РУБРИКИ

Охрана труда

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Охрана труда

p align="left">Они условно делятся на 3 группы:

1. Изолирующие -- защищают человека от частей, находящихся под напряжением посредством дополнительной изоляции и позволяют с безопасностью для человека определять наличие в установке напряжения и тока: изолирующие штанги, изолирующие устройства и приспособления для ремонтных работ напряжением выше 1000В; слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками в электроустановках напряжением до 1000В; диэлектрические перчатки, боты, галоши, ковры, изолирующие накладки и подставки делятся на:

1) Основные - изоляция, которая может длительно выдержать напряжение электрической установки и позволяют прикасаться к токоведущим частям, находящихся под напряжением.

2) Дополнительные - служат для усиления действия основных, сами не защищают.

Основные и дополнительные подразделяются для работы в установках до 1000 В и свыше 1000В.

2. Экранизирующие -- защищают работающих от воздействия электрополей электрических установок промышленных частот: переносные экраны, палатки, экранирующие зонты, индивидуальные экранирующие костюмы с головными уборами и так далее. Также для защиты от вредных и опасных воздействий электрической дуги, продуктов горения, падения с высоты применяются средства индивидуальной защиты: очки, каски, противогазы, рукавицы, предохранительные, монтерские и страховочные канаты.

3. Ограждающие - для временного ограждения токоведущих частей, предупреждения ошибочных операций с электрическими аппаратами.

Включают переносные заземления, оградительные устройства и диэлектрические колпаки, плакаты и знаки безопасности и др.

Электрозащитные средства подвергаются контрольному осмотру и периодически механическому и электрическому испытаниям.

Защита от статического электричества

Появление статического электричества объясняется тем, что при контакте двух тел из разнородных материалов на их поверхности вследствие разнородных внутриатомных электрических сил образуется двойной электрический слой. При механическом разделении поверхностей происходит разделение зарядов этого двойного электрического слоя. При этом между разделенными поверхностями, несущими электрический заряд, образуется разность потенциалов и возникает электрическое поле. Электрические заряды на поверхности твердых тел образуются в случаях, если разделяющихся поверхности, или хотя бы одна из них, обладают диэлектрическими свойствами. Если же обе контактирующиеся поверхности электропроводами, то возникающие электрические заряды мгновенно рассеиваются (релаксируют) и электризация не происходит.

По мере увеличения расстояния между поверхностями увеличивается разность их потенциалов и при достижении порогового значения, определяемого электрической прочностью газовой среды, происходит искровой разряд, что представляет собой наибольшую опасность статического электричества, так как если выделяющейся в разряде энергия равна или больше минимальной энергии воспламенения различных смесей паров, газов и пыли с воздухом, то возникает опасность взрыва, пожара.

Электрический ток, обусловленный процессом электризации, мал и не может вызвать поражения человека. Однако разряд статического электричества, ощущаемый человеком как болезненный укол, может в некоторых случаях явиться косвенной причиной несчастного случая.

Степень электризации диэлектрических материалов зависит от электрических свойств контактирующих материалов, их физического состояния, давления, с которым поверхности прижаты друг к другу, скорости перемещения, влажности и температуры окружающей среды и другого.

Основными направлениями предупреждения опасности статического электричества служат предотвращение накопления зарядов на оборудовании и материалах, снижение статического сопротивления перерабатываемых веществ, нейтрализация и уменьшение интенсивности возникновения зарядов статического электричества, отвод зарядов, накапливающихся на работающих.

Техническими мерами, обеспечивающими достижение безопасности в условиях возникновения опасности статического электричества, являются:

Заземление оборудования и коммуникаций, на которых могут появиться заряды;

Подбор скорости движения жидких и пылевидных веществ в зависимости от их удельного объемного электрического сопротивления. Для каждой жидкости установлена своя скорость;

применение статических веществ и химической обработки трущихся поверхностей, нанесение на них электропроводных пленок; ионизация воздуха;

устройство электропроводящих полов или заземление помостов и рабочих площадок, на которых находится человек, соприкасающихся с источниками возникновения статического электричества; применение работающим токопроводящей обуви и антистатических халатов.

Тема 3.2 Требования безопасности к производственному оборудованию сформулированы в ГОСТ 12.2.003-91, ССБТ. «Оборудование производственное. Общие требования безопасности».

В соответствии со стандартом производственное оборудование должно обеспечивать требования безопасности при монтаже, эксплуатации, ремонте, транспортировке, хранении.

В процессе эксплуатации оборудование не должно загрязнять окружающую среду выбросами вредных веществ выше установленных норм; должно быть пожаробезопасно и взрывобезопасно; не создавать опасностей от воздействия окружающих факторов.

Техника безопасности к оборудованию предъявляется в течении всего срока службы.

Оборудование должно быть безопасным, должны применяться автоматизация и дистанционное управление, специальные средства защиты; соответствовать эргономическим требованиям.

Технические средства обеспечения безопасности труда.

Для предупреждения несчастного случая широко применяются различные технические средства: защитные ограждения, предохранительные, тормозные, блокировочные, сигнализирующие, дистанционные и другие.

Виды защитных ограждений:

1) Ограждения стройплощадок и участков производства.

2) Ограждения защитные инвентарные (защитно-охранные, защитные, сигнальные).

