РУБРИКИ

Валютные резервы и управление ими

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Валютные резервы и управление ими

p align="left">США могли бы и сами снизить курс доллара через накопление собственных золотовалютных резервов, но не делают этого. Ведь накопление резервов связано с издержками (для США - особенно большими, так как большая часть их резервов - в золоте, а не в валютах других стран, а хранение золота никаких процентов не приносит, только расходы), а выгоды от накопления резервов в виде ускорения роста, которые получает Китай, США как развитая страна вряд ли получат. Вот Америка и пытается убедить Китай пожертвовать курсом юаня (а в конечном счете - экономическим ростом) для восстановления равновесия американского платежного баланса.

В разное время использовались разные источники пополнения золотовалютных резервов. Так, в Грузии совокупный объем международных валютных резервов к середине 2004 г. был пополнен поступлением транша МВФ. Он был выделен Грузии в рамках возобновленной программы финансовой поддержки «Стратегии по преодолению бедности и содействию экономическому росту». Для пополнения международных валютных резервов Национальный банк Грузии за тот же период приобрел часть свободно конвертируемой валюты на Тбилисской межбанковской валютной бирже. На обслуживание внешнего долга в первом полугодии 2004 г. из международных валютных резервов Грузии было использовано 28,1 млн. долл. Из этой суммы 7,4 млн. долл. направлено непосредственно на обслуживание взятого правительством внешнего долга (на выплату процентов и покрытие основных сумм), 20,7 млн. долл. - на погашение выделенных МВФ кредитов.

В ряде стран СНГ весьма благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по топливно-сырьевым ресурсам (особенно сырой нефти) способствует росту стоимостных объемов экспорта, увеличению поступлений свободно конвертируемой валюты, что является важным фактором равновесия платежных балансов, достижения их положительного сальдо. (Приложение 3)

Для тех стран СНГ, которые не располагают большими доходами от нефтяного экспорта, и поэтому не могут создавать стабилизационные фонды, одним из источников погашения внешнего государственного долга служат золотовалютные резервы и это следует учитывать.

3.2 Обоснование мероприятий по улучшению управления валютными резервами

В странах мирового сообщества кредитные системы организационно представлены двумя звеньями:

а) банковским (центральный банк, коммерческие банки, специализированные - инновационные, инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др.);

б) специализированными кредитно-финансовыми институтами (инновационными, финансовыми компаниями, пенсионными фондами, лизинговыми фирмами, кредитными союзами и др.).

По масштабам проводимых операций и их значимости в обслуживании хозяйственного оборота на национальном и международном уровнях основным звеном в мировом сообществе считают банковскую систему. Таким звеном она является и в Молдове.

Из-за различий в банковском законодательстве пока не удалось достигнуть введения большинством стран взаимных режимов наибольшего благоприятствования в сфере финансовых услуг. Отсутствует согласованный перечень ограничений по допуску на рынки банковских услуг. Динамизм развития этих рынков, наталкиваясь на законодательные ограничения, препятствует взаимному проникновению банков на национальные финансовые рынки.

Национальные банковские системы ряда стран (например, небольшие страны - члены СНГ) в основном приспособлены к обслуживанию внутрихозяйственного экономического оборота. Будучи некрупными, им трудно участвовать в реализации масштабных совместных проектов.

В мировой практике применяются следующие основные формы валютной политики: дисконтная, девизная политики и ее разновидность - валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация.

Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется, прежде всего, противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок. [41]

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная политики осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Ее характерные черты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям. [41]

Девизная политика оказывает большое влияние на валютный курс, но временно и в ограниченных масштабах. Огромные затраты на валютную интервенцию не всегда обеспечивают стабилизацию валютных курсов, если рыночные факторы курсообразования сильнее государственного регулирования.

Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов. [41]

Режим валютных паритетов и валютных курсов является объектом национального и межгосударственного регулирования. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением страны зафиксировали в МВФ курсы национальных валют на основе рыночного курса по отношению к доллару и в соответствии с официальной ценой золота установили золотое содержание валют.

