РУБРИКИ

Основы безопасности жизнедеятельности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Основы безопасности жизнедеятельности

p align="left">Обязательным приложением к коллективному договору является соглашение по охране труда, где указывается перечень мероприятий, структурное подразделение, планируется проведение, стоимость, сроки выполнения и ответственное лицо.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. За необоснованный отказ от заключения коллективного договора (соглашения), за невыполнение или нарушение обязательств, за уклонение от участия или нарушение сроков переговоров, за не предоставление необходимой информации для проведения переговоров и осуществления контроля за выполнением договоров на ответственных лиц накладывается наказание в виде штрафа.

1.8 Государственный контроль за соблюдением законодательства по охране труда

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является государственное управление в этой сфере. На рис. П1.5 изображена схема государственного управления охраной труда в РФ. Главным государственным инспектором труда является заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). В отдельных случаях (при устройстве и эксплуатации грузоподъемных механизмов, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для подачи пара и горячей воды, объектов, связанных с хранением, использованием газа, при обслуживании электро- и теплоустановок и т.д.) государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законодательных правовых актов по охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти (службы надзора при министерствах), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Территориальными органами по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства являются государственные инспекции труда, входящие в состав Федеральной службы по труду и занятости.

Органы государственной инспекции труда решают следующие задачи:

- организуют проверки, обследования, выдают обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений и восстановлению прав работников, привлекают виновных к ответственности;

- осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда и снижающих их безопасность;

- осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, принимают участие в расследовании или проводят его самостоятельно;

- анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его предупреждению;

- участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

- ведут прием и рассматривают заявления работников о нарушениях их прав;

- осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда и т.д.

Государственные инспекторы по охране труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний по охране труда;

- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

- выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на предприятии.

Работодатель в судебном порядке может обжаловать предписание государственного инспектора в течение десяти дней с момента его получения.

1.9 Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда

Помимо государственного контроля законодательством предусмотрена возможность организации общественного контроля за соблюдением прав работников в области охраны труда (см. рис. П1.6). Его могут осуществлять профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, технические и правовые инспекции профсоюзов, комитеты (комиссии) по охране труда, а так же уполномоченные по охране труда. Они имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства по охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

- предъявлять обязательные для рассмотрения работодателем требования об устранении выявленных нарушений, а так же требовать приостановить работы в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- участвовать в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приеме в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- консультировать работников по вопросам охраны труда.

На предприятии по инициативе работодателя и (или) работников может быть создан комитет (комиссия) по охране труда. Его цель - организовать совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Комитет организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, собирает и анализирует предложения к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда, участвует в планировании мероприятий по охране труда и т.д. В комитет входят как представители работников, так и представители работодателя. Численность комитета (комиссии) зависит от специфики производства, размеров предприятия и взаимной договоренности сторон. Условия создания, полномочия, срок деятельности комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении. Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников проводится на общем собрании трудового коллектива, представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по организации. Комитет (комиссия) избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой из сторон и секретаря. Председателем комитета (комиссии) не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации. Так же трудовой коллектив может выбрать уполномоченных по охране труда. Они, как правило, входят в состав комитета (комиссии) по охране труда.

Общественные контролеры не освобождаются от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре, и выполняют свои обязанности на общественных началах. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Если работодатель получает требование об устранении выявленных общественным контролером нарушений, он обязан в недельный срок с момента получения сообщить в профсоюзную организацию о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

1.10 Система управления охраной труда в организации. Отдел охраны труда и его задачи

Современные экономические условия, интеграционные процессы, требования законодательства объясняют необходимость эффективного управления, в том числе и в области охраны труда, добиться которого невозможно без создания системы управления. Только система управления охраной труда в организации (СУОТ) позволит выявить и наилучшим образом использовать все возможности организации для улучшения условий и охраны труда. Разработка и внедрение СУОТ регламентируется ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации», а так же ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», разработанными в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды). Система управления охраной труда - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Основные элементы системы СУОТ представлены на рис. П1.7.

