РУБРИКИ

Виды обязательного страхования

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Виды обязательного страхования

p align="left">Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах:

- в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;

- в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей - в размере их стоимости;

- в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости, - в размере указанной стоимости.

Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Согласно "Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации" (Федеральный закон от 8 января 1998 г.) железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза в размерах, установленных в ГК РФ. В уставе перечислены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности (перевозка груза осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя, недостача груза не превышает норм естественной убыли и др.).

Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает, что авиаперевозчик несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. Если багаж и груз приняты к перевозке с объявлением ценности, то размер ответственности равен величине объявленной стоимости, если без объявления ценности - величине их стоимости, но не более суммы двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за килограмм веса багажа или груза. За вещи, находящиеся при пассажире, ответственность перевозчика определяется их стоимостью, а если установить последнюю невозможно - в размере не более десяти МРОТ. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, а также докажет, что утрата и повреждение имущества произошли не во время воздушной перевозки. Кодекс предоставляет перевозчику возможность заключать соглашение с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с вышеприведенными Данилина И.Е. Страхование гражданской ответственности грузоперевозчиков и переход на упрощенный порядок лицензирования их деятельности//Транспортное право.- 2005.- № 3.- С.40..

Ответственность автоперевозчика установлена Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. Ответственность перевозчика на морском транспорте регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а на внутреннем водном транспорте - Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР. Что касается ответственности за утрату и повреждение багажа, ручной клади, а также грузов, то она и на автотранспорте, и на морском и водном транспорте базируется в основном на тех же принципах, что и на железной дороге.

Внедоговорная ответственность перевозчика определяется только законом или иными правовыми актами. В частности, ГК РФ устанавливает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Таким образом, по российскому праву ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств носит ограниченный характер; предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров и сокращенные сроки исковой давности.

Правовое регулирование международных перевозок грузов носит отраслевой характер, т.е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта. Международные транспортные конвенции чрезвычайно разнообразны по своему характеру, объему и содержанию включенных в них норм; однако можно выделить некоторые их общие черты:

- международная перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, носящего двусторонний, возмездный, реальный либо консенсуальный характер. Такой договор оформляется путем выдачи соответствующего транспортного документа:

для морских перевозок - это коносамент (bill of lading);

для воздушных перевозок - авиатранспортная накладная (air waybill);

для автомобильных перевозок - автотранспортная накладная (road transport document);

для железнодорожных перевозок - железнодорожная накладная (rail transport document);

для комбинированных перевозок - документ смешанной перевозки (multimodal transport document);

- при международных перевозках в конвенциях предусматривается строго ограниченный предел ответственности перевозчика, который отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки, как правило, на принципе презюмируемой вины;

- при международных перевозках предусматривается претензионный порядок урегулирования споров между сторонами по договору перевозки и сокращенные сроки исковой давности.

Так, например, согласно Женевской конвенции 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза либо за его повреждение, произошедшие в период времени между принятием груза к перевозке и его выдачей, а также за опоздание в доставке (п. 1 ст. 17). Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда утрата или повреждение груза являются следствием особого риска.

Согласно Конвенции сумма ущерба, подлежащего возмещению перевозчиком при утрате или повреждении груза во время перевозки (ст. 23), определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Стоимость груза определяется на основании биржевых товарных котировок или текущей рыночной цены, а при их отсутствии - на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Кроме того, возмещению подлежат оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, прочие расходы, связанные с перевозкой груза. Иные убытки возмещению не подлежат. Вместе с тем Конвенция устанавливает предел имущественной ответственности автоперевозчика, который не может превышать 25 золотых франков за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза. Золотой франк - специальная расчетная единица, эквивалентная стоимости 10/31 г золота 900-й пробы, которая используется в ряде международных транспортных конвенций. Женевский протокол 1978 г. заменил сумму в золотых франках на эквивалент в СДР, равный 8,33 СДР за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза. Однако предел ответственности перевозчика не применяется, если в накладной была объявлена стоимость груза, а также в случае причинения ущерба в результате намеренных действий перевозчика или его агентов. На сумму ущерба, подлежащего возмещению, начисляются проценты из расчета 5% годовых со дня предъявления перевозчику письменной претензии или же, если таковой не последовало, со дня предъявления иска.

Одним из наиболее эффективных механизмов защиты имущественных интересов перевозчика, связанных с рисками возмещения вреда третьим лицам, является страхование гражданской ответственности перевозчика.

Для осуществления международных перевозок наличие страхового полиса является обязательным условием. В международной практике такой полис страхования является гарантией выполнения автоперевозчиком своих обязательств перед грузовладельцем.

Кроме указанных выше рисков договором страхования ответственности международного автоперевозчика покрываются также так называемые таможенные риски. К этой группе рисков относится ответственность автоперевозчика по уплате штрафов, таможенных пошлин, различных налогов и других платежей при нарушении им таможенного законодательства, а также конфискации перевозимого груза соответствующими органами (например, санитарной инспекцией).

В России обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем) предусмотрено только Воздушным кодексом РФ. Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.

Страхование ответственности перевозчиков грузов другими видами транспорта в России в настоящее время носит добровольный характер.

Необходимо отметить, что значение страхования ответственности перевозчика особенно возросло в связи с принятием Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" Собрание законодательства РФ.-2001.- № 33 (часть I).- ст. 3436. и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Собрание законодательства РФ.-2002.- № 1 (ч. 1). - ст. 1..

Закон позволяет компаниям, застраховавшим свою гражданскую ответственность, воспользоваться упрощенным порядком лицензирования и лицензионного контроля. Соискатель лицензии или лицензиат вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на упрощенное лицензирование.

В соответствии с Законом при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности упрощенный порядок может применяться при лицензировании:

- перевозок грузов морским транспортом;

- перевозок грузов внутренним водным транспортом;

- перевозок грузов воздушным транспортом;

- перевозок грузов железнодорожным транспортом;

- перевозок грузобагажа железнодорожным транспортом;

- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах;

- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

- буксировок морским транспортом (за исключением случая, если эта деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или индивидуального предпринимателя);

- транспортировки грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей и возврата их на эти пути.