Ограждения могут быть: стационарными, являющиеся составной частью узлов агрегатов и съемными; постоянными (кожухи машин), временными (щиты, шторы, экраны), напольными, ручными.

Предохранительные устройства: предназначены для автоматического выключения механизмов, изменения режима рабочего процесса при выходе контролируемого параметра за допустимые пределы (муфты, срезаемые шпильки, концевые выключатели, клапаны, ограничители, автоматические устройства, заземляющие, зануляющие устройства и др.)

Тормозные устройства -- для плавной и экстренной остановки движущихся машин, частей оборудования, удержания техники на уклонах, предотвращение само спускания груза и других случаях.

Техническому состоянию и эффективности работы тормозов машин и механизмов предъявляются очень высокие требования.

Блокировочные устройства: применяют для выключения механизмов, остановки технологического прогресса, снятия напряжения при попытке проникновения в опасную зону, для исключения нарушения установленных последовательностей действий.

Блокировки могут быть:

Механические

Электрические

Электромеханические

Фотоэлектрические

Радиочастотные

Пневматические

Гидравлические и др.

Сигнализирующие устройства - дают работающим информацию о состоянии рабочего процесса, его качественных и количественных изменении, уровня вредных веществ, предупреждают о каких либо неисправностях, аварийных и травмоопасных ситуациях.

С их помощью сообщается о наличии каких либо действий, подают команды и так далее.

Эти устройства могут быть автоматические и с ручным приводом.

Дистанционное наблюдение и управление рабочими процессами - осуществляют когда непосредственно нахождение операторов в рабочей зоне невозможно или экономически не выгодно, в условиях комплексной механизации и автоматизации производства..

Дистанционное наблюдение осуществляется с помощью специальных датчиков, сигнализаторов, телеэкранов, контрольно-измерительных приборов и так далее, и управляется с помощью электрических, пневматических, механических и других приводов, микропроцессоров, автоматических систем управления, электрической вычислительной техники.

Сигнальные цвета, знаки, плакаты безопасности -- для предупреждения работающих о возможной опасности, предписания или разрешения определенных действий.

Применяются цвета: красный, зелёный, желтый и синий.

Знаки безопасности подразделяются на 4 группы:

1) Запрещающие (выполнять определённые действия).

2) Предупреждающие (о возможной опасности).

3) Предписывающие (выполнять определенные действия).

4) Указательные.

Тема 3.3 Основы безопасности технологических процессов.

Общие требования безопасности к технологическим процессам сформулированы в ГОСТ 12.3.002-745 ССБТ. « Процессы производственные. Общие требования безопасности ».

Производственные процессы не должны представлять опасность для окружающей среды, быть пожаробезопасны и взрывобезопасны.

Технологические процессы должны предусматривать следующее: устранение непосредственно контакта работающих с материалами, заготовками, продукцией, отходами оказывающие вредные воздействия; замену вредных и пожароопасных веществ на менее опасные; комплексную механизацию, автоматизацию, дистанционное управление технологическими процессами при наличии вредных и опасных факторов, применение систем контроля и управления технологических процессов для защиты работающих, аварийное отключение; своевременное получение информации о вредных и опасных факторах; своевременное удаление и обезвреживание отходов, являющихся источниками опасных и вредных факторов; применение средств коллективной защиты работающего, рациональную организацию труда и отдыха.

Требование безопасности к технологическим процессам включает нормативно техническую и технологическую документации.

Безопасность технологических процессов достигается также применением инженерно-технических средств безопасности (оградительные, предохранительные устройства, сигнализации, и др.).

Безопасность труда при механической обработке материалов.

Механическая обработка материалов выполняют вручную и на станках. При ручной применяются инструменты общего назначения: молоток, кувалда, напильники и так далее. Они изготавливаются из определенного материала. Их рукоятки должны быть надежно укреплены, берутся прочные породы деревьев, без сучков, величина рукоятки берётся по размерам.

Рабочих, занятых работой с ударным инструментом, обеспечивают защитными очками, а место работы ограждают сетками или щитами. Необходимо правильно организовать рабочее место слесаря, рационально расположить инструменты, с учётом рабочих поз исполнения, ограждают все передачи вне корпусов станков и представляющие собой опасность травмирования. Зону обработки ограждают экранами, защищающими от стружки и смазочно-охлаждающей жидкостью. Органы ручного управления располагают для удобного пользования, дверцы шкафов с электрическим оборудованием блокируют сводным выключателем. Все металлические части станка, которые могут оказаться под напряжением свыше 42 В заземляются или соединяются с нулевым проводом и др.

Предусматриваются меры, позволяющие снизить уровень шума и вибрации.

Необходимо применять инструменты и приспособления, для дробления и отвода стружки.

Заточные шлифовальные станки оборудуют защитным экраном из прозрачного материала, который блокируется с пусковым устройством станка. Работник должен иметь защитные очки. Во время работы спецодежда должна быть застегнута, волосы убраны под головной убор. Запрещается работать на станке в рукавицах или перчатках, опираться на рабочий станок, подавать через него какие либо предметы, удалять стружку непосредственно руками и так далее.

Субъективные и объективные средства предупреждения об опасности.

Субъективные (пассивные) средства только предупреждают о наступающей опасности.

1) контрольно- измерительные приборы (манометр, амперметр, вольтметр) - помогают контролировать протекающие процессы, осуществлять безопасную эксплуатацию машин и оборудования, определять предельно допустимые значения параметров.

