РУБРИКИ

Несостоятельность (банкротство) банков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Несостоятельность (банкротство) банков

p align="left">Закон (ст. 64) перечисляет лиц, которые могут участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: временный управляющий, руководитель должника, представитель работников должника. Этот перечень не следует рассматривать как исчерпывающий. В собрании кредиторов без права голоса должны иметь возможность участвовать кредиторы, заявившие свои требования по истечении указанных законом сроков либо обжаловавшие определение суда об отклонении их требований. Их участие в собрании не оговорено Законом, но можно считать логичным. Также представляется обоснованной возможность участия в собрании без права голоса кредиторов, не являющихся конкурсными.

Первое собрание кредиторов - очень важный для должника этап периода наблюдения. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Если кредиторы убедились в невозможности восстановления нормального функционирования должника, они должны ходатайствовать в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В любом случае кредиторы вправе избрать комитет кредиторов или вынести решение о принятии собранием кредиторов на себя функций комитета. Временный управляющий обязан представить протокол первого собрания кредиторов в арбитражный суд не позднее недельного срока после даты проведения собрания. Если арбитражный суд обнаружит какие-либо нарушения процедуры проведения собрания или принятия решений, он вправе не утвердить решение собрания кредиторов. В этом случае проводится повторное собрание в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в его определении о принятии заявления о признании должника несостоятельным.

Если собрание кредиторов не может быть проведено в указанный срок, арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности без учета решения собрания кредиторов. Таким образом, роль кредиторов в течение наблюдения представляется значительной, но не основополагающей.

Период наблюдения заканчивается вынесением арбитражным судом решения или определения, которые устанавливают дальнейшую судьбу должника. На основании ходатайства, направленного в арбитражный суд собранием кредиторов в случае его проведения, суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Оно может быть принято судом на основе соответствующего ходатайства собрания кредиторов либо по собственной инициативе. И в том и в другом случае арбитражный суд должен убедиться в наличии признаков банкротства. По общему правилу можно было бы говорить также о возможности введения внешнего управления или заключении мирового соглашения. Но, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" данные процедуры в отношении банков не предусматривает, считая, что применительно к банкам внешнее управление в своеобразном виде присутствовало в виде предупредительных процедур. И если эти процедуры не дали ожидаемого эффекта и процесс дошел до наблюдения, то после него ничего не остается, как перейти к конкурсному производству и начать решать задачи, предусмотренные данной процедурой.

С момента принятия названного выше решения период наблюдения считается завершенным. Однако временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до назначения конкурсного управляющего. Таким образом, процедура наблюдения призвана обеспечить интересы, как кредиторов, так и должника путем предотвращения возможных конфликтов.

Правильное применение мероприятий наблюдения способно привести к достижению баланса интересов должника и кредиторов, создать необходимые предпосылки для адекватного разрешения дела о банкротстве.

2.3. Конкурсное производство

Конкурсное производство - это заключительная процедура банкротства, содержащая систему мероприятий, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника; во-вторых, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния. По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев. Определение суда о продлении срока не может быть обжаловано, если общий срок конкурсного производства в результате не превышает восемнадцати месяцев. В случае особой необходимости (например, в целях наиболее выгодной реализации имущества) срок конкурсного производства может быть продлен второй раз определением, которое может быть обжаловано. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден арбитражным судом.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса, а именно:

Наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также обязательных платежей, в том числе отсроченных;

Прекращение начисления всех видов неустоек, процентов, иных экономических санкций по всем видам задолженности. Это значит, что требования кредиторов не могут включать какие-либо суммы санкций, начисленных в период конкурсного производства, даже если это производство продолжается достаточно длительное время;

Лишение любых сведений о финансовом состоянии должника характера конфиденциальной информации либо коммерческой тайны. Это означает возможность опубликования сведений о должнике;

Изменение порядка совершения сделок, направленных на любую передачу имущества должника, как в собственность, так и в пользование третьих лиц, - любые сделки могут производиться конкурсным управляющим в соответствии с правилами, установленными Законом;

Снятие любых ограничений возможности распоряжения имуществом должника. Это означает прекращение действия мер обеспечительного характера, связанных с арестами имущества должника, поскольку указанные меры служат защитой интересов кредиторов от действий должника, а при проведении процедур конкурсного производства дееспособность должника является ограниченной.

Установление правила, в соответствии с которым все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства; не допускается вне этих рамок какое бы то ни было удовлетворение требований.

Основная фигура конкурсного производства - конкурсный управляющий. Он осуществляет функции, как руководителя, так и органов управления должника. В случае проведения ликвидации крупного банка возможно назначение нескольких конкурсных управляющих (с согласия органа кредиторов), каждый из которых обладает самостоятельным объемом обязанностей и ответственности. Каждый арбитражный управляющий выполняет определенную задачу или группу задач, устанавливаемых арбитражным судом и исполняет свои обязанности до момента завершения конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Назначение конкурсного управляющего производится судом одновременно с вынесением определения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, может быть обжаловано. Кандидатура конкурсного управляющего предлагается арбитражному суду после утверждения собранием кредиторов, причем его утверждение должно происходить одновременно с решением собрания кредиторов о признании должника банкротом. В случае, когда суд по собственной инициативе выносит решение об открытии конкурсного производства, собранию кредиторов предлагается двухнедельный срок для утверждения кандидатуры управляющего. Конкурсный управляющий призван действовать в интересах кредиторов, поэтому кредиторам предоставлены широкие возможности для его избрания. И только если кредиторы не воспользуются этими возможностями, арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего по собственной инициативе, прежде всего из числа лиц, предложенных участниками дела о банкротстве или зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих.

Полномочия конкурсного управляющего являются весьма широкими, он осуществляет все мероприятия по формированию и распределению конкурсной массы и ликвидации должника - юридического лица. Функции конкурсного управляющего в основном связаны с распоряжением имуществом, находящимся у должника, и имуществом должника, находящимся у третьих лиц.

