РУБРИКИ

Охрана труда - основные термины, понятия, определения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Охрана труда - основные термины, понятия, определения

p align="left">Профилактические испытания проводятся с целью опре-деления состояния электрооборудования и выявления дефектов, ко-торые не могут быть обнаружены путем осмотра. Профилактические испытания проводятся согласно требованиям ПУЭ и строительных норм и правил. Эти испытания включают в себя; контроль изоляции; контроль соединения проводов; измерение сопротивления опор и тро-сов, заземляющих устройств; проверку срабатывания линии защиты и предохранительных устройств.

Организация безопасной

эксплуатации электрооборудования

Работы в электроустановках выполняются:

со снятием напряжения;

без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них;

-- без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, нахо--
дящихся под напряжением.

Работы без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них должны выполняться не менее чем двумя работниками, один из которых -- производитель работ должен иметь группу по электро-безопасности не ниже IV, остальные -- не ниже Ш.

При работе в электроустановках напряжением до 1000 В без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них следует:

оградить расположенные вблизи рабочего места другие токоведущие части, находящиеся под напряжением, к которым возможно случайное прикосновение;

работать в диэлектрических галошах или стоя на изолирую-
щей подставке либо на диэлектрическом ковре;

применять инструмент с изолирующими рукоятками (у от-
верток, кроме того, должен быть изолирован стержень); при отсутствии такого инструмента пользоваться диэлектрическими перчатками.

Запрещается прикасаться к изоляторам электроустановки, нахо-дящейся под напряжением, без применения электрозащитных средств.

В электроустановках запрещается работать в согнутом положе-нии, если при выпрямлении расстояние до токоведущих частей будет меньше указанного в табл. 6.3. При производстве работ около не ог-ражденных токоведущих частей запрещается располагаться так, что-бы эти части находились сзади или с обеих боковых сторон.

Подмости и лестницы, применяемые для ремонтных работ, долж-ны быть изготовлены по ГОСТу или ТУ на них, Основания лестниц, устанавливаемых на гладких поверхностях, должны быть обиты ре-зиной, а на основаниях лестниц, устанавливаемых на земле, должны быть острые металлические наконечники, Связанные лестницы при-менять запрещается. При обслуживании, а также ремонтах электро-установок применение металлических лестниц запрещается.

Работу с использованием лестниц выполняют два работника, один из которых находится внизу.

При приближении грозы должны быть прекращены все работы на воздушных линиях (ВЛ) и в открытом распределительном устрой-стве (ОРУ), а в закрытом распределительном устройстве (ЗРУ) -- ра-боты на вводах и коммутационной аппаратуре, непосредственно под-соединенной к воздушным линиям.

Во время дождя и тумана запрещаются работы, требующие применения защитных изолирующих средств.

№58. СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Статическое электричество -- совокупность явлений, связан-ных с возникновением, сохранением и релаксацией свободного элек-трического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ, материалов изделий или на изолиро-ванных проводниках.

Электрический потенциал образуется в технологических процес-сах, сопровождающихся трением, измельчением, разбрызгиванием, рас-пылением, фильтрованием и просеиванием веществ, на самих мате-риалах и на оборудовании.

Наиболее опасное проявление статического электричества ¦-- возникновение искрового разряда и высоких потенциалов.

Перекачка диэлектрических жидкостей (бензина, керосина, бен-зола, толуола и др.) по трубопроводам и перевозка в емкостях сопро-вождаются значительной электризацией. Она особенно опасна при транспортировании легковоспламеняющихся жидкостей с удельным сопротивлением более 1010 Ом-м. Диэлектрические жидкости обычно содержат примеси, являющиеся носителями электрического заряда. Интенсивность образования зарядов возрастает с увеличением скоро-сти движения жидкости, ее удельного сопротивления и площади кон-такта с твердой поверхностью.

Статическое электричество на производстве может вызывать по-жары и взрывы, вероятность их возникновения зависит от концентра-ции горючей смеси и зажигающей способности электрических разрядов. В промышленности вредное и опасное проявление статического электричества наблюдается при монтаже и сборке радиоэлектронного

оборудования, изготовлении, испытании, транспортировке и хранении полупроводниковых приборов и интегральных микросхем, при пере-ливании растворителей, нанесении покрытий распылением и ряде других процессов, где применяются диэлектрические материалы.

Воздействие статического электричества на человека может проявляться в виде слабого длительно протекающего тока или в фор-ме кратковременного разряда, проходящего через его тело. Такой разряд вызывает у человека рефлекторное движение, что в ряде слу-чаев может привести к попаданию работающего в опасную зону про-изводственного оборудования и закончиться несчастным случаем.

На теле человека статическое электричество может накапли-ваться при ношении обуви с непроводящими электричество подошва-ми, одежды и белья из шерсти, шелка и искусственных волокон и при выполнении ряда ручных операций с веществами-диэлектриками.

Санитарно-гигиенические нормы допустимой напряженности электростатического поля (ЭСП) на рабочих местах установлены ГОСТ 12.1.045--84 ССБТ «Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля»; СанПиН 11--16--94 «Санитарно-гигиенические нормы допустимой напряженности электростатического поля на рабочих местах», утвер-жденными Главным санитарным врачом РБ 27.01.1994 г. Нормируе-мым параметром ЭСП является напряженность поля Е, которая из-меряется в вольтах на метр (В/м) или киловольтах на метр (кВ/м).

