РУБРИКИ

Охрана труда и несчастные случаи на производстве

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Охрана труда и несчастные случаи на производстве

алее по тексту Положения регламентируются особенности организации и проведения расследования несчастных случаев с профессиональными спортсменами (п. 13), работниками воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта (п. 15) и т.д.

Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» от 15.12.2000 № 967 // СЗ РФ от 25.12.2000, № 52 (Часть II), ст. 5149.

Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве регламентируются ст. 228 ТК РФ:

1) При несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:

- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;

- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

- сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);

- обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет в соответствии с главой 36 ТК РФ;

- немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщение в органы и организации, определенные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами. Смык О. Нарушение правил охраны труда // ЭЖ-ЮРИСТ. - 2004. - № 27. - С. 37.

2) При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить о нем соответствующим государственным и профсоюзным органам по приведенному в ст. 228 ТК РФ перечню.

3) Согласно ст. 228 ТК РФ о случае острого отравления работодатель (его представитель) сообщает (наряду с другими органами) в соответствующий орган санитарно-эпидемиологического надзора. Под острым отравлением (профессиональным заболеванием) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Коршунов Ю.Н. Новые изменения и дополнения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве // Гражданин и право. - 2000. - № 4. - С. 22.

Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.

Правительство РФ постановлением от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» утвердило Положение, которым установлен порядок расследования и учета профессиональных заболеваний.

Одновременно Правительство РФ поручило Минздраву РФ давать разъяснения по применению указанного Положения. Во исполнение этого поручения Минздрав РФ приказом от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» Приказ Минздрава РФ «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» от 28.05.2001 № 176 // Российская газета от 10.08.2001, № 153 - 154. утвердил инструкцию о порядке применения названного Положения и формы документов, применяемых при расследовании и учете профессиональных заболеваний.

Расследованию и учету в соответствии с Положением подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя, обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

Положением определены:

- Порядок установления наличия профессионального заболевания;

- Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания;

- Порядок оформления Акта о случае профессионального заболевания.

- Перечень профессиональных заболеваний, опасных веществ и производственных факторов, а также видов работ, способствующих возникновению профессиональных заболеваний, приводится в Списке профессиональных заболеваний, утвержденном приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90. Приказ Минздравмедпрома РФ «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» от 14.03.1996 № 90 (ред. от 06.02.2001) // Новая Аптека. - 2002. - № 4, Здравоохранение. - 2001. - № 4. К Списку прилагается Инструкция по его применению, согласно которой, в частности:

1) Список профессиональных заболеваний является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.

2) В Список включены заболевания, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов.

3) К острым профессиональным заболеваниям (отравлениям, о которых идет речь в ст. 228 ТК РФ) относятся формы, развившиеся внезапно, после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных и опасных производственных факторов, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые концентрации и уровни.

4) Работодатель - физическое лицо и представитель работодателя - юридического лица, руководствующиеся наряду со ст. 228 ТК РФ указанным выше Положением, должны также учесть в своей практической деятельности его пункты 36, 37, 39 и 40.

Согласно ст. 228 ТК РФ работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая и его учет в соответствии с главой 36 ТК РФ. В свою очередь, обязанности работодателя по расследованию несчастных случаев регламентируется ст. 229 ТК РФ.

В ней приводятся различные обязанности работодателя и комиссии по расследованию несчастного случая, которые в тексте статьи тематически не выделены, не распределены по соответствующим пунктам, что создает для читателя определенные неудобства.

В общем виде при расследовании несчастного случая работодатель и указанная комиссия должны исполнить следующие обязанности.

1) Работодатель должен создать комиссию по расследованию несчастного случая. При этом состав комиссии и сроки ее работы зависят от вида несчастного случая (легкий, тяжелый, групповой, со смертельным исходом), и количества пострадавших, а в некоторых случаях от отраслевой принадлежности организации. В этих случаях вступает в действие упомянутое Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Создание комиссии, ее состав и сроки работы регламентируются частями 1 - 18 ст. 229 ТК РФ.

2) Комиссия обязана исполнить свои функции в соответствии с частями 19, 24, 25 ст. 229 ТК РФ.

3) Работодатель должен обеспечить работу комиссии в организационном и техническом отношениях - части 20 и 21 ст. 229 ТК РФ.

4) Работодатель и комиссия должны подготовить определенные документы в целях обеспечения расследования группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом - части 22, 23 ст. 229 ТК РФ.

5) Провести непосредственно расследование несчастного случая.

Что же касается упомянутого Положения, то в нем содержатся разъяснения по порядку расследования несчастных случаев в отдельных отраслях и организациях, основанные на тексте ст. 229 ТК РФ. Эти разъяснения приводятся:

- в его Разделе II «Особенности формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан)» (п. 8 - 18);

- в его Разделе III «Особенности проведения расследования несчастных случаев, происшедших в организациях и у работодателя - физического лица» (п. 19 - 25).

