РУБРИКИ

Особенности организации и регулирования деятельности банка на российском рынке ценных бумаг

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Особенности организации и регулирования деятельности банка на российском рынке ценных бумаг

Разрабатывает и осуществляет поддержку эксплуатации систем автоматизации технологических процессов, выполняемых подразделениями РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

§ Проводит мониторинг и комплексный анализ состояния рынка ценных бумаг на основе корпоративных, ведомственных и публичных источников информации.

Отдел по работе со средствами массовой информации

§ Информирует широкую общественность, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней о деятельности РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

§ Взаимодействует со средствами массовой информации, пресс-службами органов государственного регулирования рынка ценных бумаг.

§ Участвует в реализации проектов, направленных на системное освещение проблем развития фондового рынка, опыта и достижений всех его участников, роли государственного регулирования.

§ Планирование и проведение комплексных PR-компаний по основным направлениям деятельности РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

Финансовый анализ эмитентов

Отдел финансового анализа эмитентов обеспечивает выполнение определённых в Положении о РО ФКЦБ России функций, связанных с подготовкой аналитических материалов и заключений о финансово-хозяйственной деятельности эмитента и проведением анализа состояния региональных рынков ценных бумаг.

Во взаимодействии с администрациями субъектов РФ на территории ЦФО в РО ФКЦБ осуществляется программа повышения эффективности управления государственными долями в АО. Сформирован и постоянно актуализируется Реестр хозяйствующих субъектов с долевым участием государства, в котором отслеживаются размеры, характер и принадлежность государственных долей на предприятиях. На конец 2001 года в Реестре значилось 186 предприятий с федеральной долей, 583 предприятия - с долей Москвы, 128 предприятий с долей других субъектов РФ.

Таким образом, в данном разделе в общих чертах был описан отдельно взятый объект - Федеральная служба по финансовому рынку и его Региональное отделение в Центральном федеральном округе.

В разделе приводится структура ФКЦБ и РО, основные направления деятельности, история создания, задачи и функции.

Следует, заметить, что особое внимание уделяется Региональному отделению Федеральной службы в ЦФО - его структура (отделы) описаны более детально.

2.3 Организация системы государственной регистрации выпуска ценных бумаг в ФКЦБ

Практическое осуществление функций по организации системы государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг в ФКЦБ и отчётов об итогах их выпусков возложен на отдел регистрации.

На конец 2001 года отделом регистрации было рассмотрено 57 216 заявок на регистрацию выпусков ценных бумаг от 38 007 акционерных обществ, из которых 5 577 являются открытыми обществами, а 32 430 - закрытыми.

По результатам рассмотрения было принято решение о государственной регистрации 37 709 выпусков ценных бумаг и 12 241 отчёта об итогах об итогах выпуска ценных бумаг.

В связи с выявленными нарушениями отказано в регистрации

по 5 469 выпускам ценных бумаг и 227 отчёта об итогах выпусков ценных бумаг. Остальные не приняты к рассмотрению.

В государственный бюджет поступило в виде в виде налога на операции с ценными бумагами, взимаемого при регистрации, 277 701 790 руб.

На начало 1997 года до образования РО ФКЦБ, требованиям о государственной регистрации эмиссионных бумаг на подведомственной территории удовлетворяли менее 7% АО. На конец 2001 года из 2002 224 зарегистрированных на территории ЦФО акционерных обществ. На конец 2001 года из 202 224 зарегистрированных на территории ЦФО акционерных обществ первичные выпуски ценных бумаг зарегистрировали 50 795, что составляет более 25%.

В среднем за год в РО ФКЦБ регистрируется около 8 400 первичных выпусков ценных бумаг. Увеличение количества зарегистрированных первичных выпусков в 1998 году объясняется введением нового порядка нового порядка регистрации в г. Москва. Согласно принятому Правительством Москвы постановлению от 11 ноября 1997 № 791 “Об изменении порядка регистрации акционерных обществ в городе Москва” акционерное общество, не представившее документы на регистрацию первичного выпуска ценных бумаг в РО ФКЦБ, не могло получить вместо временного свидетельства постоянное свидетельство Московской регистрационной палаты.

