РУБРИКИ

Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов

p align="left">Суточные операции РЕПО по своей сути имеют сходство с кредитом рефинансирования. Эти операции позволяют банкам, не имеющим в течении дня достаточных средств, получить их в конце дня. Поскольку банки кредитуются в конце дня, то с них Банк Англии берет надбавку (сверх ставки рефинансирования) в размере одной четвертой процента. В принципе Банк Англии рассматривает такую операцию как операцию на открытом рынке и ограничивает сумму предоставления кредита.

Конверсия дневного кредита. Банк, не сумевший к концу дня отдать кредит, должен его погасить в течение одного или нескольких дней. Потенциально конверсия дневного кредита в сутки не ограничена, однако на практике ограничивается применением штрафной ставки. Именно штрафной характер ставки должен ограничит стремление банков к получению таких кредитов в рамках чрезвычайных и безвыходных ситуаций.

С точки зрения правового механизма все описанные инструменты работают как операции РЕПО. В настоящее время в Великобритании используются два основных вида Генеральных соглашений по РЕПО между Банком Англии и другими финансовыми учреждениями. Первый вид генерального соглашения применяется для юридического оформления дневного кредита, второй - для более долгосрочных кредитов.

Залогом по кредитам, предоставляемым Банком Англии, являются государственные ценные бумаги, как правило, депонированные в фунтах стерлингов, а также казначейские, редко коммерческие, векселя, переводные векселя. Это дает возможность контролировать всю банковскую систему, в том числе анализировать состав ценных бумаг, присутствующих в каждый данный момент на рынке.

Как можно заметить, основной целью проведения Банком Англии политики рефинансирования является управление ликвидностью финансовых учреждений. Повальное использование механизма РЕПО позволяет Банку Англии, прежде всего упростить и укрепит устойчивость осуществления механизма управления ликвидности в банковской системе, а также эффективно использовать этот новый механизм на английском рынке - одном из самых устойчивых и развитых рынков мира [12, с. 278].

В Испании среди обязательных коэффициентов наиболее важным является норматив обязательных резервов. Этот норматив определяется как процент от суммы вкладов на предъявителя, сберегательных вкладов и срочных вкладов, который кредитное учреждение должно поддерживать в своей кассе или держать на беспроцентных вкладах в Банке Испании. Размер этого норматива влияет на объем пассивных средств кредитного учреждения: меньший пассив кредитного учреждения означает меньшие возможности предоставлять кредиты и в конечном счете сдерживает увеличение денежных средств на рынке.

Вторым важным инструментом является квота переучета векселей, устанавливаемая Банком Испании. Увеличение этих квот означает снижение заинтересованности частных банков в учете векселей и, соответственно, также ведет к снижению денежной массы на рынке.

Однако оба указанных инструмента могут эффективно применяться только непродолжительное время. В силу того, что Банк Испании не может совершать операции на открытом рынке, в его распоряжении должны быть дополнительные, более гибкие инструменты контроля над финансовой деятельностью. Эту функцию призваны осуществлять кредиты "денежного регулирования", которые Банк Испании своевременно предоставляет кредитным учреждениям для поддержания их ликвидных средств. Помимо этих кредитов, Банк Испании регулирует количество денежных средств посредством операций с ликвидными активами банковских учреждений [18, с. 94].

В США кредитные функции Системы Федерального Резерва (СФР) осуществляются строго в соответствии с основными целями денежной политики и направлены на поддержание здоровой и упорядоченной финансовой системы. Эти основные цели достигаются путем влияния на общий объем и цену кредитов через воздействие на объем и стоимость резервов депозитных учреждений. Взятие кредитов отдельными депозитными учреждениями по учетным ставкам, изменяющимся время от времени в соответствии с господствующими условиями на экономическом рынке и денежном рынке, имеет прямое воздействие на положение резервов учреждений-заемщиков и, таким образом, на их способность удовлетворять потребности в кредите своих клиентов. Вместе с тем воздействие таких займов не остается локальным, но имеет важное влияние на все денежные и кредитные условия.

Каждый член БФР имеет право, по правилам и инструкциям Федеральной комиссии по операциям на открытом рынке, покупать и продавать на открытом рынке любые прямые или полностью гарантируемые в основной своей части и процентах обязательства учреждений США.

Каждый член БФР обязан открывать счета в других Банках Федерального Резерва для осуществления межбанковских операций. По указанию Совета управляющих СФР такие банки должны также открывать счета в иностранных государствах, определять банки-корреспонденты или создавать представительства за границей для упорядочивания системы международных расчетов США.

