РУБРИКИ

Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций

Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций

23

Саратовский техникум железнодорожного транспорта

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОИЗВОДСТВ

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Реферат по Безопасности жизнедеятельности

Выполнил:

Студент 3 курса

________ группы

Куликов Альвидас

Саратов

2010

Содержание:

Введение

Глава 1. Устойчивость объектов экономики в условиях ЧС

Глава 2. Инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости объектов

Глава 3. Устойчивость работы объектов ЖДТ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Заключение

Список литературы

Введение

Во всем мире ежегодно увеличивается число техногенных катастроф и аварий, землетрясений, наводнений, оползней и других опасных воздействий и вызванных ими социальных, экономических и экологических потерь и ущербов.

В России за последние 10 лет экономические потери от стихийных бедствий и техногенных катастроф достигли 6-7 % валового внутреннего продукта. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М.: Академия, 2008. С. 4.

В целях обеспечения безопасности территорий и населения в условиях возможного возникновения природных и антропогенных опасностей и угроз необходимо принимать меры, направленные на предотвращение тяжелых аварий и катастроф и смягчение их последствий.

Главными объектами защиты являются отдельный человек и окружающая его природная среда. Неотъемлемой частью окружающей среды является современный промышленный комплекс, включающий совокупность отдельных элементов:

· Зданий и сооружений, в которых размещены цехи и технологическое оборудование;

· Сооружений энергетического хозяйства;

· Сооружений водоснабжения и канализации, технических и транспортных коммуникаций;

· Сооружений складского хозяйства;

· Зданий, сооружений административного, хозяйственного и бытового назначения.

Глава 1. Устойчивость объектов экономики в условиях ЧС

Устойчивость объекта - это способность всего инженерно-технического комплекса противостоять разрушающему действию поражающих факторов в условиях ЧС (это физическая и механическая устойчивость всего комплекса и его отдельных элементов).

Устойчивость функционирования объекта - это его способность в условиях ЧС мирного и военного времени выпускать продукцию в запланированном объеме и номенклатуре, а также готовность объекта к восстановлению в случае повреждения. Устойчивость функционирования объектов непроизводственной сферы - это способность этих объектов выполнять свои функции в условиях ЧС в соответствии с предназначением.

Под устойчивостью любой технической системы понимается возможность сохранения ею работоспособности при нештатном (чрезвычайном) внешнем воздействии. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С. В. Белова. - М.: Высш. шк., 2003. С. 265. Согласно этому определению под устойчивостью работы промышленного объекта (производства) понимается способность объекта выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами, в условиях чрезвычайных ситуаций, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорт, связь, линии электропередач и т. п.), устойчивость определяется его способностью выполнять свои функции.

Повышение устойчивости технических систем и объектов главным образом достигается за счет проведения соответствующих организационно-технических мероприятий, которым всегда предшествует исследование устойчивости конкретного объекта.

Примерная схема организации исследования устойчивости работы объекта и разработки мероприятий по ее повышению приведена на рисунке:

Рисунок 1.

Схема организации исследования устойчивости работы объекта Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С. В. Белова. - М.: Высш. шк., 2003. С. 266.

Глава 2. Инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости объектов

Для определения возможных аварийных явлений может быть применен метод построения дерева событий, позволяющий корректно использовать информацию о неисправностях компонентов установки и интегрировать их с данными об окружающих условиях.

Примерная схема мероприятий по оценке опасности промышленного предприятия (установки) представлена на рисунке:

Рисунок 2.

Порядок оценки опасности промышленного объекта Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С. В. Белова. - М.: Высш. шк., 2003. С. 266.

23

На первом этапе исследования промышленного объекта проводится анализ уязвимости и устойчивости его отдельных элементов в условиях чрезвычайных ситуаций. Важной частью этой работы является оценка опасности выхода из строя или разрушения отдельных элементов или всего объекта в целом. На этом этапе проводятся работы по анализу:

· последствий аварий отдельных систем производства;

· распространения ударной волны по территории предприятия (взрыв сосудов, коммуникаций, взрывоопасных веществ, ядерных зарядов и т. п.);

· распространения огня при различных видах пожаров;

· надежности установок и промышленных комплексов;

· рассеивания веществ, высвобождающихся при чрезвычайных ситуациях;

· возможности вторичного образования токсичных, пожаровзрывоопасных смесей и т. п.

