РУБРИКИ

Система коммерческих банков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Система коммерческих банков

p align="left">Еще одним серьезным недостатком рассмотренных выше | методов планирования деятельности КБ является их итеративный экспертный характер. Применение экспертных оценок в процессе планирования и управления сложными динамическими системами, функционирующими в условиях неопределенностей, является нецелесообразным по ряду причин, в том числе:

- невозможностью «обучения» экспертов;

- возможностью влияния на экспертов заинтересованных лиц;

- тем, что мнения экспертов надо «оцифровывать», что является источником больших ошибок;

- неприменимостью принципа «здравого смысла» при оценке случайных явлений и т.д.

Таким образом, существующие методы планирования и управления КБ осуществляются интуитивно, что не может быть эффективным и тем более оптимальным. Например, если заменить всю группу (или хотя бы ее часть) экспертов, разработавших стратегический план развития КБ, то изменится и план, что недопустимо. Кроме того, опытных экспертов всегда мало. Для более или менее достоверной оценки какого-то будущего значения показателя КБ в соответствии с теорией малых выборок потребуется около 20 штатных экспертов, чего не может себе позволить даже крупный КБ. Поэтому многие КБ привлекают к работе по обоснованию стратегических планов развития КБ внешних экспертов, так как своих экспертов всегда мало и они перегружены внутренней работой. Какие из этого получаются планы, можно себе представить.

Для исключения недостоверного планирования и управления КБ решения руководства КБ должны приниматься не по экспертным оценкам, а по результатам математического анализа текущего и прогнозируемого состояний КБ. Такие результаты не зависят от точки зрения отдельной личности или организации. Реализация этого принципа сделает использование сомнительных экспертных оценок ненужным.

Таким образом, возникает задача разработки новых методов оптимального планирования и управления КБ, которые должны быть адаптивными, т.е. способными своевременно реагировать на все изменения рыночной конъюнктуры, полностью контролировать текущую работу КБ, просматривать перспективу принимаемых решений. Особое место и роль в указанных методах играют алгоритмы прогнозирования, без которых реализация оптимального управления КБ невозможна.

2.2 Коммерческие банки в экономике России

Рыночные реформы в России начались в январе 1992 г. Уже тогда большинство экономистов говорило о необходимости структурных реформ. Такая необходимость остается и сегодня, спустя 12 лет. С начала реформ в экономике России произошли существенные структурные изменения, сопровождающиеся чередой подъемов и спадов.

Экономические преобразования, сопровождающиеся гиперинфляцией и коллапсом производства, продолжились с некоторой стабилизацией до августовского дефолта 1998 г. Нынешний, последний четырехгодичный рост экономики привел к тому, что произошло затишье в проведении дальнейших структурных реформ. Нужно заметить, что именно сейчас, не дожидаясь очередного спада или кризиса, вызванного внутренними или внешними причинами, Россия может легко предпринять шаги, необходимые для осуществления экономических преобразований и реформ, а также для последовательной интеграции экономики России в мировую экономику. Главная проблема кризиса и августовского дефолта в начале формирования рыночных механизмов управления экономикой заключалась в том, что институты центральной плановой экономики были уничтожены, хотя практически они не были заменены рыночными. Результат был предсказуем - экономический хаос и коллапс. Создание институтов и рыночных механизмов, которые позволят осуществлять рыночные операции, - многоступенчатый и достаточно сложный процесс. На Западе они создавались в течение многих лет. Развитие же подобных институтов в России предполагало довольно быстрые темпы для того, чтобы предупредить дальнейший спад.

Предполагалось, что эти институты включат в себя контрактное законодательство, деловой кодекс, суды и адвокатуру, кредитную систему, банковские институты, рекламу, текущие фьючерсные рынки товаров, свободный обмен рабочей силы и, что более всего существенно, жизнеспособную валюту. Однако до сих пор многие из институтов рыночного управления не созданы, хотя и необходимы для фундаментальных структурных экономических реформ. Развитие же таких рыночных механизмов, как деловой кодекс и работающая судебная система, страхование, отчетность и т.д., находятся на начальной стадии. Практика развития рыночных отношений на Западе убеждает в том, что без нормального функционирования данных институтов рыночные механизмы недейственны. Таким образом, основа структурных реформ в России заключается именно в создании этих институтов.

Одним из важнейших примеров является банковская система, играющая ключевую роль в рыночной экономике. В России сегодня имеется много банков, но эти банки не выполняют функций западных банков так, как это понимается в рыночной экономике, т.е. эти банки не аккумулируют сбережения для инвестиций. Хотя российские банки принимают сбережения, они мало делают для инвестирования. Западные банки обычно делятся на коммерческие банки, обеспечивающие фирмы оборотным капиталом, и инвестиционные банки, предоставляющие долговременные займы.

Российские банки не делают ни того, ни другого. Российские банки делают очень мало для обеспечения фирм оборотным и инвестиционным капиталом, который является основным фактором развития экономики.

Банки в России, как правило, остаются учреждениями, обслуживающими компании, которые либо прямо принадлежат олигархам, либо входят в их сферы влияния. Они не являются коммерческими банками, как их понимают на Западе, т.е. учреждениями, аккумулирующими свободные денежные средства населения направляющие их в экономику. Можно сказать, что они выполняют совсем иную функцию, способствуя скорее задержке, чем ускорению экономического роста.

