РУБРИКИ

Фондовая биржа

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Фондовая биржа

Фондовая биржа

Понятие ценной бумаги

- можно рассматривать, как с юридической так и с экономической точки зрения. Юрид. подход - цен. бумага это документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные. права осущ-ие или передача которого возможны только при его предъявлении. Цен. бум. - это просто титул, т.е юрид. основание прав её владельца на что-то, на какое-либо имущество. Экономический подход- цен. бум. не всегда была представителем капитала; раньше цен. бум. была представителем стоимости. Существующий товарный мир делится на 2 гр: 1. собственные товары; 2. деньги. Цен. бум. - это форма существования капитала, кот. подразделяется на действительный и фиктивный. (т.е. капитал не участвующий в процессе производства и реализации прибавочной стоимости)

Кругооборот ценной бумаги

Цен. бум это лишь право и поэтому для неё не существует ни стадии производства, ни стадии потребления, единственное место в экономике где может сущ-ть цен. бум-это сфера обращения. 1стадия-выпуск цен. бум. (обмен между капиталом на титул) 2стадия.- обращение цен. бум (переход от одного владельца к др.) 3стадия-гашение (изъятие цен. бум из обращения) Перечисленные стадии кругооборота цен. бум имеют свои особенности:1 и 3стадиях цен. бум. прибывает только однажды, а в 2ст. в обращении проходит большая часть её существовании. Если цен. бум. по каким либо причинам не обращается то она превращается в депозит, по кот начисляется установленный на него доход. Поскольку цен. бум. это особый вид капитала, то её рынком явл. ранок цен. бум - представляет собой отношения по поводу кругооборота цен. бум. возникающие на разных стадиях обращения в виде составных частей рынка цен. бум.

Потребительная стоимость (ПС) ценных бумаг

ПС находит своё выражение в тех правах, которыми наделена определенная ценная бумага в виде материальной основы. Мерой реализации которыми наделена ценная бумага выступает право в виде качества ценной бумаги хар-ся 3 осн. хар-ми: 1.ликвидность цен. Бум - сочетание прав на передачу её от одного владельца к другому с возможностью осуществления этого права 2. доходность - который распадается на 2вида: доход от цен. бум, как титула капитала (начисляемый доход); доход от цен. бум. в виде дифференцированного дохода (разница между ценой продажи и покупки)3. Риск - рыночный риск; риск портфеля цен. бум; риск определенной цен. бум.

Цена ценной бумаги

Ценная бумага представляет собой единство титула капитала (действительный) и самого капитала (фиктивный) и поэтому имеет только одну стоимость в виде нарицательной стоимости кот. Находит свое выражение в той сумме денег, которую ценной бумаги представляет при обмене её на действит. Капитал на стадии выпуска им гашения. Это сумма денег наз-ся- номиналом цен. бум Рыночная стоимость цен. бум возникает в результате капитализации имущественных права т.к. благодаря этому процессу цен. бум превращается в фективный капитал. Капитализация это процесс превращения актива, преносящего доход в капитал. Рыночная цена цен. бум это оценка её рыночной стоимости, кот Ццб=Сцб+Цро ,где (Сцб-рыночная стоимость цен. бум; Цро - рыночное ожидание относительно роста снижения рыноч. цены)

Экономические реквизиты ценных бумаг

- Закл. в её потребительской стоимости. Реквизиты цен. бум. устанавливаются Законом и условно подразделяются на 2 гр.: 1. Экономические : форма существования - это то в виде чего существует цен. бум её физический вид; срок сущ-ия - период фиксации права собствен. владельца цен. бум; обязанное лицо - юрид. или физич. лицо кот. несет обязательства по цен. бум перед её владельцем; номинал-денежная оценка нарицательной стоимости цен. бум, т.е. это цена назначенная цен. бум при её обмене на действит. капитал в начале или в конце кругооборота; предоставление права - основание кот. позволяет владельцу цен. бум получать имущественные выгоды от облодания.2не экономические. Главная особен. реквизитов цен. бум состоит в том что при отсут. какого-либо обязательного реквизита лежит её статус цен. бум т.к. в данном случаи нарушается её экономическое содержание и возможность кругооборота

