РУБРИКИ

Рынок ценных бумаг

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Рынок ценных бумаг

ростой вексель является ничем не обусловленным обязательством векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег держателю векселя. Переводной вексель представляет собой письменное предложение векселедателя, обращенное к третьему лицу - плательщику, уплатить обусловленную сумму векселедержателю (ремитенту). При этом прямой должник по переводному векселю появляется лишь в момент акцепта векселя (Акцепт векселя - согласие плательщика оплатить переводной вексель при наступлении указанного в нем срока. Акцепт векселя оформляется в виде соответствующей надписи акцептанта на лицевой стороне векселя) плательщиком, то есть трассатом, и если он акцептует вексель, но не платит по нему, то против него возникает протест в неплатеже. Если же ситуация складывается благополучно, то трассат перечисляет деньги кредитору и одновременно гасит вексель. Однако кредитор, в свою очередь, тоже может быть должником по отношению к трассату и может направить ему вексель в качестве оплаты своей задолженности. В этом случае трассат извещает кредитора о принятии векселя и прекращении взаимообязательств.

Отметим, что плательщик по переводному векселю может ограничить акцепт частью суммы. При этом векселедержатель не может отказаться от принятия частичного платежа по векселю, но имеет право потребовать в этом случае отметки о таком платеже на переводном векселе.

Движение векселя сопровождается индоссаментом (передаточной надписью). Лицо, передающее свои права на оплату векселя другому лицу, характеризуется как индоссант, а принимающее на себя обязательства - индоссат. Процедура передачи векселя называется индоссацией и при этом вексель приобретает статус индоссированного.

Переводной вексель является весьма тонким финансовым инструментом, порядок обращения которого строго зарегулирован. Так, например, если на лицевой стороне переводного векселя имеется подпись плательщика и, основываясь на этом факте, векселедержатель настаивает на оплате векселя в срок, то его действия считаются законными. Это обусловлено тем, что простая подпись плательщика, выполненная на лицевой стороне векселя, имеет силу акцепта.

Переводные векселя (тратты) делятся на торговые, когда они выдаются в оплату товаров, и финансовые, выдаваемые в результате предоставления кредита. В зависимости от целей и характера сделок, лежащих в основе выпуска векселей, а также от их обеспечения различают коммерческие, финансовые и фиктивные векселя.

Коммерческий вексель представляет собой документ, посредством которого оформляется предоставление коммерческого кредита продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Его сфера обращения ограничена, поскольку он обслуживает только процесс обращения товаров. Объектом коммерческого кредита служит товарный капитал, а его субъектами выступают агенты товарной сделки: продавец-поставщик и покупатель-плательщик.

Финансовые векселя используют для оформления ссудных сделок в денежной форме. Формализация денежного обязательства финансовым векселем является способом дополнительного обеспечения своевременного и точного его выполнения с целью защиты прав кредиторов. Векселя могут также подразделяться на платежные, когда они подлежат оплате, и обеспечительные, служащие лишь для целей обеспечения предоставляемого кредита.

Фиктивными векселями называются векселя, происхождение которых не связано с реальным перемещением ни товарных, ни денежных ценностей. К ним относятся дружеские, бронзовые, встречные векселя. Дружеский вексель возникает, когда одно предприятие, являющееся кредитоспособным, "по дружбе" выписывает вексель другому, испытывающему финансовые затруднения, с целью получения последним денежной суммы в банке путем учета залога данного векселя. Бронзовыми векселями называются векселя, выданные от вымышленных или некредитоспособных лиц. Встречный вексель выписывается партнером с целью гарантии оплаты по дружескому векселю.

Особенность векселя как долгового обязательства состоит в том, что он является безусловным, бесспорным, обычно абстрактным, то есть не зависящим от причин, вызвавших его выдачу, обязательством. Вексель может также выполнять функции платежного средства благодаря своей обращаемости. Передача прав векселедержателя другому лицу производится путем передаточной надписи на обороте векселя, называемой индоссаментом. Все лица являющиеся трассатом, акцептантом, надписателем или вексельным поручителем, отвечает солидарно перед предъявителем векселя.

Вексель содержит следующие реквизиты: вексельную метку, то есть наименование выдаваемого документа словом "вексель"; обязательство произвести платеж определенной суммы денег; срок платежа; указание места, в котором должен быть совершен платеж; наименование лица, кому или приказу кого платеж должен быть совершен; дату и место составления векселя: подпись векселедателя.

