РУБРИКИ

Работа Магдагачинского охотнадзора в борьбе с браконьерством

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Работа Магдагачинского охотнадзора в борьбе с браконьерством

Работа Магдагачинского охотнадзора в борьбе с браконьерством

51

Содержание

Введение

1. Обзор литературы

2. Собственные исследования

2.1 Материал и методы исследования

2.2 Работа Магдагачинской службы охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты

2.2.1 Организация рейдовых выездов и проверок

2.2.2 Тактика работы отдела. Формы и методы борьбы с браконьерством

2.2.3 Тактика выявления случаев незаконной охоты и лиц их совершивших

2.2.4 Тактика выявления и задержания нарушителей правил охоты

2.2.5 Итоги работы Магдагачинской службы охотнадзора за 2005-2007 г.

2.3 Анализ уровня экономической эффективности работы охотнадзора

3. Безопасность жизнедеятельности

3.1 Безопасность жизнедеятельности на производстве

3.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

4. Охрана природы

Вывод

Предложения производству

Список использованных источников

Введение

Незаконная охота является одним из распространенных экологических преступлений. Хотя она и не относится к тяжким преступлениям, тем не менее, общественную и экологическую опасность незаконной охоты нельзя недооценивать. В результате этого преступления уничтожается большое количество ценных животных и птиц и причиненный природе ущерб вряд ли можно возместить материально.

Все чаще, правонарушители, занимаются охотой с применением: транспортных средств, огнестрельного нарезного оружия, выжигают леса и перепромышляют, для проведения охоты избирают заповедники, заказники и иные запрещенные места.

Чтобы контролировать деятельность человека и пресекать нарушения правил в охотничьих угодьях, существует служба охотнадзора, которая совершенствуют свою тактику вслед за усовершенствованием браконьерских методов.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что единой подробной методики работы борьбы с браконьерством на территории Амурской области нет.

Целью дипломной работы является: изучить работу службы Магдагачинского охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты.

В задачи дипломной работы входило:

1. Проанализировать и установить наиболее эффективные методы работы по выявлению фактов нарушения правил охоты и задержанию браконьеров.

2. По данным протоколов подвести итог работы отдела

3. Определить уровень экономической эффективности работы Магдагачинского охотнадзора.

1. Обзор литературы

Распределение охотничьего фонда на территории Амурской области осуществляется на основании Федерального закона «О животном мире» (1995), Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» (1960). Обязательными условиями пользования животным миром служит: охрана угодий, проведение биотехнических мероприятий, ежегодное проведение учетных работ на закрепленной территории. Эти данные необходимы для оценки продуктивности и производительности угодий, а также для составления кадастра охотничьих животных. В случае нарушения охотпользователем этого условия, он лишается права охоты на лицензионные виды, а при повторном нарушении территория может быть изъята.

Ежегодные учеты необходимы для расчета нормы изъятия и если охотпользователи не производят учетных работ, то это приводит к нерациональному использованию охотничьих ресурсов. Следит за качественным и количественным выполнений всех требований на территории Амурской области охотпользователями Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области.

Зейский межрайонный оперативный отдел (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области, осуществляет охрану, воспроизводство, использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания на территории Магдагачинского района.

Автотранспорт Зейского межрайонного оперативного отдела (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области на котором оно ведет свою хозяйственную деятельность, представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Автотранспорт отдела на 2007 г.

Марка транспортного средства

Количество машин, ед.

УАЗ-432

УАЗ-31512-10

1

1

Служба Магдагачинского охотнадзора занимается охраной, которая включает в себя автопатрулирование охотничьих угодий и заказников с пресечением нарушений правил охоты. Также ведет борьбу с охотнарушениями через средства массовой информации.

Контроль включает в себя широкий спектр работ: проверяет выполнения должностных обязанностей и обязательств охотпользователями на территории района.

На территории Магдагачинского района 1 общество охотников и рыболовов, за ними закреплены, соответственно, 3 хозяйства, кроме того, пользованием животным миром осуществляет Шимановское промысловое хозяйство. На территориях всех хозяйств осуществляется охота, охрана, биотехния и учетные работы.

Контроль за выполнением всех работ осуществляют служба Магдагачинского охотнадзора.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира, регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира бывает административной (предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №150-ФЗ) и уголовной (предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации 1996 г.)

Как дополнительной мерой ответственности, наступающей одновременно с административной или уголовной, может выступать материальная ответственность - возмещение причиненного ущерба в соответствии с действующим законодательством.