Как видим, в Положении вопросы создания комиссии и вопросы расследования несчастных случаев отделены друг от друга, что представляется вполне обоснованным.

Рассмотрим обязанности работодателя и комиссии при расследовании несчастного случая согласно ст. 229 ТК РФ в последовательности, приведенной выше.

Для расследования несчастного случая своим приказом (распоряжением) незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В ее состав включаются специалисты по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя; представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Братчикова Н.В. Комментарий к закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. - С. 69.

В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе (ч. 1 и 2 ст. 229 ТК РФ).

Из приведенного текста, во-первых, следует, что комиссия не создается при расследовании несчастного случая, происшедшего у работодателя - физического лица. Т.е. не создается специальный орган, наделенный определенными полномочиями, располагающий достаточным количеством специалистов по охране труда, в состав которого входят представители профсоюза, уполномоченный по охране труда. Это обстоятельство вызывает большие сомнения в способности работодателя - физического лица и еще двух лиц, принимающих участие в расследовании несчастного случая, провести его достаточно квалифицированно и объективно, учитывая к тому же, что указанный работодатель является в известном смысле заинтересованным лицом.

Не вызывает сомнения, что комиссия в приведенном в ст. 229 ТК РФ составе создается на практике при тяжелых, групповых и несчастных случаях со смертельным исходом: их невозможно скрыть. Иное дело легкие несчастные случаи, не сопровождающиеся для пострадавшего сколько-нибудь серьезными последствиями.

В подобных случаях комиссия, по общему правилу, в организациях не создается, а недостатки в охране труда не устраняются, провоцируя новые несчастные случаи. Существует немало способов их сокрытия. Например, временный перевод пострадавшего на так называемую легкую работу с сохранением ему среднего заработка, уход в краткосрочный неоплачиваемый отпуск, сопровождаемый оказанием материальной помощи, дополнительным премированием. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - С. 421.

Должностные лица, поступающие таким образом, не знают или не отдают себе отчета в том, что сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной ст. 5.44 рассматривают Федеральная служба по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

В связи с изложенным, представляется целесообразным, чтобы при дальнейшем совершенствовании отдельных положений ТК РФ в ст. 229 было внесено дополнительно предложение о том, что указанная комиссия создается при возникновении всех видов несчастных случаев. Целесообразно также предусмотреть, что комиссия создается и у работодателей - физических лиц.

Отмеченные недостатки редакции ч. 1 и 2 ст. 229 ТК РФ были исправлены в тексте п. 9 Положения. Согласно п. 9 расследование несчастных случаев, (в том числе групповых), происшедших в организации или у работодателя - физического лица, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные к категории легких, проводятся комиссиями, образуемыми работодателем (его представителем) в соответствии с положениями частей 1 и 2 ст. 299 ТК РФ, с учетом требований, установленным Положением.

В свою очередь, в п. 8 Положения сделано еще одно уточнение, - по составу комиссий по расследованию несчастных случаев. Расследование несчастных случаев проводится комиссиями образуемыми и формируемыми не только в соответствии с положениями ст. 229 ТК РФ и требованиями Положения, но также в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья.

С формальной точки зрения трудно определить, вышли или не вышли авторы Положения за пределы полномочий, предоставленных им ст. 229 в части утверждения порядка расследования несчастных случаев в отдельных отраслях и организациях. Что же касается существа вопроса, то такое решение представляется обоснованным. Совершенно ясно, что при расследовании несчастных случаев различной степени тяжести и с различным количеством пострадавших нецелесообразно создавать комиссии в одном и том же составе и с одинаковым количеством их членов.

Значительные коррективы внесены Положением и в ч. 3 ст. 229 ТК РФ, согласно которой несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, расследуется комиссией, образованной этим работодателем. В состав комиссии входит также уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

В свою очередь, согласно п. 10 Положения несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителя), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем).

Говоря другими словами, работодатель, к которому направлено для выполнения работ постороннее лицо, должен не только знать о факте такого направления, но и выразить свое согласие с его присутствием на своей территории. Мало того, постороннее лицо должно выполнять свои работы под руководством и контролем работодателя. Российское трудовое право / Под ред. А.Д.Зайкина. - М., 1998. - С. 409.

В частности, это означает, что перед допуском к выполнению работ данное лицо должно было быть проинструктировано в установленном порядке по правилам охраны труда.

При соблюдении приведенных выше условий допуска к работам, их выполнения вступает в силу правило, согласно которому работодатель при несчастном случае с указанным лицом образует комиссию и организует расследование несчастного случая. Что же касается организации, (работодателя - физического лица), направившей своего работника для выполнения работ к другому работодателю, то она уполномочивает своего представителя для участия в работе комиссии по расследованию несчастного случая.