Основные виды ценных бумаг

Облигация - это цен. бум. удостоверяющая отношения займа между её владельцем (кредитором) и заемщиком. Это долговое сведетельство кот. вкл. 2 элемента: обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечению оговоренного срока суммы указанную на лицевой стороне бумаги; обязательсво эмитента выплачивать держателю облигации фиксир. доход в виде % от номинальн. стоимости. Вексель - это денеж. документ со строго определенным перечнем осн. Реквизитов. Обязательные реквизиты векселя: вексельная метка - "вексель" в тексте документа; - безусловный приказ или обязательство уплатить определенную сумму; - наименование плательщика и первого держателя; - наименование ремитента (Ремитент - получатель денег по переводному векселю, лицо, в пользу которого выписан переводной вексель. В качестве ремитента может выступать как третье лицо, так и векселедержатель.); - срок и место платежа; - дата и место составления векселя и подпись векселедателя. Закладная - это именная цен. бум. удостоверяющая право её владельцем в соответствии. с договором об ипотеке на получение денеж. обязательства или указанного в нем имущества. Обязательные реквизиты закладной: наименование; имя залогодателя и адрес его; название денеж. обязат-ва; имя должника и его адрес; размер суммы обяз-ва; описание имущества передаваемого в залог и ден. оценку; срок уплаты суммы обязательства; подписи залогодателя и должника; время и место нотариально подтверж. Коносамент-док-т стандартной формы принятые в междунар. практике на перевозку груза, кот удостоверяет его погрузку и право на получение, перевозку. Формы коносамента: на предъявителя, т.е. предъявитель коносамента явл. Владельцем груза; именной коносамент, т.е.владельцем груза явл. лицо наименовано в коносаменте и не подлежит др.лицу.; ордерный - т.е передача осущ-ся с помощью передаточной подписи на нем. Осн. реквизиты: наименование судна, наимен фирмы перевозчика, место приёма груза, наимен. отправки груза, наимен. получателя груза, время и место выдачи коносамента, подпись капитана судна Складское свидетельство - цен. бум. удостоверяющая принятие товара на хранение по договору складского хранения с документарной формой хранения. Реквизиты: наимен. и место нахождения склада, № по реестру склада, наимен. И место нахождения тов. владельца, наимен. И кол-во хранимого груза, срок хранения или указание на хранение товара до востребования, размер и порядок оплаты за хранение, дата выдачи складского свидетельства, подпись и печати склада.

Общая характеристика государственных ценных бумаг (ГЦБ)

ГЦБ - это форма сущ-ия гос. внутрен. долга; это долговые цен. бум имитенты в кот. выступает государство. Функции ГЦБ: финансирование дефицита гос. бюджета на не инфляцион. основе, т.е без дополнит. выпуска денег в обращение; финансирование целевых гос. программ области жилищного строительства, инфраструктуры, соц. обеспечения; регулир. экономич. активности преимущество ГЦБ: Самый высокий относит. уровень надежности для вложенных ср-в; наиболее льготное налогообложение по сравнению с др. цен. бум РАЗМЕЩЕНИЕ ГЦБ: через ЦБ или МИНФИН; в бумажной или без бумажной формах; аукционы, открытая продажа, закрытое распространение.

Виды гос. цен. бум (ГЦБ)

Классификация ГЦБ: ПО виду эмитента: ц. б. федерального правительства, региональные, ц. б. гос. учереждений. По форме обращаемости: рыночные (свободно могут перепродаваться после их первичного размещения), не рыноч. (не могут перепродаваться их держателями, только через опр. срок). По срокам обращения: краткоср, долгоср., среднесроч., по способу выплаты: % цен. бум, дисконтные (размещаются по цене ниже номинальной.), индексируемые (на индекс инфляции), выигрышные, комбинированные.