2) Предупредительные знаки и надписи - для напоминания работающим об опасностях, о границах опасной зоны, неправильных действиях.

3) Сигнальные устройства - для предупреждения работающих об опасности или аварии (звук, световая сигнализация, звонки).

Объективные (активные) средства защиты не только предупреждают, но и сами устраняют опасность. Они действуют автоматически, не зависимо от квалификационного состояния работающих, не допуская воздействия на них опасных производственных факторов. Чаще всего такие средства образуют физическую преграду между работающими и опасными производственными факторами.

К ним относятся:

· Различные предохранительные устройства, ограждения защитные блокировки, заземление оборудования, индивидуальные средства защиты и др.

Тема 3.4 Безопасность эксплуатации герметичных систем работающих под давлением.

Герметичность устройств и установок -- это свойство не пропускать через стенку, соединения и другие элементы конструкции жидкости и газы, которые в них содержатся. Герметичность обеспечивает создание условий, необходимых для проведения соответствующих технологических процессов, а в ряде случаев является условием обеспечения безопасности труда. Это прежде всего относится ко всем системам, работающим под давлением, не равным атмосферному: компрессорам, стационарным установкам, баллонам, газо- и трубопроводам, а также вакуумным установкам.

Разгерметизация может привести к возникновению в рабочей зоне ряда опасных и вредных факторов (токсичных паров и газов, ионизирующих излучений, если рабочее тело радиоактивно, тепловых излучений при высоко- и низкотемпературных рабочих телах), а также перемещению разгерметизировавшихся емкостей в пространстве, резкому повышению давления, обрушению строительных конструкций и оборудования при взрыве.

Таким образом, разгерметизация может быть причиной отравлений, ожогов (как тепловых, так и химических), радиоактивного облучения, механического травмирования.

Вещества, способные образовывать взрывоопасную среду используются в производстве. Это прежде всего пары разного рода смазочных веществ, горючие газы, используемые в системах газоснабжения предприятий, водород. Все эти пары и газы активно вступают в реакцию с кислородом. Но окислителем может быть не только кислород, но и другие химические элементы и соединения (озон, фтор, хлор, окислы азота и т.п.). Взрывоопасную среду могут образовывать также пыли и вещества, склонные к взрывному разложению (ацетилен, гидрозин, озон, аммиачная селитра и т. п.). Взрывобезопасность должна быть обеспечена мерами взрывопредупреждения и взрывозащиты, организационными и организационно-техническими мероприятиями. Для предупреждения взрыва необходимо исключить образование взрывоопасной среды и возникновение источника инициирования взрыва. Предотвращение образования взрывоопасной среды и обеспечение в воздухе производственных помещений содержания взрывоопасных веществ, не превышающего нижнего концентрационного предела воспламенения, должно достигаться: контролем состава воздушной среды; применением герметичного производственного оборудования; применением рабочей и аварийной вентиляции; отводом взрывоопасной среды.

Взрывозащита -- система мероприятий, предотвращающих воздействия на людей опасных и вредных факторов, возникающих в результате взрыва. Она включает применение оборудования, рассчитанного на давление взрыва; применение огнепреградителей, гидрозатворов, водяных заслонов, инертных газовых или паровых завес; защиту аппаратов от разрушения при взрыве с помощью устройств аварийного сброса давления (предохранительные мембраны и клапаны, быстродействующие отсеченные и обратные клапаны и т. д.).

Причины аварий и несчастных случаев при работе компрессоров и условия безопасности их эксплуатации.

Взрыв компрессоров может быть следствием перегрева его стенок, повышения рабочего давления, возникновения на корпусе зарядов статического электричества, загорания и взрыва смеси паров смазочного материала с воздухом, гидравлического удара (в цилиндрах компрессоров, холодильных установок).

Опасность перегрева элементов конструкции компрессора связана прежде всего с тем, что при сжатии любых газов их температура повышается и тем больше, чем больше степень сжатия. Кроме того, она обусловлена образованием «нагара» на стенках цилиндра, клапанных устройств и трубопроводов, представляющего собой смеси твердых продуктов разложения смазочных масел. Нагар увеличивает трение и приводит к местным перегревам, инициирующим взрыв.

Превышение рабочего давления чаще всего объясняется отсутствием или неисправностью контрольно-измерительной аппаратуры, нарушением правил эксплуатации компрессора.

В компрессорах холодильных установок возможны конденсация используемых в цилиндре легко сжимаемых газов и возникновение гидравлического удара, что может быть причиной его разрушения.

Безопасность эксплуатации компрессоров достигается строгой регламентацией вида применяемого смазочного материала, устройством систем охлаждения и очистки рабочих тел.

К мероприятиям по устранению гидравлических ударов относится обеспечение непрерывного или периодического отвода сконденсированной жидкости из холодильников, а также контроль относительной влажности воздуха, засасываемого в компрессор должна быть не более 60 %. Для поддержания необходимого давления используют предохранительные устройства -- клапаны открытого и закрытого типа.

Все движущиеся части компрессора с приводом ограждают.

Для исключения ошибочных действий обслуживающего персонала к обслуживанию компрессоров допускаются машинисты и аппаратчики, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены и имеющие соответствующие удостоверения.

Причины аварий стационарных сосудов, газовых баллонов, газо- и трубопроводов.

