РУБРИКИ

Страхование банковских вкладов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Страхование банковских вкладов

p align="left">Деятельность ФКСД нацелена в первую очередь на предотвращение банкротств банков, поскольку при этом вкладчики фактически не несут потерь независимо от размера и типа их вкладов. Контроль за деятельностью ФКСД осуществляет конгресс и федеральное правительство.

ФКСД осуществляет надзор за банками, привлекающими вклады и являющимися

ее участниками, в целях обеспечения их надежности, устойчивости и соблюдения ими законодательства. При совершении банком незаконных или чрезмерно рискованных

операций ФКСД вправе исключить его из системы защиты интересов вкладчиков, что влечет за собой отзыв у него лицензии и последующее закрытие.

Проведение ликвидационных мероприятий в банках - участниках ФКСД, лишенных права на привлечение вкладов, также возложено на ФКСД.

С недавнего времени ФКСД стала практиковать систему мер финансового и юридического характера по защите интересов вкладчиков. Эта система получила название операции по покупке и принятию на себя обязательств. Подобного рода операции ФКСД сокращают расходы государства на цели поддержания финансовой устойчивости самой корпорации.

Можно сказать, что американской системой страхования

вкладов накоплен значительный как положительный, так и отрицательный

опыт развития и становления системы страхования банковских вкладов, который целесообразно учитывать в развитии отечественной системы страхования вкладов.

2. 2. Система страхования вкладов в Германии

Кредитная система Германии состоит из центрального банка страны - Немецкого федерального банка, коммерческих или кредитных банков, а также специализированных кредитных институтов44 Деньги, кредит, байки: Под редакцией Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2003. - С. 420.. Немецкая кредитная система - высокоразвитая, отличающаяся разнообразием кредитных институтов и эффективностью их функционирования.

Аккумуляция сбережений населения, как источник их ресурсов, играет важную роль и пользуется поддержкой со стороны государства, так как высокая склонность к сбережению является в этой стране частью национального менталитета.

Проблема защиты интересов вкладчиков возникла в Германии в период мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, который был в этой стране таким же острым, как и в США.

В настоящее время в Германии, как и во многих других странах, действует

принцип двойного надзора за банками: со стороны специального государственного органа - Федерального ведомства контроля над кредитным делом и со стороны центрального банка страны - Бундесбанка.

Саморегулирование кредитной системы представлено предпринимательскими союзами и тремя группами универсальных банков. Особенную роль играет Федеральный союз германских банков. Подобные союзы также созданы группой сберегательных банков и группой кооперативных банков. Государственные органы надзора осуществляют тесное сотрудничество с этими союзами.

Наряду со специальным органом надзора за банковской сферой в Германии действуют специальные органы страхования вкладов. Сначала страхование вкладов практиковалось сберегательными и кооперативными учреждениями и лишь на более позднем этапе оно было распространено на другие банки, которые работают со вкладами.

В Германии действует система государственного страхования вкладов, представленная Государственным фондом страхования вкладов. Этот фонд отличается от частных фондов страхования вкладов числом банков-участников и размерами выплачиваемых вкладчикам возмещений.

В случае банкротства банка размер выплат из средств Государственного фонда страхования вкладов составляет 90% объема вклада, не превышающего 20 000 евро. Таким образом, если размер вклада оценивается в 1000 евро, то вкладчик получит 900 евро, а если 30 000 евро, то - 20 000 евро. Вклады в немецких государственных банках - так называемых Ландесбанках55 Ландесбанки - немецкие региональные (земельные) банки, являющиеся центральным банками для

местных сберегательных институтов. и Шпаркассен - гарантированы государством к возмещению на 100%.

Созданная в Германии в 1978 году система страхования вкладов с тех пор не подвергалась

существенным изменениям.

Характерной особенностью германской системы защиты вкладчиков, отличающей ее от большинства других стран, является разветвленная сеть системы страхования вкладов, в которую входят Фонд страхования депозитов частных банков, Фонд

страхования депозитов сберегательных касс и Страховой фонд кооперативных банков.

Эти страховые фонды характеризуются следующим образом:

- страхование вкладов охватывает банки и их филиалы, действующие на территории Германии и стран ЕС;

- страховые фонды формируются за счет взносов банков-участников;

- страхованию подлежат вклады в любой валюте;

- никто не имеет права вмешиваться в деятельность фондов страхования вкладчиков;

- системный банковский кризис не рассматривается в качестве

страхового случая.

Страхуются практически все виды вкладов за некоторым исключением. Например, страхованию не подлежат обязательства банка в отношении своих руководителей и учредителей, являющихся физическими лицами, и требования к банку членов его наблюдательного совета.

В Германии действует смешанная система аккумуляции средств банков, предусматривающая небольшие по объему страховые взносы. Основная ставка взносов составляет 0,03% в год от суммы вкладов. До определенной суммы страхуются в полной мере все вклады. Это относится к любым видам вкладов - как текущим, так и сберегательным. Каждому вкладчику гарантируется возврат вклада в полном объеме, если он не превышает 30% от величины собственного капитала банка.