В переводном векселе, кроме того, указывается наименование плательщика. Отсутствие любого из обязательных реквизитов лишает документ юридической силы. Вексель, срок платежа по которому не указан, рассматривается как подлежащий оплате по предъявлении.

Аваль - выданная третьей стороной (авалистом) гарантия платежа по векселю - вексельное поручительство. Аваль может быть принят на всю сумму векселя или на ее часть. http://www.finam.ru/dictionary/ Авалист, совершивший аваль векселя, принимает на себя ответственность за выполнение обязательств обязанным по векселю лицом (например, векселедержателем, акцептантом или индоссантом). Приложение 4: Земельный вексель.

Чеки.

Согласно Российскому законодательству чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку может быть только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. При этом отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Следует отметить, что выдача чека не погашает денежного обязательства должника, во исполнение которого он вынужден выписывать чек.

Чек имеет следующие реквизиты: наименование "чек", включенное в текст документа; поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись лица, выписавшего чек (чекодателя).

Именой чек не подлежит передаче, а в переводном чеке индоссамент на плательщика имеет силу расписки за получение платежа, при чем индоссамент, совершенный плательщиком, является недействительным. Гарантия платежа осуществляется посредством аваля и таким образом, платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично. В свою очередь гарантия платежа по чеку (аваль) может даваться любым лицом, за исключением плательщика.

Для получения платежа по чеку достаточно предъявить его в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо. Эта операция может расцениваться как состоявшаяся, если зачисление средств по инкассированному чеку на счет чекодержателя производится после получения платежа от плательщика. Чек может быть и не оплачен. Отказ от оплаты чека может быть удостоверен одним из следующих способов: совершением нотариусом протеста; отметкой плательщика на чеке об отказе от него; отметкой инкассирующего банка. В этом случае иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу.

Жилищные сертификаты.

Перечень корпоративных ценных бумаг не ограничивается выпуском акций или облигаций. В их списке присутствуют и сертификаты, в частности жилищные сертификаты.

Выпуску жилищных сертификатов в обращение предшествовал Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" и Инструкция о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории Российской Федерации, которая была утверждена постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 мая 1995 года №2 с последующими изменениями от 30 июня 1997 года №23.

Жилищные сертификаты - любые ценные бумаги или обязательства, номинированные в единицах общей площади также индексируемую стоимость в денежном выражении, размещаемые среди граждан и юридических лиц, дающие право их владельцам при соблюдении определяемых в проспекте эмиссии условий требовать от эмитента их погашения путем предоставления в собственность помещений, строительство (реконструкция) которых финансировалась за счет средств, полученных от размещения указанных ценных бумаг или обязательств.

Жилищный сертификат является именной ценной бумагой и может выпускаться в документарной и бездокументарной форме.

Жилищный сертификат имеет определенный срок действия, который не может превышать более чем в два раза нормативный срок строительства объекта привлечения средств.

Реализация прав владельцев жилищных сертификатов наступает в том случае, если он купил облигации, соответствующие не менее 100% общей площади квартиры, и лишь после этого имеет право на заключение с эмитентом договора купли-продажи на приобретение на определенных условиях оплаты оставшейся стоимости квартиры.

Депозитные и сберегательные сертификаты.

Депозитные и сберегательные сертификаты - это всякий документ, право требования по которому может уступаться одним лицом другому, одновременно являющийся обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов. Этот документ должен именоваться депозитным сертификатом, а аналогичный, являющийся обязательством банка по выплате размещенных у него сберегательных вкладов, - сберегательным сертификатом.

Депозитарный или сберегательный сертификат - это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика, именуемого бенефициаром, или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему. Депозитные и сберегательные сертификаты в Российской Федерации могут быть выпущены как в разовом порядке, так и сериям только банками. Различаются депозитные сертификаты до востребования и срочные, на которых указан срок изъятия вклада и размер причитающегося процента. Сертификаты могут быть именными и на предъявителя. Сертификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов, выплате сумм по ним, могут осуществляться только в безналичном порядке.

Сберегательный сертификат может быть выдан гражданину России, а депозитный - только организации, являющейся юридическим лицом, зарегистрированным на территории России.