Любой БФР может предоставить кредит на период не более 15 дней своему банку-члену в обмен на простые векселя, обеспеченные вкладами или заложенными облигациями, другими простыми векселями, долговыми сертификатами или векселями казначейства США, а также вкладами или заложенными облигациями Федеральных банков среднесрочного кредита. Кредит на более длительный срок (но не больше 90 дней) предоставляется банкам-членам взамен их простых векселей. Простые векселя банков-членов должны быть непременно обеспечены простыми и переводными векселями и долговыми обязательствами или акцептованными каким-либо банком векселями, годными по инструкциям к переучету или покупке Банком Федерального резерва.

Вышеназванные кредиты предоставляются по процентным ставкам, устанавливаемым этими БФР. Процентные ставки могут пересматриваться Советом управляющих Системы Федерального Резерва [12, с. 290].

Если кредит, предоставленный банку-члену, используется не по назначению (то есть не для кредитования сельскохозяйственного или промышленного производства или торговли реальными промышленными или сельскохозяйственными товарами), то, после отказа подчиниться официальному предупреждению, такой банк обязан немедленно погасить выданный ему кредит. Кроме того, банк лишается права быть заемщиком у БФР своего округа на срок, определяемый Советом управляющих.

В Германии коммерческая политика Центрального банка многопланова и имеет различные конкретные проявления. Это политика открытого рынка, валютная политика, политика рефинансирования, дисконтная и ломбардная политика.

Политика открытого рынка осуществляется Немецким Федеральным Банком (НФБ) на рынке ценных бумаг. НФБ может для регулирования денежного рынка покупать и продавать:

1) векселя;

2)казначейские векселя и казначейские чеки, которые являются имуществом федерации или земли;

3) облигации, должниками по которым являются федерация, учреждения федерации и земель;

4) прочие облигации, допущенные к официальной биржевой торговле.

Продавая или покупая ценные бумаги на финансовом рынке, НФБ влияет на наличие денег в обращении, а также на степень платежеспособности кредитных учреждений. Если на денежном рынке наблюдается повышенный спрос. НФБ скупает ценные бумаги и тем самым в оборот поступают дополнительные денежные ресурсы. Продажу ценных бумаг НФБ производит при наличии повышенного предложения на денежном рынке. Этим достигается высокий уровень платежеспособности в коммерческой банковской деятельности [18, с. 145].

Существенное значение в работе НФБ имеет дисконтная (учетная) политика. Гибкое применение учетной ставки дает возможность привлечения нового количества денег в оборот из банковской системы. Действует механизм рефинансирования. При неблагоприятных экономических процессах в период накопления денег и массового денежного спроса НФБ снижает учетную ставку и таким образом создает более выгодные условия для рефинансирования коммерческих банков. Одновременно снижаются процентные ставки по кредитам, делая их более дешевыми и доступными для развития экономики. В дальнейшем это приводит к росту спроса на кредиты, увеличению инвестиций в экономику.

Весьма эффективным средством поддержания платежеспособности и регулирования рентабельности банковской системы ФРГ является ломбардная политика НФБ. Ломбардная политика заключается в готовности НФБ предоставить коммерческим банкам кредиты под залог различных ценностей. Под залог векселей предоставляется заем в сумме не более девяти десятых номинала векселя. В таком же размере предоставляется заем под залог казначейских векселей. Заем может быть предоставлен под залог обязательств, которые выпущены федерацией или некоторыми центральными учреждениями (федеральными железными дорогами, федеральной почтой и др.) или одной из земель. В этих случаях размер займа не может превышать трех четвертей от курсовой стоимости закладываемых облигаций. Существуют и другие объекты залога в виде ценных бумаг, имеющих публично-правовой характер.

Ломбардная политика НФБ проводится через регулирование ломбардной ставки и установление ломбардных контингентов. Ломбардные контингенты возможный объем займов, предоставляемых кредитным учреждениям (в том числе главным образом коммерческим банкам) [18, с. 187].

Основными методами денежно-кредитного регулирования экономики Франции со стороны ЦБ являются:

* учетные операции;

* операции на открытом рынке;

* изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений в центральном банке;

* контроль над кредитами.

