РУБРИКИ

Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФО

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФО

Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФО

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

1.1 Статистика окружающей природной среды: сущность, задачи и взаимосвязь с другими отраслями статистики

1.2 Эволюционное развитие нормативно-правового регулирования нематериальных активов

1.3 Эволюция формирования инновационной теории

1.4 Организация бухгалтерского учета в виртуальной торговле

1.5 Развитие системы бухгалтерского учета лизинговых операций

1.6 Методические основы формирования учетной системы в туристических организациях

1.7 Формирование стоимости платных услуг на базе учетной информации в медицинских учреждениях

1.8 Учет расходов в бюджетных организациях

1.9 Методические подходы к анализу расчетов с бюджетом

1.10 Особенности проведения анализа деятельности сельскохозяйственных организаций

1.11 Методический подход к внутреннему налоговому аудиту деятельности санаторно-курортных организаций

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В РОССИИ

2.1 Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики России

2.2 Контроллинг и стратегический управленческий учет сравнительный анализ понятийных аппаратов и истории возникновения концепции

2.3 Внедрение и развитие системы управленческого учета на предприятии

2.4 Управленческий учет и анализ качества при производственовой продукции

2.5 К вопросу о структуре стоимостных показателей финансового и стратегического учета как основы для управления результативностью

ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ УЧЕТ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УЧЕТЕ СОГЛАСНО МСФО

3.1 Международный опыт и российская практика взаимодействия бухгалтерского налогового учета

3.2 Изменения в МСФО 8, 23, 34, 36, применяемые с 1.01.2009 г

3.3 Вопросы организации бухгалтерского учета в соответствии с МСФО

3.4 Содержание финансовой отчетности и методические основы ее составления в системе МСФО

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Основные направления реформы учета определены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (1997 г.).

В июле 2004 г. Минфином России была разработана Концепция бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, согласно которой целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) являлось создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности планировалось осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что реализация четвертого направления (усиления контроля качества бухгалтерской отчетности) предполагает, в частности, разработку стандартов аудиторской деятельности, соответствующих Международным стандартам аудита, и контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций.

В последнем разделе Концепции 2004 г. были выделены два основных этапа развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе:

- утверждение основного комплекса российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

- сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета.

В рамках реализации этих положений Минфином РФ к настоящему времени были подготовлены новые редакции положений по бухгалтерскому учету: ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»; ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Были внесены изменения в 13 ранее принятых ПБУ (5/01, 6/01, 15/01, 16/02 и др.).

Реформа российского учета - это процесс сложный и требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора информации.

По мнению отечественных ученых, совершенствование методологии и организации анализа в Российской Федерации напрямую сопряжено с развитием новых направлений экономического анализа, а именно: анализом эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия, стратегическим, маркетинговым, логистическим, институциональным и ABC-анализом.

Научная значимость данной работы - недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов по проблемам учета, анализа и аудита, раскрытым в монографии, требуют дальнейших исследований, что и предопределило выбор темы исследования, его предмет, цель и задачи.

Данное исследование раскрывает наиболее актуальные проблемы реформирования учета, анализа и аудита современной организации.

Первый раздел излагает методические основы и основные аспекты развития бухгалтерского учета в торговле, санаторно-курортных, медицинских, туристических организациях, а также нематериальных активов, лизинговых операций. Кроме того, освещены методические подходы к анализу расчетов с бюджетом, особенности анализа сельскохозяйственных организаций. Дана методика внутреннего налогового аудита и направления развития статистики окружающей природной среды.

Вторая глава посвящена организации и тенденциям развития концепции современного стратегического управленческого учета. Большое внимание уделено отражению управленческого учета и анализа в системе менеджмента качества. Приведена структура стоимостных показателей для управления и оценки результатов деятельности организаций и центров ответственности.

В третьей главе раскрыты вопросы организации учета и составления отчетности по требованиям МСФО. Кроме того, исследован международный опыт и российская практика взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. Показаны изменения с 01.01.2009 г. в МСФО 8, 23, 34, 36.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

1.1 Статистика окружающей природной среды: сущность, задачи и взаимосвязь с другими отраслями статистики

Растущее внимание к экологическим проблемам породило спрос на статистические данные, характеризующие состояние окружающей природной среды и воздействие на нее человеческого общества.

Статистика, являющаяся основой научного познания и практической деятельности, призвана сыграть важную роль в осознании обществом серьезности экологических проблем, необходимости учета их в экономическом прогнозировании и развитии [24].

