РУБРИКИ

Старение и одиночество

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Старение и одиночество

p align="left">Первые две недели пребывания в Центре -- наиболее сложные для вновь поступивших. Нередко наблюдались обострения психотических расстройств, усиливалась депрессия с выраженным тревожным компонентом. Больные предъявляли многочисленные жалобы соматического характера, иногда возникали реакции протеста.

В определенной мере это связано с отсутствием или наличием негативной информации об учреждениях социальной защиты.

Следует признать, что социальные работники нередко оказываются неподготовленными к общению с лицами пожилого и старческого возраста, т. к. им не хватает знаний из области гериатрии и геронтопсихиатрии. Объективная информация, полученная при первом знакомстве социальным работником, "психологическая подготовка" пожилого человека к пребыванию в стационарном учреждений социальной защиты является, на наш взгляд, важным звеном в профилактике обострения как соматического, так и психического заболевания.

1.3 Психологические проблемы старого человека

Психология, занимаясь поведением людей в различных фазах их развития, ставит также ряд вопросов по отношению к старым людям. Таких вопросов может быть очень много. К ним, среди прочих, относятся следующие: от каких факторов зависит старение, что означает плохая или хорошая адаптация к старости?

На вопрос, существует ли какой-нибудь типичный способ поведения старых людей, мы должны ответить отрицательно. То, как человек переживает свои преклонные годы, зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Поведение человека в пожилом возрасте зависит не только от биологических или физиологических факторов, хотя и не следует их игнорировать, но и от личности, личных переживаний и жизненного опыта.

К очень важным факторам относится также влияние окружения, то есть то, чего ожидает от старого человека общество. Общественная роль, способ бытия и поведения определяются обществом, в котором человек живёт. Если от старого человека ожидают пассивности, может возникнуть разлад между тем, что старый человек может и хотел бы делать, и тем, что ожидают от него другие.

Общество создаёт стереотип старого человека, опирающийся в основном на крайние группы, черты которых затем приписывает всем старым людям. Тем временем, как оказывается, старость не является прежде всего биологическим процессом или снижением возможностей, а является главным образом общественной судьбой. Так что не подлежит сомнению, что стереотип, который сформировался в результате того, чего общество ожидает от старых людей, в значительной степени определяет их поведение. Ибо никто не хочет в глазах других выглядеть смешным.

Глава 2. СТРАТЕГИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРЕНИЮ

2.1 Типология стратегий отношения к старению

"Параллельно" с обширным материалом, накопленным геронтологической наукой и близкими к ней отраслями знания, в общественном сознании существует масса как позитивных, так и негативных стереотипов, связанных со старением и старостью и далеко не всегда имеющих под собой реальную основу. Эти стереотипы, обусловленные незнанием многообразия механизмов и стратегий адаптации в поздние периоды жизни человека, мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями и могут приводить к негативным последствиям, как для пожилых людей, так и для молодого поколения, т.е. для общества в целом (табл. 1).

Стереотипы отношения к старости, определяющие во многом стратегии адаптации к возрасту, обусловливаются многими факторами, в том числе культурно-историческими особенностями развития общества. Такой выбор в значительной степени определяется, например, национальной традицией отношения к старости. В расширенных семьях на Востоке существуют такие отношения, которые требуют от пожилых людей участия, интеграции, готовности к общению и дают ощущение надежности, обеспечивают эмоциональное тепло и защищенность, В странах Запада старость часто воспринимается негативно, и общество, отторгая пожилых людей от участия в производительной жизни, лишает их многих социальных прав, а также социального интереса к ним и участия.

Большое значение влияния социального стереотипа старости на выбор стратегии адаптации к возрастному фактору в старости отмечают В.И. Слободчиков и Е. И. Исаев. Они пишут, что в современном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. Такие стереотипы отрицательно влияют на самочувствие пожилых людей.

Ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей - психологическая основа общественной и профессиональной пассивности пенсионеров. Быстрые инволюционные процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный период, - результат их неспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Данное влияние приводит к негативным изменениям в еще совсем недавно активных и здоровых людях.

Такие стереотипы приходят в противоречие с объективным медицинским и психологическим статусом пожилых людей. Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторое из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии.

Проблема взаимосвязи социального стереотипа старости и личного выбора стратегии старения представлена в работе Л.И. Анцыферовой. Она выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью. Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Таблица 1. Позитивные и негативные стереотипы старости

Негативные стереотипы

Позитивные стереотипы

1. Большинство старых людей бедны.

2. Большинство стариков не могут свести концы с концами из-за инфляции.

3. у большинства старых людей есть жилищные проблемы.

4. Старые люди, как правило, слабые и больные.

5. Старики не являются политической силой и нуждаются в защите.

6. Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых рабочих выше, чем у остальных.

7. Старые люди медленней соображают и у них хуже память; ниже способность к обучению.

8. Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закоснели в своих привычках и не способны их менять.

9. Большинство старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества. Большинство стариков содержаться в домах престарелых.

1. Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. Работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями.

2. Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много.

3. Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы.

4. Большинство старых людей отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью. Они интересные люди.

5. Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы к детям.

6. Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация - типичный пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификации.

Интересную типологию стратегий адаптации к старению предлагает М. Ермолаева. Обобщив достаточно неоднородную информацию о различных аспектах старения, содержащуюся в работах Г.С. Абрамовой, Р.М Грановской, Н.Ф. Шахматова, Э. Эриксона, а также данные собственных исследований, автор выдвигает предположение, что ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека, поддержание и развитие его социальных связей, либо на обособление, индивидуализацию и "выживание" его как индивида на фоне постепенного угасания физических, физиологических и психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность. В литературе наиболее полно описан второй вариант старения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада. Эта стратегия адаптации предполагает постепенную перестройку основных жизненно важных процессов и в целом структуры регуляции функций в целях обеспечения сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжительности жизни. Данная стратегия создает возможность превращений "открытой" системы индивида в систему "замкнутую".

Относительная замкнутость в психологическом плане контура регуляции в старости проявляется в общем, снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроле "заострении" некоторых личностных черт, а также в нивелировании индивидуальных качеств личности. Во многом эти личностные изменения обусловлены замкнутостью интересов старого человека на самом себе. Как отмечают многие авторы, неспособность пожилого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии оборачивается равнодушием к окружающим.

Очевидно, что в случае стратегии адаптации к старости по принципу "замкнутого контура" этот возраст нельзя считать возрастом развития. Возможна, однако, альтернативная стратегия адаптации, когда пожилой человек стремится сохранить себя как личность, что связано с поддержанием и развитием его связей с обществом. В этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать концептуализацию систематизацию и передачу опыта. Другими словами, позитивная революция в старости возможна в том случае, если пожилой человек найдет возможность реализовать накопленный опыт в значимом для других дел и вложит в это частицу своей индивидуальности, своей души. Тиражирование своего опыта, плодов своей жизненной мудрости делает пожилого человека значимым для общества, хотя бы с его собственной точки зрения, и тем самым обеспечивает сохранность и его связей обществом и самого чувства социальной причастности. Спектр таких социально значимых видов деятельности может быть самым широким: продолжение профессиональной деятельности, писание мемуаров, воспитание внуков и учеников, преподавание и многие другие дела, к которым всегда тянулась душа. Здесь главный момент - творчество, которое позволяет не только повысить качество жизни, но и увеличить ее продолжительность. Именно этот вид ведущей деятельности обеспечивает в старости внутреннюю интегрированность, необходимые социальные связи, отвлекает от навязчивых мыслей о здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, позволяет поддерживать преимущественно хорошие и теплые отношения с окружающими.