Эти причины весьма многообразны и могут быть разделены на конструкторские, технологические и эксплуатационные. К конструкторским причинам относятся неправильный выбор конструкции или отдельных ее элементов, отсутствие проверочного расчета на прочность. К технологическим причинам относятся появление дефектов конструкции, снижающих ее прочностные характеристики. Это литейные раковины, непровары, газовые поры и шлаковые включения сварных соединений, дефекты заклепок, внутренние и наружные трещины, прожоги. Все они в значительной мере обусловливают вероятность разгерметизации системы под давлением.

К эксплуатационным причинам относятся: нарушение режимов эксплуатации (превышение допустимых значений давлений, температур), в том числе вследствие ошибочных действий персонала или из-за отсутствия контрольных приборов; побочные процессы в устройствах и установках (коррозия, образование накипи); расширение жидкостей в замкнутых объемах вследствие нагрева;

изменение прочностных свойств конструкционных материалов в условиях низких температур; образование смеси «горючее - окислитель».

Взрыв баллонов сжатых и сжиженных газов может произойти при заполнении их рабочим телом, для которого они не предназначены.

Применительно к системам трубо- и газопроводов причиной разгерметизации может быть замерзание конденсата, деформации вследствие тепловых расширений.

С учетом названных причин аварий систем, работающих под давлением, правила Гостехнадзора устанавливают требования к устройству и безопасной их эксплуатации.

Для выявления технологических факторов разгерметизации сосуды и аппараты, работающие под давлением, перед пуском в эксплуатацию, а также периодически подвергают освидетельствованию и испытаниям. При этом осуществляют внутренний осмотр всех сосудов.

Газо- трубопроводы также должны иметь сигнальную окраску.

Важным мероприятием, содействующим выявлению появления газа в воздухе рабочей зоны, является придание ему запаха (одоризация).

Газопроводы прокладывают с небольшим уклоном в сторону движения газа, а буферную ёмкость снабжают в нижней части спускной трубкой с краном для систематического удаления водяного конденсата и масла.

Паропроводы снабжают конденсатоотводчиками, которые позволяют предотвратить возникновение гидравлических ударов и пробок.

К эксплуатации установок и сосудов, работающих под давлением, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение и аттестацию и имеющие удостоверение на право их обслуживания.

В системах, работающих под давлением, используют различные контрольные приборы. Это, прежде всего, манометры для измерения давления.

При необходимости понижения давления газа или воздуха при их отборе из баллона или емкости применяют редукционные клапаны.

Для контроля температуры в установках под давлением повсеместно используют термометры, а также термопары. Для контроля наличия жидкости в котлах и подобных им установках применяют указатели уровня жидкости.

Тема 3.5 Организация безопасной работы грузоподъемных машин и механизмов.

Подъемно-транспортные средства весьма разнообразны. Они включают простые устройства (блоки, ручные лебедки и тележки, домкраты) и подъемно-транспортные машины (ПТМ). К последним относятся транспортирующие и грузоподъемные машины.

Анализ травматизма при эксплуатации подъемно-транспортных средств показывает, что большая часть несчастных случаев, в том числе с тяжелым исходом, приходится на работы, на которых используются грузоподъемные машины.

Система требований, обеспечивающая безопасную их эксплуатацию, установлена Правилами Гостехнадзора, также инструкциями по технике безопасности для крановщиков, стропальщиков, для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов, утвержденными Гостехнадзором.

Требования безопасности при эксплуатации транспортирующих машин и простейших подъемных устройств определены инструкциями по технике безопасности.

К тяжелым последствиям приводит падение поднимаемых грузов вследствие обрыва канатов и цепей, за которые поднимается груз, разрушения элементов крана при перегрузке или потере устойчивости, «набегания» груза на элементы конструкции крана или его соскакивания с грузозахватного органа.

Прочность инадежность ПТМ обеспечиваются при выполнении требований безопасности в соответствии с правилами Гостехнадзора по всем основным конструктивным элементам и системам.

Для обеспечения устойчивости кранов используют противовесы.

Мостовые краны и их тележка, работающие на открытых эстакадах, должны быть снабжены противоугонными устройствами для исключения перемещения кранов, находящихся в нерабочем состоянии, от ветровой нагрузки. В этом случае наиболее рациональным считается использование клещевых захватов, зажимающих головки подкрановых рельсов, путем использования гидро и пневмоприводов. Их устанавливают с обеих сторон моста.

Для исключения возможности разрушения кранов от перегрузки их снабжают ограничителями грузоподъемности, отключающими механизм подъема груза

Для исключения наезда кранов на строительные конструкции применяют ограничители хода (упоры), монтируемые на концам рельсового пути. Грузоподъемные машины с машинным приводом, движущиеся по рельсовому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об опоры или друг о друга снабжают соответствующими упругими буферными устройствами.

Другим видом ограничителей хода являются концевые выключатели, обеспечивающие автоматическое отключение привода крана при переходе его подвижными частями установленных положений.

Из других видов предохранительных устройств можно отметить блокировки

Оградительные средства защиты применяют для исключения доступа к легкодоступным, находящимся в движении или под напряжением электрического тока частям грузоподъемной машины. Ограждают все виды передач (зубчатые, цепные и т. п.), соединительные муфты и барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах, валы механизма передвижения кранов и других систем (если последние расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала). Ограждению подлежат также открытые токоведущие части.