Двойной валютный рынок - форма валютной политики, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Сущность его заключается в делении валютного рынка на две части: по коммерческим операциям и услугам применяется официальный валютный курс; по финансовым (движение капиталов, кредитов и др.) - рыночный. Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса. Когда расхождения коммерческого и финансового курсов были значительны, центральный банк осуществлял валютную интервенцию, чтобы их выровнять. Двойной валютный рынок обеспечивал некоторую экономию валютных резервов, так как уменьшилась потребность в валютной интервенции. [41]

Девальвация и ревальвация - традиционные методы валютной политики. Девальвация - снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам (СДР, ЭКЮ и др.), ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Страны предпринимают все возможные меры к тому, чтобы ее не проводить: стимулируют экспорт товаров, ограничивают импорт, поднимают учетный процент центрального банка, получают кредиты у МВФ в пределах своей квоты, используют имеющиеся у них золотовалютные резервы, поскольку девальвация свидетельствует о слабости валюты данной страны. Девальвацию валюты страны проводят в условиях хронически пассивного платежного баланса, усиления инфляции, относительного (по сравнению с другими странами) понижения темпов роста ВНП и когда предпринимаемые правительством жесткие меры оказываются мало эффективными. И вместе с тем девальвация всегда стимулирует экспорт товаров из страны, девальвировавшей валюту, что улучшает состояние торгового и платежного балансов.

Ревальвация - повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам, ранее и к золоту. В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений ревальвация означала официально объявленное повышение золотого содержания национальной денежной единицы и соответствующее повышение ее валютного курса по отношению к доллару США. Ревальвация проводится странами при хронически активном сальдо платежного баланса.

Валютные ограничения - совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, марку ФРГ, японскую иену, английский фунт стерлингов и французский франк. Валютные ограничения закрепляются валютным законодательством, которое служит для постановлений и директив по конкретным вопросам.

Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, который включает также мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету указанных операций. В различных странах применяются разные меры валютного контроля: лимитирование сроков по операциям «лидз энд лэгс» (ускорение или замедление расчетов в предвидении тех или иных изменений валютных курсов), запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами; внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченных банк и др.

В настоящее время основной валютой, в которой осуществляется около 80% всех международных расчетов, выступает доллар США, фактически сохранивший статус резервной валюты. В этом же качестве используются марка ФРГ и японская иена.

Валютные резервы определяют также положение страны в рейтинге международной валютной ликвидности (МВЛ) - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами, необходимыми для ее нормального функционирования. МВЛ характеризует состояние внешней платежеспособности отдельных стран или регионов (например, России и нефтедобывающих стран). Основу внешней ликвидности образуют золотовалютные резервы государства.

Структура МВЛ включает в себя следующие компоненты:

· официальные валютные резервы стран;

· официальные золотые резервы;

· резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ);

· счета в СДР и ЭКЮ.

Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, так как он не учитывает все предстоящие платежи, в частности, по услугам, некоммерческим, а также финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов.

Международная ликвидность выполняет три функции, являясь средством образования ликвидных резервов, средством международных платежей (в основном для покрытия дефицита платежного баланса) и средством валютной интервенции.

Основную часть МВЛ составляют официальное золотовалютные резервы, т.е. запасы золота и иностранной валюты центрального банка и финансовых органов страны.

К золотовалютным резервам относятся запасы золота в стандартных слитках, а также высоколиквидные иностранные активы в свободно конвертируемой валюте (валютные резервы). Кроме того, в золотовалютные резервы могут быть включены драгоценные металлы (платина и серебро).

Высоколиквидные средства должны быть размещены в высоконадежных учреждениях с минимальным риском, т.е. в учреждениях, причисленных, согласно международным классификациям, к учреждениям высшей категории надежности.

Особое место в международной валютной ликвидности занимает золото. Оно используется как чрезвычайное средство покрытия международных обязательств путем продажи на рынке за необходимую иностранную валюту или передачи кредитору в качестве залога при получении иностранных займов. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к повышению валютного компонента в общей структуре международных ликвидных активов, при этом золото продолжает учитываться по фиксированной цене в 35 СДР за тройскую унцию, что значительно ниже рыночной цены.

При определении деноминации резервов центральные банки руководствуются следующим правилом: необходимо размещать валютные ресурсы в валюту, являющуюся резервной по отношению к национальной. Так, немецкая марка считается резервной единицей по отношению к другим европейским валютам, поэтому страны Европы отдают предпочтение в выборе резервной валюты немецкой марке. Германия, соответственно, выбирает в качестве резервных денег доллар США. Со своей стороны, США рассматривают в качестве денег более высокого порядка золото, поэтому валютная часть резервов США меньше золотой.

Ликвидные позиции страны-должника характеризуются следующим показателем:

золотовалютные резервы страны/долг.