Укрепление общегосударственного регулирования природно-ресурсной и природоохранной сфер будет во многом зависеть от восстановления роли статистики окружающей природной среды, правильности ее организации, адекватности стоящим проблемам и способности оперативно содействовать их решению. В этой связи требуется оценить практические возможности, открывшиеся после принятия в ноябре 2007 г. Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Актуальность рассматриваемого направления статистического исследования определяется целым рядом факторов, а именно необходимостью:

- получения объективных оценок, отражающих реальные масштабы негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду и жизнедеятельность человека;

- определения роли природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения и деградации, а также на сохранение и восполнение основных элементов природы;

- согласования стратегических целей и текущих задач развития производственной и природоохранной деятельности;

- проведения межрегиональных сопоставлений индикаторов окружающей среды и т.д. [16].

Вопросами оценки экологического состояния ОС занимаются ученые, специалисты самых разных направлений науки. Экологические службы контролируют состояние ОС (мониторинг), информируют общество о происходящих процессах в этой области. Однако реальная переориентация на путь устойчивого развития может произойти лишь тогда, когда на всех уровнях деятельность будет ориентирована не просто на достижение роста и экономической эффективности, но, в первую очередь, на экологическую безопасность.

Разработка системы статистического учета развития с учетом экологического фактора, соответствующей общепринятой концепции и принципам устойчивого развития, послужила бы базой для закона о статистике, соответствующего задачам сегодняшнего дня. Принятие такого закона необходимо не только для совершенствования статистической системы, но и, что важно в новых рыночных условиях, для обязательности предоставления всеми предприятиями данных об экологической безопасности продукции и условий ее производства государственным статистическим органам.

Охрана природной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов - условие устойчивого и экологически безопасного развития современного общества, повышения уровня и качества жизни настоящего и будущего поколений людей. С учетом объективных и субъективных факторов, присущих природопользованию в России в исторической перспективе, можно было бы определить направления экологической политики, в реализации которых статистика, по мнению ученых Б.Т. Рябушкина и А.Д. Думнова [45], востребована. Это:

– выбор приоритетных направлений природоохранной политики на каждом конкретном этапе развития и определение наиболее важных задач по их реализации;

– контроль за выполнением принимаемых решений, планов, заданий и программ, включая объяснение причин их невыполнения и учет имеющихся резервов;

– создание информационной основы для расчета (разработки) соответствующих экологических, экономических и финансовых нормативов, необходимых для рационализации природопользования, регулирования природоресурсных и экологических платежей, выработки стимулирующих рычагов (как поощрительного, так и наказующе-штрафного характера) с использованием рыночных механизмов, системы прямого государственного регулирования;

– проведение макроэкономических расчетов в целях определения места природопользования и природоохраны в экономике страны;

– многие другие аспекты взаимодействия экономических и социальных факторов с природной средой жизнедеятельности людей.

Создание принципиально новой в России статистики, характеризующей состояние окружающей природной среды, адекватной управленческим задачам от микро- до макроуровня, от уровня региона до общенационального уровня, отнюдь не означает отрицания научно-практических достижений статистиков в различные периоды исторического развития страны.

Достаточно известный в области исследований проблем использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды ученый А.Д. Думнов подробно изучил становление статистики окружающей природной среды, проделав трудоемкую работу, выделив этапы ее развития. На основе информации, представленной в его работе [17], дадим краткую характеристику каждого этапа.

Таблица 1

Этапы развития информационной базы по экологической ситуации

Этапы становления

статистики ОПС

Основная характеристика этапа.

Особенности периода

Становление статистического изучения природных ресурсов и природопользования с XVIII в.

Сбор статистического материала на государственном уровне по земельным ресурсам. Начало развития комплексных аналитико-статистических исследований с описательно-географическими сведениями, характеризующими состояние и развитие горной промышленности, элементами оценки запасов полезных ископаемых, лесные богатства, лесоводство и пользование лесными ресурсами, рыболовство и охоту, землепользование, растениеводство и животноводство и другие аналогичные сведения

Статистика природных ресурсов и природопользования в 20-60-х гг. XX в.

Развитие теории и практики сбора статистической информации о природных ресурсах: формирование устойчивой и информационно насыщенной статистики запасов полезных ископаемых и их добычи, а также статистики геологоразведочной деятельности. Эта организация постепенно сконцентрировала сбор и разработку статистических данных о движении запасов минерального сырья. Начали выпускаться подробные отчетные балансы запасов полезных ископаемых

Формирование статистики охраны ОПС в современном понимании; упорядочение и системная организация статистики охраны ОПС в 70-х-80-х гг. XX в.

Развитие статистики состояния, загрязнения (деградации) и охраны окружающей природной среды как логического развития статистики природных ресурсов и природопользования, модернизация информационных потоков в традиционных природно-ресурсных сферах, сколько создание новой подотрасли статистики.