Предельно допустимые уровни напряженности электростатиче-ского поля (устанавливаются в зависимости от времени пребы-вания персонала на рабочих местах и не должны превышать: при воздействии до 1ч -- 60 кВ/м; при воздействии свыше 1 до 9 ч вели-чина -&ПД определяется по формуле: Ецд - 60/л/Т , где Т--время, ч. 2?ПД в зависимости от времени воздействия ЭСП приведены в табл. 6,4.

Защита от статического электричества

Сведения о способах защиты от статического электричества обоб-щены в Правилах защиты от статического электричества в производст-вах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промыш-ленности и ГОСТ 12.4.124--83 ССБТ «Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования».

Основными способами уменьшения напряженности ЭСП в ра-бочей зоне являются;

экранирование источника поля или рабочего места;

применение нейтрализаторов статического электричества;

применение антистатических препаратов или увлажнение
электризующихся материалов;

замена легкоэлектризующихся материалов и изделий на не-
электризующиеся;

подбор контактирующих поверхностей, исходя из условий
наименьшей электризации;

--- уменьшение скорости переработки и транспортировки материалов;

поддержание оптимальной относительной влажности (не ни-
же 60%) ионного состава воздуха рабочих помещений;

удаление зон пребывания обслуживающего персонала от ис--
точников электростатических полей.

В отдельную группу выделяются способы, которые не предот-вращают образования и накопления зарядов статического электриче-ства, а направлены на то, чтобы возникший искровой разряд статиче-ского электричества не вызвал воспламенения горючей смеси.

Защита от статического электричества ведется по двум направ-лениям: уменьшением интенсивности генерации электрических за-рядов и устранением уже образовавшихся зарядов.

Уменьшение интенсивности генерации электрических зарядов достигается использованием слабоэлектризующихся или неэлектризую-гцихся материалов; уменьшением силы трения и площади контакта взаимодействующих поверхностей, их хромированием или никелиро-ванием; ограничением скоростей переработки или транспортирования материалов; предотвращением налива жидкости в резервуары сво-бодно падающей струей, а также ее разбрызгивания, распыления или быстрого перемешивания. Расстояние от конца загрузочной трубы до дна сосуда не должно превышать 200 мм, а если это невозможно, то струю направляют вдоль стенки.

Устранение зарядов статического электричества достигается, прежде всего, заземлением электропроводных частей оборудования (выполняется независимо от других средств защиты).

Для обеспечения заземления вращающихся частей применяют электропроводную смазку.

Автоцистерны, передвижные аппараты и сосуды, предназна-ченные для транспортирования огнеопасных жидкостей, заземляют на время их наполнения и опорожнения. Для перекачки нефтепро-дуктов используют шланги из электропроводной резины. Заземление передвижных объектов осуществляют посредством колес из электро-проводных материалов или с помощью специальных заземляющих устройств (металлических цепочек или ленточек из электропроводной резины).

Заземление работающих обеспечивается применением антиста-тических заземляющих браслетов, антистатической одежды и обуви.

Для обеспечения непрерывного отвода зарядов статического электричества в землю полы во взрывоопасных помещениях выпол-няют из бетона, антистатического линолеума и т.п.

Увеличение относительной влажности воздуха до 65...70% вызывает значительное снижение поверхностного электрического сопротивления и практически полностью исключает электризацию гидрофильных материалов (древесины, бумаги, хлопчатобумажной ткани и т.п.).

Введение антиэлектростатических присадок (олеата и диолеата хрома, хромистых солей синтетических жирных кислот и др.) увеличивает объемную электропроводность нефтепродуктов.

Применение индукционных, высоковольтных и радиоактивных нейтрализаторов статического электричества увеличивает электропро-водность воздуха путем его ионизации. Во взрывоопасных помещени-ях применяют радиоизотопные и аэродинамические нейтрализаторы.

Общие требования искробезопасности от разрядов статического электричества в целях обеспечения пожаро- и взрывобезопасности ус-тановлены ГОСТ 12.1.018--93.

Для устранения взрывоопасных концентраций мелкодисперс-ной пыли необходимо устройство эффективной вытяжной вентиляции с индукционными нейтрализаторами.

Уменьшить образование электростатических зарядов при зали-вании жидкостей в резервуар можно также путем снижения скорости заливания {< 1 м/с).

К средствам коллективной защиты от статического электриче-ства относят: заземляющие устройства; антиэлектростатические ве-щества; увлажняющие устройства; нейтрализаторы; экранирующие вещества (ГОСТ 12.4.124--83).

В качестве индивидуальных средств защиты следует применять антистатические обувь, халаты и др.

№59. АТМОСФЕРНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Молниезащита зданий и сооружений

Молния -- искровой разряд статического электричества, акку-мулированного в грозовых облаках. Энергия искрового разряда мол-нии и возникающие при этом токи представляют опасность для чело-века, зданий и сооружений.

С грозовым разрядом связано электромагнитное поле, которое индуктирует напряжение на проводах и проводящих конструкциях зданий и сооружений вблизи места удара. Индуктированные напря-жения на линиях электропередачи могут достигать сотен киловольт и вызывать перекрытие изоляции в установках с рабочим напряжением до35...110кВ.