История развития Российских государственных ценных бумаг федерального уровня

1. Гос. долгосроч. Облигации - выпускаются с 1991г, вид - предъявительская, номинал. - 100 тыс. р., срок обращения - 30 лет, купонная ставка=15%.Обращение только между юрид. и физ. лицами. Котировки устанавливаются ЦБ еженедельно. 2. Облигации внутр. валютного займа - выпускаются с 1993г, валюта займа доллар США, %ставка - 3%, номинал облигации - 1000, 10000, 100000 доллар. США, форма выпуска предъявительская, они могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за конвертируемую валюту, вывоз этих облигаций из Рос. запрещен,. 3.Гос. краткосроч. Облигации - выпускаются с1993г,форма сущ-ия бездокументарная, форма владения именная, форма выплаты доход-адисконт, доходность опр-ся на основе рыночных торгов, место торговли ММВБ, доходность устанавливается в ходе проведения аукционов.4.Облигации федерального займа-выпуск.с1995,форма сущ-ия документарная с обязательным централизованным хранением,номенал 1000р, форма владения - именная, иметент -минфин РФ,место торговли ММВБ. 5.Гос. облигации погашаемые золотом-(золотые сертификаты) -представляет владельцу право получить при погашении сертификата 1кг. Химически чистого золота в слитках,иметентом выступает Минфин РФ, форма владения именная цен.бум., номинал - цена покупки банком Рос. 1кг. химич. чистого золота в слитках на дату выпуска сертификата

Ценные бумаги региональных органов государственной власти

Цен. бум. региональных органов гос. власти регулируются федер. законом «Об особенностях эмиссии и обращения гос. и муниц. цен. бум». Деление гос. цен. бум в Рос.: федеральные (имеют юрид. статус), гос. цен. бум субъектов РФ (имеют юрид. статус), муницип. Региональные цен. бум. -это способ привлечения финансовых ресурсов региональными органами гос. власти в случаи дефицита регион. бюджета путем выпуска долговых цен. бум Регион. Органы власти могут привлекать дополнит. фин. ср-ва на след цели: покрытие времен. дефицита регион. бюджета; финансир. бесприбыльных объектов требующих единовременных вложений крупных ср-в; на строительство, реконструкц. И ремонт объектов муниц. назначения; финансир. прибыльных проектов, вложение в которые окупятся в течение нескольких лет. Сущ-ют 2главных формы региональных займов: выпуск регион. цен. бум в виде облигаций, векселей; ссуды - предоставляются коммерческими банками по бюджетной линии. Основными покупателями регион. цен. бум. выступает местное население, комерч. банки, страховые и пенсион. фонды, др. орг-ции и предприят. Приобретение данных цен. бум оказываются привлекательным для инвесторов, т.к. они обладают высокой доходностью и надежностью по сравнению банковскими депозитами.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок ц. б. - представляет собой совок-ть экон-их отнош-й его участников по поводу выкупа и обращ-я ц. б. Различие между рынком ц. б. и рынком товара: 1) в объекте и объеме рынка (объем рынка ц.б. - рынка товаров), 2) способ образ-я рынка - ц. б. выпускаются в обращение по ср-вам напечатанной номенальной ст-ти на бланке, зарегестрир-ой в спец. реестре, а товар всегда производится в процессе трудовой деят-ти. 3) значимость процесса обращения - ц.б. сущ-ет только в процессе обращ-я, кол-во актов перехода ц.б. из рук в руки чем не ограничена и потенциально бесконечна. Целью произв-ва товара явл-ся личное потреб-е, обращ-е происходит между товаром производителем и потребителем.

Виды рынков ц.б.:1) междунар. и национальные 2) рынки конкретных видов ц. б. 3) рынки производ-ых инструментов 4) рынки гос-ых и корпоративных ц. б.

2. МЕСТО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Финан-я сфера деят-ти - это сфера в к-рой можно накопить и приумножить капитал. Осн. рынком на к-рых преобладают фин-е отнош-я явл.: 1.рынок банковских кап-лов 2.рынок ц.б. 3.валютный рынок 4. рынок страх-ых и пенсион-ых фондов.