Собственные резервы образуют безусловную ликвидность. Ею центральные банки распоряжаются без ограничений. Заемные же ресурсы составляют условную ликвидность. К их числу относятся кредиты иностранных центральных и частных банков, а также МВФ. Использование заемных ресурсов связано с выполнением определенных требований кредитора.

3.3 Политика управления валютными резервами в кратко- и среднесрочном периоде и ее эффект

Важную роль в развитии международных экономических отношений Молдовы играет финансовое регулирование внешнеэкономических связей через формирование и использование валютных резервов. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности основная масса валютных поступлений находится в собственности предприятий. Однако для участия государства в международных отношениях и для укрепления национальной валюты создаются валютные резервы.

Поскольку в Молдове еще недостаточно отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между производителями и другими субъектами хозяйствования, основанный на валютном курсе, такое перераспределение осуществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной выручки одних предприятий и организаций другим. При этом формирует валютный резерв.

Все предприятия, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров, работ услуг в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валютном рынке в обязательном порядке продают часть ее по установленным нормативам.

Из обязательно продаваемой валютной выручки в первую очередь формируются централизованные фонды. Валютный резерв Нацбанка РМ - резерв в масштабе всей страны.

Валютный резерв Нацбанка РМ формируется за счет того, что предприятия и организации продают валюту по курсу лея, конвертируемому Нацбанка на основе спроса и предложения на валютном рынке на момент поступления валютной выручки. Часть резерва идет на поддержание курса лея на внутреннем валютном рынке. Другая часть резерва продается Министерству финансов Молдовы. Она идет на формирование резерва, необходимого для удовлетворения государственных нужд, таких как: обеспечение платежей по обслуживанию внешнего долга; для осуществления безусловных валютных платежей, т.е. на оплату централизованных импортных закупок предметов первой необходимости населению (продовольствия, медикаментов и других товаров), а также для других государственных нужд.

После продажи валютных средств предприятий в Валютный резерв по установленному нормативу, в обязательном порядке предприятия продают валюту на внутреннем валютном рынке другим предприятиям и организациям, не имеющим валютных доходов от предпринимательской деятельности, и местным органам власти по курсу, согласованному с уполномоченными банками.

Все предприятия несут ответственность за своевременную, полную продажу валютных средств и соблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках, финансовый контроль осуществляется со стороны уполномоченных банковских органов, таможенного и валютного контроля.

Если допускаются нарушения порядка зачисления валютных сумм на транзитные валютные счета, то государственная налоговая инспекция взимают штраф, но это не освобождает предприятие от обязательной продажи валюты. Суммы штрафа направляются в Государственный бюджет.

На сегодняшний день банковская система Молдовы далека от совершенства, с чем связаны значительные трудности в управлении валютным резервом. Для решения этой проблемы необходимо совершенствование банковской сферы с тем, чтобы банки активнее принимали участие в развитии экономики страны, чтобы они способствовали развитию предпринимательства в Республике Молдова, чтобы их операции не были только для собственного обогащения, но и наряду с этим, способствовали развитию государства.

Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.

Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в Молдове. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.

Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответствующими стимулами.

- Второе направление совершенствования банковской деятельности, имеющее перспективный характер, - расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

- Повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения и платежа путем снижения уровня инфляции и установления относительно стабильного валютного курса.

Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в молдавской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требуется их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.

- Укрепление номинального курса национальной денежной единицы стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота -- для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.

- Увеличение денежного предложения, проявляющееся в росте монетизации ВВП и росте денежного мультипликатора.

В условиях увеличения денежного предложения должны ужесточаться меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения.

Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики.

Повышение меры ответственности Нацбанка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.

- Либерализация валютного регулирования.

Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в Молдове. Усиливаются процессы перелива капитала, рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно постепенная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить относительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений.

- Укрепление доверия к банковской системе страны, выражающееся в обеспечении ее ликвидности и расширении ресурсной базы.

Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали бы базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки будет способствовать рост реальных доходов населения.

В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию.

Достигать названные цели предусматривается через:

- либерализацию внутренних валютных рынков, повышение их ликвидности, сближение норм и правил, регулирующих текущие и капитальные операции в соответствии с международными стандартами;

- совершенствование механизма платежно-расчетных отношений, в том числе за счет расширения использования национальных валют;

- сближение политики валютного курса, создание в перспективе механизма согласования действий по сглаживанию резких взаимных колебаний курсов национальных денежных единиц;

- выбор и согласование оптимальных режимов валютного курса, включая установление пределов взаимных колебаний обменных курсов;

- формирование в перспективе международных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования валютной политики государств, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций;

- создание коллективных механизмов валютной поддержки стран, испытывающих острый дефицит платежного баланса, способный оказать негативное воздействие на динамику курсов их национальных валют и макроэкономическую сбалансированность в целом.