Договор страхования гражданской ответственности лицензируемого вида деятельности должен заключаться на весь срок действия лицензии. Существенные условия такого договора страхования устанавливает правительство.

Рассмотрим некоторые общие принципы действующего в настоящее время страхования ответственности перевозчиков.

Страхование ответственности перевозчиков включает в себя ряд видов страхования, которые подразделяются прежде всего по типам транспортных средств: страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев), страхование ответственности воздушных (в первую очередь авиационных) перевозчиков, страхование ответственности автомобильных перевозчиков и страхование ответственности железнодорожных перевозчиков.

Условия договоров страхования могут различаться между собой также в зависимости от того, в отношении каких перевозок действует страховая защита - внутренних или международных.

При этом следует отличать страхование ответственности по договору перевозки (ст. 932 Гражданского кодекса Российской Федерации) от страхования ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), а также от страхования груза и страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, которые осуществляются в другом правовом режиме. В первом случае объектом страхования выступает риск возникновения ответственности за ненадлежащее исполнение договора перевозки, а во втором - деликтная, т.е. внедоговорная, ответственность. При страховании грузов страхователем является грузовладелец, и соответственно это страхование защищает интересы не перевозчика, а грузовладельца. При страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств страхованию подлежит ответственность, связанная с эксплуатацией самого автотранспортного средства, как источника повышенной опасности.

Страхование ответственности за причинение вреда, как и страхование ответственности по договору (в том числе перевозки), осуществляется только в пользу третьих лиц, т.е. выплата страхового возмещения всегда должна производиться третьему лицу. Согласно ГК РФ страхование ответственности отнесено к разделу имущественного страхования, в связи с чем при страховании ответственности перевозчика страховщик имеет право требования к страхователю. Таким образом, страховщик вправе взыскать с него выплаченное выгодоприобретателю страховое возмещение (если договором не предусмотрено иное). Во избежание этого в договоре страхования обязательно должна предусматриваться норма об отказе страховщика от прав требования к клиенту Лазарева Л.И. Страхование пассажиров железнодорожного транспорта//Транспортное право.- 2005.-№ 1.- С. 12..

В договорах страхования ответственности, как правило, указывается перечень причин повреждения или утраты груза, при которых событие считается страховым. При международных автомобильных перевозках в соответствии с п. 1, 2 ст. 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или его повреждение с момента принятия его к перевозке, а освобождается от нее, если потеря груза, его повреждения или просрочка с доставкой произошли в связи с обстоятельствами, избежать и предотвратить которые перевозчик не мог. Таким образом, неважно, какое именно событие произошло (ДТП, пожар и т.п.), а важно, несет ли перевозчик ответственность за произошедшее или нет.

Следует отметить, что ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов. Согласно ст. 230 Таможенного кодекса Российской Федерации "нарушением таможенных правил признается противоправное действие", а следовательно, таможенные штрафы, налагаемые на перевозчика вследствие нарушения таможенных правил, не могут быть застрахованы. В свою очередь взыскание таможенных пошлин не относится к санкциям за нарушение таможенных правил, поэтому страхование ответственности за их уплату не относится к страхованию противоправных интересов. В связи с этим в договоре (страховом полисе) не должно быть указания на страховое покрытие штрафов, поскольку подобное обязательство является ничтожным с точки зрения закона и свидетельствует о юридической некомпетентности страховщика.

Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок.

Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном нормами законодательства, возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

По договору страхования страховщик возмещает расходы и убытки, которые понес страхователь в связи с причинением им вреда третьим лицам в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства РФ, других государств или международного права. Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно страховым случаем в страховании ответственности перевозчиков является документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием в соответствии с нормами законодательства для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю и указанных в договоре страхования средств транспорта.

В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:

утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством;

утрата, недостача или повреждение груза, предназначенного к перевозке, перевозимого или перевезенного на застрахованном средстве транспорта, по причинам, за которые страхователь несет гражданско-правовую ответственность;

просрочка в доставке груза или прибытии пассажиров по причинам, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством;

выдача груза страхователем в несоответствии с указаниями о задержке выдачи или без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз;

неправильная засылка груза страхователем;

смерть или причинение вреда здоровью физических лиц, находящихся вне транспортного средства, либо утрата или повреждение их имущества в связи с эксплуатацией застрахованного средства транспорта.

Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие: умысла или грубой небрежности страхователя, войны и военных действий, забастовок, воздействия атомной энергии, конфискации контрабандных грузов и грузов незаконной торговли, особых свойств и естественных качеств груза, косвенные убытки.

Размер страховых взносов по договору страхования зависит от вида средств транспорта, пассажиро- и грузооборота, дальности маршрутов и географии перевозок, характеристики и состояния транспортных средств, характера грузов и других факторов, влияющих на величину страхового риска.

Период несения страховщиком страховой ответственности, как правило, распространяется на страховые случаи, наступившие в течение срока действия договора страхования.

Страховое возмещение по договору страхования должно исчисляться в таком размере, в котором это предусмотрено действующим законодательством РФ, иных государств, на территории которых наступил страховой случай, или международными правовыми нормами.

Размер страхового возмещения устанавливается страховщиком по согласованию со страхователем и выгодоприобретателями на основании акта о страховом случае с учетом официальных претензий потерпевших о возмещении причиненных убытков, других необходимых документов о фактах, последствиях причиненного вреда, а также подтверждающих произведенные расходы.

При наличии спора между сторонами и в других необходимых случаях размер страхового возмещения определяется судом. При этом страховщику должны быть представлены документы судебных органов (постановление суда, исполнительный лист и т.п.), подтверждающие факт причинения ущерба и его размеры, подлежащие возмещению Мелехин А.И. Вопросы возмещения вреда жизни и здоровью и обязательного страхования лиц и числа авиационного персонала и пассажиров, перевозимых воздушным судном//Трудовое право.- 2006.- № 8.- С.19..