Российские банки, несмотря на быстрый рост показателей, продолжают оставаться одним из наименее развитых сегментов экономики. По оценкам специалистов, отношение совокупных активов кредитных организаций к ВВП до сих пор в три-четыре раза ниже, чем в среднем по развивающимся странам.

На фоне негативных новостей порадовали сообщения экспертов о том, что население понемногу начинает верить банкирам. После кризисного 1998 г., когда многие вкладчики серьезно пострадали, доверие обывателей к кредитным организациям постепенно восстанавливается. По подсчетам экспертов, доля вкладов до востребования сократилась почти на 10% вместе с 4%-ным снижением объема краткосрочных вложений. Средства с этих счетов перекочевали на долгосрочные депозиты, объем которых вырос почти в два раза. 11 Мартиросян К.Д. Банки и экономика России. //Банковские технологии, №4, 2004, с.109

Либерализация банковского сектора постоянно вызывает много споров между экспертами. Одни считают, что сейчас российские банкиры еще не готовы вплотную конкурировать с иностранцами, другие полагают, что чем дальше реформа откладывается, тем дольше никаких реальных сдвигов не произойдет. Кстати, допуск иностранного капитала в этот сектор является одним из условий вступления России в ВТО, поэтому «открывать» банки все-таки будут, вопрос только в том, как скоро.

Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской системы, которая сможет обеспечить нужды растущей экономики и развитие кредитно-денежной системы в стране.

В ходе осуществления реформы необходимо достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и Сбербанка, а также ужесточение требований банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться (по разным оценкам, приблизительно в два раза в течение ближайших пяти лет). В рамках реформы с 2004 г. должен быть осуществлен переход банков на международную отчетность, а с 2005 г. - повышены требования к достаточности и размеру их капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна будет составлять не менее 10%, а размер капитала - не менее 5 млн. евро с 2005 г. для вновь создаваемых банков, а с 2007 г. - для всех банков без исключения.

Многие проблемы российской экономики прямо или косвенно связаны с тем фактом, что государство не смогло сыграть правильную роль в рыночной экономике. На данном этапе необходимы жесткие государственные действия для предупреждения дальнейшей криминализации экономики. Очевидно, что в отсутствие государственного вмешательства преступность заполняет вакуум. Криминальные институты начинают представлять угрозу жизни, собственности, коррумпируют чиновников, суды и способствуют установлению мафиозного контроля над целыми секторами экономики. Первостепенная задача государства на данном этапе - приостановить этот процесс для того, чтобы обеспечить стабильность для бизнеса и таким образом стимулировать инвестиции и рост производства. Это потребует реформ самого правительства, жестких мер по преодолению преступности и созданию институтов, которые смогут заменить криминальные элементы, появившиеся в результате слабости правительства. Активное правительство должно взять на себя инициативы поощрения рынка, преодоления депрессии, инфляции, бегства капитала и других отрицательных последствий рыночных преобразований. Оно должно облегчить структурную перестройку промышленности с помощью активной промышленной политики. Кроме того, действия правительства должны быть направлены на преодоление экономического спада, крупнейшего в современной истории. Макроэкономическая политика должна сдвинуться с позиций стабилизации к стимулированию неинфляционного роста. Российская экономика не может стабилизироваться сама собой и восстановить свои тяжелые потери. Правительство должно помочь создать благоприятные макроэкономические условия. Государство должно также оказать содействие в создании продуктивного капитала, обеспечить здравоохранение, охрану окружающей среды, науку и социальные инвестиции. В России дело не ограничилось колоссальным усилением социального неравенства, но и вызвало фактическое уничтожение среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения, на котором держится внутренний рынок любой индустриально развитой страны. Однако здоровый и стабильный экономический рост не может ориентироваться лишь на богатое и сверхъбогатое меньшинство. И задача экономической политики государства состоит, прежде всего в том, чтобы способствовать скорейшему восстановлению и развитию такого сравнительно благополучного большинства.

Имея колоссальный человеческий капитал, в котором до сих пор сосредоточен наибольший в мире контингент ученых и инженеров, и обладая сильными научными и техническими институтами, Россия содержит в себе колоссальный потенциал технологического и экономического развития. Обеспечение нормальных условий для развития высоких технологий могло бы оживить российскую экономику и ускорить ее интеграцию в мировую экономику. Никакой другой сектор, включая энергетический, добывающий, производство оружия или тяжелая промышленность, не имеют сравнимый с сектором высоких технологий потенциал для производства, занятости, производительности, роста, инвестиций и экспорта. Учитывая вышесказанное, становится очевидным, что краеугольным камнем процесса реформирования в России являются на данный момент банковская реформа и реформа государственного управления. Именно их затягивание тормозит дальнейшую реструктуризацию и рост экономики России. Однако, принимая во внимание текущие темпы осуществления реформ, их реализация может завершиться не ранее 2006-2007 гг., а значит, экономический всплеск и рост инвестиций произойдут лишь в перспективе 3-4 лет.