Мероприятия по оценке опасности промышленного предприятия (установки) могут проводиться с применением различных методов анализа повреждений и дефектов, например, метода оценки нарастания повреждений в системе после аварии с построением дерева неисправностей (отказов).

Для определения возможных аварийных явлений может быть применен метод построения дерева событий, позволяющий корректно использовать информацию о неисправностях компонентов установки и интегрировать их с данными об окружающих условиях.

На втором этапе -- разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости и заблаговременной подготовке объектов к восстановлению после чрезвычайной ситуации. Разработанные мероприятия составляют основу плана-графика повышения устойчивости объекта. В . плане или приложениях к нему указываются объем и стоимость планируемых работ, источники финансирования, основные материалы и их количество, машины и механизмы, рабочая сила, ответственные исполнители, сроки выполнения и т. п. В случае реконструкции объекта в утвержденный план-график вносятся изменения и дополнения, порядок принятия которых такой же, как и основного документа.

Исследование устойчивости функционирования объекта начинается задолго до ввода его в эксплуатацию. На стадии проектирования это делает проектант. Такое же исследование объекта проводится соответствующими службами на стадии технических, экономических, экологических и иных видов экспертиз. Каждая реконструкция или расширение объекта также требует нового проведения исследования устойчивости. Таким образом, исследование устойчивости -- это не одноразовое действие, а длительный, динамичный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства, инженерно-технического персонала, служб гражданской обороны.

Все промышленные объекты независимо от их конкретного назначения имеют много общих черт. Так, любой промышленный объект включает в себя наземные здания и сооружения основного и вспомогательного производства, складские помещения и здания административно-бытового назначения. В зданиях и сооружениях основного и вспомогательного производства размещается станочное и иное технологическое оборудование, сети газо-, тепло-, электро-, энергоснабжения и т. п. Между собой здания и сооружения соединены сетью внутреннего транспорта, сетью энергоносителей и системами связи и управления. На территории промышленного объекта могут быть расположены сооружения автономных систем электро- и водоснабжения, а также отдельно стоящие технологические установки и т. д. Здания и сооружения возводятся по типовым проектам и из унифицированных материалов. Проекты производств выполняются по единым нормам технологического проектирования, что приводит к среднему уровню плотности застройки (обычно 30...40 %). Все это дает основание считать, что для всех промышленных объектов независимо от профиля производства и назначения характерны общие факторы, влияющие на устойчивость объекта и подготовку его к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

К общим факторам можно отнести: район расположения объекта; внутреннюю планировку и застройку территории; подготовленность персонала к работе в чрезвычайных ситуациях; готовность к восстановлению производства; надежность жизненно важных систем промышленного объекта (дублирование систем, ремонтопригодность и т. д.); технологический процесс (особенности используемых веществ, методы обработки и т. д.); надежность и гибкость производственных связей и систем управления производством.

Район расположения определяет уровень и вероятность воздействия внешних поражающих факторов природного происхождения (сейсмическое воздействие, сели, оползни, тайфуны, цунами и т. д.). Район расположения может оказаться решающим фактором в обеспечении защиты и работоспособности объекта в случае выхода из строя штатных путей подачи исходного сырья или энергоносителей. Например, наличие реки поблизости от промышленного объекта позволит при разрушении железнодорожных или трубопроводных магистралей осуществить подачу материалов, сырья и комплектующих водным транспортом. Поэтому при исследовании устойчивости работы объекта большое внимание уделяется исследованию и анализу района расположения объекта. При этом выяснятся метеоклиматические условия района, количество осадков, направления господствующих ветров, максимальная и минимальная температура соответственно самого жаркого и самого холодного месяца и т. д.; изучается карта местности (рельефа), характер фунта, глубина залегания подпочвенных вод, ее химический состав. Проводится анализ топографического расположения объекта: характер застройки территории, окружающей объект (структура, тип, плотность застройки); оценивается уровень опасности смежных производств (гидроузлы, объекты химических производств, производств повышенной опасности и т. д.); учитываются естественные условия прилегающей местности (лесные массивы -- источники пожаров, водные объекты -- возможные транспортные коммуникации, огнепреградительные зоны и в тоже время источники наводнений и т. п.); оценивается среднегодовое значение ливневых дождей и гроз и т. д.