Банк может быть исключен из числа участников Фонда страхования

вкладов в случае нарушения банком его устава, несвоевременного и

неполного перечисления банком сумм взносов и т.д. Исключение банка из фонда ведет к его автоматическому исключению из Федерального союза немецких банков и наоборот.

Действующий в Германии Фонд страхования депозитов сберегательных касс является дополнительным механизмом защиты интересов вкладчиков. Особый статус сберегательных касс как организаций, находящихся на государственном обеспечении,является надежной гарантией.

Другим элементом защиты сберкасс являются страховые резервы Ландесбанков, создаваемые в объеме 1% от суммарных небанковских вкладов. Для их формирования Ландесбанки ежегодно перечисляют указанную сумму до тех пор, пока резервы не достигнут 50% общего объема застрахованных вкладов.

Рассмотрев зарубежный опыт функционирования систем страхования вкладов можно сделать определенные выводы.

На выбор конкретной модели системы страхования вкладов решающее влияние

оказывают как особенности исторического развития страны, так и специфика экономических и политических проблем, которые необходимо решить при ее создании.

Создание эффективной системы страхования вкладов актуально для всех стран с переходной экономикой. Введение такого института - один из важнейших факторов предотвращения банковских кризисов.

Из всех действующих сейчас зарубежных систем страхования вкладов наиболее действенными, эффективными и отвечающими поставленным перед ними задачам, являются системы страхования вкладов в США и Германии.

Американская система страхования вкладов представляет собой старейшую и наиболее авторитетную систему страхования в мире.

В Германии же исторически сложился наиболее выраженный тип универсальных банков, которые осуществляют широкий круг операций, как депозитно-ссудных, так и инвестиционных.. Действующая в Германии система страхования вкладов подтвердила свою эффективность в периоды банковских кризисов.

2.3. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования вкладов

В современной экономике существует множество рисков, которые могут привести к наступлению страхового случая для банков и их вкладчиков. Из них особо следует выделить один - моральный риск, имеющий непосредственное отношение к системе страхования вкладов.

Моральный риск является наиболее специфичным для некоторых систем.

Под моральным риском понимается риск того, что действия по сокращению последствий рискованных или опасных действий повысят вероятность совершения таких действий. В данном случае под моральным риском подразумевается стимулирование рисковой деятельности банков или лиц, получающих возмещение в результате наступления страхового случая11 Екушов А. Система управления ресурсами банка// «Банковские технологии». - 2003 г., №9, с. 60 - 73.. Такое поведение может быть, когда у вкладчиков существует уверенность в полной защищенности их интересов и возврате вложенных ими средств даже в случае банкротства банка. В подобных ситуациях владельцы вкладов

фактически не заинтересованы в получении и анализе информации о финансовом состоянии банка, они не считают необходимым оценивать риски, связанные с вложением финансовых средств в банк.

Вкладчики могут выбирать банки без учета их финансового положения, а что

означает, что главным критерием выбора банка будет являться только уровень процентных ставок по вкладам. В результате средства вкладчиков могут оказаться в распоряжении банков, осуществляющих высокорисковые операции.

Чтобы избежать подобных случаев в некоторых странах системы страхования вкладов специально не обеспечивают стопроцентную компенсацию вклада любому вкладчику, тем самым перекладывая часть риска даже на самого мелкого вкладчика.

Гарантированное возмещение вкладов в случае банкротства банка позволяет лицам,

контролирующим его деятельность, реализовывать более рискованную стратегию по сравнению с той, которую они проводили бы в случае отсутствия системы страхования вкладов22 Страхование депозитов//Справочник Банка Англии. Серия «Снравочники о деятельности

центральных банков». Прайс Л., Лэттер Т. - №9, 2004 г. - С. 16..

Уменьшению морального риска системы страхования вкладов может способствовать наличие четкой, законодательно оформленной базы, позволяющей вкладчику банка иметь представление о механизме ее функционирования. При этом органы банковского надзора должны иметь определенный набор предупредительных и принудительных мер по решению возникших у банков финансовых проблем. Также, если

указанные меры не принесли должного результата, то органы банковского надзора должны быть наделены полномочиями, чтобы закрыть или санировать обанкротившиеся банки.

Моральный риск может быть уменьшен при помощи установления жестких требований к банкам. Прежде всего, стандартов корпоративного управления, управления рисками отдельными банками. Эти требования будут наиболее эффективны, если они применяются согласованно.

Угроза морального риска может быть также уменьшена в результате соблюдения рыночной дисциплины акционерами, а также крупнейшими кредиторами и владельцами крупных вкладов, которые несут риск потери своих средств в случае ухудшения финансового состояния банка.

К мерам по ограничению морального риска можно отнести также публикацию информации о финансовом состоянии отдельных банков; о видах вкладов, подлежащих страхованию, об уровне покрытия; приоритетности предъявлений требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.

Задача уменьшения морального риска может быть решена при помощи банковского регулирования, регламентирующего порядок создания новых банков, требований к минимальному размеру капитала, квалификации директоров и менеджеров.

Роль системы страхования вкладов нельзя оценить однозначно, так как она может создавать стимулы как обеспечивающие стабильность кредитной системы страны, так и ослабляющие, потому что обусловливает возможности покрытия банками убытков, возникающих при проведении ими высокорисковых операций.