Неотвратимость наступления ответственности за совершенные правонарушения (преступления) в области охоты обеспечивается правильным оформлением первичной документации, правильным и в соответствующие сроки применением норм законодательства. (Краев Н.В. 2002)

С 1 июня 2002 года вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. До этой даты для привлечения нарушителей законодательства об охоте к административной ответственности на территории России применялись Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года (ст. 85) и Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 года (ст. 84), которые утратили силу всвязи с принятием нового КоАП.

По сравнению с ранее действующим законодательством, предоставлявшим только две статьи в двух нормативных правовых актах, которые служба госохотнадзора применяла в практике привлечения нарушителей Правил охоты и законодательства о животном мире к административной ответственности, новый Кодекс существенно расширил права должностных лиц государственных органов, в том числе и органов госохотнадзора. Так, в новом административном Кодексе существуют уже семь статей (ст. 7.2, ст. 7.11, ст. 8.33, ст. 8.34, ст. 8.35, ст. 8.36, ч. 1 и ч. 3 ст. 8.37), в которых прописаны 8 составов административных правонарушений, за совершение которых служба госохотнадзора вправе налагать административные взыскания. Следует отметить, что наряду с административными правонарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 8.33, ст. 8.34, ст. 8.35, ст. 8.36, ч. 1 и ч. 3 ст. 8.37 КоАП, органам госохотнадзора подведомственно также рассмотрение двух административных правонарушений в области охраны собственности, предусмотренных ст. 7.2 и ст. 7. 11 КоАП.

В Кодексе также содержится четыре статьи (ст. 19.4, ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7), предусматривающие ответственность за совершение административных правонарушений против порядка управления, за совершение которых должностные лица госохотнадзора не вправе привлекать к административной ответственности, а вправе лишь составить протоколы с последующей передачей их в суд, как орган, уполномоченный рассматривать дела и налагать административные взыскания за совершение этих правонарушений.

Необходимо особо отметить введение в практику работы органов госохотнадзора такого института как административное расследование, существенное расширение, по сравнению с ранее действующим законодательством, прав сотрудников органов госохотнадзора по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушений; четкое определение круга лиц, обладающих правом составления протокола об административном правонарушении.

Ю.Н. Ерофеев в своей работе «Ответственность за незаконную охоту по уголовному законодательству России» дает следующее определение незаконной охоты: «Незаконная охота - запрещенная, хищническая, наказуемая в соответствии с уголовным законом деятельность лиц, заключающаяся в извлечении из естественной природной среды обитания диких зверей и птиц в целях последующего присвоения мяса, шкур либо иной продукции, либо их продажи и незаконного обогащения». Он считает, что термин «незаконная охота» в узком смысле слова связан только с уголовно наказуемыми, а «нарушение правил охоты» - административно наказуемыми нарушениями. Незаконная охота всегда предполагает нарушений правил охоты, только одни нарушения влекут за собой уголовную ответственность, а другие - административную.

Признаки уголовно наказуемой незаконной охоты указаны в ст. 258 УК РФ. В части первой указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Вторая часть предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Среди административных правонарушений, наиболее распространены нарушения правил охоты. Характер правонарушений и степени его общественной вредности, определяется, прежде всего, законодателем, устанавливающим административную ответственность за его совершение и соответствующую меру взыскания. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. (Харченко Н.Н. 2002 г.).

Грубыми нарушениями правил охоты считаются; охота без членского охотничье-рыболовного билета или с недействительным билетом; охота вне сроков на данный вид животного; охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках); охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя; охота без договора на лицензионные виды пушных зверей. (Каледин А.П. 2000 г.).

Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования.

На территории России правила охоты устанавливаются отдельно в каждой республике, крае, области на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации.

Согласно статьи 22 Правил охоты на территории Амурской области запрещается:

22.1. Применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской и спортивной охоты, а также для добычи бурого медведя и копытных животных (кроме кабарги).

В районах промысловой охоты охотникам, заключившим договор на добычу лицензионных видов пушных зверей, разрешается при добыче зайцев и боровой дичи в любительских и промысловых целях использовать самоловы и применять малокалиберное оружие под патрон бокового огня.

22.2. Добыча диких копытных животных и бурого медведя в спортивных целях при переправе через водоемы или с применением самоловов.

22.3. Применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, ловчих ям, настороженных ружей, других общеопасных самоловов.

22.4. Применение на охоте незарегистрированного в органах МВД охотничьего оружия.

22.5. Стрельба дробью по диким копытным животным и бурому медведю, а также стрельба картечью по бурому медведю, изюбрю, лосю.

22.6. Использование сетей, вентерей, петель, шатров, крючьев при любительской и спортивной охоте, а также использование петель при охоте на медведя и диких копытных животных (кроме кабарги)

22.7. Применение любых видов химических препаратов, взрывчатых веществ при добыче диких животных за исключением пахучих приманок.

22.8. Применение магнитофонов и других воспроизводящих звук электронных устройств.