Депозитные и сберегательные сертификаты являются срочными ценными бумагами. Срок обращения по депозитным сертификатам (с даты выдачи сертификата до даты, когда владелец сертификата получает право востребования депозита или вклада по сертификату) ограничивается одним годом. Срок обращения сберегательных сертификатов - тремя годами.

B случае, если срок обращения в сертификате не оговорен или срок получения депозита или вклада по сертификату просрочен, то такой документ считается документом до востребования. В этом случае банк несет обязательство по такому сертификату и должен оплатить указанную в нем сумму немедленно по первому требованию владельца. К тому же следует отметить, что банк не обязан возвращать деньги при досрочном предъявлении к оплате срочного сертификата, если иное не предусмотрено условиями выпуска сертификата.

Ставка процента по сертификату указывается в условиях выпуска сертификата и не изменяется в зависимости от времени приобретения сертификата.

2.3 Государственные ценные бумаги

Рынок государственных ценных бумаг - исключительно важный элемент экономической структуры страны с рыночной экономикой, представляющий для государства неинфляционный механизм ликвидации бюджетного дефицита, а для инвесторов - выгодное направление инвестиций, так как операции с государственными ценными бумагами имеют ряд существенных налоговых льгот. Кроме того, государственные ценные бумаги - наиболее надежный инструмент финансового рынка и, как это ни странно, весьма доходный на российском рынке ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства правительства. Они различаются по датам выпуска срокам погашения, размерам процентной ставки. Российские государственные ценные бумаги в настоящее время представлены:

государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

казначейские обязательства (КО) в бездокументальной форме в виде записи на счетах, так же как и ГКО;

облигации государственного федерального займа (ОФЗ);

облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ);

облигации внутреннего государственного валютного облигационного (ВЭБ) займа;

облигации золотого федерального займа;

облигации государственного российского республиканского внутреннего 5% -ного займа 1990 г.;

облигации российского внутреннего выигрышного займа РСФСР 1992 г.

Учитывая важность рынка государственных ценных бумаг, рассмотрим его более подробно.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации.

Среди рассмотренных выше видов государственных ценных бумаг наибольшее распространение получили государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Общие принципы функционирования государственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны в рамках Российско-американского банковского форума. Для их реализации в Центральном банке Российской Федерации создано управление ценных бумаг, которое занимается размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО.

К непосредственным операциям на рынке ГКО допускаются только специально отобранные Центральным банком Российской Федерации дилеры, первоначальное количество которых составляло 24.18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО.

Основными документами регулирующими рынок ГКО, являются постановление Совета Министров - Правительства РФ № 107, постановление Верховного Совета РФ от 19.02.93 г. и приказ Центрального банка Российской Федерации от 06.05.93 г., утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. При принятии решения о выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3, 6, и 12 месяцев). Размещение их происходит в виде аукциона с дисконтом от номинальной цены. Облигации не имеют купонов.

Выпуск осуществляется на безбумажной основе в виде записей на счетах “депо”. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух подлинных экземплярах, хранящихся вечно в Министерстве финансов РФ и Банке России.

Сведения о параметрах очередного выпуска объявляются не позднее, чем за семь дней до его размещения. Владельцами ГКО могут быть российские юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений, устанавливаемых отдельно для каждого выпуска.

Выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее двадцати процентов от количества облигаций, предлагавшихся к выпуску.

Обращение облигаций может осуществляться только в результате заключения договоров купли-продажи. Переход права собственности от одного владельца к другому наступает в момент перевода облигаций на счет “депо" их нового владельца.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

Обращение ГКО в России регламентируется "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г. №107 Совета Министров.

Создание рынка ГКО решает следующие задачи:

финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);

определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);

установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;

предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;

предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";

организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;

внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.

ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как являются государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужает круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.

Все облигации являются именными. Облигации выпускаются на срок 3 и 6 месяцев. Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков.

Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагается налогом.

Реальная доходность от вложений в ГКО определяется с учётом размеров налогообложения субъектов инвестирования: для банков 30%, для небанковских организаций - 32%. Следовательно, при прочих равных условиях доходность по ГКО для небанковских организаций несколько выше. В капиталистически развитых странах реальные доходы по ГКО не превышают 6-7%.

На сегодняшний день рынка ГКО фактически не существует. Приложение 5.

Приложение 6: различные виды облигаций, выпущенных правительством РФ.