В частности, в сумму страхового возмещения включаются в соответствии с законодательством РФ следующие выплаты:

в случае смерти или причинения вреда здоровью физических лиц:

- доходы, которых потерпевший лишился вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее в результате причиненного увечья или иного повреждения здоровья, за весь период утраты трудоспособности;

- дополнительные расходы, необходимые для восстановления здоровья (на усиленное питание, санаторно-курортное лечение, посторонний уход, протезирование, транспортные расходы, расходы на платное медицинское обслуживание и т.д.);

- часть заработка, которого в случае смерти потерпевшего лишились нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие право на получение от него содержания, за период, определяемый в соответствии с требованиями законодательства;

- расходы на погребение;

в случае утраты груза или багажа пассажиров - стоимость утраченного имущества.

в случае повреждения грузов или багажа - величина затрат на ремонт поврежденного имущества или стоимость обесценения поврежденного имущества;

в случае просрочки в доставке груза или прибытии пассажиров - штрафы, пени и другие выплаты, которые обязан произвести страхователь потерпевшим в соответствии с законодательством;

в случае выдачи груза в несоответствии с указаниями о задержке выдачи или без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз, а также в случае неправильной засылки груза - стоимость затрат, понесенных потерпевшим с целью передачи груза в соответствии с их принадлежностью, и другие убытки, которые обязан возместить страхователь потерпевшим в соответствии с законодательством.

Кроме того, страховщик, как правило, оплачивает:

- необходимые расходы по выяснению обстоятельств страхового случая и размеров подлежащих возмещению расходов и убытков;

- расходы по оплате труда сюрвейеров, экспертов, адвокатов и других лиц, привлеченных для ведения дел или урегулирования убытков;

- расходы по ведению дел в судах по предполагаемым страховым случаям;

- понесенные страхователем необходимые и целесообразные расходы, направленные на уменьшение ущерба, подлежащего возмещению в связи со страховым случаем.

В договоре страхования устанавливается страховая сумма (лимит ответственности на весь срок действия договора), в пределах которой страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения по договору. Кроме того, могут быть установлены предельные лимиты ответственности по каждой претензии и по каждому страховому случаю; они не могут превышать величину агрегатного лимита ответственности. Если будет причинен вред нескольким лицам на сумму выше лимита ответственности страховщика, возмещение каждому из потерпевших (в случае если иски ими предъявлены одновременно) выплачивается в пределах агрегатного лимита ответственности в сумме, пропорциональной объему ущерба, причиненного каждому из этих лиц.

3.3 Обязательное страхование профессиональной ответственности

Обозначим отдельные проблемы, которые встречаются в научных дискуссиях и правоприменительной практике. Первая проблема касается определения правовой природы страхования профессиональной ответственности и перечисления страховых случаев Мохов А.А., Капранова С.Ю., Акишева Г.Р. Страхование профессиональной ответственности и компенсация морального вреда//Юрист.- 2006.- № 6.- С.28; Вайпан В.А. Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. М., ЗАО Юстицинформ, 2006.- С.65..

Страхование профессиональной ответственности нотариусов предусмотрено ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Исходя из смысла данной нормы права, мы можем определить, что страхование ответственности нотариуса относится к имущественному страхованию. Если быть более точным, то к страхованию гражданской ответственности. По мнению В.В. Яркова, ответственность нотариуса может наступать только по решению суда. Нотариус обязан возместить ущерб, причиненный вследствие умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии или совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации. Кроме того, В.В. Ярков полагает, что ответственность нотариуса наступает в рамках публично-правовых отношений. Данный вывод он делает, основываясь на тезисе, что "взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся к нему за совершением нотариального действия, имеют не частноправовую, а публично-правовую основу" Нотариальное право России: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2003. - С. 101 - 102; Тимофеев В.В. Страхование профессиональной ответственности нотариусов//Нотариус. - 2006.- № 6.- С.13.. В то же время наступать будет гражданско-правовая ответственность. Рассматриваемый вид страхования относится к обязательному страхованию.

Применительно к страхованию профессиональной ответственности нотариусов, кроме ст. 18 Основ законодательства о нотариате, никаких законодательных норм не предусмотрено. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривает принятие специального Закона о профессиональной ответственности нотариусов. Полагаем, что принятие специального Закона снимет множество проблем, возникающих в правоприменительной практике. Много говорится, прежде всего представителями страховых компаний, что установленный Законом минимальный размер страховой суммы не отвечает требованиям реальной действительности Тимофеев В.В. Страхование профессиональной ответственности нотариусов//Нотариус. - 2006.- № 6.- С.13..

100-кратного установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда в большинстве случаев недостаточно. Но обратимся к другим цифрам. Насколько "убыточно" для страховых компаний страхование профессиональной ответственности нотариусов? За все время существования законодательного требования об обязательном страховании в Ульяновской области произошло только одно страховое событие. Поэтому параллельно с увеличением размера страховой суммы следует корректировать в сторону уменьшения страховой тариф.

Совершенствование страхования профессиональной ответственности должно проходить на законодательном уровне. Считаем, что в подготовке проекта данного Закона ведущую роль должна сыграть Федеральная нотариальная палата России.

Принципиальной новеллой Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190. (далее - Закон) является институт страхования ответственности арбитражного управляющего Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. проф., д-ра юрид. наук В.В. Витрянского. М.: Статут, 2004. - С. 175.. В Законе отсутствует прямое закрепление обязанности арбитражного управляющего страховать свою ответственность, но в соответствии с п. 6 ст. 20 Закона арбитражный управляющий не может быть утвержден судом в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, если не имеет заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Договор страхования ответственности является формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего.

Договор страхования ответственности арбитражного управляющего является договором имущественного страхования, хотя Закон об этом прямо не упоминает. Такой вывод позволяет сделать п. 2 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, который указывает, что риск ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц, может быть застрахован по договору имущественного страхования.