Прежде всего, конкурсный управляющий принимает имущество, находящееся у должника, проводит инвентаризацию и оценку этого имущества, в ходе которой выделяет имущество, не принадлежащее должнику.

Кроме того, конкурсный управляющий имеет следующие полномочия:

- Обеспечение сохранности принятого имущества. Это могут быть меры как юридического, так и фактического характера, направленные на охрану имущества.

- Анализ финансового состояния должника. В результате проведения этого анализа управляющий делает вывод о достаточности средств для осуществления конкурсного производства, о ликвидности принадлежащего должнику имущества, об общих сроках, в течение которых возможно завершение конкурсного производства.

- Ликвидация дебиторской задолженности. Конкурсный управляющий обязан предпринять все возможные меры, направленные на исполнение третьими лицами требований должника.

- Уведомление работников должника об увольнении в связи с его ликвидацией.

- Работа с требованиями кредиторов, предъявленными на этапе проведения конкурсного производства. Управляющий может заявлять возражения на поступившие к нему требования кредиторов. В случае несогласия кредитора с возражениями спор передается на рассмотрение арбитражного суда, который решает вопрос о признании требования установленным.

- Осуществление дополнений имущества должника в целях формирования конкурсной массы. Конкурсный управляющий выявляет имущество должника, находящееся у третьих лиц, и принимает меры к его истребованию и возврату в конкурсную массу. Конкурсный управляющий может предъявить в арбитражный суд виндикационные иски, т. е. истребовать имущество должника из чужого незаконного владения.

- Передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению. С этой целью управляющий должен изучить и выделить соответствующие документы, а также указать срок хранения каждого документа и орган, осуществляющий такое хранение. Перечень документов, переданных на хранение (с указанием места, сроков хранения и даты передачи каждого документа), представляется в арбитражный суд и приобщается к делу о несостоятельности.

Для осуществления вышеуказанных мероприятий конкурсному управляющему предписано использовать только корреспондентский счет. На указанный счет перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России. В связи с открытием только одного счета возникает вопрос, как быть с валютными счетами и вкладами в валюте, имея в виду, что согласно статье 834 Гражданского кодекса РФ по договору банковского вклада одна сторона (банк), принявшая поступившие от другой стороны (вкладчика) средства, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Следовательно, если договором банковского вклада предусмотрена выплата в валюте, эта норма должна действовать и при расчетах в деле о банкротстве. Судебная же практика, в том числе судов общей юрисдикции, прошла по пути выплаты валютного вклада в рублевом эквиваленте, причем по курсу, действовавшему на момент отзыва лицензии, а не открытия конкурсного производстваСм. Лившиц Н. Арбитражно-процессуальные аспекты банкротства кредитных организаций. // эж - Юрист. 1999.. № 17. С. 7. .

Поскольку открытие конкурсного производства влечет утрату характера конфиденциальности любой информации о должнике, становится возможным опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Целью публикации является извещение всех заинтересованных лиц о предстоящей ликвидации должника - юридического лица. В соответствии со статьей 47 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" конкурсный управляющий направляет для опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестнике Банка России", а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Установлен короткий срок для передачи сведений, подлежащих опубликованию, в соответствующие печатные органы - пятнадцать дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право на совершения им операций по корреспондентскому счету кредитной организации. Наряду с другими требованиями к публикации, в ней должен быть указан не более чем двухмесячный срок (от даты опубликования объявления), в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к должнику.

Кроме осуществления перечисленных полномочий конкурсный управляющий должен осуществлять необходимые изъятия из конкурсной массы, устанавливать очередность удовлетворения каждого требования и производить их удовлетворение, отчитываться перед кредиторами в проводимых мероприятиях.

Контроль за действиями конкурсного управляющего осуществляют орган кредиторов, арбитражный суд и Банк России. В любой момент орган кредиторов может потребовать у конкурсного управляющего отчет об осуществляемых мероприятиях; сведения о финансовом состоянии должника; его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в процессе проведения конкурса; об эффективности мер, направленных на формирование конкурсной массы; о порядке реализации имущества и о составе каждой очереди, а также любую другую информацию. Кроме этого Закон предписывает конкурсному управляющему ежемесячно представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации (статья 48 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Если собрание (комитет) кредиторов придет к выводу о неэффективности деятельности конкурсного управляющего и о целесообразности его замены другим лицом, то возможно обращение с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. Закон предъявляет определенные требования к такому решению собрания кредиторов. Во-первых, это решение должно быть принято большинством голосов от общего количества голосов конкурсных кредиторов (если необходимое число голосов не представлено на собрании, проводится повторное собрание, которое может вынести решение большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании). Во-вторых, решение об отстранении конкурсного управляющего должно содержать предложение кандидатуры нового конкурсного управляющего. При наличии этих условий арбитражный суд обязан отстранить управляющего и назначить нового. Если причиной отстранения управляющего явились его действия, повлекшие за собой убытки для кредиторов или должника, то, во-первых, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению может отозвать лицензию арбитражного управляющего, во-вторых, управляющий обязан возместить причиненные убытки; сумма возмещения поступает в конкурсную массу.

При отсутствии требований со стороны органа кредиторов конкурсный управляющий, как минимум, раз в месяц обязан предоставить собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности. Арбитражный суд, как и собрание кредиторов, может в любой момент потребовать предоставления любой информации о проведении конкурсного производства; конкурсный управляющий обязан предоставить необходимую информацию. За неисполнение обязанностей по предоставлению информации органу кредиторов или арбитражному суду управляющий может быть привлечен к ответственности в соответствии с Законом.