Исключительно важную роль для обеспечения безопасности в аварийных ситуациях играют тормозные устройства.

При эксплуатации грузоподъемных машин применяются, кроме того, системы сигнализации. Они могут быть двух типов. Это сигнальная окраска подвижных элементов грузоподъемного оборудования, габаритов транспортных проемов, перепадов в плоскости пола, ограждений, углов стен, люков в полу, ступеней лестниц, а также звуковая предупредительная сигнализация на кранах, управляемых из кабин или с пульта.

Зона перемещения грузов мостовых кранов, являющаяся опасной, должна быть обозначена желтой сигнальной линией.

Спецификой систем заземления ПТМ является использование в качестве заземляющих устройств подкрановых путей (там, где они имеют место) и специальных цепных устройств, скользящих у кранов на автомобильном ходу по земле или по дорожному покрытию.

Для исключения самопроизвольного включения механизмов при восстановлении напряжения сети после очередного отключения электропитания используют специальную (нулевую) защиту.

На башенных и портальных кранах необходимо устраивать молниезащиту.

При эксплуатации грузоподъемных кранов должно применяться противопожарное оборудование.

Оценка технического состояния подъемно-транспортных устройств с точки зрения соответствия изложенным требованиям безопасности производится при их техническом освидетельствования.

Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные краны, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному -- не реже одного раза в 12 месяцев; полному -- не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых не реже чем через, каждые пять лет.

Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемного крана.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться: осмотру; статическому и динамическому испытаниям.

Результаты технического освидетельствования кранов, передвигающихся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, записывает в их паспорт лицо, производившее освидетельствование. Результаты технического освидетельствования других грузоподъемных машин записывают в журнал их учета и осмотра.

Освидетельствованию подвергают и вспомогательные приспособления для перемещения грузов.

Техническое освидетельствование вспомогательных приспособлений.

Грузозахватные устройства, являющиеся оборудованием кранов, а также съемные грузозахватные устройства подлежат до пуска в работу полному техническому освидетельствованию.

Стальные проволочные канаты (тросы), цепи, пеньковые и хлопчатобумажные канаты используют в грузоподъемных машинах в качестве гибких органов.

Стальные проволочные канаты могут быть одинарной и двойной свивки, однослойные и многослойные.

При выборе канатов должно обеспечиваться условие их обязательной прочности на разрыв.

В качестве гибких органов используют также сварные и пластинчатые цепи. Коэффициент запаса прочности этих канатов должен быть также не менее 8.

Грузоподъемные крюки и петли являются универсальными грузоподъемными приспособлениями кранов и имеют наибольшее применение. Крюки могут быть однорогие и двурогие. Для кранов большой грузоподъемности применяют крюки специальной конструкции -- пластинчатые. Грузовые петли могут быть цельнокованые и составные.

Съемные грузозахватные приспособления могут быть охватывающими, поддерживающими, зажимными и притягивающими.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары предприятие-владелец должен периодически их осматривать в установленные сроки, но не реже, чем: через каждые шесть месяцев при осмотре траверс; через один месяц при использовании клещевых и других захватов, а также тары; через каждые 10 дней при осмотре стропов (за исключением редко используемых).

Редко используемые съёмные грузозахватные приспособления должны осматриваться перед выдачей их в работу.

Браковка находящихся в работе стальных канатов осуществляется по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.

Надзор за состоянием грузоподъемных машин и их безопасной эксплуатацией осуществляется инспекцией Гостехнадзора и инженером по техническому надзору, назначенным администрацией предприятия-владельца машины после проверки у него знаний Правил комиссией и выдачи ему соответствующего удостоверения.

В цехах, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных кранов в каждой смене должно быть приказом назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов, из числа инженеров и других специалистов (начальников смен, сменных мастеров, прорабов, начальников участков) после проверки у них знаний и инструкций крановщика и стропальщика. Периодическая проверка знаний этих лиц производится через три года.

Стропальщики должны производить перед работой осмотр объемных грузозахватных устройств и тары, которые должны иметь бирки с указанием грузоподъемности и дату освидетельствования.

Раздел 4. Пожарная безопасность.

Тема 4.1. Горение и пожароопасные свойства веществ.

Виды горения и пожароопасные свойства веществ и материалов.

Горением называют физико-химический процесс, для которого характерны три признака: химическое превращение, выделение тепла, излучение света. Основа горения - экзотермическая окислительно-востановительная реакция (или комплекс реакций) вещества с окислителем. Окислителями могут быть хлор, бром, сера, кислород, кислородосодержащие и другие вещества.

Однако чаще приходится иметь дело с горением в атмосфере воздуха, когда окислителем является кислород.

Для возникновения горения необходимо наличие горючего вещества, окислителя и источника воспламенения. Но и в этом случае горение будет возможным, если горючие вещество и кислород (или другой окислитель) находятся в определенном количественном соотношении, а тепловой импульс имеет запас тепла, достаточный для нагревания вещества до температуры его воспламенения. Если мало горячего вещества в смеси с воздухом или мало кислорода (менее 14-16%), процесс горения не начнется.

Горение может быть вызвано непосредственным воздействием на горючее вещество открытого пламени или накаленного тела, слабым, но беспрерывным и продолжительным нагреванием горючего вещества, самовозгоранием, взрывом, химической энергией (трение, удар, давление), лучистой энергией тепла, нагретым до высоких температур воздухом и т.д.

