РУБРИКИ

Кредитная система

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Кредитная система

Кредитная система

Введение

Созданию современной кредитной системы РФ предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим условиями развития нашей страны. Нынешняя кредитная система приближена к модели, функционирующей в большинстве промышленно-развитых стран, хотя в России ситуация осложнена несовершенством рынка ценных бумаг и слабым развитием небанковских кредитных учреждений.

Основной частью кредитной системы выступает банковская система.

Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции, банки выполняют общественно-необходимые функции. Банковская система РФ представляет собой явление уникальное: по числу банков, уровню приватизации, темпам роста и степени дерегулирования российский банковский сектор заметно превосходит аналогичные показатели не только стран с переходной экономикой, но и подавляющего большинства развивающихся стран.

Банковская система - это одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, банки существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

В условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентов.

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны.

На Российском финансовом рынке в настоящий момент действует огромное количество коммерческих банков. В этих условиях приобретает первостепенное значение конкуренция среди банков. Банковская конкуренция - это процесс соперничества коммерческих банков, в ходе которого банки стремятся обеспечить себе более прочное положение на рынке банковских услуг. По своей сути банковская конкуренция представляет собой борьбу за клиента. Банки соревнуются в количестве, качестве, цене банковских услуг. В целях привлечения и удержания клиентов необходимо совершенствовать уже существующие банковские услуги и разрабатывать новые. В основном работа ведётся с организациями, при этом недостаточно уделяется внимание работе с физическими лицами. А ведь потенциал данного сектора банковских услуг достаточно велик. Кредитование населения - одно из перспективных направлений деятельности банков.

В этой работе также уделяется особое внимание самому понятию кредитной системы и её элементам. Определив структуру кредитной системы, можно будет говорить об эволюции отдельных её элементах и приоритетах на различных этапах развития, чему уделяется особое внимание в этой работе. Влияние кредитной системы на экономическую жизнь общества отражено через призму её составляющих (кредит, должник, долг и т.д.). Нужно отметить, что понятие кредитной системы является всеохватывающим, и это, к сожалению, приводит к изучению её ни как единого целого, а лишь в качестве отдельных её элементов. В связи с этим из внимания выпадает та самая их взаимосвязь, которая определяет направление развития кредитной системы.

Целью исследования данной работы является анализ состояния российской кредитной системы, возможностей ее совершенствования, а также рассмотрение банковской системы РФ, как неотъемлемого элемента кредитной системы.

Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью кредитной системы в развитии и укреплении рыночной экономики в Российской Федерации, а также с наличием проблем в функционировании кредитного механизма в современных условиях.

Раскрыть понятия кредит и кредитная система, показать основные этапы формирования и развития кредитной системы в России с 13в. по 1998 год, проанализировать кредитные системы Российской Федерации с 13в. по 1998 год-это задачи курсовой работы.

1. Кредит и кредитная система

1.1 Необходимость и сущность кредита

Кредит является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, оказывающим непосредственное воздействие на процессы расширенного производства на макроуровне и на уровне отдельного предприятия. Будучи одновременно категорией воспроизводства и перераспределения, он ускоряет процессы воспроизводства на всех его фазах - производства, распределения, обмена, потребления.

За счет кредита происходит формирование основных и оборотных средств предприятий; осуществляются расчеты между товаропроизводителями, портфельные и реальные инвестиции, оплата рабочей силы, увеличение объема денежной массы, участвующей в денежном обороте (в том числе и в функциях средств платежа и обращения); ускоряются процессы реального накопления, производственного и личного потребления, формирования доходов бюджета, поступления выручки от реализации продукции предприятий.

Кредит в переводе с латинского ( kreditum ) имеет два значения - "верую, доверяю" и "долг, ссуда". Являясь экономической категорией, кредит выражает экономические отношения, возникающие между собственниками (хозяйствующими субъектами) по поводу перераспределения временно свободных материальных ресурсов, денежных средств на условиях возвратности и платности.

Кредитное отношение предполагает субъектов (кредитор и заемщик), а также объект - ссужаемую стоимость в денежной или товарной форме.

Кредитор - это субъект, предоставляющий ссуду, заемщик - субъект, получающий ее. После получения ссуды заемщик превращается в должника. В условиях банковского кредита в роли посредника между конечными реальными кредиторами и должниками выступает кредитное учреждение, которое является одновременно должником кредитора-вкладчика и кредитором должника-заемщика.