При изучении зданий и сооружений объекта дается характеристика зданиям основного и вспомогательного производства; зданиям, которые не будут участвовать в производстве основной продукции в случае чрезвычайной ситуации. Устанавливаются основные особенности их конструкции, указываются данные, необходимые для расчетов уязвимости к воздействию ударной волны, светового излучения и возможных вторичных факторов поражения. А именно: конструкция, этажность, длина и высота, вид каркаса, стеновые заполнения, световые проемы, кровля, перекрытия, степень износа; оценивается огнестойкость строительных конструкций и всего здания. Указывается число рабочих и служащих, одновременно находящихся в здании (наибольшая рабочая смена) наличие встроенных в здание и вблизи расположенных убежищ. Наличие в здании средств эвакуации и их пропускная способность.

При оценке внутренней планировки территории объекта определяется влияние плотности и типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образование завалов входов в убежища и проходов между зданиями. Особое внимание обращается на участки, где могут возникнуть вторичные факторы поражения. На территории объекта такими источниками являются: емкости с легковоспламеняющимися, горючими жидкостями и сильнодействующими ядовитыми веществами, склады взрывоопасных веществ и взрывоопасные технологические установки; технологические коммуникации, разрушение которых может вызвать пожары, взрывы и загазованность участка; склады легковоспламеняющихся материалов, аммиачные установки и др. При этом прогнозируются последствия следующих процессов:

· утечка тяжелых, легких газов или токсичных дымов;

· пожары цистерн, колодцев, фонтанов;

· воздействие шаровых и обычных молний;

· взрывы паров ЛВЖ;

· нагрева и испарения бассейнов и емкостей с различными жидкостями;

· рассеивания продуктов сгорания во внутренних помещениях;

· токсического воздействия на человека продуктов горения и иных химических веществ и соединений;

· тепловая радиация при пожарах.

Необходимо оценить возможность образования ударной волны в результате взрывов сосудов, находящихся под давлением, взрывов в закрытых и открытых помещениях и их распространение как внутри, так и снаружи строений. При этом оценивается суммарный эффект от воздействия динамического и статического избыточного давления в результате ударной волны и производится оценка количества кинетической энергии и траектории образуемых потоков.

Необходимо также провести анализ распространения пламени в зданиях и сооружениях объекта. Оценить огневой поток в зависимости от расположения стен и внутренней обстановки.

Изучение технологического процесса производится с учетом специфики производства и изменений в производственном процессе на время чрезвычайной ситуации (возможное изменение технологии, частичное прекращение производства, переключение на производство новой продукции и т. п.).

При исследовании устойчивости оценивается способность существующего производства в короткие сроки перейти на новый технологический процесс. Оценивается возможный новый номенклатурный перечень и возможные сроки перехода на его выпуск. Дается характеристика станочного и технологического оборудования. Определяется уникальное и особо важное оборудование. Оценивается насыщенность производства аппаратурой автоматического управления и контрольно-измерительными приборами. Оценивается возможность перехода на ручное управление отдельными элементами технологического оборудования и всем производством в целом. Исследуется гибкость технологических процессов, возможность замены одних энергоносителей на другие; возможность автономной работы отдельных станков, участков и цехов объекта; запасы и места расположения сильнодействующих ядовитых и горючих веществ. Оцениваются условия их хранения. Определяется необходимый минимум запасов, который может находиться на территории объекта, и место хранения остальной части в загородной зоне. Планируются способы и исследуются возможности безаварийной остановки производства в условиях чрезвычайной ситуации.

При исследовании систем и источников энергоснабжения определяется зависимость работы объекта от внешних источников энергоснабжения, определяется необходимый минимум энергоснабжения. Производится ревизия энергетических сетей и коммуникаций. Анализируются системы автоматического управления и отключения сетей энергоносителей.

При рассмотрении систем водоснабжения особое внимание обращается на защиту сооружений и водозаборов на подземных источниках воды от радиоактивного, химического, бактериологического заражения. Определяется надежность функционирования систем пожаротушения, возможность переключения систем водоснабжения с соблюдением санитарных правил.

Особое внимание уделяется изучению систем газоснабжения, поскольку разрушение этих систем может привести к появлению вторичных поражающих факторов. Жесткие требования предъявляются к надежности и безопасности функционирования систем и источников снабжения АХОВ, сильными окислителями, взрывоопасными и горючими веществами.