Фин-е рынки - это рынки посредников м/д первичными владельцами ден. ср-в и их конечными пользователями. Место рынка ц. б. можно оценивать с позиций:1)с точки зрения объемов привлеч-я ден. ср-в и з разных источников 2)с точки зрения вложения свободных ден. ср-в в какой-либо рынок. Движение ср-в м/д перечислен-ми рынками вложения кап-ла происходит в завис-ти от таких факторов как - уровень доходности рынка, условия налогообл-я на рынке, уровень риска потерь кап-ла, орган-я рынка, возмож-ть быстрого входа и выхода с рынка, уровень информир-ти рынка.

3.ФУНКЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

1 группа: Общая рыночная ф-ция - присуща кажд. рынку.1) коммерч-я ф-ция (получ-е прибыли от операций на данном рынке); 2) ценообразующая ф-ция (рынок обеспечивает процесс формир-я рыноч. цен, их пост. движение и прогнозир-е); 3)информац-я ф-ция (рынок доводит до своих участников рыноч. ифн-ю об объектах торговли и ее участников); 4) регулир-я ф-ция (рынок создает правило торговли и участие в ней, порядок разреш-я споров, приоритеты, органы упр-я и контроля). 2группа: Специфические ф-ции - вкл. в себя:1) переспрад-я ф-ция (перераспред-е ден. ср-в м/д отраслями и сферами рыночной деят-ти, финансир-е дефицита гос. бюджета на инфляционной основе, т.е. без допол-го выпуска деню ср-в в обращение); 2) ф-ция страх-я ценовых фин-ых рисков (ф-ция хеджирования).

4.СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Составные части рынка ц. б. в своей основе имеют не только тот или иной вид ц. б., но и способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций рынки ц. б. необх-мо выделять рынки:

1) в зависимости от стадии обращ-я ц.б.: А) первичные рынки - это рынок обеспечив-ий выпуск ц. б. в обращение, это первое появлен-е е на рынке, т.е. стадия произ-ва ц. б.; Б) вторичные рынки - это рынок на к-ром обращ-ся раннее выпущенные ц.б., это совок-ть любых операций с данными бумагами в результате к-рых осущ-ся пост переход прив. собстен-ти на них от одного владельца к др.;

2) в зависим-ти от уровня регулируемости: А) организ-е (обращение ц.б. происходит по строго установлен. правилами, регул. все стороны деят-ти рынка); Б) не организ-е (участники сделки самост-но договариваются по всем вопросам)

3)в зависим-ти от места торговли: А) биржевой рынок. (торговля ц.б. ведется на фондовых биржах однако большинство ц. б. вращается вне бирж, явл-ся организованным рынком); Б) внебиржевой рынок. (может быть как организ-ый так и не организ-ый, уличный или стихийный.

4) в зависим-ти от типа торговли - рынок ц.б. сущ-ет в 2 осн. Формах: А) традиционный (это традиц-я форма торговли ц.б. при к-рой продавцы и покупатели ц.б. обычно в лице физ-их посредников непосредственно встречаются в опр. Месте и происходит публичный гласный торг или ведуться закрытые торги, переговоры, к-рые по каким-либо причинам не подлежат широкой гласности); Б) компьютеризированный (это в разнообразной форме торговли ц. б. на основе использ. компьютерных сетей и современных ср-в связи).

5) в завис-ти от сроков на к-рые закл-ся сделки с ц.б.: А) кассовый (рынок спот, рынок кэш) - рынок немедленного исполнения сделок, число их технич-го испол-я может растянуться на срок от 1-3 дней.; Б) срочный (рынок с отсроченным на неск-ко месяцев исполнением сделки).

5. УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

- это физ-ие лица или орган-и, к-рые продают либо покупают ц. б., обслуживают их оборот и расчеты по ним. Сущ-ют осн. группы участников рынка ц. б. в зависем-ти от их функц-го назначения: 1) продавцы - это эмитенты и владельцы ц.б. 2) инвестор - это тот кто вкладывает свой реальный кап-л в ц. б. 3) фондовые посредники - это торговцы обеспечив-е взаимосвязь между эмитентами и инвесторами на рынке ц. б. 4) орган-и обслужив-е рынок ц. б. (депозитарии, расчетно-клиринговые орган-я)

Орган-и обслужив-е рынок ц.б.: фондовые биржи, расчетные палаты, кастодиальные центры, регистраторы, инф-е агенства. Гос. органы регулир-я и контроля на территории России: высшие органы упр-я (Президент, Правительство РФ), министерство и ведомство.

6. ЗАДАЧИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ

1) обслуж-е торговли ц.б. 2) предоставл-е места торговли 3) установл-е равновесной биржевой цены 4) биржа добив-ся доверия к достоверности достигнутых в процессе биржевого торга цен 5) мобилизация новых ср-в; расширение круга собственников (возмож-ть перепродажи ц.б., передача прав собствен-ти, привлеч-е новых инвесторов) 6) обеспеч-е гласности, открытости биржевых торгов (биржи не гарантируют того, что вложенные ср-ва обязательно принесут доход; она гарантирует лишь то, что участники торгов могут иметь достоверную инф-ю для формир-я собств-ых суждений о доходности) 7) обеспеч-е арбитража (безприпятственное разрешение споров при участии арбитражной комиссии) 8) обеспеч-е гарантий исполения сделок (фирма гарантирует надеж-ть ц.б., к-рые катируются на ней) 9) разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли (на бирже приним-ся спец-е соглаш0я к-рые разрешают исполн-е специфич-их слов, вплоть до применен-я штрафных санкций).

7.УЧАСТНИКИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ

Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж; участниками российских фон. бирж явл-ся юрид. лица (число участников бирж ограничено). В России все участники фон. биржи равны (не допускается наличие разных категорий). Биржа дает возмож-ть своими участникам участвовать в общих собраниях биржи и управл-я ее делами; избирать и быть избранным в органы управл-я и контроля; польз-ся имуществом биржи, имеющейся инф-ей, любыми услугами; торговать в зале биржи как от своего имени и за свой счет, так и от имени и за счет клиента; участвовать в разделе имущества после ликвидации биржи. Обяз-ти участников биржи: 1)соблюд-е устава биржи и др. внутрибиржевых нормативных док-тов 2)внесение вкладов и допол-ых взносов в порядке, размере предусмотренном уставом 3) оказ-е бирже содействия в осущ-и ее деят-ти.

8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФОНДОВЫХ БИРЖ (Ф.Б.)

По российс-му законод-ву Ф.Б. может быть некоммерч-им партнерство или акционер-ым обществом. ФБ как не коммерч-е парнерство явл-ся неккомер-й орган-ей создаваемая ее участниками с целью орган-и торговли ц.б. по правилам к-рые устанавл-ся данной орган-ей. Ее целью явл-ся создание благоприятных условий для получ-я прибыли ее участниками от торговли ц.б. Первоначально ФБ сущест-ли только в качестве бесприбыльных орган-й, т.о. они не облагались налогом со стороны гос-ва.

Ф.Б. как акционер-е общество явл-ся коммерч-ой организ-й нацеленной на получение прибыли и росту курсовой ст-ти ее акций. Возникн-е коммерч-их бирж связано с процессом компьютеризазии рынка ц.б. Владелец компьютерной биржи продает доступ на свой рынок превращаясь в самост-й вид коммерч-й деят-ти.

Традиционные ФБ как некомерч-е орган-и испытывают недостаток в фин-ых ресурсах для совершенст-я с-мы торговли. Единств-ым выходом из данной ситуации явл-ся реорган-я их в АО при одноврем-ом взятие на себя обязательств по получению прибыли и выплате дивидендов по своим акциям.

9. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БИРЖЕЙ

Биржа рассматр-ся как саморег-я орган-я действующая на принципах биржевого самоупр-я. Это проявл-ся в том, что в рамках действующего законод-ва биржа сама принимает реш-я об орган-и своего управ-я. Органы упр-я биржей подразд-ся на общественную и стационарную стр-ру.

