РУБРИКИ

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности общества

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности общества

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности общества

Реферат на тему:

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Предмет:

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание

Введение

1. Экологическая безопасность

2. Охрана труда

3. Чрезвычайные ситуации

Список литературы

Введение

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основ-ной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Пре-зидентом.

Экологическая безопасность

Обеспечение экологической безопасности на тер-ритории РФ, формирование и укрепление экологи-ческого правопорядка основаны на действии с мар-та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа-ющей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули-рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодатель-ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз-действия хозяйственной или иной деятельности; оз-доровление окружающей природной среды, улучше-ние ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,

- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

- механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз-действия (химического, физического, биологическо-го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради-ационного воздействия, нормы остаточных химичес-ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга-нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб-ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти-рования, размещения, строительства, ввода в эксп-луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти-рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох-ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна-чения экологической экспертизы, обращаться в ад-министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис-ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в со-четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи-ческий механизм охраны окружающей среды пред-полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет-ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо-гически вредную продукцию или продукцию, вы-пускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализу-ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе-чения вредной деятельности, ответственность за эко-логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво-дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит-но-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен-ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био-логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по-следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо-го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес-тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз-действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра-тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер-хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо-гического контроля были введены постановлени-ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль-нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре-дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер-ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя-тельность в определении структуры и финансиро-вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще-ние проекта, совместно с органами власти прини-мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от-ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо-пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро-погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова-ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи-ки определения степени воздействия на окружаю-щую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа-ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя-зательных методов и правил охраны природы. Стан-дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру-ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на-пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче-ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох-раны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж-дения экологических нормативов выбросов и сбро-сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре-сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас-ности» . В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус-тойчивого развития.

Проблема охраны окружающей среды имеет гло-бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че-ловека среды (1972) сформулированы 26 принци-пов, положенных в основу международного эколо-гического сотрудничества. Декларация провозгла-сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол-жны быть сохранены на благо нынешнего и буду-щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю-щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Российской Федерацией приняты к исполнению, в частности:

Протокол 1985 года о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, Протокол 1988 года об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.

Россия стала членом многосторонних конвенций, таких как конвенция о защите Черного моря от заг-рязнений (1992г.), об охране морской среды Бал-тийского моря (1992г.), конвенции о трансгранич-ном воздействии промышленных аварий и др.

Охрана труда

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинен-ности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечаю-щих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-техни-ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профи-лактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ за-конодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нор-мативных актов.

Основные направления государственной политики в области охраны труда [17]:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной де-ятельности и ведомственной подчиненности;

- государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;

- общественный контроль за соблюдением за-конных прав и интересов работников в области ох-раны труда, осуществляемый через профессиональ-ные союзы и иные представительные органы;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или полу-чивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной. и ин-дивидуальной защиты;

- применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норма-тивных требований по охране труда.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

- на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

Государство в лице органов законодательной, ис-полнительной и судебной властей гарантирует пра-во на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.

В 1994г. была создана межведомственная ко-миссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности мини-стерств и ведомств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в РФ дей-ствует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждени-ями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, раз-работке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

- государственные стандарты (ГОСТы) РФ;

- система стандартов безопасности труда (ССБТ);

- отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;

- санитарные правила СП;

- гигиенические нормативы ГН;

- правила безопасности ПБ;

- инструкция по безопасности ив;

- правила по охране труда отраслевые ПОТО;

- типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.

Органы государственной власти субъектов РФ на основе государственных правовых актов, содержа-щих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабaтывают и утверждают стандарты предприятия. системы ССБТ, инструкции по охране труда для ра-ботников и на отдельные виды работ (ИОТ) на осно-ве государственных, правовых актов.

Профессиональные союзы в лице их соответству-ющих органов и иные уполномоченные работника-ми представительные органы имеют право прини-мать участие в разработке и согласовании норматив-ных правовых актов по охране труда.

ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по ви-дам опасных и вредных производственных факто-ров:

- требования безопасности к производственно-му оборудованию;

- требования безопасности к производственным процессам;

- требования к средствам защиты работающих. Система стандартов безопасности труда ССБТ на-считывает несколько сот государственных и отрас-левых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные_ техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению сани-тарно-гигиенических условий труда на рабочих ме-стах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов долж-но достигаться при ведением их в соответствие с тре-бованием ССБТ.

Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стан-дарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.

Инструкция по охране труда (ИОТ) является нормативным документом, устанавливающим тре-бования безопасности при выполнении работ в про-изводственных помещениях и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профес-сий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.

Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а так же с учетом конкретных условий работы.

Требования ИОТ являются обязательными для работающих. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости служ-бы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления ох-раной труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности работодателя входит обеспечение бе-зопасности оборудования, технологических процес-сов и применяемых сырья и материалов, выполне-ние требований законодательства и нормативных актов, в частности, организация медицинских ос-мотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процесс е работы.

Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации ра-бочих мест или специальных инструментальных за-меров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на ра-бочем месте.

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах счи-тается нарушением норм и правил по охране труда.

Государственное управление ОТ, надзор и контроль осуществляет государственный орган, полно-мочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории рф предприятиями всех форм собственности.

Правовые нормы в области защиты населения всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов произ-водственного и социального назначения, а также ок-ружающей при родной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите насе-ления от чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите на-селения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и макси-мально возможного использования имеющихся сил и средств.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопас-ности РФ и принимает с учетом его предложений ре-шение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их послед-ствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование ме-роприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрез-вычайных ситуаций. Правительство устанавливает

Чрезвычайные ситуации

Федеральный закон «О защите населения и тер-риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного» характера (1994 г.) определяет об-щие для Российской Федерации правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов произ-водственного и Социального назначения, а также ок-ружающей природной среды от чрезвычайных си-туаций природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, Снижение размеров ущер-ба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Единая государственная Система предупрежде-ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций объеди-няет органы управления, силы и средства федераль-ных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите насе-ления от чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите на-селения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и макси-мально возможного использования имеющихся сил и средств.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопас-ности РФ и принимает с учетом его предложений ре-шение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их послед-ствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование ме-роприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных Органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и террито-рий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.

Для осуществления Государственного управле-ния и Координации органов исполнительной власти создан федеральный орган - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных си-туаций и Ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который Создает подведом-ственные ему территориальные Органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в 'области защи-ты населения и территории от ЧС в своей сфере Де-ятельности и порученных им отраслях экономики.

Федеральные органы исполнительной власти:

- разрабатывают и осуществляют организацион-ные и инженерно-технические мероприятия по по-вышению устойчивости функционирования отрас-ли в ЧС;

- утверждают и издают в соответствии с феде-ральными требованиями отраслевые нормы и пра-вила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от ЧС;

- обеспечивают разработку и реализацию мероп-риятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, эко-логической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строи-тельстве и эксплуатации объектов производственно. го и социального назначения;

- финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и прове-дение аварийно-спасательных и других неотлож-ных работ в чрезвычайных ,ситуациях;

- по отношению к другим организациям осуще-ствляют методическое руководство при решении вопросов защиты населения и территорий в чрезвы-чайных ситуациях.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создают-ся заблаговременно федеральными органами Испол-нительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления. Постановлением от 24 июля 1995 года. О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС. Определены основные задачи, формы и методы под-готовки населения Российской Федерации в облас-ти защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовка населения осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного Изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с пос-ледующим закреплением полученных знаний и на-выков на учениях и тренировках.

В целях проверки подготовленности населения в области защиты от ЧС регулярно проводятся коман-дно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в уч-реждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с формированиями предприятий один раз в три года, с формированиями повышен-ной готовности - один раз в год.

Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях и в уч-реждениях, имеющих численность работников бо-лее 300 человек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.

Тренировки с учащимися и студентами должны проводиться ежегодно. Подготовка осуществляется в учебное время. по общеобразовательным програм-мам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка руководителей федеральных органов исполнительной власти субъектов федерации осуществляется на ежегодных сборах, учениях и тре-нировках, проводимых начальником гражданской обороны Российской Федерации - Председателем Правительства РФ.