В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Итак, сторонами по договору страхования ответственности арбитражного управляющего являются страховщик (юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида в соответствии со ст. 938 ГК РФ), страхователь (арбитражный управляющий) и выгодоприобретатель (лица, участвующие в деле о банкротстве, - в соответствии со ст. 34 Закона - должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления).

Объектом страхования являются имущественные интересы арбитражного управляющего, связанные с его обязанностью в установленном порядке возместить убытки, причиненные в результате его деятельности.

Существенные условия договора страхования определены в ст. 942 ГК РФ. К ним относятся: страховой интерес, страховой случай (риск) Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2006. - С. 510., страховая сумма, срок договора страхования.

Страховой интерес арбитражного управляющего обусловлен тем, что заключение договора страхования ответственности является обязательным условием для назначения его арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

Страховым риском по данному договору является вероятность причинения убытков лицам, участвующим в деле о несостоятельности (банкротстве), страховым случаем будет возникновение на основании вступившего в силу решения судебных органов обязанности арбитражного управляющего возместить убытки, причиненные его действиями. Риск причинения убытков лицам, не являющимся участвующими в деле о банкротстве (например, кредиторам по текущим обязательствам), не подлежит обязательному страхованию Владыка Е.Е. Договор страхования ответственности арбитражного управляющего // Юрист. - 2004. - № 11. - С. 52..

Минимальная страховая сумма по данному договору в соответствии с п. 8 ст. 20 Закона не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Размер страховой премии - платы за страхование, которую обязан уплатить арбитражный управляющий, устанавливается на основе тарифов, разработанных страховщиком, и составляет, как правило, 0,4 - 0,5% от страховой суммы.

Срок договора страхования ответственности арбитражного управляющего на основании п. 8 ст. 20 не может быть менее одного года с обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Возобновление в данном случае может означать не только продление уже заключенного договора либо заключение нового договора между теми же сторонами, но и заключение договора страхования с другим страховщиком Там же. - С. 53..

При признании факта наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере убытков, определенных судебным актом, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, но не более страховой суммы.

Кроме того, п. 8 ст. 20 Закона предусматривает обязанность арбитражного управляющего в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, а именно:

три процента балансовой стоимости активов должника, превышающей сто миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от ста до трехсот миллионов рублей;

шесть миллионов рублей и два процента балансовой стоимости активов должника, превышающей триста миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

двадцать миллионов рублей и один процент балансовой стоимости активов должника, превышающей один миллиард рублей, при балансовой стоимости активов должника более чем один миллиард рублей.

Данное положение вызывает ряд вопросов. К примеру, какие правовые последствия для управляющего наступят в случае невыполнения этой обязанности? На какой срок должен быть заключен данный договор? Ответ на первый вопрос можно найти в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 6.- С.11., где сказано, что непредставление арбитражным управляющим в суд соответствующего документа о дополнительном страховании в течение десяти дней с даты его утверждения может служить основанием для рассмотрения в судебном заседании вопроса о его отстранении по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или по инициативе суда.

Что касается второго вопроса, то представляется, что срок договора дополнительного страхования должен совпадать со сроком конкретной процедуры банкротства в отношении определенного должника. Это следует из буквального толкования п. 8 ст. 20 Закона Владыка Е.Е. Договор страхования ответственности арбитражного управляющего // Юрист. - 2004.- № 11. - С. 54.. Таким образом, после введения следующей процедуры арбитражный управляющий обязан заключить новый договор дополнительного страхования, однако следует учитывать, что балансовая стоимость активов должника может измениться, что повлияет на размер страховой суммы Мурашкина Е.В. Договор страхования ответственности арбитражного управляющего// Юрист.- 2006. - № 8.- С.14..

Возвращаясь к ст. 13 ФЗ, можно отметить, что эта норма вызывала дискуссии еще при обсуждении соответствующего законопроекта. Хотя в проекте эта статья значилась под номером 11 ("Страхование гражданской ответственности аудиторской организации и индивидуальных аудиторов") и была сформулирована несколько длиннее, чем нынешняя ст. 13 ФЗ. А именно: "Гражданская ответственность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов подлежит страхованию в порядке и на условиях, определяемых соответствующим федеральным законом" Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 375..

Как мы видим, из статьи принятого ФЗ был вычеркнут индивидуальный аудитор, а также была введена обязанность по страхованию ответственности аудиторской организации лишь в случае проведения обязательного аудита. В отношении иных видов аудиторских проверок страхование производится по желанию самого аудитора.

В одной из дискуссионных статей излагается точка зрения, согласно которой "страхование ответственности аудиторов должно быть специально упомянуто в Законе как разрешенный вид страхования; без этого соответствующие договоры страхования просто не будут исполняться страховыми компаниями" Орлова Н., Пятенко С., Сухова И. Страхование риска ответственности аудитора-консультанта // Приложение к газете "Финансовая Россия". - 1999. - № 28. - С. 5.. При этом, как указывается в другой статье, "в условиях отсутствия специального закона о страховании гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности указанная норма вообще работать не будет, а до его принятия неизбежно приведет к резкому удорожанию аудиторских услуг" Руф А.Л. "Узкие места" Закона об аудиторской деятельности // Аудитор. - 2002. - № 1. - С. 11; Ремизов Н.А. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности": Комментарий // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2001. - № 10. - С. 18 - 19..

В связи с поднятой проблемой законодательного закрепления данного вида аудита необходимо отметить, что отсутствие нормативных установлений порождает обширный круг вопросов не только у ученых-теоретиков, но и самих аудиторов.

Следовательно, наиболее разумным было бы страхование каждого конкретного договора, однако "такой подход к страхованию встречается крайне редко" Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 132..

Как показывает практика, споры чаще всего возникают в связи с тем, что нет единого понимания сущности аудита, а следовательно, невозможно четко определить цели и задачи аудиторских проверок, а также ограничить круг обязанностей аудитора, в отношении которых могут быть предъявлены претензии.