Если же указанные в п. 10 условия допуска постороннего работника к выполнению порученных ему работ не были соблюдены, то, следует полагать, вступают в силу положения ч. 4 ст. 229 ТК РФ, согласно которой несчастный случай, происшедший с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуется и учитывается организацией производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

Отметим, что положения ч. 4 ст. 229 ТК РФ получили свое развитие в п. 10 Положения.

Другие особенности формирования комиссий по расследованию несчастных случаев регламентируются частями 5-14 ст. 229 ТК РФ. В Положении они раскрываются в его п. 11-18. В них, в частности, регламентируются особенности образования комиссий в организациях железнодорожного транспорта, организациях с особым режимом охраны, не находящихся в плавании морских, речных и других судах и т.д.

Что касается сроков работы комиссий, то они регулируются частями 15 - 18 ст. 229, а в отдельных отраслях и организациях - п. 19 Положения.

Содержание работы комиссий регламентируется, как было отмечено выше, частями 19, 24, 25 ст. 229 ТК РФ. В свою очередь, особенности проведения расследования несчастных случаев, происшедших в организациях и у работодателей - физических лиц, раскрываются в п. 21, 22, 23 и 24 Положения.

Согласно 20 ст. 229 ТК РФ при расследовании несчастного случая в организации по требованию комиссии работодатель проводит за счет собственных средств определенные организационно-технические мероприятия в целях обеспечения работы комиссии. Перечень этих мероприятий приводится. В то же время, согласно 21 ст. 229 ТК РФ, при расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяются председателем комиссии.

Из текста ч. 21 ст. 229 ТК РФ непонятно, означает ли фраза о праве председателя комиссии определять необходимые мероприятия и условия проведения расследования несчастного случая о том, что он может действовать вопреки правилам, установленным ст. 229 ТК РФ. Такая редакция ч. 21 ст. 229 ТК РФ открывает перед председателем комиссии возможность действовать при расследовании несчастного случая по его усмотрению, игнорируя положения указанной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 229 ТК РФ в расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимает участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая на договорной основе.

Как видим, здесь не говорится о том, что работодатель - физическое лицо обязан создать комиссию по расследованию несчастного случая.

Однако в ч. 21 ст. 229 ТК РФ выясняется, что у работодателя - физического лица расследование несчастного случая ведет комиссия. Весьма вероятно, что указанный работодатель воспользуется своим правом определять необходимые мероприятия и условия проведения расследования несчастного случая, и по своему усмотрению решит вопрос - создавать ему или не создавать комиссию.

В ч. 22 ст. 229 ТК РФ приводится перечень документов, которые подготавливаются в целях расследования группового, тяжелого и несчастного случая со смертельным исходом. В свою очередь, в п. 22 Положения указанный перечень рассматривается как примерный и уточняется, что конкретный объем материалов расследования определяется комиссией в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия.

С утверждением, что приведенный в ст. 229 ТК РФ перечень документов является примерным, согласиться трудно, хотя бы потому, что норма ч. 22 ст. 229 ТК РФ является императивной. Но дело не только в этом. Приведенные в нем документы, по нашему мнению, - обязательны.

Иное дело, что не всякий документ может быть по объективным причинам составлен. Например, если не было очевидцев несчастного случая, значит нельзя составить протокол их опроса, или если пострадавший погиб, значит не будет его объяснения по поводу несчастного случая.

Сказанное не означает, что перечень является исчерпывающим. Кроме обязательных документов по усмотрению комиссии могут составляться и другие документы. В частности, в определенных случаях перечень дополняется председателем комиссии с учетом имеющихся материалов расследования происшествия, проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля.

Отметим, что согласно ч. 23 ст. 229 ТК РФ для работодателя - физического лица перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование. Здесь мы опять сталкиваемся с противоречием между отдельными положениями рецензируемой статьи, на которое обращалось внимание читателей в выше приведенном п. 3. В приведенном случае это противоречие между частями 2 и 23.

Порядок непосредственно расследования несчастного случая регламентируется частями 19 и 24 ст. 229 ТК РФ. Текст ч. 19 весьма лаконичен:

- комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия и лиц, допустивших нарушения нормативных требований охраны труда;

- получает необходимую информацию от работодателя;

- получает, по возможности, объяснения от пострадавшего.

К сожалению, здесь ничего не сказано о необходимости изучения места происшествия, сбора и изучения фактов, которые могут свидетельствовать о причине этого происшествия. Дело в том, что происшествия происходят не по причине нарушения кем-либо требований охраны труда, а по объективным причинам, тем, которые не подконтрольны персоналу организации. Такой причиной, в частности, могут стать сверхнормативные перепады напряжения в электросети.