22.9. Применение световых устройств для добычи птиц.

22.10. Применение автомототранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором.

При промысловой охоте на диких копытных животных бригадам охотников, зарегистрированным в установленном порядке и штатным работникам охотничьего хозяйства разрешается стрелять из наземных и водных автотранспортных средств и использовать их для преследования животных

22.11. Сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей и барсука.

При производстве законной охоты разрешается: частично разрушать ондатровые хатки и норы; вскрывать любые убежища мелких пушных зверей; применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавчики, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника; прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсука в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты раскопанные участки нор должны быть засыпаны грунтом.

Необходимо помнить, что охотник несет административную ответственность за: нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка; нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором); провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.

Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушений Правил охоты и других требований охотничьего законодательства, правильное применение установленных мер административного воздействия, а также умение правильно организовать охрану госохотфонда и борьбу с браконьерством, имеет важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием животного мира. (Улитин А.А. 1987 г.)

Основными формами борьбы с браконьерством являются:

- выявления случаев совершения нарушений правил охоты и лиц их совершивших и принятие к ним мер общественного, административного, правового либо уголовного и материального воздействия (Краев Н.В. 1999 г.);

- совершенствование законодательства по охране и регулированию использования животного мира (Краев Н.В., Краева В.Н. 2001 г.);

- массово-разъяснительная и воспитательная работа по профилактике охотнарушителей.

В зависимости от региональных условий существует много методов и способов борьбы с браконьерством:

- маршрутный метод охраны угодий, представляющий собой выход, выезд или вылет бригады по заранее разработанному плану в определенные охотничьи угодья для их охраны, как в дневное, так и в ночное время. Маршрутный метод охраны охотугодий может осуществляться в виде объезда, облета и поиска. Объезд (обход) является типичной профилактической формой борьбы с браконьерством. Поиск представляет собой действие поисковой группы либо бригады в целом, направленные на обнаружение и задержание браконьеров, точное местонахождение которых известно. Одной из разновидностей поиска является погоня.

- метод скрытного патрулирования, засад и секретов - когда бригада или несколько бригад, действует по заранее разработанному плану. Каждой из групп ставится конкретная задача, заранее оговариваются условные сигналы и условия связи между группами одной бригады непосредственно с местом дислокации основной бригады или стационарным пунктом охотнадзора, милиции и др. Скрытое патрулирование или засада осуществляются в местах концентрации дичи.

- среди других методов охраны охотугодий можно назвать выставление стационарных постов, пикетов на железнодорожных станциях, лодочных и паромных переправах, причалах, пристанях, постах ГАИ.

- бригадный (групповой) метод выполнения надзорных функций. Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный, обеспечивающий более полное выявление фактов нарушений правил охоты и других требований охотничьего законодательства, быстрое обнаружение и задержание браконьеров. Группе доступны полное обнаружение и изъятие ружей и других орудий браконьерства и продукции незаконной охоты, правильная их фиксация, а в необходимых случаях - доставка в ближайшее отделение милиции.

Важным средством профилактики нарушений Правил охоты и успешной борьбы с браконьерством является проведение широкой разъяснительной работы среди охотников и иных граждан об охоте и рациональном использовании животного мира, пропаганда охотничьего законодательства, знаний о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, а также о сохранении среды обитания диких животных. (Улитин А.А. 1987).

2. Собственные исследования

2.1 Методы и материалы исследований

Основной объем работы приходился на обработку протоколов, сборы данных по тактике и системе работы службы Магдагачинского охотнадзора, расчет его эффективности. В ходе исследования были использованы протоколы о нарушении правил охоты, составленные работниками отдела в период с 2005 г. по 2007 г. а так же данные бухгалтерских ведомостей, отчетов. Для сравнительного анализа были взяты опубликованные материалы Н.В. Краева по охотничьему законодательству (1999). Используя его принципы по методике работ с браконьерством, описываю работу службы Магдагачинского охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты. Чтобы проследить количество и качество протоколов составленных отделом были составлены таблицы.

Так же для написания дипломной работы были использованы: личный опыт по борьбе с браконьерством работников отдела Мысака А.П., Кузнецова А.М., Пивовара С.А., материалы Н.В. Краева и В.Н. Краевой по охотничьему законодательству, они описали организацию работы по борьбе с браконьерством и ответственность за нарушение охотничьего законодательства (1999, 2001), В.Н. Тихомиров описал организацию борьбы с браконьерством в Московской области (1986), В.В. Егошин описал методику расследования незаконной охоты (2002), В.Н. Краев занимался созданием материалов по правовому обеспечению охотничьего хозяйства (1996).

Эти данные позволили описать единую подробную систему работы отдела по выявлению нарушений правил и сроков охоты.