Если, как правило, практически ни у одного исследователя и аудитора не вызывает споров определение страхового случая при страховании профессиональной ответственности - им признается вступившее в законную силу решение суда (арбитражного суда), устанавливающее имущественную ответственность страхователя за причинение материального ущерба клиенту, - то нельзя дать столь утвердительного ответа в отношении правомерности страхования ответственности по договору на оказание аудиторских услуг. Да, страхование данного вида аудита закреплено в одной из статей ФЗ. Но здесь необходимо учесть, что мы имеем дело с профессиональным риском. "Признание в судебном порядке обязательств аудиторских организаций по возмещению такого ущерба, естественно, трансформирует этот риск в убытки, которые на первый взгляд можно было бы признавать страховым случаем. Однако при обсуждении данного вопроса не всегда в достаточной степени принимается во внимание специфика аудита как особо сложного процесса снижения информационного риска" Терехов А.А. Аудит: законодательные решения. М.: Финансы и статистика, 2003.- С. 393; Терехов А.А. Аудит: вопросы страхования // Аудиторские ведомости. - 1999. - № 7.- С.13.. Так, в ходе судебных разбирательств об ущербе неизбежно возникает вопрос о его причинах. А ими могут быть определенные доказательства неквалифицированного проведения проверки. Добросовестность же или недобросовестность аудитора, как известно, волеизъявляема, и поэтому недобросовестность не может являться застрахованным объектом предпринимательского риска аудиторской фирмы в силу ст. 928 ГК. Последняя запрещает страхование на случай противоправных действий. Ситуация осложняется и тем, что в отличие от имущественного или личного страхования "объект страхования профессиональной ответственности (не только аудиторской) носит субъективный характер, т.е. наступление страхового случая зависит не от внешних факторов - стихии, природных явлений, действий других людей, а от квалификации лица, осуществляющего работу по определенной профессии" Матвеева Т.И., Челухина Н.Ф. Страхование профессиональной ответственности аудитора // Аудиторские ведомости. - 1999. - № 4.- С.23; Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. М.: Инфра-М, 2001. - С. 63., где вероятность наступления страхового случая находится в прямой зависимости от квалификации, уровня профессионализма аудитора.

В связи с этим особо остро стоит вопрос определения критериев для разграничения действий на добросовестные и недобросовестные, а также возникает проблема доказывания вины в действиях аудитора. Так, на практике очень тяжело, а иногда и невозможно определить, когда аудитор действовал преднамеренно, а когда просто не проявил должной тщательности.

Доктрина российского страхового права и соответствующая практика выделяют риски, которые возможно застраховать, а также нестраховые риски, т.е. страховать которые нельзя. В основе данного разграничения рисков лежит "стохастичность событий и случайный характер риска" Терехов А.А. Аудит: законодательные решения. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 394.. Само же понятие страхового риска (предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование) содержится в п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об организации страхового дела в РФ", где выделены два признака риска: вероятность и случайность. Вероятность означает возможность наступления соответствующего застрахованного действия (события), а под случайностью подразумевают отсутствие заранее известной опасности, которой подвержен застрахованный объект. Совокупность этих двух признаков "исключает отнесение к страховым рискам событий, во-первых, непременных, т.е. таких, которые произойдут неизбежно или, по крайней мере, в точно обозначенное время, во-вторых, не может производиться страхование событий, которые, напротив, произойти не могут" Брагинский М.Н., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. - С. 503.. Таким образом, "предусматриваемый в обязательстве по страхованию страховой риск должен быть таким обстоятельством, наступление которого возможно, однако сторонам неизвестно, превратится ли эта возможность в действительность" Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. М.: БЕК, 2002. - С. 171.. С этих позиций правомерно рассматривать наступивший страховой случай как реализованный страховой риск.

Заметим, согласно п. 1 ст. 932 ГК РФ страховать договорную ответственность возможно лишь в случаях, предусмотренных законом, ибо в противном случае "представить предпринимателю неограниченную возможность страховать свою ответственность за свои собственные нарушения договора, - значит снять с него обязанность исполнять договор" Брагинский М.Н., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. - С. 640..

Суть страхования ответственности состоит в том, что страховщик принимает на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем. Иными словами, страхование ответственности - это прежде всего страхование ущерба Чирков А.А. Страхование гражданско-правовой ответственности аудитора по договору оказания аудиторских услуг//Право и экономика.- 2006.- № 4.- С.10; Алиев А.М. Проблемные вопросы в страховании ответственности аудитора//Налоги.- 2006.- № 13.- С.10..

Отношения же между страхователем и страховщиком можно обозначить как "отношения покрытия" Основы страховой деятельности / Отв. ред. Т.А. Федорова. М.: БЕК, 2002. - С. 553., где покрытие неидентично ответственности. Так, если страхователь теоретически может нести неограниченную ответственность, то покрытие строго очерчено пределами страховой суммы - лимитом ответственности, соответственно и ответственность страховой компании распространяется лишь до этого лимита Курпякова С.И., Попова Т.А. Некоторые вопросы страхования ответственности аудиторов при осуществлении обязательного аудита//Адвокат.- 2005.- № 12.- С.22..

Расчет страховой премии основывается на учете таких факторов, как квалификация аудитора, опыт практической работы, виды лицензионной деятельности, кадровый состав организации, среднегодовой объем работы и выручки аудиторской организации, количество страхуемых договоров, наличие франшизы, общественная репутация аудиторской фирмы и т.д.

Аспект проблемы страхования заключается в том, что аудиторы, как субъекты профессиональной деятельности, кроме общегражданской ответственности несут и профессиональную ответственность. Можно встретить и публикации, посвященные соответственно страхованию профессиональной и гражданской ответственности. И здесь нужно различать эти виды ответственности. Понятие гражданской ответственности всегда шире профессиональной ответственности. Вторая является частью первой. "Но эти вроде несущественные на первый взгляд различия носят принципиальный характер. Так, никоим образом не может быть застрахована профессиональная ответственность аудиторской фирмы как юридического лица, т.к. юридическое лицо носителем профессии не является. Речь может идти только о страховании гражданской ответственности" Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. М.: Инфра-М, 2001. - С. 62..

