РУБРИКИ

Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

p align="left"> 3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги

В настоящее время крупные предприятия получают в банках наличные на выплату заработной платы, а крупные торговцы сдают в банки наличную выручку. Конкуренция банков за обслуживание крупных предприятий высока и побуждает их устанавливать комиссии за выдачу и прием наличных на минимальном уровне, на пределе рентабельности. Возьмем представленные выше данные по обороту наличных через кассы банков, уменьшим оборот на величину выдач и взносов частных вкладов с нулевой комиссией, разделим полученный результат на величину доходов по кассовым операциям и получим, что в среднем за прием и выдачу наличных традиционным образом банки получают 0,08% от суммы.

В 2000-х гг. ощущается явная тенденция по росту выплат заработной платы с помощью платежных карт, оплате дорогостоящих потребительских товаров или мелкооптовых партий через операционные кассы банков переводом на счет продавца. В результате этого коммерческие банки получают вместо небольшого количества крупных предприятий большое количество розничных клиентов с небольшими суммами взноса или выдач наличных. Для массы розничных клиентов банки обычно устанавливают большие комиссии по кассовым операциям. Так, например, выдача наличных через банкоматы за рамками крупных зарплатных проектов осуществляется с комиссией 1-0,5% от суммы, традиционные прием и выдача наличных через кассы банков в небольших суммах для обычных розничных клиентов редко когда делаются за менее чем 0,5% от суммы.

Выдача наличных через банкоматы, как указывалось выше, высокоприбыльна для банков, позволяет быстро окупать инвестиции в инфраструктуру кассовых операций. Одновременно уровень соответствующих комиссий приемлем для розничных клиентов и стимулирует использование безналичных расчетов по сделкам верхней суммовой категории. Поэтому предлагается установить минимальный размер комиссии за выдачу и прием наличных на уровне 1%, как в карточных системах при выдаче наличных через банкоматы. За выдачу и взнос наличных традиционным способом также необходимо установить комиссии в размере 1%, чтобы стимулировать использование современных средств автоматизации кассовой работы.

Рассчитаем потенциальный объем оборота наличных через кассы банков и соответствующие доходы. Предположим, что за несколько лет удастся перевести на текущие счета выплату до 75% доходов россиян. Технологии платежных систем станут настолько эффективными, что россияне будут оплачивать безналичными платежами до 30% своих покупок. Совокупные доходы населения в 2006 г. в нашей стране составили около 300 млрд дол. США. Исходя из этого, «зарплатный» оборот наличных через банки возможно довести до 135 млрд дол. США в год, или порядка 4,3 трлн руб. в текущих ценах без учета инфляции. Для сравнения: совокупный оборот через кассы банков составил в 2006 г. 17 трлн руб., а совокупная выдача наличных через банкоматы 0,7 трлн руб. На фоне текущих показателей оборота наличных выход через три-пять лет на прогнозируемый уровень в 4,3 трлн.руб. вполне реален. Совокупный размер комиссий за выдачу наличных через банкоматы может достичь 1 350 млн дол. США в год.

Выдача наличных на заработную плату через банкоматы с указанными выше параметрами будет формировать далеко не весь кассовый оборот коммерческих банков. 25% заработной платы будет выдаваться традиционным образом оптовыми суммами через кассы банков. Все выдачи наличных физическим лицам будут истрачены и внесены обратно в коммерческие банки торговыми предприятиями или в рамках кредитно-депозитных операций. Заставить крупные торговые предприятия платить за взнос наличных по 1 % от суммы при существующих средних тарифах менее 0,1 % нереально и экономически нецелесообразно. Достаточно хотя бы разумно увеличить эти комиссии до уровня положительной рентабельности банков, т.е. до уровня 0,3% от суммы. Оптовый наличный оборот через кассы банков оценивается через 3-5 лет на уровне 285 млрд дол. США, или 9 трлн руб. в текущих ценах без учета инфляции. Банки при комиссии 0,3% заработают на этом обороте 855 млн дол. США комиссионного дохода.

Не стоит рассчитывать, что новые технологии платежных систем сделают экономически невыгодным теневой хозяйственный оборот. Теневой наличный оборот сейчас во многом проходит через банки, а точнее через фирмы-однодневки при банках. Существующие тарифы за обналичивание не превышают 1% суммы операции. Из них 0,3% получает банк в виде комиссий по кассовым операциям, и этим его интерес формально ограничивается. 0,7% получает фирма-однодневка на покрытие своих издержек. В эту часть включается теневая доходность банков.

Для банков фирмы-однодневки являются внешне обычными клиентами, платящими обычные комиссии за кассовые операции. Такие фирмы, по оценкам специалистов налоговых органов и самих банкиров, формируют до 25% оптового оборота наличных через кассы частных банков, не считая вкладного оборота. Этот оборот наличных через кассы банков на обналичивание оценивается на уровне 2,2 трлн руб. и приносит банкам 22 млрд руб. дохода, что в 1,3 раза больше легального дохода банков от кассовых операций.