2.4 Муниципальные облигации

Наряду с центральным правительством и его органами ценные бумаги для кредитования задолженности выпускают местные органы власти. Это уже иной тип ценных бумаг - муниципальные облигации. Как и другие облигации, они представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов.

2.5 Прочие ценные бумаги

Иные финансовые инструменты, которые Минфин РФ вправе квалифицировать в качестве новых видов ценных бумаг (коносаменты и т.п.).

2.6 Защита ценных бумаг

Для защиты многих ценных бумаг от подделки их бланки имеют водяные знаки; специальные волокна в бумажной массе; добавки в типографской краске, реагирующие на магнитный датчик. Для заполнения бланков рекомендуется использовать флуаресцентные фломастеры или флуаресцентные штемпельные краски (возможно с магнитной меткой или специальными чернилами, проявляющимися в определенных условиях).

Не признаются ценными бумагами по российскому законодательству следующие ценные бумаги:

документы, подтверждающие получение банковского кредита;

документы, подтверждающие внесение суммы в депозиты банков (за исключением депозитных и сберегательных сертификатов);

долговые расписки;

завещания;

страховые полисы;

лотерейные билеты;

суррогаты ценных бумаг ("чековые карты", коммерческие сертификаты, лиалы, билеты акционерных обществ и т.д.).

Вывод ко второй главе

Ценная бумага - это финансовый документ, удостоверяющий право владения или отношения займа, определяющий взаимоотношения между лицом, выпустившим этот документ, и его владельцем и предусматривающий выплату дохода в виде процентов или дивидендов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этого документа, другим лицам.

В качестве ценных бумаг признаются лишь те, которые отвечают следующим требованиям: обращаемость на рынке; доступность для гражданского оборота; стандартность и серийность; документальность; регулируемость и признание государством; ликвидность; рискованность; обязательность исполнения. Ценные бумаги можно разделить на бумаги с фиксированным и нефиксированным доходом, государственные, муниципальные, корпоративные и производные ценные бумаги.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательство эмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенную сумму процента. Облигации выпускаются государством, местными органами власти или компаниями в форме ценных бумаг с фиксированной или переменной процентной ставкой. Большая часть облигаций не имеет обеспечения и не дает права на участие в управлении.

Акция - эмиссионная ценная бумага, выпущенная акционерным обществом без установленного срока обращения (на предъявителя, именные акции, привилегированные, обычные). Акция удостоверяет внесение ее владельцем доли в акционерный капитал (уставный фонд) общества. Акция предоставляет владельцу права: на получение части прибыли в виде дивидендов; на продажу на рынке ценных бумаг; на участие в управлении акционерным обществом; на долю имущества при ликвидации АО.

Вексель - ценная бумага, обособленный документ, строго предусмотренной формы, содержащий или безусловное обязательство выдавшего его лица (простой вексель), или его приказ третьему лицу (переводной вексель) произвести платеж указанной суммы поименованному в векселе лицу или предъявителю векселя в обусловленный срок. Обычно вексель выполняется на бумажном носителе. Лицо, в пользу которого выписан вексель, может, не дожидаясь наступления срока оплаты векселя, использовать его для платежей по своим обязательствам или учесть его в банке. При передаче векселя необходимо соблюдать формальности, предусмотренные вексельным законодательством. На оборотной стороне векселя делается специальная передаточная надпись (индоссамент), обеспечивающая удостоверение факта передачи векселя другому лицу. Лицо, передающее вексель, берет на себя ответственность (перед всеми последующими владельцами) за погашение обязательства по векселю.

Чек - ценная бумага, представляющая собой денежный документ установленной формы. Чек - безусловное распоряжение, приказ чекодателя банку чекодателя или другому кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной суммы денег. Указанная сумма снимается с чекового счета чекодателя в банке и переводится или непосредственно выдается банком чекодержателю. Банк может оплатить чек в счет кредита чекодателю. В отличии от векселя чек есть ценная бумага краткосрочного действия.

Жилищный сертификат - в РФ - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника: на приобретение квартиры при условии приобретения пакета жилищных сертификатов; а также на получение от эмитента индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Номинал жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте.

Депозитный сертификат - свидетельство банка-эмитента о депонировании денежных средств. Депозитный сертификат удостоверяет право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему. Депозитные сертификаты могут быть депонированы в иностранной валюте.