Исследование систем управления производством на объекте производится на основе изучения состояния пунктов управления и узлов связи, надежности связи с загородной базой, расстановки сил, обеспечения руководства производственной деятельностью объекта во всех подразделениях предприятия. Определяются также источники пополнения рабочей силы, анализируются возможности взаимозаменяемости руководящего состава объекта.

Аналогичным образом проводится исследование других жизненно важных систем предприятия.

Глава 3. Устойчивость работы объектов ЖДТ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Устойчивость работы объектов железнодорожного транспорта в мирное время во многом зависит от организации Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». Фактически у ведомственной охраны за плечами 85-й летний опыт работы по защите крупнейшей в стране транспортной инфраструктуры и непосредственно перевозочного процесса. При этом нужно особо подчеркнуть, что ведомственная охрана железнодорожного транспорта в отличие от большинства других структур подобного типа оказывает комплекс различных услуг по защите стационарных объектов и подвижного состава. Это - сопровождение грузов, техническая охрана стационарных объектов, осуществление контрольных функций за состоянием пожарной безопасности, ликвидация пожаров. Преимущества перед другими охранными структурами - знание специфики отрасли, разветвленность подразделений по всей стране, широкий спектр предоставляемых услуг, высокий уровень технической оснащенности подразделений, внедрение новых средств в обеспечение охраны и противопожарной защиты. По договору с ОАО «РЖД» осуществляется охрана и пропускной режим на 1714 объектах железнодорожного транспорта, из которых около 500 наиболее важные. Защита железнодорожной отрасли // Транспортная безопасность и технологии. 2006. № 3. http://www.transafety.ru/issue/2006-3/articals/44.html Обеспечить надежную защиту в специфичных условиях железной дороги может только мощная и разветвленная структура, какой является ФГП ВО ЖДТ России. В структуре вагонного парка ОАО «РЖД» и частных операторов имеется более тысячи вагонов различного назначения. Любой из этих вагонов для того, чтобы двинуться в путь, должен быть осмотрен и соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности. Силами ФГП ВО ЖДТ России осуществляется охрана более 1700 ключевых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, среди которых мосты и тоннели, центры управления, парки станций и другие объекты, обеспечивающие технологическую устойчивость перевозочного процесса. Именно эти объекты являются потенциальной мишенью для противоправного воздействия, в т.ч. террористического характера. Кроме того, указанные объекты в мирное и военное время имеют стратегическое значение для поддержания мобилизационной готовности и обороноспособности государства. ФГП ВО ЖДТ России активно сотрудничает с Департаментом обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД России, территориальными подразделениями ОВД, службой экономической безопасности ФСБ и другими структурами, имеющими отношение к обеспечению безопасности и охраны правопорядка.

В поддержании необходимого уровня защищенности инфраструктуры железнодорожного транспорта важнейшая роль принадлежит слаженной деятельности совместных специализированных групп (ССГ) ведомственной охраны и транспортной милиции. На сегодняшний день это - уникальный институт объединения усилий охранной структуры и органов внутренних дел, не имеющий аналогов в стране. На сети дорог действуют 334 штатные совместные специализированные группы работников ведомственной охраны и сотрудников транспортной милиции численностью около 7 тыс. человек.

Со стороны ведомственной охраны спецгруппы укомплектованы бывшими военнослужащими спецподразделений, оперативными работниками МВД, ФСБ и других силовых структур. Они оснащены современным боевым оружием, спецсредствами, приборами видеонаблюдения и документирования информации, оперативными автомобилями повышенной проходимости. Для усиления спецгрупп используется более 3 тыс. специально подготовленных служебных собак. Деятельность ССГ осуществляется в соответствии с требованиями совместного с МВД России приказа и ведется круглосуточно, путем патрулирования перегонов и станций, в том числе с использованием подвижного состава железных дорог. Основные усилия ССГ сосредотачиваются на обеспечении сохранности имущества и безопасности грузоперевозок по основным транспортным коридорам.

В качестве дополнительных задач ведомственная охрана осуществляет предупреждение противоправного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, в том числе оказывает практическую помощь по недопущению террористических актов, а также участвует в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на ж.д. транспорте.