Комиссии за обналичивание аналогичны комиссиям за выдачу наличных через банкомат. Обналичивание подвергается гонениям со стороны налоговых органов, поэтому банки предоставляют такие услуги ограниченному числу доверенных клиентов. В выплате заработной платы на банковские счета государство будет на стороне банков, поскольку такие выплаты будут способствовать налоговому администрированию. Это создает предпосылки к трансформации интереса коммерческих банков в сторону расширения легальных операций с наличными.

Средствами дистанционного банковского обслуживания в 2002 г. пользовалось в лучшем случае 5-6% предприятий с наибольшим оборотом. По данным Банка России, в среднем на один работающий счет предприятия приходится 25 платежей, на счет малого предприятия, очевидно, приходится в несколько раз меньше платежей, чем указанная средняя величина. Малое предприятие наравне с большим может использовать средства ДБО и платить за них от 20 до 40 дол. США в месяц, но при эпизодической работе с банком это будет дорого. Например, при 10 платежах в месяц каждый платеж будет обходиться предприятию от 2 до 4 дол. США, что существенно выше существующих 5 руб., которые берет Банк России.

Комиссию за использование средств ДБО необходимо установить в таком размере, чтобы, например, за 10 платежей в месяц через средства ДБО платилось ощутимо меньше комиссий, чем за те же 10 платежей по 2,5 дол. США при их традиционном физическом приеме и ручной обработке в банке. Необходимо использовать опыт операторов мобильной связи, существенно снизивших свои тарифы и сделавших свои услуги доступными не только для состоятельных слоев населения, но и для среднего класса. Предлагается установить комиссию за подключение и месячное абонентское использование Интернет-банка и телебанка по 10 дол. США в месяц. Это минимальная плата за использование мобильного телефона, доступная даже студентам.

Подключение клиента через Интернет или мобильный телефон не требует визита сотрудника банка в офис клиента. Процедура оформления документов в офисе банка не намного сложнее процедуры эмиссии пластиковой карты. Комиссия за подключение средства дистанционного доступа в 10 дол. США покроет издержки банка так же, как покрывает 5 дол. США за эмиссию пластиковой карты. Один крупный московский банк, предоставляющий услуги Интернет-банка, в рамках эксперимента в дополнительном офисе снизил комиссию за эти услуги с 25 до 10 дол. США в месяц. Такое снижение позволило в течение полугода перевести в Интернет обслуживание 45% предприятий и существенно разгрузить операционистов дополнительного офиса.

Рассчитаем потенциальный доход коммерческих банков от услуг дистанционного обслуживания. Предположим, что через Интернет и мобильный телефон будут работать с банками 90% предприятий. Всего поданным МНС России в нашей стране 2,5 млн работающих предприятий. Через мобильный телефон также будут работать с банками, например, 1/4 абонентов мобильной связи. Число абонентов мобильной связи в нашей стране к середине 2006 г. приближалось к 6 млн. Получается, что средствами ДБО будут постоянно пользоваться 4 млн клиентов, и эти клиенты будут платить банкам комиссии в 480 млн дол. США в год. Годовой доход за подключение средств ДБО будет в 20--25 раз меньше, поскольку клиенты вряд ли будут менять банк чаще, чем один раз в 2--3 года. Этот доход будет покрывать только издержки банков на подключение, так же, как комиссии за выпуск карт покрывают издержки только на их эмиссию.

К текущей работе средств ДБО коммерческие банки не будут иметь никакого отношения, так же, как в карточном бизнесе владелец платежной карты крайне редко становится объектом традиционного банковского обслуживания. Текущие издержки банков будут формироваться только в рамках сервисного обслуживания средств дистанционного доступа. По статистике карточного бизнеса банков и операторов мобильной связи, число жалоб клиентов минимально, не больше 1,7 обращения каждого клиента в год. Доходы от дистанционного банковского обслуживания практически не будут сопровождаться текущими расходами, а потому могут считаться прибылью банков, могут быть использованы на инвестирование или возмещение средств в развитие платежных технологий.

Прогнозируется массовое использование средств ДБО в качестве инструмента представления дополнительных услуг платежных систем. Предоставление дополнительных услуг мыслится как компенсация клиентам неудобства и большие издержки безналичных расчетов в сравнении с наличными. Специалисты коммерческих банков будут устанавливать в простые средства ДБО дополнительное программное обеспечение. Непосредственное потребление услуги со стороны клиента будет осуществляться самостоятельно и автоматически, также, как инициирование платежа или получение выписки. Установка программного обеспечения сложных дополнительных услуг для крупных предприятий будет требовать посещения офиса клиента специалистом банка. Посещение офиса клиента будет необходимо при установке наиболее функционального и защищенного средства ДБО типа «банк-клиент» или POS-терминала. Потребуется профессиональная привязка программного обеспечения средств ДБО и учетных программ предприятий, профессиональная установка на компьютер клиента программного обеспечения электронной коммерции.

Подключение сложных средств ДБО и оказание дополнительных услуг платежных систем, требующих визита специалиста банка в офис клиента, экономически невыгодно для банков предоставлять за 10 дол. США. Если установить комиссии за подключение средства «банк--клиент» и оказание дополнительных услуг платежных систем для крупных и средних предприятий в размере 100 дол. США, то они покроют издержки банка по ежедневному содержанию и обеспечению рабочего места двух специалистов, участвующих в установке соответствующего программного обеспечения. Такой размер комиссии за подключение будет приемлем для предприятия, получающего интересные дополнительные возможности по автоматизации ряда бизнес- и учетных процедур. Дополнительные услуги платежных систем следует ориентировать в основном на крупные и средние предприятия с оборотом, например, свыше 1 млн руб. в месяц. Таких предприятий в нашей стране, как указано выше, порядка 25% от 2,5 млн реально работающих, т.е. 625 тысяч.