Сберегательный сертификат - в РФ - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ - ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ. Эмитентом таких бумаг выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий свои функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

3. Регулятивная инфраструктура фондового рынка

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая:

регулятивные органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации);

регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);

законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);

этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулирующимися организациями);

традиции и обычаи.

Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.

Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.

1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие подходы:

а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству. Пример-Франция;

б) регулирование разделено между государством и саморегулирующимися органами (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания.

2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:

а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);

б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания).

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.

Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется:

смешанной моделью инфраструктуры;

гипертрофированной ролью государства в регулировании;

значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;

жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;

отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка;

отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе рынка).

3.1 Государственное регулирование

Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной форме.

Основные функции государства в регулирование рынка ценных бумаг:

а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.);

б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;

в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);

г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется двумя причинами:

1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций);

2) активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущества).

3.2 Саморегулируемые организации

Саморегулируемыми организациями признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

В странах с рыночной экономикой обязательно существует одна или несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом качестве государством как основных представителей профессионального сообщества в области ценных бумаг. В случае такого признания государство передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка.

Саморегулируемые организации обладают следующими основными признаками:

это добровольное объединение;

членами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг;

выполняют функции саморегулирования и установления формальных правил ведения бизнеса;

выполняют функции, переданные им государством.

Виды саморегулируемых организаций.

Международные организации - Международная организация фондовых бирж.

Национальные организации - обычно в каждой стране существуют организации, претендующие на представительство интересов профессионального рынка ценных бумаг данной страны. В США это Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), В Японии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

Региональные организации учреждаются в относительно замкнутых региональных рынках ценных бумаг.

Кроме организаций профессиональных участников бумаг существуют и другие виды организаций участников рынка ценных бумаг. С целью защиты своих интересов организации также создают эмитенты, институциональные и частные инвесторы.

Вывод к третьей главе

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая: регулятивные органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации); регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные); законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам); этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулирующимися организациями); традиции и обычаи.

Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.

1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие подходы:

а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству.

б) регулирование разделено между государством и саморегулирующимися органами (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг).

2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие

модели регулятивной инфраструктуры:

а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением;

б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п.

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.

Заключение

Ценная бумага - такая форма существования капитала, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход; это документ удостоверяющий имущественные права. В связи с классификацией ценных бумаг выделяют акции, облигации, государственные ценные бумаги, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и коносаменты, а также вторичные и производные ценные бумаги.

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Рынок ценных бумаг - это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Кроме того он обладает своеобразными функциями. Участниками рынка могут быть: государство, эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, регистраторы, депозитарии, расчетно-клиринговые организации и инвестиционные фонды. Существует двойное регулирование рынка: государственное и со стороны профессиональных участников. Важную роль на рынке ценных бумаг играют банки, выступающие активным участником этого рынка как в роли эмитента, так и в роли инвестора. Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики.

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая: регулятивные органы; регулятивные функции и процедуры; законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг; этику фондового рынка; традиции и обычаи.

Таким образом можно сделать заключительные выводы, что для успешного совершенствования рынка необходимо: во-первых повысить доверие к рынку ценных бумаг, во-вторых необходимо усовершенствовать законодательно-правовую базу, в-третьих необходима такая политика, которая бы позволила в короткие сроки завершить процесс приватизации, поскольку из опыта развитых стран видно, что акции АО играют большую роль на рынке ценных бумаг. В нашей же стране ведущая роль принадлежит государственным ценным бумагам.

Используемая литература

1. Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы. Воронеж. Издательство ВГУ. 1996.

2. Вложения в государственные ценные бумаги // Финансы и кредит. 1998. №2 (38). - с.11.

3. Фельдман А.А. Лоскутов А.Н. // Рынок ценных бумаг в России. Москва. Аналитика-пресс: Академия. 1997.

4. Под ред. Килячкова А.А. // Практикум по Российскому рынку ценных бумаг/ - М.: Издательство БЕК, 1997. - с.70-83.

5. Под редакцией Чепурина М.Н., Басовой Е.А. // Курс экономической теории / Издательство “АСА“. Киров 1997

6. Последствия августовского кризиса 1998 года // Вопросы экономики 1999. №8 - с.42-46

7. Интернет, сервис ММВБ.

8. С. Глазьев // Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики" №2 1999г.

9. Федеральный закон от 22.04.96 г. N 39 "О рынке ценных бумаг"

10. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова // Экономическая теория // М. 2008г.