Система включает: определение политики в области управления охраной труда; организационную структуру; планирование; организацию; контроль; учет и анализ; стимулирование; регулирование.

Политика организации в области охраны труда должна обладать следующими характеристиками:

- определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;

- соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с производственно-хозяйственными целями организации;

- включать обязательства руководства организации по приведению условий и охраны труда в соответствие с требованиями законодательства, формированию общественного контроля, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью.

Для реализации политики организации в области охраны труда необходимо разработать организационные и функциональные структуры системы управления охраной труда, распределить функции, права, обязанности и ответственность между структурами предприятия и элементами управляющей системы. Структура управляющей системы включает руководителя предприятия, его заместителей, службу охраны труда, руководителей служб и подразделений предприятий.

В основе взаимодействия руководителей лежит принцип подчиненности. Служба охраны труда обеспечивает консультирование и координацию работ по охране труда других служб предприятия.

В соответствии с законодательством обязанности по обеспечению права работников на безопасный труд лежат на работодателе. Но руководитель организации, как правило, не в состоянии лично их реализовать, поэтому в его интересах распределить их между должностными лицами организации. Обязанности возлагаются на должностных лиц соответствующим приказом или распоряжением. При этом ответственность за безопасное производство работ в целом по организации возлагается на работодателя или его заместителя, а ответственность по отдельным участкам работ или подразделениям - на других должностных лиц. Их обязанности должны быть конкретизированы в соответствии со штатным расписанием. Действующим законодательством предусмотрено, что работодатель или уполномоченный им руководитель (должностное лицо), виновный в нарушении требований законодательства по охране труда и не обеспечивший безопасные условия труда, привлекается к административной и (или) к уголовной ответственности.

В организации с численностью более 50 работников создается служба по ОТ или вводится штатная должность специалиста по охране труда в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации, в организации с численностью 50 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем.

В зависимости от общей численности работающих в организации и специфики деятельности работодатель может самостоятельно заниматься вопросами охраны труда, создать службу охраны труда (принять на работу специалиста по охране труда), возложить обязанности специалиста по охране труда на одного из работников или заключить договор на сервисное обслуживание по охране труда со специализированной организацией или физическим лицом, имеющим соответствующую квалификацию и имеющим право на оказание услуг в этой сфере.

С целью систематизации деятельности в области охраны труда в организации целесообразно разработать положение об охране труда, в котором будет определена система взаимодействия работодателя (руководителя), его заместителей, руководителей работ в области обеспечения безопасного производства работ и контроля за выполнением работниками требований инструкций по охране труда. В основу положения об охране труда должны быть положены должностные инструкции, разработанные на базе «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих».

Основными задачами отдела охраны труда являются следующие.

1. Организация своевременного обучения сотрудников и руководителей предприятия, проведение первичного инструктажа, организация и контроль за проведением и оформлением остальных видов инструктажей.

2. Контроль за обеспечением СИЗ, моющими, обезжиривающими, дезинфицирующими средствами.

3. Контроль за обеспечением лечебно-профилактическим питанием, молоком и т.д.

4. Информирование работников по вопросам охраны труда.

5. Разработка мероприятий по охране труда.

6. Ежедневный контроль за соблюдением требований охраны труда.

7. Рассмотрение и согласование с контрольными и надзорными органами проектов реконструкции модернизации цехов, участков, машин с точки зрения соблюдения требований по охране труда.

8. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, составление статистической отчетности.

10. Разработка локальных нормативных актов в области ОТ.

11. Подготовка и предоставление информации для структурных подразделений организации.

12. Организация работ по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда и т.д.

Контроль является обязательной частью СУОТ любой организации. Он предусматривает определение критериев, проверку состояния объектов контроля, выявление отклонений и разработку управленческих решений.