Тем не менее, перспективы продолжения экономических реформ таковы: реструктуризация банковской системы получит мощный импульс переориентации на работу с реальным сектором. Постепенно будет преодолена дезинтеграция российской экономики, и восстановится нормальная взаимосвязь финансовой сферы и реального сектора в обеспечении расширенного воспроизводства экономической деятельности. Сформируется ориентированная на экономический рост финансово - промышленная система, сочетающая в себе элементы положительного международного опыта организации быстрого экономического роста, а также отечественного опыта периодов ускоренного экономического развития.

Российские банки, несмотря на быстрый рост показателей, продолжают оставаться одним из наименее развитых сегментов экономики. По оценкам специалистов, отношение совокупных активов кредитных организаций к ВВП до сих пор в три - четыре раза ниже, чем в среднем по развивающимся странам.

3. Современные аспекты деятельности коммерческих банков

3.1 Проблемы финансовой стабильности коммерческих банков

Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих механизма современной рыночной экономики. Основа банковской системы - коммерческие банки, в руках которых находятся важнейшие рычаги воздействия на финансовую, инвестиционную, производственную и многие другие сферы экономики.

Эффективность функционирования кредитно-банковской системы страны во многом определяется финансовой устойчивостью каждого коммерческого банка в отдельности. Под устойчивостью понимается способность банка в динамичных условиях рыночной среды противостоять негативным внешним и внутренним факторам, обеспечивать надежность вкладов юридических и физических лиц, защищать интересы акционеров и своевременно выполнять свои обязательства по обслуживанию клиентов, что в целом определяет стабильность и ритмичность прироста прибыли.

Для обеспечения устойчивости банка в современных условиях, для эффективного управления руководству коммерческого банка необходимо оценивать его реальное финансовое состояние.

Кроме того, в объективной информации об экономическом состоянии коммерческих банков нуждаются также:

* Центральный банк РФ и Минфин России, в функции которых входит надзор за деятельностью российских коммерческих банков; Агентство по реструктуризации кредитных организаций и Агентство по антикризисному управлению;

* общественность: акционеры, вкладчики, предприятия, граждане, денежные операции которых проходят через коммерческие банки;

* государство в лице налоговой системы и бюджетных фондов;

* рыночные институты: биржи, аналитические центры, инвестиционные и кредитные брокеры, консультанты.

Оценку финансового состояния кредитных организаций наряду с обязательными нормативами можно производить с помощью анализа системы финансовых показателей, служащих критерием оценки конкретных аспектов банковской деятельности, уделяя особое внимание доходности (прибыльности) коммерческого банка.

В условиях коммерциализации банковской деятельности доходность является основной целью развития кредитных организаций. Доход, генерируемый активами, становится источником роста. Высокая доходность (прибыльность) банковского дела позволяет выплачивать дивиденды акционерам банка, является необходимым условием увеличения его капитала.

Прибыльность банка является важной характеристикой устойчивости. Она необходима для создания адекватных резервных фондов, стимулирования персонала и руководства к расширению и совершенствованию операций, повышению качества предоставляемых услуг и, наконец, для успешного проведения эмиссий и, соответственно, роста капитала, позволяющего расширять объем и улучшать качество оказываемых услуг.

При анализе устойчивости коммерческого банка по его доходности определяются:

* уровень рентабельности активов;

* процентная маржа;

* процентный разброс;

* уровень покрытия непроцентных расходов непроцентными доходами;

* доходность превалирующих активов;

* доходность привлеченных средств;

* доходность кредитных операций и т.д. Анализ банковской деятельности с точки зрения ее доходности позволяет руководству сформулировать кредитную и процентную политику, выявить менее прибыльные операции и разработать рекомендации возможного получения больших доходов. Решение этих задач преследует цель, которую ставят перед менеджментом акционеры банка: добиться улучшения качества активов, снизить стоимость пассивов и на этой основе обеспечить рост капитала и прибыль, достаточные для воспроизводства банковской деятельности и выплаты дивидендов.

Уровень прибыльности зависит от нескольких ключевых факторов:

* использования финансового рычага (т.е. соотношения банковских активов, финансируемых за счет долговых обязательств, и акционерного капитала банка);

* доли фиксированных затрат, которые банк несет при увеличении его операционной прибыли;

* контроля за операционными расходами, с тем чтобы большая часть доходов становилась чистой прибылью;

* контроля за степенью риска банковских операций, с тем чтобы убытки не свели к нулю прибыль банка и его акционерный капитал. Качественный анализ прибыльности основан на анализе структуры доходов и расходов банка, тенденций в изменении структуры, а также количественном измерении доходности банковских операций. Резервы роста доходности обычно находятся в повышении эффективности использования активов путем увеличения доли «работающих» или приносящих процентный доход активов и сокращения активов, не приносящих доходов (кассы, корреспондентского и резервного счетов, вложений в основные средства и т.п.). Следовательно, прибыль зависит также от качества активов, уровня их доходности, объема и структуры привлеченных ресурсов и затрат на них.

Исходя из того, что получение прибыли является конечной целью банковской деятельности, перед банком стоит задача не просто найти ресурсы для активных операций и обеспечить возврат привлеченных средств по требованию владельца, а привлечь ресурсы, оптимальные по сроку и цене, и разместить их так, чтобы покрыть расходы по привлечению, получив при этом доход. Характер банковской деятельности предопределяет возможность получения большого дохода и вместе с тем обусловливает наличие высокого риска. Учитывая обязательства банка перед вкладчиками, роль банка в экономике, необходимо найти такое сочетание активных и пассивных операций, которое возместило бы издержки, обеспечило необходимый уровень рентабельности и ликвидности, компенсировало риски, а параметры деятельности банка соответствовали бы законодательно установленным нормативам.