В ходе исторического развития изменялся социально-классовый облик субъектов кредитных отношений. В средние века ими являлись купцы, торговцы, ремесленники, церковь, монастыри, государство, монархи, знать, феодалы. Использование кредита носило в основном непроизводительный характер. При этом кредиторы нередко становились жертвами своих могущественных должников (феодалов, монархов).

В эпоху капитализма субъектами кредитных отношений становятся промышленники, сельхозтоваропроизводители, торговцы, купцы, банки, кредитные кооперации, государство.

В СССР с 1930-го по 1988 г . в качестве основных заемщиков выступали государство, государственные сельскохозяйственные, торговые, промышленные, строительные и другие предприятия, а также коллективные хозяйства. Кредиторами являлись учреждение государственных банков и население - вкладчики Сбербанка.

В современных условиях многоукладной рыночной экономики РФ заемщиками являются государство, физические и юридические лица разных форм собственности и организационно-правовых форм ведения хозяйства. Они же могут выступать в роли кредитора-вкладчика банка, а предприятия - в качестве кредитора при коммерческом кредите.

В процессе исторического развития изменялись характер передаваемого во времени пользование объекта, социально-классовый облик собственников (хозяйствующих объектов) - кредитора и должника, а также социально-классовый характер кредитных отношений. Однако коренные основные причины необходимости кредита оставались неизменными.

Таким образом, кредит представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с перераспределением на условиях возвратности временно свободных материальных ресурсов, денежных средств разных собственников и хозяйствующих субъектов - предприятий, государства, населения.

1.2 Понятие и механизм функционирования кредитной системы

При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей в период перехода России к рынку.

Различают два понятия кредитной системы:

· совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма);

· совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма)

В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Кредитная система -- более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.

Банк -- коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.

До 1987 г. банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР.

Госбанк СССР, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования, осуществления массового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функций по расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращали Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля.

В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность, главным образом, перед вышестоящими организациями, а не клиентами.

Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. Ее реорганизация началась в 1987 г. Предусматривались изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг. На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала: создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство); перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование; совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.

Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам. Таким образом, предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. На Государственный банк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой для всех банков государственной денежно-кредитной политики.

Другие банки специализировались на обслуживании народнохозяйственных комплексов (Промышленно-строительный банк СССР -- Промстройбанк СССР; Агропромышленный банк СССР -- Агропромбанк СССР; Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР -- Жилсоцбанк СССР) или на обслуживании отдельных видов деятельности (Банк трудовых сбережений и кредитования населения -- Сбербанк СССР, Банк внешнеэкономической деятельности СССР -- Внешэкономбанк СССР) .

Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения.

В организационном плане также не удалось решить поставленные задачи. Оказалось невозможным обеспечить реальную Специализацию банков на уровне низовых звеньев. Государственные специализированные банки сохранили в значительной мере административно-контрольные методы работы с клиентурой и не "вписывались" в процесс постепенного становления рыночных отношений: Права низовых учреждений спецбанков в части распоряжения кредитными ресурсами были несколько расширены. Для укрепления партнерских отношений с клиентурой и повышения ответственности за использование выделенных им кредитных ресурсов низовые учреждения спецбанков переводились на хозрасчет. Стали внедряться договорные отношения между спецбанками и клиентурой.

Благодаря специализации банков в какой-то степени усилились их связь с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство, улучшилась структура кредитных вложений. Однако эти положительные тенденции во многом были достигнуты благодаря использованию прежних административных методов управления кредитом и денежным оборотом, которые практически исчерпали себя. Эффективно действующая система экономического регулирования денежного оборота в процессе реорганизации банков не была создана, что усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики.

Реорганизация была проведена "сверху" административными методами. "Закрепление" клиентуры за спецбанками в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками. Кредитная система не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве. Одновременно произошло неоправданное увеличение управленческого аппарата банков.

Не изменились принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними, но создавало условия для преодоления ведомственной разобщенности. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.

Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка будет означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

Коммерческой целью деятельности банков, обслуживающих хозяйство, является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций.

Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.

На втором этапе должны быть решены две задачи. Первая из них -- это создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства.

Вторая задача -- создание условий для свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование дает наибольший эффект.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.