Одна из обязанностей конкурсного управляющего - осуществление инвентаризации и оценки имущества должника. Конкурсный управляющий, после принятия имущества должника, составляет основную опись, в которую включается имущество с указанием наименования, количества, стоимости, места нахождения, назначения. При проведении инвентаризации конкурсный управляющий может использовать документы инвентаризации, составленные ранее, однако применение этих документов не является обязательным. Конкурсный управляющий может исправить или подкорректировать данные об имуществе должника, полученные ранее. Инвентаризации подлежит фактически все находящееся у должника имущество, а не только указанное в бухгалтерских документах, таким образом, бухгалтерские документы не могут заменять акт инвентаризации. Оценка имущества должника производится с учетом его стоимости на момент проведения оценки. Оценивать имущество может как сам конкурсный управляющий, так и привлеченные им специализированные организации-оценщики. Решает вопрос о необходимости привлечения независимого оценщика конкурсный управляющий и орган кредиторов. Если речь идет о недвижимом имуществе, то при отсутствии решения кредиторов по этому вопросу управляющий обязан привлечь независимого оценщика. В случае проведения инвентаризации и оценки имущества привлеченными специалистами их услуги оплачиваются из конкурсной массы во внеочередном порядке.

После составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Данная процедура необходима для того, чтобы приступить к формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов.

Конкурсная масса представляет собой все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. Дополнением имущественной массы - является имущество должника, находившееся у третьих лиц; имущество, полученное в результате признания недействительными сделок должника; имущество, полученное в результате применения субсидиарной ответственности. Так, в конкурсную массу включается заложенное должником имущество, т.е. кредитор-залогодержатель должен передать в имущественную массу должника предмет залога с момента признания его несостоятельности, если же контрагент должника удерживает имущество последнего, то с момента признания несостоятельности удерживаемое имущество должно быть передано в конкурсную массу, а контрагент приобретает права кредитора, чьи требования обеспечены залогом (ст. 359 ГК РФ).

Изымаются из имущественной массы: имущество третьих лиц, находившееся у должника; суммы внеочередных выплат; имущество, изъятое из оборота (имущество, ограниченное в обороте, не изымается из конкурсной массы); имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (если в имуществе должника есть права, основанные на лицензии, то эти права прекращаются, поскольку их нельзя передать третьим лицам; как правило, сама лицензия запрещает их передачу; вообще, права, основанные на лицензии, нельзя назвать субъективными правами, эти права являются разрешением осуществлять определенный вид деятельности); жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, где находится должник.

В процессе формирования конкурсной массы, вплоть до удовлетворения требований кредиторов, возможно изменение состава имущества должника. Конкурсный управляющий обязан осуществлять учет происходящих изменений, для этих целей возможно привлечение независимых бухгалтеров, аудиторов, других специалистов. Вопрос о целесообразности привлечения этих лиц решает конкурсный управляющий.

По мере поступления средств на счет должника конкурсный управляющий производит оплату внеочередных требований, к которым относятся: судебные расходы; выплаты арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности; выплаты по сделкам, по которым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим.

В расходах конкурсной массы выделяют также очередные требования. Очередные расходы конкурсной массы основываются на принципе соразмерности, т. е. обеспечения соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это значит, что при недостаточности средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора. С этой целью установлена определенная очередность удовлетворения требований по обязательствам и обязательным платежам:

Первая очередь - требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорами банковского вклада и договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Вторая очередь - требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту); по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Третья очередь - требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Вводя залоговых кредиторов в число конкурсных (и, соответственно, предмет залога в конкурсную массу), новый Закон вслед за ГК РФ придает залоговым правам характер обязательственных прав, в то время как в соответствии с ранее действовавшим Законом о несостоятельности указанные права носили ярко выраженный вещный характер (вследствие чего предмет залога изымался из имущественной массы, а кредиторы, чьи права были обеспечены залогом, получали удовлетворение своих требований в части стоимости заложенного имущества вне конкурса).

Четвертая очередь - требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (Это такие органы как Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, причем этот список не является исчерпывающим).

Пятая очередь - все остальные требования.

Закон регламентирует порядок определения объема и исполнения требований кредиторов первой очереди. Гражданин, являющийся кредитором первой очереди, имеет право на получение единовременно суммы, которая должна была выплачиваться ему должником при продолжении его функционирования (в этом случае размер ежемесячных выплат определяется в общем порядке в зависимости от степени и характера вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного должником). В обычных условиях получение указанных выплат прекращается в связи со смертью гражданина; если речь идет о капитализации повременных платежей, срок выплат ограничивается законом - принимается во внимание средняя продолжительность жизни человека. Таким образом, капитализации подлежат повременные платежи, которые должны быть выплачены гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, а в случае достижения им этого возраста - в течение десяти лет. Если возраст гражданина на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом превышает шестьдесят лет, то период капитализации определен в десять лет. В соответствии с Законом, при наличии соответствующего волеизъявления гражданина его право требования к должнику может перейти к Российской Федерации (при этом платежи не капитализируются).

По требованиям кредиторов второй очереди производятся выплаты в течение предыдущих процедур, поэтому на стадии конкурсного производства речь идет об оставшихся выплатах. Объем требований по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), определяется размером непогашенной задолженности на момент принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельности должника. Также в объем требований включаются суммы, невыплаченные до момента вступления в силу решения суда о признании несостоятельности, если должник не полностью исполнил обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда в периоды наблюдения и внешнего управления. Видимо, что в таком же порядке должны производиться выплаты вознаграждений по авторским договорам, если до открытия конкурсного производства указанные требования исполнены не в полном объеме.