Необходимым условием устойчивости финансового состояния коммерческого банка является ликвидность. Ликвидность характеризует возможность быстрого (без больших потерь доходности или дополнительных затрат) превращения активов в платежные средства для своевременного погашения долговых обязательств. Обеспечение ликвидности является важнейшим условием стабильности. Под ликвидностью следует понимать способность кредитных организаций выполнять свои обязательства и удовлетворять потребности клиентов за счет реализации активов или заимствований по ценам не выше конкурентов. Любая трудность в деятельности банка, касающаяся ликвидности, является лишь симптомом, который указывает на существование другой, более фундаментальной проблемы.

Банк, обладающий достаточным уровнем ликвидности, в состоянии с минимальными потерями для себя выполнять следующие функции:

1) проводить платежи по поручению клиентов (обязательства по средствам на расчетных, текущих и корреспондентских счетах, зарезервированных для расчетов);

2) возвращать кредиторам (вкладчикам) средства, как с наступившими сроками погашения, так и досрочно (средства в депозитах);

3) удовлетворять спрос клиентов на денежные средства в рамках принятых на себя обязательств, например, по заключенным кредитным договорам, кредитным линиям, контокоррентному и овердрафтному кредитованию;

4) погашать выпущенные банком ценные бумаги;

5) отвечать по обязательствам, которые могут наступить в будущем, например, по забалансовым обязательствам (выданным гарантиям, доверительному управлению, наличным и срочным сделкам) и т.д. В России в условиях рыночной экономики проблема низкой банковской ликвидности является особенно актуальной, подтверждением чему служат кризисы банковской системы 1995 и 1998 гг. Низкая ликвидность является источником внутренней нестабильности банковской системы, ограничивая возможности расширения объема финансовых операций банков и делая банковскую систему неустойчивой к внешним негативным воздействиям.

Отметим, что регулирование деятельности российских коммерческих банков осуществлялось до недавнего времени посредством установления обязательных экономических нормативов инструкцией Центрального банка РФ от 01.10.1997 №1 «О порядке регулирования деятельности банков» (в ред. от 06.05.2002), а с 1 апреля 2004 г. инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков». Новая инструкция устанавливает требование о соблюдении обязательных нормативов на постоянной основе: расчет обязательных нормативов должен осуществляться коммерческими банками ежедневно на конец каждого операционного дня. Указанные меры предприняты с целью «более адекватной оценки рисков».

Мировой опыт показывает, что управление ликвидностью является одной из ключевых задач банковского менеджмента, а ошибки и просчеты в этой области могут привести к существенным отрицательным последствиям, как для отдельного банка, так и для всей банковской системы в целом.

Анализ ликвидности позволяет выявить потенциальные и реальные тенденции, свидетельствующие об ухудшении ликвидности баланса банка, провести анализ факторов, вызвавших развитие отрицательных тенденций, и принять соответствующие меры по корректировке ситуации. Можно выделить следующие основные цели анализа банковской ликвидности:

1. Определение факторов, вызывающих отрицательные тенденции в ликвидности банка, и сведение их воздействия к минимуму.

2. Уточнение рассчитываемой системы оценочных коэффициентов, выявление возможных недочетов при расчетах и устранение данных проблем.

3. Выявление реальных или потенциальных отрицательных тенденций ухудшения ликвидности баланса банка и принятие соответствующих мер по их изменению.

4. Формирование аналитических материалов о состоянии ликвидности банка.

5. Выработка рекомендаций относительно управления банком и определение стратегии развития с учетом результатов анализа. Ключевыми факторами, воздействующими на ликвидность, являются:

* качество управления деятельностью банка;

* достаточность собственного капитала банка;

* качество и устойчивость ресурсной базы банка;

* степень зависимости от внешних источников заимствования;

* сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам;

* рискованность активов банка;

* доходность активов банка;

* структура и диверсификация активов. Ликвидность имеет немаловажное значение не только для самого банка, но и для его клиентов. Высокая ликвидность является показателем того, что клиент в любой момент сможет вернуть вложенные средства или получить кредит в банке. Акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

Показателями прибыльности и ликвидности банков являются обратно пропорциональными: требования достаточной прибыльности коммерческого банка всегда наталкиваются на ограничения его ликвидности. Конфликт между ликвидностью и прибыльностью является ключевым, и от его разрешения во многом зависит устойчивость кредитного учреждения. Руководство банка постоянно балансирует между более высокими доходами, которые могут быть получены путем кредитования заемщиков с сомнительной кредитоспособностью и на длительные сроки, долгосрочного инвестирования, сокращения неиспользуемых остатков и удовлетворения спроса на кредит, с одной стороны, и выполнением банком своих обязательств, возникающих при изъятии вкладов, с другой стороны. Платой за высокую прибыльность банка всегда является потеря ликвидности, а платой за поддержание высокого уровня ликвидности банка - потеря им значительной доли прибыли. При чрезмерных остатках денежных средств в кассах, на корреспондентских счетах прибыль минимальна, и наоборот, при уменьшении остатков денежных средств и увеличении выданных кредитов, осуществлении инвестиций в другие операции прибыль увеличивается.