Текст же ч. 19 предполагает презумпцию виновности то ли самого пострадавшего, то ли еще кого-нибудь из числа персонала. Выявлять и опрашивать лиц, допустивших нарушение нормативных требований охраны труда, в приведенном контексте, т.е не выяснив причину происшествия, преждевременно. Установить их личности пока невозможно.

Установление причины происшествия является моментом определения виновного в несчастном случае. Однако виновных, как это было показано выше, в данной организации может и не быть.

Текст ч. 19 ст. 229 ТК РФ по-своему интерпретировали авторы Положения. Согласно его п. 21 в ходе расследования несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами (коллективными договорами, уставами и др.) в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности - объяснения от пострадавшего по существу происшествия.

Как видим, порядок расследования несчастных случаев в п. 21 Положения излагается более последовательно, чем это делается в ч. 19 ст. 229 ТК РФ. Во-первых, декларируется необходимость осмотра места происшествия. Во-вторых, на этом этапе расследования не ведется поиск лиц, виновных в происшествии. В-третьих, декларируется необходимость анализа применяемых в организации нормативных актов, регламентирующих правила охраны труда.

В то же время не определена конечная цель, на достижение которой направлена указанная в п. 21 деятельность комиссии - установление причины (причин) происшествия, что может в какой-то степени ее дезориентировать.

С учетом изложенного можно предложить примерные перечень действий членов комиссии при расследовании несчастного случая (случаев):

В целях установления причины (причин) несчастного случая (случаев) и выработки рекомендаций по предотвращению в дальнейшем подобных происшествий члены комиссии:

1) Осматривают и изучают место происшествия, выявляют и оценивают факты, свидетельствующие о масштабах и иных признаках происшествия, его последствиях, о возможных причинах происшествия;

2) Выявляют и опрашивают очевидцев происшествия о фактах события, свидетелями которого они были, выясняют их мнение о причинах происшествия;

3) Выясняют мнение представителей администрации, специалистов, рабочих объекта, подразделения организации, на котором (в котором) произошел несчастный случай о его причинах. То же - в отношении членов профсоюзного и цехового комитетов, комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченного по охране труда;

4) Получают, по возможности, от пострадавшего (пострадавших) от несчастного случая информацию о причинах и фактах происшествия;

5) Изучают и дают оценку состоянию документации по охране труда, соблюдению правил проведения обязательного обучения и проведения всех видов инструктажа работников по охране труда;

6) Изучают и дают оценку состоянию оснащения технологических линий, агрегатов, машин, механизмов и т.д. средствами коллективной и индивидуальной защиты работников на их соответствие требованиям безопасности и охраны труда;

7) Изучают и дают оценку, насколько обеспечение работников специальными средствами индивидуальной защиты (специальные одежда, обувь и т.д.) соответствуют нормативным требованиям охраны труда. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. - М., ИНФРА-М, 2004. - С. 368.

Продолжим рассмотрение текста ст. 229 ТК РФ. Согласно ее ч. 24 комиссия на основании собранных на первоначальной стадии расследования несчастного случая документов и материалов:

1) Устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая.

2) Определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя, и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей.

3) Квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

4) Определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов.

5) Определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ООО «ТК Велби», ООО «Издательство Проспект», 2003. - С. 377.

По нашему мнению, приведенный текст ч. 24 ст. 229 ТК РФ страдает известной незавершенностью. Продекларировать в самом общем виде, что комиссия устанавливает, определяет, квалифицирует и т.д. явно недостаточно. На данном этапе расследования несчастного случая (случаев) ее работа должна быть подчинена формальным требованиям, которые определены содержанием документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Эти документы в виде форм 1 - 9, как было показано выше, утверждены постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73. В каждой из указанных форм, центральными из которых являются формы Акта о несчастном случае на производстве и Акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) содержится обязательный перечень фактов и выводов, которые должна собрать и сделать комиссия на основе проведенного ею расследования.

Образно говоря, комиссия обязана подготовить ответы на вопросы, которые содержатся в форме каждого из этих актов. Поэтому комиссия должна не вообще подготовить документы и материалы, относящиеся к данному несчастному случаю. Ее задача заключается в том, чтобы подготовить ответы по форме соответствующего акта.

Исходя из изложенного, в тексте ч. 24 ст. 229 ТК РФ было бы целесообразно, по нашему мнению, обратить внимание членов комиссии на необходимость исходить из содержания вопросов, на которые следует дать ответ по соответствующим формам.

Такая ориентация позволит обеспечить деятельность комиссии в заданных границах, сделает ее строго целенаправленной, а значит, - более эффективной. Кроме того, это позволит соблюсти весьма ограниченные сроки, отведенные на расследование несчастного случая.

Что же касается порядка оформления актов и других документов, необходимых согласно постановлению Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. для соблюдения правил расследования несчастных случаев на производстве, то он приводится в ст. 230 ТК РФ.