В ходе второго этапа банковской реформы реорганизуется не только структура банков, но и происходят глубокие изменения в характере кредитных отношений, утверждаются новые методы кредитной работы. В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень -- Центральный банк России, II уровень -- коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР -- экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая, таким образом, кредитором последней инстанции.

Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни. Наряду с коммерческими банками в Российской Федерации функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.

В кредитной системе в институциональном плане можно выделить также союзы, ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.

Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.

Активно развивается также коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

Таким образом, в Российской Федерации постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредоточивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.

Острая конкуренция в банковском деле ведет к вытеснению мелких кредитных учреждений. В условиях экономического кризиса они не располагают достаточными резервами, не могут погасить свои обязательства по депозитам и терпят банкротство. Основной формой ликвидации самостоятельных мелких банков становится приобретение одним банком акций другого банка и превращение его в свой филиал. С помощью расширения филиальной сети банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Этому процессу способствует повышение требований со стороны ЦБР к минимальному размеру уставного капитала.

Бурное расширение видов кредитно-денежных операций, инструментов рынка ссудных капиталов и расчетов, использование ЭВМ и средств телекоммуникаций усиливают соперничество в кредитной сфере, его сосредоточение на условиях предоставления кредитов (сроки, размеры, условия погашения), дополнительных услугах (увеличение времени инкассации платежных документов, консультирование по разным вопросам и т.д.). Результатом является тенденция к универсализации операций, созданию многопрофильных кредитных учреждений, широкому набору дополнительных услуг.

Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала.

2. Основные этапы формирования и развития кредитной системы в России с XIII в. по 1998 год

2.1 Развитие и структура кредитной системы Российской империи

Первые попытки устройства в России государственных кредитных учреждений относится к XVIII веку.

Начало этим попыткам относится к правлению императрицы Анны Иоановны. Своим указом она повелевала в 1733 г. открыть ссуды из Монетной конторы. Однако кредитные операции Монетной конторы были очень незначительны и вскоре были прекращены.

Более существенные попытки были осуществлены при императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I, правление которой продолжалось 20 лет (1741 - 1761 гг.).

13 мая 1754 г . указом императрицы учреждаются Государственные Заемные Банки для дворянства (Дворянские Банки) в Москве и Санкт - Петербурге при Сенате и Сенатской конторе.

Этим же указом учреждается Купеческий банк в Санкт - Петербурге при Коммерц - Коллегии.

Дворянские банки выдавали ссуды, из 6% годовых, сроком на год, под залог:

- золота, серебра, алмазных вещей и жемчуга - в размере 1/3 стоимости;

- недвижимых имений, сел и деревень с людьми и со всеми угодьями, полагая по 50 рублей на 50 душ.

Кроме кредита под названные залоги, допускался и личный кредит за поручительством "знатных, пожиточных и надежных людей". Отсрочки ссуд не должны были превышать более 3 лет, после чего не выкупленное имение подлежало продаже с торгов.

Основной капитал Дворянских банков первоначально составлял 740 тыс. руб. В царствование Екатерины II основной капитал был увеличен до 6 млн. руб.

Деятельность первых кредитных учреждений, как дворянских, так и купеческих, была малоуспешна. Они не оправдывали ожиданий российского правительства. Казенные капиталы, выданные банком для оборота, были розданы в сравнительно немногие руки, в которых деньги и продолжали оставаться. Помещики не только не возвращали в срок ссуд, но большей частью не платили и процентов. Подписанная законом продажа просроченных залогов на деле не применялась; правильного бухгалтерского учета не было; отчеты, представляемые Императрице, были весьма приблизительные; в разное время были установлены злоупотребления.

В итоге, Санкт - Петербургский и Московский дворянские банки были закрыты в 1785 г. Их дела были переданы вновь учрежденному Государственному Заемному банку.

Купеческий банк закрыт в 1782 г. В этот период правительство было озабочено изысканием средств, для облегчения обращения медных денег. 21 июля 1758 г . издается указ об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве самостоятельных банков под общим названием "Банковых контор вексельного производства для обращения медных денег". Эти учреждения, известные под именем "Медного банка". Банки обязаны были:

- иметь постоянные сношения с казенными учреждениями в Петербурге и Москве для того, чтобы знать, сколько и когда следует им получить денег из других городов.

