к учету путем:

- отнесения на отдельный субсчет к счету "Заготовление и приобретение материальных ценностей" согласно расчетным документам поставщика;

- отнесения на отдельный субсчет к счету 10 "Материалы";

- непосредственного (прямого) включения в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.). В данном случае открытие отдельного субсчета не предусмотрено: фактическая себестоимость отдельных видов материалов формируется на том субсчете, на котором учитывается данный вид материалов (основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части и т.п.).

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.