Предположим, что каждое крупное или среднее предприятие один раз в год будет получать обновленную версию программного обеспечения или менять банк и платить за это по 100 дол. США. В совокупности доходы коммерческих банков от подключения средства «банк--клиент», оборудования приема пластиковых карт или сложных дополнительных услуг платежных систем тогда составят 62 млн дол. США. Эти доходы, как и доходы от эмиссии пластиковых карт, будут покрывать издержки банков, прибыльная составляющая в них будет минимальна.

Собственно прибыль банки будут получать от абонентской платы за использование отдельно каждого программного модуля средства ДБО или дополнительной услуги. Для крупного или среднего предприятия плата за каждый модуль в размере 10 дол. США с учетом ощутимого экономического эффекта от их использования будет необременительна. Каждое крупное предприятие будет платить коммерческим банкам за 4 программных модуля - это, например, средство ДБО, подтверждение электронной подписи и пересылка электронной корреспонденции, электронная коммерция и автоматизация бухгалтерского учета. Совокупная абонентская плата за использование сложного программного обеспечения дополнительных услуг платежных систем со стороны крупных и средних предприятий вполне может составить 225 млн дол. США.

В совокупности комиссионный доход банков от многочисленных небольших клиентов и небольшого числа крупных и средних клиентов за использование средств ДБО и оказание дополнительных услуг платежных систем ожидается на уровне 787 млн дол. США в год. Из этой суммы на покрытие текущих издержек банков по настройке и выдаче простых средств ДБО, установке в офисе клиентов сложного программного обеспечения потребуется 82 млн дол. США. Разница между текущими доходами и текущими расходами составит 705 млн дол. США и может рассматриваться как источник средств на разработку программного обеспечения.

Заключение

Совокупные прямые комиссионные доходы коммерческих банков от расчетно-кассовых операций составили в 2006 г. 38 млрд руб., косвенные процентные доходы от размещения средств остатков расчетных и текущих счетов 34 млрд руб. Кассовые операции принесли банкам 15,9 млрд руб. дохода, обслуживание рублевых расчетных счетов предприятий 10,6 млрд руб., текущих валютных счетов предприятий 6,1 млрд руб., карточных счетов 5,3 млрд руб. Совокупные издержки банков на поддержание инфраструктуры дополнительных офисов и филиалов составляют оценочно 77 млрд руб., из которых 60% приходится на расчетно-кассовые операции.

Крупные предприятия (с оборотом от 10 млн руб. в месяц) составляют 6% клиентов банков и приносят 75% дополнительного процентного дохода. Счета малых предприятий составляют 75% клиентов и приносят в среднем 64 дол. США на один счет в год косвенного процентного дохода. Обслуживание одного счета крупного предприятия приносит в среднем 1 244 дол. США комиссионного дохода, малого предприятия 58 дол. США. Содержание одного филиала или дополнительного офиса банка обходится в год в 250 тыс. дол. США, из которых 150 тыс. дол. США будут издержками на расчетные и кассовые операции. Обслуживание одного расчетного счета малого предприятия обходится банкам в 322 дол. США в год.

Издержки банков на эмиссию или годовое обслуживание одной простой карточки составляют 5,5 дол. США в год и почти полностью покрываются соответствующими комиссиями. Комиссия банков за выдачу наличных через банкоматы составляет в среднем 0,3% от суммы, хотя банки декларируют комиссии и на уровне 1%, за взнос и выдачу наличных традиционным образом банки получают в среднем 0,07%. Издержки банков на обслуживание одного банкомата составляют максимум 1 000 дол. США в месяц, прибыли до 500 дол. США в месяц. Издержки обслуживания POS-терминала составляют до 500 дол. США в месяц, для их покрытия ежедневно необходимо проводить минимум 7 платежей, тогда как фактически проводится в среднем 1 платеж.

Получается, что прямые комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций покрывают только 82% соответствующих издержек, в положительный результат эти операции выводят только дополнительные косвенные процентные доходы от размещения остатков средств текущих счетов. Реально прибыльны для банков только обслуживание счетов крупных предприятий, а каждый счет малого предприятия приносит банкам убыток в размере 200 дол. США за год. Ситуация с прибыльностью обслуживания крупных и малых предприятий усугубляется фактором активного использования крупными предприятиями средств ДБО и не применением этих средств большинством малых предприятий.

Несмотря на существенно меньшие показатели средних оборотов и остатков по карточным счетам населения в сравнении даже с обслуживанием малых предприятий, карточный бизнес остается для банков интересным и динамически развивается. Привлекательность карточного бизнеса для банков заключается в массовом использовании средств ДБО. Из-за этого каждый владелец карты посещает банковский офис в среднем не чаще двух раз в год, тогда как представитель одного работающего малого предприятия посещает банк в среднем 72 раза в год. За каждую платежную операцию и операцию снятия наличных с помощью платежных карт банки получают в несколько раз большие комиссии, чем за обслуживание счетов малых предприятий.