При организации контроля рекомендуется привлекать к его проведению общественных контролеров, а так же использовать многоступенчатую модель проверок. Например, на первой ступени контроля перед началом смены мастер или начальник отдела и общественный контролер по ОТ проверяют состояние рабочего места, исправность оборудования, наличие СИЗ, ограждений и т.д. Недостатки и неисправности указываются в специальном журнале и докладываются непосредственному начальнику. На второй ступени комиссия, которая может состоять из начальника цеха, председателя комиссии по ОТ, инженера по ТБ, цехового врача, 1 раз в неделю осуществляет проверку помещений, рабочих мест и так же заносит свои замечания в журнал. На третьей ступени главный инженер, председатель профсоюзного комитета организации, главный механик, главный энергетик 1 раз в месяц обсуждают с директором сложившуюся ситуацию и утверждают план текущих мероприятий.

1.11 Виды, порядок проведения и оформление инструктажей

Инструктаж по охране труда представляет собой мероприятие по кратковременному обучению работников требованиям безопасности труда.

В соответствии с законодательством работодатель обязан обеспечить обучение всех работников организации, включая и ее руководителя, безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний. Кроме этого, работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой (специальный).

Вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу лицами, а также командированными в организацию работниками и работниками сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Программа инструктажа разрабатывается на основании законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утверждается в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводятся непосредственным руководителем работ (мастером, прорабом, начальником отдела и др.), прошедшим в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда. Инструктаж включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы со следующими лицами:

- со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, предоставляемых работодателем или приобретаемых за свой счет;

- с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

- с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Руководитель может утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, в случае, если эти работники не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой оборудования и использованием инструментов.

Проведение всех видов инструктажа регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажа (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием вида инструктажа, даты, инструкции по проведению, ФИО и подписи инструктируемого и инструктирующего.

Повторный инструктаж проходят все работники, за исключением тех, которые освобождаются от прохождения первичного инструктажа, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

- при изменении законодательства, а также инструкций по охране труда;

- при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований охраны труда, которые создали реальную угрозу несчастного случая на производстве, аварии и т.п.;

- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

- при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

- по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой (специальный) инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.д.), при проведении в организации массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы.

Инструктаж завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по охране труда.

1.12 Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

Планирование работы по охране труда - это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасности работников в процессе труда на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда. Укрупненно процесс планирования можно представить в виде последовательности этапов (см. рис. П1.8).

Составление планов по охране труда представляет собой разработку конкретных мероприятий на определенный срок с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий. Выделяют перспективные (несколько лет), текущие (годовые) и оперативные (квартальные, месячные) планы.

В соответствии со статьей 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм, форм собственности, численности и вида деятельности (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Финансирование мероприятий за счет средств организации - обязанность работодателя, работник не несет никаких расходов.

Но в законодательстве оговорена возможность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления. Например, в настоящее время действует государственная программа по обучению отдельных категорий застрахованных за счет средств ФСС.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; добровольных взносов организаций и физических лиц.

При планировании финансирования мероприятий по охране труда нужно учитывать возможность возврата организации до 20% разницы между начисленными страховыми взносами и выплаченным обеспечением по страхованию за год для проведения ряда предупредительных мероприятий. В настоящий момент полученные средства можно направить на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, на санаторно-курортное лечение, на приобретение СИЗ, смывающих и обезжиривающих средств, на проведение аттестации рабочих мест по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями.

Как правило, мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре (см. табл. П1.5) и соглашении по охране труда с учетом предложений государственных органов надзора и контроля, работодателей, работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам экспертизы технического состояния производственного оборудования, а также с учетом результатов аттестации и сертификации работ по охране труда на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда. При этом предлагается использовать «Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда», утвержденные Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11 (см. прил. 2). В соответствии с ними мероприятия могут включать следующие направления:

- приведение в соответствие с нормами уровня вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.), излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.), освещения, параметров микроклимата на рабочих местах;

- устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- перепланировка размещения оборудования, переорганизация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;

- внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;

- механизация уборки помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистка воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;

- расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений;

- обеспечение работников, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

- устройство новых и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки;

- проведение экспертизы условий труда в проектной и технологической документации при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, зданий, сооружений;

- организация проведения обязательной сертификации работ по охране труда на производственных объектах, аттестации рабочих мест по условиям труда на соответствие требованиям охраны труда;

- организация обучения, проведение инструктажей, проверки знаний по охране труда работников предприятия и т.д.