Протекание тока молнии вызывает нагрев проводника до тем-пературы каления, плавления или испарения.

Механические воздействия тока молнии проявляются в расще-плениях деревьев, разрушении небольших каменных строений, кир-пичных труб, незащищенных молниеотводами и др.

Прямой удар молнии (поражение молнией) -- непосредствен-ный контакт канала молнии со зданием или сооружением, который сопровождается протеканием через него тока молнии.

Вторичное проявление молнии -- наведение потенциалов на металлических элементах конструкции, оборудования, в незамкнутых металлических контурах, вызванное близкими разрядами молнии и создающее опасность искрения внутри объекта.

Занос высокого потенциала -- перенесение в защищаемое зда-ние или сооружение по протяженным металлическим коммуникаци-ям (трубопроводам, кабелям и т.п.) элек-трических потенциалов, возникающих при прямых и близких ударах молнии и соз-дающих опасность искрения внутри защи-щаемого объекта.

Молниеотвод -- устройство, воспри-
нимающее удар молнии и отводящее ее ток
в землю. Молниеотвод состоит из молние-
приемника, воспринимающего удар молнии,
токоотвода, соединяющего молниеприемник
с заземлителем, через который ток молнии
стекает в землю.

№60.ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока, поскольку тяжесть электротравмы зависит от продолжительности его действия.

Если пострадавший находится на высоте, то необходимо при-нять меры, предупреждающие падение пострадавшего или обеспечи-вающие его безопасность.

Немедленно отключить токоведущие части, к которым прикаса-ется пострадавший. Если это невозможно сделать быстро, следует от-тащить пострадавшего от токоведущих частей, пользуясь изоли-рующими защитными средствами.

Освобождение пострадавшего от действия тока

При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от то-коведущих частей можно воспользо-ваться любыми непроводящими ток предметами: обмотать руку шарфом, оттянуть его за одежду, встать на сверток сухой ткани, сухую доску. Даже голой рукой можно оттянуть пострадавшего за его сухую одежду (рис. 6.17), отстающую от тела (за во-рот, хлястик, полу пиджака). Нельзя тянуть за брюки или обувь, которые могут оказаться сырыми или иметь металлические детали, соприкасающиеся с телом.

Если пострадавший судорожно сжал провод и оторвать его не-возможно, то можно прервать ток, проходящий через пострадавшего, отделив его не от провода, а от земли (подсунув под него сухую доску, оттянув ноги сухой веревкой). После этого он легко разожмет руку.

Можно быстро перерубить провода топором или лопатой (по од-ному, чтобы не появилась электрическая дуга из-за короткого замы-кания между проводами). Удобно пользоваться кусачками с изолиро-ванными рукоятками. Допускается обернуть неизолированные рукоятки сухой одеждой, полиэтиленовым пакетом или любым ди-электрическим материалом.

Напряжение до 1000 В. При напряжении 380/220 Б и ниже, ес-ли ток проходит на землю только через тело пострадавшего, можно не опасаться поражения спасающего шаговым напряжением, так как ток, проходящий через пострадавшего столь велик, чтобы создать ша-говое напряжение опасных значений. Но если провод, которого каса-ется пострадавший, лежит на земле или соприкасается с заземлен-ными металлическими предметами, существует опасность поражения шаговым напряжением. В такой ситуации подходить к проводу или месту заземления без диэлектрических галош или сапог нельзя. Для освобождения пострадавшего при этом лучше воспользоваться сухой палкой или доской, изолировав от нее руки своей одеждой.

Оказывающий помощь, если ему необходимо коснуться тела по-страдавшего, не прикрытого одеждой, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, надеть на руку рукав пиджака или пальто, или просто сухую материю.

При отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомен-дуется действовать одной рукой, держа вторую в кармане или за спи-ной. Подходить к пострадавшему следует маленькими шагами.

Напряжение выше 1000 В. Если в установке напряжением более 1000 В быстрое отключение невозможно, то пользоваться какими бы то ни было подручными средствами вроде палки, доски или сухой одежды нельзя.

В этом случае необходимо надеть диэлектрические перчатки и боты и оттащить пострадавшего от частей установки, находящихся под напряжением, пользуясь изо-лирующими защитными средст-вами, рассчитанными на это на-пряжение (штанги, клещи для предохранителей или коврики), либо вызвать автома-тическое отключение установки, устроив в ней короткое замыкание на безопасном расстоянии от пострадавшего.

Например, на ВЛ набрасы-вают голый провод на 3 или 2 фа-зы (не на одну\), предварительно присоединив его к какому-либо заземлителю. Этот провод после со-прикосновения с проводами ВЛ не должен касаться бросавшего или других людей, и никто не должен стоять ближе 5 м от заземлителя.

На ВЛ напряжением выше 1000 В после отключения может со-храниться опасный для жизни емкостный заряд. Прикасаться к по-страдавшему без изолирующих средств можно только после надежно-го заземления ВЛ [5].

№61. СВЕТОВАЯ И ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ.

Сигнальная окраска

Сигнальные цвета, знаки и плакаты безопасности приме-няют для предупреждения работающих о возможной опасности, пред-писания или разрешения определенных действий.