Обзор изменения личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. В типологии Ф. Гизе, построенной на основе отношения человека к собственному старению, выделяются три типа стариков и старости: первый - старик - негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; второй -- старик-экстраверт, признающий наступление старости через внешние влияния и наблюдение за изменениями (выросла молодежь, имеют место расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.д.); третий - интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т.п.

И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости. Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, путешествиями и т.п. То есть для этого типа старения также характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя. Третий тип (это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Четвертый тип - это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, "моральное удовлетворение". Вместе с тем обнаруживается склонность (чаше у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с выделенными благополучными типами старости И. С. Кон описывает и отрицательные типы развития: это агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными.

Многие интересные находки и идеи описаны в работе американских. исследователей "Старение и личность: Изучение восьмидесяти семи пожилых мужчин". Кластерный анализ личностных характеристик хорошо приспособленных и плохо приспособленных пожилых людей выявил пять разных "типов" личности или точнее, пять разных способов "прийти к соглашению" с проблемами старости. Типология стратегий приспособления к старости, предложенная исследователями, более известна в отечественной геронтопсихологии под авторством Д. Б. Бромлея, в работе которого она была представлена в наиболее полном варианте. Данная типология включает в себя конструктивную; зависимую, оборонительную, враждебную стратегии и стратегию отвращения к себе. Внутри каждой из пяти стратегий приспособления есть индивидуальные различия. Авторы предполагают, что менее приспособленные пожилые люди были дезадаптированы в течение всей своей жизни, так как стратегии приспособления к старости - то, как правило, варил основной линии, которая характеризовала поведение человека на протяжении многих лет. Эти данные получены биографическим методом исследования.

К. Рощак представил типологию старения, основываясь на экспериментальном изучении потребностей сферы пожилых людей и дополнительных исследованиях (анкеты, интервью, анализ биографических данных, экспертной оценки, наблюдений) в домах-интернатах. Несмотря на очевидные различия в выборках испытуемых (yчастники-добровольцы, часть из которых продолжают профессиональную деятельность, граждане США, с одной стороны, и обитатели российских домов-интернатов - с другой), описываемые типы старения в работах Д. В. Бромлея и К. Рощака содержательно очень близки.

Сравнительный анализ представленных типологий старения показывает, что общей детерминантой выбора пожилым человеком конструктивной или неконструктивной стратегии старения является его отношение к этому процессу, которое складывается не только в поздние периоды онтогенеза, когда старость является свершившимся фактом, но и на более ранних этапах жизненного пути.

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Перед каждым человеком встает вопрос о выработке толерантного отношения к собственной старости, как, впрочем, к своему возрасту вообще. По данным отечественных геронтологов, ни хорошее здоровье, ни сохранение деятельного образа жизни, ни высокий социальный статус, ни дружная семья не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. При наличии этих признаков и в отдельности, и вместе взятых - пожилой человек может считать себя ущербным и абсолютно не принимать свое старение. И, наоборот, при отсутствии названных условий пожилой человек может находиться в согласии со своим возрастом и в состоянии увидеть положительные стороны своего бытия, испытывая удовлетворение. Как отмечает Н. Ф. Шахматов, отношение к собственному старению - активный элемент психической жизни. В формировании этого чувства определяющими являются моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признания естественности ощущении физического нездоровья. На последующих этапах старения отношение к новым изменениям в физическом статусе находится уже под воздействием сформировавшейся новой жизненной позиция, нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений пожилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от него самого. Принятие собственной старости есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с внешним миром, согласие с естественным ходом событий и, наконец, согласие с неминуемостью завершения собственной жизни.

Глава 3. Преодоление одиночества

3.1 Одиночество

Живущих одиноко пожилых людей сравнительно немного, меньше чем один на шестерых. Среди них женщин в три раза больше, чем мужчин. Такова ситуация и в Польше, и во многих других странах, и объясняется она ранней смертностью мужчин. По имеющимся данным, только половина из общего числа живущих в одиночестве (около 8% всех пожилых людей) находится в изоляции от общества, никто их не навещает, и они не навещают никого. Не во всех случаях причиной этого является отсутствие родных; некоторые просто-напросто не поддерживают никаких контактов с имеющимися у них родственниками. Среди тех, кто живёт вместе с родными, также встречаются пожилые люди, которые говорят, что они часто "одиноки".

Наши исследования в Польше показали, что таких пожилых людей, чувствующих себя одинокими, оказывается в два раза больше, чем тех, кто живёт фактически в одиночестве. Чаще всего одиноки женщины, живущие в одиночестве, -- и это понятно. А вслед за ними по численности (что очень примечательно) идёт группа одиноких людей (без мужа или жены), живущих вместе с семьями взрослых детей. То есть наличие семьи не решает проблему одиночества, так же как, с другой стороны, жизнь в одиночестве вовсе не обязательно приводит к одиночеству: многие из таких людей ведут активную общественную жизнь, работают, общаются с родными и друзьями.

Одинокий образ жизни и одиночество родственны друг другу, но их не следует смешивать. Первое из них можно было бы назвать состоянием физическим, а второе -- социальным. Чувство одиночества -- очень тяжёлое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей либо близкого человека (в пожилом возрасте обычно мужа или жены), а также переживание покинутости, брошенности. Оно явственно отражает психофизическое состояние пожилого человека, затрудняя завязывание новых и поддержание старых контактов и связей.

Проведённые в этой области опросы в странах Запада дают резко отличающиеся от аналогичных опросов в Польше и Югославии результаты. Никогда не испытывают чувства одиночества 70--80% пожилых англичан, датчан и американцев, в то время как в Польше таких только 50%, а в Югославии -- 30%. Здесь могут сказываться различия культур, но показательно и то, что проживание совместно с детьми (в Польше и Югославии оно значительно больше распространено, чем на Западе) не избавляет от одиночества и чувства покинутости.

3.2 Свободное время пожилых людей

Свободное время -- это та часть жизни, которая не занята ни оплачиваемой работой (основной и дополнительной), ни учёбой, ни обеспечением элементарных физиологических потребностей (сон, еда, гигиенические процедуры), ни постоянными домашними обязанностями (готовка, стирка, уборка, опека над членами семьи, не способными к самообслуживанию). Что же составляет содержание свободного времени? Это отдых, восстановление сил человека, потраченных на трудовую деятельность, активность "наполовину с отдыхом" (в которой обязанности и выгоды соединяются с ощущением их свободной реализации), семейная жизнь и общественная активность. Все четыре вида и ситуации свободного времени основаны на добровольности.

Отдых, называемый также рекреацией, является основной частью свободного времени, которую, свободно ею располагая, мы можем заполнить пассивным отдыхом, развлечением, а также предпринятой исходя из собственной потребности для общего развития умственной работой (самообразованием), художественной, спортивной, технической и т. п. деятельностью.