Основные элементы статистики охраны ОПС в 70-х-80-х гг. XX в. были сформированы и в целом обеспечили налаживание необходимых информационных потоков

Статистика охраны окружающей приро-дной среды на рубеже 80-х-90-х гг.

Возрастание интереса к статистической информации о рациональности использования природных ресурсов, а также о состоянии, загрязнении (деградации) и охране окружающей природной среды в обществе.

Начало публикаций в открытой печати ежегодных Государственных докладов о состоянии природной среды и природоохранной деятельности в стране

Статистика окружающей природной среды на современном этапе

Значительная стагнация статистики ОПС (то есть статистического изучения природных ресурсов, природопользования, состояния, загрязнения (деградации) и охраны окружающей природной среды) по сравнению с предшествующими периодами, отсутствием крупных новаций, а также нарастанием системных проблем.

Получают развитие исследования, позволяющие оценить природопользование и охрану окружающей природной среды с позиций макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и сателлитной системы природно-ресурсного и экономического учета

Статистика окружающей среды изучает процессы взаимодействия человека с окружающей природной средой и проблемы, связанные с сохранением, восстановлением и улучшением качества окружающей среды. Прежде чем дать определение статистики окружающей природной среды, рассмотрим, что должно являться ее предметом.

Представленная информация в таблице свидетельствует о том, что статистика окружающей природной среды в теоретическом и практическом плане как у нас в стране, так и за рубежом, существует с начала 70-х гг. прошлого века. В настоящее время возникла необходимость проанализировать предмет ее изучения, поскольку в процессе изначальной ее организации определенный круг проблем по объективным и субъективным причинам не получил однозначного решения [15].

Структурирование предмета статистики ОПС еще до разработки системы показателей требует формирования четкого терминологического аппарата или уточнения основных понятий и определений таких как «окружающая среда», «окружающая природная среда», «природные ресурсы», «природопользование», «охрана природы», «природно-ресурсный комплекс», «экология» и т.п.

В особой степени данное требование касается сравнительно молодых отраслей статистического исследования, в частности статистики окружающей природной среды.

Следует отметить, что неопределенность и нечеткость в использовании терминологии не дает возможность четко ограничить предмет статистического исследования и объекты статистического наблюдения. Это делает практически невозможным разработку логически стройной и компактной системы показателей.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ к охране окружающей среды относится «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Одновременно под окружающей средой в том же законе понимается «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов».

В законе «Об охране окружающей среды» и говорится об управлении в области охраны окружающей среды, но отсутствует указание на объект, которым необходимо управлять, чтобы получить желаемый результат [9].

Мы полностью разделяем мнение А.Д. Думнова, что используемый в Российском законодательстве и наиболее часто употребляемый в настоящее время термин «окружающая среда» неудачен, поскольку включает и природную среду, и искусственную (техногенную) среду, т.е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т.п.).

Проделав глубокий лексический и терминологический анализ основных понятий и определений, используемых в статистике окружающей природной среды, А.Д. Думнов приходит к выводу о нецелесообразности использования в статистической теории и практике термина «окружающая среда», а предлагает понятие «окружающая природная среда», которое еще использовалось в законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», действовавшем в 1992-2002 гг., и дает следующее ее определение.

«Окружающая (человека) природная среда (ОПС) - совокупность естественных абиотических (неорганических) и биотических (органических) ресурсов и факторов природы, на которые человек оказывает (может оказывать в перспективе) прямое или косвенное влияние в процессе хозяйственного использования (потребления) и которые оказывают обратное воздействие как на самого человека, так и на его социально-экономическую деятельность». Эта категория «окружающая природная среда», таким образом, в целом соответствует категориям «природа» и «совокупность природных ресурсов». Все эти понятия структурируются и, следовательно, реально применимы в статистическом учете.

Существуют и другие определения: Окружающая природная среда - это совокупность природных компонентов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека. Компонентами окружающей среды являются атмосферный воздух, вода, почвы, недра, животный и растительный мир.

Компоненты окружающей природной среды, которые могут быть вовлечены в процесс общественного производства, относятся к природным ресурсам. В настоящее время к природным ресурсам практически можно отнести все компоненты окружающей природной среды.

К задачам статистики окружающей природной среды относятся:

- разработка системы показателей, характеризующих наличие, состояние и использование природных ресурсов;

- анализ воздействия человека на окружающую среду; характеристика природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

- определение величины затрат экологического назначения и их эффективности;

- анализ воздействия измененной деятельностью человека природной среды на самого человека и условия его жизни;

- факторный анализ динамики процессов, происходящих в природной среде.