Учетные операции (переучет) старейший метод регулирования. Суть этих операций сводится к тому, что центральный банк скупает выставленные кредитными учреждениями ценные бумаги (в основном векселя), срок платежа по которым еще не наступил, за сумму несколько меньшую, чем подлежащая оплате по ценным бумагам. Разница в денежных суммах составляет прибыль Банк де Франс и называется переучетной ставкой. Банки же получают кредиты под свои собственные обязательства.

Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг, что приводит к необходимому регулированию сальдо счета банков в Банк де Франс [12, с. 289].

Метод изменения норм обязательных резервов, которые кредитные учреждения хранят на беспроцентном счете в центральном банке, введен в 1967 году во Франции по примеру США. За нарушение норм обязательных резервов кредитные учреждения обязаны выплачивать штраф Банк де Франс. Изложенные выше традиционные методы регулирования в свое время были достаточно эффективны и играли значительную роль в механизме банковской деятельности. Однако в настоящее время они несколько отошли на второй план.

В 1985 году был установлен новый подход к системе кредитования, заключающийся в контроле над кредитом и пришедший на смену прямого ограничения размеров банковских кредитов. Это свидетельствует о преобладании рыночных методов регулирования экономики.

Кредитные учреждения сами решают вопрос об увеличении или снижении размеров кредитования. Банк де Франс осуществляет лишь контрольную функцию.

Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключаются в том, что в рамках системы банковских сообщений осуществляются только оперативная пересылка и хранение расчетных документов, урегулирование платежей предоставлено банкам- участникам, функции же системы расчетов непосредственно связаны с выполнением взаимных требований и обязательств членов.

Взаимные расчеты между банками, например, во Франции и Великобритании осуществляются центральным банком страны или, как в России, его расчетно-кассовыми центрами на месте. В ряде стран действуют несколько автоматизированных расчетных систем, которые организованы крупными банками с их филиалами. Яркий пример Германия, где одновременно функционируют расчетные системы Коммерцбанка, Дойчебанка, Берлинербанка, Дрезденбанка и др. Каждая расчетная система учитывает интересы данной кредитно- финансовой организации, ее функциональные цели. В любую такую систему может включиться любой банк, любое кредитное товарищество и т.п. Каждая организация, если она не создает собственной клиринговой системы, выбирает подходящую для себя. В стране может быть несколько таких систем. Например, в США их более тридцати. Все региональные клиринговые системы объединяются двумя общенациональными: федеральной (Fedwire)- для внутренних платежей и международной (CHIPS) [9, с 190].

Fedwire - сеть федеральной резервной банковской системы (Системой Fedwire владеет и руководит Федеральная резервная система банков США. Эта система используется для перевода денежных средств между 6000 банков, объединенных в 12 резервных округов с 12 Центральными региональными банками. Центральные региональные банки и некоторые другие крупные банки - члены федеральной резервной системы имеют собственные серверы. Более мелкие банки имеют терминалы системы Fedwire. Третья группа банков - так называемые "независимые" участники системы Fedwire работают в режиме off-line и осуществляют межбанковские операции по коммутируемым телефонным линиям связи с Центральными региональными банками или передают информацию прямо через другой банк Федеральной резервной системы;

CHIPS (Clearing House Interbank Payment System) - межбанковская платёжная сеть. Телекоммуникационная система CHIPS создана в 1970 годы в США для замены бумажной системы расчетов чеками на электронную систему расчетов между Нью-Йоркскими банками и иностранными клиентами. Все банки разделяются на головные банки, расчетные банки и банки - участники системы CHIPS. Всего к системе подсоединено 140 банков, при этом она работает примерно с 10000 счетов. Система CHIPS система работает в режиме off-line. Предусмотрено накопление и последующая отправка сообщений, при этом обеспечивается сохранение целостности данных в центральной базе данных. В настоящее время системы Fedwire и CHIPS обслуживают до 90% межбанковских внутренних расчётов США.

Во Франции межбанковские расчёты основаны на телекоммуникационной клиринговой системе S.I.T. Проект системы S.I.T. был разработан в 1982-1983 годах крупнейшими банками Франции. Взаимодействие банковских систем в системе S.I.T. происходит на основе выделенных каналов общедоступной сети Transpac. Отличительной особенностью данной сети является то, что плата за предоставление канала не зависит от расстояния между банками-абонентами. Система S.I.T. взаимодействует с платежными системами VIZA и MasterCard [15, с. 223].