2.2 Работа Магдагачинской службы охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты

Зейский межрайонный оперативный отдел (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области, осуществляет охрану, воспроизводство, использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания на территории Магдагачинского района.

Осуществление возложенных на отдел функций распространяется на территории охотничьих угодий, включая особо охраняемые природные территории.

Задачи и обязанности отдела.

Основными задачами отдела являются:

- надзор за соблюдением правил охоты;

- охрана объектов животного мира и среды их обитания;

- контроль за ведением охотничьего хозяйства;

- организация и проведение государственного учета охотничьих животных;

- соблюдение режима особо охраняемых природных территорий в части, касающейся охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания;

- выдача удостоверения на право охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами обязан:

- вести борьбу с нарушителями правил охоты. Оформлять соответствующие документы (протоколы, объяснения, схемы места происшествия и т.п.) для привлечения нарушителей правил охоты к ответственности в установленном порядке;

- проводить разъяснительную работу среди населения о бережном отношении к объектам животного мира и среде их обитания;

- осуществлять охрану охотничьих животных и среды их обитания;

- участвовать в проведении государственного учета охотничьих животных;

- следить за эпизодической обстановкой среди диких животных, принимать участие в профилактических и экстренных мероприятиях по предотвращению, пресечению распространения эпидемий среди диких животных;

- контролировать выполнение условий пользования охотничьими животными, определенных долгосрочной лицензией на пользование животным миром, юридическими лицами, которым предоставлено право осуществления этого пользования;

- осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Управления, органами исполнительной власти на территории осуществления полномочий, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и гражданами.

- направлять уполномоченным на то должностным лицам (по территориальности) материалы о нарушении правил охоты (протоколы, объяснения, схемы мест происшествия, изъятые оружие и орудия незаконной охоты, незаконно добытую продукцию, вещественные доказательства, документы и т.п.) для применения решения по факту нарушения.

Права и обязанности должностных лиц.

Должностные лица отдела при исполнении служебных обязанностей на территории района имеют право:

- проверять у юридических лиц и граждан документы разрешающие осуществлять пользование животным миром, а также разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

- задерживать нарушителей законодательства, составлять протоколы о нарушении правил охоты на совершенные ими правонарушения и доставлять нарушителей в правоохранительные органы;

- производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;

- изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

- применять при необходимости в установленном порядке физическую силу.

Во время рейда по охране животного мира сотрудники отдела строго и точно выполняют указания начальника отдела или старшего группы, обращают внимание на тактику и этику индивидуального поведения каждого с нарушителями правил охоты, на необходимость проявления активности и принципиальности во время рейда, строгое соблюдение законности и добросовестности при осуществлении своих функций.

Сотрудники отдела при проведении рейдовых мероприятий должны быть в форменном обмундировании со знаками различий, знать и строго руководствоваться правилами применения оружия и специальных средств оснащения: транспортными средствами, автомобилями повышенной проходимости. Служащие отдела при обращении со служебным оружием и специальными средствами должны руководствоваться Федеральным законом «Об оружии», постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №133 «Правила использования и применения служебного оружия, специальных средств и служебных собак должностными лицами, выполняющих задачи по охране объектов животного мира». Применение оружия разрешено при необходимой обороне или крайней необходимости. О каждом случае применения служебного оружия служащий обязан незамедлительно, в течение суток, сообщить в территориальные органы внутренних дел по месту применения оружия и в Управление Россельхознадзора по Амурской области, в отдел охотничьего надзора.

На службу в отдел охотнадзора, приняты следующие служащие, представлены в таблице 2.1, у каждого имеются свои должностные обязанности:

Таблица 2.1 - Служащие отдела

Ф.И.О.

Должность

Мысак А.П.

Кузнецов А.М.

Пивовар С.А.

Старший государственный инспектор

Государственный инспектор

Государственный инспектор

а) Должностные обязанности старшего государственного инспектора:

- осуществляет общее руководство отделом;

- проверяет работу всех охотпользователей по вопросам ведения охотничьего хозяйства;

- организует и отвечает рейды по борьбе с браконьерством в охотничьи угодья района;

- осуществляет в охотничьих угодьях контроль за ходом учетных работ;

- осуществляет контроль за выполнением законов и законодательных (актов) документов по борьбе с незаконной охотой;

- несет ответственность за имущество и технику отдела;

- следит за техническим состоянием автомобиля и несет ответственность за его сохранность;

- отвечает за своевременную отчетность по горюче-смазочным материалам, приобретаемым запчастям;

- по поручению руководства осуществляет проведение других мероприятий, касающихся работы управления.