При удовлетворении требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника возникает проблема, связанная с соотношением суммы обязательства, обеспеченного залогом, и стоимости заложенного имущества, которое может изменяться в течение конкурсного процесса. Кредитор по обеспеченному залогом обязательству может требовать удовлетворения задолженности должника в части, обеспеченной залогом. Эта задолженность включает сумму требования на момент его удовлетворения, т. е. убытки, проценты, неустойку, расходы на содержание заложенной вещи и расходы на взыскание. Задолженность должника в части, не обеспеченной залогом имущества, относится к требованиям кредиторов пятой очереди. Стоимость предмета залога обычно указывается в договоре залога, но для конкурсного управляющего эта сумма не является определяющей, поскольку в рамках конкурсного производства происходит оценка любого имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе и предмета залога. Таким образом, если стоимость предмета залога понизилась после составления договора залога, обеспеченный кредитор сможет получить лишь в третью очередь удовлетворение требований в размере понизившейся стоимости предмета залога. Остальные требования такого кредитора будут удовлетворены в пятую очередь. При этом предмет залога сначала оценивается конкурсным управляющим или независимым оценщиком. Не исключены ситуации, когда сумма оценки не совпадает с суммой, полученной в результате реализации предмета залога. Закон не дает ответа на вопрос, из какой суммы следует исходить при определении части требования, обеспеченной залогом. Поскольку определение очередности удовлетворения каждого требования предшествует реализации имущества, то учитываться должна сумма оценки предмета залога, проведенной конкурсным управляющим или независимым оценщиком. Таким образом, с одной стороны, если при определении обеспеченной части требования залогового кредитора учитывать сумму оценки предмета залога в процессе конкурсного производства, то кредиторы несут риск уменьшения стоимости предмета залога в момент его реализации по сравнению с суммой оценки. С другой стороны, (при определении обеспеченной части требований залогового кредитора учитывать сумму реализации предмета залога) это может привести к сложностям, связанным с перераспределением средств, направляемых кредиторам, притом, что очередность и размер удовлетворения требований уже установлены.

В четвертую очередь могут быть удовлетворены требования уполномоченного органа без учета суммы штрафов (пени) и других финансовых санкций, которые удовлетворяются в пятую очередь. Конкурсный управляющий в реестре требований кредиторов обязан указать размер основного требования уполномоченного органа и размер финансовых санкций. Требования уполномоченных органов по обязательным платежам не являются требованиями кредиторов, поскольку речь идет не о частноправовых отношениях. В конкурсном процессе права уполномоченных органов приравниваются к правам кредиторов.

В пятую очередь требования по гражданско-правовым обязательствам, кроме требований граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; требований по оплате труда и выплате выходных пособий; требований по выплате вознаграждений по авторским договорам; требований залоговых кредиторов. Первые четыре категории требований к моменту начала удовлетворения требований пятой очереди уже должны быть удовлетворены.

Таким образом, к пятой очереди относятся:

· требования кредиторов по гражданско-правовым обязательствам (с указанными исключениями);

· требования обеспеченных залогом кредиторов в части, превышающей размер обеспечения;

· требования уполномоченных органов в части взыскания штрафов и иных экономических санкций;

· требования кредиторов пятой очереди по гражданско-правовым обязательствам в части возмещения убытков, взыскания неустоек и других санкций.

Последние две группы требований подлежат отдельному от сумм основных требований учету в реестре и удовлетворяются после осуществления всех выплат по основным требованиям. Таким образом, требования в части возмещения убытков и уплаты санкций подлежат удовлетворению, по существу, в шестую очередь в случае, если остались средства после удовлетворения требований по обязательствам без учета убытков и санкций.

Требования учредителей (участников) юридического лица, вытекающие из такого участия, не принадлежат ни к какой очереди и рассматриваются конкурсным управляющим после удовлетворения всех очередных требований.

При этом не дифференцируются требования из участия в юридическом лице его работников и лиц, не являющихся работниками, что, в принципе, справедливо, поскольку все участники юридического лица должны нести равный риск убытков, возникших в процессе его деятельности. В соответствии с ранее действовавшим законодательством этот риск был менее значительным для участников юридического лица, являвшихся его работниками, по сравнению с участниками, не являвшимися работниками, поскольку их требования удовлетворялись в разную очередь.

Параллельно с признанием заявленных требований и с установлением их очередности конкурсный управляющий проводит реализацию имущества должника. Начинается она с момента окончания инвентаризации и оценки имущества. Реализация не приостанавливается, если в конкурсную массу добавляется какое-либо имущество, в этом случае продажа указанного имущества может производиться только после включения его в инвентаризационную опись (составляется отдельная опись) и оценки. По общему правилу реализация имущества осуществляется посредством проведения торгов. Собрание или комитет кредиторов имеют право определить, проводить открытые или закрытые торги, а также в форме конкурса или аукциона. Собрание кредиторов может по своему усмотрению изменить форму проведения торгов, установленную им ранее. Если орган кредиторов не установил порядок проведения торгов, то они должны быть открытыми; вопрос о форме торгов в этом случае решает конкурсный управляющий. После вынесения решений о порядке и сроках проведения торгов конкурсный управляющий должен получить утверждение этого решения органом кредиторов. При несоблюдении конкурсным управляющим указанных требований проведенные торги могут быть признаны недействительными арбитражным судом.

Закрытые торги проводятся при наличии в составе имущества должника ограниченно оборотоспособного имущества. В торгах по продаже такого имущества могут участвовать только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности либо в ином вещном праве такое имущество.

Проведение торгов осуществляется конкурсным управляющим или специализированной организацией, которая привлекается управляющим на основании договора. Такая организация не может быть заинтересованным лицом по отношению к должнику либо к конкурсному управляющему.

Если имущество не реализовано на первых торгах, вопрос о порядке его продажи решает конкурсный управляющий. Он может принять одно из двух решений: во-первых, выставление имущества на повторные торги; во-вторых, заключение договора купли-продажи конкретного имущества без проведения повторных торгов (также, если имущество не было реализовано на повторных торгах). Суммы, полученные в результате продажи имущества, поступают в конкурсную массу.