Согласно ГОСТ 12.4.026--76 «Цвета сигнальные и знаки безо-пасности» и СТБ 1392--2003 ССБТ «Цвета сигнальные. Знаки пожар-ной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний» в качестве сигнальных цветов применяют красный, желтый, зеленый и синий цвета.

На автоматизированных линиях красные сигнальные лампы устанавливают на машинах и оборудовании, которые не контролиру-ются обслуживающим персоналом; зеленые -- на временно не рабо-тающем оборудовании.

Красный цвет -- запрещающий, сигнализирует о необходимости немедленного вмешательства, указывает устройство, работа которого представляет опасность. Его применяют для запрещающих знаков, отключающих устройств машин и механизмов, в том числе аварий-ных, внутренних поверхностей крышек (дверец) шкафов с открытыми токоведущими элементами электрооборудования (если вся машина красного цвета, то указанные поверхности должны быть желтыми); сигнальных ламп, извещающих о нарушении технологического про-цесса или условий безопасности, пожарной техники, оборудования и др.

Желтый цвет -- предупреждающий, указывает на приближе-ние одного из параметров к предельным, представляющим опасность значениям. Его применяют для предупреждающих знаков, обозначе-ния элементов строительных конструкций (низких балок, выступов, малозаметных ступеней, кромок, погрузочных платформ, люков и т.п.), открытых движущихся частей оборудования, кромок оградительных устройств, которые не полностью закрывают движущиеся элементы оборудования; постоянных и временных ограждений, устанавливае-мых на границах опасных зон; ограждений лестниц, балконов и пр.

Предупреждающую окраску в виде чередующихся наклонных под углом 45...60° черных и желтых полос шириной 30...200 мм при-меняют для обозначения низких балок, колонн, выступов, малозамет-ных ступеней, сужений подъездов, элементов внутрицехового транспор-та, подъемно-транспортного оборудования, кабин, бамперов, боковых поверхностей электрокранов, кранов, обойм грузовых крюков и др.

Синий цвет -- сигнализирующий, используется для техниче-ской информации о работе оборудования и т.п. Его применяют для предписывающих знаков и в ряде других случаев.

Зеленый цвет -- извещает о нормальном режиме работы; его применяют для обозначения эвакуационных выходов, сигнальных ламп, извещающих о нормальной работе машин, и для указатель-ного знака.

Сигнальные цвета широко применяются для опознавания раз-личных веществ и материалов, аппаратуры, органов управления и т.п. Так, трубопровод с водой при необходимости окрашивают в зеленый цвет, паром--красный, воздухом-- синий, горючим газом -- желтый, горючей жидкостью -- коричневый и т.д. Баллоны со сжатым или сжиженным аммиаком имеют желтый, с воздухом -- черный, с кисло-родом -- голубой, с ацетиленом -- белый цвет и т.д. Коробки промыш-ленных противогазов для защиты от паров органических веществ ок-рашивают в коричневый цвет, от кислых газов -- в желтый, от оксида углерода -- в красный и т.д. Сигнальную (оранжевую) спецодежду используют дорожные рабочие.

№62. Предупредительные надписи и знаки безопасности

Кроме сигнальных цветов широко применяют различные опо-знавательные надписи. Видом информативной сигнализации явля-ются также различного рода схемы, указатели, надписи. Последние поясняют назначение отдельных элементов машин либо указывают допустимые величины нагрузок. Как правило, надписи наносят непо-средственно на корпуса машин, оборудования, тару или на табло, расположенное в зоне обслуживания. Например, надписи «Перевозка людей запрещена» наносят на борта транспортных средств, «Огне-опасно» -- на тару с легковоспламеняющимися веществами и т.д.

Знаки безопасности подразделяют на 4 группы (СТБ 1392--2003 и ГОСТ 12.4.026--76);

запрещающие -- запрещают выполнять определенные действия;

предупреждающие -- предупреждают о возможной опасности;

предписывающие -- предписывают выполнять определенные
действия;

указательные -- указывают месторасположение различных
объектов, устройств.

Вид знаков строго регламентирован государственным стандартом. Эти знаки отличаются друг от друга цветом и формой, примеры зна-ков безопасности показаны на форзацах книги.

В местах, зонах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на производственном оборудо-вании, являющемся источником опасности, установка знаков безо-пасности обязательна. Знаки, установленные на воротах и входных дверях, распространяют свое действие на все помещение, а у въезда на объект -- на весь объект. Знаки, используемые в темное время, ос-вещают. Кроме знаков применяют также плакаты безопасности за-прещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные, ус-танавливаемые в местах временных работ, а также в других случаях.

№63. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ.

Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы весьма травмоопасны. Причи-нами травм являются неправильная организация работ, ненадежная строповка груза, использование не прошедших техническое освиде-тельствование грузоподъемных машин, тары, строп, работа без средств индивидуальной защиты, особенно рукавиц, касок, плохая подготовка обслуживающего персонала и др.

К постоянным погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опас-ных грузов (взрывчатых веществ, окислителей токсичных веществ и др.), проходят специальное обучение с последующей аттестацией. На опас-ные грузы в соответствии с ГОСТ 19433--Ј8 «Грузы опасные. Класси-фикация и маркировка» наносят определенные знаки опасности.