В результате в 1998 году по Москве было зарегистрировано самое большое количество первичных выпусков ценных бумаг по сравнению с данными прошлых лет.

Отмена такого порядка с начала 2000 года вызвала снижение количества акционерных обществ, обратившихся в РО ФКЦБ за регистрацией первичных выпусков ценных бумаг. В связи с этим, специалисты РО усилили работу по мониторингу регистрации выпусков ценных бумаг вновь создаваемыми акционерными обществами.

Рис. 3. Динамика регистрации первичных выпусков ценных бумаг по годам

Исходя из данных рисунка 3 можно судить, что пик регистрации выпусков ценных бумаг пришёлся на 1998 год.

Акционерным обществам, своевременно не зарегистрировавшим свои эмиссии, направлялись предписания о необходимости регистрации. Результатом этой работы явилось наметившаяся в 2001 году тенденция к увеличению количества зарегистрированных первичных выпусков на всей подведомственной территории, особенно в регионах, где открыты Представительства РО ФКЦБ.

С начала 2001 года с целью повышения качества проверки регистрируемых на регистрацию дополнительных выпусков ценных бумаг акционерных обществ проводится их юридическая экспертиза.

РО ФКЦБ в ЦФО с 2001 года проводит аккредитацию организаций, предоставляющих информационно-консультационные услуги на рынке ценных бумаг. К началу 2002 года в Москве и Подмосковье, а также в других регионах ЦФО.

Контроль за соблюдением законодательства

Одной из функций РО ФКЦБ в ЦФО является контроль за соблюдением всеми участниками рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФКЦБ. Практическое осуществление контрольных функций РО возложено на отдел контроля.

Всего за период с 1997 по 2001 специалистами РО ФКЦБ осуществлено 8 911 контрольных проверок (из них эмитентов - 8 405, профессиональных участников 506). В их числе 541 выездная проверка 8 370 проверок, проведённых посредством анализа имеющихся в РО ФКЦБ в ЦФО документов и информации, полученной по запросам в отношении проверяемых организаций.

Представительствами РО ФКЦБ основная часть выездных проверок осуществляется совместно с представительствами областных администраций и комитетов по управлению имуществом. Участниками совместных проверок в Москве являются специалисты и сотрудники Управления по экономическим преступлениям ГУВД города Москвы, Регионального управления по борьбе с организованной преступностью г. Москва, Территориального управления по г. Москва и Московской области МАП России. В свою очередь специалисты РО ФКЦБ принимали участие в проверках, проводимых вышеуказанными правоохранительными организациями, а также Прокуратурой г. Москва.

Рис. 4. Нарушения, выявленные при проверках эмитентов

На рисунке 4 приведены нарушения, которые были выявлены при проверках эмитентов. Исходя из данных, приведённых на рисунке можно сделать вывод о том, что основные нарушения при проверках приходятся на отсутствие регистрации эмиссии, на несоответствие устава действующему законодательству.

За период с 01.01.97 по 01.01.02 по результатам проведённых проверок выдано 8 621 предписание об устранении выявленных нарушений (в том числе эмитентам - 8 158, профессиональным участникам - 463), приостановлено действие 320 лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также направлено 185 представлений в ФКЦБ России на аннулирование лицензий.

С 1997 года в РО ФКЦБ действует комиссия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства РФ о ценных бумагах. По результатам её деятельности в соответствии с Законом города Москвы от 11 июня 1997 “Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг” было выявлено 262 факта административных правонарушений. Штрафные санкции были наложены на 201 организацию (в том числе профессиональных участников - 126, эмитентов - 75) на общую сумму 2 767 693,5 руб. Кроме этого, было выдано 61 предупреждение с предписанием, в том числе 31 из них с опубликованием в средствах массовой информации.

С октября 1999 года деятельность комиссии осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг”. С этого времени и до конце 2001 комиссия провела 113 заседаний, на которых было рассмотрено 1 267 дел. Вынесено 1 097 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 16 695 161. На исполнительное производство передано 524 постановления о наложении штрафа.