Одной из важнейших задач предприятия является профилактика и тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Сегодня на сети железных дорог России работают более 2000 инспекторов и других работников пожарной охраны нашего предприятия, которые ежемесячно осуществляют проверку более 80 тыс. вагонов и контейнеров с опасными и легковоспламеняющимися грузами. В настоящее время по инициативе министра МЧС России С.К. Шойгу прорабатывается вопрос повсеместного введения пожарного аудита. Работники ведомственной охраны проводят значительный объем предупредительных мероприятий по профилактике возможных пожаров. За счет этого им удается держать ситуацию под контролем, исключить случаи крупных пожаров с и пожаров с тяжкими последствиями. В 2000 году еще на уровне МПС России была принята Программа технического переоснащения пожарных подразделений ведомственной охраны железнодорожного транспорта России. За прошедшие годы проделана большая работа по ее реализации и есть конкретные результаты. В частности, в рамках реализации Программы проведено перевооружение газодымозащитной службы пожарных подразделений ФГП ВО ЖДТ России. Закупка оборудования также производится за счет собственных средств. Имевшиеся ранее на вооружении кислородные изолирующие противогазы полностью заменены на более совершенные дыхательные аппараты, работающие на сжатом воздухе. Разработаны и успешно применяются пенообразователи целевого и общего назначения для тушения на железнодорожном транспорте, по согласованным с ФГП ВО ЖДТ России техническим условиям изготавливается комплект средств защиты пожарного. Пожарные поезда включены в единую государственную систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, что позволяет эффективно сотрудничать с МЧС России и ее структурными подразделениями по ликвидации пожаров и других нештатных ситуаций. Современные пожарные поезда способны не только тушить пожары, но и перекачивать опасные грузы (нефтепродукты) из аварийных цистерн, угрожающих безопасности движения поездов. В настоящее время на основе новых информационных технологий на Предприятии внедряется программный комплекс, обеспечивающий решение задачи оперативной и достоверной информационной поддержки принятия решений при несении службы, тушении пожаров и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В числе грузов, перевозимых по железной дороге, имеются и те, которые считаются опасными. Это - груз, который в силу присущих ему физикохимических свойств при определенных условиях перевозки может стать причиной взрыва, пожара, химического заражения. К таким грузам относятся перевозимые взрывчатые материалы, светлые нефтепродукты, спирты и т.д. В настоящее время большинство опасных грузов, перевозимых по железным дорогам России, охраняется нарядами ФГУ ВО ЖДТ России. Ежедневно стрелками ведомственной охраны железнодорожного транспорта в пути следования поездов охраняется более 9 тысяч вагонов с такими грузами. Вагоны со взрывчатыми материалами должны сопровождаться одним стрелком группой в составе от 1 до 15 вагонов, при этом какие-либо другие грузы этому стрелку под охрану не сдаются. Стрелок, сопровождающий опасные грузы, вооружен боевым оружием, иметь средства оперативной связи (радиостанцию, мобильный телефон) для организации взаимодействия с локомотивной бригадой, дежурным по станции и начальником караула подразделения ведомственной охраны. Стрелки, сопровождающие опасные грузы в поездах, проходят специальную подготовку и обучение знаниям правил перевозки опасных грузов и их действиям в экстремальных и нестандартных ситуациях. За продвижением поездов, в составе которых имеются опасные грузы, установлен постоянный диспетчерский контроль как со стороны перевозчика - ОАО «РЖД», так и ведомственной охраны. Какие-либо изменения, связанные с неграфиковой остановкой поездов с опасными грузами на промежуточных станциях, поездным диспетчером передаются в подразделения ведомственной охраны участка обслуживания для принятия мер по усилению охраны указанных грузов. Комплексное решение вопросов обеспечения перевозок опасных грузов, участие в их реализации всех звеньев перевозочного процесса во взаимодействии со структурами МЧС России и МВД России позволяет ФГП ВО ЖДТ России надежно осуществлять перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации. Тонкости новой технологии охраны требуют доработки, над этим сейчас трудятся специалисты вместе с работниками различных структур железной дороги. Этому вопросу большое внимание уделяется президентом ОАО «РЖД» В.И.Якуниным.

Устойчивость работы объектов железнодорожного транспорта в военное время. Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового поражения, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Рассредоточение и эвакуация широко применялись при ведении войн в прошлом, в частности во вторую мировую войну, в том числе и в Великую Отечественную войну. Однако эвакуационные мероприятия, осуществлявшиеся в прошлом, принципиально отличаются от эвакуационных мероприятий в современных условиях. Во время Великой Отечественной Войны, например, население эвакуировалось в отдаленные районы в противоположном направлении от противника, современная эвакуация предусматривает вывод и вывоз населения в безопасные зоны во всех направлениях от городов.