Транспортные средства, поставленные под погрузку (разгрузку) должны быть заторможены. Перемещение груза вручную без приспо-соблений разрешается на высоту не более 1,5 м, а по наклонной плос-кости -- на высоту не более 3 м. Для погрузки (выгрузки) штучных грузов из кузовов транспортных средств устраивают специальные эс-такады, платформы высотой на уровне пола кузова. Если высота пола кузова и разгрузочно-погрузочной площадки не совпадают, для пере носки груза применяют трапы, мостики или сходни, выполненные из дерева или металла, имеющие прогиб при максимальной нагрузке не более 20 см, снабженные поручнями. При длине более 3 м под их се-редину устанавливают опору. Ширину трапов и мостиков принимают не менее 0,6 м, сходней -- 0,8 м при движении в одну сторону и не менее 1,5 м -- при движении в обе стороны.

Для погрузки (разгрузки) бочек, рулонов, труб, круглого леса и других подобных грузов применяют специальные слеги (покаты) дли-ной не менее 4 м (с крючками для фиксации на кузове), выполненные из дерева диаметром не менее 200 мм или из металла. Длинномерные грузы (бревна, трубы и т.д.) должны переносить с помощью специаль-ных захватных приспособлений не менее чем двое рабочих. Стеклянные емкости с агрессивными жидкостями переносят на специальных но-силках, тачках, оборудованных гнездами с мягкой обивкой; мелкие, штучные, а также сыпучие грузы транспортируют в специальной таре (контейнерах, поддонах, ящиках), укладывая их ниже уровня борта.

Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°.

Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять только ту работу, которая им поручена.

При погрузке и выгрузке барабанов с карбидом кальция рабо-чие не должны пользоваться крючьями, ломами, лопатами или дру-гими металлическими предметами. Разгружать барабаны с карбидом кальция разрешается только по деревянным слегам, сбрасывать ба-рабаны с автомашины запрещается.

Погрузку и выгрузку отравляющих веществ (технические спир-ты, растворители, антифриз, мышьячные соединения и др.), способ-ных к образованию взрывчатых смесей, следует производить в специ-ально отведенных местах с соблюдением мер безопасности.

Ручки лопат и носилок должны быть изготовлены из прочных пород древесины и чисто, без заусенец, обработаны. Перед началом работы груз должен быть тщательно осмотрен. В случае повреждения тары груз необходимо брать осторожно.

Кантовать тяжеловесные грузы, подвозить их под стропы необ-ходимо при помощи специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы запрещается.

Погрузка и выгрузка пылящих, едких грузов навалом запрещается.

При выгрузке не разрешается выдергивать из середины штуч-ные грузы, уложенные в штабель или кучи, так как верхний груз об-валится. Грузы следует брать только с верха штабеля (кучи).

Чтобы предохранить себя от ушиба в случае падения груза при открывании продольного борта, надо сначала снять средние затворы, а затем, находясь у торцов платформы (машины), концевые.

При укладке грузов следует оставлять проходы и проезды необ-ходимой ширины (не менее 1 м).

Запрещается складывать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки и траншеи, а также опирать на заборы.

Грузы в мешках, кулях, кипах надо укладывать в перевязку. Грузы должны быть в исправной таре.

Баллоны со сжатым или сжиженным газом (кислородом, аце-тиленом и др.) нельзя подвергать ударам, сбрасывать на землю во избежание взрыва. Их переносят на специальных носилках с мягки-ми гнездами.

На транспортных средствах груз размещают, а при необходимо-сти закрепляют так, чтобы в процессе его транспортировки он не мог самопроизвольно смещаться, выпадать, ограничивать обзорность во-дителя, нарушать устойчивость машины; закрывать световые и сиг-нальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера.

Бочки с жидкостями, стеклянную тару транспортируют пробка-ми (горловинами) вверх, баллоны со сжиженным газом -- только на подрессоренных средствах с искрогасителями на выхлопных трубах, укладывая их поперек кузова на специальные стеллажи с выемками под баллоны, обитые войлоком, предохранительными колпаками в одну сторону (вертикально только в специальных контейнерах). Пы-лящие грузы (цемент, известь) транспортируют в специально обору-дованных машинах.

Предельная норма переноски тяжестей для мужчин -- 50 кг, для женщин -- 20 кг. Перемещение грузов массой более 20---25 кг должно быть механизировано.

Грузоподъемные механизмы на погрузочно-разгрузочной пло-щадке располагают так, чтобы между ними были свободные проходы для людей шириной 0,8 м и проезды для транспортных средств ши-риной не менее 2,5 м.

Подъемно-транспортными средствами разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования. Нельзя поднимать груз неизвестной массы, вмерзший в грунт, за-щемленный или за что-либо зацепившийся. Перед горизонтальным перемещением груза он должен быть поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

На грузах, а также под грузом в зоне его перемещения подъем-но-транспортным оборудованием не должны находится люди. Грузы укладывают в штабеля высотой не более 3 м при ручной выгрузке и не более 6 м -- при использовании механизмов. При скорости ветра более 12 м/с погрузочно-разгрузочные работы с помощью механизмов должны быть прекращены.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ

Погрузочно-разгрузочные работы производят, как правило, меха-низированным способом согласно требованиям ГОСТ 12.3.009--76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».

Работы по погрузке, разгрузке и перемещению тяжестей назы-вают такелажными. Стропальные и такелажные работы могут выполнять лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, обучение и проверку знаний по безопасности труда, пожарной безо-пасности и оказанию первой помощи и имеющие удостоверение на право производства таких работ.