Выполнение нормативных требований охраны труда зачастую связано с техническим перевооружением производств и осуществлением капитальных затрат. Сюда относятся затраты на приобретение машин, оборудования, внедрение новой технологии, на реализацию архитектурно-планировочных решений, позволяющих выполнить требования санитарно-гигиенических нормативов; на установление средств коллективной защиты от воздействия вредных факторов производственной среды (например, установка вентиляционных систем) или же затраты, носящие текущий характер, (например, на мероприятия по установке ограждений, приспособлений краткосрочного пользования, по приобретению средств индивидуальной защиты).

Предприятия и организации любых организационно-правовых форм и форм собственности учитывают затраты на мероприятия по охране труда текущего характера в составе расходов, уменьшающих налоговую базу в рамках установленных нормативов и в соответствии со статьями 254, 255 и 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Текущие затраты на мероприятия по охране труда, осуществляемые сверх установленных нормативов, не уменьшают налоговую базу и оплачиваются из прибыли организации.

Мероприятия по охране труда, связанные с реконструкцией производства, техническим перевооружением, совершенствованием технологических процессов, механизацией и автоматизацией производства и т.п., осуществляются за счет капиталовложений, как правило, многоцелевого характера. Капитальные затраты увеличивают стоимость основных производственных фондов. Капитальные затраты, носящие долговременный (инвестиционный) и производственный характер, учитываются в целях налогообложения через амортизацию в соответствии со статьями 256 и 257 главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

1.13 Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда

В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается в качестве одной из обязанностей работодателя проведение аттестации всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и т.д. а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда. При аттестации необходимо придерживаться порядка проведения, установленного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569.

Результаты аттестации используются в следующих целях:

- обоснования планирования и финансирования мероприятий по охране труда, в том числе за счет возврата части страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- сертификации организации работ по охране труда;

- обоснования предоставления или отмены компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

- расчета скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами;

- для проведения обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров работников;

- оценки профессионального риска для контроля, анализа, проведения мероприятий по его снижению, установления причинно-следственной связи с условиями труда при расследовании несчастного случая;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией, определения диагноза профессионального заболевания, в том числе при решении споров и разногласий в судебном порядке;

- обоснования административного наказания в виде приостановления деятельности организаций, структурных подразделений, участков, производственного оборудования в случае непосредственной угрозы для жизни и здоровья работников;

- информирования работников и включения в трудовой договор характеристики условий труда, а так же данных о компенсациях за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда;

- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

- составления статистической отчетности;

- обоснования санкций для должностных лиц, виновных в нарушении законодательства по охране труда.

Для организации и проведения аттестации создается аттестационная комиссия, куда на паритетной основе входят представители аттестующей организации и организации, где проводится проверка. В состав комиссии рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, медицинских работников, специалистов по кадрам, главных специалистов, специалистов по труду и заработной плате, представителей профсоюзных организаций, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда, представителей аттестующей организации.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и в выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров. Аттестация ведется по трем направлениям: оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений и оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективности этих средств.

Результаты обследования анализируются с использованием Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса «Критерии и классификация условий труда» - Р 2.2.2006-05. В этом документе условия труда дифференцируются по степени отклонения параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов и влияния этих отклонений на функциональное состояние и здоровье работающих. Но надо отметить, что соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных лиц.

В заключении аттестационной комиссии указываются следующие сведения:

- класс рабочего места по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса (1, 2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4);

- класс (уровень) рабочего места по травмобезопасности (1, 2, 3);

- оценка обеспеченности рабочего места СИЗ (соответствует (не соответствует) требованиям или СИЗ не предусмотрены).

К 1-му классу относятся оптимальные условия труда, при которых работающие, выполняя профессиональные обязанности, не только сохраняют свое здоровье, но и имеют предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности и производительности труда.