б) Должностные обязанности государственных инспекторов:

- участвуют в выездах и принимают участие в проверке охотпользователей;

- выезжают в рейды по борьбе с браконьерством в охотничьи угодья района;

- следят за техническим состоянием автомобиля, осуществляют его ремонт;

- осуществляют контроль за ходом учетных работ с проверкой маршрутов и непосредственно участвуют во всех видах учетов;

Всю работу по охране и контролю инспектора ведут на автомобилях повышенной проходимости УАЗ-31512-10, УАЗ-432. Если же приходиться осуществлять контроль в непроходимых местах для автомобиля УАЗ (реки, мари, болота) так как дело приходиться иметь с браконьерами по всему району во всех типах угодий, то на сотрудничество охотно идут, работники Шимановского ГПХ, егеря, охотоведы ООПТ и реже охотники любители, предоставляя свой транспорт для работы отделу.

Также помощь в охране охотугодий оказывают и другие охранные и природоохранные структуры (работники милиции, лесоохраны, прессы) выезжая на патрулирование вместе с инспекторами, группа становиться комплексной и более пластичной по отношению к браконьерам, нарушающим законодательство.

2.2.1 Организация рейдовых выездов и проверок

По организации контроля в охотничьих угодьях рейды подразделяются на: текущие и экстренные.

1. Текущий: организует рейд по борьбе с браконьерством начальник отдела Мысак А.П., значительная роль в организации рейдов лежит на нем, он вызывает инспекторов и указывает им, куда и на какой срок выехать; после разрешения (приказа) на выезд группа отправляется в охотничьи угодья.

2. Экстренный: также бывает и экстренный (внезапный) выезд, когда в отдел Магдагачинского охотнадзора поступил сигнал о незаконной охоте, он по возможности проверяется и если сигнал положительный, то дается распоряжение о немедленном выезде отдела.

В основном все рейды проводятся не только по месту их назначения, но и по пути следования, ведется патрулирование охотугодий (профилактика), что дает еще более положительные результаты.

Помимо рейдовой работы в обязанности инспекторов отдела входят полномочия осуществлять проверки охотпользователей.

При проведении проверок инспекторами составляются акты проверок, в которых отражаются: кто проводит проверку, при чьем участии, описывается реальное состояние проверяемого имущества, ведения документации, состояние охотничьих угодий на предмет аншлаговки, посещаемость браконьеров, что отлично видно по дорогам, ведущим в угодья, также состояние аншлагов и биотехнических мероприятий проводимых проверяемыми. В зимнее время производится контроль хода учетных работ. Затем отмечаются все замечания и сроки исправления. В дальнейшем акты проверок сдаются начальнику отдела, осуществляется повторная проверка, и тогда принимаются меры вплоть до лишения пользователей охотничьими угодьями.

2.2.2 Тактика работы отдела. Формы и методы борьбы с браконьерством

Основными формами борьбы с браконьерством являются:

- выявления случаев совершения нарушений правил охоты и лиц их совершивших и принятие к ним мер общественного, административного, правового либо уголовного и материального воздействия (Краев Н.В. 1999 г.);

- совершенствование законодательства по охране и регулированию использования животного мира (Краев Н.В., Краева В.Н. 2001 г.);

- массово-разъяснительная и воспитательная работа по профилактике охотнарушителей.

В результате обобщения и изучения практике борьбы с незаконной охотой отделом, были проанализированы и установлены наиболее эффективные методы работы по выявлению фактов нарушения правил охоты и задержанию браконьеров.

При инспектировании угодий применяются два основных метода: активный и пассивный.

Пассивное инспектирование заключается в устройстве наблюдательного пункта (засады) на таежных дорогах, по которым может происходить оживленное передвижение охотников. Засады организуются в любое время суток и года. Эффективность этого метода зависит от умения выбрать место для наблюдения. При умело выбранном месте для пассивного инспектирования, результаты оперативной группы могут быть гораздо выше, чем в случае активного инспектирования.

Активное инспектирование - это наиболее часто применяемый маршрутный метод охраны угодий. При этом способе группа обследует в первую очередь места обитания и возможного скопления дичи. Непосредственно в угодьях направление движения определяется, главным образом, по выстрелам и следам охотников, а также голосам, лаю собак и другим признакам.

У отдела всегда есть место назначения, где будет происходить охрана угодий. После того как разрешение на выезд в охотничьи угодья получено, служащие отдела решают, какой дорогой будет проходить маршрут, при этом учитывается расстояние выбранной дороги, время следования, характер угодий и количество выделенных горюче-смазочных материалов, также учитывается, где чаще всего действуют браконьеры.

Если следовать к пункту назначения по главной дороге (шоссе) днем, то вероятность увидеть нарушителя будет равной нулю, только в отдельных случаях - нет.