В 1997-2001 году в отдел поступило 16 147 входящих документов, из них 3 804 составляют жалобы и запросы 12 343 - информационные письма, а также письма, присланные для руководства в работе. За этот период сотрудниками отдела отправлено 19 911 писем и ответов на обращения.

Рис. 5. Нарушения, выявленные при проверках профессиональных участников

Таким образом, исходя из данных рисунка 5, можно сделать выводы, что основные нарушения, выявленные при проверках профессиональных участников приходятся на уклонение от предоставление обязательной отчётности.

2.4 Правовое обеспечение Федеральной Службы по финансовому рынку в регионах

С момента создания юридического отдела до начала 2002 года его сотрудники представляли интересы РО в арбитражных судах и судах общей юрисдикции 218 раз, из них в качестве истца - 11, ответчика - 149, третьего лица - 58. Наиболее распространёнными судебными спорами с участием РО ФКЦБ являются споры по искам о признании недействительными решений РО ФКЦБ о регистрации выпусков ценных бумаг и постановлений о наложении штрафов за нарушение законодательства РФ о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов. Всего за этот период в арбитражные суды было обжаловано 48 постановлений о наложении штрафов, рассмотрено 41 исковое заявление, в 6 случаях иски были удовлетворены. По искам РО ФКЦБ ликвидировано 5 АО, незарегистрировавших выпуски ценных бумаг при учреждении.

Юридический отдел взаимодействует с другими структурными подразделениями РО ФКЦБ, рассматривая переданные на правовую экспертизу документы и договоры. Его сотрудниками было обосновано 2 943 заключения по документам, представленным для регистрации выпуска ценных бумаг или отчёта об итогах выпуска ценных бумаг.

Работа в регионах

Основная деятельность отдела по работе с регионами связана с организацией взаимодействия РО ФКЦБ России в ЦФО с региональными органами государственной власти и управления по вопросам координации деятельности представительств РО ФКЦБ России в ЦФО в целях регулирования деятельности рынка ценных бумаг.

Региональным отделением ФКЦБ России в ЦФО подписаны соглашения о порядке координации деятельности по развитию рынка ценных бумаг с администрациями Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской областей. Распоряжением губернаторов Тульской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Ивановской областей приняты и выполняются региональные программы по развитию рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику областей.

Рис. 6. ЦФО

С 1 января 1999 года представительства начали осуществлять приём документов на государственную регистрацию выпусков ценных бумаг (отчётов об итогах выпусков) и их экспертизу. Контрольно-инспекционная работа деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется представительствами на основе планов, утверждаемых РО ФКЦБ России в ЦФО.

Данные по регионам

Данные по областным Представительствам РО ФКЦБ в ЦФО:

Представительство РО ФКЦБ по Владимирской области (действует с 24 мая 2000 года)

Представительство по Владимирской области (действует с 1 июня 2000 года)

Представительство по Калужской области (действует с 15 июля 1998 года)

Представительство по Костромской области (действует с 27 декабря 1999 год)

Представительство по Смоленской области (действует с 1 октября 1999 года)

Представительство по Тульской области (действует с 16 марта 1999 года)

Представительство по Ярославской области (действует с 24 июля 1999 года)

2.5 Судебная практика

Вопросы государственного регулирования деятельности рынка ценных бумаг всё чаще становятся предметом судебных разбирательств, формируя определённое направление судебной практики, которое ещё 5 лет назад отсутствовало. Ещё в 1998 году РО ФКЦБ участвовало в 14 судебных разбирательствах, то, например, в 2001 году уже в 146.

Распространенной категорией споров, по которым РО ФКЦБ России в ЦФО привлекается в качестве ответчика, является обжалование предписаний и постановлений о наложении штрафа. За 2000-2001 гг. в арбитражный суд было обжаловано 48 постановлений РО ФКЦБ России в ЦФО о наложении штрафов, из которых только 6 постановлений признаны недействительными.