Таким образом, расширение безналичных расчетов за счет малых предприятий в рамках традиционной модели обслуживания банкам не интересно и обернется существенным ростом убытков. Банкам необходимо переводить подавляющее большинство клиентов на дистанционное обслуживание и внедрять другие новации в технологии платежных систем. Стимулирование этих процессов возможно в рамках тарифной политики банков -- необходимо существенно повысить тарифы за традиционное обслуживание и снизить за дистанционное и дополнительные услуги.

Было предложено установить комиссии за открытие и годовое обслуживание счета юридического или физического лица на уровне минимум 5 дол. США. За традиционное обращение в банк для проведения платежа, получения выписки, сложных расчетов или разрешения конфликтных ситуаций -- на уровне 2,5 дол. США. За выдачу небольших сумм наличных через банкоматы 0,5%, традиционным образом через кассу 1%, за взнос крупных сумм наличных 0.3°с. Такой уровень комиссий основывается в основном на тарифах карточных платежных систем и российских банков за расчеты в иностранной валюте.

За подключение и ежемесячное использование средств ДБО предлагается брать минимум 10 дол. США, на уровне минимальной платы за мобильный телефон. Предлагается брать по 100 дол. США за выезд специалиста банка в офис клиента для установки или сервисного обслуживания программного обеспечения «банк-клиент» и его привязки к учетной программе, установки модуля электронной коммерции, подтвержденной электронной почты, интернет-трейдинга и других дополнительных услуг платежных систем. За месячное использование каждым таким программным модулем в отдельности предлагается брать также по 10 дол. США.

При таких тарифах банки смогут в совокупности за год получать за открытие счетов 206 млн.долл, за ведение счетов 413 млн дол, за традиционное физическое обслуживание клиентов 48 млн дол., за проведение расчетов в иностранной валюте 194 млн дол. За выдачу наличных через банкоматы через 3-5 лет можно получать 1350 млн дол. без учета инфляции в текущих ценах, за прием и выдачу наличных традиционным образом через кассы 855 млн дол. За подключение средств ДБО можно получать 20 млн дол. ежегодно, за использование средств ДБО 480 млн дол., за установку программного обеспечения в офисе клиента 62 млн дол., за использование программного обеспечения дополнительных услуг 225 млн дол.

В совокупности прямые комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций могут достигнуть 3 853 млн дол., что в 3,2 раза больше соответствующего показателя за 2006 г., в 1,7 раза больше совокупных прямых комиссионных и косвенных процентных доходов за 2006 г. Доходы за расчетные операции будут почти полностью покрывать соответствующие издержки банков с учетом снижения традиционного физического обслуживания клиентов. Возросшие в 4 раза доходы по кассовым операциям позволят за 2-3 года проинвестировать и окупить вложения в модернизацию инфраструктуры, существенное увеличение количества банкоматов и POS-терминалов. Комиссии за дистанционное обслуживание и новые услуги в несколько раз превысят существующие затраты банков на IT-технологии, позволят ежегодно полностью обновлять программное обеспечение двух-трех средств ДБО или дополнительных услуг.

Доходы от расчетно-кассовых операций становятся сопоставимыми с доходами от кредитно-депозитных операций, интерес банков к предоставлению и технологическому совершенствованию этих операций существенно возрастает. Расчетный банковский бизнес станет наиболее прибыльным и привлекательным, как в свое время были спекуляции на валютном рынке, приватизация крупных промышленных предприятий или инвестиции в государственные ценные бумаги. Банки получат материальную основу для совершенствования технологий платежных систем, а именно -- снижения издержек платежа до нескольких минут и нескольких рублей, перехода на массовое дистанционное обслуживание, расширения посредничества в работе клиентов на финансовых рынках, развития электронной коммерции клиентов, автоматизации их бухгалтерского учета и т.п. С учетом внедрения новых технологий платежных систем расчетно-кассовые услуги банков даже несмотря на существенный рост комиссий за традиционные операции, станут более востребованы со стороны клиентов, приведут к повышению эффективности российской экономики.

Список использованных источников

1. Ануреев С.В. Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков и пути ее повышения/С.В. Ануреев//Финансы и кредит. - 2007. - №13. - С. 25

2. Курбатов А. А. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации/А.А. Курбатов // Хозяйство и право.- 2005.-№9.- С.3

3. Слуцкий Л.Э. Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия/Л.Э. Слуцкий // Деньги и кредит. - 2005. - №10. - С. 24

4. Суворов А.В. Клиент для банка или банк для клиента?/А.В. Суворов //Финансы и кредит. - 2005. - № 6. - С. 9

5. Шуляк П.Н. Финансы предприятия [Текст]: учебник/П.Н. Шуляк. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 712 с.

6. Козлова Е.П., Голанина Е.Н. Банк и клиент - юридическое лицо [Текст]: учебное пособие/Е.П. Козлова, Е.Н. Голанина. - М: Финансы и статистика, 2005. - 120 с.

7. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки [Текст]: учебное пособие/Н.Г. Антонов. - М: Финстатинформ, 2005. - 380 с.

8. Гражданский Кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 27.07.2006) // Консультант Плюс. Версия Проф

9. О банках и банковском функционировании: Закон РФ от 03.02.1996, № 17-ФЗ (ред. от 03.05.2006) // Консультант Плюс. Версия Проф

10. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение Центрального Банка РФ от 12.04.2001 №2-П (ред. от 30.10.2002) // Консультант Плюс. Версия Проф

11. О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации: Положение Центрального банка РФ от 09.10.2002 № 199 // Консультант Плюс. Версия Проф

12. О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации: Положение Центрального банка РФ от 05.01.1998 № 14-П (ред. от 31.10.2002) //Консультант Плюс. Версия Проф

13. Об открытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам): Инструкция Центрального банка РФ от 14.09.2006 №28-И // Консультант Плюс. Версия Проф

14. Сайт банка России www.cbr.ru

Приложение 1

Платежная система России (2002 г.)

Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России и частные платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).

Банк России занимает особое место в платежной системе России. Банк России, являясь оператором собственной платежной системы, координирует и регулирует расчетные отношения в России, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, а также организует наличное денежное обращение. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности.

К правовой базе регулирования платежной системы России относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, основными из которых являются Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", а также принятые в соответствии с ними нормативные акты Банка России. Отношения между Банком России и его клиентами, а также кредитными организациями и их клиентами регулируются договорами корреспондентского счета (субсчета) или банковского счета. Указанные документы служат правовой основой для функционирования и дальнейшего развития платежной системы России. Банк России информирует банковское сообщество и общественность о вносимых изменениях и дополнениях к нормативным актам, а также о принимаемых решениях в направлении технической модификации платежной системы России.

Банк России постоянно уделяет особое внимание совершенствованию и развитию нормативной базы, обеспечивающей функционирование платежной системы России. В 2002 году утверждена новая редакция Положения Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" № 2-П, в которой уточнен порядок расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом, а также дано определение окончательности и безотзывности платежей, которое позволит исключить финансовые риски участников и обеспечить еще более высокую степень надежности платежной системы. Банком России совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в 2002 году подготавливались нормативные документы по унификации расчетных документов, реализация которых позволит ускорить зачисление налоговых и других платежей в федеральный бюджет, бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, и их перечисление на финансирование расходов бюджетов. В целях совершенствования организации наличного денежного обращения и регулирования расчетов наличными деньгами в 2002 году Банком России совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам давались разъяснения, касающиеся установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

Структура платежной системы России приведена на рисунке 1.

Каждой кредитной организации для осуществления расчетов через платежную систему Банка России в обязательном порядке открывается корреспондентский счет в учреждении Банка России. Кредитная организация вправе открыть корреспондентский субсчет в учреждении Банка России своему филиалу, за исключением филиалов, обслуживающихся в одном учреждении Банка России с головной кредитной организацией или другим филиалом кредитной организации. В этом случае расчетные операции осуществляются через корреспондентский счет головной кредитной организации или корреспондентский субсчет другого филиала кредитной организации, открытые в Банке России. Кредитные организации и их филиалы, которым открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России, являются клиентами Банка России. Многофилиальные кредитные организации для осуществления расчетов между филиалами открывают счета межфилиальных расчетов. Межбанковские расчеты между кредитными организациями совершаются через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. В расчетных небанковских кредитных организациях участниками расчетов являются как кредитные организации, так и юридические лица, не являющиеся кредитными организациями. Клиентам - юридическим и физическим лицам - для осуществления безналичных расчетов открываются счета в кредитных организациях, а в отдельных случаях, установленных законодательством, юридическим лицам открываются счета в учреждениях Банка России.

Участниками платежной системы России являлись 11721 учреждения Банка России, 1331 кредитная организация, в том числе 41 расчетная небанковская кредитная организация, 3326 филиалов кредитных организаций. Кроме того, расчетное обслуживание клиентов осуществляли 6387 дополнительных офисов кредитных организаций.

Участниками платежной системы России открыто клиентам (резидентам и нерезидентам) 271,4 млн. банковских счетов в валюте Российской Федерации, в том числе юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - 4,2 млн. счетов (1,6%), физическим лицам - 267,2 млн. счетов (98,4%), из которых большинство счетов - 90,1% - в Сберегательном банке Российской Федерации. Количество банковских счетов в расчете на одного жителя в среднем по России составило 1,9 счета.

В среднем по Российской Федерации количество жителей, приходящихся на одного участника платежной системы России, составило 24,7 тысячи человек, а количество юридических лиц - 660. В то же время, с учетом дополнительных офисов, открытых кредитными организациями (филиалами), данные показатели соответственно составили 11,8 тысяч жителей и 315 юридических лиц.

В 2002 году платежной системой России проведено 737,9 миллионов платежей на сумму 130,1 трлн. рублей. Увеличение по сравнению с 2001 годом объема платежей составило 22,0%, что выше уровня инфляции в стране. Это, а также количественный рост платежей на 16,5%, явилось следствием подъема деловой активности хозяйствующих субъектов.