Если же следовать к пункту назначения по проселочным дорогам (дорогам не общего пользования) днем, то вероятность, по сравнению с прямой шоссейной дороге, резко увеличится. Во-первых, курс следования будет лежать в первую очередь в местах концентрации диких зверей и птиц и рядом с населенными пунктами. При таком способе нужно пользоваться биноклем и время, от времени останавливаясь, просматривая угодья. Можно обнаружить охотников, охотившихся пешком или на транспорте. Обнаружив таких охотников нужно приступать к их задержанию.

Маршрутный метод охраны охотугодий на транспортном средстве может осуществляться и ночью. При ночном следовании по охотничьим угодьям в первую очередь берется во внимание тип угодий, выбирается такой тип, где чаще всего браконьеры выбирают транспортное средство с выносной мощной фарой. Если следовать ночью, то тактика обнаружения и задержания меняется, на передние осветительные фары надеваются СМУ, все же остальные осветительные приборы просто выключаются и все члены группы ведут наблюдение, выискивая лучи от лампы-фары нарушений. Этот метод очень эффективен в обнаружении браконьерства. Если луч обнаружен, то сразу же обдумываются пути подъезда или подхода. Тут важно все правильно и быстро распланировать, чем и занимается начальник отдела или старший группы. На машине сотрудники отдела стараются, как можно ближе подъехать, чтобы не обнаружить себя, затем, рассчитав направление, расстояние и скорость браконьеров, догоняет, обгоняет и перекрывает возможные пути объезда.

При этом методе используется эффект неожиданности. Внезапность появления, резкий свет осветительных приборов, сразу психологически подавляет нарушителей правил охоты. Задержав нарушителей, оформляются протоколы о нарушении правил охоты на территории Амурской области.

Если же до нарушителя никак нельзя подъехать (высокий снег, болото, падь, марь), то приходится, также подъехав как можно ближе, действовать пешком. При таком способе старший группы оговаривает, кто какие позиции должен занять. Один служащий всегда остается за рулем автомобиля и перекрывает, по мере возможности, пути охоты, если это возможно, остальные, высчитав скорость и направление нарушителя делая упреждение, пытаются догнать быстрым бегом, что зачастую всегда получается кроме случаев, когда охотятся с применением лампы-фары на лошади. Такие случаи почти всегда оканчиваются ничем. Кто первым догоняет транспортное средство, тот в первую очередь пытается остановить автомобиль.

Другие инспектора подбегая, обезоруживают нарушителей с дальнейшим составлением протоколов. Эффективность такого способа (пешком) - 100%, кроме случаев охоты с лошади или за ИТС (инженерно-техническое сооружение). Опасность при вскрытии таких нарушений очень велика, так как способ охоты на транспортном средстве лампы-фары запрещенный, нарушители хорошо экипированы, кроме того, часто охота проходит в запрещенные сроки, и поэтому они настроены очень агрессивно, в лучшем случае пытаются скрыться, в худшем - стреляют по транспорту. При таких задержаниях работники отдела используют максимум осторожности, соблюдая все правила по технике безопасности.

Осуществляя контроль над охотничьими угодьями тремя способами указанными выше, плюс пассивный способ (засада). При таком способе маршрутного патрулирования, выбирается маршрут работниками отдела по ходу рейда.

Добравшись до места назначения инспектора, проводят рекогносцировку (оценивают обстановку). И тут начинается еще один из маршрутных способов - поиск. Он представляет собой действия поисковой группы либо бригады в целом, направленные на обнаружение и задержание браконьеров, точное местонахождение которых порой бывает неизвестно. Поводом к поиску могут быть заявления очевидцев незаконной охот, обнаружение следов браконьерства, остатки животного, кровь, следы транспортных средств, самих браконьеров. В этих случаях поиск ведется по ориентировочным сведениям: по следам, уликам, сведениям граждан и с учетом накопленных данных подобного рода браконьерстве. Поиски ведут в любое время суток способами указанными выше, ночью с выключенным светом автотранспорта, а днем с биноклем.

От инспекторов требуется быть специалистами по наблюдениям постоянно фиксировать в памяти все, что встречается на пути. Днем, обнаружив нарушителей на транспортном средстве очень тяжело их задержать, так как они часто начинают скрываться. Одной из разновидностей поиска является погоня, то есть преследование браконьеров по «горячим следам».

Наиболее результативной погоня бывает при наличии более быстроходной техники, чем у нарушителей и отличным знанием местности инспекторами. Порой погоня заканчивается поломкой одной из машин, но часто бывает, что нарушитель просто скрывается. Этот метод эффективен тогда, когда нарушитель ни куда не двигается, находясь на зимовье, отдыхая в автомобиле, перекусывая или находясь на месте преступления добирают, разделывают незаконно добытую продукцию.