Таким образом, при рассмотрении вопросов формирования банковской прибыли и ликвидности, их сущности и взаимодействия возникает впечатление их полной противоположности и взаимной конфликтности, так как в стремлении достигнуть максимального значения прибыль и ликвидность преследуют совершенно противоположные цели.

Коммерческий банк должен быть достаточно прибыльным предприятием и обеспечивать покрытие хотя бы собственных операционных и административно-хозяйственных издержек по осуществлению банковской деятельности. Кроме того, для привлечения устойчивых депозитных средств он должен обеспечить высокую норму доходности по ним. Держатели акций или паев коммерческого банка, подобно всем прочим инвесторам, рассчитывают на норму доходности, соответствующую инвестированному риску и сравнимую по величине с прибылью от аналогичных инвестиций. Ожидание держателей акций банка как фактор требует от коммерческого банка установления минимальной долгосрочной нормы прибыли, которая обеспечивала бы держателям акций доход, и принимает во внимание ряд моментов:

* потенциальные дивиденды и возможности для повышения стоимости капитала;

* элемент риска в бизнесе (в отраслях с малой степенью риска доход участников в целом также низок и наоборот);

* величину дохода, который держатели акций могли бы получить в другом месте от инвестиций со сравнимым риском.

Так, подавляющее большинство держателей акций не имеют ясного представления о текущих или потенциальных проблемах, с которыми сталкиваются банки, в которые они вложили средства, их надежды в отношении дохода почти всегда нереалистичны и завышены. Степень, до которой могут учитываться их ожидания, зависит от того, насколько сильно их воздействие на банк. Если держатели не удовлетворены, они могут просто продать свой пай или акции.

Принцип получения максимальной прибыли требует проведения соответствующего высокодоходного, длительного, рискового размещения. Однако осуществлять такое размещение в активы необходимо с учетом ряда особенностей: во-первых, размещение средств банк должен осуществлять в строгом соответствии с нормативными актами и предписаниями органов контроля в лице Центрального банка РФ; во-вторых, большая часть привлеченных банком средств подлежит оплате по требованию или с очень коротким сроком уведомления, и поэтому главным условием разумного управления банком является обеспечение способности удовлетворять эти требования. В то же время позиция ликвидности требует наличия определенной доли активов в виде наличных или приравненных к ним средств для своевременного выполнения своих обязательств. Коммерческий банк не должен давать повода ставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчивость, а его кредиторы должны иметь полную уверенность в его надежности. При размещении средств в активы необходимо руководствоваться минимально возможными сроками и риском невозврата ресурсов. Такое размещение, по своей природе, обычно совсем не приносит дохода или же является низкодоходным. Следовательно, невозможно рассматривать прибыльность и ликвидность как диаметрально противоположные величины.

Проведение агрессивной политики, направленной на достижение максимальной прибыли, сопровождается понижением ликвидности баланса банка. При этом резко возрастает риск возникновения убытков за счет необходимости осуществления быстрой трансформации активов в платежные средства. Нарушение ликвидности и недостаток имеющихся ликвидных ресурсов для покрытия своих текущих обязательств приводят к попыткам ее компенсировать за счет дополнительного их привлечения. Такие действия сразу же отрицательно сказываются на прибыльности банка, так как такие быстротечные продажи активов обычно происходят со значительными скидками, а привлечение ликвидных средств сопряжено с дополнительными расходами в виде процентов.

Столкнувшись с проблемой ликвидности, банк начинает проводить излишне осторожную политику, размещая в наличные дольше, чем это необходимо. Избыток ликвидных средств в балансе банка позволяет ему довольно вольготно себя чувствовать в части оплаты своих обязательств, однако это немедленно сказывается на общем уровне прибыльности.

Исходя из изложенного, задача управления доходностью и ликвидностью коммерческого банка формулируется следующим образом: для эффективного функционирования коммерческого банка необходимо определить пути размещения всех доступных для инвестирования средств так, чтобы обеспечить максимальную доходность коммерческого банка, осуществляя при этом финансовые операции в пределах его оптимальной ликвидности с учетом внутренних и внешних ограничений.

В современной теории и банковской практике для решения данной задачи обозначилось три подхода, основанных на использовании метода общего фонда средств, метода распределения активов (известного также как метод конверсии средств), метода научного управления. Наиболее перспективным из них является метод научного управления, который предполагает комплексный подход к решению управленческих проблем с использованием прогрессивных математических методов и ЭВМ для изучения взаимодействия элементов сложных систем и моделирования процессов их функционирования.

3.2. Роль и место коммерческих банков в системе финансово-правовой ответственности.

Банковская система, будучи одним из самых важных элементов экономики любого современного государства, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и является механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую зависят от состояния банковской системы страны, от ее устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов.

Современное состояние банковской системы Российской Федерации принято характеризовать следующими особенностями:

1) наличием двухуровневой банковской системы, включающей в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;

2) определенной независимостью Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;

3) преобладанием в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;

4) наличием отношений гражданско-правового и хозяйственно-правового характера между разными уровнями банковской системы. Прозоров А.Л. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М„ 2001. С. 392.