Обратимся к тексту п. 23 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, который по своему содержанию аналогичен тексту ч. 24 ст. 229 ТК РФ. При этом для удобства изложения материала мы обозначим отдельные положения п. 23 подпунктами 1 - 5.

Согласно п. 23 на основании собранных материалов расследования комиссия:

1) Устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая.

2) Устанавливает лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

3) Вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев.

4) Определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности.

5) В необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и, руководствуясь требованиями пунктов 2 и 3 Положения, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Далее в п. 23 приводится с некоторыми изменениями текст ст. 230 ТК РФ в части определения несчастных случаев, которые могут квалифицироваться комиссией как не связанные с производством.

Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством:

1) Смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

2) Смерть или иное повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) работника (по заключению учреждения здравоохранения), не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества;

3) Несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовное правонарушение (преступление) (абз. 5 п. 23 Положения).

Теперь, когда мы установили, какие несчастные случаи по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством, проанализируем положения п. 23.

Как видим, текст подпунктов 1 - 4 п. 23 практически идентичен положениям ч. 24 ст. 229 ТК РФ. В то же время обязанность комиссии принять решение об отнесении данного несчастного случая к несчастным случаям на производстве или к несчастным случаям, не связанным с производством, излагается иначе, чем это сделано в ч. 24 ст. 229 ТК РФ.

Если в последней такая обязанность комиссии лишь декларируется, то в подпункте 5 п. 23 принятие решения о квалификации несчастного случая как не связанного с производством - ставится в зависимость от обстоятельств, не относящихся к тем, которые приведены выше: смерть или повреждение здоровья вследствие опьянения (отравления), смерть вследствие общего заболевания, самоубийства и т.д. В равной степени сказанное относится и к принятию решения о квалификации происшествия как несчастного случая на производстве. Оно также принимается с учетом требований п. 2 и 3 Положения.

Обратимся к их содержанию. В п. 2 приводится перечень лиц, на которых распространяется действие Положения. В свою очередь, в п. 3 перечисляются обстоятельства, при которых произошло происшествие, расследуемое в установленном порядке. Если же происшествие произошло при обстоятельствах, не перечисленных в п. 3, то, как следует из его текста, оно не подлежит расследованию и, значит, учету как несчастный случай. Итак, если несчастный случай произошел с лицом, упомянутым в п. 2, и при обстоятельствах, указанных в п. 3, происшествие признается несчастным случаем на производстве, подлежащем расследованию и учету. Во всех иных случаях происшествие вообще не рассматривается как событие, так или иначе связанное с данной организацией.

В связи с изложенным неизбежно возникает вопрос, - какое отношение к теме п. 23 Положения, точно также как и к теме ч. 24 ст. 229 ТК РФ, имеет приведенный в нем перечень несчастных случаев, которые комиссия квалифицирует как случаи, не связанные с производством. Представляется, что указанный перечень к теме п. 23 отношения не имеет. Мало того, его присутствие в известной степени дезориентирует читателя. Место этого перечня, по нашему мнению, в том разделе Положения, который регулирует порядок оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

Вернемся к тексту подпункта 5 п. 23. В нем вызывает сомнение как правомерность, так целесообразность включения в текст фразы: «В необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая...». Во-первых, порядок учета несчастных случаев регулируется Разделом IV Положения, и сам учет следует осуществлять в его контексте.

Во-вторых, вопрос об учете несчастного случая решается после того, как он квалифицируется комиссией как несчастный случай на производстве, тогда как согласно подпункту 5 случай сначала учитывается, а затем квалифицируется.

Согласно ч. 25 ст. 229 ТК РФ в случае, если при расследовании несчастного случая с застрахованным работником комиссией установлено, что его грубая неосторожность содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа (иного уполномоченного указанным работником представительного органа) данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М., Юристъ, 2005. - С. 385.

В связи с изложенным отметим, что в случае, если указанная вина застрахованного будет установлена, размер причитающихся ему ежемесячных страховых выплат уменьшается. Порядок такого уменьшения размера ежемесячных страховых выплат установлен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Согласно ст. 14 указанного Закона, если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов.

Степень вины застрахованного устанавливается комиссией в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа. Смирнов О.С. Трудовое право. Учебник. Издание 4-ое. - М., «Проспект», 2003. - С. 416.

Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных указанным Законом, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.

В свете изложенного можно сделать вывод о том, что согласно ч. 25 ст. 229 ТК РФ комиссия по расследованию несчастного случая определяет степень вины пострадавшего, если она установлена, исходя из положений ст. 14 Закона о социальном страховании.

Однако положения ч. 25 ст. 229 ТК РФ в известном смысле противоречат тексту ст. 14 указанного Закона.

В первом случае (ч. 25 ст. 229) комиссия принимает решение с учетом заключения профсоюзного или иного представительного органа пострадавшего, т.е. комиссия обязана учесть мнение представительного органа работника.