Чаще всего обжалуются те штрафы, которые наложены за нарушение процедуры эмиссии ценных бумаг (отсутствие государственной регистрации выпусков ценных бумаг или неисполнение предписаний РО ФКЦБ В ЦФО о представлении документов для регистрации). Однако в отношении таких нарушений сложилась однозначная судебная практика - постановления РО ФКЦБ России признаются законными и обоснованными: ни один из указанных исков не был удовлетворён.

РО ФКЦБ участвует в качестве третьих лиц в судебных разбирательствах, предметом которых является законность сделок с ценными бумагами, решений общих собраний АО, действий регистратора.

В основе таких споров, как правило, лежат различные корпоративные конфликты. При обосновании исковых требований, акционеры нередко используют ничтожность сделок с ценными бумагами в связи с отсутствием их государственной регистрации, а также ссылаются на результаты проверок, проведённых ФКЦБ по жалобе акционеров.

В суды подаются также иски с требованием применить последствия недействительности ничтожных сделок с ценными бумагами, а именно: признать недействительными решения общих собраний акционеров, принятые акционерами, не имевшими права на участие и голосование по вопросам повестки дня, государственную регистрацию изменений в учредительные документы об увеличении уставного капитала.

Такие иски судом удовлетворяются независимо от того, что впоследствии выпуски могли быть зарегистрированы. Определяющим в таких случаях является отсутствие государственной регистрации на момент совершении сделки.

В 1999-2000 гг. РО ФКЦБ в ЦФО в порядке, установленном п.2 ст. 61 ГК РФ, направило в арбитражные суды 15 исков о принудительной ликвидации АО, незарегистрировавших выпуски ценных бумаг при учреждении, при этом 5 исков были удовлетворены.

2.6 Аттестация специалистов и организация обучения

В соответствии с Положением о РО ФКЦБ в ЦФО отдел аттестации и организации обучения осуществляет приём и обработку документов на сдачу квалификационных экзаменов на регистрацию (перерегистрацию) в Едином реестре аттестованных лиц.

Специалисты отдела обеспечивают проведение базовых квалификационных экзаменов для руководителей и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также специализированные квалификационные экзамены серии 2.0.

Специализированные квалификационные экзамены других серий проводятся саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг на базе компьютерного учебного класса РО ФКЦБ в ЦФО при непосредственном участии сотрудников отдела аттестации и организации обучения.

Экзамены серии 1.0 и 5.0 проводятся саморегулируемой организацией НАУФОР, серии 3.0 и 4.0 - ПАРТАД.

Рис. 7. Сводные данные по проведённым экзаменам (1997 - 2002)

Ежемесячно проводятся апеляция по результатам базовых квалификационных экзаменов. В апелляционном обжаловании принимал участие 671 соискатель, из которых 450 соискателям базовый экзамен засчитан как успешно сданный.

В 1997-98 гг. в ходе обмена аттестатов 1-ой категории МинФина России на квалификационные аттестаты ФКЦБ России в отдел аттестации и организации обучения поступило 6 858 заявлений. С 10 апреля 1999 проводится приём документов на продление срока действия выданных квалификационных аттестатов ФКЦБ России. Количество принятых комплектов документов составило 2 456. Решением Аттестационной комиссии ФКЦБ 2 243 владельцам квалификационных аттестатов срок действия аттестата продлён, 56 - отказано в связи с несоответствием квалификационным требованиям.

С февраля 2000 осуществляется приём документов на регистрацию (перерегистрацию) в Едином реестре аттестованных лиц. На конец 2001 года в нём зарегистрировано 2 434 владельца квалификационных аттестатов ФКЦБ.

Итак, в данной главе была рассмотрена Федеральная Служба по финансовому рынке в ЦФО (включая Региональное отделение) в качестве объекта исследования, где были выявлены особенности её организации, структуры, приведено описание отделов и данные по регионам.