Одним из активных методов охраны угодий являются маршрутное патрулирование пешком, большой эффективности метод достигает при количестве патрульных более трех. При этом способе группа обследует в первую очередь места обитания и возможного скопления дичи, солонцы и т.д. Непосредственно в угодьях направления движения определяется, главным образом, по выстрелам и следам охотников, а также по голосам, лаю собак и другим признакам (Тихомиров В.Н. 1986 г.). При движении на выстрел, направление выстрела обязательно пеленгуется по компасу, а если его нет, то главный группы объясняет каждому свои ориентиры и направление. Во время движения необходимо соблюдение строгой дисциплины. Группа идет контактно, не растягиваясь, часто останавливаясь и прислушиваясь без разговоров. Дойдя примерно до места, где был произведен выстрел. Все члены группы осматривают внимательно местность, затем растягиваются цепью так, чтобы каждый член рейда видел или слышал рядом идущего.

Очень важно обнаружить нарушителей первыми, поэтому каждый инспектор ведет себя очень осторожно с каждым шагом всматриваясь и вслушиваясь, чтобы не подшуметь нарушителя (нарушителей) служащий начинает задержание сам, так как порой нет возможности сообщить коллегам об обнаруженном. Скрадывая по возможности как можно ближе сокращая расстояние, затем внезапно начинает задержание, быстро встав с земли, бегом приближается к нарушителю и обезоруживает его, затем сообщает находившимся неподалеку коллегам инспекторам, что нарушитель задержан.

Если же удалось обнаружить нарушителей сразу несколькими сотрудниками, то задержание происходит проще, окружив их и задержать с дальнейшим оформлением протоколов. Результативность такого способа очень высока, так как почти всегда удается обнаружить и задержать нарушителей. Нарушители никогда не ожидают, что инспекция будет патрулировать пешком, и поэтому ведут себя в охотничьих угодьях естественно и расковано не слыша никакой техники.

Сотрудники отдела применяют и бригадно-групповой метод охраны охотугодий. Он заключается в следующем: выезд в охотничьи угодья не одного экипажа, как это описывалось выше, а несколькими экипажами, иногда используется и вездеходная техника. В начале все тщательно планируется, кто каким маршрутом едет, во сколько выезд и где встреча.

Такой способ позволяет захватить более обширный фронт охотугодий и качественней проверить на факт нарушений правил охоты и других требований охотничьего законодательства, быстрое обнаружение и задержание браконьеров. Метод характеризуется сильным психологическим воздействием на браконьеров, подавлением, как правило, желания нарушителей к сопротивлению и иным негативным действиям. Оперативным группам доступны полное обнаружение и изъятие оружия и других орудий браконьерства и продукции незаконной охоты, правильная их фиксация, а в необходимых случаях - доставка в отделение милиции.

Наиболее мобильной и хорошо управляемой является рейдовая бригада, состоящая из четырех человек. Успех рейда во многом зависит: от решений принимаемых старшими бригады, от знания местности охраняемых угодий, расположение и направления общеиспользуемых дорог, лесных дорог и тропинок, мест обитания диких зверей и птиц, расположение населенных пунктов. Также, когда в состав группы входит штатные работники охотхозяйств, работники лесоохраны, представители органов власти. В составе бригады желательно иметь одного внештатного работника ГИБДД, что способствует при техническом осмотре транспорта выявлению нарушений правил охоты (провоз незаконно добытой продукции).

Перед выездом (выходом) бригады на охрану охотугодий с ее участниками проводится устный инструктаж. Его проводят работники охотнадзора. Успех и конечный результат работы во многом зависит от качества проведенного инструктажа;

Инструктирующий должен:

- подробно ознакомить членов бригады с особенностями охраняемых охотугодий;

- рассказать о намеченном маршруте, указав при этом начальные и конечные ориентиры маршрута, его дальность и продолжительность;

- ознакомить бригаду с ее составом;

- ознакомить с техническим оснащением бригады;

- ориентировать членов бригады о поступивших сигналах о браконьерстве или возможных нарушениях правил охоты или признаках, свидетельствующих об имевших место фактах браконьерства.

Тактика борьбы с браконьерством показывает, что наиболее распространенны и применимы на практике в Магдагачинском районе все вышеуказанные способы, но наибольшей эффективности они достигают, когда наряду с активными способами используются и пассивные способы работы с нарушителями. Смена способов зависит: от времени суток, от характера угодий и от самого выбора способа задержания браконьеров.

Пассивные способы охраны охотугодий службой охотнадзора (засада) организуется в тех случаях, когда поступило сообщение с указанием точного места незаконной охоты. В дальнейшем по маршруту следования на это место обдумывается, где лучше установить засаду. Выбирается дорога по которой возможно будет выезжать нарушитель, выбирается место более скрытое и невидимое для нарушителей, в то же время удобное, чтобы сразу перекрыть дорогу и задержать.