11. Финам.ру: рынок ценных бумаг, информация и аналитика (http://www.finam.ru/dictionary/)

12. Криничанский К.В. // Рынок ценных бумаг/ Издательство "Дело и сервис", М 2007

13. Вихров А.К. Вексель становится привычным. // Деловой экспресс. -1996.

14. Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова // Рянок ценных бумаг/Издательство: М.: Финансы и статистика: 2006.

15. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. Учебное пособие. РДЛЗ.М., 1997.

16. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производные финансовые инструменты / Учебное пособие. - М: 1Федеративная книготорговая компания, 1998.

17. Килячков А.А. Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002.

18. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004, (2 СD)

19. Журнал "Рынок Ценных Бумаг", Издательский Дом "РЦБ", http://www.rcb.ru

20. Под ред.В.И. Колесникова, В.С. Торкановского // "Ценные бумаги. Учебник" / - М.: Финансы и статистика, 2000.

21. Википедия, свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/.

Приложение

Приложение1

Допустим, посредством выпуска акций удалось собрать 10 млрд. руб., необходимых для аренды здания, закупки машин и оборудования, найма рабочих и т.д. Всего продано 1 млн. акций по 10000 руб. Каждая такая акция дает право своему владельцу на получение дивиденда. Скажем, если компания в текущем году получила прибыль в размере 2 млрд. руб., то часть этой суммы (пусть 1 млрд. руб.) распределяется среди акционеров по 1000 руб. на десятитысячную акцию в качестве дивиденда.

Приложение 2

Акционерное общество выпустило 900 простых акций и 100 привилегированных, а также 150 облигаций. Номинал всех ценных бумаг 1 тыс. рублей. Процент по облигациям составляет 12%, дивиденд по привилегированным акциям - 15%. Каким образом будут соотносится между собой по доходу держатели различных ценных бумаг, если прибыль к распределению между акционерами составила 160 тыс. рублей. Решение поставленной задачи будет следующим:

Рассчитывается размер дохода, который получит владелец облигации: 12% х 1000=120 рублей. Рассчитывается размер выплат в качестве дивидендов по одной привилегированной акции: 15% х 1000=150 рублей. Рассчитывается размер затрат на выплату дивидендов по всем привилегированным акциям, общее количество которых по условиям задачи равно 100 штукам: 100 х 150= 15000 рублей. Определяется сумма, оставшаяся на выплату дивидендов по простым акциям: 160000-15000=145000 рублей. Вычисляется размер выплат в качестве дивидендов по одной простой акции: 145000: 900=161 рубль. Следовательно, в порядке уменьшения дохода владельцы различных ценных бумаг распределяются следующим образом: владелец простой акции получит на одну ценную бумагу 161 рубль, акционер, имеющий привилегированную акцию, получит 150 рублей, доход собственника облигации составит 120 рублей.

Приложение 3

Приложение 4

Земельный вексель.

Это инструмент, позволяющий перевести земельные активы города из натуральной формы в фондовую. В январе 1998 года практически был готов проект векселя на стоимость права аренды в течение определенного промежутка времени (вплоть до максимального в 49 лет). Смысл использования земельного векселя состоит в следующем. Вместо того чтобы сразу оплатить стоимость права аренды на земельный участок, арендатор выпускает процентный вексель на всю сумму (процент по векселю должен быть небольшим) и передает этот вексель московскому правительству в лице уполномоченного земельного банка. Вексель обеспечен одним из самых надежных активов - землей, кроме того, по закону о простом и переводном векселе - всем имуществом векселедателя.

Программа земельного векселя позволяет городу обратить натуральные земельные активы в фондовые, причем на подобных условиях рынок станет более масштабным, с большим количеством участников. Используя векселя, правительство получает возможность увязать во времени доходы бюджета с его расходами. Более того, располагая фондовыми активами в миллиарды долларов, правительство Москвы может предоставить на их базе гарантии инвесторам. Причем гарантии, обеспеченные землей, то есть в какой-то степени более надежные, чем бюджетные гарантии. Кроме того, необходимо отметить, что векселя будут иметь текущую стоимость, которая будет существенно ниже номинала.

Инвестор получает рассрочку по плате за право аренды и средства под залог этого же, еще не выкупленного до конца, права!

Однако на практике существуют реальные проблемы - например, отсутствие достаточно мощного банковского капитала, недостатки нормативно-правовых актов и налогового законодательств.