Глава 3. Организация и регулирование деятельности банка ЦБ России

3.1 Регулирование деятельности банка ЦБ России

Как уже отмечалось выше, главными участниками банковского организационного процесса являются Центральный банк, учредители и сам банк. При этом у каждого из них свои цели:

- Центральный Банк обеспечивает стабильность денежного обращения;

- учредители - получение дохода и специальных льгот;

- сам банк, как организация, стремится обеспечить собственное воспроизводство.

Особенности организации и регулирования деятельности банка связаны с деятельностью Центрального банка. Он, в соответствии с возлагаемыми на него государством , целями и задачами, должен обеспечить стабильность денежного обращения, что невозможно без регулирования безналичной эмиссии.

Особенности участия учредителей и самого банка в организационном процессе в наибольшей степенью связаны с регулирующей деятельностью Центрального банка. Регулируемость остаётся главным фактором, определяющим особенности деятельности банков.

Процесс самоорганизации банка строится на основе концепций банка как информационного процессора и портфеля.

Банк в силу особой предметно-производственной специализации является в условиях банкнотного обращения единственной организацией, осуществляющей выпуск безналичных денег.

Регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций с ценными бумагами. Этот тезис подтверждается существованием двух основных систем организации банковского дела на фондовом рынке - американской и германской, в основе различия которых лежат особенности государственного регулирования банковской деятельности.

Деятельность коммерческих банков, как и других экономических субъектов, осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации и другими нормативными актами регулирующих органов.

При это объектами регулирования на фондовом рынке являются: ценные бумаги, организации и частные лица, которые осуществляют операции на рынке, виды деятельности.

Регулирование операций банков с ценными бумагами осуществляется Центральным Банком через выполнение следующих функций:

- рефинансирование банков путём учёта векселей и предоставление ломбардного кредита;

- установку правил расчётов чеками и векселями;

- определение правил проведения банковских операций с фондовыми инструментами, их бухгалтерского учёта и форм отчётности;

- надзор за деятельностью банков на рынке ценных бумаг;

- регистрацию эмиссии ценных бумаг банков;

- организацию валютного регулирования и контроля;

- выпуск от своего имени облигаций.

Основной блок проблем, связан с отсутствием единой концепции регулирования деятельности банка на рынке ценных бумаг, основанной на понимании сущности банка как эмитента безналичных денег.

При операциях на фондовом рынке принципы обеспеченности, срочности, платности и возвратности становятся необязательными, а в некоторых случаях и невыполнимыми. Таким образом, акции являются по сущности бессрочными ценными бумагами, откуда следует, что условия выпуска денег в обращение при покупке акций на первичном или вторичном рынке не содержат срок обратного поступления денег в банк. Более того, многие виды ценных бумаг (акции, фьючерсы, опционы) могут не предполагать выплату дохода, но в то же время представлять интерес для инвестора как спекулятивный инструмент.

Таким образом, можно сформулировать основную концепцию регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг. Главными объектами регулирования должны стать направления деятельности банков, по которым обеспечением в широком смысле слова служат ценные бумаги. К специфическим объектам регулирования относят:

- инвестирование в ценные бумаги;

- кредитование на покупку ценных бумаг;

- кредитование под залог ценных бумаг;

- операции репо.

Другие фондовые операции банков должны регулироваться на общих со всеми финансово-кредитными организациями основаниях, так как особое место и роль банков в экономике связана только с операциями, связанными с эмиссией безналичных денег.

На данный момент в связи с отсутствием наиболее эффективных механизмов контроля банков над объектами своих фондовых вложений, наименее рискованными для денежного обращения и экономики является ограничение инвестиционных операций банков на фондовом рынке.

Однако, при отсутствии стратегических изменений в регулировании фондовых операций банков возможен ряд законодательных изменений.

Имеются два взаимодополняющих направления совершенствования действующего законодательства: повышение уровня обеспеченности вложений банков, связанных с движением фиктивного капитала и создание равных условий для всех участников рынка ценных бумаг. В рамках повышения уровня обеспеченности вложений банков необходимо:

- отнести к компетенции Кредитного комитета банка принятия решения об инвестировании крупных сумм, принадлежащих банку денежных средств в ценные бумаги;

- ограничить максимальную долю средств, размещаемых при операциях на фондовом рынке (в том числе при кредитовании), путём установления минимального коэффициента покрытия этих операций собственным капиталом.