В Великобритании применяются системы HAPS (Clearing Houses Automated Payment System) и BACS (Bankers Automated Clearing Services). Первая из них очень схожа с Американской системой C.H.I.P.S. поэтому рассмотрим вторую. Телекоммуникационная система B.A.C.S. создана в 1968 году и, по состоянию на 1988 год, имела 16 банков-акционеров. Позднее система была преобразована в систему BACSTEL. Система предоставляет два вида услуг для абонентов: "сервис по графику" (передача сообщений в режиме off-line) и "сервис по требованию" для передачи коротких сообщений по каналам общедоступных телекоммуникационных сетей.

В небольших странах Западной Европы (Австрии, Швейцарии, Венгрии и др.) так называемые GIRO- системы. Они создаются коммерческими банками обычно в форме акционерного общества открытого типа путем объединения технических средств, технологий, организационных мероприятий и, главное, финансовых ресурсов. Системы обеспечивают GIRO- расчеты между участниками и аккумулируют средства для этих расчетов. Центральный банк страны является, как правило, одним из учредительных клиринговой системы [15, с. 231].

Одно из основных достижений SWIFT- создание и использование специальных стандартов банковской документации, призванных международной организацией стандартизации. Унификация банковских документов позволила избежать сложностей и ошибок, которые вызывались расхождениями в традициях их оформления в разных странах, затруднений языкового характера. Немалое преимущество данных стандартов заключается в том, что их создатели одновременно являются и их пользователями, а, следовательно, имеют возможность оперативно их совершенствовать. Преимущества стандартов SWIFT оказались настолько очевидными для банковских учреждений, что другие аналогичные (Лондонская CHAPS, французская SAGITTAIRE, Нью-Йоркская CHIPS) также приняли их на вооружение, или создали систему автоматического перевода стандартов SWIFT в собственные.

Политика органов денежно-кредитного регулирования в развитых странах в первом полугодии 2008 г. по_прежнему в существенной степени определялась задачей поддержания стабильных условий в финансовом секторе и ограничения рисков, обусловленных последствиями кризиса субстандартного ипотечного кредитования. Федеральная резервная система США (ФРС) в период с января по апрель 2008 г. снизила ориентир ставки по федеральным фондам с 4,25 до 2% годовых. Банк Англии за аналогичный период уменьшил ставку рефинансирования с 5,5 до 5% годовых. Европейский центральный банк (ЕЦБ) в первой половине года поддерживал ставку рефинансирования на уровне 4% годовых ввиду усиления инфляционных рисков в зоне евро. По мере приближения к середине года задача сдерживания инфляции приобретала все большее значение среди факторов, определяющих денежно-кредитную политику центральных банков.

ФРС и Банк Англии с мая 2008 г. поддерживали ключевые процентные ставки без изменения (ЕЦБ в июле 2008 г. повысил ставку рефинансирования до 4,25%). В первой половине 2008 г. процентные ставки были повышены в Швеции, Норвегии, Польше, Венгрии, Чехии, Индии, Индонезии. Центральные банки Турции и Филиппин в начале года снижали процентные ставки, однако во II квартале перешли к их повышению. Ставки LIBOR по депозитам в долларах США на сроки от 1 месяца до 1 года в первом полугодии 2008 г. (июнь к декабрю 2007 г.) снизились на 1_2,5 процентного пункта, по депозитам в евро изменились незначительно. Ставки LIBOR по депозитам в долларах США были ниже соответствующих по срокам ставок LIBOR по депозитам[23].

Таким образом, межбанковские отношения в различных зарубежных странах обладают существенными отличиями. Каждая страна проводит соответствующую своим законам и целям денежно - кредитную политику, но общие принципы проведения тех или иных межбанковских операций одинаковы. В связи с увеличением значения международных межбанковских кредитов и расчетов создаются и используются специальные стандарты банковской документации.

2. Межбанковские кредиты в современных условиях

2.1 Роль и место Центрального банка РФ в кредитовании коммерческих банков

Активным участником рынка межбанковских кредитов выступает Центральный Банк РФ (ЦБ РФ) как кредитор "в последней инстанции" - банк банков.

Кредиты ЦБ РФ - одна из форм рефинансирования банков в процессе осуществления денежно-кредитного регулирования.