Денежная и валютная политика, как составная часть экономической политики государства, может быть определена как совокупность действий Национального банка Молдовы, предпринимаемых с целью создания благоприятных денежных условий для макроэкономической стабильности и поддержания устойчивого экономического роста. Исходя из этого цели денежной и валютной политики Национального банка Молдовы согласуются с бюджетно-налоговой и институциональной политикой Правительства, способствуя обеспечению экономического развития.

Если говорить об элементах, то необходимо способствовать внедрению лучших европейских практик, одна из которых предполагает стабильное и независимое функционирование Национального банка в области денежно-кредитной политики. Представляется, что задача НБМ - обеспечивать стабильность цен. Кроме того, должна быть прекращена порочная практика кредитования государственного бюджета за счет средств Нацбанка. Вторая составляющая - налогово-бюджетная, управление публичными финансами. Необходимо улучшить систему налогообложения, с тем чтобы уменьшить нагрузку на налогоплательщиков, упростить их отношения с бюджетом. Государство должно управлять своей собственностью более эффективно.

Во многих случаях Молдова, как и другие страны, испытывает необходимость в поддержании платежного баланса. Ресурсы, которые Молдова получает от фонда, идут непосредственно в Национальный банк, и формируют внешние резервы. Эти средства не предназначены для инвестирования в экономику страны, они используются в критических случаях для поддержания глобальной монетарной стабильности. В данном случае мы говорим только о внешних резервах, они никак не связаны с теми средствами, из которых складывается бюджет государства.

Чтобы создать валютные резервы, центральный банк закупает на рынке валюту, которая поступает в страну от экспорта. Если резко снижается экспорт и в страну поступает меньше валютных ресурсов, то импортеры в этом случае не могут закупать валюту на рынке, что приводит к возникновению шоков. У центрального банка есть возможность компенсировать эти потери за счет валютных резервов. В принципе, для этого и служат резервы - чтобы избежать резкого падения валютного курса. Если на рынке нет достаточного количества валюты, то центральный банк берет валюту из резервов и размещает ее на рынке. Таким образом, это помогает стабилизировать международную торговлю. Непосредственно в отрасли экономики эти деньги не идут. Они используются только на внешнем валютном рынке именно для того, чтобы не допустить перепадов валютного курса.

В соответствии со Стратегией экономического роста и снижения уровня бедности на 2005-2010 гг. главные цели макроэкономической политики государства на средне- и долгосрочный периоды предусматривают устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни населения. При разработке и внедрении денежной и валютной политики в рамках единой экономической политики государства Национальный банк Молдовы исходит из необходимости создания благоприятных условий для достижения намеченных целей.

Одним из данных условий является стабильность национальной валюты, предусматривающая контролируемую и прогнозируемую динамику уровня цен и отсутствие резких и непредсказуемых колебаний обменного курса национальной валюты по отношению к другим валютам.

Достижение стабильности национальной валюты будет способствовать снижению неопределенности и рисков в процессе принятия решений в области инвестиций, укреплению доверия населения к финансовой системе государства, более эффективному внедрению социальных реформ.

Общепризнанным является факт, что стабилизация динамики цен в долгосрочной перспективе приведет к росту экономического благосостояния и потенциала развития национальной экономики. Таким образом, с учетом направленности социально-экономической и внешней политики Республики Молдова на приближение уровня развития и стандартов жизни к общепринятым в развитых странах, а также с учетом приоритетного курса на интеграцию в Европейский Союз Национальный банк Молдовы устанавливает в качестве конечной цели денежной политики на обозначенный период снижение уровня инфляции и его поддержание на низком уровне, приемлемом для устойчивого экономического роста. Опыт Национального банка Молдовы демонстрирует, что для достижения и поддержания макроэкономической стабильности необходимо учитывать множество обстоятельств, в рамках которых осуществляется политика и развиваются финансовые учреждения. Данные обстоятельства, как и быстрое развитие финансового рынка, требуют от Национального банка Молдовы, помимо достижения главной цели, уделять внимание дополнительным целям и проводить анализ их важности для достижения и поддержания макроэкономической стабильности.

