РУБРИКИ

Назначение саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Назначение саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

Назначение саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

2

Реферат

Назначение саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

Саранск 2008

Содержание

Введение………………………………………………………………...…3

1. Понятие саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг……………………………………………………………………………...4

2. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг………………………………………………….………………….7

3. Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг……………………………………………………………. .9

Заключение………………………………………….…………………….13

Список использованных источников…………….……………………...14

Введение

Впервые в российском законодательстве понятие "саморегулируемые организации" было закреплено в постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. N 3, которым было утверждено Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Данным положением был закреплен правовой статус саморегулируемой организации. Саморегулируемыми организациями именовались добровольные некоммерческие организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и действующие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Первоначально термин саморегулируемые организации употреблялся только применительно к фондовому рынку.

Правовое обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации в своем развитии прошло два этапа. Первый этап начался в 1995 г. с законодательного закрепления термина "саморегулируемая организация и продолжался до 1998 г. На данном этапе в нормативных актах правовой статус саморегулируемых организаций был достаточно подробно регламентирован, но только на рынке ценных бумаг. Второй этап начался в 1998 г., а его кульминацией стал 2002 год. Саморегулируемые организации в этой период стали возникать в различных сферах предпринимательской деятельности и членство в них для отдельных групп предпринимателей стало обязательным. 

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

1. Понятие саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

Саморегулируемая организация - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации. (О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ.-В ред. от 06.12.2007.-Ст. 48).

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Организация, учрежденная не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.(О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ.-В ред. от 06.12.2007.-Ст. 48-50)

В случае, если число членов саморегулируемой организации стало менее десяти, Федеральная комиссия приостанавливает действие выданной ей лицензии на срок до трех месяцев. Если по истечении указанного срока количество членов саморегулируемой организации не приведено в соответствие с требованиями в отношении количества членов, Федеральная комиссия аннулирует выданную ей лицензию.

Саморегулируемая организация обязана представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.

Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.
(О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ.-В ред. от 06.12.2007.-Ст. 50)

В случае, если члены саморегулируемой организации являются кредитными организациями, Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать по согласованию с Федеральной комиссией дополнительные требования к порядку осуществления деятельности такой организации в отношении кредитных организаций.

Объединяются в саморегулируемые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг. Вступить в саморегулируемую организацию вправе юридические лица, в том числе кредитные организации, а также предприниматели без образования юридического лица, которые осуществляют следующие  виды деятельности:

- брокерская деятельность

- дилерская деятельность

- деятельность по управлению ценными бумагами

- деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)

- депозитарная деятельность

- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

- деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг

Саморегулируемая организация является некоммерческим образованием, поэтому все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Выделяют следующие основные признаки саморегулируемой организации:

· Добровольное объединение;

· Членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;

· Функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

· Отношения с государством - государство передает ей часть своих функций.

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:

· Ассоциации;

· Профессиональных союзов;

· Профессиональных общественных организаций.

Саморегулируемые организации выполняют определенные функции:

1) Саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;

2) Поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;

3) Отстаивание своих интересов на рынке перед государством.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг.

На российском рынке ценных бумаг функционируют следующие саморегулируемые организации: Национальная ассоциация участников фондового рынка (1994г.), Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (1996г.), Союз фондовых бирж России (1993г.), Ассоциация валютных бирж (1995г.), Российский биржевой союз (1992г.) и другие

2. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация вправе:

· получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов;

· разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

· контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

· осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг или являться участником юридического лица, осуществляющего такую деятельность.

Саморегулируемая организация вправе создавать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество только после получения согласия Федеральной комиссии.

Саморегулируемая организация для реализации своих полномочий на территории субъектов Российской Федерации вправе создавать свои филиалы и представительства. (Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг: Утв. постановлением Федер. комис. по рынку ценных бумаг от 01.07.1997 № 24.-В ред. от 14.08.2002.-ПП. 1.5, 1.7, 2.4)

Статьей 17 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ установлено, что саморегулируемые организации вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников - членов саморегулируемой организации.

3. Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг основывается на разнообразии нормативных актов, среди которых можно выделить три основных уровня:

· правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг;

· правовые основы деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах предпринимательской деятельности;

· правовое регулирование деятельности  институтов аналогичных саморегулируемым организациям.

Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” установлен перечень документов, которые предоставляются в Федеральную комиссию для получения разрешения на создание саморегулируемой организации:

1) заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;

2) правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:

1) профессиональной квалификации персонала (за исключением технического);

2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;

4) документации, ведения учета и отчетности;

5) минимальной величины их собственных средств;

6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;

7) равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;

8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;

9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов членов организации;

10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;

11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;

12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;

13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;

14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;

15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.

В выдаче разрешения может быть отказано по следующим основаниям:

- в представленных документах не содержится необходимых требований;

- предусматривается возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;

- предусматривается необоснованная дискриминация членов организации;

- предусматривается необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;

- предусматривается ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;

- предусматривается регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;

- предусматривается предоставление недостоверной или неполной информации.

Данный перечень для отказа в выдаче разрешения является исчерпывающим, отказ по иным основаниям не допускается и может быть обжалован в суде.

В случае установления Федеральной комиссией нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной комиссией, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации разрешение может быть отозвано.

Такое подробное закрепление в законе правового статуса саморегулируемой организации стало качественно новым шагом. После принятия данного закона деятельность саморегулируемых организаций стала основываться на законодательной базе. По сравнению с Временным положением от 12.07.1995 г. правовой статус саморегулируемых организаций был значительно расширен. Теперь создавать саморегулируемые организации были вправе не только организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (как в Положении), но и участники, осуществляющие иные виды деятельности на фондовом рынке. В Законе были значительно расширены полномочия саморегулируемых организаций, закреплен порядок создания данных организаций, что стало дополнительной гарантией прав профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В развитие положений данного закона были приняты соответствующие указы Президента и постановления Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. 

Заключение

В последние годы роль саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг становится более значимой. В этой связи важнейшей задачей является дальнейшая разработка правил и стандартов, в соответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к государственному регулированию саморегулирование рынка.

Саморегулируемая организация - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Деятельность саморегулируемых организаций связана с саморегулированием деятельности участников на рынке ценных бумаг; поддержанием высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг; отстаиванием своих интересов на рынке перед государством.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации;

2.   Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм.и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.);

3.   Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30декабря 2001 г.);

4.   Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 марта1996 г., 25 июля 2000 г., 18 января 2002г.);

5.   Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 г. N 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг» ( с изм. И доп. От 14 июля 1998г.)

6.   Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июня 1998 г.N 501-р "О повышении эффективности деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг";

7.   Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 марта 2001г. N 219-р "Об утверждении Положения о Совете саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг при Федеральной комиссии по рынку,
ценных бумаг";

8.  Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1998 г. N 982-р "О взаимодействии ФКЦБ России с саморегулируемыми организациями при проведении проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг";

9.  Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие. - М.: НИФРА-М, 2007. - 304 с. - (Учебники факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова).

10.  Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.: ил.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.