Можно сказать, что система страхования вкладов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать условия и заинтересованность всех участвующих сторон в укреплении кредитной системы страны.

При разработке мер по ограничению морального риска следует определить круг подлежащих страхованию вкладов, уровень покрытия, возможности совместного страхования вкладов, приоритетность предъявления требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.

Моральные риски присущи и российской системе страхования вкладов. Роль и значение морального риска в российской системе страхования вкладов пока еще несопоставимы с его ролью и значением в зарубежных странах. Это связано, прежде всего, с тем, что при разработке системы страхования вкладов в России проблеме морального риска не уделялось должного внимания, что может впоследствии сказаться на эффективности дальнейшего функционирования системы страхования вкладов33 Страхование (гарантирование) вкладов и особенности надзора за деятельностью банков, являющихся

участниками системы страхования//НИИ ЦБ РФ. - М., 2003. - С. 73..

В целях повышения эффективности системы страхования вкладов все банки -участники должны находиться в сфере постоянного и действенного надзора со стороны государственных органов. Страхование вкладов не может быть результативным без

тщательного банковского надзора.

Надзор за деятельностью банков осуществляется в целях обеспечения их надежности и устойчивости. Он заключается в контроле за выполнением банками требований, предусмотренных банковским законодательством. Указанные требования формируют рамки поведения банков, способствующие поддержанию стабильности банковской системы.

Основными целями банковского надзора в комплексе мер по защите интересов вкладчиков являются:

- защита вкладчиков от высокорисковой банковской политики;

- поддержание стабильности банковского сектора при помощи предотвращения системных банковских кризисов;

- защита фонда страхования вкладов от неэффективного

управления его средствами44 Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело, 2007 г., с. 58..

Банковский надзор включает в себя дистанционный, или документарный, надзор за банками, осуществляемый на основе банковской отчетности, и инспектирование, представляющее собой проверки банков на местах. В зависимости от исторически

сложившихся особенностей кредитных систем различных стран, виды надзора используются везде неодинаково.

В некоторых странах, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор, в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния конкретного банка по результатам инспекционных проверок55 Тосунян Г.А. Интервью. Федотова И. Надо ли банкам раздеваться догола // Российская газета. 11.06.2004..

Практика надзора в зарубежных странах отличается разнообразием как форм его организации, так и органов надзора. Как правило, банковский надзор осуществляют центральные банки (Бразилия, Греция, Индия, Испания, Португалия, Россия). Но имеются и отклонения от этой практики. В отдельных странах (Германия, Финляндия, Япония)

существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк делит полномочия по надзору с другими государственными органами, например, министерством финансов.

Довольно часто надзор за банками относится к компетенции только министерства

финансов (Австрия, Канада, Норвегия) или специально созданных надзорных органов (Бельгия, Швеция)66 Там же..

Иногда наряду с традиционными государственными органами надзора (центральным банком или министерством финансов) он также осуществляется органом страхования вкладов (США).

В большинстве стран органы страхования вкладов не выполняют функций надзора, но они тесно сотрудничают с центральными банками или другими специально созданными надзорными структурами.

Во Франции функции надзора за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию - государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно взаимодействующий с ним.

Государственные органы банковского надзора осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с внешним и внутренним аудитом (Великобритания, Нидерланды, Франция), что значительно облегчает и ускоряет процедуру надзора.

В Германии государственный орган страхования вкладов тесно

взаимодействует с аудиторским объединением, осуществляющим

проверки банков на предмет рискованности проводимых ими операций77 Устав Фонда страхования вкладов Федерального союза германских банков. - М.: ЦБ РФ. - 2001. Пер. с

нем.: Statut des Einlagensicherungsfonds. - С. 35..

В условиях стабильной кредитной системы к кредитным институтам предъявляются обычные требования, установленные органами банковского надзора. При выявлении у банков различных признаков финансовой неустойчивости органы банковского надзора осуществляют их принудительную санацию.

Целью подобных мер является кардинальное улучшение ситуации в проблемном

банке еще до того, как она станет необратимой, что повлечет за собой выплату вкладчикам возмещения из фонда страхования вкладов.

Часто вкладчики и кредиторы банка не располагают информацией относительно финансового положения банка и, в результате его банкротства, теряют вложенные средства. Только полное раскрытие информации о рисках банков дает возможность иметь представление о реальном финансовом состоянии банка.

Раскрытие информации должно сделать операции банков не только прозрачными, но и повысить эффективность банковского надзора.

Орган банковского надзора должен обладать полномочиями по применению к проблемному банку принудительных мер воздействия. Они могут предусматривать и реструктуризацию банка.

Таким образом, можно сказать, что для обеспечения надежной защиты интересов вкладчиков недостаточно наличия лишь системы страхования вкладов. Она должна быть дополнена эффективным надзором за банками со стороны государства. Различные

формы риска, которым подвержены банки, в случае отсутствия надлежащего надзора, могут привести к системным банковским кризисам и ситуации, при которой средств фонда страхования будет недостаточно для осуществления выплат вкладчикам в размере, предусмотренном законодательством.