Медный банк представлял собой уже значительный шаг вперед сравнительно с Купеческим банком; здесь замечается уже зародыш операций трансферта (перевода) и текущих счетов.

При императрице Екатерине II (1729 - 1796 гг.) пребывавшей 34 года на престоле, заботы правительства в области организации кредита направлялись главным образом на устройство земельного и ломбардного кредита. Для этих целей в 1772 г . были открыты в столицах новые кредитные учреждения, а именно Сохранные и Ссудные казны. Сохранные казны, учрежденные при воспитательных домах в Санкт-Петербурге и Москве, принимали вклады для приращения процентами на всякие сроки и до востребования и выдавали ссуды под залог недвижимых имений на срок от одного года до 8 лет. Прибыль от этих операций обращалась на содержание воспитательных домов.

В 1755 г. во всех губернских городах были учреждены Приказы Общественного Призрения. Фактически эти Приказы получили характер долгосрочных ипотечных учреждений. От Сохранных казен они отличались тем, что могли выдавать ссуды под залог недвижимых имений лишь той губернии, в которой они сами находились.

Указанные кредитные учреждения все еще не могли удовлетворить всей потребности в долгосрочном кредите. В виду этого в 1786 г . был учрежден Государственный заемный банк для содействия дворянскому землевладению. Ссуды выдавались под залог: помещичьих населенных имений; населенных горнозаводских имений; домов каменных и фабричных строений в С. - Петербурге.

Дворянству ссуды выдавали сроком на 20 лет из 8%, а городам на 22 года из 7%.

В 1797 г. была сделана попытка организовать земельный кредит на новых началах. Указом 18 декабря 1797 г . был учрежден Вспомогательный для дворянства банк на основаниях ссуды выдаются на 25 лет, но не деньгами, а особыми банковскими билетами, под залог недвижимых имений, в размере 40 - 75 руб. на крестьянскую душу и в зависимости от класса губерний;

Практика показала, что банковские билеты не могли приобрести себе доверия самостоятельных, реально обеспеченных кредитных обязательств.

В царствование Николая I система государственных кредитных учреждений не подвергалась существенным преобразованиям. Сама деятельность этих учреждений развивалась, пока во главе Министерства финансов стоял граф Канкрин.

Кредитная политика министерства финансов сводилась к тому, чтобы сжимать размеры кредита, уменьшать обороты банковской деятельности и пресекать всякую частную инициативу в банковском деле. Граф считал, что частные банки вообще вредны.

Такая политика наложила свою мертвецкую печать и на вторую половину царствования Николая I. Полный запой в развитии старых кредитных учреждений привел к ликвидации их, когда они оказались не подготовленными действовать в новых условиях при царствовании Александра II.

При Николае I было издано немало узаконений по кредитной части, но они не вносили ничего существенно нового в деятельность Коммерческого и Заемного банков, Сохранных казен и Приказов Общественного Презрения.

Единственным новым крупным банковским установлением следует считать образование в 1828 г . Польского банка. В царствование Николая I было положено начало деятельности Сберегательных касс для приема мелких вкладов.

Первые сберкассы были учреждены в 1842 г . при Сохранных Казнах в Санкт - Петербурге и Москве, а затем при некоторых Приказах Общественного призрения. Кассы принимали вклады от 50 копеек до 50 рублей единовременно. Общая сумма вкладов по одной книжке не должны были превышать 300 руб. Кассы платили по вкладам 4% годовых.

Деятельность касс развивалась очень слабо даже в столицах, а вне столиц касс было весьма мало. В 1853 г . всех касс при Приказах было всего 37. Общая сумма вкладов в Сбербанки была крайне ничтожна и никакого заметного влияния на оборотные средства кредитных учреждений не оказывала.

За 20-летнее управление Министерством финансов граф Канкрин согласился на открытие только одного городского банка (Верхотурского Попова банка в 1836 г), да и то ввиду личного желания Императора и благотворительной цели банка.

Лишь после выхода в отставку графа Канкрина начали мало помалу возникать городские банки в различных губерниях России - с 1843 г . по 1849 г . было открыто 15 городских банков.

Итак, в период царствования Николая I система государственных и особенно частных кредитных учреждений развивалась очень слабо и не подвергалась существенным изменениям.