При выполнении такелажных работ вручную предельная норма переноски тяжестей для мужчин 50, для женщин -- 20 кг. Подростки и женщины допускаются только к работам по перемещению штучных (кирпич, легкая арматура и т.п.) и навалочных (песок, гравий и т.п.) грузов, пустой тары, пиломатериалов; работа производится в спецодеж-де и рукавицах. Нельзя также оставлять груз на наклонной плоскости. Работающим следует находиться вне зоны возможного падения грузов.

Способы укладки грузов должны обеспечивать: устойчивость шта-белей, пакетов и грузов, находящихся в них; безопасность работающих на штабеле или около него; возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техни-ки, а также соблюдение требований к охранным зонам линий элек-тропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Такелажные работы с грузом более 50 кг и подъемом груза на высоту более 3 м производятся только механизированным способом с помощью кранов, автопогрузчиков, электрических и ручных лебедок, талей, блоков, домкратов, полиспастов. Вспомогательными приспособ-лениями являются цепи, веревочные и стальные канаты (тросы), коль-ца, стропы, захваты, клещи, тара и др. Для крепления груза приме-няют канаты и калиброванные цепи. Для подвязки груза без узлов применяют стропы -- отрезки гибких канатов сравнительно неболь-шой длины. Стропы выбирают такой длины, чтобы угол между вет-вями (в натянутом состоянии) не превышал 90°.

Запрещается устанавливать груз в местах временных перекры-тий, залегания труб, газо- и паропроводов, кабелей и т.п., а также на-ходиться на перемещаемом грузе.

Запрещается также пользоваться неисправными или изношен-ными чалочными приспособлениями, срок испытания которых истек; поправлять ударами кувалды, лома и т.п. ветви стропов, которыми обвязан грз'з; удерживать руками или клещами соскальзывающие при подъеме груза стропы; уравновешивать груз собственным весом.

№64. Перевозка людей

При перевозке людей травмы происходят вследствие опрокиды-вания транспортных средств, наезда на препятствие, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения, падения людей из кузова, движения с повышенной скоростью на поворотах неровной дороги, перевозки людей стоя, самооткрывания бортов, посадки и вы-садки на ходу, несогласованных действий водителя и пассажиров, на переправах и в других случаях.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуще-ствляться водителями, имеющими стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет и удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С», а при пере-возке более 8 человек -- категорий «С» и «Д»,

Грузовой автомобиль с бортовой платформой и кузовом-фургоном, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован си-деньями, закрепленными на высоте 0,3--0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки. Скорость движения не должна превышать 60 км/ч.

Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в кузов е-фур гоне не должно превышать количества оборудо-ванных для сиденья мест. Запрещена перевозка людей в кузовах са-мосвалов, самоходных шасси, в транспортных прицепах, а также на навесных, прицепных и других машинах.

Переезд на грузовых автомобилях, которые не приспособлены для перевозки пассажиров, разрешается лицам, сопровождающим грузы (не более б человек); их фамилии должны быть указаны в путевом листе. Запрещается перевозить людей при транспортировании длин-номерных грузов, если уложенный груз превышает высоту борта, а также при транспортировании огнеопасных и ядовитых грузов.

При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принимать меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом должны быть равномерно раз-мещены по всей площади кузова автомобиля, а штучные грузы сло-жены и укреплены так, чтобы не было их смещения.

При сопровождении груза на автомобиле рабочие должны рас-полагаться в кузове на отдельных местах, расположенных ниже уров-ня бортов.

Запрещается садиться на борта кузова, ездить на подножке, крыше кабины, стоять в кузове, садиться или высаживаться во время движения автомобиля не только на перегоне, но и при маневрирова-нии на стройплощадке.

Запрещается оставлять место для сопровождения рабочих на по-лу кузова автомобиля между грузом и передним или задним бортом, так как при торможении они могут быть прижаты смещенными грузами.

Во время транспортировки груза рабочие обязаны подчиняться шоферу и выполнять все его указания. Они должны следить за гру-зом и в случае его смещения немедленно оповестить шофера.

Рабочим нельзя находиться в кузове автомобиля при транспор-тировке порожних бочек из-под опасных материалов.

СКЛАДИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

К складам предъявляются следующие требования:

площадка перед складом должна быть выровнена, утрамбо-вана и иметь уклон в сторону кюветов;

территория, проезды и подходы к дверям склада должны быть
свободными, а в зимнее время своевременно очищаться от снега и льда.
Места, где возможно скольжение, следует посыпать песком;

помещение, предназначенное для складирования, должно быть
в исправном состоянии;

ширина дверных проемов должна быть не менее 1,8 м, а вы-сота не менее 2,3 м (СНиП 2.11.01--85* «Складские здания»);

проходы и проезды, а также подходы к средствам пожаротушения должны быть свободными;

---для временного хранения использованных обтирочных мате-риалов и тряпок должен быть установлен железный плотно закры-вающийся ящик;

-- для укладки и транспортировки грузов весом более 50 кг
склад должен быть обеспечен подъемно-транспортными механизмами;

склады должны быть обеспечены достаточным количеством лестниц-стремянок;

стеллажи должны быть прочными и соответствовать форме и
размерам материалов. Деревянные стеллажи должны обрабатывается- огнезащитным составом;

для складов должен быть разработан план размещения веществ и материалов с указанием их наиболее характерных свойств(взрывопожароопасные, ядовитые, химически активные и т.п.);

в складских помещениях должны соблюдаться проходы: про--
тив ворот -- не менее ширины ворот; против дверных проемов -- шириной, равной ширине дверей, но не менее 1 м; между стеной и штабелем (стеллажом), а также между стеллажами -- 0,8 м. Проходы и места штабельного хранения должны быть обозначены на полу хорошо видимыми ограничительными линиями (ППБ РБ 1.01--94);

расположение закрытых складских площадок в зоне работ
кранов не допускается.