Глава 3. Основные направления развития системы страхования вкладов в России

3.1. Современное состояние системы страхования вкладов в России

Цели создания системы страхования в России, ее основные принципы, подходы к допуску банков, порядок и условия выплаты возмещения по вкладам, статус и основные направления деятельности Агентства но страхованию вкладов нашли отражение в законодательных документах и нормативных актах Банка России.

Основой российской законодательной базы системы страхования вкладов является закон, утвержденный Федеральным Собранием осенью 2003 года Федеральный закон №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», определяющий основные механизмы создания, финансирования и управления системой

страхования вкладов.

В соответствии с действующим законодательством создаваемая в России система страхования вкладов распространяется на вклады физических лиц и лишь те из них, которые предусмотрены законом. Так, страхованию не подлежат вклады физических лиц:

- открытые в связи с предпринимательской деятельностью;

- переданные в доверительное управление;

- па предъявителя;

- размещенные в зарубежных филиалах российских банков.

Законодательством зарубежных стран обычно предусматривается страхование только вкладов в национальной валюте. В России при разработке Закона была учтена национальная специфика, а именно склонность населения к хранению значительной части сбережений в иностранной валюте. Поэтому система страхования была распространена как на рублевые, так и на валютные вклады.

В Законе нашел отражение порядок расчета возмещения но вкладам в иностранной

валюте: сумма возмещения рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.

Состояние банковского сектора Российской Федерации после вступления в силу Закона характеризуется в целом положительной динамикой, общим экономическим ростом, стабильностью национальной валюты, ростом доходов и восстановлением доверия населения к банкам.

Улучшаются структура и качество активов. Кредиты, выданные реальному сектору экономики, составляют основную часть активов российских банков. Причем постоянно увеличивается доля кредитов нефинансовому сектору.

Но кредиты предприятиям и организациям идут в основном не на финансирование капитальных вложений, а на пополнение их оборотных средств. Кроме того, займы предприятиям реального сектора по-прежнему относятся к очень рискованным вложениям.

В стране отсутствуют четкие процедуры возврата средств заемщиками по заключенным кредитным договорам. Сравнительно малая доля средне- и долгосрочных кредитов вызвана дефицитом долгосрочной ресурсной базы у банков и все еще высоким уровнем кредитных рисков в реальном секторе экономики.

В последние годы зависимость банковского сектора от вкладов населения заметно возросла. Главным источником роста ресурсной базы банковской системы являются вклады населения. В банки начал вкладывать деньги средний класс, причем преобладают валютные вклады. Такая ситуация объясняется тем, что те деньги, которые раньше просто лежали у населения «под матрасом», теперь постепенно вкладываются в банки. Это отражает валютную структуру средств, находящихся на руках у населения, то есть доллару по-прежнему верят больше111 Обзор рынка вкладов граждан за 9 месяцев2004 года. с.1. / Сайт Государственной корпорации «Агентства по страхованию вкладов» в сети Интернет Chttp:// (www.asv.org.ru)..

В июле 2004 года депутаты Госдумы приняли закон «О выплатах Банках России по вкладам физических лиц в признанных банкротами в банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках РФ». Этот закон уже сыграл свою роль в стабилизации экономики и налаживании доверия граждан.

Целями Федерального закона являются установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в призванных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, и укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации22 ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц, не участвующих в системе обязательного

страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Деньги и кредит - 2004, №8, с.11..

Согласно этому документу, государство обещает вернуть деньги вкладчикам разорившихся банков. Банк России будет гарантировать сумму вклада, не превышающую 100 тыс. рублей клиентам только тех кредитных организаций, которые не участвуют в системе обязательного страхования вкладов.

Для того, чтобы система страхования вкладов в полной мере отражала ситуацию в банковской сфере, она должна обладать достаточными ресурсами, позволяющими производить возмещения и покрывать свои расходы. При создании системы страхования вкладов ключевыми параметрами, влияющими на возможность своевременного возмещения вкладов, являются размер резерва и величина взносов в систему.

Основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение.

В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения33 Турбанов А.В. Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития// Деньги и кредит, 2005 г, №9, с.5-6.. В России при принятии Закона «О страховании вкладов» размер страховой выплаты составлял 1,34 доли ВВП на душу населения. В связи с этим можно сказать, что национальная система защиты вкладов соответствовала наилучшей мировой практике.

Таким образом, можно сказать, что система страхования вкладов в нашей стране на данном этапе продолжает активно развиваться, но о полном завершении ее становления говорить пока рано. Формирование системы страхования вкладов должно закрепить положительную тенденцию роста вкладов населения, работая на рост прибыли банков за счет увеличения ресурсной базы и сроков размещения привлеченных ресурсов. Необходимо осуществить меры, позволяющие и заинтересовать население в размещении средств на длительный период с получением дохода, превышающего уровень ожидаемой инфляции, и предусматривающие компенсацию при досрочном изъятии средств и связанные с этим непредвиденные расходы банка.

3.2. Способы построения системы страхования вкладов в России.

Необходимость системы страхования вкладов населения обсуждаласьеще на первых этапах перехода к рыночным отношениям. С учетом западного опыта в этой области в 1994 году был разработан специалистами банковского дела и передан в Государственную Думу первый вариант закона.