Количество тепла, выделяемого при полном сгорании вещества и горючего вещества, называют теплотой сгорания.

При горении большая часть тепла идет на нагревание окружающей среды, строительных конструкций и самих горючих веществ. Тепло в окружающую среду передается путем теплопроводимости, конвекции и излучения.

Под теплопроводимостью понимают перенос тепловой энергии при непосредственном соприкосновенном веществ, материалов и конструкций. Конвекция - это перенос тепловой энергии в результате перемещения или перемешивания частиц жидкости или газа. Конвективные потоки на крупных пожарах достигают больших скоростей, что приводит к перебросу на значительные расстояния горящих головней и искр. Тепловое излучение представляет собой перенос тепловой энергии в виде электромагнитных волн.

Скорость распространения горения по поверхности горючего материала зависит от его агрегатного состояния, теплофизических свойств, плотности распределения в пространстве и сечения элементов горючей загрузки, метеорологических и других условий.

Существенное значение для оценки пожарной опасности того или иного вещества, материала имеет температура его воспламенения, совоспламенения и вспышки.

Воспламенение - это возгорание, сопровождающееся появлением пламени. Температурой воспламенения является температура горючего вещества, при которой оно выделяет горючие пары и газы с такой скоростью, что после воспламенения их от источника зажигания возникает устойчивое горение.(Температура воспламенения зависит не только от природы вещества, як и от атмосферного давления, процентного содержания кислорода в воздухе других условий. Даже для одного и того же вещества температура воспламенения может колебаться от 250 до 350°С, для торфа 225 до 280°С.

К причинам, которые могут вызвать повышение температуры вещества с его воспламенения, относятся непосредственное воздействие открытого огня лучистая энергия, искра электрического тока, теплота солнечных лучей, раз-

ряд молнии и др. Чем ниже температура воспламенения материала, тем более он огнеопасен.

Есть материалы, которые при известных условиях могут самовозгораться. Самовозгорание - это появление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения вещества в отсутствие источника зажигания. Процесс самовозгорания ускоряется, когда накопление тепла, а следовательно и нарастание температуры, происходящее в результате процесса окисления (привлечение кислорода из воздуха), превышав количество тепла, рассеиваемого в окружающую среду.

Процесс теплового самовозгорания состоит из двух стадий - самонагревания и самовоспламенения (тления).( Температурой самовозгорания называют самую низкую температуру вещества, при которой возникает его самонагревание, температурой самовоспламенения - самую низкую температуру вещества, при которой происходит резкое увеличение скорости экзотермических реакций, заканчивающихся возникновением пламенного горения.

В зависимости от температуры самовоспламенения все горючие вещества условно делят на две группы: вещества с температурой самовоспламенения выше температуры окружающей их среды и вещества с температурой ниже температуры окружающей среды. Относящиеся к первой группе вещества способны самовоспламеняться только в результате нагрева их выше температуры окружающей среды. Вещества второй группы могут самовоспламеняться без нагрева, так как окружающая их среда уже нагрела их до температуры самовоспламенения. Такие вещества представляют большую пожарную опасность и называются самовозгорающимися.

Среди материалов, используемых в строительстве, особенно подвержены самовозгоранию волокнистые материалы: пакля, тряпки, опилки, пропитанные различными маслами, а также торф, каменные и бурые угли, сложенные в штабеля. При перевозке грузов самовозгораются хлопковая шелуха, пряжа, прядильные отходы, промасленные концы и очесы, древесный уголь, дробленые жмыхи и др.

По скорости, с которой протекает горение, различают вспышку, воспламенения и взрыв.

Температурой вспышки паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей называют самую низкую температуру горючего вещества, при которой над поверхностью его образуются газы и пары, способные вспыхивать в воздухе от источника от источника зажигания, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения. Температура вспышки веществ колеблется в широких пределах. Для ацетона, бензина, сырой нефти она составляет 28°С и ниже, керосина, скипидара - от 28 до 45°С, креозота, мазута, дизельного топлива- от 45 до 120°С.

В процессе вспышки, протекающий крайне быстро, смесь газов и паров жидкости или другого вещества с воздухом сгорает, после чего горение прекращается. Быстрое прекращение горение объясняется тем, что выделенного при вспышке количества тепла не хватает для воспламенения.

Особенно опасны взрывы. Взрывом называют мгновенное разложение или сгорание вещества, при котором выделяется большое количество газов и пара, создающих огромное давление на окружающую среду.

Горение смесей горючих газов и паров с воздухом способно распространяться не при любых соотношениях компонентов, а лишь в определенных пределах, называемых концентрационными пределами воспламенения (взрыва). Минимальную и максимальную концентрации горючих газов и паров в воздухе, при которых смеси способны воспламеняться, называют нижним концентрационными пределами воспламенения,

Все смеси, концентрация которых находятся между пределами воспламенения и способны распространить горение, называют взрывоопасными.

Смеси, концентрации которых находятся ниже нижнего и выше верхнего пределов воспламенения, а замкнутых объемах гореть не способны и являются безопасными. Однако смеси, концентрации которых находятся выше верхнего предела воспламенения, при выходе из замкнутого объема в воздухе гореть диффузным пламенем, т.е. ведут себя, как пары и газы, не смешанные с воздухом.