- разработать оценочные показатели уровня диверсификации вложений в ценные бумаги;

- включить в законодательные акты правило, по которому банки должны проводить переоценку ценной бумаги с максимально возможной частотой при снижении рыночной стоимости ценной бумаги ниже цены приобретения;

- установить предельный по отношению к собственному капиталу уровень потерь по государственным ценным бумагам, при достижении которого ценная бумага должна быть либо продана, либо создан резерв под её обесценивание;

- ограничить размер кредитов, выдаваемых банками под залог ценных бумаг, не имеющих рыночной котировки;

- ввести норматив минимального уровня собственных средств заёмщика при покупке им ценных бумаг с использованием банковского кредита, обеспечиваемого залогом приобретаемых ценных бумаг;

- установить минимальный неснижаемый уровень залогового покрытия в виде ценных бумаг при кредитовании;

- ввести ограничения на вложения в ценные бумаги, вторичный рынок которых отсутствует;

Регулирование пассивных и комиссионно-посреднических операций банков на рынке ценных бумаг должно осуществляться на тех же условиях, что и в остальных финансово-кредитных организациях, так как специфика в этих направлениях деятельности банка незначительна и не связана с их сущностными особенностями.

3.2 Организация деятельности Центрального Банка

Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

    Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности регламентируется федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», Инструкцией Банка России от 23.07.98 № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями), Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов», Положением Банка России от 21.09.01 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», Указанием Банка России от 31.12.98 № 474-У «О формировании уставного капитала кредитной организации неденежными средствами», Указанием Банка России от 19.03.99 № 513-У «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета», Положением Банка России от 30.12.97 № 12-П "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения", Положением Банка России от 26.03.99 № 72-П «О приобретении физическими лицами долей (акций) в уставном капитале кредитной организации», Указанием Банка России от 05.07.02 № 1176-У «О бизнес - планах кредитных организаций» и другими нормативными правовыми актами Банка России.

Кредитные организации создаются как хозяйственные общества, в виде банков или небанковских кредитных организаций.

Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Перечень банковских операций, которые имеет право выполнять в соответствии с имеющейся лицензией кредитные организации, установлен статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Банк России принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций.

Требования к содержанию устава кредитной организации установлены ст. 10 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Устав кредитной организации должен содержать: фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные ст. 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; указание на организационно - правовую форму; сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений; перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; сведения о размере уставного капитала; сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях; иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно - правовой формы.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.

Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке и действовать не менее трех лет, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители (участники) кредитной организации должны располагать собственными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации (статья 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Во исполнение требований статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Указанием Банка России от 24.06.99 № 586-У "О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций" установлены:

минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро;

минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тыс. евро;

минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств (капитала) действующего банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, определяется Банком России ежеквартально, до 5 числа первого месяца квартала на основании курса евро по отношению к российскому рублю, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала, и содержится в соответствующих телеграммах, публикуемых в «Вестнике Банка России».

Доли (акции) в уставном капитале кредитной организации могут быть оплачены денежными средствами в рублях и в иностранной валюте, основными средствами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация (за исключением незавершенного строительства). На увеличение уставного капитала может быть также направлено имущество кредитной организации в установленном законом порядке.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, неденежные активы, вносимые в оплату части уставного капитала кредитной организации, оцениваются независимым оценщиком.

Размер неденежной части уставного капитала, оплаченной банковским зданием (помещением), при создании кредитной организации не должен превышать 20% уставного капитала.

В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим лицом либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу (статьи 105 и 106 Гражданского кодекса Российской Федерации), более 5% долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России.