Пройдя все стадии обсуждения, в ноябре 1995 года он был принят Государственной Думой как Закон «Об обязательном страховании вкладов граждан». Но последующие процедуры принятия его Советом Федерации и Президентом страны он не прошел и был возвращен на доработку.

Что касается стран с переходной экономикой и недостаточно устойчивой банковской системой, страховые системы являются более надежными. Поэтому для России наиболее подходит именно страховая система.

Такой подход реализован в последнем варианте Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», утвержденном в конце 2003 года. При его подготовке был использован опыт других стран, а также учтена специфика российских условий.

Введение закона о страховании вкладов имеет очень важное значение для России по следующим причинам.

1. Несмотря на улучшение обстановки как в экономике, так и в

банковском секторе, это еще не свидетельствует об устойчивости экономического роста. Поэтому введение закона может способствовать оздоровлению банковской системы за счет реализации более строгого контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему.

2. Российские вкладчики на сегодня не имеют много альтернатив для сохранения своих сбережений. Еще недостаточно широко используется рынок ценных бумаг, а инвестиционные фонды, иногда приносящие высокие доходы, не могут обеспечить сохранение вложенных средств. Введение закона о страховании вкладов создаст полную уверенность частных клиентов банков в сохранности своих средств.

3. Повышение доверия к банкам обеспечит дополнительный приток свободных денежных средств частных вкладчиков.

4. Через систему страхования депозитов можно решать и другие проблемы регулирования и стимулирования развития банковского дела.

Принятый Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» по многим положениям превосходит все предшествующие варианты проектов. К примеру, в нем предусмотрено более высокое страховое возмещение, равное 100 тыс. рублей, выплаты производятся по всем банкам-банкротам, что создает возможность распределять вклады по разным банкам в пределах застрахованных сумм возмещения.

По этим параметрам закон можно охарактеризовать как социально ориентированный.

В отношении банков, выступающих в роли страхователей, страховые взносы установлены на едином уровне - в размере 0,15% от расчетной базы, в состав которой входят суммы остатков средств на страхуемых счетах физических лиц.

Внедряемая в России страховая система является обязательной, а значит банки, имеющие лицензию от Центрального Банка, либо должны принять в ней участие, либо лишиться этой лицензии и практики работы с населением.

Кроме того, предполагается, что банки, которые собираются войти в страховую систему, должны пройти отбор по определенным критериям, по которым можно судить об их финансовой устойчивости и надежности.

Особое значение в системе страхования вкладов имеет организация движения денежных средств, от эффективности которой зависит функционирование самой системы.

Основное назначение страховой системы состоит в обеспечении своевременных выплат вкладчикам обанкротившихся банков. В этом случае не будет паники среди вкладчиков, повысится доверие к банкам, так как страховая система обеспечивает выплату заранее известной суммы вклада.

Для реализации поставленной задачи Агентство, выполняющее функции страхового фонда, должно заботиться о постоянном наличии денежных средств в фонде.

Банковские кризисы, во время которых могут происходить массовые выплаты вкладчикам, случаются не часто. Поэтому в периоды стабильной работы банковской системы финансовые ресурсы страхового фонда оказываются свободными и могут быть использованы для эффективного их вложения в доходные инструменты рынка. Они должны иметь достаточную степень надежности, что проявляется в реализации принципов возвратности, прибыльности и ликвидности инвестируемых ресурсов. Такими инструментами могут быть государственные ценные бумаги, выпускаемые на федеральном уровне, ценные бумаги высоконадежных российских эмитентов, паи инвестиционных фондов, размещающих свои средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции других иностранных эмитентов.

Таким образом организуются потоки денежных средств, обеспечивающие постоянный приток денежных средств в страховой фонд, его сохранность и прирост от эффективного вложения, а также служащие основой для осуществления страховых выплат.

Оценивая принятый закон о страховании вкладов, отвечающий требованиям современной обстановки в России, О.А.Тихонова предлагает походы, которые будут

способствовать совершенствованию страховой системы. В частности, единообразная основа определения страховых взносов не содержит каких-либо стимулов, которые могли бы способствовать улучшению банковского менеджмента11 Тихонова О.А. «Системы страхования вкладов: перспективы совершенствования в Российской Федерации», М., Дело, 2005 г., с. 73., а также введение повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от размера вклада.

Одной из основных проблем, которые необходимо решить при формировании системы страхования вкладов -- это установление взаимосвязи между размером страховых взносов, уплачиваемых банками, и степенью риска их деятельности. В принятом законе рискованность банковской деятельности учитывается на этапе допуска банков в систему страхования. Но это разовое мероприятие. Показатели банка, который прошел процедуру допуска в систему страхования по результатам проведенной проверки, могут измениться.

Поэтому необходима постоянная система наблюдения за качеством банковской деятельности, построенная с учетом опыта других стран и с ориентацией на текущие потребности развития отечественной банковской системы.

Для решения этой задачи нами О.А. Тихонова предлагает введение системы дифференциации взносов банков в страховой фонд. В основу этой системы заложены два основных принципа:

-- учет рискованности деятельности банков;

-- стимулирование формирования банками длительной ресурсной базы22 Там же, с.81..