Вместе с тем следует отметить, что финансовое право регулирует следующие общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования банковской системы:

1. Отношения между структурными элементами банковской системы (или в целом банковской системой) и представительными и исполнительными государственными органами. Например, отношения уполномоченных банков с Федеральным казначейством в реализации процесса казначейского исполнения бюджета, а также отношения с налоговыми органами в процессе перечисления налогов и сборов в бюджет.

2. Финансовые отношения между Центральным банком РФ и кредитными организациями. Банки, аккумулируя денежные средства своих клиентов, размещают привлеченные средства от своего имени и за свой счет в виде кредита на условиях платности, срочности и возвратности среди населения (на потребительские нужды), организаций - хозяйствующих субъектов и государственных структур. Кроме того, к отношениям данного вида необходимо отнести отношения между ЦБ РФ и кредитными организациями в связи с их регистрацией, лицензированием, установлением экономических нормативов их деятельности, а также в процессе осуществления банковского надзора.

3. Финансовым правом регулируются некоторые отношения кредитных организаций и обслуживаемых юридических и физических лиц. Так, например, в соответствии с действующим законодательством кредитные организации выполняют функции агентов валютного контроля, налоговых агентов, сборщиков налогов.

Таким образом, особая значимость банковской системы, наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании банковской деятельности обусловлены тем, что деятельность Банка России и кредитных организаций непосредственно влияет на реализацию государственной экономической политики, финансовую стабильность и обеспечение экономической безопасности страны.

Центральный банк Российской Федерации и коммерческие банки, являясь субъектами финансового права, выступают в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов, т.е. являются важнейшим звеном финансовой системы государства.

Банки осуществляют посреднические операции между различными «игроками» на финансовом поле, они призваны способствовать оптимизации размещения денежных средств, успешному кредитованию бизнеса, активному использованию вкладов юридических и физических лиц, т.е. банки - основной, главный финансовый институт, изначально ориентированный на комплексное осуществление банковской деятельности, объективно стремящийся к универсализации Движение денежных средств проходит через счета кредитных организаций. Таким образом, происходит «кругооборот» денежных средств, денежное обращение, в стабильном функционировании которого заинтересовано государство.

Безналичные расчеты согласно ст. 861 ГК РФ производятся с участием кредитных организаций. В соответствии с Положением Банка России от 5 января 1998 г. №14-П кредитные организации обязаны контролировать своих клиентов в части соблюдения ими порядка ведения кассовых операций, установления лимита остатка кассы, соблюдения порядка и сроков инкассации наличных денежных средств и т.д. Банкам доступны информация практически о всех денежных потоках (как в наличной, так и безналичной форме) и сведения об их владельцах. Это создает техническую возможность осуществления банками контроля за денежными потоками на предмет соответствия определенных операций законодательству.

Кредитные организации в силу своего особого положения в экономике России и особого правового статуса имеют определенные преимущества, гарантии со стороны государственных регулирующих органов, прежде всего Центрального банка РФ, по сравнению с другими финансовыми посредниками:

- для кредитных организаций создается система рефинансирования со стороны Центрального банка РФ, которую он выполняет в соответствии с возложенной на него Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» функции кредитора в последней инстанции;

- в целях гарантии возврата привлеченных средств и компенсации потерь вкладчиков происходит обязательное страхование вкладов. Для этого создается Агентство по страхованию вкладов, которое является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются Федеральными законами «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ и «О некоммерческих организациях»;

- кредитным организациям для обеспечения финансовой надежности предоставлено право создавать обязательные резервы (фонды) за счет отчислений из прибыли до налогообложения, при этом размеры этих отчислений устанавливаются федеральными законами о налогах;

- кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами без получения специальной лицензии. К такой деятельности относятся выпуск, покупка, продажа, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, а также осуществление доверительного управления с указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами (ст. 6 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»).

Важно отметить, что правовой статус кредитных организаций имеет два взаимосвязанных элемента статус частного юридического лица, осуществляющего гражданско-правовые сделки, и публичный статус субъекта финансового права, участвующего в денежно-кредитном обороте государственных финансовых средств. Анализ действующего законодательства позволяет раскрыть следующие признаки коммерческих банков:

а) банк является юридическим лицом - предпринимателем, т.е. таким организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли;

б) банк создается в форме хозяйственного общества, те акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, зависимого и дочернего общества, иные организационно-правовые формы для банка запрещены;

в) банк является кредитной организацией, т.е. организацией, созданной для осуществления банковских операций;

г) банк действует на основе лицензии, выдаваемой Банком России;

д) банк обладает специальной компетенцией, т.е. он извлекает прибыль только путем совершения определенных операций;

е) банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.

Следовательно, правовой статус кредитной организации, как самостоятельного юридического лица, обеспечивает ей автономность и независимость в ее оперативной финансово-хозяйственной деятельности от вышестоящих государственных и местных органов власти.

Важно помнить, что необходимость особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном регулировании и контроле со стороны ЦБ РФ, что обусловливает необходимость получения лицензии на совершение банковских операций и прохождения регистрации в Центральном банке. В противном случае банковские операции являются незаконными.