Под рефинансированием центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые трудности, получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых ресурсов. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

Официальная ставка рефинансирования - это проценты по ссудам, используемым Центральным банком РФ при кредитовании коммерческих банков. Ставка рефинансирования ЦБ РФ, наряду с обязательными резервами и операциями на открытом рынке, является одним из главных инструментов денежно- кредитного регулирования, осуществляемого Банком России. Понижая официальную ставку рефинансирования, он проводит политику "дешевых денег": делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения кредитов на рынке со стороны коммерческих банков, что влечет за собой удешевление кредитов. Такая политика ставит целью оживить инвестиции и стимулировать экономический рост. Повышение ставки рефинансирования ведет к сжатию денежно- кредитной массы, замедлению темпов инфляции, и одновременно - к уменьшению инвестиционных ресурсов[11,с.55]

Центральный банк в своей процентной политике ориентируется, прежде всего, на темпы инфляции. Процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ не является директивной для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Тем не менее, уровень официальной ставки рефинансирования служит для коммерческих банков индикатором проводимой Банком России денежно- кредитной политики и определенным ориентиром при проведении кредитных операций, в том числе на рынке МБК.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, в соответствии со статьями 4 и 40 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный Банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

1) формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

2) методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов);

3) сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 или несколько дней);

4) целевого характера (продленные сезонные кредиты и корректирующие кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции[8, с. 46].

До 1995г. основными кредитами ЦБ РФ выступали кредиты Минфину РФ для финансирования дефицита федерального бюджета и централизованные кредиты коммерческим банкам.

Централизованные кредиты предоставлялись ЦБ РФ коммерческим банкам для кредитования ими предприятий и организаций по государственным программам. Эта сделка оформлялась межбанковским кредитным договором на основе заявки коммерческого банка о предоставлении ему централизованных кредитных ресурсов в территориальное Главное управление ЦБ РФ. В ней содержалось экономическое обоснование суммы кредита, его цели и сроки, обеспечение, графики погашения кредита хозорганом - заемщиком коммерческому банку, а банком - ЦБ РФ. Обязательным условием предоставления кредитов являлось соблюдение коммерческим банком установленных экономических нормативов с учетом получения кредита ЦБ РФ.

Договоры о предоставлении кредитов ЦБ РФ коммерческому банку заключались после тщательного рассмотрения его заявки. ЦБ РФ изучал причины потребности в кредите, проводимую коммерческим банком политику, объемы кредитования посреднической деятельности и других банков.

Вследствие общей экономической нестабильности и тяжелого финансового положения предприятий большинства отраслей экономики, централизованные кредиты, как правило, в срок не погашались.

Начиная с 1995г. ЦБ РФ развивает рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе в форме проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и др.

Аукционы проходили в форме аукционных заявок коммерческих банков и кредитных учреждений РФ в сроки, определенные ЦБ РФ исходя из задач денежно-кредитной политики. С 1996г. на аукционной основе стали выдавать ломбардные кредиты[11,с.67].

Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. К таким кредитам относятся: внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты (овернайт) и ломбардные кредиты на сроки, устанавливаемые Банком России.

При наличии достаточного обеспечения коммерческий банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе ломбардные кредиты на различные либо одинаковые сроки, или несколько внутридневных кредитов.

Кредиты от имени Банка России предоставляются коммерческим банкам уполномоченными учреждениями (ГРКЦ, РКЦ) на основании генерального кредитного договора.

Ценные бумаги, принимаемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

* должны быть включены в ломбардный список;

* учитываться на счете депо банка, открытом в депозитарии;

* принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами банка;

* иметь срок погашения не ранее, чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения предоставленного кредита Банка России.

Банк - заемщик на момент предоставления кредита должен отвечать следующим критериям:

? иметь достаточное обеспечение по кредиту;

? в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;

? не иметь просроченной задолженности по кредитам, предоставленным ранее Банком России, и процентам по ним, а так же других просроченных денежных обязательств перед последним.

В качестве рыночной цены (стоимости) заблокированных ценных бумаг принимается средневзвешенная цена каждого выпуска ценных бумаг, сложившаяся на начало дня по итогам последней торговой сессии либо последнего проведенного аукциона по размещению ценных бумаг на открытом рынке Центробанка, официально публикуемая в соответствии с правилами обращения государственных ценных бумаг и бумаг Банка России [10,с.67].

Банк России предоставляет ломбардные кредиты на срок от 3-х до 30-и календарных дней включительно.

Термин "ломбардный кредит" происходит от названия местности в Италии - Ломбардии, на территории которой в середине века менялы предоставляли краткосрочные кредиты под залог легкореализуемого движимого имущества. Начиная с XII - XVIII веков ломбардные кредиты предоставлялись банкам. Обеспечением ломбардных кредитов стали служить драгоценные металлы и товары.