Важнейшей задачей статистики является разработка системы показателей, характеризующих состояние, изменение окружающей среды и мероприятия по охране и восстановлению природных ресурсов, их эффективность; анализ выполнения программ по охране окружающей среды.

Указанный перечень задач значительно расширен в работе [15]. Статистика окружающей природной среды обязана обеспечить в первую очередь:

1) статистическую оценку количества, качественного состояния и использования важнейших элементов окружающей природной среды;

2) статистическое исследование факторов, приводящих в процессе хозяйственной деятельности к негативным изменениям в ОПС;

3) анализ результатов негативных антропогенных изменений природы для нее самой, а также экономики, социальной сферы и жизнедеятельности человека и др.;

4) создание статистической базы, обеспечивающей выбор приоритетных направлений государственной политики, информационное обоснование принимаемых решений и контрольных заданий;

5) систематический контроль за реализацией принятых решений и заданий; вскрытие причин их невыполнения или неэффективной реализации, выявление резервов по оперативному устранению недостатков;

6) формирование информационного массива для расчета соответствующих природно-ресурсных, природоохранных, экономических и финансовых нормативов и лимитов, необходимых для регулирования природопользования, взимания природно-ресурсных и природоохранных налогов и платежей;

7) выявление макрозависимостей между природопользованием, включая охрану ОПС, с одной стороны, и народнохозяйственным комплексом в целом - с другой, с использованием Системы национальных счетов;

8) решение частных аналитических задач при проведении междисциплинарных статистических исследований с позиций охраны ОПС;

9) организацию международных сопоставлений наличия и состояния природных ресурсов, динамики природопользования, качества ОПС и результатов ее охраны, величины природоохранных затрат и т.п.

Объектами статистического наблюдения окружающей природной среды являются естественные экологические системы, атмосферный воздух, воды, почвы, недра, растительный и животный мир. Все они учитываются в натуральном выражении и сами по себе в макроэкономическом кругообороте не фигурируют.

Тем не менее, статистика окружающей среды является информационной базой для создания кадастров природных ресурсов (земельного кадастра, водного кадастра, лесного кадастра), которые используются на всех уровнях хозяйствования. Без них невозможно и проведение государством долгосрочной экономической политики. Кроме того, статистика окружающей среды необходима для осуществления эколого-экономического регулирования, которое, в свою очередь, также является объектом статистического наблюдения. Точнее, такими объектами являются экологические затраты и платежи.

Далее проанализируем взаимосвязи статистики окружающей природной среды с другими отраслями социально-экономической статистики.

Конкретный круг вопросов, относящихся к компетенции статистики окружающей природной среды и близким ей сферам статистических исследований, целесообразно рассмотреть на основе нижеприведенного рисунка 1, составленного авторами [15].

Статистика окружающей природной среды (Блок I), взятая в самом общем виде, включает статистику природных ресурсов (Блок IV) и статистику состояния, загрязнения (деградации) и охраны окружающей природной среды (для краткости - статистику охраны ОПС, Блок V).

К Блоку I (то есть совокупности Блоков IV и V) прилегают другие направления исследования, которые дополняют и модифицируют сферу интересов рассматриваемой статистики, не меняя существа предмета изучения.

Охрана окружающей природной среды не может осуществляться вне рамок государственного управления и регулирования, в частности вне налоговой системы, а также без перераспределения денежных средств в рамках бюджетов всех уровней управления. Эти взаимосвязи и денежные потоки отслеживают с использованием Блока XII.

Очень важной особенностью блоков VIII-XII является сквозное присутствие в них элементов статистики производства товаров и услуг природоохранного назначения (для краткости - статистика экопроизводства или экопредпринимательства, Блок XV). Статистическое отражение указанной отрасли хозяйствования (собирательного вида деятельности) является основой рассмотрения природоохранных мероприятий в рамках национального счетоводства. Показатели Блока IV направлены на статистическое изучение наличия и динамики запасов (ресурсов) отдельных видов природных богатств, включая их невозобновляемую часть (главным образом, полезные ископаемые) и возобновляемые компоненты (земельные, лесные и водные ресурсы, богатства животного мира и атмосферный воздух, ряд иных активов). Здесь же должна рассматриваться структура соответствующих природных ресурсов, их качественный состав, использование, восполнение и т.п.

Блок V связан прежде всего со статистическим изучением охраны и частично рационального использования ОПС - центрального звена рассматриваемой отрасли статистики. Сюда относятся подсистемы конкретных показателей, характеризующие:

Можно заметить, что Блоки IV и V, по существу, очень близки друг к другу и, следовательно, могут рассматриваться совместно. Внутреннее содержание приведенных блоков отражает основу предмета статистики ОПС (Блок I).