Указом от 20 июля 1857 г . принимались меры для ослабления накоплений вкладов в казенных банках, и дать им другое направление. В частности имелось в виду направить часть капитала на покупку акций и облигаций Главного общества российских железных дорог (что и было достигнуто). Указом предусматривалось снижение процента по частным вкладам и уменьшение платежей процентов по долгу государственного казначейства кредитным учреждениям.

Результаты указа 20 июля 1857 г, однако, не оправдали ожиданий и обнаружили полную непригодность старых кредитных учреждений при наступивших новых условиях экономической жизни. Эпоха после Крымской войны была не похожа на 1830 г, когда графу Канкрину удалось понизить вкладной процент с 5 до 4 без всяких заметных колебаний в размере вкладной операции.

Со второй половины 1857 г начала пробуждаться промышленная жизнь, и прежний застой сменялся лихорадочной предпринимательской, главным образом, акционерной деятельностью. Такая ситуация привела к тому, что вклады стали отливать из банков с невиданной быстротой: общая сумма вкладов понизилась с 1276 млн. руб. в 1857 г . до 900 млн. руб. в 1859 г ., а кассовая наличность со 140 млн. руб. до 20 млн. рублей. Положение государственных кредитных учреждений становилось критическим, их надо было спасать от банкротства.

Необходимость преобразования кредитных учреждений вызывалась предстоящей крестьянской реформой.

Комиссия, закончив свою работу к 30 января 1860 г ., пришла к следующим заключениям: необходимо отказаться от казенной системы поземельного кредита и предоставлять учреждение земских банков частной инициативе. В изданных комиссией "трудах" собраны обширные материалы по исследованию существующих форм поземельного кредита, и напечатан с подробными разъяснениями проект положения о земских кредитных обществах. Однако этот проект не был представлен к утверждению в законодательном порядке. Таким образом, первая попытка "общего" банковского законодательства не увенчалась успехом. Пришлось ограничиться преобразованием отдельных учреждений.

Осуществив подготовительные меры, стало возможным приступить к окончательному преобразованию кредитных учреждений.

31 мая 1860 г . Заемный банк был упразднен, а дела его переданы в С. - Петербургскую Сохранную Казну. Сохранные Казны и Приказы должны были прекратить банковские операции и ограничить свою деятельность производством расчетов с прежними заемщиками и передачей получаемых от них сумм во вновь учрежденный 31 мая 1860 г . Государственный банк, к которому передали дела Государственного Коммерческого банка. Все вклады, внесенные в старые кредитные учреждения, предписано было также передать в Государственный банк, на который была возложена обязанность расчета с вкладчиками. Организация Государственного банка по уставу 31 мая 1860 г . представлялась в общих чертах, в следующем виде. Банк учреждается для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы. Основной капитал определен в 15 млн. руб., причем допущено увеличение его перечислением из резервного капитала (до 3 млн. руб. за счет ежегодных отчислений из прибылей).

Банк находится в ведении министра финансов и под наблюдением Совета Государственных Кредитных Установлений. Непосредственные заведование делами банка возлагается на правление и управляющего банком. Правление банка состоит из управляющего, его товарищей, шести директоров и трех депутатов от Совета Государственных Установлений.

Местные учреждения Госбанка - двух типов: Конторы, учрежденные по особым Высочайшим повелениям и Отделения, открываемые непосредственным распоряжением Министерства финансов. Конторы и Отделения непосредственно подчиненные Правлению Госбанка. Первоначально учреждено было 7 Контор и открыто 47 Постоянный Отделений Госбанка (в период 1862 - 63 гг.).

Почти одновременно с учреждением долгосрочного кредита стали возникать и учреждения для краткосрочного кредита, также на началах взаимности.

В период царствования Александра II было положено начало акционерным банкам, как для краткосрочного коммерческого кредита, так и долгосрочного земельного. В 1864 г. утверждается устав первого акционерного коммерческого банка. Таким стал Санкт-Петербургский Частный Коммерческий банк.

Первым акционерным земельным банком являлся Харьковский Земельный банк ( 1871 г .) - для обслуживания заемщиков 5-ти губерний.

Акционерные банки быстро сделались в России самой излюбленной формой не только коммерческого, но и земельного кредита. За одно первое десятилетие 1864-1873 гг. было учреждено 31 акционерный коммерческий банк, а в течение 3-х лет (1871-1873 гг.) возникло 11 акционерных земельных банков.