При таком способе задерживается более крупный нарушитель, но если неизвестно по какой дороге будет возвращаться нарушитель, то процент вероятности его задержания не велик, но зато в засаде можно задержать других нарушителей охотничьего законодательства. Засады могут устанавливаться на несколько дней, это зависит от решений старшего группы на месте засады.

Причем ночью в засаде назначается дежурный, который наблюдает, чтобы никто не проехал мимо, дежурный сменяется через два часа дежурства другим инспектором. Если дежурный увидел или услышал какой-либо транспорт, то он быстро будит всех и преступают к задержанию.

Засады устанавливаются при любых остановках автомобиля в охотничьих угодьях, когда ведется активное патрулирование (при ночлегах или приготовлении пищи). В таких случаях выбираются места, откуда видно следующий в угодья или из угодий транспорт (сопки, увалы и всевозможные возвышенности), также выбираются перекрестки, где чаще всего проезжают охотники. Этот метод наиболее эффективен в ночное время, особенно своей неожиданностью, возможностью скрытно изучить динамику браконьерских действий. Однако до направления на скрытное патрулирование или засаду, еще днем или заранее определяется место патрулирования, засады (Краев Н.В. 1999 г.).

Используются и другие методы охраны охотугодий. В зависимости от особенностей охраняемых охотугодий, количества лиц осуществляющих охрану и других факторов, для выявления случаев браконьерства и задержания нарушителей правил охоты выставляются стационарные посты, на постах ГИБДД, где с помощью госавтоинспектора останавливается и досматривается автотранспорт. При взаимодействии с работниками милиции указанным методом охраны нередко выявляются злостные браконьеры, доставляющие домой продукцию и орудия незаконной охоты (мясо, пушнину, оружие и другие средства охоты). Этот метод, имеет огромную эффективность, позволяет, получить информацию о количестве прибывающих охотников, местах производства ими охоты, вести с ними разъяснительную и предупредительную работу.

Одним из важных средств профилактики и успешной борьбы с нарушителями правил охоты, является массово-разъяснительная и воспитательная работа среди охотников и иных граждан, проводимая работниками отдела своими усилиями и с помощью прессы. Пропаганда охотничьего законодательства, знаний о редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также по сокращению среды обитания диких животных.

Особое внимание уделяется индивидуальной беседе с лицами, ранее нарушившими правила охоты. Эффективность массово-разъяснительной работы достигается, прежде всего, за счет привлечения к этой работе широких кругов охотничьей общественности и средств массовой информации. К мерам профилактического характера относятся сообщения о допущенных нарушениях по месту работы или учебы, а также жительства браконьеров. Этот метод очень эффективно действует на браконьеров подавляя их психологически.

2.2.3 Тактика выявления случаев незаконной охоты и лиц их совершивших

Накопленная практика показывает, что особая активность нарушения правил охоты имеет место за несколько дней до открытия сезонной охоты. Для совершения незаконных действий против госохотфонда, как правило, браконьеры избирают места концентрации животных, отдельные места, недостаточно охраняемые места охотничьих угодий, выходные дни службы охотнадзора, дни отсутствия охотоведов и егерей в охотничьих угодьях.

На копытных браконьеры активизируют свои действия осенью, до выпадения снега по чернотропу, когда легче скрыть следы преступления.

Для совершения браконьерства злостные нарушители правил охоты берут на вооружение современные достижения науки и техники. Они используют автоматическое оружие, укорачивают стволы и переделывают приклады, чтобы оружие можно было легче скрыть, устраивают в лесу тайники, где прячут оружие и другие орудия браконьерства, применяют вставные стволики малых калибров в гладкоствольные ружья, используют мощные электроосветительные приборы.

Тактика выявления случаев нарушения правил охоты зависит от ситуации обнаружения признаков браконьерства. Чаще всего признаки незаконной охоты обнаруживаются охотниками. При получении заявления (сообщения) об обнаружении признаков незаконной охоты, инспектора охотнадзора уточняют место и время обнаружения признаков браконьерства, фиксируют эти данные, по возможности проверяют их достоверность и отправляются в охотничьи угодья. Во всех случаях обнаружения нарушений правил охоты отделом принимаются меры к обнаружению и задержанию охотнарушителей и оформления протоколов.

2.2.4 Тактика выявления и задержания нарушителей правил охоты

В процессе охраны охотугодий приходиться иметь дело с лицами разными по возрасту, характеру, образованию и должностному положению, впервые совершившими нарушение правил охоты и систематически занимающихся браконьерством.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.