Обществ-я стр-ра представлена общим собранием акционеров, биржевым советом ревизионной комиссии. К ф-циям общего собрания: 1) осущ-е общего руководства биржей и биржевой торговлей; 2) опред-е целей и задач биржи, утвержд-е и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные док-ты; 3) рассмотр-е и утвержд-е бюджета биржи, годового баланса, отчета прибылей и убытков; 4) прием новых членов биржи; 5) утвержд-е сметы расходов на содерж-е персонала биржи; 6) принятие реш-й о прекращ-и деят-ти биржи, назнач-е ликвидационной комиссии. Ф-ции биржевого совета:1) слушанье и оценка отчетов органов упр-я; 2) внесение измен-й в правила торговли на бирже; 3) установл-е размеров всех взносов, выплат; 4) подготовка реш-й о приеме или исключ-и членов биржи 5) распоряж-е имуществом биржи; 6) найм и увольнение персонала биржи. Ф-ции ревизионной комиссии:1) правильность оперативного, бухгал-го и статист-го учета и отчетности; 2) своевременность и правильность платежей в бюджет; 3) соблюд-е биржей и ее органами законодательных актов инструкций. Стационарные стр-ры биржи необх-ма для ведения хозяйст-ой деят-ти биржи. Задачами стац-ой стр-ры явл-ся: 1) допуск предпр-й и лиц к участию биржевой торговли; 2) провед-е операций на биржи; 3) контроль за соблюдением нов, распоряж-й; 4) поддерж-е порядка в помещениях биржи; 5) назнач-е органов руков-ва на биржу.

Из состава правления биржей 19 членов избир-ся на 3 года, а именно: 13 представителей банков, 2 курсовых маклера, 2 свободных маклера, 2представителей членов биржи. Стационар-я стр-ра вкл-ет комиссии к-рые заняты орган-ей биржевого торга. К ним относ-ся: 1)арбитражная комиссия (заним-ся разреш-ем зозяйст-ых споров); 2)листинговая комиссия (осущ-ет отбор ц. б. с целью недопущ-я на фондовую биржу фин-ых активов, недостаточно надежных эмитентов) 3)котировальная комиссия (ведет учет ц. б., рекомендует их начальную стартовую цену, а после торгов регистрирует измен-е цен); 4) клиринговая (составляет расписание ден. расчетов по кажд. типу ц.б., орган-ет прямые расчеты м/д продавцом и покупателем).

10. ВНЕБИРЖЕВОЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК

В России фонд. биржи возникли в 1992 г, не занявшие лидирующие позиции на рынке ц. б. Осн. тенденция развития россий-го фондового рынка - это перемещ-е биржевой торговли на внебиржевую. Преоблад-е в России внебиржевого рынка ц.б. над биржевым связано с первичным размещением ц.б. Внебирж-ой рынок может быть представлен в след. виде: 1)торговая сеть сберегательного банка РФ 2) внебир-ой рынок ц.б. коммерч-их банков 3)дилерские рынки (при создании новых торговопромыш-ых АО) 4)электронные рынки (Интерфакс-диллинг). Кажд. из названных видов характ-ся с-мой параметров: 1)условие выпуска и обращ-е фин-ми инструментами 2)состав участников 3)наличие (отсутствие) обслуживающей инфрастр-ры 4)механизм регул-я внебиржевого рынка.

В качестве первоначального варианта внебиржевой торговли была принята подс-ма америк. внебиржевой с-мы торговли НАСДАК. Технич-е ср-ва данной подсистемы были усовершенствованы российс-ми специалистами. Т.об. данная с-ма получила наименование РТС (Российс-я торговая с-ма) РТС могут пользоваться ассоциации фондовых дилеров разл. регионов страны, ассоциации брокеров и дилеров.

Понятие и цели регулирования

Регул-ие РЦБ - это упорядоч. деят-ти всех его участников и операций м/у ними со стороны организации, уполном. общ-ом на эти действия. Регулир-е деят-ти участников рынка может быть в виде: 1. внедренного регул-ия - подчиненность деят-ти в данной орг-ии ее собств-ым нормат. документам, уставу, правилом, определяющим деят-ть этой орг-ии в целом. 2. внешнего регул-ия - подчин-ть орг-ии нормат. актом гос-ва, м/н соглашением. Функции регул-ия: 1)создание условий для работы всех участ-ов рынка. 2)защита участ-ов рынка от мошенничества отд. лиц или орг-ий. 3) обеспечение свободного или открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения. 4) создание эффект-ого рынка с учетом рыноч. нововедений. 5)создание нормат. базы функцион. рынка.