В царствование Александра III законодательная деятельность в области кредитных учреждений была весьма разнообразной. Существующие кредитные учреждения подверглись крупным преобразованиям, возникли новые обширные государственные кредитные учреждения, в отношении частных и общественных кредитных учреждений принят ряд мер, направленных к тому, чтобы деятельность этих учреждений соответствовала экономической потребности страны.

1 января 1881 г . повелено было прекратить заимствование денег из Госбанка на нужды казны, приняв меры к увеличению средств Госбанка, чтобы он имел возможность производить как платежи по распоряжению государственного казначейства, так и ссуды для развития торговли и промышленности, не прибегая к дальнейшим выпускам кредитных билетов. То есть эмиссии, и с тем, чтобы количество уже выпущенных кредитных билетов поддавалось по возможности сокращению.

4 июня 1893 г . было принято Высочайшее соизволение о временных мерах по обеспечению деятельности Управляющего Госбанком и Правлением банка с целью облегчения управления Госбанком от непосредственного заведования текущими делами и операциями банка в Санкт - Петербурге; заведование текущими делами и операциями поручить особому лицу, с представлением ему тех же прав, которыми пользуются Управляющие конторами банка; оставить в ведении Управляющего Госбанком и Правления банка общее заведование делами Госбанка, как в Санкт - Петербурге, так и в его провинциальных учреждениях, а также непосредственное заведование теми особыми операциями, которые не входят в круг ведомства контор, а именно: заведование металлическим фондом и фондом кредитных билетов, особые операции с заграницей, распоряжение портфелем процентных бумаг и др. Министру финансов представлялось право, в порядке инструкционном определять круг дел, подлежащих временному изъятию из непосредственного ведома Управляющего Госбанком "Правления банка".

Устав Госбанка 1860 г . не подвергался коренному пересмотру. Осуществлялись лишь изменения и дополнения в некоторых второстепенных подробностях. Между тем опыт свидетельствовал, что Устав и основанная на ней деятельность Госбанка не вполне отвечали современным условиям банковской политики и изменившимся, за истекший почти 35-ти летний период времени, экономическим условиям страны. Поэтому министр финансов С.Ю. Витте (в последствии председатель Совета Министров в царствование Николая II) счел необходимым безотлагательно подвергнуть переработке Устав Госбанка. 21 сентября 1892 г . была образована под председательством Министра финансов особая комиссия по переработке Устава Госбанка.

Комиссия разработала проект нового устава Госбанка, который был внесен Министром финансов на законодательное обсуждение (Государственному Совету).

В соответствии с новым уставом Госбанка с 1 сентября 1884 г . учреждается Центральное Управление во главе с Советом и Управляющим Банком.

Указанные учреждения, кроме Судебного отдела, существовали и раньше, а Судебный отдел был образован впервые.

В 1885 г. были образованы местные учреждения Госбанка. Первоначально предполагалось, что к местным учреждениям Госбанка относились конторы, отделения и агентства. Однако, в дальнейшем Госбанк решил агентства не учреждать, опасаясь излишней децентрализации управления Госбанком.

К концу царствования Александра III действовало 10 контор и 94 отделения.

Конторы учреждались в наиболее крупных торгово-промышленных центрах и непосредственно подчинялись Центральному Управлению Госбанка. В каждой конторе в порядке управления отчетностью создавалось определенное число отделений.

По уставу 1894 г . основной капитал Госбанка установлен в размере 50 млн. руб., а запасной (резервный) - 5 млн. руб.

Госбанк осуществлял следующие операции: учет векселей; открытие кредитов по специальным текущим счетам; выдача ссуд различного предназначения; покупка и продажа иностранных тратт; покупка и продажа за свой счет процентных бумаг; прием вкладов - срочных и бессрочных; перевод сумм между пунктами, в которых есть учреждения Госбанка; расчет между железными дорогами.

Сберкассы открывались не только как городские, но и при учреждениях почтово-телеграфного агентства, при фабриках и заводах, а также при таможнях.

20 мая 1881 г . утверждается императором положение о Крестьянском Поземельном Банке в ведении Министерства финансов. Банк обязан был выдавать кредиты для покупки земель. Учреждения банка в 1883 г . были открыты в 11 местных отделениях, а к 1894 г . действовало уже 43 отделения. Всего за время с 1883 г. по 1894 г . крестьянами было приобретено при содействии Банка 2228 тыс. десятин земли за 98,4 млн. руб.