Все строительные материалы по их способности возгораться (воспламеняться) под действием источника зажигания подразделяются на три группы: негорючие, трудногорючие и горючие.

Негорючие материалы под действием огня или высокой температуры не тлеют и не обугливаются. К ним относятся все естественные и искусственные неорганические материалы (пемза, туф, мрамор, глиняный и силикатный кирпич, железобетон и др.), применяемые в строительстве металлы, а также гипсовые и гипсоволокнистые плиты при содержании органической части до 8% массы, минераловые плиты при на синтетическом, крахмальном или битумном связующем при содержании его до 6%.

Трудногорючие материалы способны гореть под действием источника зажигания, но не способны к самостоятельному горению после его удаления.

Трудногорючими являются материалы, состоящие из негорючих и горючих составляющих. Это асфальтовый бетон, гипсовые бетонные материалы, содержащие органический наполнитель более 8% массы, минераловатные плиты на битумном связующем при содержании его от 7 до 15%, глиносоломенные материалы со средней плотностью менее 900кг/м2,войлок, вымоченный в глиняном растворе, древесина, подвергнутая глубокой пропитке огнезащитными составами, цементный фибролит, некоторые полимерные материалы.

Горючие материалы под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются и продолжают гореть или тлеть после удаления источника огня. К этим материалам относят древесину, толь, рубероид, торфоплиты, войлок, а также материалы на основе пластических масс (древесностружечные и древесноволокнистые плиты и т.п.).

Тема 4.2. Профилактика пожаров,

Как показывает практика, наибольшее количество пожаров возникает в результате нарушения правил пожарной безопасности: случаи неосторожности обращения с открытыми источниками огня, в том числе небрежность, допускаемая при курении или пользовании электробытовыми приборами; нарушение правил пожарной безопасности при производстве электрогазосварочных работ; при эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств; неисправное состояние электропроводки и электроприборов; неисправное хранение различных веществ и материалов и т.п. В отдельных случаях причиной пожаров являются действия сил природы: грозовые разряды, солнечные лучи.

Названные причины являются общими или основными. Каждая из этих причин может содержать, в свою очередь, непосредственные причины, то есть конкретные причины зажигания, приводящие к возникновению пожара.

К ним могут относиться: непогашенная папироса или сигарета; открытое пламя и теплоизлучение электробытовых приборов; искрение, открытое пламя и электрические дуги при производстве электрогазосварочных и других огнеопасных работ; высокая температура наружных поверхностей отопительных устройств, машин и оборудования; короткое замыкание, перегрузка, большие переходные сопротивления в электрической цепи; самовозгорание и т.п.

Кроме пожаров, возникших в результате нарушений правил безопасноусти, наблюдаются случаи возникновения пожаров в результате поджогов. О поджогах, их способах могут свидетельствовать такие обнаруженные при осмотре мета пожара факты, как оставление горящего или тлеющего фитиля, обливание бензином или другой ЛВЖ предметов и поджигание их, оставление включенными в электросеть чайника, утюга, электроплитки и т.п. Но следует иметь в виду, что подобные факты могут наблюдаться. При преступно-небрежном отношении к соблюдению правил пожарной безопасности.

Возникновение пожара от производственного оборудования возможно при;

перебоях в работе и неисправностях (перекосах, заклинивании, сухом трении, нагревании, утечки продукта и т.п.);

использовании в технологическом процессе или при эксплуатации оборудования огнеопасных веществ и материалов, способных образовать огнеопасные концентрации или склонных к самовозгоранию, самовоспламенению, образованию статического электричество;

возможности образования и скопления в процессе производства пожароопасных отходов, способных самовозгораться или самовоспламеняться.

При перегрузке в электросетями установках увеличивается количество выделяемого проводниками тепла, которое приводит к чрезмерному нагреванию, разрушению и воспламенению сгораемых покровов изоляции, частей арматуры и близко расположенных предметов.

Основные причины в-йероприятия по предупреждению пожаров.

Для разработки и осуществления мер по предупреждению пожаров следует знать не только причины их возникновения, но и тот громадный материальных ущерб, который причиняется пожарами-

Пожарами уничтожается не только материальные ценности, от них гибнут люди. Пожары крайне отрицательно влияют на экологию окружающей среды, уничтожая лесные массивы, загрязняя атмосферу продуктами горения и т.д.

Причинами пожаров, наиболее часто встречающихся на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве, являются неосторожное обращение с огнем.О искры локомотивов, печей вагонов-теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, техническая неисправность электрооборудования, нарушение требований государственных стандартов и правил погрузки легкогорючих грузов, попадание различных источников зажигания на открытый подвижной состав, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, шалость детей с огнем. Пожары могут возникать также в результате короткого замыкания, больших переходных сопротивлений, перегрузки электропроводов и кабелей, нарушение правил устройства электроустановок, несоответствия классу пожаро- и взрывоопасности помещений, несоблюдения правил пожарной безопасности при огневых работах, нарушения технологии производства и др.

Одной из важных мер противопожарной защиты при проектировании и застройке населенных пунктов и промышленных предприятий является строгое соблюдение противопожарных разрывов. Они предназначены для предупреждения распространения огня на соседние здания и сооружения, а также обеспечения успешного маневрирования пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара. Противопожарные разрывы между отдельными зданиями зависят от степени их огнестойкости.