Рис. 1. Место и взаимосвязи статистики окружающей природной среды в общей системе социально-экономической статистики

Статистику окружающей природной среды следует рассматривать как самостоятельную подотрасль статистики, имеющую совместные сферы изучения и пересекающиеся интересы с экономической и социальной статистикой. На рисунке 2 представлены области пресечения интересов и показателей основных отраслей статистики со статистикой окружающей природной среды.

Рис. 2. Взаимодействие показателей статистики ОПС с другими отраслями

Сектор А. Отражает воздействие хозяйственной деятельности на окружающую природную среду в таких показателях, как забор воды, сброс сточных вод, площади нарушенных земель. Здесь весьма актуальным представляется изучение взаимосвязи между индикаторами статистики окружающей природной среды и показателями, характеризующими деятельность промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, других производственных отраслей.

Сектор В. Близкое значение в данном случае имеет статистическое отражение удовлетворенности населения качеством природной среды в местах проживания и отдыха, выявленной путем самооценки физических лиц в результате разовых социологических опросов, регулярного мониторинга мнения рядовых граждан и/или специалистов-экспертов.

Сектор С. Характеризуется данными, отражающими качество и уровень жизни населения: заболеваемости и смертности по причинам санитарного состояния селитебных зон (территорий жилых массивов и т.п.), условий труда и отдыха, отдельными индикаторами городского благоустройства, а также жилищных условий и некоторыми другими показателями социальной сферы.

Таким образом, рассматриваемая подотрасль статистики должна получить свой собственный предмет изучения, свою информационную структуру и свое особое организационное построение. Исходной базой должны были служить, в первую очередь, наработки в традиционной статистике природных ресурсов и природопользования.

Достоверность любой статистики, в том числе статистики ОПС, зависит от множества факторов. Сюда, в первую очередь, относится уровень организации статистических наблюдений, разработанность и устойчивость методологии, техническая (инструментальная) обеспеченность первичного учета и его дисциплина, степень квалификации учетно-статистических кадров, взаимодействие различных органов в ходе сбора и обобщения данных, система контрольно-проверочной деятельности и ее эффективность и т.д. Естественно, что в основе всего этого должны находиться осознание важности проблемы и востребованность достоверной информации на всех уровнях управления [18].

В целях повышения качества статистической информации об экологическом состоянии Российской Федерации и обеспеченности ее основными природными ресурсами необходимо совместно с федеральными органами исполнительной власти продолжать работу по совершенствованию статистического наблюдения за использованием и воспроизводством природных ресурсов и охраной окружающей среды по следующим основным направлениям:

- актуализация системы статистических показателей и методологии их построения для выполнения международных информационных обязательств по вопросам экологии;

- совершенствование статистического наблюдения за расходами, связанными с охраной окружающей среды, на основе использования методологических подходов к учету природоохранных затрат, разработанных Статистическим управлением Европейских сообществ совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития.

Проведение указанных работ потребует изучения методологических разработок международных организаций и проведения пилотных обследований по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.

1.2 Эволюционное развитие нормативно-правового регулирования нематериальных активов

При современном уровне развития рынка предприятия не могут получить существенных преимуществ только за счет материальных и финансовых ресурсов. Решение данной проблемы в настоящее время во многом зависит от эффективности использования уникальных по своей природе ресурсов нематериального, неосязаемого характера.

Реально оценивать финансовое состояние предприятия без достоверных сведений о том, какой интеллектуальной собственностью оно располагает, невозможно. Поэтому анализ порядка бухгалтерского учета нематериальных активов в настоящее время приобретает особую актуальность.

Нематериальные активы играют важную роль в процессе создания богатства. Прибыльность предприятий чаще увеличивается благодаря интеллектуальным способностям руководителей. Стоимость материальных благ часто определяется инновациями, воплощенными в продукты, внедренными на предприятии ноу-хау, привлекательностью торговой марки, деловой репутацией фирмы - это и есть нематериальные активы предприятия.

В последнее время знания, компетенции и другие нематериальные активы стали ключевыми факторами конкурентных преимуществ фирм в экономике наиболее развитых стран. Возрастание роли знаний и быстрая экспансия рынков товаров и факторов производства способствовали превращению нематериальных активов в основу конкурентной дифференциации фирм во многих отраслях. Вызовы, с которыми сталкивается менеджмент в своих усилиях по повышению ценности бизнеса, становятся по сути все менее административными и все более предпринимательскими.