Реализации подлежит любое имущество должника: как вещи, так и права требования. Однако на их реализацию налагаются определенные ограничения. В соответствии со ст. 383 ГК РФ не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Для юридических лиц это связано с проблемой отчуждаемости прав, если эти права не являются абсолютно неотчуждаемыми. Так, права могут иметь неотчуждаемый характер в силу договора, причем возможно два вида условий, которые придают договору личный характер. Это, во-первых, условие о прекращении договора в силу несостоятельности одной из сторон, во-вторых, условие о непередаваемости прав по договору. Оба случая представляют собой ситуацию, когда стороны по договору особое значение придают личности друг друга, т. е. рассматривают свои права как личные, что следует из включения в договор соответствующего условия, т. е. контрагент не заинтересован в появлении третьего лица в качестве стороны по договору. Условие договора о непередаваемости прав по нему приближает эти права к имущественным правам, связанным с личностью, которые не могут включаться в конкурсную массу, поскольку не обладают свойством отчуждаемости. Таким образом, права по договору, в котором предусмотрена невозможность передачи прав третьим лицам (в том числе и с согласия должника), не подлежат исключению из конкурсной массы и могут быть реализованы конкурсным управляющим на общих основаниях.

В некоторых случаях такое положение может нарушать права контрагентов должника, но при регулировании данных отношений баланс интересов сдвинут в сторону защиты интересов кредиторов (поскольку при изъятии указанных прав из конкурсной массы кредиторы были бы не защищены от действий недобросовестных сторон, включивших в договор условие о непередаваемости прав с целью заблокировать такие права от взыскания кредиторов).

Расчеты с кредиторами - одна из наиболее важных стадий конкурсного производства. Конкурсный управляющий приступает к расчетам с кредиторами, во-первых, после реализации всего имущества, включая права требования должника, во-вторых, после завершения работы со всеми предъявленными ему требованиями. В этом отношении Закон не дифференцирует требования кредиторов первой, второй и остальных очередей, вследствие чего можно сделать вывод, что и при обнаружении требования первой или второй очереди в отсутствие соответствующего заявления конкурсный управляющий не должен включать обнаруженное требование в состав необходимой очереди. После завершения работы с требованиями кредиторов конкурсный управляющий закрывает реестр требований. Реестр может быть закрыт только после вынесения арбитражным судом решения по требованиям кредиторов, заявивших возражения против решения конкурсного управляющего о размере, составе или очередности удовлетворения. Если возражений не заявлено, то реестр закрывается через месяц после направления конкурсным управляющим уведомления последнему кредитору о рассмотрении его требований. Определение суда о признании необоснованными требований (полностью или в части) может быть обжаловано кредитором в соответствии с нормами ст. 146, 157, п. 2 ст. 160 АПК РФ, однако обжалование не препятствует закрытию реестра требований кредиторов и началу их удовлетворения. Конкурсный управляющий последовательно проводит удовлетворение требований кредиторов каждой очереди (в соответствии с очередностью, установленной Законом). При наличии некоторых обстоятельств управляющий обязан приостановить удовлетворение требований несмотря на то, что реестр требований был закрыт. Это могут быть следующие обстоятельства, возникшие до полного окончания всех расчетов: - заявление требования кредитором первой или второй очереди; - вступление в законную силу определения арбитражного суда о признании требования кредиторов третьей - пятой очередей, заявленного в установленном порядке, но не признанного конкурсным управляющим; - поступление в конкурсную массу какого-либо имущества должника.

В первом случае приостанавливаются расчеты с кредиторами той очереди, удовлетворение которой происходит; заявленные требования кредиторов первой и второй очередей удовлетворяются в полном размере, затем удовлетворяются требования кредиторов второй очереди. В случае нехватки средств требования кредиторов первой очереди удовлетворяются по соразмерности. После полного расчета по заявленным требованиям кредиторов первой и второй очереди удовлетворение требований кредиторов согласно реестру возобновляется.

Во втором случае также приостанавливается исполнение требований кредиторов. Но имеет значение, требования какой очереди заявлены. Если, например, арбитражный суд вынес определение о признании требований кредитора третьей очереди, когда производятся расчеты с кредиторами четвертой очереди, то требование залогового кредитора удовлетворяется полностью из оставшихся средств, после чего расчеты по остальным требованиям кредиторов четвертой очереди продолжаются. Но если, например, происходит удовлетворение требований кредиторов четвертой очереди, когда вступило в законную силу определение арбитражного суда о признании требования пятой очереди, то исполнение может и не приостанавливаться, а заявленное требование относится конкурсным управляющим к требованиям кредиторов пятой очереди. Если же определение арбитражного суда о признании требований кредитора, например, пятой очереди вступило в законную силу в период проведения расчетов с кредиторами пятой очереди, то удовлетворение указанных требований приостанавливается, после чего конкурсный управляющий проводит новый расчет причитающихся каждому кредитору сумм с учетом добавившегося требования. То есть после возобновления удовлетворения требований оно проводится по соразмерности, пропорционально суммам требований каждого кредитора.

В третьем случае удовлетворение требований также приостанавливается. Затем конкурсный управляющий (с согласия кредиторов, чьи требования остались к тому моменту неудовлетворенными) проводит реализацию поступившего имущества, после чего должен полностью удовлетворить частично удовлетворенные требования кредиторов каждой из очередей.

Требования кредиторов, не относящиеся к первой или второй очереди и не основанные на вступившем в законную силу определении арбитражного суда принимаются и учитываются конкурсным управляющим, но удовлетворение по ним может быть осуществлено после удовлетворения требований очередных кредиторов, заявленных в срок.

Закон не придает какого-либо значения причинам пропуска срока для заявления требований, таким образом, действия, направленные на удовлетворение требований кредиторов приостанавливаться не будут, даже если опоздавший кредитор сможет доказать наличие уважительных причин, по которым был пропущен срок.

Результатом удовлетворения требований является их погашение, причем погашаются требования, удовлетворенные как полностью, так и частично в случае нехватки средств для полного удовлетворения. Кроме того, погашенными считаются требования, по которым конкурсным управляющим было принято решение об их необоснованности, если кредитор не обратился в арбитражный суд о признании требования, а также требования, по которым арбитражным судом принято определение об их необоснованности. Сведения о погашении каждого требования вносятся конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов.