Пассивный отдых является одной из составляющих отдыха в целом, это "реагирование" на физическую усталость и психическое напряжение в покое, тишине, размышлениях, иногда в дремоте и, пожалуй, в одиночестве. "Право на лень", если она не превращается в безделье, необходимо человеку, особенно старому. В наш век постоянной спешки, шума, межчеловеческой напряжённости отдых высоко ценится специалистами в области психогигиены. Приобретённая старыми людьми культура пассивного отдыха (без перехода его в пустое безделье, в тишине и покое на свежем воздухе, а также с неутомляющим движением) -- вот ключ к хорошему самочувствию. Игра (либо шире -- всякое развлечение) является той составляющей свободного времени, которой охотнее всего отдаются молодые. Однако и многие старые люди не избегают ситуаций и действий, включающих в себя развлечения и выражающих потребность в движении, новизне, приключении, азарте, смене впечатлений, фантазии. Всё это является естественной формой противопоставления скуке и монотонности, угнетающих многих людей в пожилом возрасте. Развлекательная активность может выразиться в реальных действиях (экскурсия, игра, дружеские встречи и т. п.) либо в фантазировании, например "вживание" в героев прочитанной книги или просмотренного фильма; нежелательны только так называемые беспутные развлечения (пьянство, бытовая распущенность и т. п.). Так что приобретение культуры развлечения, а также способность развлекаться даже в глубокой старости -- благо не только для старого человека, но и для его семьи и соседей, превращающее старого человека в личность, с которой все охотно общаются.

Наконец, работа над собой, выражающаяся в потребности самообразования в умственной, моральной, художественной, общественной, технической областях. Потребность в самообразовании в какой-либо из названных областей не чужда ни человеческой сущности (хотя в разной форме и в разном объёме), ни любому периоду жизни.

Сколько же у нас пожилых людей, увлечённо читающих научные и научно-популярные книги из выбранной ими области знаний, сколько пожилых и даже старых людей являются художниками-любителями, рационализаторами, мастерами прикладного искусства! Много старых людей мы видим среди слушателей научных чтений, лекций, даже среди слушателей курсов иностранных языков. Замечено, что тенденция к работе над собой встречается чаще среди людей с более высоким образовательным уровнем, однако, например среди лиц, занятых народным творчеством, немало людей, которые даже не закончили начальной школы.

Некоторые авторы пытаются классифицировать названные составляющие отдыха (пассивный отдых, развлечение, работа над собой) по их ценности для общества и отдельного человека, однако психогигиена утверждает, что для пользы каждого человека требуется реализация всех трёх функций в более или менее равномерной степени.

Не подлежат резкому разграничению действия, связанные с пассивным отдыхом, развлечениями и самосовершенствованием. Часто бывает так, что данное действие может выполнять, в зависимости от обстоятельств, различные функции: например, чтение книги, в зависимости от её содержания и умственных способностей человека, может быть и отдыхом, и работой над собой, и развлечением.

Активность "наполовину с отдыхом" -- это часть свободного времени, используемая для дел, связанных с необходимостью их выполнения либо с материальной выгодой, которую они приносят, однако выполняемых с определённым ощущением свободы. В этих делах необходимость и свобода как бы пронизывают друг друга и аналогичным образом в сознании отражаются и материальная выгода, и чувство бескорыстного удовлетворения от их выполнения. Типичным примером такой активности пожилых людей является работа на приусадебном участке или в садике возле дома. Как известно, самую многочисленную категорию таких "дачников" составляют пенсионеры, а анализ мотивации их увлечения этим делом показывает, что хотя они и рассчитывают на получение материальной выгоды (в продуктах и иногда в наличных деньгах), но не меньше ценят удовлетворение от этой добровольной работы, удовлетворение от двигательной активности, свежего воздуха, солнца, работы без спешки, но лишь в соответствии со своими планами, собственным темпом, распоряжаясь по своему усмотрению самим собой и своим хозяйством. Это и есть тот полуотдых, который могут дать пожилым людям занятия мелким ремеслом, рукоделие, разведение домашних животных и птиц, участие в любительском музыкальном ансамбле, выступающем на свадьбах и танцах, оказание некоторых услуг соседям и т. п.

В семейной жизни некоторые обязанности как бы пронизаны удовлетворением от свободы, добровольности своих действий, приближающихся в этом к описанному выше "полуотдыху". Бабушка радуется внуку, оставленному под её опеку, если, конечно, это не слишком продолжительно, не слишком изнурительно физически и психически для старого человека. Дедушка охотно выполняет поручения семьи своего сына или дочери, если они соразмерны с его силами. Добровольное, благожелательное принятие обязанностей по отношению к младшему поколению в семье в целом зависит от осознания людьми, нуждающимися в такой помощи, ограниченных психофизических возможностей старых людей: старым людям чаще требуется отдых в одиночестве и тишине.

Общественную активность, как и семейную жизнь, сопровождают необходимость и добровольность. Именно второе является характерной чертой активности в свободное время. Это разнообразное участие на общественных началах в различных объединениях и союзах, общественных культурных организациях, в клубах, в акциях опеки и помощи в микрорайонах по месту жительства, в просветительных и реабилитационных мероприятиях. Эта работа, как правило, бесплатная; в некоторых областях доля пожилых людей очень значительна, например в общественном опекунстве, среди судебных кураторов по делам несовершеннолетних или в организации помощи соседям в микрорайоне. Известно, что на этих работах пожилые люди часто приобретают новые знания и навыки для лучшего исполнения своих начинаний. Понятно, что общественную активность проявляют пожилые люди только в годы так называемой ранней старости; ухудшение здоровья исключает людей третьего возраста из столь ценимых ими общественных мероприятий.

Чтобы люди приобрели навыки выгодного для себя и общества умения отдыхать, они должны развивать ещё в молодости способность заполнять различными занятиями своё свободное время. Эти навыки нельзя приобрести "вообще", их надо усваивать в каждой области отдельно: в чтении, путешествиях, коллективных играх и т. п. Игнорирование этого принципа мы отмечаем нередко вокруг себя: кто-то умеет вести себя в гостях, но является "безграмотным" в походе.

Методы организации правильного, приятного отдыха разнообразны; например, человек должен знать, что прогулки постоянно в одном и том же месте менее ценны, чем прогулки каждый раз в другие места; что литературные произведения могут быть "пустыми" или расширять познание мира и людей, и т. д. Другой метод состоит в "облагораживании" стереотипов поведения; например, замена азартных игр играми, требующими умения, размышления, а пикника с выпивкой -- пикником с песнями у костра. С "воспитательной" целью можно использовать также человеческую склонность следовать моде, престижному поведению, соперничеству.

Количество пенсионеров в Польше увеличивается с каждым пятилетием, а их жизненная активность продлевается. Для социальной и культурной ситуации народа важно, чтобы всё более многочисленный "мир старых людей" становился миром людей, черпающих из жизни максимум возможного удовлетворения, а также обогащающих общество ценностями своего возраста.

Средства массовой информации в жизни пожилых людей

Средства массовой информации поднимают проблемы, связанные с жизнью пожилых и старых людей, различными способами. Распространяемые ими материалы можно разделить на материалы о старых людях и материалы для старых людей. Некоторые из них, касающиеся старения и старости, создаются сравнительно молодыми людьми, иногда детьми, авторами других материалов являются пожилые и стареющие люди.