№65. Хранение материалов

При хранении карбида кальция;

помещение склада должно быть наземным, неотапливаемым,
с несгораемой легкой кровлей, без чердачного перекрытия, с отдельным выходом наружу;

во избежание попадания воды в склад его кровля должна иметь ширину навеса не менее 0,5 м, а уровень пола должен быть на
20 см выше уровня окружающей территории;

освещение склада должно быть наружным;

полы должны быть выполнены из материалов, не вызывающих искрообразования;

склад должен быть укомплектован противопожарными средтвами.-

При хранении баллонов с газами:

помещение склада должно быть одноэтажным, без чердачно-го перекрытия;

стены, перегородки, крыши должны быть сделаны из несгораемых конструкций;

окна и двери должны открываться наружу;

должно быть исключено искрообразование какими-либо предметами;

отопление закрытых складов для хранения баллонов с газа-
ми допускается только центральное (водяное, паровое, воздушное);

баллоны со сжатыми и сжиженными газами должны закрепляться и размещаться так, чтобы они не подвергались механическим воздействиям;

для предупреждения утечек газа на боковом штуцере вентиля
баллона должна ставиться заглушка, а на баллоны объемом 40 л и более, кроме того, необходимо устанавливать предохранительные колпаки;

баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном положении ,во избежание падения должны устанавливаться в специально оборудованных гнездах или ограждаться барьерами;

баллоны с газами, не имеющие башмаков, допускается хранить в горизонтальном положении на рамах или стеллажах, выполненных из несгораемого материала.

При хранении агрессивных химических веществ:

склад необходимо располагать на расстоянии не менее 100 м от производственных и административных зданий;

полы должны быть покрыты кислотоупорной керамической плиткой;

в помещениях, где хранятся химические вещества, способные
плавиться при пожаре, необходимо предусматривать устройства, огрничивающие их свободное растекание (бортики, пороги, пандусы и т.п.) (ППБРБ 1.01--94);

вещества, которые при нагревании или взаимодействии выделяют токсичные или горючие продукты разложения, должны храниться отдельно от других веществ в специально оборудованном складском помещении;

в складах и под навесами, где хранятся кислоты, необходимо
иметь готовые растворы мела, извести или соды для нейтрализации
пролитой кислоты;

места хранения кислот должны быть обозначены;

жидкости, которые при нагревании или непродолжительном горении разлагаются или вскипают, следует хранить отдельно от других веществ;

химические вещества, хранящиеся в штабелях, следует подвергать систематическому контролю для предупреждения и своевременного обнаружения процессов их разложения и самонагревания; при обнаружении таких процессов необходимо немедленно удалить вещество со склада в безопасное место;

химически активные жидкости в стеклянной таре должны
быть упакованы в прочные ящики или обрешетки (деревянные, металлические и т.п.) с заполнением свободного пространства прокладочными материалами.

При хранении лаков и красок:

электропроводка в складе должна быть выполнена с выносом
электровыключателей за пределы склада;

в помещении склада должны быть вывешены на видном месте предупредительные надписи «Взрывоопасно: взрывоопасная среда», «Запрещается курить» и т.п.;

разбавители необходимо хранить в хорошо вентилируемых помещениях с температурой воздуха от -2° до +20 °С в таре с герме-тическими крышками (пробками);

места складирования растворителей, красок, лаков и других веществ должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией, обеспечивающей не менее трехкратного обмена воздуха;

курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и нагревательными приборами в складах запрещается;

порожнюю тару во избежание взрыва смеси остатков паров растворителей следует выносить в отдельное помещение или на специально выделенную для этой цели площадку, расположенную в стороне от места производства работ;

металлическую тару для хранения лакокрасочных материалов закрывать пробками и открывать инструментом, не вызывающим искрообразования;

-- при хранении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) в таре должны соблюдаться следующие требования:

ЛВЖ в таре должны храниться только в закрытых складах, где исключается резкое колебание температуры окружающей среды;

хранение ГЖ в таре допускается в зданиях, имеющих не более 3 этажей, а ЛВЖ -- в одноэтажных, без подвалов и чердаков;

ГЖ допускается хранить на открытой площадке в таре, сделан- - ; ной из материала, который стоек к атмосферным воздействиям;

в помещении склада разрешается хранить не более 200 м3 ЛВЖ или 1000 м3 ГЖ;

при ручной укладке бочки с ЛВЖ и ГЖ должны устанавливать-
на полу не более чем в 2 ряда, при механизированной укладке бочек с ГЖ -- не более чем в 5, а ЛВЖ -- не более чем в 3 ряда; ширина штабеля должна быть не более 2 бочек;

ЛВЖ в стеклянной таре (бутылях) емкостью более 30 л должны храниться на полу в один ярус;

ящики с ГЖ в мелкой упаковке укладывать в соответствии с предупредительной надписью «Верх»;

запрещается хранить в помещении склада ЛВЖ и ГЖ в поврежденной таре и с негерметично закрытой горловиной; пролитая жидкость должна немедленно убираться;

для предупреждения разлива ЛВЖ и ГЖ их необходимо хранить на поддонах или устраивать бортики на полу;

емкости с краской (бидоны, бочки, банки) должны иметь этикетки или бирки с наименованием материала, его маркой, видом растворителя, номером партии, датой изготовления и весом.