Гражданская оборона организуется по территори-ально-производственному принципу. Непосредственное руководство ГО в городах, поселках, селах осуществляется руководителями органов исполни-тельной власти. Ответственность за организацию и состояние обороны на объекте экономики несет его руководитель, он является начальником ГО на объек-те. При начальнике ГО объекта создается штаб ГО - орган управления начальника ГО, организатор всей практической деятельности на объекте по вопросам ГО. Он комплектуется в зависимости от величины и важности объекта штатными работниками ГО и из должностных лиц, не освобожденных от основных обязанностей. Начальник штаба ГО является первым заместителем начальника ГО объекта. Ему предос-тавляется право от имени начальника ГО отдавать· приказы и распоряжения по вопросам ГО на объекте.

На объектах экономики создаются также служ-бы ГО: оповещения и связи, медицинская, проти-вопожарная, аварийно-техническая, противоради-ационной и противохимической защиты, убежищ и укрытий, энергоснабжения, светомаскировки, ох-раны общественного порядка, транспортная, мате-риально-технического снабжения. На объектах сельскохозяйственного производства создаются, кроме того, служба защиты сельскохозяйственных животных и растений.

Предназначение служб - подготовка необходи-мых сил и средств для ведения аварийно-спасатель-ных и других неотложных работ и руководство эти-ми силами при выполнении ими указанных работ. Службы возглавляются руководителями соответ-ствующих отделов, цехов, бригад и других подраз-делений объектов, на базе которых они создаются.

Силами ГО объектов обычно являются невоени-зированные формирования ГО. На большинстве объектов комплектуются спасательные отряды, ко-манды или группы, состоящие соответственно из команд, групп и звеньев, а также санитарных дружин. На эти формирования возлагаются розыск пострадавших, извлечение их из-под завалов, из раз-рушенных зданий и заваленных защитных соору-жений, вынос пораженных и оказание им первой медицинской помощи. Формирования оснащаются необходимой техникой.

Сводные отряды (команды, группы) - наиболее мобильные и хорошо оснащенные формирования предприятий. Они предназначены для решения задач, как в военное, так и в мирное время и всегда дол-жны находиться в готовности к ведению аварийно--спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и к ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Кроме формирований общего назначения на объектах создаются формирования служб: разведы-вательные группы (звенья), посты радиационного и химического наблюдения, группы связи, отряды са-нитарных дружин и санитарные посты, противопо-жарные команды, аварийно-технические команды, команды противорадиационной и противохимичес-кой защиты, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, группы охраны общественного порядка, подразделения общественного питания и торговли.

Силы гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

За последние 20 лет стихийные бедствия на Зем-ле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зару-бежных специалистов превысила 100 млрд. долла-ров. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяю-щие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В 1971году Генеральной ассамблеей ООН был со-здан исполнительный комитет ВОЗ по оказанию ме-дицинской помощи при Стихийных бедствиях (ЮН-ДРО). В его Составе постоянно функционирует сек-тор здравоохранения в ЧС и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.

В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. МККК занимается организацией и осуществлением экстренной помощи при антро-погенных катастрофах, включая вооруженные конфликты.

В 1975 году в Женеве создано Международное об-щество медицины катастроф (МОМК) в составе око-ло 30 государств. Задачей общества является коор-динация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

Руководство России принимает меры по объединению усилии всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий.

ЛИТЕРАТУРА

1. П.Г. Белов, АФ. Козьяков, С.В. Белов, Г.П. Павлихина, Д.М. Якубович, Б.Г. Давыдов, БА. Еременко. Безопасность жизнедеятельности, ч. 2. - М.: 1995.

2. Ю.Д. Жилов,·Г.Н. Куценко. Справочник по медицине труда и Экологии. - М.: ВШ, 1995.

3. Энциклопедия по безопасности и Гигиене труда (в 4 т.). Пер. с англ. - М.: 1985.

4. Ю.Н. Богоявленский, Т.Н. Улиссова и др. Биология. - М.: 1982.

5. ЕА. Воробьева и др. Анатомия и физиология человека. - М.: 1975.

6. Основы законодательства РФ об охране труда. Человек и труд, 1994, № 5.

7. З.А. Нечаев, М.Н. Фаршатов. Военная медицина и катастрофы мирного времени. М., 1994.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.