Материалы о старых людях касаются проблематики, связанной со старением и старостью, с нуждами старого человека, его семейной и социальной ситуацией. Они информируют об организациях и объединениях, обслуживающих эту категорию людей. Эти материалы ориентированы на всех потребителей информации, в том числе на старых людей и их семьи, соседей, товарищей по работе, руководителей, а также на специализированные службы. Эти материалы должны информировать общество о старости и старении в очень широком аспекте. Поэтому в них должны приниматься во внимание вопросы здоровья, диететики, профилактики преждевременного старения, способа поддержания жизненного тонуса и хорошего самочувствия. Материалы должны отражать социальное положение пенсионеров по старости и инвалидности, их материальное положение, жилищные условия, обеспечение рынка продуктами, одеждой, обувью и другими предметами повседневного пользования, раскрывать духовные потребности, говорить о чувстве одиночества и пустоты, а также о мерах, компенсирующих такое состояние, напоминать о возможностях рекреации и творчества в пожилом возрасте. Существенным представляется привлечение создателей материалов к научным исследованиям на тему правдивой ситуации и действительных потребностей старых людей, а также к использованию примеров из жизни.

Материалы для старых людей отражают ту же самую проблематику, отличаясь лишь способом подачи информации. Они распространяются в виде отдельных рубрик в журналах, радиопередач и телепрограмм, книжных сборников полезных советов для пожилых и старых людей.

Частота, объём и тематика таких материалов зависят от многих факторов, таких, как демографическая структура общества, социальная политика государства, активность организаций и исследовательских центров, занимающихся проблемами третьего возраста, а также от инициативы создателей программ и печатных изданий, предназначенных для старых людей. Эти факторы обусловливают регулярное появление таких материалов в средствах массовой информации либо увеличение их количества в связи с предпринимаемыми акциями (например, месячник пожилых людей, День бабушки), введением новых социальных прав либо созданием экспериментальных учреждений для старых людей.

Оба вышеупомянутых вида материалов распространяют в обществе сведения о пожилых людях. Они могут стимулировать проведение общественно полезных мероприятий, не обременяя ими социальные службы. Одновременно они способствуют устранению конфликтов между поколениями, помогают улучшить межчеловеческие отношения. Формируя общественное мнение, они могут влиять на людей, исполняющих важные административные функции, а также на окружение старых людей и на них самих.

Важную роль в этом аспекте играют также материалы, содержащиеся в беллетристике, радиопостановках, телевизионных сериалах, театральных пьесах, художественных фильмах. Среди популяризаторов публицистических, научно-популярных, научных и художественных материалов по этой тематике значительный процент составляют пожилые люди -- писатели, учёные, артисты и общественные деятели. Их творчество является вкладом в общее воздействие средств массовой информации. Кроме того, беседы с ними, интервью, фильмы об их жизни, другие формы контактов являются источником знаний об интересной, активной, творческой старости. Они популяризируют образцы правильного поведения, призывают следовать им. Значительную роль играют и такие материалы о старых людях и для старых людей, которые поступают непосредственно от знаменитых людей, экспертов, научных авторитетов, руководителей политических и общественных организаций.

Среди публикуемых материалов может доминировать картина счастливой старости, новейших приспособлений и учреждений, предназначенных для старых людей, либо наоборот, трудной старости, протекающей без специального оборудования и соответствующих учреждений.

Несомненно, общественность заинтересована в сохранении "золотой середины". Наряду с "образцовым" материалом должна также публиковаться информация о трудностях и нуждах старых людей, учреждениях и организациях, которые плохо работают. Ибо если "образцовые" материалы пропагандируют позитивные образцы поведения, то картина тоски, боли и одиночества побуждает к раздумьям, мерам по оказанию помощи другим людям.

Познавательно-воспитательная функция материалов, содержащихся в публицистике, научно-популярных работах и в различных художественных произведениях, сочетается со всеобщим постепенным просвещением общественности, которое включает в себя улучшение подготовки для выполнения социальных ролей (например, стареющих людей, детей стареющих и старых родителей, руководителей, работников в предпенсионном возрасте), выработку гражданской позиции, укрепление связи между поколениями, а также подготовку к старости. Поэтому материалы, на первый взгляд не связанные со старыми людьми, но лишь со старением, то есть адресованные всем, например, как сохранить физическую форму и активность, как "успеть" за общественными и культурными переменами, как приспособиться к изменяющимся нормам и обычаям, помогают подготовить к старости и себя и других.

Особая роль тут принадлежит материалам для пожилых людей, так как специальные рубрики в некоторых журналах, радио- и телепередачи, а также сборники советов, адресованные им, рекомендуют определённые образцы поведения, способы проведения свободного времени, знакомят с учреждениями, предназначенными для пожилых, и т. п. Редакторы этих рубрик или передач стараются установить непосредственный контакт с "потребителями продукции", предоставляя место для писем читателей, отвечая на них. Они способствуют взаимному обмену корреспонденцией путём помещения адресов, посредничают при установлении контактов. В некоторых случаях помещают объявления с предложением совместно заниматься каким-либо хобби, музицированием, игрой в карты, проводить отпуска и т. п. Иногда сообщают об открытии или деятельности клуба пожилых, курсов и студий для людей третьего возраста, гимнастических групп или садоводческих товариществ. Эти специальные рубрики и передачи по мере роста их популярности расширяются за счёт деятельности, укрепляющей непосредственные связи с читателями, слушателями, зрителями. Некоторые мероприятия носят характер "спасательных" акций, заключаются, например, в ускорении выплаты материальной помощи, доставке необходимых приспособлений и оборудования, помощи в улучшении жилищной ситуации и т. п. Одновременно они выполняют функции, компенсирующие отсутствие соответствующих организаций и общественных сил среди местной общественности, сами становясь как бы этими организациями. В большинстве случаев широкая акция, проведённая с помощью этих рубрик в журналах, радио- и телевизионных передачах, выполняет воспитательные функции. Предпринимающие такую деятельность редакторы могут дать нужный совет, направить к специалисту и соответствующему источнику информации. Они возрождают и популяризируют обычаи, укрепляющие связи между поколениями, побуждают к творчеству в различных областях.

Наша пресса регулярно помещает

информацию о счастливом, долголетнем супружестве, знакомит со счастливыми юбилярами. Венгерское телевидение с 70-х гг. посвящает специальную программу людям в преклонном возрасте "Для пенсионеров". В этой программе даются юридические, медицинские советы, ответы на письма телезрителей, популяризируется интересная литература. Английская компания Би-Би-Си передаёт цикл передач на темы, связанные с переходом на пенсию. Радио и телевидение ФРГ также ведут подобные передачи, в том числе телевизионную для старых людей "Помните ли Вы?". На страницах чешских женских журналов помещают поздравления по случаю дня рождения в 70 и 80 лет, пишут об их жизни, семейном положении, помещают их фотографии.

Первая программа шведского радио подготовила цикл из трёх передач, посвящённый проблемам старости и старения, названный "Дедушка и бабушка 1996 года". В цикл входят интервью, проведённые с людьми, выходящими в ближайшее время на пенсию, которые рассказывают о своих планах на будущее. Значительная часть передач посвящена проблемам будущего, когда люди, видимо, будут трудиться не больше 20--25 лет.

Другим примером является специализированный французский журнал "Геронтология", издаваемый профессором пропагандирующий различные формы помощи людям третьего возраста или более популярный журнал "Наше время". В нём публикуется информация о центрах, организующих занятия, семинары и отдых для людей, собирающихся на пенсию, а также для самих пенсионеров.