Погашение требования означает прекращение права требования кредитора к должнику в части, не удовлетворенной конкурсным управляющим. Но Закон устанавливает очень интересное правило, направленное на защиту интересов кредиторов несостоятельного должника. Эти кредиторы наделяются правом требования к третьим лицам, незаконным образом, владеющим имуществом должника. Устанавливается удлиненный срок исковой давности для требований указанной категории - десять лет после окончания производства по делу о банкротстве, т. е. с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Закон не регламентирует, порядок удовлетворения требований, поступивших к лицу, незаконно получившему имущество должника, например, если в суд поступили требования кредиторов первой и пятой очереди. Представляется, что в этом случае не применяются правила об очередности и соразмерности, поскольку эти правила установлены для конкурсного производства и вне его могут применяться только по прямому указанию Закона. Таким образом, требования кредиторов к третьему лицу, владеющему имуществом должника незаконно, должны удовлетворяться в полном объеме по мере поступления независимо от очередности требований в конкурсном процессе.

По окончании всех расчетов, т. е. при распределении всего имущества должника между кредиторами, конкурсный управляющий обязан составить отчет о результатах своей деятельности по расчетам с кредиторами. К отчету должны быть приложены документы о продаже имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и даты погашения каждого требования; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Конкурсный управляющий обязан предоставить указанный отчет в арбитражный суд. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов.

После составления отчета о завершении конкурсного производства оно вступает в свою последнюю стадию. С этого момента конкурсный управляющий не принимает никаких требований кредиторов.

Как правило, после удовлетворения требований кредиторов никакого имущества у должника не остается. В то же время известны ситуации, когда имущество, принадлежащее должнику, оставалось, но не могло быть реализовано в силу неликвидности. В некоторых случаях определенное имущество должника не может быть реализовано ни на торгах, ни посредством заключения договора купли-продажи без проведения торгов. Закон определяет порядок действий в отношении этого имущества. После завершения всех расчетов с кредиторами оставшееся имущество, при наличии заявления на имя конкурсного управляющего, может быть передано учредителям (участникам) должника-юридического лица. Если такое заявление не поступает (т. е. имущество не представляет ценности и для указанных лиц), то имущество подлежит передаче на баланс уполномоченного органа соответствующего муниципального образования. Для осуществления передачи конкурсный управляющий должен направить уполномоченному лицу уведомление о наличии такого имущества. С момента получения указанного уведомления у соответствующего органа возникает обязанность принять имущество в течение месяца. По прошествии месяца уполномоченные органы соответствующего муниципального образования в силу закона начинают нести все расходы по содержанию этого имущества.

Странно, что оставшееся нереализованным имущество должника может быть передано только указанным категориям лиц, поскольку не исключены ситуации, когда кредитор является единственным заинтересованным в приобретении оставшегося нереализованным имущества должника лицом (в ряде случаев для тех лиц, кому такое имущество может быть передано в силу закона, оно не представляет никакой ценности, и уполномоченные органы соответствующего муниципального образования стараются избежать принятия на баланс этого имущества).

Процедура конкурсного производства завершается вынесением арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства. Затем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносится запись о ликвидации кредитной организации. Момент внесения указанной записи является: во - первых, моментом завершения конкурсного производства; во - вторых, моментом прекращения полномочий управляющего; в - третьих, моментом ликвидации должника - юридического лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4 мая 1999 г. "Российская газета" официально опубликовала ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", и с этого дня он вступил в действие, за исключением положений, для которых этим Законом установлены иные сроки.

Как уже выяснилось в ходе работы предметом регулирования Закона являются, во-первых, установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; во-вторых, установление оснований назначения процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Соответственно нормы Закона можно подразделить на две части: предупреждение банкротства и ликвидация кредитной организации, признанной банкротом. Первая часть осуществляется под эгидой Банка России, а вторая - арбитражным судом. Законодателем приоритет отдан мерам по предотвращению банкротства, а не самим процедурам банкротства. Этот шаг был сделан, учитывая особую специфику правовой природы банка. Данная специфика заключается в том, что банк, являясь частно - правовым институтом, находясь в состоянии несостоятельности, мог привести к столкновению частно- правовых интересов кредиторов с публично- правовым интересом. И с точки зрения этого публично- правового интереса в подавляющем большинстве случаев нет необходимости в объявлении банка несостоятельным. В силу той особой роли, которую играют банки в социально- экономической системе государства в большинстве стран выстроена специальная система надзора, целью которой является поддержание стабильности кредитных организаций с применением различных способов и методов. В Российской Федерации таким органом надзора является Банк России. Одной из важнейших особенностей ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" явилось законодательной закрепление участие Банка России в делах о несостоятельности банков.

При рассмотрении развития института банкротства был прослежен путь от дореволюционного периода до современности. Акцент был сделан на соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство". Еще в дореволюционном праве данные понятия применялись в различных ситуациях. Также в некоторых странах имеется похожая картина в законодательстве. Понятие "несостоятельность" является термином гражданского права, а "банкротство" скорее относится к уголовному. Но отождествление этих понятий является заблуждением. Основное различие между ними состоит в зависимости от формы вины. Под "банкротством" следует понимать несостоятельность, сопряженную виновным поведением должника, которое причиняет или ставит цель причинить вред кредиторам. Последствия несостоятельности прекращаются с окончанием конкурсного производства. Но с его окончанием не должны прекращаться последствия банкротства. Уголовно-правовое преследование лиц, виновных в банкротстве, должно продолжаться и после окончания производства дела о несостоятельности. Таким образом, представляется необходимым разграничить понятия "несостоятельность" и "банкротство" и применять понятие "банкротство" только в случаях неправомерного поведения должника, причинившего ущерб кредиторам, поскольку это будет способствовать более точной юридической классификации рассмотренных понятий. Кроме того, не только с юридической, но и с экономической точки зрения, данные понятия не являются синонимами. С экономической точки зрения понятие "несостоятельность" равнозначно понятию "неплатежеспособность". Под "неплатежеспособностью" понимается неспособность юридического лица своевременно ив полном объеме погасить кредиторскую задолженность. Если такое состояние продолжается постоянно и продолжительно, то наступает состояние абсолютной неплатежеспособности, и последующая деятельность юридического лица становится невозможной и нецелесообразной. "Банкротство", с экономической точки зрения, и является нецелесообразность продолжения деятельности юридического лица.