Принципы регулирования рынка ценных бумаг (РЦБ)

1. разделение подходов в регул-ии отношений между эмитентом и инвестором и отношений с участием профес-ых участников рынка.

2. выделение из всех видов ц. б. так называемых эмиссионных, т.е. тех которые выпус-ся в массовом порядке, сериями могут быстро распространяются.

3. макс. широкое испол-ие информ-ии обо всех участниках рынка.

4. обеспеч. конкуренции как мех-ма объектив. повышения кач-ва услуг; все субъекты регул-ия имеют равные права.

5. обеспечение гласности, публичное обсуждение путей решения проблем рынка. 6.оптимальное распред-ие фун-ий регл-ия рынка ц.б. м/у гос-ми и негос-ыми органами упр-ия.

Государственное регулирование РЦБ

Гос. регул-ия РЦБ - это регул-ие со стороны общ-х органов гос. власти. Сис-ма гос.регул-ия вкл.гос-ые и нормативно-правовые акты, гос. органы регул-ия и контроля. Формы госрегул-ия: 1. Прямое (административное) осущ-ся путем - установ-ие обяз-х требований ко всем участникам РЦБ; регистрация участников РЦБ; лиценз-ие профессион. деят-ти; обеспечение гласности и информиров-ти всех участников рынка; поддержание правопорядка на рынке. 2.Косвенное (экономическое) упр-ие осущ-ся через эконом. рычаги, а именно: сис-му налогоблож-я; денеж. политику; гос-ые капиталы; гос. собственность и ресурсы. Струк-ра органов гос. регулировнаия: 1.Высшие органы: гос. дума-издает законы, регул-ие действия РЦБ; президент РФ; правительство РФ. 2.Гос. органы регулир-ия РЦБ министерского уровня: - федер. комиссия рынка (ФКЦБ) - коллегиальный орган в составе правительства РФ, имеет полномочия в разработке стандартов и лицензирования. -МинФин (регул-ет выпуск гос.ц.б., ц.б.органоов местного самоупр-ия, устанавливает правила бух. опер-ий с ц.б.; -ЦБ РФ (фед. орган действует на основании закона, регист. выпуск ц. б. кредитных орг-ий, экспорт капитала ,устанавливает и контрол. требования к кредит. операц.с цен. бумагами); -министерство РФ по антимонопольной политики и поддержки предпринимат-ва. 3.Основные законодат-ые акты регулир-ие российский РЦБ (ГК РФ часть 1 и 2; ФЗ «О ЦБ РФ»; ФЗ «о товарных биржах и биржевой торговли»; ФЗ «О рынке ц.б»; указы президента о развитии рынка ценных бумаг; постановление правит-ва РФ)

Саморегулируемые организаии РЦБ

Саморег-ие орг-ии - это некоммер. негос-ые орг-ии создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе с целью регулир-ия опр-ых аспектов рынка на основе гос.гарантий поддержки выражающихся в присвоении гос. статуса саморегул-ой орг-ии. Права саморегу-ой орг-ии: разработка обязат. правил и стандартов профессион. деят-ти и операций на РЦБ, осущ-ие профессион. подготовки кадров, установление требований к участник. рынка, информац. деят-ть на рынке, обеспечение связи и представит-ва интересов участников рынка и гос. органов упр-ия. Саморегулир-ая орг-ия учреждается профес. участниками ц. б. в целях соблюдения профес. этики, установл-е стандартов проведения операций с ц. б. Саморегул-я орг-ия учреждается менее чем 10 профес. участниками РЦБ, имеет лицензию выданную ФКЦБ. Признаками саморегул-ой орг-ии явл-ся: добровольное объединение, членство, установ-ие формал. правил поведения, отношение с гос-ом.