Установление частоты, соотношения, а также сферы распространения этих двух типов материалов -- для старых людей и о старых людях -- требует количественного и качественного анализа содержания журналов, радио- и телепередач, как центральных, так и местных. Таким исследованием можно также охватить опубликованные сборники различных советов. Такой анализ является основанием для оценки сегодняшнего состояния популяризации упомянутой тематики средствами массовой информации. Такие исследования позволяют оценивать правильность так называемой воспитательной профилактики, реализующей задачи подготовки к старости и несущей помощь стареющим и старым людям.

Как и в каком объёме старые люди пользуются средствами массовой информации, какое из этих средств и в зависимости от каких факторов выбирают, какие материалы и формы подачи предпочитают -- на эти вопросы можно ответить, проводя целенаправленные обследования потребителей информации, принимая во внимание прежде всего эту возрастную категорию. Другим источником являются исследования, касающиеся способа проведения старыми людьми своего свободного времени.

Исследования по вопросам о влиянии прессы, радио и телевидения в Польше в 1967 г. (позднее такие исследования не проводились) показали, что 93% пожилых людей (55 лет и старше) являются радиослушателями, 65,4% -- телезрителями. Причастность к этим источникам информации снижается по мере старения. Кроме того, ограниченное использование их характеризует людей с низким уровнем образования, не работающих профессионально, проживающих в деревне и в небольших посёлках. Исследование роли радио и телевидения в повседневной жизни показывает, что людям в предпенсионном и пенсионном возрасте больше, чем более молодым людям, нравится слушать радио и смотреть телепередачи, а слушание радио каждый третий человек оценивает как одно из самых приятных занятий. Сходные тенденции выявили исследования С. Яловецкого, касающиеся 70-х гг. Иерархия культурной активности исследованных пенсионеров и людей перед выходом на пенсию позволяет составить следующий ряд: 92% слушают радио, 88% смотрят телепередачи, 76% читают ежедневную прессу, 48% читают книги, 32% -- журналы.

Количественный аспект участия в средствах массовой информации является важным для педагога, социального работника и деятелей, занимающихся проблематикой старых людей. Так, широкое пользование радио, телевидением, а также прессой предполагает их доступность в рамках социального и культурного минимума. Так, например, исследования домашних хозяйств пенсионеров, проведённые Главным управлением статистики в 1971 г., выявили большое количество радиоприёмников, приходящихся на 100 хозяйств, однако исследования силезских рабочих, подтверждая количественные показатели, выявили, что радиоприёмники и телевизоры, которыми располагают старые люди, отличаются большой степенью изношенности и низкими техническими показателями, что затрудняет хорошее восприятие передаваемых материалов, ограничивает их художественную ценность.

Не менее существенными являются способы использования средств массовой информации. Мы не располагаем исследованиями, которые позволили бы определить сферу и предпочтительность того или иного способа чтения газет, слушания радио, просмотра телепередач. Располагают ли старые люди собственной аппаратурой, если проживают совместно со взрослыми детьми? Могут ли они смотреть свои любимые телепередачи или им навязывается просмотр того, что интересует других членов семьи? Как чаще и охотнее читают, слушают и просматривают старые люди -- в одиночестве, в кругу семьи или со знакомыми и друзьями в клубе? Как широко культивируются такие традиции, как, например, чтение вслух дома, совместное обсуждение прочитанного, сбор журналов, газетных вырезок и т. п.? Наблюдения, дискуссии, проводившиеся в клубах пожилых людей, а также фрагментарные исследования свидетельствуют о том, что старые люди читают, слушают радио и смотрят телевизионные программы как в одиночестве, так и в семье и в целенаправленно собранной группе.

В действующих в Польше клубах пожилых людей посетители охотно просматривают и читают разложенные журналы, а интересующие их номера берут на дом для детального изучения. Они охотно просматривают телепередачи, обмениваются мнениями по ходу передачи и выражают своё отношение к программе.

Некоторые люди выписывают журналы, а после прочтения либо отдают друзьям и знакомым для прочтения, либо комплектуют ежегодные подшивки. Среди пенсионеров распространён также обычай делать вырезки и комплектовать материалы, печатающиеся с продолжением. Эти произведения позднее перечитываются и передаются другим. Проявляется также обычай делать вырезки информации, существенной для читателя (объявления, правовые документы, некрологи и т. п.). Более активное и более выборочное использование средства массовой информации связано с уровнем образования и наличием какого-либо хобби или постоянных интересов: например, люди, заинтересованные умственными развлечениями, читают журналы, ища в них ребусы, шарады, кроссворды и т. п., а "при случае" просматривают и остальное содержание.

Использование указаний, советов, правил, рекомендаций по проведению свободного времени, проявление при желании той или иной активности (например, участие в конкурсе, дискуссии, ведение дневника, подготовка к телетурниру) расширяют воздействие средств массовой информации на старых

людей и характер контактов с ними помимо простого слушания, просмотра или чтения. Избранное средство информации становится источником инициативы и вдохновения, обогащая и продляя контакт с потребителем информации.

Пожилые люди подчёркивают познавательные и информационные ценности средств массовой информации. Они оценивают также их функцию советчика, причём большие шансы скорейшего принятия и использования советов имеют образцы культуры, которые относятся к практической сфере, бытовым условиям, нежели те, которые касаются области межчеловеческих отношений.' В то же время формы советов и рекомендаций, адресованные специальным группам потребителей, вызывали, несомненно, больший интерес, чем адресованные всем.

Функция средств массовой информации как советчиков способствует возникновению активного начала, стимулирует творчество, реализуемое в повседневной жизни, необычайно важное с точки зрения психогигиены, компенсирует отсутствие стойких интересов и культурных образцов, ограничивает чувство скуки, бесполезности свободного времени, облегчает одиночество, помогая устанавливать контакты с людьми, имеющими сходные интересы.

Активность, вызываемая использованием средств массовой информации, принимает различные формы. Просмотр, например, телевизионного сериала, может склонить пойти в кино, к прочтению повести или статьи в журнале, к посещению местного музея и т. п.

Культурно-просветительские и социальные работники должны активно пропагандировать использование средств массовой информации, побуждая к установлению контактов с журналами, к участию в конкурсе, общественной работе. Их задачей является также облегчение подбора содержания, помощь в формировании интересов, в возвращении к давним "друзьям" -- любимым авторам и книгам.

Они должны видеть в средствах массовой информации союзника, предоставляющего темы к беседам, дискуссиям и размышлениям, учить, если это требуется, поддержанию контактов при их посредничестве с текущей жизнью и её актуальными проблемами, противодействуя чувству пустоты и изоляции.

Поэтому очень важным является возврат к традиционным формам контактов, таким, как чтение вслух, комментирование, беседы и дискуссии на темы просмотренных фильмов или прослушанных радиопередач, побуждение к действиям и поступкам, пропагандируемым через средства массовой информации, а затем заинтересованность их результатами. Редакторы, создатели отдельных программ и лица, их представляющие, могут сыграть здесь немалую роль в "оживлении" тех кругов общественности, где отсутствуют учреждения для пожилых людей и оборудование, позволяющее использовать свободное время.