Исходя из вышеизложенного Национальный банк Молдовы оставляет за собой право руководствоваться в решениях по денежной и валютной политике синтетическим показателем инфляции, основанным на индексе потребительских цен и именуемым базовой инфляцией, который будет отражать изменения цен, вызванные непосредственно денежными факторами, и позволит исключить их краткосрочные колебания, причины которых не относятся к деятельности Национального банка Молдовы, как например: шоки, вызванные изменением цен на энергетические ресурсы, административные решения об изменении тарифов на услуги, сезонность цен на сельскохозяйственные продовольственные товары (овощи и фрукты) и др.

Учитывая открытый характер национальной экономики, а также ее высокую чувствительность к воздействию внешних экономических факторов, важную роль в разработке и проведении денежной и валютной политики играет обменный курс национальной валюты. Устанавливая режим свободно плавающего курса, Национальный банк Молдовы оставляет за собой право осуществлять в случае необходимости валютные интервенции в целях предотвращения чрезмерных колебаний обменного курса. В то же время денежная и валютная политика Национального банка Молдовы в 2005-2010 гг. должна осуществляться с учетом необходимости снижения уровня инфляции и стабилизации цен. Реализация задач денежной и валютной политики должна осуществляться с учетом следующих факторов:

- зависимость Республики Молдова от внешних факторов: экономической конъюнктуры на международных рынках нефтяных продуктов и энергоресурсов, макроэкономического развития стран-партнеров Республики Молдова, динамики мировых цен на продукцию, аналогичную экспортируемой из страны;

- интенсивность валютного притока от граждан, работающих за рубежом;

- показатели государственного бюджета;

- динамика развития банковского сектора;

- результаты проведения реформ в реальном секторе экономики.

Достижение главной цели денежной и валютной политики в средне- и долгосрочной перспективе станет возможным в случае продолжения последовательной реструктуризации национальной экономики. Эффективность долгосрочной денежной и валютной политики зависит также от последовательной реализации всех макроэкономических целей и соблюдения организационно-правовых норм. Кроме того, независимость Национального банка Молдовы является важным фактором для поддержания доверия, что служит предпосылкой для повышения эффективности денежной и валютной политики. Исходя из курса Республики Молдова на европейскую интеграцию основной задачей развития выступает последовательное внедрение модели экономического развития путем поэтапной гармонизации национального законодательства с европейским во всех областях, в том числе в таможенной, банковской, налоговой, юридической и социальной сферах. Таким образом, деятельность Национального банка Молдовы по снижению инфляции, поддержанию стабильности банковской системы предусматривает четкие приоритеты. В этом контексте Национальный банк Молдовы должен ориентироваться на общеевропейские стандарты при формулировании денежной и валютной политики.

Денежная и валютная политика должна быть направлена на поддержание ликвидности в банковской системе на оптимальном уровне с использованием, в зависимости от макроэкономического развития и ситуации на денежном рынке, как инструментов стерилизации ликвидной избыточности, так и инструментов вливания ликвидности. С этой целью банк должен диверсифицировать инструменты с одновременной их гармонизацией с инструментами Европейского центрального банка и помимо уже используемых инструментов (операции на открытом рынке, привлечение депозитов от банков, обязательные резервы, ломбардные преимущества, кредиты/депозиты "overnight"), выпускать сертификаты Национального банка Молдовы, которые должны способствовать более эффективной стерилизации избыточной ликвидности в банковской системе.

В управлении ликвидностью Нацбанк должен отдавать предпочтение операциям на открытом рынке по сравнению с инструментами более выраженного административного характера (норма обязательного резервирования), а также продолжит поэтапное снижение нормы обязательного резервирования с учетом макроэкономических показателей и динамики денежных агрегатов.

Валютная политика Национального банка Молдовы предусматривает и в дальнейшем свободное плавание национальной валюты и определение официального обменного валютного курса молдавского лея по отношению к доллару США на основе валютных курсов, доминирующих на валютном рынке.

В случае существенного роста доли евро в общем обороте валютного рынка Национальный банк Молдовы должен вносить изменения в методологию определения официального обменного курса молдавского лея по отношению к евро. Национальный банк Молдовы должен стремиться к плавному переходу от определения официального курса молдавского лея к евро через кросс-курс к доллару США на международном рынке к определению официального курса молдавского лея по отношению к евро, исходя из котировок коммерческих банков на внутри- и межбанковском рынках Республики Молдова.