Ключевые факторы создания богатства в начале XXI в. кроются в создании новых предприятий, обновлении фирм-старожилов, эксплуатации технологических ноу-хау, интеллектуальной собственности и брэндов, а также в успешном развитии и коммерциализации новых товаров и услуг. Эти обстоятельства имеют значительные последствия для управления фирмами. Менеджеры должны осознать, что в условиях открытых нерегулируемых рынков те сферы, в которых можно получить экономические выгоды, все более и более становятся узко определенными [19].

В настоящее время формирование полной информации о финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций невозможно без информации о таком виде внеоборотных активов, как нематериальные.

Для перспективного функционирования предприятия необходимо создание и внедрение инновационных проектов, разработка и внедрение новых, более усовершенствованных программ на предприятиях, т.е. необходимо разрабатывать и внедрять инновационную деятельность на предприятиях нашей страны. Но, по нашему мнению, этого достигнуть невозможно, не изучив эволюционное развитие законодательной базы нематериальных активов.

Категория «нематериальные активы» - это относительно новая учетно-экономическая категория, вошедшая в отечественный бухгалтерский учет в конце 80-х гг. ХХ в. Процесс эволюции нематериальных активов прошел несколько ключевых этапов.

Основной целью первого этапа (май 1988 - май 1992 гг.) было внедрение в отечественную учетную практику понятия «НМА». В Письме Минфина и Госкомстата СССР был определен перечень объектов, относимых к НМА. Также, понятие «НМА» упоминалось в Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях СССР, в Письме Минфина СССР об особенностях исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) на совместных предприятиях, создаваемых на территории СССР и в Письме Минфина СССР о порядке составления годовых бухгалтерских отчетов предприятиями с иностранными инвестициями [59]. Для отражения в учете данного вида активов был определен специальный счет.

Второй этап (июнь 1992 - декабрь 2000 гг.) характерен определением признаков, необходимых для того, чтобы отнести объект в состав НМА. На данном этапе в Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия были выделены признаки, относящие объект к составу НМА.

Особенностью третьего этапа (с января 2001 по январь 2002 гг.) является введение в действие ПБУ 14/2000 «Положение по ведению бухгалтерского учета нематериальных активов». В данном положении было использовано новое, более четкое определение НМА. Данный этап предусматривает выделение признаков, выполнение которых позволяет отнести объект к категории «НМА».

Основной целью четвертого этапа (с января 2002 по декабрь 2007 гг.) было введение понятия НМА в систему налогового учета, который получил нормативное закрепление в 2002 г. со вступлением в силу гл. 25 НК РФ. Установленный его нормами порядок признания объектов в качестве НМА оперирует теми же принципами и подходами, которые используются для целей бухгалтерского учета. Однако, несмотря на аналогию подходов, в их трактовке и составе для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли имеются существенные различия, которые наилучшим образом видны при проведении сопоставительного анализа гл. 25 НК РФ и ПБУ 14/2000. Его результаты позволяют отметить следующее. Перечень объектов, относимых к НМА нормами гл. 25 НК РФ, так же, как и бухгалтерский, является открытым (на это указывает, содержащийся в нем оборот «в частности»), однако имеет некоторые отличия. Так, для целей налогового учета к НМА не относятся организационные расходы и деловая репутация организации, в отличие от ПБУ 14/2000. Не включены в состав НМА и исключительные права на произведения науки, литературы и искусства, которые полностью отвечают критериям, установленным ст. 257 НК РФ, должны включаться и в налоговый состав НМА. В то же время для целей налогового учета к НМА относится исключительное право на фирменное наименование, владение секретами производства (ноу-хау), процессом, информацией.

Основной целью пятого этапа (декабрь 2007 г. - настоящее время) было введение в действие ПБУ 14/2007, где произошли небольшие, но важные изменения по сравнению со старым ПБУ 14/2000.

ПБУ 14/2007 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). Корректировке подвергся перечень условий, необходимых для принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива. К числу условий для принятия объекта к учету в составе нематериальных активов добавилось еще одно условие - возможность достоверно определить его первоначальную стоимость. К числу нематериальных активов впервые отнесены секреты производства (ноу-хау) и не отнесены организационные расходы.

В связи с совершенствованием информационной системы переходом на международные стандарты в качестве инвентарного объекта в настоящее время может признаваться мультимедийный продукт, единая технология.

Как известно, срок полезного использования актива определяется при принятии его на учет. Согласно ПБУ 14/2007, в дальнейшем его ежегодно надлежит проверять на предмет реалистичности. То есть сможет ли организация, как рассчитывала, в течение ранее определенного срока использовать актив. Если ожидаемый срок существенно изменился, следовательно, его необходимо пересмотреть.