Таким образом, когда мы говорим о страховании профессиональной ответственности аудитора, под аудитором в этом случае должен подразумеваться индивидуальный аудитор, что в литературе в настоящее время делается не всегда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страхование - это защита от имущественных потерь участников гражданско-правовых отношений. Такие потери могут возникнуть из-за природных катаклизмов, техногенных катастроф, аварий и происшествий на производстве, на транспорте, в быту, а также вследствие ущерба жизни и здоровью людей. Для восстановления утраченных благ общество должно иметь достаточные финансовые ресурсы, специально предназначенные для этой цели. Такие ресурсы выделяются из совокупного общественного продукта и обособляются путем создания специальных фондов, именуемых страховыми фондами.

Средства страховых фондов имеют целевое назначение и расходуются для производства выплат при наступлении неблагоприятных событий. В юридическом аспекте страхование может быть определено как система правовых отношений, направленная на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц за счет средств страховых фондов.

1.С точки зрения защищенности интересов кредитора перспективной выглядит идея о создании системы обязательного страхования ответственности заемщика при ипотечном кредитовании. Основные принципы такой системы должны быть отражены в комплексном нормативном акте на уровне федерального законодательства. Примером мог бы отчасти послужить Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств". При этом расходы на уплату страховой премии и другие сопутствующие отношениям страхования расходы заемщика должны быть максимально уменьшены за счет введения механизмов льготного страхования отдельных категорий граждан, а также социально ориентированных ставок страховых премий.

2.Внедрение обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников будет способствовать укреплению понимания собственной защищенности в равной степени как у медицинских работников, так и у пациентов, а также реализации права на законную защиту интересов всех субъектов медицинских правоотношений.

Нормативно-правовая база в современных условиях во многом несовершенна, в связи с чем требуется внедрение механизма страхования профессиональной ответственности с целью защиты имущественных интересов исполнителей медицинских услуг; необходимо принятие Федерального закона "О профессиональной ответственности медицинских работников" с одновременным внесением соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, в частности в Основы законодательства об охране здоровья граждан. Следует дополнить Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан статьей следующего содержания:

«Обязательное страхование гражданской ответственности медицинских работников при оказании медицинских услуг»

Медицинские работники, медицинские учреждения и организации, осуществляющие подлежащие лицензированию виды медицинской деятельности, обязаны страховать свою гражданскую ответственность на случаи причинения вреда здоровью и жизни других лиц при осуществлении профессиональных действий, предусмотренных указанными видами деятельности".

3.Остаются вопросы, которые вообще не урегулированы действующим законодательством в области страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Федеральный закон об ОСАГО (абз. 3 п. 2 ст. 13) устанавливает, что по согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 65) также утверждают, что страховщик вправе по согласованию с потерпевшим в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества. При этом ответственность за качество ремонта перед потерпевшим несет лицо, осуществившее ремонт. Однако порядок проведения такого ремонта, форма согласования его с потерпевшим, а также стоимость ремонта (способы ее определения) не отражены ни в одном из действующих нормативно-правовых актов. Необходимо внести изменения либо в правила либо в закон об ОСАГО в ст.13 в которой установить порядок проведения ремонта и согласования его стоимости с потерпевшим.

4. Первого января 2007 года вступил в силу подп. 6 п. 1 ст. 7 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которому адвокаты обязаны осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности. Предполагается, что обязательное страхование будет способствовать защите имущественных интересов как самих адвокатов, так и их доверителей, в случае если те понесут убытки по вине адвокатов.

Механизм правового регулирования страхования профессиональной ответственности адвокатов пока не создан. Статьей 19 Закона об адвокатской деятельности установлено, что страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи адвокат осуществляет в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 17.05.2007) условия и порядок осуществления обязательного страхования регламентируются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Из сопоставления указанных норм следует, что порядок и условия страхования профессиональной имущественной ответственности адвоката должны быть урегулированы специальным федеральным законом. Необходимо данный закон принять в кратчайшие сроки.

5. Применительно к страхованию профессиональной ответственности нотариусов, кроме ст. 18 Основ законодательства о нотариате, никаких законодательных норм не предусмотрено. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривает принятие специального Закона о профессиональной ответственности нотариусов. Полагаем, что принятие специального Закона снимет множество проблем, связанных с определением имущественного ущерба причиненного нотариальными действиями.

6. По нашему мнению, обязательное страхование жилья является не только экономически оправданным, но и необходимым, потому что обычный человек остается совершенно незащищенным в случае уничтожения его дома или квартиры, испытывает огромные страдания и неудобства.

Оно должно быть всеобщим и охватывать всех собственников квартир и жилых домов на территории нашей страны, как граждан РФ, так и граждан других государств и лиц без гражданства, независимо от того, может данный человек в случае необходимости приобрести новое жилище или уже обладает другой квартирой или домом. Но для того чтобы этот вид страхования не стал формой налога на собственность для лиц, имеющих в собственности больше чем одно жилище, следует ограничить обязанность страхования в таких случаях только одного дома или квартиры по выбору собственника. Если собственниками жилья являются два и более человек, то обязанность по страхованию должна распространяться на всех них пропорционально долям в общей собственности.

7. На наш взгляд, следовало бы предусмотреть обязанность страховщика представлять по требованию страхователей аналогичных квартиры или жилого дома, взамен сгоревших или разрушенных, что допускается в соответствии с нормой пункта 4 статьи 10 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Одновременно необходимо расширить возможность страховых организаций увеличивать в своих активах, обеспечивающих страховые резервы, долю, приходящуюся на квартиры и жилые дома.