3.3 Межпоколенные контакты

Наиболее тесные контакты между поколениями устанавливаются в случае совместного проживания. На рубеже 1966 и 1967 гг. 67% людей пожилого возраста (65 лет и старше), имеющих детей, проживало вместе с ними. Это очень высокий показатель. Для сравнения: в Великобритании он составлял 42%, в США -- 28%, в Дании -- только 20%. Такой высокий показатель в Польше в большой мере объясняется тем, что вместе с детьми проживало 76% пожилых крестьян. Если не считать крестьянские семьи, то этот процент будет ниже, но всё равно высоким -- 57%. Вместе с детьми живут работники физического труда чаще, чем интеллигенты, хотя разница незначительная. Совместное проживание родителей-крестьян с детьми связано с традиционным семейным крестьянским хозяйством, в городе же обусловливается главным образом нехваткой жилья. Другой основной причиной совместного проживания является переезд матери (реже отца) к детям либо для оказания помощи в ведении домашнего хозяйства и уходе за внуками, либо в связи с необходимостью быть под опекой детей и даже на их иждивении. Отдельным домашним хозяйством среди людей пожилого возраста живёт 4% тяжелобольных и 6% не имеющих возможности самостоятельно выходить из дома.

При совместном проживании старых родителей с детьми возможны два варианта: либо родители предоставляют свою квартиру детям, либо дети принимают в своё жилище родителей. Большинство (60%) опрошенных пожилых мужчин считают себя главой общей со взрослыми детьми семьи (относительно чаще этот ответ встречался в сельской местности, чем в городе). Не всегда в семье достигается согласие по этому поводу, хотя женщины редко приписывают себе роль главы. Большой разрыв в опросе о главенстве в семье между мужчинами и женщинами может объясняться прежде всего тем, что речь идёт о мужчинах в основном женатых, а о женщинах одиноких. Пожилые супруги, пока они оба живы, имеют более выраженную тенденцию сохранить свою привычную позицию и автономию, доминирующее положение в домашнем хозяйстве. Кроме того, одинокие чаще имеют общее с детьми домашнее хозяйство. Вот как выглядит статистика: вместе с детьми жило 45% состоящих в браке родителей и 70% одиноких (в деревне 83%). Пожилые супружеские пары, как правило, приписывают себе доминирующее положение в общем домашнем хозяйстве, особенно в случаях, когда муж ещё работает и руководит хозяйством. Одинокие мужчины реже называют себя главой общего хозяйства. Среди пожилых одиноких людей вместе с детьми проживало больше женщин, чем мужчин, больше неработающих, чем работающих, больше тех, кто имеет ограниченные возможности вести самостоятельное существование, чем людей физически здоровых и экономически обеспеченных. Все вышеприведённые данные позволяют сделать вывод: в пожилом возрасте независимость легче сохранить супружеским парам, чем людям одиноким.

Из приведённых данных о большом проценте совместного проживания родителей со взрослыми детьми может сложиться впечатление, что в Польше такой тип семьи является основным. Однако это не так. Во-первых, старики (особенно это характерно для городских семей) чаще всего живут вместе со взрослыми детьми, не состоящими в браке. Это своего рода продолжение существования нуклеарной семьи до пожилого возраста, особенно если нет внуков. Во-вторых, около 30% пожилых супружеских пар из среды рабочих и 17% из крестьянской среды, проживающих под общей крышей с детьми, ведут раздельное с ними хозяйство.

В-третьих, домашнее хозяйство нуклеарного типа решительно преобладает в общем числе семейных хозяйств. Только около 15-- 20% семейных хозяйств в городе являются совместными с родителями, и то чаще всего с одним из них. Из этого следует, что родительские пары не стремятся создавать совместные хозяйства с семействами своего сына или дочери.

3.4 Роль местной общественности в борьбе с одиночеством

Француженка написала книгу "Скандальный возраст", в которой сравниваются ответы пожилых людей с ответами 9-- 14-летних учеников парижских школ на три вопроса: "Что ты думаешь о пожилых людях? Полагаешь ли ты, что им надо помогать? Где они должны жить?". В целом учащиеся считают, что люди пожилого возраста должны жить вместе с родными, а не в доме для престарелых; они отмечали, что одинокие пожилые люди живут по соседству, встречаются на улице, в магазине, в лифте, в парке и т. д. У детей не возникало сомнений, что пожилым людям надо помогать перейти улицу, открыть тяжёлую дверь, принести покупки из магазина, угля или дров из подвала и т. д. Многие ответы учащихся, однако, заканчивались словом "но". Эти "но" можно сгруппировать следующим образом: пожилые люди чрезмерно занимают время детей, проявляющих желание прийти к ним с помощью, своими бесконечными рассказами о делах и людях, которые совершенно не интересуют молодых;

пожилые люди проявляют непонятную для детей привязанность к мелочам, старой утвари, старым газетам, разным безделушкам и т. п. предметам, которые затрудняют содержание в порядке и чистоте квартиры и особенно кухни. Смешанные чувства вызывает у школьников также привязанность пожилых людей к неинтересным, некрасивым, назойливым и избалованным котам, собакам и злым попугаям. Детей удерживает на определённом расстоянии в контактах с пожилыми людьми не старомодный или немодный стиль их одежды, а, скорее, недостаточная опрятность в одежде, причёске, личной гигиене.

Другой причиной держаться на расстоянии дети считают критическое настроение пожилых людей к окружающему миру, их жалобы и сетования в адрес родственников и друзей, не всегда справедливый и часто непонятный детям и молодёжи подход пожилых людей к возникающим человеческим конфликтам, склочное и недоброжелательное отношение многих к своим соседям, ко всему, что их окружает.

Несмотря на все эти разные оговорки, дети твердо придерживаются мнения, что человеку в пожилом возрасте необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать его чувство одиночества и тоски. О тоске и одиночестве, об изоляции от общества, частично также о материальных трудностях и проблемах удовлетворения основных житейских потребностей прежде всего говорили сами пожилые люди, опрошенные А. Лоран.

Здесь уместно остановиться на теме субъективного ощущения одиночества и социальной изоляции, которое вызывает состояние глубокой неудовлетворённости жизнью и иногда даже доводит до самоубийства.

Чаще всего причинами самоубийства пожилых людей кроме ослабления родственных связей в случае смерти супруга (или супруги) или ухода детей являются нарушение связей с соседями, привычными ранее кругами общения, нарастание чувства изоляции и одиночества.

Увиденный глазами ребёнка образ пожилого человека и анализ причин самоубийств в пожилом возрасте понадобились нам не для того, чтобы вызвать панику, а для того, чтобы показать, что чувство одиночества, чувство отчуждения от общества часто объясняются не объективным, а субъективным состоянием пожилого человека. Не вызывает сомнения, что в конкретных индивидуальных судьбах объективные обстоятельства переплетаются с субъективными. Так, например, невозможность из-за нехватки сил принести дрова или уголь из подвала и вследствие этого отсутствие горячей воды ведут к неопрятности, запущенности одежды, квартиры, что в свою очередь приводит к неприязни даже доброжелательных соседей или других потенциальных помощников.

Эти проблемы были исследованы французским учёным, которая провела опрос почти 8000 пожилых людей из различных местностей, проживающих в одиночестве, вместе с родными, в домах престарелых. Она выработала шкалу одиночества пожилых людей на основе следующих факторов: наличие детей, удалённость места их проживания и частота контактов с ними;

наличие семьи, удалённость места её проживания и частота контактов; наличие друзей, контакты с ними, прежде всего в клубах или обществах. Шкала имеет четыре оценки -- от 0 до 3. Применение шкалы обнаружило ряд интересных явлений, с которыми мы и познакомимся.