Во втором случае, согласно ст. 14 Закона о социальном страховании, комиссия лишь рассматривает заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа. Такая запись означает, что комиссия может и не учесть мнение представительного органа пострадавшего.

Учитывая, что порядок уменьшения размера страховых выплат регламентирован Законом о социальном страховании, комиссии при определении степени вины пострадавшего следует, по нашему мнению, руководствоваться указанной ст. 14.

Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев и их учет достаточно подробно регламентируется ст. 230 ТК РФ.

В ст. 230 ТК РФ указываются случаи в которых оформляется акт о несчастном случае. Акт оформляется, если несчастный случай:

- вызвал необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу;

- повлек потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня;

- повлек смерть работника.

При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Результаты расследования несчастных случаев оформляются по формам, утвержденным указанным выше постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73:

- форме 1 - извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом);

- форме 2 (форме Н-1) - Акт о несчастном случае на производстве (акт составляется при индивидуальном несчастном случае, когда пострадавшим является один человек);

- форме 3 (форме Н-1ПС) - Акт о несчастном случае на производстве (происшедшем с профессиональным спортсменом);

- форме 4 - Акт расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);

- форме 5 - Заключение государственного инспектора труда;

- форме 6 - Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);

- форме 7 - Протокол осмотра места несчастного случая;

- форме 8 - Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;

- форме 9 - Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Что касается особенностей оформления результатов расследования и учета несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан), то основываясь на тексте ст. 230 ТК РФ, они подробно регламентируются в п. 26 - 35 Положения.

§ 3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

Перечень разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, которые рассматриваются соответствующими органами Федеральной службы по труду и занятости или судом, приводится в ст. 231 ТК РФ. К таким разногласиям относятся:

- непризнание работодателем (уполномоченным им представителем) несчастного случая;

- отказ в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта;

- несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием акта о расследовании несчастного случая. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. - М., 2003. - Т. 2. - С. 264.

Подача жалобы в орган государственной инспекции труда или в суд не является основанием для неисполнения работодателем (уполномоченным им представителем) решений государственного инспектора по охране труда.

В связи с изложенным заметим, что перечень разногласий по указанным вопросам, приведенный в ст. 231 ТК РФ, в действительности может быть продолжен. Могут возникнуть и иные разногласия, например, по процедурным вопросам ведения расследования несчастного случая. В подобных ситуациях заинтересованная сторона также вправе обратиться с жалобой в указанные инстанции.

В ст. 231 ТК РФ, к сожалению, ничего не говорится о порядке разрешения, учета разногласий, возникших между членами комиссии по расследованию несчастного случая. При возникновении таких разногласий в комиссиях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с указанным выше Положением особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, руководствуются положениями его п. 24.

Согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» застрахованный, страховщик и страхователь, не согласные с заключением учреждения медико-социальной экспертизы (в том числе с установленной степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности), могут обжаловать его в суд (пункт 2 статьи 13).

Кроме того, для быстрого рассмотрения жалоб и обращений, с целью оперативного восстановления нарушенных прав и устранения возможных ошибок (такие функции, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», Постановление Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16.12.2004 № 805 // СЗ РФ от 27.12.2004, № 52 (часть 2), ст. 5478. выполняются главным и федеральным бюро медико-социальной экспертизы) как застрахованному, так и другим участникам страховых отношений (страховщику, страхователю) до обращения в суд либо одновременно с этим пунктами 31 и 32 Правил предоставлено право обжаловать решение учреждения медико-социальной экспертизы в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. На это, в частности, указал Конституционный Суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ № 277-О от 23.06.2005 // СПС Консультант Плюс).

Предоставление такого права страховщику и страхователю само по себе не может рассматриваться как нарушение права пострадавшего и его представителя на обращение в суд либо другого права, поскольку досудебное обжалование решения учреждения МСЭ не отменяет право на судебную защиту, установленную как названными Правилами, так и Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основных методов регулирования трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений является сочетание централизованного и локального способов. Причем на централизованном уровне закрепляется минимальный социальный стандарт, который не может быть понижен на иных уровнях ни при каких обстоятельствах. К одному из элементов такого стандарта можно отнести государственные гарантии по обеспечению каждому работающему здоровых и безопасных условий труда.