3 июня 1885 г. утверждается императором положение о Государственном Дворянском Земельном Банке. Банк учреждался для выдачи ссуд потомственными дворянам под залог земельной собственности. Действия Банка распространялись на Европейскую Россию, за исключением Финляндии, губерний Царства Польского и Прибалтийских губерний. В 1890 г. деятельность Банка была распространена на Закавказский край в интересах грузинского дворянства.

5 апреля 1883 г. издается Закон об изменении и дополнении существовавших правил открытия новых акционерных коммерческих банков, действовавших под контролем правительства.

В 1895 г . В России действовало 34 акционерных коммерческих банков. Деятельность акционерных коммерческих банков значительно расширилась. Основные капиталы банков увеличились более, чем на 35 млн. руб., запасные - на 25 млн. руб., а сумма вкладов возросла на 100 млн. руб.

Продолжали существовать в большом числе городские общественные банки. Их деятельность была упорядочена в 1883 г . новыми положениями. Была проведена ревизия банков и по результатам ревизии приняты соответствующие меры вплоть до закрытия банков, по причине полнейшего расстройства деятельности банков (с 1883 г . по конец 1894 г . прекратило свое существование 44 банка).

В царствование Николая II непрерывно развивалась деятельность Государственного Банка.

В 1897 г Министерство финансов утвердило новый наказ по учетной операции Госбанка.

Госбанку рекомендовалось стремиться, по возможности, к тому, чтобы учреждения банка были доступны не только капиталистам, но и средним и мелким торговцам. Для этой цели введена была операция ссуд ремесленникам и кустарям. Другая форма содействия мелкому кредиту выражалась в кредитовании Госбанком ссудо-сберегательных товариществ и образованных по закону 1 июня 1895 г . новых учреждений мелкого кредита - кредитных товариществ. К 1 октября 1902 г . число кредитных товариществ достигло 157, располагавшими основными капиталом в 257,9 тыс. рублей.

При осуществлении учетной операции требовался более осторожный подход при предоставлении кредитов. В деле учета векселей требовалось сокращение срока учета и постепенное освобождение портфеля Банка от векселей нетоварного происхождения.

Кроме коммерческих операций, Госбанк продолжал производить обширные операции за счет казны и разных казенных учреждений. К числу их, помимо операций по выпуску кредитных билетов, принадлежат: реализация новых госзаймов, конверсия государственных и частных процентных бумаг, текущий счет государственного казначейства и другие.

Значительное развитие сберегательного дела за время царствования Александра III поставило на очередь необходимость общего пересмотра законодательных постановлений. В связи с этим был пересмотрен устав сберегательных касс, а 1 июня 1895 г . утверждается новый устав сберегательных касс.

Вкладчикам предоставлены многие существенные удобства, которыми они раньше не пользовались, а именно: обеспечивается хранение в тайне всех счетов по вкладам; отменены существовавшие раньше ограничения размеров взносов за один раз; предоставлено право делать взносы по имеющимся книжкам в любой кассе Империи; расширены права юридических лиц и несовершеннолетних; причем последним разрешалось самостоятельно вносить вклады и распоряжаться таковыми на общих основаниях; предоставлено вкладчикам право делать при взносе вкладов завещательные распоряжения на случай смерти; возложено на обязанность касс обращать часть вкладов собственным распоряжением в процентные бумаги, когда сумма вкладов достигает предельного размера допускаемого Уставом (1000 руб. для единичных вкладчиков и 3000 руб. для юридических лиц), и если вкладчик не сделает распоряжения об уменьшении вклада, чтобы упредить приостановку выплат процентов по вкладам; обеспечена для вкладчиков покупка через кассу процентных бумаг за счет вкладов.

За последовавшими изменениями Устава, был принят ряд мер по расширению сети сберкасс и облегчению пользования ими. В частности учреждались (после введения сберегательных марок ценою в 1,5 и 10 коп. для самых мелких сбережений) школьные сберкассы для правильного воспитания у населения привычки к сбережениям.

В 1901 г произведено новое преобразование управления сберкассами в целях предоставления большей самостоятельности по заведовании сберегательным делом.