№66. БЕЗОПАСНОСТЬ СОСУДОВ,

РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Баллоны; цистерны и бочки, наполненные сжиженными газа-ми; компрессоры, паровые и водогрейные котлы относятся к сосудам, работающим под давлением. Разгерметизация их может привести к выбросу в рабочую зону токсичных паров и газов, ионизирующих из-лучений, тепловых излучений, резкому повышению давления, обру-шению строительных конструкций и оборудования при взрыве.

Взрыв баллона может быть следствием удара, нагревания солнеч-ными лучами, переполнения сжиженными газами, ошибочного запол-нения его другими газами (например, кислородного баллона метаном). Сосуды, работающие под давлением, могут обслуживаться ли-цами не моложе 18 лет, прошедшими медицинское освидетельствова-ние, обученными по соответствующей программе, аттестованными и имеющими удостоверение на право обслуживания сосудов.

Техническое освидетельствование, регистрация

и разрешение на эксплуатацию

Сосуды, на которые распространяются Правила по сосудам, пе-ред пуском их в работу должны быть зарегистрированы в органе тех-надзора.

Регистрации не подлежат: бочки для перевозки сжиженных га-зов, баллоны вместимостью до 100 л включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортировки и хра-нения сжатых, сжиженных и растворенных газов.

Сосуды подвергаются техническому освидетельствованию после монтажа до пуска их в работу, периодически в процессе эксплуатации и в необходимых случаях -- внеочередному освидетельствованию.

Разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда выдается инспекто-ром после его регистрации на основании технического освидетельст-вования и проверки организации обслуживания.

При этом контролируется наличие и исправность арматуры, контрольно-измерительных приборов и приборов безопасности.

Проверяется соответствие установки сосуда правилам безопас-ности и правильность включения сосуда.

Инспектор должен убедиться в наличии аттестованного обслу-живающего персонала и специалистов.

Он проверяет также наличие должностных инструкций для лиц по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов, ответ-ственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, сменных журналов и другой документации, предусмотренной Прави-лами по сосудам.

В случаях ввода в эксплуатацию сосуда, не подлежащего реги-страции, на предприятии издается приказ, назначающий ответствен-ного для осуществления надзора за техническим состоянием и экс-плуатацией сосудов.

Сосуд, работающий под давлением и не требующий регистра-ции, вводится в эксплуатацию на основании документации предпри-ятия-изготовителя после технического освидетельствования и про-верки организации обслуживания.

На каждый сосуд после выдачи разрешения на его эксплуата-цию должны быть нанесены краской на видном месте или на специ-альной табличке форматом не менее 200 х 150 мм: наименование или технический индекс сосуда; регистрационный номер; разрешенное давление; число, месяц и год следующих наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания.

Требования к цистернам и бочкам для перевозки сжиженных газов

Железнодорожные цистерны для сжиженных газов должны быть рассчитаны на давление, которое может возникнуть в них при темпе-ратуре 50 °С, они могут иметь термоизоляцию или теневую защиту. Термоизоляционный кожух цистерны для криогенных жидкостей снаб-жается разрывной мембраной. У железнодорожной цистерны в верх-ней ее части должны быть устроены люк диаметром не менее 450 мм и помост около люка с металлическими лестницами по обе стороны цистерны, снабженными поручнями.

На цистернах и бочках завод-изготовитель должен наносить клеймением следующие паспортные данные:

наименование завода-изготовителя или его товарный знак;

заводской номер цистерны (бочки);

год изготовления и дату освидетельствования;

вместимость (для цистерн -- в м3, для бочек -- в л);

массу цистерны в порожнем состоянии без ходовой части (т) и
массу бочки (кг);

величину рабочего и пробного давления;

клеймо отдела технического контроля завода-изготовителя;

даты проведенного и очередного освидетельствования.

На цистерны клейма должны наноситься по окружности флан-ца для люка, а на бочках -- на днищах, где располагается арматура.

Для бочек с толщиной стенки до 6 мм включительно паспортные данные могут быть нанесены на металлической пластинке, припаян-ной или приваренной к днищу в месте, где располагается арматура.

Окраска цистерн и бочек, а также нанесение полос и надписей .. на них должны производиться в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями на изготовление.

На цистернах должны быть установлены: вентили с сифонной трубкой для слива и налива среды; вентиль для выпуска паров из верхней части цистерны; пружинный предохранительный клапан; манометр; указатель уровня жидкости.

Цистерны и бочки можно заполнять только тем газом, для пе-ревозки и хранения которого они предназначены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.