Национальный банк Молдовы должен осуществлять валютные интервенции в случае необходимости смягчения чрезмерных колебаний валютного курса. В качестве инструментов валютной политики должны использоваться прямые покупки иностранной валюты и валютные операции своп и форвард. В данном контексте денежная и валютная политика Национального банка Молдовы должна быть направлена на установление равновесия между денежной эмиссией и относительной стабильностью национальной валюты таким образом, чтобы это не отразилось негативно на достижении главной цели. В рамках проведения валютной политики Национальный банк должен поддерживать международные валютные резервы на уровне, необходимом для покрытия не менее трех месяцев импорта, будет и в дальнейшем размещать свои валютные активы в инвестиционные инструменты, соответствующие критериям надежности и ликвидности.

Для усовершенствования законодательной базы в области валютного регулирования на территории Республики Молдова необходимо приведение валютного законодательства в соответствие с законодательством Европейского Союза.

Консолидация банковской системы имеет большое значение для обеспечения стабильного функционирования национальной экономики. В прямой зависимости от уровня капитализации банков находится их финансовая стабильность, так как величина капитала определяет способность банка амортизировать негативное влияние рисков, которым подвергается банк, и вместе с тем поддерживать платежеспособность перед вкладчиками и кредиторами. Это фактор особой важности в условиях переходной экономики, которая напрямую зависит от внешних экономических колебаний, при которой риск неплатежеспособности намного выше у банков с низким уровнем капитализации.

Необходимо предпринять усилия для снижения рисков, присущих банковским активам, в том числе для их диверсификации, создания резервов для покрытия кредитных рисков.

Правительство Молдовы планирует в этом году увеличить валютные резервы до 1,7 миллиардов долларов и будут равны как минимум 3-х месячному импорту. Хотя продолжительное повышение курса лея и растущие издержки стерилизации могут ослабить финансовое положение НБМ, правительство привержено цели дезинфляции.

Потребность в рекапитализации НБМ будет удовлетворяться правительством в соответствии с законом о Национальном банке. Предусмотрено, что он создаст систему оперативного оповещения, которую можно будет использовать для обнаружения потенциально разрушительных изменений в экономике, в частности - крупных потоков капитала.

Необходимо адекватно регулировать валютный курс. Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся:

А) валютные интервенции;

Б) дисконтная политика;

В) протекционистские меры.

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

- Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

-Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального банка;

-Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения.

Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

· Валютная блокада.

· Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты.

· Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг.

· Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Здесь надо пояснить, что кредит МВФ поступает на счет Национального банка Молдовы, который зачисляет его в валютные резервы страны. Ни на какие другие цели кредит не используется. Точнее сказать, не должен использоваться. И это требование будет выполнено без оговорок в том случае, если Национальный банк не кредитует правительство. (Сейчас МВФ попросил власти РМ внести это условие не просто в Меморандум, а зафиксировать его в Законе "О НБМ". Чтобы, как случалось раньше, и соблазна у правительства не было кредитоваться "за счет печатного станка", получая леи и обменивая их на инвалюту.)

Главное правило МВФ в этом отношении состоит в том, чтобы, во-первых, проанализировать на какой период резервы Национального банка могут покрыть импорт. Стандартным считается срок в три месяца. Эта мера необходима для того, чтобы экономика была лучше подготовлена к возможным критическим ситуациям.

В форс-мажорный ситуациях (например, тот или иной запрет на ввоз продуктов, производимых в Молдове, удорожание энергии) валютные резервы страны выступают в роли амортизатора, помогающего справиться с внешними шоковыми воздействиями, отражающимися, прежде всего, на стабильности курса национальной валюты.

Валютные резервы пополняется и за счет средств, предоставляемых МВФ, когда у центрального банка страны недостаточно внутренних источников для его формирования. Достаточный объем резервов считается своеобразным залогом финансовой состоятельности страны. Этот фактор очень важен для ее кредиторов, торговых партнеров, инвесторов. Причем не только внешних, но и внутренних.

МВФ финансирует исключительно НБМ на цели пополнения валютных резервов. В Молдове, конечно же, есть и другие важные направления для внешнего финансирования, но это не наш профиль. МВФ не направляет средства на финансирование хозяйственных проектов, его кредиты не могут использоваться для прямой поддержки бюджета страны.