В 2002 году практически не изменилось соотношение безналичных платежей, проведенных платежной системой Банка России и частными платежными системами в платежной системе страны (рисунок 2).

В структуре безналичных платежей значительную часть составляют платежи, проведенные платежной системой Банка России: 47,6% по количеству и 58,7% по объему платежей. Постоянно высокий уровень платежей, проводимых через платежную систему Банка России, обусловлен эффективным и бесперебойным ее функционированием, а также тем, что использование для расчетов кредитными организациями средств, размещенных на счетах в Центральном банке Российской Федерации, имеющих нулевой кредитный риск, минимизирует их финансовые риски.

Параллельно с активным развитием платежной системы Банка России значительными темпами развиваются частные платежные системы, что позволяет кредитным организациям и их клиентам осуществлять выбор оптимальных вариантов проведения платежей с целью повышения их оперативности и сокращения издержек.

Основным платежным инструментом в структуре безналичных платежей остаются платежные поручения: 77,1% по количеству и 90,6% по объему платежей. Преобладание данной формы расчетов обусловлено ее широким применением как по платежам за товары и услуги, так и по операциям нетоварного характера, в основном, при перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, а также интенсивным распространением электронных платежей, осуществляемых на основании платежных поручений, что позволяет максимально сократить сроки проведения платежей.

Такие платежные инструменты, как платежные требования, инкассовые поручения, аккредитивы и чеки, эмитируемые кредитными организациями используются незначительно: 1,9% по количеству и 0,7% по объему платежей.

Прочие платежные инструменты, в том числе платежные ордера, применяемые при частичной оплате расчетных документов из-за недостаточности средств на счете клиента и, в установленных случаях, при изменении реквизитов кредитных организаций, их клиентов, составили по количеству 21,0% и по объему 8,7%.

Через платежную систему России с использованием электронной технологии проведено 72,3% от общего количества платежей и 84,0% от общего объема платежей, с использованием бумажной технологии - 27,7 и 16,0% соответственно. Если в межбанковских расчетах преобладают электронные платежи, то в системах расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации значительную долю составляют платежи с использованием бумажной технологии, так как скорость их проведения, как правило, удовлетворяет требованиям клиентов.

Основную часть платежей, совершаемых через платежную систему России, составляют внутрирегиональные платежи: 91,0% по количеству и 84,1% по объему. Межрегиональные платежи составляют соответственно 9,0 и 15,9%.

В 2002 году в целом по Российской Федерации наличный денежный оборот, проходящий через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, под воздействием, главным образом, роста номинальных денежных доходов населения и потребительских цен увеличился за год на 32,5%, что на 5,9 процентного пункта ниже роста в 2001 году. Среднедневной оборот наличных денег составил 32,2 млрд. рублей и возрос на 8 млрд. рублей.

За счет собственных кассовых ресурсов учреждения Банка России и кредитные организации обеспечили 96,1% потребности клиентов в наличных деньгах.

В целом по Российской Федерации за 2002 год выпущено в обращение наличных денег на 8,3% больше, чем за 2001 год. Рост выпуска наличных денег в обращение обусловлен увеличением на 29,4% выплат на заработную плату в связи с ростом минимального размера оплаты труда, индексацией пенсий, ростом выдач наличных денег со счетов по вкладам граждан.

В 2002 году темпы роста объемов наличного денежного оборота (132,5%) были выше темпов роста объемов безналичных платежей (122%).

Наиболее значимой в платежной системе России является платежная система Банка России.

Платежная система Банка России, являющаяся в целом децентрализованной системой, обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России. Платежная система Банка России является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам проводятся по счетам участников на индивидуальной основе.

Территориальные учреждения Банка России расположены в регионах Российской Федерации, которые, в основном, совпадают по территории с субъектами Российской Федерации, а в некоторых случаях и в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В каждом (из 78) территориальном учреждении Банка России функционируют региональные компоненты платежной системы.

В платежной системе Банка России платежи осуществляются в двух уровнях: в пределах одной региональной компоненты - внутрирегиональные платежи, составляющие основную часть проходящих через платежную систему Банка России платежей (почти 90% по количеству и 82% по объему), и платежи, начинающиеся в одной региональной компоненте и завершающиеся в другой - межрегиональные платежи.

Платежная система Банка России обеспечивает:

- зачисление средств на счета клиентов в день поступления; в отдельных регионах списание и зачисление указанных средств осуществляется в режиме, приближенном к режиму реального времени, с предоставлением возможности их немедленного использования;

- возможность управления ликвидностью путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Екатеринбург);

- реализацию мероприятий денежно-кредитной политики Банка России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;

- расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.

В части безопасности и защиты информации в платежной системе Банка России обеспечивается: идентификация пользователей, контроль целостности и подтверждение подлинности платежных документов, разграничение прав доступа и защита от несанкционированного доступа к ресурсам систем обработки платежей, контроль за проведением расчетных операций, конфиденциальность (криптографическая защита) платежной информации, резервирование программно-технических комплексов и информационных ресурсов.

Участниками платежной системы Банка России являлись 1172 учреждения Банка России, 1331 кредитная организация и 1773 филиала кредитных организаций, которым по данным Справочника БИК РФ открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России.