Подводя итог рассмотрению процедур, следует опять сказать о том, что основной упор ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" сделан на регламентацию именно досудебных процедур несостоятельности, в отличие от ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", где регламентация процедур досудебной санации, но носит декларативный характер. Это говорит о том, что у государства в лице соответствующих органов нет агрессии по отношению к банкам, имеющим определенные трудности. Здесь имеет место смещение акцентов. Вместо быстрого (по желанию законодателя) очищения рынка от проблемного субъекта в отношении банка мы имеем совершенно иную ситуацию. Наоборот, банку будет оказана различная помощь для его сохранения и через него сохранения стабильности определенных общественных отношений. В том же случае если досудебные процедуры не принесли положительного результата следует переходить к судебным процедурам. И здесь мы выявляем определенную особенность, которая заключается в том, что в случае с банкам применяются только две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. Отсутствие внешнего управления и мирового соглашения объяснить достаточно просто. Идея внешнего управления в трансформированном варианте перенесена на досудебные процедуры, а мировое соглашение в случае с несостоятельности банка уже не может выполнить возложенную на него функцию, так как у банка к тому времени уже отозвана лицензия, и он не может функционировать надлежащим образом.

Банки, ввиду их повышенной ценности в экономической и социальной сферах общества, осуществляют свои деятельность под надзором Банка России, который в одних случаях имеет право, а в других обязан принять участие в деле о несостоятельности банка.

В подавляющем большинстве случаев, именно Банк России является инициатором начала досудебных процедур, направленных не на ликвидацию банка, а на его спасение. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусмотрены три группы мер по предупреждению несостоятельности: меры по финансовому оздоровлению, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации.

Основной целью наблюдения как процедуры несостоятельности состоит в достижении баланса интересов должника и кредиторов, создания необходимых предпосылок для адекватного разрешения дела о банкротстве. Процедура наблюдения вводится только после того, когда у банка будет отозвана лицензия. Это значит, что досудебные меры по предупреждению несостоятельности не достигли желаемого эффекта. Основной фигурой здесь является временный управляющий. Его деятельность протекает в двух основных направлениях: контроль за действиями руководства должника; изучение финансового состояния с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур.

Что же касается процедуры конкурсного производства, которая является заключительным этапом, то ее главная цель состоит в проведении ликвидации должника и соразмерном удовлетворении требований кредиторов в порядке очередности. Принятие решения арбитражным судом об открытии конкурсного производства означает невозможность восстановления финансового состояния должника. Основной фигурой на данном этапе является конкурсный управляющий. В отличие от предыдущей стадии, когда он совмещал свои функции с деятельностью органов управления кредитной организации (несмотря на то, что она была ограничена) здесь он действует единолично. Открытие конкурсного производства означает, что все требования кредиторов могут быть заявлены исключительно в рамках этого производства. Объем полномочий конкурсного управляющего весьма широк. Но весь спектр сводится к тому, что он должен сформировать и распределить конкурсную массу из имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Это приоритетное направление деятельности управляющего. Остальные задачи являются производными от двух вышеуказанных. Особенностью также является то, что контроль за ходом конкурсного производства помимо арбитражного суда, осуществляет и Банк России. Конкурсный управляющий обязан ежемесячно представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность банка. Также следует отметить обстоятельство, в силу которого граждане - вкладчики включены в первую очередь при удовлетворении своих требований. Этот шаг законодателя следует оценить положительно. Завершением работы конкурсного управляющего, является составление им отчета о результатах своей деятельности по расчетам с кредиторами. Данный отчет обязательно направляется в арбитражный суд. С этого момента конкурсный управляющий больше не принимает никаких требований кредиторов. Процедура конкурсного производства завершается вынесением арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства. После этого соответствующая запись вносится в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Момент внесения записи является: во - первых, моментом завершения конкурсного производства; во - вторых, моментом прекращения полномочий конкурсного управляющего; в - третьих, моментом ликвидации кредитной организации.

В связи с достаточно непродолжительным периодом времени, который прошел после выхода в свет ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также с экономической ситуацией в нашей стране, тема банкротства банков будет еще более актуальной. Этому также есть и объективные предпосылки, которые заключаются в том, что количество банков в нашей стране непомерно велико по сравнению с тем количеством, которое должно быть. Следовательно, должны остаться лишь самые надежные. Остальные должны реорганизоваться или ликвидироваться. Также будет складываться судебная практика, представляющая собой ту необходимую стадию, которую ожидают для решения проблем и избежания появления новых.

В заключение хотелось бы привести слова председателя Совета Федерации Е. Строева, который на прошедшей в г. Орле ярмарке инвестиций сказал, что: "Банковская система - это центральное элемент любой экономики" Игорь Черняк. Егор Строе помогает банкам выжить. // Комсомольская правда. 10 июня. 2000.. Поэтому, несмотря ни на что, хотелось бы, что бы механизм несостоятельности включался в нашей стране как можно реже.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александр I. Устав о банкротах. С-Пб. 1801.

2. Бертгольд Г.В. Законы о несостоятельности торговой и неторговой. М. 1906.

3. Баренбойм П. Правовые основы банкротства. М. 1994.

4. Бунич П. Банкротство по правилам. // Журнал для акционеров. 1998. № 3.