Рынок государственных ценных бумаг

Занимает ведущее место (до 50%) в общ. объеме РЦБ. В 1992 г по 1995 гос-во почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь в конце 1995 в обращении поступили первые выпуски сберегат. займа. активно испол-ть РЦБ для привлечение ср-в в гос. казну заставило, то обстоятельство, что дефицит гос. бюджета не должен покрываться путем допол. эмиссии. В итоге гос-во стало выпускать гос. казначейские обяз-ва и облиг. федер. займа. Особенностью рынка гос. ц. б. явл-ся высокая доходность позволяющая привлекать ср-ва инвесторов с др. рынков капитала. Рос-ие гос .ц. б. обращ-ся не только на внутр. фондовом рынке ,но и на зарубежных. С 1996 началась практика допуска заруб-х инвесторов на внут .рынок рос-их гос. облигаций.

Рынок корпоративных ценных бумаг

Выделяют 3 этапа формир-ия рынка корпорат. ц.б: 1) 1990-1992гг создание предпосылок для развития фонд. рынка; образ-ие фонд. бирж и рынка акций коммер. банков. на данном этапе началось формирование законодат-ой базы рос-ого РЦБ. Были приняты положения о выпуске и обращении ц. б., положение об АО, устан-н порядок лицензир-я и аттестации на РЦБ. 2) 1993- 1 половина 1994 - происходит закрытие рынка приватизац. чеков, которые были выпущены гос-ом и выдавались гражданам бесплатно. Граждане обменивали их на акции предприятий или продавали их на внебиржевом рынке. 3) 2половина 1994 - начало обращения акций, зарождение рынка корпорат-х ц. б. Рынок корпорат. ц. б. делится на 2 части: первую составляет рынок наиболее ликвидных акций (голубые фишки) - акции 20 компаний относящихся к отраслям нефтегазовой промышленности, транспорта, которые явл-ся постоянно востребованы со стороны покупателей; вторую часть сост-т рынок остальных акций.

Виды рисков на РЦБ

Выделяют сл. риски: 1.страновый - это риск вложения денеж. ср-в в ц.б. стран с неустойчивым фондов. рынком. Для инвестора данный риск на макроуровне отражается прежде всего в инфляционном риске, фискально-монитарном риске. 2.отраслевой - риск связанный с особен. отдел. отраслей; зависит от стадии жизненного цикла отрасли, позиции отрасли в отношении делового цикла, качественного анализа и прогнозир-я перспектив отрасли. Проявляются в изменении инвестиц. качества и курсовой стоимости ц. б. при соот-их потерях для инвестора в зависимости от принадлежности отрасли и правильности оценки различных факторов. 3. Риск финансового оператора - делятся на: -финансовые -возможность потерь в результате неопр-ти рынка, изменение действий контрагентов или собственных ошибок. Вкл-т в себя: 1. рыночные риски - неопр-ть стоимости активов в результате колебаний %-ых ставок, курсов валют. 2.риски изменения цены акции называют риски на рынке «быков»(ожидают повышение цен, покупают ц.б.и ждут момента их продажи) и «медведей» (ожид-т пониж-е цен, продают ц.б.и ждут момента покупки ц. б.) 3.риски ликвидности - возмож-ть потерь при реализации ц. б. из-за изменения оценки их качества, из-за невозмож-ти продать актив. -коммерческие риски - возникают в связи с отклонением от ожид-х результатов деят-ти предприятия, связанные с использованием потенциала предприятия. Вкл. в себя: 1.маркетинговые-связаны с выбором стратегии поведения предприятия на рынке 2.деловые-опр-ся факторами произ-ой и инвестиц. деят-тью. 3.управленческие- опр-ся квалиф-ей менеджера 4.селективные-вкл.в себя риск портфельного инвестор-ия ,риск выпуска, покупки ц. б. 5.катастрофические-приводящие к банкротству, явл-ся результатом крупных ошибок предпринимателей. 6.технологические-обусловлены принимаемой системой торговли и расчетов, зависят от квалификации операторов, надежности тех-их сис-м обеспечения.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.