Предварительное согласие должно быть получено при каждом приобретении доли, составляющей более 20% уставного капитала кредитной организации, а также при каждом последующем приобретении долей (акций), увеличивающим ранее согласованную Банком России долю. Юридическое лицо (лица), приобретающее(ие) более 20% долей (акций) действующей кредитной организации (включая приобретение на вторичном рынке), должно(ы) иметь устойчивое финансовое положение и действовать не менее трех лет. Сделка по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации без получения предварительного согласия Банка России, является недействительной. Банк России вправе отказать в согласовании сделки по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации при установлении факта неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций), нарушении антимонопольных правил и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) является совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Банк России согласовывает кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Кандидатуры на перечисленные должности должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Под несоответствием кандидатов квалификационным требованиям понимается:

отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;

наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

наличие иных оснований, установленных федеральными законами.

 Деловая репутация кандидатов на должности члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации должна соответствовать квалификационным требованиям. Не могут быть членами совета директоров (наблюдательного совета) лица, имеющие судимость за совершение преступлений в сфере экономики.

Для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации ее учредители обязаны представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций установлен ст. 15 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии установлены статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Особенности государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями (нерезидентами) установлены статьями 17, 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и во исполнение указанных статей, Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».

Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

- Генеральная лицензия (лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала);

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

- лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций - организаций инкассации.

Небанковским кредитным организациям также может быть предоставлена в порядке, установленном Положением Банка России от 21.09.01 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», лицензия на осуществление депозитно- кредитных операций.

Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц предоставляются банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

Кредитные организации вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг при наличии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выдаваемой ФКЦБ России.

Для совершения кредитными организациями купли-продажи монет из драгоценных металлов (золото, платина, серебро, палладий), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, необходимо наличие соответствующей лицензии (разрешения) Банка России.

Кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации) вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и/или юридических лиц.

Реорганизация кредитных организаций осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О банках и банковской деятельности», "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», Инструкцией Банка России от 23.07.98 № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности", Положением Банка России от 30.12.97 № 12-П "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения", а также учредительными документами реорганизующихся кредитных организаций.

При создании кредитных организаций, расширении деятельности путем получения дополнительных лицензий, реорганизации, одним из документов, представляемых в Банк России является бизнес - план. Требования к его составлению определены Указанием Банка России № 1176-У от 05.07.02 «О бизнес - планах кредитных организаций».

Основные требования к созданию филиалов кредитных организаций установлены статьей 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Правила выдачи лицензий коммерческим банкам

  На сегодняшний момент, Банк России принялся активно заниматься вопросами в деле лицензирования кредитных организаций, причём задолго до того, как в проекте долгосрочной программы правительства появилось предложение резко сократить количество банков с валютной лицензией. В соответствии с разрабатываемыми правилами банки смогут получить лицензии четырех категорий, причем требования, предъявляемые ним, ужесточатся. В частности, скоро им придется вносить в уставный капитал на 3 млн ЕВРО, как прежде, а 5 млн ЕВРО.

В феврале 2005 года Комитет банковского надзора ЦБ решил упорядочить порядок лицензирования деятельности банков. Из представителей департаментов, работающих с кредитными организациями, была создана специальная рабочая группа по подготовке предложений в этой области. Итогом ее работы стал проект новой концепции лицензирования банков, который в ближайшие месяцы может быть утвержден советом директоров.

С соответствии с проектом комбанки смогут получать в Банке России четыре вида лицензии, разделенных на категории от A до D.

- Лицензия категории А дает право на совершение банковских операций в рублях со средствами резидентов, а также операций по кассовому обслуживанию и осуществлению платежей по поручению граждан без открытия счетов. Остальные категории лицензий будут являться дополнительными к категории А.

- Лицензия В предусматривает возможность осуществления банковских операций со средствами резидентов в иностранной валюте на территории России, а также привлечение во вклады и размещение драгметаллов.

- Лицензия категории С, которая будет выдавать банкам, проработавшим не менее 2 лет, из которых 1 год по лицензии В, предоставит права, аналогичные категории В, с возможностью обслуживания как резидентов, так и нерезидентов. Кроме того, этот вид лицензии даст возможность проводить операции на территории РФ и за ее пределами, а также открывать филиалы и представительства за рубежом.