Чуть более 78% опрошенных имеют детей, почти столько же живут от них поблизости, но только 2/3 видятся с ними по крайней мере один раз в неделю. Общение с родными носит ещё более редкий характер, хотя.у почти 80% опрошенных есть родные и половина из них живёт поблизости, но общается с ними по крайней мере один раз в неделю только 1/3 обследованных. Что касается клубов или обществ пожилых людей, то к ним не принадлежат 2/3 опрошенных. Частота общения с друзьями по клубу очень низкая. Следует отметить, что мужчины в этом проявили большую активность, чем женщины и супружеские пары.

Показатель изолированности сильно разнится в зависимости от места проживания. Полную изолированность отмечают жители Парижа (14,4% от общего числа опрошенных) и больших городов (13,6%). Самый низкий уровень изолированности характерен для пожилых людей, живущих в сельской местности и в небольших городах. Тем не менее в итоге оказалось, что больше всего пожилых людей с наиболее низким показателем одиночества живёт в городах (исключая Париж).

Спасения от чувства одиночества пожилые люди ищут в установлении дружеских контактов, в частности в домах для престарелых закрытого типа. Более 80% опрошенных жителей этих домов назвали именно этот фактор главным мотивом своего пребывания там.

Другой исследователь, изучала, в частности, мотивацию, связанную с поездками на отдых. Оказалось, что, хотя эти мотивы у пожилых людей не отличались от мотивов людей прочих возрастных категорий, тем не менее их аргументы были достаточно своеобразными: эта поездка является возможностью вырваться из повседневности, скуки, монотонности, хоть на время избавиться от бытовых трудностей -- домашнего хозяйства, неустроенного быта и т. п. Поездка позволяет отдохнуть в связи со сменой мыслей, возможностью преодолеть культурную и социальную инертность, проявить по мере сил свою активность в социальной и культурной сферах. Такие поездки способствуют избавлению от чувства одиночества, создают возможности возобновить контакты со старыми знакомыми и друзьями, коллегами, завязать новые знакомства с перспективой поддерживать их и в будущем. Жизнь в коллективе отгоняет мысли о смерти, которые в одиночестве становятся подчас очень тягостными. Здесь стоит привести одно из наблюдений К. Колло: чем люди старше, тем охотнее они проводят время среди лиц своего возраста.

Выборочные данные из французских исследований и статистические материалы убедили нас в том, что чувство одиночества у пожилого человека перерастает иногда в настоящую драму. Существует ли способ уменьшить ощущение изолированности от общества, поскольку полностью этого избежать, скорее всего, невозможно? Изложенное выше, без сомнения, позволяет ответить на этот вопрос положительно. Пожилой человек не должен прекращать работу над собой. Своим видом и вниманием к внешним атрибутам жизни он должен вызывать благосклонность и одобрительные чувства со стороны своих близких, как детей, так и взрослых. Находя друзей среди детей, молодёжи, взрослых, пожилой человек должен помнить, что дружеские отношения строятся на взаимности, внимании к его времени и нуждам, приспособлении к его возможностям, например к возможностям ребёнка, стремящегося помочь старому человеку.

Пожилой человек в конкретном обществе может выступать в качестве субъекта средовой активности, то есть действовать на благо этого общества или просто участвовать в его жизни. Он может быть также объектом средовой активности, что означает, что местные организации или социальные учреждения занимаются помощью пожилым людям. Но независимо от того, в какой роли (объекта или субъекта) выступает пожилой человек в конкретном обществе, каждая из этих ролей способствует уменьшению чувства его одиночества и изолированности от общества. И чем глубже и живее будет связь с местной общественностью, тем больше и сильнее будет чувство общности с ней.

Существует большое разнообразие контактов и сфер деятельности для пожилого человека, который желает заняться полезной для окружающих деятельностью. Контакты устанавливаются в первую очередь через формальные учреждения, общественные организации и группы, имеющиеся в данном районе. Кроме того, поддерживают связи с коллегами по работе, если они проживают поблизости соседей и знакомых, встречи с которыми обычно не требуют чрезмерных усилий, превышающих возможности пожилого человека. Следует подчеркнуть, что пожилой человек, как правило, заводит и поддерживает знакомства с людьми и группами разных возрастных категорий. Наиболее простая и распространённая форма общения существует в группах отдыхающих, составленных из бабушек и внуков, за которыми они присматривают. Бабушки заняты беседами, внуки -- совместными играми. Это убеждает нас в том, что согласие между пожилыми людьми и молодёжью не только существует, но и имеет возможности для своего развития.

Пожилой человек контактирует с названными социальными группами в относительно узкой сфере: в магазине, библиотеке, в доме культуры, клубе и других культурных учреждениях, в конторах, в парке, на территориях, предназначенных для отдыха, и т. д. Ограничение пространства, в котором происходят эти контакты, наступает одновременно с убыванием физических сил стареющего человека, вплоть до полного "замыкания" в собственном жилище. Эту фазу контактов с обществом, которую можно назвать квартирными контактами, характеризует изменение отношения к местной среде: старый человек перестаёт быть участником общественной и культурной жизни по месту жительства и часто становится объектом активности местной общественности. Разумеется, это относится не ко всем старым людям, социальные контакты которых ограничены квартирным пространством. Многие из них (к сожалению, отсутствие данных не позволяет назвать эту цифру) не только сохраняют культурную активность, читают, слушают радио, смотрят телепередачи, имеют хобби, но и организуют дружеские встречи, принимают визиты людей всех возрастных категорий, чаще ровесников и детей. Иногда они осуществляют опеку над детьми, присматривают за ними, помогают готовить уроки и т. п.

К. Колло, исследуя постояльцев домов престарелых закрытого типа, выделила две категории пожилых людей: проявляющих тенденции к экстраверсии (27% обследованных) и к интроверсии (73% исследуемых). Экстраверты, проявляющие интерес к людям, событиям, внешним проблемам, имеют друзей как внутри, так и вне закрытых домов призрения, проявляют высокую активность вне стен домов для пенсионеров, поэтому показатель общественной изоляции у них низок.

Интроверты, интересы которых направлены на собственное Я, а не на внешний мир, как у экстравертов, подразделяются на две группы. Первая из них, более многочисленная (42,6% от всех исследуемых), -- это интроверты по собственной инициативе, сознательно сокращающие свои эмоциональные связи, ограничивающие межчеловеческие контакты, часто до элементарных форм вежливости, живущие хорошо со всеми, но близко -- ни с кем. Это добровольный отказ от контактов с окружающими, в основном семейных и дружеских, ведёт, в конце концов, к появлению чувства одиночества и изоляции. Вторую группу интровертов К. Колло назвала "пассивными" интровертами; это стойкая черта личности, развивающаяся с годами. По мере уменьшения физических и психических сил такой интроверт всё герметичнее замыкается от внешних влияний, становится менее впечатлительным на события, людей и проблемы окружения. Если обобщить результаты исследования французского учёного, то можно сказать, что почти 70% пожилых людей ощущают потребность в общении с людьми.

Какие направления деятельности доступны пожилому человеку в наших условиях? К сожалению, мы не располагаем достаточно доказательным и позволяющим сделать широкое обобщение эмпирическим материалом, тем не менее можно сказать, что это прежде всего работы по социальной опеке и попечительству (например, судебный куратор, районный общественный опекун), работы, выражающиеся в участии в соответствующих комиссиях местного самоуправления, и, наконец, консультативная помощь культурно-просветительного характера, участие в библиотечных советах, в работе клубов, домов культуры и т. п. К попечительской деятельности следует отнести также работу в Обществе друзей детей, в родительских комитетах школ, учреждениях закрытой опеки над детьми, а также деятельность в организациях самопомощи в рамках местных объединений пенсионеров, в местных органах Польского комитета социальной опеки и т. п. Активность может быть направлена на культурно-просветительную работу, опекунство (в том числе в виде самопомощи)и к

Таким образом, можно выделить следующие основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении, наиболее характерные для нашего общества: опекунско-воспитательная, административно-организационная и культурно-просветительская.