8. По аналогии с системой обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) необходимо предусмотреть формирование единого гарантийного фонда на случай банкротства страховых компаний, из средств которого выплачивались бы соответствующие компенсации пострадавшим. Держателем этого фонда так же, как и в сфере ОСАГО, могло бы стать профессиональное объединение страховщиков обязательного страхования жилья.

9.Для введения системы обязательного страхования жилья необходимо внесение изменения в статью 935 ГК РФ, где должно быть предусмотрено, что законом на лиц, указанных в нем, может быть возложена обязанность страхования их квартиры или жилого дома.

БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года (ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26 января 1996 года (ред. от 27.07.2007)// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) № 146-ФЗ от 26 ноября 2001 года (ред. от 03.06.2006, с изм. от 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.07.2007)//Собрание законодательства РФ.-2002.- № 1 (ч. 1). - ст. 1.

6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 26.06.2007)//Собрание законодательства РФ.-2001.- № 11.- ст. 1001.

7. Воздушный кодекс российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 26.06.2007) //Собрание законодательства РФ.-1997.- № 12.- ст. 1383.

8. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 04.12.2006)//Собрание законодательства РФ.-1999.- № 18.- ст. 2207.

9. Основы законодательства о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 26.06.2007) //Ведомости СНД и ВС РФ.-1993.- № 10.- ст. 357.

10. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 29.12.2006)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1318.

11. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ « Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (ред. от 02.02.2006) //Собрание законодательства РФ.-1998.- № 13.- ст. 1474.

12. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ред. от 22.08.2004)//Собрание законодательства РФ.- 1995, N 17.- ст. 1455.

13. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 03.11.2006)//Собрание законодательства РФ.- 2001, № 33 (часть I).- ст. 3422.

14. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 30.12.2006)//Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 18.- ст. 1720.

15. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (ред. от 18.12.2006)// Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 30.- ст. 3589.

16. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 18.12.2006)// Собрание законодательства РФ.-1997.-№ 30.- ст. 3588.

17. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 20.12.2004) //Собрание законодательства РФ.-2002.- № 23.- ст. 2102.

18. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (ред. от 19.07.2007)//Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

19. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих» (ред. от 22.06.2007) // Собрание законодательства РФ.- № 22.- ст. 2331.

20. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ « О противодействии терроризму» (ред. от 27.07.2006)//Собрание законодательства РФ.- 2006.- № 11.- ст. 1146.

21. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ « Об использовании атомной энергии» (ред. от 05.02.2007) //Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 48.- ст. 4552.

22. Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (ред. от 30.12.2006)//Собрание законодательства РФ.-2001.- № 33 (часть I).- ст. 3436.

23. Закон РФ от 15.01.1993 № 4301-1 « О статусе героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (ред. от 26.06.2007) //Ведомости СНД и ВС РФ.-1993.- № 7.- ст. 247.

24. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2006)//Ведомости СНД и ВС РФ. - 1991. - № 27. - Ст. 920.

25. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.11.2006)// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

26. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 « Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 17.05.2007)// Ведомости СНД и ВС РФ.-1993.-№ 2.- ст. 56.

27. Постановление Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей" от 25 августа 1999 г. № 936// Собрание законодательства РФ.- 2003. - № 33.- ст. 3269.

28. Приказ Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей" от 26 января 2000 г. № 44// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2000.-№ 10.

29. Типовые правила РСА. Информационный бюллетень. 2002. № 7 (29).

Научная и учебная литература

1. Алиев А.М. Проблемные вопросы в страховании ответственности аудитора//Налоги.- 2006.- № 13.- С.10.

2. Биккинин И.А., Шакирова М.Л., Костырева В.А. Страхование автогражданской ответственности: состояние и пути развития//Транспортное право.-2005.- № 2.- С.45.

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., Статут, 2001.- 778 с.

4. Брагинский М.Н., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. - 802 с.

5. Вайпан В.А. Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. М., ЗАО Юстицинформ, 2006.- 188 с.

6. Викторов В.В. Размышления (застрахованного лица) у парадного подъезда (Конституционного Суда) (по материалам Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-п) // Право в Вооруженных Силах.- 2003. - № 5.- С.11.

7. Владыка Е.Е. Договор страхования ответственности арбитражного управляющего // Юрист. - 2004. - № 11. - С. 52.

8. Гогин А.А. О некоторых проблемах страхового законодательства //Финансовое право.-2006.- № 7.- С.11.

9. Голушко Г.К. К вопросу о правовом регулировании страхования // Финансы. - 1997.- № 8. - С. 38 - 42.

10. Гражданское право. Учебник. Часть II // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., Проспект, 2006. - 890 с.

11. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. М.: БЕК, 2002. - 765 с.

12. Дедиков С. Договор страхования имущества в судебной практике//Бизнес-адвокат.- 2005.- № 22.- С.24.

13. Данилина И.Е. Страхование гражданской ответственности грузоперевозчиков и переход на упрощенный порядок лицензирования их деятельности//Транспортное право.- 2005.- № 3.- С.40.

14. Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: Комментарий Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2003. - 277 с.

15. Дешалыт Л.Б. Договор обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств//Право и экономика.- 2006.-. № 8.- С.44.

16. Завидов Б.Д. Советы автострахователю // Юрист. - 2004. - № 9. - С. 50 - 53.

17. Зенкин М.В. Направление реформирования страхового дела в условиях рыночной конкуренции//Социальное и пенсионное право.-2006.- № 2.- С. 16.

18. Золотов А. Новые правила ОСАГО//ЭЖ-Юрист.- 2007.- № 8.- С.5.

19. Ишо К. Возмещение вреда по договору страхования гражданской ответственности//Корпоративный юрист.- 2006.- № 7.- С.13.

20. Калинин В.М. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. - С.13.

21. Капранова С.Ю. Нормативно-правовая база страхования профессиональной ответственности медицинских работников в современных условиях//Социальное и пенсионное право.-2006.-№ 4.- С.15.

22. Козлова Н., Кратенко М. Ответственность страховой медицинской организации перед застрахованными (гражданами) по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования//Право и экономика.-2005.- № 12.- С.44.