По новому закону от 4 июня 1901 г . заведование сберегательными кассами возлагается на управляющего этими кассами, состоящего лишь под общим наблюдением Управляющего Госбанком.

Общее состояние сберегательного дела в России к началу 1902 г . было следующим: всех сберегательных касс открыто 5629. Число вкладчиков в этих кассах достигло 3936 тысяч, владеющих вкладами на сумму 832 млн. руб.

Для сравнения: к началу 1892 г . было 2326 сберкасс с 999 тыс. вкладчиков, при общей сумме вкладов 200 млн. руб.

В период царствования Николая II происходит централизация и концентрация банков, что не наблюдалось в предшествующие времена.

Система местных провинциальных банков начинает уступать свое место крупным банкам с обширной территорией своей деятельности, причем Правления этих банков начинает централизоваться в столице и центрах промышленности и торговли.

Акционерные коммерческие банки, несмотря на кризисы, проявляли неуклонный рост своих капиталов, вкладов, активных операций и сети отделений.

Следующие данные свидетельствуют о концентрации банков. Количество банков с 34-х в 1885 г . достигло к началу 1914 г . 46, увеличившись всего на 35%, а капиталы банков со 120,1 млн. руб. возросли до громадного числа 836,3 млн. руб., т.е. почти на 700%. Еще заметнее увеличение количества отделений, которые с 39 в 1885 г . достигли к 1914 г . до 822 и увеличились, таким образом в 21 раз.

Вместе с концентрацией банковского дела, происходит быстрое увеличение притока в банки чужих капиталов, что чрезвычайно способствует увеличению могущества банков и еще больше связывает их с промышленностью страны путем соответствующего увеличения их активных операций. С 1885 г . по 1 января 1914 г . сумма вкладов увеличилась почти в 12 раз, активные операции во столько же.

С течением времени между банками происходит разделение сферы влияния на народное хозяйство. Главнейшие предприятия оказываются поделенными между несколькими небольшими группами лиц, концентрирующимися вокруг крупных банков. Происходит формирование крупной финансовой буржуазии, сосредоточившая в своих руках управление народным хозяйством.

В России к 1913 г . было 19 крупнейших акционерных коммерческих банков, которые можно разделить на две группы: на группу банков с иностранными капиталами и группу банков, работающие исключительно на русские капиталы.

Первых банков по отчетам за конец 1913 года насчитывалось 11 банков с активами в 3054,2 млн. руб. В числе этих банков было 4 банка с немецким влиянием, 2 с английским и 5 с французским. Влияние иностранных капиталов распространяется главным образом на Петербургские банки.

Вторых банков было 8 с активами в 855,3 млн. руб. Эти банки принадлежали Московским банкам, их активы составлены из капиталов русских капиталистов.

За время мировой войны 1914 - 1917 гг. прилив вкладов в Коммерческие Банки значительно вырос. Это объясняет переходы России с начала войны на бумажно-денежное обращение, в результате которого страна была наводнена громадным количеством бумажных денег, поступавших в значительной мере в коммерческие банки.

В течение 1915 - 1916 гг. Коммерческие банки еще более усиливают свое участие в промышленных предприятиях, путем реализации новых акций, а также и по другим причинам, в1916 г. и начале 1917 г . развился сильнейший биржевой ажиотаж и спекуляция ценностями, главным образом золотом, золотыми монетами и проч.

В начале войны отлив средств из Акционерных Коммерческих Банков, в связи с мобилизацией в армию, заставил их обратиться в Госбанк за увеличением кредитов. Госбанк пошел навстречу и в значительной части удовлетворил просьбы Акционерных Коммерческих банков. Затем после первых месяцев отлива последовал снова прилив денежных средств в Коммерческие банки.

В течение конца 1915 г ., всего 1916 г . и начала 1917 г . Коммерческие Банки постепенно погасили свою задолженность Госбанку и кроме того за время войны больше 2-х млрд. они ссудили казне.

Перед Октябрьской революцией, к 1 января 1917 г . в России действовало 52 Акционерных Коммерческих Банка. Из них 15 Петроградских, 7 Московских и остальные 30 провинциальных.

2.2 Развитие и структура кредитной системы СССР

Структура кредитной системы СССР в 1925году была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную , или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.

В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.

Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различное сфкры хозяйства.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.

Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную , расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов , кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства " Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой по сути подразумевалось создание новой кредитной системы.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.