Другой проблемой современной банковской системы России является краткосрочная ресурсная база коммерческих банков, которая осложняет взаимоотношения с реальным сектором экономики, предъявляющим спрос на длительные кредиты, и создает сложности в банковском менеджменте в связи с поиском дополнительных ресурсов.

Российские коммерческие банки используют различные формы привлечения денежных средств. Основным источником их формирования выступают депозиты. Среди депозитных источников преобладающее значение имеют вклады физических лиц.

Таким образом, можно сказать, что создаваемая в России система страхования вкладов - это своеобразный синтез американской и европейских систем страхования вкладов, трансформированных с учетом особенностей российской кредитной системы и национального менталитета.

В ее основу легли три основных принципа, позаимствованных у американской и европейских систем: обязательность участия банков, накопительный порядок формирования резервов за счет взносов банков и ограничительный характер выплат

возмещения.

В то же время отдельные аспекты систем страхования вкладов, широко используемые зарубежными странами, не получили распространения в России, что обусловлено спецификой задач, стоящих перед российской системой страхования вкладов в настоящий момент.

Например, при создании системы страхования вкладов в России во внимание принимались особенности структуры российской кредитной системы, наличие кредитной организации, лидирующей на рынке сбережений физических лиц - Сбербанка России.

С учетом этого момента был адаптирован опыт США, то есть, исключен этап создания специального органа страхования вкладов сберегательных банков, который имел место в этой стране.

Отдельные элементы немецкого опыта, например, наличие независимых

фондов страхования вкладов, для российских условий также явились неприемлемыми из-за таких обстоятельств, как преобладание конкуренции взаимопомощью.

При создании системы страхования вкладов в России также в нее не были

включены вклады юридических лиц, потому что главной целью являлась защита интересов частных вкладчиков, а не юридических лиц.

В итоге можно сказать, что отечественные экономисты делают правильный шаг при создании системы страхования вкладов, ориентируясь на опыт зарубежных стран. Сейчас у нашей страны есть хорошая возможность создать стабильную и эффективную систему страхования без метода проб и ошибок, а воспользоваться уже имеющимися теорией и практикой зарубежных стран.

Заключение

Анализ зарубежного опыта функционирования и отечественной практики формирования систем страхования вкладов позволяет сделать ряд выводов и по дальнейшему совершенствованию и развитию системы страхования вкладов в Российской Федерации.

1. Разнообразие применяемых в мировой практике систем страхования депозитов, с одной стороны, дает возможность для выбора наиболее оптимального из вариантов, но с другой, - осложняет такой выбор. В России вопрос о необходимости введения системы страхования вкладов поднимался неоднократно, и был подготовлен ряд проектов.

Необходимость совершенствования системы страхования вкладов в России является необходимостью, которая:

- будет способствовать дальнейшему оздоровлению банковской системы за счет усиления контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему;

- повысит доверие клиентов за счет их уверенности в возврате своих средств;

- расширит ресурсную базу коммерческих банков и улучшит её структуру, что обеспечит и соответствующий рост банковских активов, и расширение банковской деятельности в целом;

- через систему страхования депозитов можно решать ряд проблем регулирования банковской деятельности.

2. Любая страховая система может успешно функционировать при правильно выбранной структуре, выполняющей функции страхового фонда.

Для условий России при создании системы страхования вкладов необходимо:

- обеспечить ведущую роль государства в этой системе;

- выделить структуру на роль страхового фонда в форме государственной организации;

- использовать более жесткую модель страховой системы в части участия в ней коммерческих банков и контроля за их деятельностью.

3. Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.

4. Изучив опыт построения систем страхования вкладов за рубежом показал, что с учетом национальных приоритетов и экономического потенциала в Российской Федерации была создана система страхования вкладов, при разработке которой учтен положительный опыт функционирования систем страхования вкладов в США и европейских странах.

5. В целях эффективной защиты интересов вкладчиков, укрепления доверия к кредитной системе страны в целом, снижения морального риска была разработана законодательная основа механизма страхования вкладов, предусмотренная Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

6. Особенности современного периода экономического развития России были приняты во внимание отечественными экономистами при разработке основных принципов системы страхования вкладов. Так, важнейшими Из них являются: обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории страны и привлекающих во вклады средства физических лиц; снижение рисков наступления неблагоприятных для вкладчиков последствий в случае неисполнения банками своих обязательств в результате банкротств; прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

7. Основной целью создания систем страхования вкладов является защита интересов вкладчиков-физических лиц. В дальнейшем система страхования вкладов может быть распространена и на вклады юридических лиц.

8. Наиболее развитыми и продуманными на сегодняшний день являются системы страхования вкладов в Европе, в частности, Германии, и в США. Данные виды систем страхования депозитов прошли длительный этап развития, поэтому их опыт следует учесть при построении отечественной системы страхования вкладов.

9. Важным моментом при построении системы страхования вкладов является управление рисками, наиболее распространенным среди которых является моральный риск, а также совершенствование надзора за деятельностью банков со стороны как государства, так и самих банков.