23. Комментарий к федеральному закону» об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (постатейный)/Под ред. А.Н. Ткача. М., ЗАО Юстицинформ, 2005.- 144 с.

24. Корнилова Н.В. Развитие страховых понятий в современном законодательстве. Дисс. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002. - С. 23-25.

25. Лазарева Л.И. Страхование пассажиров железнодорожного транспорта//Транспортное право.- 2005.-№ 1.- С. 12.

26. Курпякова С.И., Попова Т.А. Некоторые вопросы страхования ответственности аудиторов при осуществлении обязательного аудита//Адвокат.- 2005.- № 12.- С.22.

27. Ложкин М.С. Процессуальное положение страховщиков в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств//Современное право.-2007.- № 3.- С.11.

28. Матвеева Т.И., Челухина Н.Ф. Страхование профессиональной ответственности аудитора // Аудиторские ведомости. - 1999. - № 4.- С.23.

29. Мелехин А.И. Вопросы возмещения вреда жизни и здоровью и обязательного страхования лиц и числа авиационного персонала и пассажиров, перевозимых воздушным судном//Трудовое право.- 2006.- № 8.- С.19.

30. Мохов А.А., Капранова С.Ю., Акишева Г.Р. Страхование профессиональной ответственности и компенсация морального вреда//Юрист.- 2006.- № 6.- С.28.

31. Мурашкина Е.В. Договор страхования ответственности арбитражного управляющего// Юрист.- 2006. - № 8.- С.14.

32. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. проф., д-ра юрид. наук В.В. Витрянского. М.: Статут, 2004. -

33. Новиков И.А. ОСАГО не стоит на месте//ЭЖ-Юрист.-2007.- № 10.- С.3.

34. Нотариальное право России: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2003. - 178 с.

35. Орлова Н., Пятенко С., Сухова И. Страхование риска ответственности аудитора-консультанта // Приложение к газете "Финансовая Россия". - 1999. - № 28. - С.5.

36. Основы страховой деятельности / Отв. ред. Т.А. Федорова. М.: БЕК, 2002. - 602 с.

37. Пилипенко Ю. Страхование: де-юре и де- факто//ЭЖ-Юрист.- 2007.- № 5.- С.6.

38. Пищита А.Н. Обязательное страхование профессиональной ответственности медицинских работников как экономический фактор повышения качества медицинской помощи// Законодательство и экономика.- 2007.- № 3.- С.16.

39. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 90 с.

40. Ремизов Н.А. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности": Комментарий // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2001. - № 10. - С. 18 - 19.

41. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России.м,. Юристъ, 2002. - 230 с.

42. Руф А.Л. "Узкие места" Закона об аудиторской деятельности // Аудитор. - 2002. - № 1. - С. 11.

43. Смирных А.Г. Обязательство страхования в системе гражданско-правовых обязательств. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 2005. - С. 6.

44. Сокол П.В. Комментарий к закону Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (постатейный). М., ЗАО Юстицинформ, 2006.- 155 с.

45. Сокол П.В. Определение размера страховой выплаты в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств//Право и экономика.- 2007.- № 3.- С.19.

46. Сокол П.В. Изменения в правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и практика их применения// Право и экономика.-2007.- № 1.- С.34.

47. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования//Журнал российского права.-2006.-№ 2.- С.35.

48. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. М.: Инфра-М, 2001. - 167 с.

49. Терехов А.А. Аудит: вопросы страхования // Аудиторские ведомости. - 1999. - № 7.- С.13.

50. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. М.: Финансы и статистика, 2001. - 99 с.

51. Тимофеев В.В. Проблемы исполнения обязательств по страхованию. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Ульяновск, 1997. - С. 14.

52. Тимофеев В.В. Страхование профессиональной ответственности нотариусов//Нотариус. - 2006.- № 6.- С.13.

53. Титов А.В. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих как форма исполнения государством обязанности возместить причиненный ущерб//Право в Вооруженных Силах.- 2007.- № 5.- С.14.

54. Шиминова М.Я. Основы страхового права России. М.,Юрайт, 1993.- 155 с.

55. Фогельсон Ю.Б. Договор страхования в российском гражданском праве. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. - 214 с.

56. Фогельсон Ю.Б. Актуальные вопросы страхования гражданской ответственности// Хозяйство и право.-№8.-2007.-С.33.

57. Фогельсон Ю. Введение в страховое право. М., Юристъ, 1999. - 144 с.

58. Цыгин Р.А. Проблемы нормативно-правовой базы в области страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Противоречия в области действующего законодательства//Юрист.- 2007.- № 4.-С.25

59. Чебунин А.В. Актуальные гражданско-правовые проблемы страхования. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Томск, 2002. - С. 5.

60. Черновол Е.П. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями организаций и их должностных лиц. Свердловск, Изд-во СГУ,1984. - 234 с.

61. Чирков А.А. Страхование гражданско-правовой ответственности аудитора по договору оказания аудиторских услуг//Право и экономика.- 2006.- № 4.- С.10.

62. Чуб А.В. Страховое возмещение: с ремонтом лил без?//ЭЖ-Юрист.- 2007.- № 10.- С.6.

Материалы юридической практики

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова"// Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 23. - Ст. 2311.

2. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина" от 26 декабря 2002 г. № 17-П// Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 1.- ст. 152.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"// Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам // Под ред. В.М. Жуйкова М., Кодекс,1999. - С. 232.

4. Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"// Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 6.- С.11.

5. Постановление Президиума ВАС РФ № 4043/02 от 10 сентября 2002 г. //Вестник ВАС РФ.- 2002. - № 12. - С 31-32.

6. Постановление Президиума ВАС РФ от 19 июня 2007 г. № 1936/07// Вестник ВАС РФ.- № 7.- С.34.

7. Президиум ВАС РФ от 10 апреля 2007 г. № 14670/06// Вестник ВАС РФ.-№ 4.-С.11.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.