В широком смысле слова ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком понятии термин "ломбардные кредиты" означает краткосрочные кредиты, предоставляемые Центральным банком кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Цель их предоставления - регулирование банковской ликвидности.

Обеспечением ломбардных кредитов в практике деятельности центральных банков являются те ценные бумаги, которые имеют официальную котировку и принимаются к учету в центральном банке. Это государственные ценные бумаги и ценные бумаги, гарантированные государством, первоклассные коммерческие векселя, обращаемые на бирже акции и облигации крупных промышленных компаний и банков и прочее. Центральные банки разрабатывают перечень принимаемых в залог ценных бумаг.

Существуют определенные правила ломбардного кредитования, которых придерживаются все центральные банки:

* стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму этих кредитов;

* право собственности на депонированные ценные бумаги переходит к центральному банку в случае, если кредиты не погашаются в срок;

* центральные банки применяют коэффициенты к номинальной стоимости ценных бумаг в целях избегания потерь при снижении их рыночной стоимости. Поправочный коэффициент выше по тем ценным бумагам, которые включены в Ломбардный перечень (список);

* ломбардные кредиты предоставляются на платной основе, ставка по ним изменяются одновременно со ставкой рефинансирования и всегда выше учетной ставки;

* ломбардные кредиты предоставляются центральными банками зарубежных стран на срок от одного дня до четырех месяцев [10, с. 74].

Предоставление обеспеченных кредитов Банка России производится в соответствии с Положением "О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" от 13 марта 1996г. № 36 и Положением "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг" от 6 марта 1998г. №19-П с последующими изменениями и дополнениями.

Кредиты ЦБ РФ предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. По кредитам рефинансирования устанавливаются лимиты. Основными принципами кредитования являются обеспеченность, срочность, возвратность и платность.

Обеспечением кредитов Банка России является залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список, утверждаемый Советом директоров и официально публикуемый в "Вестнике Банка России".

Следует, однако, иметь в виду, что согласно Указаниям ЦБ РФ от 26.11.1999г. №689-У по решению Совета директоров Банка России в обеспечение кредитов могут приниматься и ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список [12, с.164].

Организация и проведение операций ломбардного кредитования возложены на Сводный экономический департамент Банка России. Кредиты банкам предоставляются от имени Банка России его уполномоченными учреждениями (под ними понимаются территориальные учреждения Банка России и их расчетные подразделения - ГРГЦ, РКЦ, ОПЕРУ).

Право на получение кредитов Банка России имеет банк, который отвечает определенным критериям:

1. Заключил с Центральным банком РФ следующие договоры:

? Генеральный кредитный договор, в соответствии с которым банк самостоятельно выбирает, какими видами кредитов он будет пользоваться. Получение внутридневного кредита возможно только при условии заключения Генерального кредитного договора и на предоставление кредита "овернайт";

? дополнительное соглашение к Договору корреспондентского счета о предоставлении Банку России права на списание не погашенной в срок задолженности по кредитам, суммы платы за пользование внутридневными кредитами и о проведении в течение дня списания средств с корсчета по расчетным документам при получении внутридневных кредитов.

2. Имеет счет депо в уполномоченном депозитарии.

3. Заключил дополнительное соглашение к Депозитарному договору с Депозитарием, которое предусматривает:

? открытие раздела "Блокировано Банком России" на счете депо банка;

? право Банка России открывать следующие разделы на счете депо банка: "Блокировано под кредитный аукцион Банка России", "Блокировано в залоге под ломбардные кредиты Банка России", "Блокировано для торгов по реализации ценных бумаг, заложенных под ломбардные кредиты Банка России", "Блокировано в залоге под кредиты "овернайт" Банка России", "Блокировано для торгов по реализации ценных бумаг, заложенных по кредитам "овернайт" Банка России".

4. Кредиты Банка России предоставляются при условии предварительного блокирования банком ценных бумаг в разделе "Блокировано Банком России" счета депо банка в Депозитарии. Банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, подлежащих предварительному блокированию.

5. Ценные бумаги должны отвечать следующим требованиям:

? должны быть включены в Ломбардный список;

? учитываться на счете депо банка;

? принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами банка;

? иметь срок погашения не ранее чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения предоставленного кредита Банка России;

? не допускались случаи ареста ценных бумаг на счете депо банка в Депозитарии в течение последних 90 календарных дней;

6. Банк должен на момент предоставления кредита отвечать следующим требованиям:

? иметь достаточное обеспечение по кредиту;

? в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;

? не допускать просроченную задолженность по кредитам, ранее предоставленных Банком России, и процентам по ним, а также другие просроченные денежные обязательства перед Банком России в течение последних 90 календарных дней;

? не допускать случаев ареста денежных средств на корсчете банка в расчетных подразделениях Банка России в течение последних 90 календарных дней [10, с. 103].