К 2-му классу относятся допустимые условия труда, которые характеризуются значениями факторов, не превышающими установленных гигиенических норм. Функциональное состояние организма восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного действия на работающего и его потомство.

Вредными условиями труда (3-й класс) считаются условия, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, значения которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное воздействие на организм работающего и его потомство. В зависимости от уровня превышения нормативов условия этого класса подразделяются на четыре степени:

- 3.1 - вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

- 3.2 - приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости;

- 3.3 - приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

- 3.4 - приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасными условиями труда (4-й класс) считаются условия, воздействующие на протяжении рабочей смены или ее части и создающие угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Все данные заносятся в карту аттестации рабочего места (см. прил. 3), которая подписывается всеми членами аттестационной комиссии и работниками, чьи рабочие места подлежали аттестации.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации и работников, разрабатывается План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации (см. прил. 4). Он должен включать мероприятия по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактические мероприятия, а также мероприятия по организации труда.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является первым этапом сертификации работ по охране труда в организации. Сертификация работ является завершающим этапом работ по созданию в организации системы, полностью соответствующей государственным нормативным требованиям охраны труда и гарантирующей работникам безопасные условия труда. Сертификация работ по охране труда осуществляется аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации.

1.14 Анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости как обязательный элемент системы управления охраной труда на предприятии

Анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости необходим для выяснения причин и выбора первоочередных мероприятий по охране труда, наказания виновных в нарушении требований охраны труда, а так же для составления статистической отчетности и предоставления данных в надзорные и контрольные органы, в Фонды обязательного социального и медицинского страхования.

Классификация травм

Травмы могут быть вызваны механическими, термическими, химическими, психическими и специфическими воздействиями.

Механические травмы (движущиеся, режущие части оборудования, падение с высоты и т.д.), как правило, возникают внезапно и приводят в тяжелых случаях к травматическому шоку. Механические травмы могут быть открытыми (в виде ран) или закрытыми (в виде ушиба, вывиха, растяжения, перелома). При этом всегда повреждаются кровеносные сосуды, что сопровождается кровоизлиянием в ткани, полости тела или кровотечением.

Химические травмы (например, отравления) возникают при воздействии на организм человека вредных химических веществ.

К термической травме (ожоги, обморожения) приводит воздействие высоких или низких температур.

К психической травме приводят внезапные тяжелые эмоциональные переживания. Результатом ее может быть обморок, шок.

Специфическая травма возникает под воздействием электрического тока, лучистой энергии, ионизирующих излучений.

При одновременном действии двух или более травмирующих факторов возникают смешанные травмы. Например, термический ожог и электротравма и т.д.

Травмы подразделяются на производственные и бытовые.

К производственным травмам относятся травмы, полученные работающими на территории или вне территории предприятия при выполнении любой работы по заданию администрации (на рабочем месте, в цехе, на заводском дворе, на погрузке, разгрузке, транспортировке материалов и оборудования, при следовании к месту работы и с работы на транспорте работодателя и т.д.).

Причины травматизма и профессиональной заболеваемости

Проблема безопасности труда должна рассматриваться комплексно с учетом всех факторов, создающих предпосылки для возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Причины несчастных случаев очень разнообразны. Условно их можно разбить на 4 группы.

Технические причины могут быть конструкторскими и технологическими.

Конструкторские: несовершенство технологических процессов, несоответствие требованиям безопасности конструкций технологического оборудования, транспортных и энергетических устройств, отсутствие и несовершенство оградительных и предохранительных устройств и т.д.

Технологические причины: неправильный выбор оборудования, оснастки, транспортных средств; отсутствие или недостаточная механизация тяжелых и опасных операций; неправильный выбор режимов обработки; несовершенство планировки; неудовлетворительное техническое обслуживание (отсутствие плановых профилактических осмотров, технических уходов, ремонтов оборудования, оснастки, транспортных средств, неисправность оборудования, оградительных и предохранительных средств безопасности) и т.д.