Количество кредитных организаций, открывших корреспондентские счета в Банке России, за 2002 год увеличилось на 8 единиц (или на 0,6%), а количество филиалов кредитных организаций, имеющих корреспондентские субсчета в Банке России, сократилось на 44 единицы (или на 2,5%), что обусловлено продолжающейся реорганизацией филиальной сети кредитных организаций.

Банк России в соответствии с законодательством осуществляет расчетное обслуживание более 66 тысяч клиентов, не являющихся кредитными организациями: органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, органов государственной власти и местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, других клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Количество клиентов Банка России органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации составило 1384.

За 2002 год количество таких клиентов Банка России сократилось на 10,8%, что, в основном, связано с переходом на обслуживание в органы федерального казначейства бюджетных учреждений, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также созданием казначейств в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и проводимыми ими аналогичными преобразованиями.

Платежной системой Банка России проведено 350,7 млн. платежей (в среднем в день - 1,4 млн. платежей) с годовым объемом 76,3 трлн. рублей. Количество платежей по сравнению с 2001 годом увеличилось на 23,8%, среднедневное - на 27,3%, а объем платежей - на 20,5%. На увеличение количества платежей повлиял, в первую очередь, рост количества платежей в бюджеты всех уровней, в связи с необходимостью детализации их учета с целью оперативного формирования бюджета и распределения его средств.

Основными участниками платежной системы Банка России, как и в предыдущие годы, являются кредитные организации (филиалы), доля платежей которых составила 82,4% по количеству и 79,5% по объему.

Удельный вес платежей клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями, составил соответственно 16,4 и 19,8%, а платежей учреждений Банка России по собственным расчетным операциям - 1,2 и 0,7%.

Причинами, по которым кредитные организации (филиалы) отдают предпочтение осуществлению расчетов через платежную систему Банка России, являются ее надежное функционирование, применение современных технологий и методов защиты информации, обеспечивающих эффективное и надежное обслуживание всех участников расчетов, возможность оперативного обмена информацией и отсутствие кредитных рисков. Обработка постоянно возрастающего количества платежей обеспечивается развитием информационно-телекоммуникационных систем.

Оборачиваемость средних остатков денежных средств кредитных организаций (филиалов) по корреспондентским счетам (субсчетам) в Банке России составила 0,32 дня (или 3,14 оборота в день), против 0,42 дня (или 2,4 оборота в день) в 2001 году.

Ускорение оборачиваемости связано с увеличением активности кредитных организаций и их клиентов, консолидацией счетов кредитных организаций, дальнейшим повышением оперативности управления ликвидностью, чему способствуют проводимые Банком России мероприятия по расширению применения электронных расчетов и сокращению сроков совершения платежей.

Банк России осуществляет работу в направлении повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России, в первую очередь, за счет целенаправленной деятельности по расширению использования электронных расчетов, доля которых составила 92,7% от общего количества и 92,1% от общего объема платежей (рисунок 3).

Система электронных платежей состоит из систем межрегиональных электронных платежей и внутрирегиональных электронных платежей.

Осуществляя расчетное обслуживание клиентов за плату, Банк России, в соответствии с законодательством Российской Федерации, часть операций проводит на бесплатной основе. В основном, это операции со средствами бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов, в том числе налоговые перечисления, операции органов федерального казначейства. В условиях роста количества обрабатываемых платежей клиентов, сохраняются практически постоянными пропорции между платными и бесплатными платежами. Исходя из этого, структура расчетных услуг с точки зрения характера их предоставления (на платной или бесплатной основе), существенно не меняется: так, доля операций, осуществленных Банком России за плату, составила 39,9 %, на бесплатной основе - 60,1% (рисунок 7).

Частные платежные системы динамично развиваются и ориентируются на внедрение современных технологий обработки расчетных документов, предоставление максимально полных и качественных расчетных услуг с целью привлечения клиентов.

В общем количестве и объеме платежей через частные платежные системы наибольший удельный вес (65,0% по количеству и 56,9% по объему) составляют платежи через системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала) и платежи, проведенные между подразделениями одной кредитной организации (29,9% по количеству и 22,6% по объему), что свидетельствует о совершенствовании кредитными организациями собственных систем расчетов, позволяющих обслуживаемым ими хозяйствующим субъектам осуществлять расчеты более эффективно.

Доля платежей, проведенных через корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в других кредитных организациях, составила 4,5% по количеству и 19,1% по объему платежей. Вместе с тем, по ним сложились наибольшие темпы роста 136,7% по количеству и 137,0% по объему, что превышает темпы роста платежей, проведенных через платежную систему России, которые составили 116,5% по количеству и 122,0% по объему.

Удельный вес платежей, проведенных через расчетные небанковские кредитные организации, в общей структуре платежей через частные платежные системы составил 0,6% по количеству и 1,4% по объему (рисунок

8).

Платежные карты, в том числе карты, эмитированные кредитными организациями (банковские карты), в России являются платежным инструментом для осуществления безналичных розничных платежей и получения наличных денежных средств.

Кредитные организации осуществляют эмиссию и/или эквайринг платежных, в том числе банковских карт, как российских, так и международных платежных систем, количество которых составило 15,5 миллионов. Удельные веса карт российских и международных систем составили соответственно 51,7 и 48,3%.