Если говорить о приоритетах, то деньги от МВФ для Молдовы не самое важное. Важнее его свидетельство о том, что власти в Молдове действуют "по правилам". Оценка очередной миссии МВФ - это как аудиторское заключение. Если оно существует и оно положительно - это сигнал для других международных кредиторов. В первую очередь, для Всемирного банка, ЕБРР, других подобных учреждений, стран-доноров, а также для серьезных иностранных инвесторов. И для частных рейтинговых агентств наличие у определенной страны успешно реализуемой программы с МВФ является далеко не последним доводом для присвоения более высокой рейтинговой оценки. А эти оценки несомненно влияют на выбор, поведение потенциальных и даже уже действующих в стране частных инвесторов. Для местных коммерческих банков эти оценки определяют цену заимствуемых за рубежом средств.

Таким образом, подводя итоги раздела 3, можно сказать, что наращивание валютного резерва для Молдовы - процесс необходимый, но не следует слишком укреплять национальную валюту, потому что в этом случае сильно растут цены, которые обратно не снижаются, а может наступить момент, когда население просто не в силах будет выплачивать требуемые суммы. Наверное, следует укрепить банковскую систему, совершенствовать законодательство, совершенствовать платежную и налоговую дисциплину, производство и т.п. с тем, чтобы валютные резервы могли использоваться не на покрытие убытков и разности в платежном балансе страны, а для осуществления программ продвижения экспорта, укрепления экономики страны в целом.

Безусловно, проще всего каждый раз кивать на какие-то погодные катаклизмы и политические ошибки третьих стран, однако Молдове необходимо выстраивать собственную экономику, а не по-детски отнекиваться «он первый начал».

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Валютные резервы, запасы иностранной валюты и золота, которыми располагают правительственные органы или центральные банки той или иной страны для платежей по международным расчётам, связанным с внешней торговлей, инвестициями и др. операциями. Золото, как мировые деньги, играет роль основных валютный резервов, поскольку оно свободно может быть превращено в любую иностранную валюту, в которой должны быть произведены платежи. Однако прямые платежи золотом, как правило, не производятся, так как расчёты между контрагентами по международным сделкам обычно предусматриваются в какой-либо национальной валюте. Иностранная валюта, включаемая в состав официальные валютные резервы страны, представляет собой в основном принадлежащие центральному банку, казначейству и др. государственным органам свободные остатки на счетах в иностранных банках и в небольшой части иностранные банкноты и монеты. К общим валютным резервам страны причисляются, кроме того, средства в иностранных валютах, принадлежащие коммерческим банкам, осуществляющим международные расчёты.

2. Международный валютный фонд (МВФ), публикующий статистические данные о Валютных резервах стран -- членов Фонда, включает в состав официальных валютных резервах также суммы, внесённые в капитал Фонда в золоте, поскольку в пределах свободного остатка этих сумм каждая страна имеет право автоматически требовать необходимую ей иностранную валюту. С начала 1970 МВФ включает в состав официальных резервов специальные права заимствования (СДР).

3. Валютные резервы создаются в каждой стране для покрытия временных превышений платежей над поступлениями по международным расчётам. Размеры необходимых стране валютных резервов зависят от размеров и частоты разрывов между расходом и приходом иностранной валюты. Наличие валютных резервов определяет так называемую международную ликвидность страны, то есть её способность бесперебойно производить платежи по внешним расчётам. Условно её определяют по соотношению валютных резервов с суммой импорта страны как главные статьи в международном платёжном обороте: снижение этого соотношения свидетельствует об ухудшении ликвидности и наоборот. Сопоставление общих валютных резервов всех развитых стран с суммой мирового импорта показывает, что общая международная ликвидность снижается, поскольку темп роста валютных резервов значительно отстаёт от роста мировой торговли. Однако при этом ликвидность одних стран улучшается, а других -- ухудшается, в связи с чем возникла проблема международной ликвидности.

4. Важную роль в развитии международных экономических отношений любой страны играет финансовое регулирование внешнеэкономических связей через формирование и использование централизованных валютных резервов. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности основная масса валютных поступлений находится в собственности предприятий. Однако для участия государства в международных отношениях и для укрепления национальной валюты - создаются валютные резервы.

5. Поскольку в Молдове еще недостаточно отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между производителями и другими субъектами хозяйствования, основанный на валютном курсе, такое перераспределение осуществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной выручки одних предприятий и организаций другим. При этом формируются как централизованные, так и децентрализованные валютные фонды.

6. Все предприятия Молдовы, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров, работ услуг в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валютном рынке в обязательном порядке продают часть ее по установленным нормативам.