Список литературы

1. Официальные источники

1. Федеральный закон от 29.07.2004 №96-ФЗ «О выплатах Банка России но вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 20.08.2004 №106-ФЗ, от 29.12.2004 №197-ФЗ, от 20.10.2005 №132-Ф3).

2. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

3. Аникин A.B. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело. 2004 г.

4. Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело, 2002 г.

5. Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело, 2007 г.

6. Банковское дело. Под ред. О.И, Лаврушина. - М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002 г.

7. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.А. -- М.: Экономика, 2004 г.

8. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. - М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2003 г.

9. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия планирование. - М.: ИКЦ «ДИС», 2007 г.

10. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга 3. Издание дополненное, исправленное. М.: "Статут", 2002; Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу (части второй) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2005г.

11. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность коммерческого банка: Учебно- практическое пособие. -- М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2005 г.

12. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело. - М.: Объединение «ЮНИТИ». Банки и биржи, 2004 г.

13. Горбунов А.Р. Управление финансовыми потоками и организация финансовых служб предприятий, региональных администраций и банков. Издание второе, дополненное и переработанное. -- М.: Издательская фирма «Анкил». 2000 г.

14. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Учебное пособие. Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Учебно- консультационный центр ЮрИнфоР, 2004 г.

15. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Учебник для ВУЗов. Под ред. О.А. Паршиной. - М.: Учебно- консультационный центр ЮрИнфоР, 2005 г.

16. Деньги, кредит, банки.: Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2003г.

17. Денежное обращение и кредит капиталистических стран / Под ред. Красавиной Л.Н. - М., Финансы, 2002 г.

18. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. - СПб, 2003 г.

19. Иванов В.В. Анализ надежности банка: практическое пособие. -- М,: РДЛ, 2002 г.

20. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. - СПб: «Питер», 2000 г.

21. Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. - М.: Финансы и статистика, 2000 г.

22. Ларичев В.Д. Злоупотребления в сфере банковского кредитования. Методика их предупреждения. - М.: Учебно-консультационный цент «ЮрИнфоР», 2005 г.

23. Лялин Д.Ю. «Фонд обязательного страхования вкладов: правовые и организационные проблемы формирования», М., Инфра-М, 2003 г.

24. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2003 г.

25. Мирошников В.А. Формирование системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: актуальные вопросы., М., «Агентство по страхованию вкладов», Банковский конгресс, 2004 г.

26. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков./Перевод с английского Д.В. Виноградова. - М.: Аспект-Пресс, 2001 г.

27. Мурзина А. Система страхования вкладов глазами банкиров // Эксперт РА. 2006.

28. Устав Фонда страхования вкладов Федерального союза германских банков. - М.: ЦБ РФ. - 2001. Пер. с нем.: Statut des Einlagensicherungsfonds.

29. Тихонова О.А. «Системы страхования вкладов: перспективы совершенствования в Российской Федерации», М., Дело, 2005 г.

30. Организация сберегательного дела.: Под ред. Корнеевой Р.В. - М.: Финансы и статистика, 2002 г.

31. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. - М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2001 г.

32. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 2006 г.

33. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. - М.: ИНФРА - М, 2001 г. Чарльз Дж. Вульфер. Энциклопедия банковского дела и финансов. Издание на русском языке. - М.: Корпорация «Федоров», 2000 г.

34. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М.: ИНФРА - М, 2003 г.

35. Синки Джозеф Ф. Управление финансами в коммерческом банке.- М.: Catallaxy, 2004 г.

36. Справочник кризисного управляющего /Под ред. проф. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2005 г.

37. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.- М., Деньги и кредит, 2002 г.

38. Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.

39. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. -- М., Финансы и статистика, 2002 г.

40. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска / Под ред. М.И. Баканова.-М.: Финансы и статистика, 2004 г.э

41. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. -- М.: Финансы и статистика, 2001 г.

3. Статьи из периодических изданий

42. Актуальные проблемы банковской системы в 1999 году (на вопросы журнала «Деньги и кредит» отвечает Председатель Банка России В.В. Геращенко). - М., Деньги и кредит, 2006 г. № 1.

43. Вестник Банка России. 2004. № 58.

44. Воронин Д.В. Россия накануне введения системы гарантированных вкладов граждан. -- М., Банковское дело, 1997, №3.

45. Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России. - М., Деньги и кредит, 2000, № 7.

46. Гуманков К. Системный страх перед банками// «Финанс». - 12.12.2005.

47. Екушов А. Система управления ресурсами банка// «Банковские технологии». - 2003 г., №9.

48. Засловская О. Банковским вкладчикам пора разработать новую тактику.// Известия. - 2004. - № 180.

49. 3ахаров B.C. России необходима стабилизация банковской системы. -- М., Экономика и жизнь, 2004 г.

50. Иогансен И. Почем гарантии для народа. - М., Итоги, 26.11.2002, № 47.

51. Канаматов К.М. Страхование банковских депозитов и АРКО. - М., Деньги и кредит, 2005 г, № 4.

52. Кашин Ю.И. Сберегательный процесс и Сберегательный банк// «Вопросы экономики», 2004 г., №2.

53. Клевалина Е., Гришин А. Страховка от кризиса// «Московский комсомолец». - 28.03.2005.