Следовательно, признаки, характеризующие правовое положение кредитной организации, есть факторы, обусловливающие необходимость осуществления надзора за ее деятельностью. Такими факторами являются и ряд положений, закрепленных в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность кредитных организаций, которые направлены на установление для них правил поведения на рынке банковских услуг, обеспечивающих надежность деятельности Рыбакова С.В. Правовые факторы, обусловлива-ющие необходимость осуществления государственного надзора за деятельностью кредитных организаций. Ак-туальные проблемы финансового права. Сборник на-учных статей. Саратов, 2003. С. 117. как каждой конкретной организации, так и всей банковской системы.

Напомним, что основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещением денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и др.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций.

Таким образом, современный монополистический банк представляет собой универсальный многофункциональный кредитно-финансовый комплекс с диапазоном операций и услуг более двухсот наименований. Универсальный тип банка, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционно-эмиссионные, расчетно-платежные, информационно-консультативные и многочисленные околобанковские операции, наиболее полно отвечает потребностям современного финансового капитала, соответствует диверсифицированной деятельности многоотраслевых концернов. Указанное обусловливает публичноправовую обязанность банка проявлять разумную заботливость и добросовестность по отношению к интересам своих клиентов. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лек-ций. М., 1999. С. 43.

В то же время банк обладает и публичными правами, существование которых вызвано необходимостью обеспечить единство и сопоставимость банковской системы, ликвидность данного банка как ее элемента, интересы государства.

Следует отметить, что банки занимают важное место в бюджетной и налоговой системе. Превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово-инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово-промышленных конгломератов, банки стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками.

Кроме того, как уже отмечалось, банки проводят платежи, исполняют поручения налоговых органов о списании недоимок и пени. Необходимо также отметить роль банков как организаций, контролирующих постановку на учет в налоговых органах юридических и физических лиц. Наконец, банки представляют соответствующим налоговым органам сведения об открытии счетов, о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов, исполняют поручения налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, исполняют распоряжения налоговых органов о бесспорном списании соответствующих сумм, а также о приостановлении операций по счетам.

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе, а также выполнять указанные выше функции Банка России в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Таким образом, банки являются основными звеньями бюджетного и налогового механизма.

С участием банков в бюджетно-налоговой сфере складываются следующие правоотношения:

1) «банк - государство» - публичные отношения (налоговые, бюджетные);

2) «налогоплательщик - государство» - налоговые правоотношения;

3) «налогоплательщик (клиент) - банк» - отношения гражданско-правового характера.

Статус банков по налоговому законодательству характерен тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений. Особенности содержания налоговой правосубъектности банков проявляются в специфике налогообложения многих банковских операций, в дополнительных обязанностях банков по предоставлению в налоговые органы определенной информации о клиентах-налогоплательщиках и т.д. Однако банки в рамках налоговых отношений обладают и правами, такими, как право защиты своих интересов, право возмещения вреда от незаконных действий налоговых органов, и др.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций главным образом проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов)6.

Обязанности банков по налоговому законодательству установлены в целом ряде статей Налогового кодекса РФ (ст. 46, 60, 76, 86 и др.).

Так, например, ст. 60 НК РФ устанавливает следующие обязанности банков:

1) банк при исполнении поручения на перечисление налога (сбора) или инкассового поручения налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации обязан соблюдать очередность, установленную гражданским законодательством для списания денежных средств с банковского счета;

2) банк обязан исполнить поручение на перечисление налога (сбора) в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;

3) банк обязан исполнить инкассовое поручение налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;

4) банк обязан не взимать плату за обслуживание по операциям, связанным с исполнением поручения на перечисление налога (сбора) и инкассового поручения налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации.

Следовательно, основной обязанностью банков по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Кредитные организации - уполномоченные банки являются субъектами валютного права. В соответствии с п. 8 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 29 июня 2004 г.) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Вместе с тем в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. №109-И Банк России выдает три вида валютных лицензий:

1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

3. Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов

Следует отметить, что расчеты при осуществлении валютных операций, а также покупка и продажа иностранной валюты и чеков в иностранной валюте в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки.

Банк России устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и осуществления уполномоченными банками операций с наличной иностранной валютой с участием физических лиц установлен Инструкцией ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. №113-Й.

Таким образом, особый порядок образования, регистрации, формирования уставного капитала, необходимость лицензии при осуществлении специфичных операций, бюджетно-налоговая правосубъектность, место и роль в системе экономики выделяют банк как специального участника финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов.

Финансовую деятельность государства также осуществляют Центральный банк РФ и коммерческие банки. Центральный банк РФ участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29 июля 2004 г., с изм. от 23 декабря 2004 г.). Центральный банк РФ осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности государства обусловлено и опирается на денежную систему РФ. Следовательно, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции Центрального банка РФ.

Коммерческие банки, являясь негосударственными организациями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Это имеет место тогда, когда они реализуют свои властные полномочия Финансовое право / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 26. в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство.

Вместе с тем, вся финансовая система, являясь неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета, не может функционировать без института ответственности. Так, например, в соответствии с действующим законодательством исполнение обязанностей налогоплательщика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.

Выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы соответствующего правонарушения, отличной от природы административного уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

Понятие финансовой ответственности - одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.

Современное состояние финансового права показывает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности, которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - «снизу вверх», поскольку, например, более детальное законодательное оформление и научное осмысление получают налоговая, бюджетная и валютная ответственность. Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004 С. 166.