Количество операций, совершенных в Российской Федерации с использованием платежных карт, составило 281,2 млн. (рост по сравнению с 2001 годом - 147,5%), а объем операций - 720,7 млрд. рублей (рост - 163,7%). Существенный рост операций с использованием карт является следствием динамичного развития инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с их использованием. Количество банкоматов составило 9,0 тысяч (рост за 2002 год на 53,7%), пунктов выдачи наличных 14,1 тысяч (рост на 5,7%), предприятий торговли и услуг, принимающих к оплате платежные карты, 49,1 тысяч (рост на 52,2%). Вместе с тем, доля платежей за товары и услуги, совершенных с использованием карт, в общем объеме платных услуг населению, общественного питания и розничного товарооборота за 2002 год увеличилась незначительно и составила 1,3%, против 0,9% в 2001 году.

Удельный вес операций по снятию наличных денег в общем объеме операций с использованием карт составил 92,8%, платежей за товары и услуги - 7,2%. Значительная доля операций по снятию наличных денег обусловлена большим количеством проектов кредитных организаций по переводу юридических лиц на выплату заработной платы своим сотрудникам с использованием банковских карт, которые отдают предпочтение операциям по снятию наличных денег.

Банк России публикует материалы, характеризующие состояние и функционирование платежной системы России, в открытой печати (периодические издания Банка России: "Деньги и кредит", "Бюллетень банковской статистики") и во внутренней (бюллетень "Обзор платежной системы Российской Федерации").

В целях дальнейшего планомерного совершенствования платежной системы, Банком России отрабатываются методологические и практические решения, направленные на внедрение системы валовых расчетов в режиме реального времени.

Развитие платежной системы

64. Серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.

Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

65. Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

Банком России совместно с банковским сообществом будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.

Приложение 2

Безналичные платежные инструменты

Кредитовые переводы

В российской практике кредитовые переводы соответствуют наиболее распространенным формам безналичных платежей. В 2007 году клиентами кредитных организаций (физическими лицами и юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями) и кредитными организациями по собственным платежам было оформлено более 1,7 млрд. распоряжений3 на осуществление кредитовых

переводов в российских рублях и иностранной валюте на сумму около 654,3 трлн. рублей. Средний размер платежа составил 384,9 тыс. рублей. На долю кредитовых переводов приходилось 95,4% от всего суммарного объема и 80,0% от общего количества платежных распоряжений, поступивших в кредитные организации.

В России самым распространенным безналичным платежным инструментом являются кредитовые переводы.

Кредитовый перевод -- платежное поручение или, возможно, последовательный ряд платежных поручений, переданных с целью предоставить денежные средства в распоряжение бенефициара. Как платежные распоряжения, так и указанные в них денежные средства перемещаются из банка плательщика/инициатора в банк бенефициара, возможно, через ряд других банков"посредников и/или более чем одну систему кредитового перевода.

Прямые дебеты

Прямые дебеты нашли менее широкое применение в платежной системе России. В 2007 году в кредитных организациях в форме прямых дебетов было осуществлено 81,5 млн. платежей в рублях и иностранной валюте на общую сумму 30,5 трлн. руб., что составило 3,7% от общего количества и 4,5% от общего объема поступивших в кредитные организации платежных распоряжений. Средний размер платежа был равен 374,2 тыс. рублей.

Прямой дебет -- предварительно разрешенное дебетование банковского счета плательщика,

инициированное получателем.

Банковские карты

В 2007 году на территории России и за ее пределами с использованием банковских карт было осуществлено 355,0 млн. безналичных платежей. Таким образом, из 100 безналичных платежных трансакций клиентов кредитных организаций и собственных платежей кредитных организаций 16 платежей приходилось на платежи с использованием банковских карт. Тем не менее в общей сумме платежей клиентов кредитных организаций и собственных платежей кредитных организаций безналичные платежи с использованием банковских карт составляли незначительную часть. В 2007 году с их помощью были осуществлены платежные трансакции на сумму 657,0 млрд. руб., что составило 0,1% от общей суммы безналичных платежей. Средний безналичный платеж с использованием банковских карт составил 1,9 тыс. рублей. Несмотря на незначительность объемов безналичных платежей, банковские карты являются наиболее динамично развивающимся платежным инструментом. Еще несколько лет назад увеличение

количества и объема операций с использованием банковских карт происходило в основном за счет роста их количества. В последние годы наметилась тенденция к более интенсивному использованию карт как инструмента безналичных расчетов.

Во многом это обусловлено динамичным развитием инфраструктуры по приему к оплате карт и новациями в сфере платежных технологий, связанными с расширением спектра банковских услуг с использованием карт (оплата услуг посредством банкоматов, мобильных телефонов, переводы “с карты на карту”, социальные проекты и т.п.).

Чеки Ввиду исторически сложившихся условий чеки не получили широкого распространения в платежной системе России. В 2007 году в кредитных организациях с их использованием было проведено 0,3 млн. платежей на сумму 58,4 млрд. руб., а их удельный вес в общей сумме и количестве платежных распоряжений не превышал сотых долей процента.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.