Основываясь на передовом опыте и мировой практике, мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Валютный резерв НБМ, должен формироваться за счет того, что предприятия и организации продают валюту по курсу лея, конвертируемому НБМ на основе спроса и предложения на валютном рынке на момент поступления валютной выручки.

После продажи валютных средств предприятий в валютный резерв НБМ по установленному нормативу, в обязательном порядке предприятия продают валюту на внутреннем валютном рынке другим предприятиям и организациям, не имеющим валютных доходов от предпринимательской деятельности.

2. Все предприятия должны нести ответственность за своевременную, полную продажу валютных средств и соблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках, финансовый контроль осуществляется со стороны уполномоченных банковских органов, таможенного и валютного контроля.

3. Наращивание валютного резерва для Молдовы - процесс необходимый, но не следует слишком укреплять национальную валюту, потому что в этом случае сильно растут цены, которые обратно не снижаются, а может наступить момент, когда население просто не в силах будет выплачивать требуемые суммы.

4. Следует укрепить банковскую систему, совершенствовать законодательство, совершенствовать платежную и налоговую дисциплину, производство и т.п. с тем, чтобы валютные резервы могли использоваться не на покрытие убытков и разности в платежном балансе страны, а для осуществления программ продвижения экспорта, укрепления экономики страны в целом.

5. Безусловно, проще всего каждый раз кивать на какие-то погодные катаклизмы и политические ошибки третьих стран, однако Молдове необходимо выстраивать собственную экономику, а не по-детски отнекиваться «он первый начал». Однако Молдове просто необходимо вести самостоятельную валютную политику, выгодную стране и ее гражданам, а не поддерживать чужие деньги.

БИБЛИОГРФИЯ

I Нормативные акты

1. Закон о государственном бюджете на 2008 год № 254-XVI от 23 ноября 2007 года// Monitorul Oficial al Republicii Moldova. - Nr. 192-193- - 13 декабря 2007 года.

2. О Национальном банке Молдовы. Закон Республики Молдова. N 548-XIII от 21 июля 1995 года. // Monitorul Oficial. - N 56-57. 12 октября 1995 года.

3. О финансовых учреждениях. #G1#G0Закон Республики Молдова N 550-XIII от 21 июля 1995 года. //Monitorul Oficial. - N 1. - 1 января 1995 года.

4. Об основах внешнеэкономической деятельности в Республике Молдова. Закон Республики Молдова. N 849-XII от 3 января 1992 г. // Монитор Парламента Республики Молдова. - 1992 г. - № 1.

5. Об утверждении Стратегии развития национальной платежной системы Республики Молдова. Решение Административного Совета Национального банка Молдовы N 328 от 19 декабря 2002 года. // Monitorul Oficial. - N 178-181. - 27 декабря 2002 года.

6. Регламент по валютному регулированию на территории Республики Молдова. Утвержден Решением Административного совета Национального банка Молдовы, протокол N 2 от 13 января 1994 года.// Monitorul Oficial. - N 54-55. - 18 июня 1998 года.

7. Инструкция о контроле за платежами по импорту товаров, услуг (утвержденной Решением Административного совета Национального банка Молдовы № 136 от 22.05.1998 г., Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1998 г., № 66-68, ст.168, с последующими изменениями и дополнениями), разработанными во исполнение требований Постановления Правительства Республики Молдова № 1009 от 27.09.2001 г. “О предотгрузочной инспекции импортируемых товаров” и Соглашения о предоставлении услуг по предотгрузочной инспекции импортируемых товаров, заключенного 25.10.2001 г. между Правительством Республики Молдова и SGS Societe Generale de Surveillance SA (Швейцария)#S. отменены Решением АСНБМ №270 от 07.11.2002 г. // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2001 г. - № 66-68, ст.168.

8. Порядок N 10018-21 организации расчетов и платежей в замкнутых валютах. Утвержден Решением Административного Совета Национального банка Молдовы. // Протокол N 17 от 5 апреля 1994 г.

9. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Закон Республики Молдова. N 1031-XIV от 8 июня 2000 года. // Monitorul Oficial. N 119-120. - 21 сентября 2000 года. 

10. О некоторых аспектах осуществления расчетов по сделкам по экспорту/импорту, заключенным на Универсальной Товарной Бирже Молдовы. Постановление Административного Совета Национального банка Молдовы N 46 от 27 февраля 2003 года. // Monitorul Oficial. - N 30-34. - 4 марта 2003 года.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.