Наиболее ценной является деятельность типа взаимопомощи, примеры которой приводим ниже: в основном больным, одиноким и беспомощным -- организация доставки питания, оказание медицинской помощи и помощи по уходу, раздача лекарств, беседы, чтение газет, книг, совместное прослушивание радиопередач, пластинок, просмотр телепрограмм и т. д.

1) Пример из Пуатье (Франция): "Для людей в возрасте старше 65 лет уже построены 4 жилых блока с удобствами, каких ожидают люди „золотого возраста". Шесть специальных ресторанов доставляют блюда на дом. Пятьдесят женщин помогают по хозяйству и в покупках. Тринадцать дневных клубов с телевизорами, книгами, газетами и музыкой ждут посетителей. Главным является, однако, телефон: круглосуточное телефонное дежурство, впервые и пока единственное во Франции. Аппараты установлены у постелей старых людей -- одиноких и беспомощных. Достаточно нажать кнопку и помощь приходит через несколько минут. Однажды уже была спасена жизнь 85-летнего мужчины, которого подвёл стимулятор сердца. Прежде чем потерять сознание, он успел соединиться с Обществом. Он даже не должен был объяснять, в чём дело. На столе дежурного лежит полная документация на каждого из подопечных. Тысяче членов Общества помощи пенсионерам в Пуатье министр здравоохранения госпожа С. Вейль заявила: "Вы опередили намерения правительства. Вы показали, как можно заботиться о пожилых людях в их жилище, к которому они уже давно привыкли. А это наиболее идеально".

2) Пример из Су-Фолса (США): "В американском городке Су-Фоле в штате Дакота 1700 человек, одиноко проживающих в многоквартирных домах, и 250 одиночек из индивидуальных домов каждое утро вывешивают на дверях записки: „Я чувствую себя хорошо" или „0'кэй". Тем, кто идёт на работу или в магазин, достаточно взглянуть, что у соседа всё в порядке. А если он не повесил записку, значит нуждается в помощи... Вроде бы простая процедура, но польза от неё очень большая".

3) Пример из Лодзи: "Студенты лицея № 2 под руководством преподавателей заботятся о пенсионерах и хронически больных. Это, в частности, бывшие работники здравоохранения, нуждающиеся в помощи. Студенты помогают им делать покупки, убирают, записывают на приёмы к врачу, приносят лекарства из аптеки, читают им вслух книги и газеты, а иногда попросту сердечно беседуют. Если кто-нибудь из подопечных попадает в больницу, студенты часто бывают единственными, кто их навещает. Опека над больными приносит студентам большое удовлетворение и подготавливает их к будущей профессиональной работе".

Пожилых людей, которые нуждаются в опеке, по Е. Пиотровскому (1976), в Польше 10%. Обычно это люди, которые не покидают жилища без посторонней помощи, причём половина из них вынуждена постоянно пребывать в постели (4%). Материальным обеспечением, опекой и поддержанием социальных связей, а тем самым -- борьбой с чувством одиночества старых, одиноких и больных людей занимаются организации общественной помощи, Польский Красный Крест, местное самоуправление, студенческая молодёжь, члены Союза польских харцеров, дети и школьная молодёжь. Отсутствие достаточного количества квартир в домах, специально спроектированных для пожилых людей в их "собственном" жилом микрорайоне, отсутствие телефонов, дешёвых диетических столовых и ресторанов в микрорайонах затрудняет введение тех или иных форм сотрудничества и способов общения.

Когда мы говорим о старых людях и их микросоциальной среде, мы не должны забывать о том, что могут возникать ситуации, которые не соответствуют этическим нормам общества. Это может происходить как в деревне, так и в городе. В городе это издевательство над стариками со стороны соседей (чаще всего) и семьи (реже), нередко связанные с желанием занять квартиру или комнату; в деревне же чаще всего возникают ситуации, когда родители не передают своё хозяйство детям или передают его с обязательством содержать их. Одна и другая ситуации создают возможности конфликтов, приводящих либо к упадку хозяйства (первая ситуация), либо к физическому и психическому "оживанию" со света стариков (вторая ситуация).

Противодействовать этому можно прежде всего путём воспитания отношения к старост и, то есть путём формирования у молодёжи благожелательности и понимания потребностей и возможностей пенсионеров, а также путём достойной реализации стариками их социальной роли. Существует несколько вариантов этих ролей; вполне возможно также их сочетание.

Мудрец -- это роль пожилого человека, весьма характерная для античности, но она представляется актуальной и в наши дни. Участие старых людей в различных учреждениях в качестве членов научных, общественных советов, советов по программированию, в которых ценится опыт, знания, специфический тип знания жизни, а точнее -- механизмов жизни и людей, которые эти механизмы "приводят в движение", -- это характерные черты роли современного "мудреца".

Роль связующего звена между поколениями. Если бы не стало людей, которые могли бы играть эту роль, то исчезли бы мощные стимуляторы патриотического, общественного, политического, исторического воспитания. Члены Союза борцов за свободу и демократию, революционные деятели, прежние деятели молодёжных организаций являются "живой историей", привносят в жизнь молодого поколения знания, атмосферу ценности трудовых традиций своей молодости. Особенно показательны примеры обращения к старым людям как к связующему звену между поколениями в работе харцерских отрядов, а также на промышленных предприятиях с долголетними традициями общественной и профсоюзной деятельности.

Роль опекуна и воспитателя является наиболее популярной. Данные выборочных исследований деятельности членов попечительских советов, групп самоуправления Общества друзей детей, членов региональных секций этого общества, судебных кураторов и т. п. подтверждают, что в этой роли пожилые люди чувствуют себя наиболее компетентными и в то же время ответственными, а результаты их деятельности высоко ценятся всеми окружающими. В печати появляется множество материалов о матерях, дети которых уже "встали на ноги" и которые принимают на себя обязанности общественного попечителя, судебного куратора или детского попечителя при местном самоуправлении.

Пожилой человек часто выступает также в роли организатора общественной жизни, культурной и просветительной деятельности. Обычно этих людей охотно принимают во всех организациях и учреждениях, прежде всего в тех, членами которых являются люди этого же возраста, например в местных отделениях Союза борцов за свободу и демократию, в клубах пожилых людей "Золотой возраст" или "Тихая осень", в домах и союзах пенсионеров, в Союзе инвалидов войны и т. п. Для роли организатора необходима, однако, хорошая физическая форма, которая позволяет устанавливать связи в ближайшем окружении и за его пределами.

Остальные роли, которые исполняют пожилые люди, не требуют такой физической формы. Их они могут выполнять и "на дому". "Мудрецом", человеком, связующим поколения, попечителем и воспитателем может быть человек, который редко переступает порог своего дома или даже вовсе не выходит из него. Жизнь известного ботаника, и создателя польской теории социальной педагогики, показывает, что вынужденное пребывание дома из-за болезни не мешает трудиться на благо людей.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.