- Последний вид лицензии, имеющий категорию D, даст банку право работать со средствами физических лиц в объемах лицензий категорий А, В и С, в зависимости от того, какими из них владеет кредитная организация. Право на лицензию D будет, как и сейчас, даваться банкам, с даты госрегистрации которых прошло не менее 2 лет.

Требования к вновь создаваемым банкам достаточно серьёзны. Так, кредитные организации, ходатайствующие о получении лицензий категории А и В должны будут иметь уставный капитал в объеме 5 млн ЕВРО (сейчас действует требование о 3 млн ЕВРО), а филиалы иностранных банков 10 млн ЕВРО независимо от категории лицензии. Такая же сумма понадобится для получения лицензий категорий С и D.

Те банки, у которых уже есть лицензия, смогут выполнять все разрешенные ранее операции. Однако при желании расширить круг этих операций им придется пользоваться новыми правилами, чего ранее не было. То есть если небольшой региональный банк захочет получить право на работу с валютой или с физическими лицами, то теперь ему придется увеличивать капитал до 10 млн ЕВРО. Кроме того, вновь создаваемым или расширяющим поле деятельности банкам придется соответствовать всем прежним требованиям, применявшимся при выдаче лицензий.

В условиях, существует необходимость так называемой “расчистки” банковской системы от нежизнеспособных организаций, вряд ли соображения гуманности к региональным банкам смогут повлиять на принятие решения. Тем более, что действующие небольшие кредитные организации, которые так удачно выстояли в период финансового кризиса, смогут действовать и дальше - без перспектив на расширение

Структура ЦБ РФ

Высшим органом является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности БР, осуществляющий руководство и управление БР. В Совет директоров входят Председатель БР (назначается на должность ГД сроком на 4 года по представлению президента) и 12 членов Совета директоров (назначаются на должность на 4 года ГД по представлению Председателя БР, согласованному с Президентом РФ).

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему БР входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями БР - они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров

В составе территориального учреждения БР действует расчетно-кассовый центр: головной РКЦ, межрайонный РКЦ, районный РКЦ. Создание РКЦ, реорганизация и ликвидация осуществляется решением Совета директоров БР в порядке, установленном ФЗ "О ЦБ РФ", Положением об РКЦ и др. н/а БР.

Таким образом, основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

3.3 Выпуск ценных бумаг коммерческими банками

Эмиссия ценных бумаг коммерческим банков

В Гражданском кодексе Российской Федерации перечислены виды ценных бумаг, но отсутствует их классификация. Проблема классификации в период становления рыночной экономики должна подчиняться анализу законодательных норм об отдельных видах ценных бумаг, и прежде всего эмиссионных ценных бумаг.

В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» дается понятие «эмиссионная ценная бумага», которая характеризуется тремя признаками:

Во-первых, она закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и осуществлению. В отличие от ст. 142 КГ РФ эмиссионная бумага удостоверяет не только имущественные, но и не имущественные права, что точнее отражает правовую природу данного объекта прав.

Во-вторых, эмиссионная ценная бумага размещается выпусками. Под ними понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам, имеющим одинаковые условия первичного размещения и один и тот же государственный регистрационный номер.

В-третьих, эмиссионная ценная бумага вне зависимости от времени ее приобретения имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска.

Любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности трех рассмотренных выше признаков. Эта норма ст. 16 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» позволяет расширить круг эмиссионных ценных бумаг и включить в него не только акции, но и облигации. В то же время неэмиссионным ценным бумагам неприсущи признаки публичного размещения, например, наличие одной, а не множества бумаг в их выпуске, идентифицируемом государственным регистрационным номером.. При выдаче сберегательного (депозитного) сертификата или сберегательной книжки на предъявителя стороны согласовывают условия договора банковского вклада в каждом конкретном случае (ст.ст. 843 и 844 ГК РФ), тем самым индивидуализируют ее. При подобной выдаче ценной бумаги нет публичного ее предложения неограниченному кругу лиц потенциальных владельцев ценных бумаг, что имеет место при эмиссии.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.