Залоговый портфель формируется по принципу отбора ценных бумаг, учитываемых в разделе "Блокировано Банком России", имеющих минимальный срок до погашения. В случае равенства сроков до погашения отбирают ценные бумаги, имеющие минимальную рыночную стоимость.

Обеспечение кредита считается достаточным, если рыночная стоимость ценных бумаг, входящих в залоговый портфель, скорректированная на установленный Банком России поправочный коэффициент, равна или превышает сумму испрашиваемого кредита, включая начисленные проценты за период пользования им.

Ломбардный кредит может предоставляться:

* по фиксированной процентной ставке, величину которой устанавливает Совет директоров;

* на аукционной основе. Комитет Банка России по денежно-кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита по каждому аукциону.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся:

* по "американскому способу", при котором заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые равны или превышают ставку отсечения, установленную Банком России по результатам аукциона;

* по "голландскому способу", при котором все заявки удовлетворяются по ставке отсечения.

По итогам проведения аукциона для банков, заявки которых удовлетворены (полностью или частично) уполномоченное подразделение Банка России подготавливает и направляет в Депозитарий поручения "депо" на открытие разделов "Блокировано под ломбардные кредиты", а также на осуществление депозитарных переводов в них ценных бумаг из раздела "Блокировано под кредитный аукцион Банка России" и соответственно на закрытие разделов "Блокировано под кредитный аукцион Банка России" на счета депо банков [8, с. 132].

Погашение ломбардного кредита и уплата процентов по нему производится путем направления банком-заемщиком двух поручений (одного на уплату процентов, другого - на погашение кредита) на списание средств с корсчета банка в расчетное подразделение Центрального банка РФ (в электронном виде или на бумажном носителе). В первую очередь уплачиваются проценты по кредиту, затем - сумма основного долга.

При неисполнении (ненадлежащем исполнении) банком обязательств по возврату кредита отсрочка платежа не производится, и Банк России реализует заложенные ценные бумаги. Залог выставляется на продажу на следующий рабочий день после установленного срока погашения кредита. Реализация залога производится на ОРЦБ в течение четырех торговых сессий подряд.

Банк России вправе реализовать только часть заложенных ценных бумаг, если сумма выручки от их реализации достаточна для удовлетворения всей суммы требований Центрального банка РФ. При этом Банк России самостоятельно производит выбор конкретных видов и выпусков заложенных ценных бумаг.

За счет выручки от реализации заложенных ценных бумаг в первую очередь возмещаются расходы Банка России, связанные с их реализацией, затем погашается задолженность банка по процентам и задолженность по кредиту в сумме основного долга, в последнюю очередь - сумма неустойки (пени). Пеня начисляется на сумму просроченного долга за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования, деленной на фактическое число дней в текущем году (365 или 366).

Сумма выручки от реализации ценных бумаг, оставшаяся после удовлетворения всех требований Банка России, перечисляется на корсчет банка. Если выручка от реализации залога недостаточна для покрытия всех требований Центрального банка РФ, то производится списание средств с корсчета банка на основании инкассового поручения уполномоченного учреждения Банка России [11, с. 113].

Краткосрочные (корректирующие) кредиты предоставляются, как правило, для корректировки финансового положения банка в том случае, если финансовые проблемы возникли в результате следующих обстоятельств:

* резкого, непредсказуемого уменьшения депозитов;

* возникновения временных трудностей при получении кредитов из обычных источников;

* повышенного спроса на банковские кредиты в периоды кредитного "голода".

Корректирующие кредиты запрещается использовать для осуществления спекулятивных операций или финансирования сомнительных инвестиций: например, на приобретение ценных бумаг, погашение задолженности частным кредиторам и др. Подобные кредиты предоставляются под гарантию ценных бумаг, преимущественно государственных. Иногда они называются "кредитами на оговоренный срок".

Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.

Кредиты "овернайт" предоставляются Банком России, начиная с 19 июня 1998 г. Это обеспеченные кредиты, пришедшие на смену ранее предоставляемым однодневным расчетным кредитам. Получить их могут банки, расположенные в регионах с современной расчетной системой, которая позволяет осуществлять расчеты с учетом поступлений текущего операционного дня. Предоставляется кредит путем списания средств с корсчета банка по платежным документам при отсутствии или недостаточности средств на счете банка в расчетном подразделении Банка России.

