РУБРИКИ

Банки и их роль в рыночной экономике

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Банки и их роль в рыночной экономике

p align="left">В 2007 году сохранялось устойчивое предпочтение накоплений в национальной валюте: совокупный прирост вкладов физических лиц на 97% был обеспечен рублевыми операциями. При этом прирост вкладов физических лиц в рублях в 2007 году составил 41,3%, а в иностранной валюте -- 13,5% (в 2006 году-- 51,9 и 2,4% соответственно). В итоге в 2007 году удельный вес рублевых вкладов в общем объеме вкладов физических лиц вырос с 83,4 до 87,0%. Этот процесс-- одно из проявлений общей дедолларизации экономики, сопровождавшейся снижением в 2007 году доли валютной составляющей в совокупных пассивах банковского сектора с 24,8 до 22,8%.

За 2007 год вклады физических лиц, привлеченные на срок свыше 1 года, выросли на 39,0%, а их удельный вес в общем объеме вкладов физических лиц, аккумулированных банковским сектором, увеличился с 61,0 до 62,6%. Отмечалось дальнейшее обострение конкуренции на рынке вкладов физических лиц. Если без учета Сбербанка России ОАО объем привлеченных кредитными организациями вкладов населения вырос за 2007 год на 40,7%, то у Сбербанка России ОАО при рост составил 30,8%, в связи с чем его доля на этом рынке, составлявшая 53,3% на начало 2007 года, к концу года снизилась до 51,4%, или на 1,9 процентного пункта (в 2006 году-- на 1,1 процентного пункта).

Вклады физических лиц в банках, контролируемых государством, на 1.01.2008 формировали 37,1% (на 1.01.2007-- 42,5%) пассивов данной группы банков, и в них было аккумулировано 57% от общего объема вкладов физических лиц, привлеченных банковским сектором. Без учета Сбербанка России ОАО доля вкладов физических лиц банков, контролируемых государством, на 1.01.2008 составила 10,9% пассивов этой группы банков и 6% от общего объема вкладов физических лиц, привлеченных банковским сектором в целом.

На долю вкладов физических лиц, привлеченных региональными малыми и средними банками, приходилось 35,3% пассивов данных банков, что на 10 процентных пунктов выше среднего уровня по банковскому сектору, у малых и средних банков Московского региона за 2007 год доля данного источника в пассивах этой группы банков выросла с 13,7 до 15,5%.

В банках, контролируемых иностранным капиталом, доля вкладов физических лиц в пассивах данной группы банков за 2007 год сократилась с 14,0 до 13,2%. Объем ресурсов, привлеченных кредитными организациями посредством выпуска долговых обязательств, за 2007 год вырос до 1176,1 млрд. рублей, или на 15,5%, что более чем вдвое ниже показателя 2006 года (35,9%), а их доля в пассивах банковского сектора составила 5,8% (на 1.01.2007-- 7,2%). Снижение удельного веса долговых обязательств в пассивах стало следствием замедления прироста выпускаемых банками векселей (с 28,6% за 2006 год до 4% за 2007 год). Тем не менее в общем объеме выпущенных банками долговых обязательств векселя по нему доминируют, хотя их удельный вес и снизился с 77,6% на 1.01.2007 до 69,9% на 1.01.2008.

Российские кредитные организации продолжали активно привлекать ресурсы на международном межбанковском рынке: на 1.01.2008 76,1% от общей суммы полученных межбанковских кредитов привлечено от банков (см. рис.8).

Рис.8.Кредиты, депозиты и прочие средства, привлеченные на межбанковских рынках (доля в общей сумме в %)

Во втором полугодии 2007 года существенно выросли темпы привлечения межбанковских кредитов на внутреннем рынке-- на 55,0% (в первом полугодии -- на 18,4%). В целом за год их темп прироста (83,5%) значительно превысил показатель по кредитам, привлеченным на международном финансовом рынке (56,5%). Вместе с тем на 1.01.2008 доля межбанковских кредитов, привлеченных на внутреннем рынке, в пассивах банковского сектора составила 3,3%, а кредитов, привлеченных с международных рынков,-- 10,6% (на 1.01.2007-- 2,6 и 9,7% соответственно).