Суть эвакомероприятий заключается в массовом переселении людей из населенных пунктов и районов возможного воздействия вероятного противника в загородную зону, где вероятность поражения значительно снижается.

В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий является основным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах возможного катастрофического затопления.

Эвакомероприятия планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики, а также условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период. Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими членами семей)   объектов , попавших в зону  ЧС , а в  военное   время  прекращающих свою деятельность. Вывозится (выводится) также нетрудоспособное население и не занятое в сфере производства и обслуживания.

Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

Рассредоточиваются рабочие и служащие, для продолжения трудовой деятельности которых в  военное   время  производственная база в загородной зоне отсутствует или находится в городах, а также персонал организаций, обеспечивающих функционирование  объектов  экономики, энергосетей, коммунального хозяйства, здравоохранения, общепита,  транспорта  и связи, органов государственной власти и местного самоуправления.

Эвакуируемые в  ЧС  природного и техногенного характера размещаются в безопасных районах, а рассредотачиваемые в  военное   время  - в районах загородной зоны в ближайших к границам городов, в населенных пунктах расположенных вблизи  железнодорожных , автомобильных и водных путей. Чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4-х часов, по решению начальника ГО - руководителя территориального органа исполнительной власти разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений. Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты эвакуируются неработающие члены их семей. Каждому  объекту  экономики заблаговременно определяются районы (пункты) эвакуации в загородной зоне, которые согласовываются с органами власти и управления ГО  ЧС . Размещение людей планируется исходя из местных условий. При определении таких районов принимаются во внимание возможности по обеспечению населения ( с учетом эвакуируемых) жильем, защитными сооружениями, водой и другими видами жизнеобеспечения в особых условиях, а также создание группировок сил для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах  ЧС  и применения современных средств поражения. Кроме того, учитывая наличие и состояние дорожно-транспортной сети, местных ресурсов для форсированного возведения недостающих простейших защитных сооружений и жилья. Эвакомероприятия осуществляются по решению соответствующего руководителя ГО с последующим докладом вышестоящему руководству. Он отвечает за планирование, обеспечением всем необходимым, организацию проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне. Непосредственно обеспечением этих мероприятий занимаются службы ГО, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Планирование эвакуации и ее обеспечение осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Если собственных сил недостает, ГО по согласованию с вышестоящими органами исполнительной власти задействуются в установленном порядке дополнительные силы. Рассредоточение и эвакуация людей планируются и проводятся по производственно-территориальному принципу, т.е. по объектам экономики и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы). Предусматриваются следующие способы эвакуации: Пешим порядком (главный); Всеми видами имеющегося транспорта; Комбинированным способом. Количество вывозимого населения определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других условий. В первую очередь выводятся медицинские учреждения, лица, которые не могут преодолеть пешим ходом дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на лабораторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.

Заключение

В нашем высокотехнологичном мире обеспечение комплексной безопасности и надежности транспортной системы России должно базироваться только на самых современных системах, с использованием новых решений и современного инженерного оборудования.

В настоящее время роль технических средств в обеспечении безопасности объектов железнодорожного транспорта России постоянно возрастает. Охрана, организованная с помощью технических средств, сводит к минимуму человеческий фактор, она надежна, менее затратна и весьма доступна. Именно поэтому ФГП ВО ЖДТ России уделяет большое внимание на своевременное и качественное перевооружение подразделений.

Работа системы безопасности, в буквальном смысле этого слова, является жизненноважным фактором, поэтому контроль и эксплуатацию этой системы необходимо доверить профессионалам, надежно защищающим людей, имущество и груз от различных инцидентов.

Список литературы:

1. Золотарев В. А. Военная безопасность Государства Российского. - М.: Кучково поле, 2001. - 484 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М.: Академия, 2008. - 304 с.

3. Безопасность жизнедеятельности / Под общ.ред.С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 2003. - 357 с.

4. Безопасность жизнедеятельности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 288 с.

5. Защита железнодорожной отрасли // Транспортная безопасность и технологии. 2006. № 3. http://www.transafety.ru/issue/2006-3/articals/44.html

6. Михайлов Л. А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них / Под ред. Л. А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2009. - 235 с.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.