Отметим, что оценке нематериальных активов в ПБУ 14/2007 посвящены два раздела: о первоначальной оценке и последующей. В разделе о последующей оценке говорится о возможности изменения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива в случаях переоценки и его обесценения. Организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости. Причем оговаривается, что при принятии решения о переоценке организации придется в последующем переоценивать данные активы регулярно, чтобы их стоимость существенно не отличалась от текущей рыночной цены. Изменения затронули также порядок амортизации нематериальных активов.

Как и нынешняя редакция ПБУ, новая позволяет амортизировать нематериальные активы одним из трех способов: линейным, способом уменьшаемого остатка и путем списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Но ограничение состоит в том, что второй и третий способы можно использовать только тогда, когда можно надежно рассчитать «ожидаемое потребление будущих экономических выгод (дохода) от использования актива». В противном случае надлежит использовать линейный метод. Кроме того, выбранный способ амортизации нужно ежегодно проверять на предмет его допустимости.

Исследования генезиса и эволюции нормативно-правового регулирования нематериальных активов привели к поэтапному возникновению нормативной базы учета нематериальных активов. Исследовав все этапы возникновения нормативного регулирования нематериальных активов, пришли к выводу о том, что изменение последнего, а именно возникновение ПБУ 14/2007 приведет к изменению и ряда других нормативных актов, так, например, проект Федерального Закона «О бухгалтерском учете».

В законопроекте переработаны и уточнены нормы ФЗ:

1) определение пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) порядок изменения учетной политики экономического субъекта;

3) формы первичной учетной документации;

4) порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

5) состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

6) уточнена терминология, используемая в законодательстве РФ о бухгалтерском учете.

В законопроект не включен ряд норм ФЗ по вопросам, которые должны относиться к исключительной компетенции экономических субъек-тов и не подлежат законодательному регулированию:

1) организационные формы ведения бухгалтерского учета;

2) компетенция руководителя экономического субъекта при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера;

3) подчиненность последнего.

Вместе с тем, в законопроект включен ряд норм, отсутствующих в ФЗ, но необходимых для обеспечения гарантий пользователям информации, формируемой в бухгалтерском учете, в отношении получения надежной и полезной финансовой информации.

Принятие законопроекта позволит повысить качество и эффективность регулирования сферы бухгалтерского учета, освободит государство от выполнения ряда излишних функций, будет способствовать развитию саморегулирования в РФ, укреплению бухгалтерской и аудиторской профессии.

Законопроект имеет принципиальное значение для повышения качества информации о финансовом состоянии экономических субъектов.

Принятие его будет способствовать:

- улучшению инвестиционного климата в стране;

- дальнейшему развитию рынка капитала;

- повышению прозрачности деятельности экономических субъектов;

- улучшению практики корпоративного поведения (управления);

- снижению необоснованных издержек экономических субъектов на ведение разных видов учета и отчетности [58].

Все вышесказанное также относится к нематериальным активам.

1.3 Эволюция формирования инновационной теории

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении новации и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

Рассмотрение НТП в промышленности с учетом выделения его основных направлений - продуктовых и технологических инноваций открывает возможности для решения широкого спектра экономических задач. Решение этих задач ориентировано на выявление рациональных пропорций в обновлении продукции и технологии, установление взаимосвязей двух направлений НТП, эффективное распределение затрат на повышение технического уровня производства по стадиям жизненного цикла выпускаемой продукции.

Исследование взаимосвязи и взаимодействия «новая продукция - новая технология» открывает широкие возможности для выявления важных закономерностей развития инноваций, источников их возникновения, факторов, их определяющих и соответствующих социально-экономическим результатам.

Появление инноватики берет отсчет с того времени, когда научные знания стали более или менее активно использоваться в практической деятельности.

Еще в XVIII в. французский просветитель Жан Кондорсэ обратил внимание на взаимосвязь науки и промышленности. Он отмечал, что прогресс наук обеспечивает прогресс промышленности, который сам ускоряет научные успехи, и это взаимное влияние, действие которого возобновляется, должно быть причислено к наиболее деятельным, наиболее могущественным причинам совершенствования человеческого рода». Он также указывал на всеобщность научных знаний, отмечая, что «для каждого поколения неизбежно возрастает та сумма знаний, которую можно приобрести за один и тот же промежуток времени, с одной и той же умственной силой [66].

Одним из первых толчок началу серьезных исследований инноваций и их роли в экономическом развитии дал Н. Кондратьев. Он непосредственно не занимался инновационными вопросами, но рассмотрение им больших циклов конъюнктуры (длинных волн) инициировало исследования о причинах этих циклов и их продолжительности, в качестве наиболее важной из них были признаны инновации. Но в чем причина цикличности экономического развития? Кажется, нет ни одного выдающегося современного экономиста или экономиста прошлого времени, который бы ни обращался к проблеме циклов: К. Жугляр, К. Маркс, М. Туган-Баранов-ский, Дж.М. Кейнс, П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Э. Хансен, Г. Менш, А. Кляйнкхнет, П. Ромеро, Р. Солоу - список составил бы не один десяток имен. Каждый из ученых искал ответ на вопрос о причинах колебаний экономической активности.