54. Котина О.И. Системы страхования вкладов: обзор зарубежной практики // Деньги. 2005. №3.

55. Ларионова И.В. Гарантирование (страхование) вкладов граждан.//Бизнес и банки, - 2004, №42.

56. Ларионова И.В. Гарантирование (страхование) вкладов граждан// «Бизнес и банки», 05.11.2004.

57. Литук О.Н. Стратегический подход к реструктуризации коммерческих банков. - М., Деньги и кредит, 2000, № 11.

58. Медведев П.А. Банковское законодательство в условиях кризиса. -- М., Деньги и кредит, 2006, № 1.

59. Мельников А.Г. О необходимости целостной системы гарантирования вкладов и ликвидации банков. - М., Деньги и кредит, 2002, № 10.

60. Мязина Е. Два закона о главном. Гарантом вкладов и ликвидатором розничных банков станет АРКО. - М., Известия, 03.10. 2002 г.

61. Ольшанный А.И. Какой должна быть система страхования банковских вкладов в России // Банковское дело. 2003. № 4.

62. Орлова Н., Моисеев И. Страхования вкладов граждан в банках может и не быть - оно никому не нужно. А не нужно оно многим. После выборов в Четверг. - М., Финансовые Известия, 22.05.2003 г.

63. Парамонова Т.В. Проблемы развития банковской системы России. - М., Деньги и кредит, 2000, №11.

64. Пенкин. А.Ф. Партнерство государства и бизнеса в банковской сфере/ Деньги и кредит - 2004, №10.

65. Перспективы развития банковской системы России: Сборник статей / Под ред. О.И. Лаврущина.- М.: ФА, 2002 г.

66. Рустамова О. Банки на доверии. Банковская система: два года спустя. // Экономика России, XII век. 2001. №1.

67. Сергеев В. Страхование - не гарантирование! // ЭЖ-Юрист. 2004. № 5.

68. Сердинов Э.М. Слияния и поглощения в банковской индустрии США// «Вестник АРБ». - 2004. - №21.

69. Страхование депозитов//Справочник Банка Англии. Серия «Снравочники о деятельности центральных банков». Прайс Л., Лэттер Т. - №9, 2004 г.

70. Тосунян Г.А. Интервью. Федотова И. Надо ли банкам раздеваться догола // Российская газета. 11.06.2004.

71. Турбанов А.В. Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития// Деньги и кредит , 2005, №9.

72. Турбанов А.В., «Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов», «Деньги и кредит», 2004 г., №2.

73. Турбанов А.В. Системы страхования депозитов: мировая практика и тенденции развития// Финансовое право, 2004 г.

74. Фактор Г.Л. Российские банки: кризис или крах? -- М., Банковские услуги, 1998, № 11-12.

75. Ходанчик Г.Э. Страхование депозитов: зарубежный опыт и возможности его применения в России // Финансы. 2001. №11.

4. Интернет-ресурсы

76. www.asv.org.ru - Официальный сайт агентства по страхованию вкладов.

Таблица 1

Модели страхования (гарантирования) вкладов в различных странах1

Страна

Год создания

Форма собственности

Взносы банков

Взносы гос-ва

Максимальные выплаты

Австрия

1979

частная

В зависимости от
фактических страховых
выплат

нет

100%, но не более 20 000
Евро

Англия

1982

государственная

Взносы пропорционально
вкладам, но не более 0,3%
от их суммы

нет

До 2 000 фунтов
стерлингов - 100%, от
2 000 до 33 000 - 90%

Бельгия

1985

смешанная

0,2% в год от
застрахованных пассивов

нет

100%, но не более 20 000
ЕВРО

Германия

1976

государственная и частная

0,03% в год от суммы
вкладов: возможен
дополнительный взнос в
таком же объеме

нет

Вклады в госбанках - 100%,
обязательное страхование -
90%, но не более 20 000 Евро,
дополнительное
гарантирование - до 30%
собственного капитала банка

Испания

1980

смешанная

0,12% в год от суммы
застрахованных вкладов
по состоянию на конец
года

В равной
сумме с
банками

1,5 млн. песет

Канада

1967

государственная

0,1% в год от
застрахованных пассивов

нет

100%, но не более $ 60 000

Норвегия

1961

смешанная

0,15% в год от суммы всех
активов

нет

100%, но не более 235 000
Евро

Россия

2003

государственная

0,15% от объема
депозитов ежеквартально

3 млрд.
рублей

100% суммы вкладов, но
не более 100 000 рублей.

США

1933

государственная

0,08% в год от средней
суммы вкладов за год

нет, но
возможен
кредит до $3
млрд.

100%, но не более $ 100
000

Франция

1980

частная

Особая шкала в
зависимости от
фактических страховых
выплат

нет

100%, но не более 70 000
Евро

Швейцария

1984

частная

Нет: принимается
соглашение банков о
взаимном страховании

нет

100%, но не более 30 000
швейцарских франков

Япония

1971

смешанная

1/3 оплаченного капитала
плюс 0,008% в год

2/3
оплаченного
капитала

100%, но не более 10 млн.
йен, по текущим счетам -
100%

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.