В случаях, когда при реконструкции зданий или сооружений невозможно соблюсти разрывы, разрабатывают мероприятия, компенсирующие их недостаточную величину. К таким мероприятиям относят сооружения противопожарных преград, снижение пожарной опасности производственных процессов, применение негорючих материалов, обвалование или заглубление зданий и сооружений, устройство установок пожаротушения и др.

Противопожарные преграды (противопожарные стены, перекрытия, перегородки, экраны, водяные завесы и т.п.) служат для разделения объема здания на противопожарные отсеки. В пределах отсека противопожарными стенами или перегородками разделяют различные от пожарной опасности помещения и процессы, например складские, вспомогательные, административные и бытовые помещения от производственных. При наличии трудногорючих наружных стен зданий противопожарные стены должны выступать за наружные стены, за карнизы и свесы крыш не менее чем на 30 см, а над кровлей при горючем перекрытии возвышаться на 60 см, при негорючем или трудногорючем - на 30 см. Противопожарные перегородки представляют собой разновидность противопожарных стен. Их широко применяют как в промышленности, так и в гражданском строительстве. Помимо разделения различных по пожарной опасности технологических процессов, противопожарные перегородки выполняют функцию преграды, исключающей распространение продуктов горения при пожаре и последствий взрыва на смежные помещения.

На действующих и проектирующих предприятиях при необходимости применяют зонирование. Противопожарные зоны устраивают с целью ограничения распространения пожара по конструктивным элементам и технологическому оборудованию. Наиболее распространены зоны в виде целых пролетов здания, разделяемых негорючими стенами и покрытиями.

При проектировании зданий и сооружений должны быть предусмотрены эвакуационные выходы для быстрой и безопасной эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения пожара. Выходы считаются эвакуационными, если они ведут: из помещений первого этажа наружу непосредственно или через коридор, вестибюль, лестничную клетку; из помещений любого этажа (кроме первого) в коридор или проход, ведущий к лестничной клетке или на лестничную клетку, имеющую выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от коридора перегородками с дверями (включая остекленные); из помещений в соседние помещения на том же этаже, обеспеченные выходами наружу.

Лифты, эскалаторы и другие механические средства передвижения людей в расчет эвакуации не принимаются. Суммарная ширина лестничных клеток в зависимости от числа людей; находящихся на наиболее населенном этаже (кроме перового), а также ширина дверей, коридоров или проходов на путях эвакуации должна составлять не менее 0,6 м на 100 чел. (за исключением случаев, указанных в соответствующих главах СНиП 2.01.02-85). Минимальная ширина эвакуационных дверей должна быть 0,8 м, а высота дверей и проходов на путях эвакуации 2 м. Предусматривается устройство не менее двух эвакуационных выходов из здания. В отдельных случаях разрешается устраивать один выход.

Двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Двери, ведущие на балконы и площадки, предназначены для эвакуации, двери из помещений, в которых одновременно находится не более 15 чел., а также двери из кладовых площадью не более 200 м2 и санитарных узлов допускается устраивать с открыванием внутрь помещений.

Проходы, выходы, коридоров, тамбуры и лестницы не разрешается загромождать различными предметами и оборудованием. На лестничных клетках зданий запрещается устраивать рабочие, складские и другие помещения, выходы из шахт грузовых подъемников, прокладывать промышленные газопроводы, трубопроводы с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, устанавливать оборудование, препятствующие передвижение людей.

Классификация зданий и сооружений по степени огнестойкости.

При воздействии огня строительные конструкции деформируются. Степень деформации в значительной мере зависит от температуры и продолжительности воздействия огня. При длительном воздействии и высокой температуре конструкция может потерять огнестойкость. Предел огнестойкости определяется периодом времени в часах от начала испытания конструкции на огнестойкость до возникновения одного из следующих признаков: образование в конструкции сквозных трещин; повышение температуры на не обогреваемой поверхности конструкции в среднем более чем на 140°С или в любой точке этой поверхности более чем на 180°С по сравнению с температурой конструкции до испытания или достижения температуры 220°С и более независимо от температуры конструкции до испытания.

Степень огнестойкости зданий и сооружений характеризуется группой возгораемости и пределом огнестойкости отдельных их частей. По огнестойкости все здания и сооружения в соответствии со СниП 2.01.02-85 подразделяют на восемь степеней: I, II, III, Ша, Шб, IV, ГУб, V.

Классификация помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.

Правильный выбор категории производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности позволяет установить оптимальное соотношение между безопасностью производства и размерам капитальных затрат на его проектирование и эксплуатацию.

В зависимости от категории устанавливается нормативные требования по обеспечению взрывопожарной и пожарной безопасности помещений и зданий производства в отношении планировки и застройки, этажности, площадей, размещения помещений, конструктивных решений, инженерного оборудования и т.п.

Категория помещения и зданий устанавливается в технологической части проекта на вновь строящийся или реконструируемый объект в соответствии с главой СниП 2.09.02-85 "Производственные здания", нормами технологического проектирования "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности" (ОНТП 24-86) и ведомственными нормами.

По взрывопожарной и пожарной опасности помещения и здания подразделяются на пять категорий (А, Б, В, Г, Д) в зависимости от количества и свойств находящихся в них веществ и материалов, а также особенностей размещаемых в них технологических процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.