Приложение 5

14 августа правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин кризиса в августе 1998г. По данным Доклада, подготовленного сотрудниками Департамента финансовой политики МЭКа (Межгосударственного Экономического Комитета) и Исполнительной дирекции МВК (Межгосударственного Валютного Комитета) под редакцией д.э.н. Д.А. Чегодаева на основании материалов Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Межгосударственного статистического комитета СНГ, министерств экономики, финансов и Центрального Банка Российской Федерации и публикаций в средствах массовой информации, причинами кризиса явилось то, что:

Правительство проглядело смену экономических фаз и не смогло (или не захотело) скорректировать систему экономических регуляторов.

Правительство не увидело специфики настоящего кризиса, приняв его за классический “кризис бюджетных дефицитов”. В результате меры, примененные им, были направлены на реструктуризацию внутренних обязательств, а не на приведение к реальности завышенной системы цен, эти обязательства спровоцировавшие.

Правительство пыталось одновременно условно девальвировать рубль и санировать рынок ГКО - ОФЗ, повысить налоговые поступления и заморозить обязательства крупных российских банков перед иностранными кредиторами. Полученные результаты не имели ничего общего с поставленными задачами: на рынок хлынул шквал “отсроченной инфляции”, была спровоцирована паника и “расходы будущих периодов” неумелыми действиями были переведены в “текущие обязательства”.

Попытка Правительства ослабить давление на валютный сегмент финансового рынка, образовавшийся в результате оттока больших объемов рублевой денежной массы из корпоративного сектора, вследствие резкого снижения привлекательности арбитражных сделок путем увеличения доходности государственных ценных бумаг, привела к критическому росту бюджетных расходов по обслуживанию внутреннего долга.

Фактической ликвидацией 14 августа рынка ГКО Правительство только усилило это давление, и вся высвободившаяся рублевая масса хлынула на валютный рынок.

Принятие правительством и ЦБ РФ 17 августа экстренных защитных мер спровоцировало резкое снижение ликвидности банковской системы России, многие из банков оказались на грани банкротства. Население начало скупать доллары в обменных пунктах, снимать вклады с рублевых и валютных банковских счетов, начался ажиотажный спрос на все товары и продовольствие.

Кризиса можно было избежать или, по крайней мере, смягчить, если бы вместо панического повышения доходности ГКО и ОФЗ был найден иной доходный сегмент рынка, куда были бы направлены финансовые потоки, высвобожденные после краха рынка корпоративных бумаг, например в реальный сектор российской экономики, способный при правильном управлении эффективно использовать значительный объем инвестиций

Также можно было бы расширить объемы денежных масс за счет увеличения капитализации предприятий, введения в финансовый оборот земельных участков, принадлежащих предприятиям.

Практически невостребованной оказалась и интеллектуальная собственность не только в России, но и во всех странах СНГ. Имея огромный интеллектуальный потенциал, наши государства так и не смогли вовлечь интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, как это уже давно сделано в развитых странах. Так, по некоторым оценкам экспертов, в составе основных фондов технологических фирм развитых стран доля интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов составляет до 40%, в то время как на подобных предприятиях государств СНГ, в лучшем случае, - доли процента. Однако это вопрос перспективы и он не решается в течение года.

Приложение 6

Облигации государственного российского республиканского внутреннего 5% -ного займа 1990 г. были выпущены 1 января 1990 г. сроком на 16 лет. Номинал облигаций - 5000, 10000, 25000 и 100000 руб. Размещались облигации среди юридических лиц. Доход по облигациям фиксирован в размере 5% от номинала и выплачивается один раз в год.

Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. выпущены 1 октября 1992 г. сроком на 10 лет. Номиналы облигации 500 и 1000 руб. Характерная особенность этого займа - он выпускался отдельными разрядами по 5 млрд. руб. и общий объем займа при выпуске не устанавливался. Доход по облигациям выплачивается в форме выигрышей из расчета 30% в год. В течение 10 лет обращения облигаций предусмотрен выигрыш 32% всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу.

Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (облигации ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 1993 г. для компенсации валютных средств пред приятий, находившихся на счетах Внешэкономбанка. Облигации выпущены в бумажной форме номиналом в 1000, 10000 и 100000 долл. в виде семи серий (траншей) со сроками погашения 14 мая 1994 г., 1996 г., 1999 г., 2003 г., 2008 г., 2006 г. и 2011 г. По облигациям начисляется 3% годовых с 14 мая 1993 г. Проценты уплачиваются держателям облигаций раз в год 14 мая по предъявлении ими соответствующего купона. После погашения облигаций ВЭБ первого транша в 1994 г. доверие инвесторов к ним заметно повысилось, в результате чего начал быстро формироваться вторичный рынок. В настоящее время облигации продаются на договорной основе с дисконтом в цене (скидкой в процентах от номинала). Значение цены этих облигаций (на начало июня 1996 г.) в процентах от номинала для разных траншей, а также эквивалентная величина доходности валютных вложений на соответствующие сроки (с учетом выплачиваемых 3% годовых) представлены в таблице.

Номер

Транша

Год погашения

Цена, % от номинала

Доходность к погашению

3

1999

70,5-70,9

16,3

4

2003

40,9-41,25

19,0

5

2008

28,9-29,25

17,6

6

2006

31,6-31,65

18,5

7

2011

24,5

17,5

Облигации государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК).

Выпускаются в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 млн. руб. с 1995 г., обращаются в единой системе вместе с ГКО в безналичной форме с переменным купонным процентом и сроком действия более одного года. Срок обращения первого выпуска - 378 дней. Параметры отдельных выпусков облигации определяет эмитент в глобальном сертификате и объявляет их за 7 дней до начала размещения.

ОФЗ-ПК - процентная ценная бумага, т.е. владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, и на доход в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Поэтому рыночная стоимость ОФЗ-ПК определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом.

Эмитентом облигаций федеральных займов выступает Министерство финансов РФ. Эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков. Владельцем облигаций может быть и физическое, и юридическое лицо, как резидент, так и нерезидент, если иное не предусмотрено условиями выпусков. Право собственности на облигации устанавливается с момента осуществления приходной записи по счету депо, который служит для учета и хранения облигаций в депозитарии и субдепозитарии. Поскольку облигации федеральных займов выпускаются в бездокументарной форме, то владельцы не имеют права требовать их выдачи на руки. Вместе с тем владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, или имущественного эквивалента, если это предусмотрено условиями выпуска, а также на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации федеральных займов.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Банк России, который по согласованию с Министерством финансов РФ устанавливает порядок заключения и исполнения сделок с облигациями через уполномоченные организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской функции. Основным документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями, является глобальный сертификат, оформляемый на каждый выпуск в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Процентная ставка купонного дохода определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средне-взвешенной цене на вторичных торгах на ММВБ и рассчитывается по тем выпускам ГКО, погашение которых будет произведено в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода до 30 дней после даты выплаты очередного купонного дохода. Доходность определяется как средневзвешенная за последние 4 торговые сессии до даты объявления доходности. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения).

Облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ)

Эмиссия ОСЗ проводится в форме отдельных выпусков в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Владельцами ОСЗ могут быть юридические и физические лица, являющиеся по российскому законодательству резидентами и нерезидентами. С облигациями государственного сберегательного займа можно совершать сделки купли-продажи в течение одного года - срока их обращения.

Облигации выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении. Купонный период составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом плюс установленная Министерством финансов РФ премия. Таким образом, процентный доход по рассматриваемым облигациям превышает уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. При этом владельцу выплачивается номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Банки и финансовые организации, участвующие в размещении ОСЗ, в течение 60 дней с момента начала выпуска обязаны продать по рыночным ценам не менее 90% купленных ими у эмитента облигаций.

Облигации золотого федерального займа

Президентом РФ был подписан Указ "О выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом" №899 от 5 95 г. В соответствии с этим документом Правительством РФ принято Постановление "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" № 1091 от 5 ноября 1995 г.

Условия эмиссии облигации золотого федерального займа следующие. Срок обращения - три года. Предусмотрено право владельцев при погашении на получение слитков золота. Количество выпускаемых облигаций 300 тысяч. Номинальная стоимость облигации выражается в рублях и определяется из стоимости 100 граммов золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США, веденной по официальному курсу Центрального банка РФ, на дату начала эмиссии облигаций. Процентный доход по облигациям золотого федерального займа равен годовой ставке ЛИДОР по долларам США на предшествующий рабочий день перед датой его объявления плюс один процент, приблизительно 7% в год.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.