При этом следует отметить, что действующее законодательство предусматривает ответственность банков за нарушения норм гражданского, банковского, бюджетного, налогового, валютного, административного, таможенного законодательства и других отраслей права. Например, гражданско-правовая ответственность банков в расчетных отношениях выделяет два вида имущественной ответственности:

а) за нарушение обязательств по договору банковского счета;

б) ответственность банков при осуществлении расчетов.

Определение роли банка как специального субъекта налогового правоотношения (в отличие от небанковских кредитных организаций), а именно налоговой ответственности, исходит из того, что банковские операции, служащие своеобразным связующим звеном в отношениях по перечислению, сбору налогов в бюджет, позволяют банкам выступать налогоплательщиками, налоговыми агентами и сборщиками налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 132-135) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах:

1. Нарушение банком порядка открытия счетов налогоплательщиков и исполнения поручений о перечислении налогов и сборов.

2. Неисполнение банком решений налогового органа о приостановлении

операций по счетам о взыскании недоимок и пени.

3. Непредставление налоговым органам сведений о финансовых операциях налогоплательщиков.

Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена в виде санкций, выраженных в разных формах: в твердых денежных суммах (нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб., несообщение банком налоговому органу сведений об открытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.); в начислении пеней (за нарушение сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов применяется взыскание пеней в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки); в процентах от суммы, перечисленной банком с нарушением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (20%), и др.

Применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам преследует основную цель - защиту экономических интересов государства, укрепление национальной валюты. На банки, осуществляющие операции с иностранной валютой, возложены специальные функции агентов валютного контроля в интересах государства. Ненадлежащее выполнение ими функций валютного контроля может привести (и фактически приводит) к ущербу для экономики страны несравнимо большему, чем при нарушении норм банковского регулирования. За нарушение порядка совершения валютных операций, т.е. за валютные правонарушения, банки должны нести ответственность по нормам, установленным Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными нормативными актами Банка России, изданными в ее исполнение.

Таким образом, основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица, деятельность которого связана с публичными финансами, обусловливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, отличающихся имущественно-стоимостным и публичным характером. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-пра-вовая ответственность. М., 2004. С. 200.

Заключение

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ (АО).

Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБ РФ.

При этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующие банковским законодательством.

Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:

- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ;

изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам;

проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой. ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Российские банки, несмотря на быстрый рост показателей, продолжают оставаться одним из наименее развитых сегментов экономики. По оценкам специалистов, отношение совокупных активов кредитных организаций к ВВП до сих пор в три - четыре раза ниже, чем в среднем по развивающимся странам.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г., №395-1-ФЗ (с изменениями от 30.12.2004 г.).

4. Федеральный закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. №173-ФЗ (с изменениями от 29.06.2004 г.).

5. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. №86-ФЗ (с изменениями от 18.06.2005 г.).

Монографии

6. Банки и банковское дело /Под ред. д.э.н., проф. И.Т. Балабанова. - М.: С-Петербург, 2000.

7. Банки и банковское дело: Уч. - 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Колесникова В.И. - М.: «Финансы и статистика», 1998.

8. Банковское дело: Учебник/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецеой. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Банковское дело: Учебник /Под ред. д-ра экон. Наук, проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономистъ, 2004.

10. Банковское дело: Учебник, под ред. Е.П. Жарковской. - М.: Омега - Л.; «Высшая школа», 2003.

11. Банковское дело: Уч. -2-е изд.; перераб. и доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Банковское дело: Стратегическое руководство. - М.: АО «Консаитбанкир», 1998.

13. Деньги. Кредит. Банки: Уч. для вузов под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

14. Деньги, кредит, банки: Уч./ под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999.

15. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Предприятия и банки. - М.: Дело, 2002.

16. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М., 2004.

17. Жарковская Е.П. Банковское дело: Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2003.

18. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М., 1997.

19. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М.:, 2004.

20. Максютов А.Л. Основы банковского дела. - М.: Бератор - Пресс, 2003.

21. Общая теория денег и кредита: Уч. для вузов/ под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

22. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.

23. Прозоров А.Л. Финансовое право: Уч. /Под ред. О.Н. Горбуновой.-М.:, 2001.

24. Рыбакова С.В. Правовые факторы, обусловливающие необходимость осуществления государственного надзора за деятельностью кредитных организаций. Актуальные проблемы финансового права. Сборник научных статей. Саратов, 2003.

25. Сибиряков. Коммерческий банк сегодня. - М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002.

26. Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело: Уч. для средних профессиональных уч. Заведений /Под ред. проф. А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

27. Финансовое право. /Под ред. М.В. Карасевой. - М.:, 2002.

Материалы периодической печати

28. Давыдова Л.В., Кулькова С.В. Теоретические аспекты проблемы финансовой стабильности коммерческих банков. // Финансы и кредит, №2, 2005.

29. Мартиросян К.Д. Банки и экономика России. // Банковские технологии, №4, 2004.

30. Соттарова Н.А. Роль банков в интеграции регионов в мировую экономику. // Банковское дело, №10, 2005. - с. 41.

31. Управление горизонтом планирования деятельности коммерческих банков. // Бизнес и банки, №38-39 (620-621), 2002. с. 5.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.