Может быть, все дело в регулярно появляющихся пятнах на солнце, которые влияют на урожай сельскохозяйственных культур, что, в свою очередь, может вызвать отклонения от равновесия спроса и предложения на промышленные товары? Возможно, причина этих экономических колебаний кроется в политических решениях, приводящих государства в состояние войны? Может быть, дело в миграции населения, в великих географических открытиях, которые способствовали этой миграции? Или же макроэкономические колебания являются следствием великих научных открытий? Так рассуждали сторонники поисков причин циклических колебаний экономики вне ее самой, отводя главную роль экзогенным факторам [61].

Другие экономисты в поисках причин макроэкономической нестабильности обратили свой взор внутрь экономических процессов. Они считали, что причины колебаний надо искать внутри самой экономики, исследуя эндогенные факторы. Среди них особое место отводилось определенным периодам обновления основных производственных фондов, закономерностям, определяющим функционирование кредитно-денежной системы, колебаниям предложения труда и заработной платы, непредсказуемому поведению фондовых рынков и инвестиционным процессам.

Нет единства среди экономистов и по вопросу о продолжительности экономического цикла. Американские экономисты Уэсли Митчелл (1874-1948 гг.) и Джозеф Китчин (1861-1932 гг.) полагали, что продолжительность цикла около трех-четырех лет и объясняется колебаниями в объеме товарно-материальных запасов. Краткосрочные экономические циклы принято называть циклами Китчина.

Но чаще ученые рассматривали период экономического цикла, равный 8-10 годам. Одним из первых подробно такой цикл и причины его появления описал французский экономист Клемент Жугляр (1819-1908 гг.). Поэтому среднесрочные циклы продолжительностью около 8-10 лет принято называть циклами Жугляра.

Не менее известна теория экономических циклов, или «длинных волн», продолжительностью в 48-55 лет. Автором этой теории был русский экономист Николай Кондратьев (1892-1938 гг.), именем которого и называются в экономической литературе долгосрочные циклы, т.е. циклы Кондратьева. Инновационная «длинная волна» состоит как бы из двух «гребней» («волны» изобретений и «волны» инноваций), которые по мере ее распространения сближаются (лаг между изобретениями и инновациями уменьшается с развитием «волны»). Однако рассмотрение между последовательными «волнами» (как изобретений, так и инноваций) отличается стабильностью и составляет около 55 лет (между центрами инноваций и изобретений). Это связано с Кондратьевским длинным циклом в экономическом развитии, в ходе которого изменяется динамика многих экономических показателей от фазы восхода к фазе спада. Как считают большинство исследователей, исходя из современных тенденций развития науки, техники, технологии и социально-экономических объектов длинные циклы сокращаются до 35-40 лет [71].

Теории «длинных волн» акцентируют внимание на изучении долгосрочных колебаний, дополняющих технологические. По направленности действия различают инновации, нацеленные на расширение, рационализацию или замещение. Дальнейшей структуризации подвергается понятие кластера инновации, используемое в современных теориях «длинных волн». Кластер - это совокупность базисных инноваций (целостная система новых продуктов и технологий), сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве. Идеи и гипотезы Н. Кондратьева о кластерах были развиты Й. Шумпетером в «Теории экономического развития» [7] и положены в основу концепции неравномерности инновационной активности в 1930 гг., а затем дальнейшее развитие концепция получила в конце 1970-х - начале 1980-х гг.

Концепция неравномерности инновационной активности занимает важное место в современных исследованиях НТП в высокоразвитых странах мира. Неравномерность инновационной активности объясняется особенностями функционирования рыночной экономики.

Ориентируясь на чистую прибыль, предприниматели руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. К внедрению радикальных инноваций они приступают только вследствие резкого падения эффективности инвестиций в традиционных направлениях, когда уже накоплены значительные избыточные мощности, и избежать попадания экономики в фазу глубокой затяжной депрессии не удается. В фазе депрессии внедрение базисных инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования, и, в конце концов, инновации преодолевают депрессию. Депрессия играет роль генератора условия для появления инноваций, составляющих технологический базис новой длиной волны. Один из наиболее авторитетных специалистов в области теории экономического развития, предпринимательства и предпринимательской прибыли Й. Шумпетер выделяет следующие случаи экономического развития (по его терминологии - «осуществления новых комбинаций» факторов производства):

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.