В Рекомендации МОТ от 21.09.1929 г. Рекомендация № 31 Международной организации труда «О предотвращении несчастных случаев на производстве» (Принята в г. Женеве 21.06.1929 на 12-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. - Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 171 - 177. рекомендуется, чтобы правовым путем активно и постоянно поощрялись принятие мер в целях содействия улучшению техники безопасности, в частности, следующих мер:

- создание на заводах организаций по технике безопасности, в компетенцию которых входили бы мероприятия по расследованию каждого несчастного случая, имевшего место на этом заводе, и рассмотрение методов, которые должны быть приняты для предотвращения их повторения; систематическое наблюдение за механизмами, машинами и оборудованием с целью обеспечения безопасности, и в особенности для наблюдения за тем, чтобы все ограждения и другие защитные приспособления содержались в надлежащем порядке и состоянии; объяснение новым, и в особенности молодым, трудящимся возможных опасностей при работе машин или оборудования, связанных с их трудом; организация первой помощи и перевозки пострадавших трудящихся; поощрение предложений, вносимых работающими лицами в целях повышения безопасности труда;

- чтобы государство организовало подготовку монографий о причинах несчастных случаев и их предотвращении в некоторых отраслях промышленности или некоторых процессах, причем эти монографии подготавливались бы службой государственной инспекции или другими компетентными органами и обобщали опыт, приобретенный в отношении наилучших мероприятий по предотвращению несчастных случаев в данной промышленности или в данном процессе, печатались государством для сведения предпринимателей, инженерно-технических работников заводов и трудящихся данной отрасли промышленности, а также организаций предпринимателей и трудящихся.

- государство приняло меры для включения в учебные программы начальных школ уроков, имеющих целью привить навыки осторожности, а в учебные программы школ второй ступени - уроков по предотвращению несчастных случаев и по оказанию первой помощи. В школах профессионального обучения всех ступеней должно производиться обучение по предотвращению несчастных случаев на производстве и ученикам должна внушаться важность этого предмета как с экономической, так и с моральной точки зрения.

- должны применяться меры для обеспечения того, чтобы на всех предприятиях содержались необходимые для первой помощи материалы, готовые к использованию, и чтобы первая помощь оказывалась надлежащим образом обученными лицами. Желательно также принять меры для того, чтобы при серьезных несчастных случаях врачебная помощь могла оказываться как можно скорее. Должны быть также приняты меры для предоставления карет скорой помощи в целях быстрой доставки пострадавших лиц в больницу или домой.

Особое внимание должно также уделяться теоретической и практической подготовке врачей для лечения травм, полученных в результате несчастных случаев.

Думается, что именно на этих принципах должна строиться государственная политика в сфере охраны труда. Главной целью законодателя должна быть профилактика несчастных случаев на производстве.

Содержание ст. 4 Закона «Об основах охраны труда» свидетельствует о том, что в формировании законодательства об охране труда; разработке федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда; в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и в осуществлении других направлений государственной политики в области охраны труда важнейшая роль принадлежит государственным органам.

Вместе с этим в статье подчеркивается, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. В связи с этим можно предположить, что субъекты РФ должны активно проводить политику профилактики несчастных случаев на производстве, разрабатывать соответствующие программы и законы. (В частности, в Законе Красноярского края «Об охране труда» отсутствует даже намек на деятельность органов власти по профилактике несчастных случаев.)

Следует согласиться с мнением Чупровой Е.В. о том, что жесткий контроль за соблюдением благоприятных условий труда, неотвратимость ответственности руководителей за каждое нарушение, связанное с техникой безопасности и производственной санитарией, финансовая целевая поддержка работодателей и их заинтересованность в улучшении условий труда являются основными направлениями совершенствования законодательства в области защиты трудовых прав работников. Чупрова Е.В. Механизм защиты прав пострадавших на производстве и членов их семей в действующем законодательстве // Адвокат. - 2005. - № 3. И первые шаги в данном направлении уже делаются.

С 2003 г. была введена система скидок и надбавок к страховым тарифам. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона № 202 Фонду социального страхования Российской Федерации в 2005 г. разрешено принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных указанному Фонду за 2004 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, происшедшим у данного страхователя в 2000 - 2004 гг., на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этого страхователя, включая финансирование периодических медицинских осмотров и профилактического лечения указанных работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Большую роль имеет и установление судебной защиты прав работников. Суд, осуществляя защиту права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, наделен широким полномочиями по применению к нарушителям законодательства об охране труда мер воздействия. Помимо привлечения к юридической ответственности, к таким мерам можно отнести право суда приостановить нарушающую требования охраны труда деятельность нарушителя, и право суда ликвидировать организацию-нарушителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1.
Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

3. Рекомендация № 31 Международной организации труда «О предотвращении несчастных случаев на производстве» (Принята в г. Женеве 21.06.1929 на 12-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. - Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 171 - 177.

4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.

6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.

7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (1 ч.), ст. 3100.

9. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 19.07.1999, № 29, ст. 3702, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

10. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 28.

11. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 28.08.1995, № 35, ст. 3506, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3108.

12. Постановление Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16.12.2004 № 805 // СЗ РФ от 27.12.2004, № 52 (часть 2), ст. 5478.

13. Постановление Правительства РФ «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве» от 31.08.2002 № 653 // СЗ РФ от 09.09.2002, № 36, ст. 3497.

14. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» от 15.12.2000 № 967 // СЗ РФ от 25.12.2000, № 52 (Часть II), ст. 5149.

15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 16.10.2000 № 789 (ред. от 01.02.2005) // СЗ РФ от 23.10.2000, № 43, ст. 4247, СЗ РФ от 14.02.2005, № 7, ст. 560.

16. Постановление Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23.05.2000 № 399 // СЗ РФ от 29.05.2000, № 22, ст. 2314.

17. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24.10.2002 № 73 // Российская газета от 18.12.2002, № 237.

18. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» от 22.01.2001 № 10 // Бюллетень Минтруда РФ. - 2001. - № 4.

19. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» от 08.02.2000 № 14 // Бюллетень Минтруда РФ. - 2000. - № 2 - 3.

20. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» от 24.02.2005 № 160 // Российская газета от 14.04.2005, № 76.

21. Приказ Минздрава РФ «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» от 28.05.2001 № 176 // Российская газета от 10.08.2001, № 153 - 154.

22. Приказ Минздравмедпрома РФ «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» от 14.03.1996 № 90 (ред. от 06.02.2001) // Новая Аптека. - 2002. - № 4, Здравоохранение. - 2001. - № 4.

23. Закон Красноярского края «Об охране труда в Красноярском крае» от 29.06.1999 № 7-419 (ред. от 01.07.2003) // Красноярский рабочий от 28.07.1999, № 139, Красноярский рабочий от 22.07.2003, № 104.

24. Постановление администрации Красноярского края «Об образовании краевого межведомственного координационного Совета по охране труда» (вместе с «Положением о краевом межведомственном координационном Совете по охране труда») от 17.04.1995 № 183-П.

Специальная литература

25. Анисимов Л.Н. Трудовой договор: заключение, изменение и прекращение. Практические рекомендации. - М., ЗАО Юстицинформ, 2005.

26. Братчикова Н.В. Комментарий к закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2001.

27. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . - М.: Дело, 2003.

28. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. 2-е изд. - М.: Юристъ, 1999.

29. Игнатюк Н.А., Шептулина Н.Н. О государственном управлении охраной труда // Журнал российского права. - 2003. - № 5.

30. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М., Юристъ, 2005.

31. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ООО «ТК Велби», ООО «Издательство Проспект», 2003.

32. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. - М., ИНФРА-М, 2004.

33. Коршунов Е.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. - М., Фонд «Правовая культура», 2000.

34. Коршунов Ю.Н. Охрана труда в Российской Федерации. Научный центр профсоюзов. - М., 2003.

35. Коршунов Ю.Н. Новые изменения и дополнения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве // Гражданин и право. - 2000. - № 4.

36. Куренной А. М. Правовое регулирование охраны труда // Законодательство. - 2001. - № 7.

37. Кухаренко А.Ю. Правовые аспекты государственного управления в области охраны труда на современном этапе: Автореф. : дисс. канд. юрид. наук. - М., 2001.

38. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. - М., 2003.

39. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003.

40. Плыкина О. Вопросы и ответы // Адвокат. - 2005. - № 8.

41. Российское трудовое право / Под ред. А.Д.Зайкина. - М., 1998.

42. Селиванова Н. Когда беда стучится в дверь // Кадровое дело. - 2004. - № 1.

43. Селиванова Н. Следствие ведут знатоки // Кадровое дело. - 2004. - № 3.

44. Ситникова Е. Ликбез по охране труда // Кадровое дело. - 2003. - № 2.

45. Смирнов О.С. Трудовое право. Учебник. Издание 4-ое. - М., «Проспект», 2003.

46. Смык О. Нарушение правил охраны труда // ЭЖ-ЮРИСТ. - 2004. - № 27.

47. Соловьев А., Фролов О. Принципы управления охраной труда // Охрана труда и социальное страхование. - 2000. - № 4 - 5.

48. Тихомиров М.Ю. Увольнение с работы: учебно-практическое пособие. Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.

49. Чупрова Е.В. Механизм защиты прав пострадавших на производстве и членов их семей в действующем законодательстве // Адвокат. - 2005. - № 3.

50. Шептулина Н.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (постатейный). - М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

Судебная практика

51. О Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Письмо ВАС РФ № С5-7/УЗ-645 от 18.08.1998 // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 10.

52. Приложение к Письму ФСС РФ № 02-18/07-6203 от 11.07.2005 // СПС Консультант Плюс.

53. Определение Конституционного Суда РФ № 277-О от 23.06.2005 // СПС Консультант Плюс.

54. Приложение к ПИСЬМУ ФСС РФ № 02-18/07-3413 от 31.05.2004 // СПС Консультант Плюс.

55. Постановление Президиума ВАС РФ № 3218/01 от 04.09.2001 // СПС Консультант Плюс.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.