5. Витрянский. В, В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. Специальное приложение к № 2. 1998 г.

6. Востриков П. О банкротстве предприятий - заемщиков и банков за рубежом // Хозяйство и право. 1995. № 3,4.

7. Гольмстен А.Х. Исторический очерк русского конкурсного процесса. С-Пб, 1888.

8. Голубев С.А. Банкротство кредитных организаций.// ВВАС Российской Федерации. 1999 № 4.

9. Горбунов Ю. Вы банкрот, гражданин! // Российская газета. 1998 г. 10 марта.

10. Горелов А. О российской специфике института банкротства. // Рынок ценных бумаг. 1998. № 19, 20.

11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М. "Прогресс" 1994.

12. Демидова Н. Досудебные процедуры банкротства кредитных организаций. // эж-Юрист. 1999. № 17.

13. Докучаев Д. Россия вступает в эпоху цивилизованных банкротств. // Известия. 1998 г. 27 февраля.

14. Жилина Е.А. Особенности банкротства банков. // ЭКО. 1999. № 1.

15. Жилина Е.А. Механизм банкротства банков. // ЭКО 1999. № 2.

16. Клейнман А.Ф. О несостоятельности частных лиц по советскому процессуальному праву. Иркутск. 1929.

17. Лившиц Н. Арбитражно-процессуальные аспекты банкротства кредитных организаций. // эж - Юрист. 1999. № 17.

18. Лордкипанидзе А.Г. Гарантии платежеспособности по законодательству Англии и Франции., М. 1979.

19. Малышев К.И. Исторический очерк конкурсного процесса., С.-Пб. 1896.

20. Методические рекомендации о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) (в редакции Указания Банка России от 13.10.98. № 18 - У).

21. Морозов Н.А. Критика существующих установлений несостоятельности и банкротства / Юридический вестник. 1887. № 6 - 7.

22. Никитина О.А. Процедура наблюдения // ВВАС РФ. Специальное приложение к №2. 1998.

23. Нормативно - методические материалы о несостоятельности (банкротстве)., М. 1995.

24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. "Русский язык". 1989.

25. Роуз Питер С. Банковский менеджмент: Пер. с англ. 2-е изд. - М. Дело, 1997.

26. Саркисянц А.Г. Слияние и банкротства банков: мировой опыт и Россия // Деньги и кредит. 1998. № 2.

27. Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1.

28. Селиванов А., Бурлакова Е. Закон о банкротстве банков: недостатки очевидны. // эж-Юрист. 1999. № 17.

29. Сергеев В.И. практика применения нового законодательства о банкротстве. // Законодательство 1999. № 1.

30. Симановский А.Ю. О дипозитном страховании и банковских банкротствах // Деньги и кредит. 1996. № 2.

31. Словарь русского языка. Т.1. М. "Русский язык" 1985.

32. Словарь иностранных слов. М. "Русский язык". 1988.

33. Словарь современного русского международного языка. Т.1. Изд-во Академии Наук СССР. 1950.

34. Талан М.В. Об ответственности за банкротство по проекту особенной части УК РФ 1994 года. М. 1994.

35. Тараскин В. Может ли Центральный Банк РФ приостановить действие судебного решения? // эж-Юрист. № 17.

36. Телюкина М.В. Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 8 января 1998 г., Москва. БЕК.

37. Телюкина М. Наблюдение как процедура банкротства. // Хозяйство и право № 9, 10. 1998г.

38. Титова Е. Банкротство станет выгодным и должникам, и кредиторам. // Фин. известия. 1998 г. 26 февраля.

39. Трайнин А.Ф. Юридическая сила определения свойства несостоятельности/ Вестник права. 1916.№ 38.

40. Трайнин А.Ф. Несостоятельность и банкротство. С-Пб. 1913.

41. Тур Н.А. Пересмотр постановлений о несостоятельности. С-Пб. 1896.

42. Хоа Ле, Новый Закон о несостоятельности (банкротстве): взгляд зарубежного экономиста // Экономика и жизнь. № 11. Март. 1998.

43. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. Киев. 1886.

44. Цитович П.П. Учебник торгового права. Выпуск 1. Киев 1891.

45. Черняк И. Егор Строев помогает банкам выжить. // Комсомольская правда. 10 июня. 2000.

46. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М. 1912.

47. Шершеневич Г.Ф. Учение о несостоятельности. Казань. 1890.

48. Шепелева Л.Ю., Лапач Л.В. Судебно - арбитражная практика., М. 1997.

49. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А.- Ефрон И.А. "Терра" 1990.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

50. Конституция РФ.

51. Арбитражный - процессуальный кодекс РФ.

52. Гражданский Кодекс РФ.

53. ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.90 (в редакции 31.07.98).

54. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98.

55. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.99.

56. ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

57. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 19.11.92.

58. Указ Президента РФ от 14.06.92. № 623. "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур".

59. Положение Центрального Банка РФ "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации".

60. Положение Центрального Банка РФ от 02.04.96 № 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций" (в редакции Указаний Центрального Банка от 25.03.99 № 528 У).

61. Письмо Банка России РФ от 22.05.96 г. № 283 " О порядке обращения Банка России в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации". // ВВАС, 1996. № 8.

62. Письмо Банка России "О порядке обращения Банка России в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации" от 22 мая 1996 г. N. 283.

63. Письмо Банка России РФ от 14.05.97 г. № 446 " О некоторых вопросах, связанных с работой ликвидационных комиссий. // ВВАС. 1997. № 7.

64. Инструкция Банка России от 30.01.96 № 1 "О регулировании деятельности кредитных организаций".

65. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.01.95 г. № С 1-7/ОП-54. // ВВАС. 1995. № 4.

66. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.04.1995 № С-1-7. ОП-237 "Рекомендации о порядке разрешения спорных вопросов при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве).

67. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N. 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)".

68. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. N. 43 "Вопросы применения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике".

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.