Организационные причины: неправильная организация труда, чрезмерная продолжительность или интенсивность работы, длительное вынужденное однообразие или ненормальное положение тела или отдельных частей, неудовлетворительное содержание рабочих мест, проходов, проездов; недостаточное обучение рабочих правилам ведения технологического процесса, техники безопасности, пожарной безопасности и гигиены труда, нарушение инструктажа, отсутствие средств индивидуальной защиты, систематическое использование работающих на сверхурочных работах, подъем и переноска сверхнормативных тяжестей, отсутствие предупреждения об опасности и т.д.

Санитарно-гигиенические причины: запыленность воздушной среды токсическими веществами, отклонение от нормальных метеорологических условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха); нерациональное освещение; ультрафиолетовое, рентгеновское, радиоактивное излучение; электромагнитные поля; шум и вибрация; недостаточные площади и объемы производственных помещений; антисанитарное состояние бытовых помещений; отсутствие профилактических медосмотров; нарушение правил личной гигиены и т.д.

Психофизиологические причины - несоответствие особенностей организма условиям труда; неудовлетворенность работой; не использование индивидуальных средств защиты, алкогольное опьянение, неудовлетворительный "психологический климат" в коллективе и т.д.

Методы изучения травматизма

Для анализа производственного травматизма применяют три основных метода: статистический, монографический и экономический.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по актам Н-1 за определенный период времени. Наиболее часто для оценки уровня травматизма используют относительные статистические показатели - коэффициенты частоты и тяжести травматизма.

В качестве коэффициента частоты травматизма принимается число несчастных случаев, приходящихся на тысячу работающих за определенный календарный период:

, (1.1)

где Т - число несчастных случаев за данный период;

Р - среднесписочное число работающих за этот же период.

Если необходимо оценить смертельные несчастные случаи, то берется число несчастных случаев, приходящихся на десять тысяч работающих за определенный календарный период.

В качестве коэффициента тяжести травматизма принимается средняя длительность нетрудоспособности, приходящейся на один несчастный случай:

, (1.2)

где Д - суммарное число дней трудоспособности за определенный период.

Разновидностью статистического метода являются групповой и топографический методы.

Групповой метод основан на повторяемости несчастных случаев независимо от тяжести повреждения. При анализе несчастные случаи группируются в зависимости от сходных обстоятельств, оборудования, травм и т.д. Это позволяет выявить профессии, дни недели, время смены, стаж, возраст работников, оборудование, работы, на которые падает наибольшее число несчастных случаев, и наметить пути снижения травматизма.

Топографический метод заключается в нанесении на карту производственного участка, цеха, предприятия отметок, где произошли несчастные случаи. Это наглядно позволяет увидеть места, требующие особого внимания и дальнейшего анализа с целью выяснения причин несчастных случаев и разработки мероприятий с целью их предотвращения.

Статистические методы дают возможность получить общую картину состояния травматизма, установить его динамику, выявить отдельные связи и зависимости. Однако в этом случае не изучаются углубленно производственные условия, в которых произошли рассматриваемые несчастные случаи.

Монографический метод заключается в детальном обследовании всего комплекса условий, в которых произошел несчастный случай: трудовой и технологический процессы, основное и вспомогательное оборудование, характеристики работника, обрабатываемые материалы, индивидуальные средства защиты, условия производственной обстановки и т.д. Он дает возможность выявить не только причины несчастного случая, потенциальные опасности и вредности, но позволяет точнее выбрать способы предупреждения травматизма и профзаболеваний.

Экономический метод заключается в анализе экономического ущерба от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, структуры и объемов расходов организации в связи с неблагоприятными условиями труда, а так же в оценке эффективности затрат, направляемых на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по охране труда. Эффективная СУОТ невозможна без системного подхода к анализу травматизма и профессиональной заболеваемости. Это предполагает изучение полной совокупности факторов, влияющих на условия труда, на всех стадиях производственного процесса и использование сочетания всех рассмотренных выше методов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.