Целью кредитов "овернайт" является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Для завершения банком расчетов в конце операционного дня на корсчет банка зачисляется сумма кредита и проводится списание средств по неисполненным платежным документам. Такие кредиты предоставляются банкам, с которыми подписан Генеральный кредитный договор, предусматривающий право на получение кредита "овернайт" [14, с. 121].

Основания для предоставления кредита:

? наличие неисполненных платежных документов в конце операционного дня и/ или наличие непогашенного внутридневного кредита (т.е. наличие дебетового сальдо по корсчету банка в расчетном подразделении Банка России в пределах установленного лимита рефинансирования);

? наличие у банка на момент предоставления кредита ценных бумаг, учитываемых в разделе "Блокировано Банком России" своего счета депо, стоимость которых достаточна для получения определенной суммы кредита "овернайт" с учетом начисленных процентов по нему.

Заявления банка на получение кредита не требуется. Инициатором выдачи кредита "овернайт" является Банк России. При этом банк должен отвечать критериям, установленным для банков, получающих кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг.

Кредиты "овернайт" предоставляются на срок от начала проведения кредитной операции (с даты зачисления денежных средств на корсчет банка) до ее завершения (до даты погашения кредита и уплаты процентов по нему).

Документами, подтверждающими факт предоставления Банком России кредита "овернайт" являются:

? выписки по корреспондентскому и ссудному счетам данного банка;

? оформленное и подписанное Банком России Извещение.

Размер процентных ставок по кредитам "овернайт" устанавливается Советом директоров Банка России и официально публикуется в "Вестнике Банка России".

Внутридневные кредиты в совокупности с кредитами "овернайт" призваны обеспечить нормальное, бесперебойное функционирование платежной системы. В соответствии с Положением № 19-П они являются обеспеченными, а банки, пользующиеся данными кредитами, должны отвечать установленным критериям (см. Ломбардные кредиты). Кроме того, должны соблюдаться следующие условия:

* Генеральным кредитным договором должно быть предусмотрено предоставление как минимум двух видов кредитов: внутридневных и "овернайт";

* рыночная стоимость заблокированных ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент, должна быть достаточна для получения запрашиваемой суммы внутридневного кредита и уплаты процентов, которые рассчитываются, исходя из процентной ставки по кредиту "овернайт" и предполагаемого периода пользования этим кредитом.

Внутридневные кредиты предоставляются Банком России банкам, расположенным в регионах с валовой (непрерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в течение операционного дня. Основанием для выдачи кредита являются неисполненные платежные документы, предъявленные к корсчету банка в течение операционного дня.

Предоставление внутридневного кредита означает, что расчетное подразделение ГУ Центрального банка РФ по время проведения расчетов текущего операционного дня проводит платежи банка, имеющего картотеку отложенных платежей, сверх имеющихся на корсчете банка средств. Таким образом, возникает дебетовое сальдо, которое не должно превышать установленный лимит рефинансирования по данному виду кредита и имеющееся обеспечение [24].

Документом, подтверждающий факт предоставления Банком России внутридневного кредита, является промежуточная выписка о состоянии корсчета банка, свидетельствующая о наличии внутридневного дебетового сальдо в пределах лимита рефинансирования.

Внутридневный кредит может быть погашен:

* в течение текущего операционного дня за счет поступлений денежных средств на корсчет банка;

* при невосполнении банком недостатка средств на корсчете до завершения расчетов текущего дня расчетное подразделение ГУ Центрального банка РФ переоформляет сумму внутридневного дебетового сальдо в кредит "овернайт". При этом обязательства банка по погашению внутридневного кредита прекращаются.

Значение внутридневных кредитов заключается в том, что их предоставление банкам позволяет ускорить процесс оперативного пополнения корреспондентского счета, особенно в первой половине операционного дня, что позволяет поддерживать платежеспособность банка и тем самым избежать цепочки неплатежей в системе банковских расчетов [11, с. 167].

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

Заметим, что постепенно методы денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального Банка, получившие название операций на открытом рынке.

Под операциями Центрального Банка на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

* условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

* объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

* срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

* способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.

Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу.

Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам [10, с.178].

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Центральный банк России обеспечивает "организационную" сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно на нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБ РФ.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса [12, с.216].

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.