Динамика и структура активов

В 2007 году российский банковский сектор продолжил динамично развиваться, несмотря на кризисные явления на мировых финансовых рынках, отмечавшиеся во втором полугодии. За 2007 год совокупные активы банковского сектора составили 20 241,1 млрд. рублей, увеличившись, как и в 2006 году, на 44,1%, что является подтверждением устойчивости российского банковского сектора к негативным внешним воздействиям. Их отношение к ВВП выросло с 52,2% на 1.01.2007 до 61,4% на 1.01.2008.

В совокупных активах банковского сектора по состоянию на 1.01.2008 основная доля приходится на банки, контролируемые государством, --39,2% и крупные частные банки-- 35,5%. На средние и малые банки Московского региона приходится лишь 3,9% активов банковского сектора, региональные средние и малые банки-- 3,7%. В активах банковского сектора увеличился удельный вес банков, контролируемых иностранным капиталом (с 12,1 до 17,2%).

Необходимо отметить, что темпы прироста активов группы крупных частных банков замедлились вследствие снижения темпов прироста кредитов нефинансовым организациям и вложений в долговые обязательства. Замедление темпов роста банковских операций, являющихся основными источниками получения прибыли, в дальнейшем может оказать негативное влияние на финансовые показатели данной группы кредитных организаций.

Прирост активов на 69% был обеспечен расширением кредитования нефинансовых организаций и физических лиц. Суммарный объем кредитов, предоставленных этим категориям заемщиков, за 2007 год вырос на 53,0%, составив 12 288,3 млрд. рублей; а их доля в активах банковского сектора увеличилась с 57,2 до 60,7% (изменения в структуре активов отражены на рис.9).

Рис.9.Структура активов банковского сектора (%)

В 2007 году произошло перераспределение долей кредитования нефинансовых организаций и физических лиц по группам кредитных организаций (см. табл.4).

Таблица 4

Объем кредитов нефинансовым организациям и физическим лицампо группам банков в % к банковскому сектору в целом

В структуре кредитного портфеля банковского сектора основной удельный вес по-прежнему занимают кредиты, предоставленные нефинансовым организациям. Их прирост в 2007 году составил 51,6% (в 2006 году-- 39,6%)-- до 9046,2 млрд. рублей на 1.01.2008, а доля указанных кредитов в активах возросла с 42,5 до 44,7%. Операции по кредитованию нефинансовых организаций в 2007 году расширили 74% от числа действующих кредитных организаций.

Основной объем данных кредитов (73,6%) был предоставлен в рублях. Фактором, стимулирующим повышение темпов прироста кредитования нефинансовых организаций, стало дальнейшее улучшение их финансового состояния. По данным отчетности кредитных организаций, наиболее динамично росли объемы кредитования организаций, занятых в следующих видах деятельности: в строительстве (на 85,1%), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (на 56,4%), транспорте и связи (на 50,8%).

В 2007 году в структуре кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, доля долгосрочных кредитов (сроком погашения свыше 1 года) выросла с 45,9% на 1.01.2007 до 51,6% на 1.01.2008, в том числе на срок свыше 3 лет-- с 18,6 до 23,9%. Темпы прироста данных кредитов продолжают опережать прирост общего объема кредитов нефинансовым организациям, что свидетельствует о растущей роли банковского сектора в поддержании инвестиционной активности в экономике.

Наиболее значимую роль в удовлетворении спроса нефинансовых организаций на долгосрочные кредиты играют банки, контролируемые государством, и крупные частные банки. Суммарная доля данных групп банков в общем объеме кредитов сроком свыше 1 года в целом по банковскому сектору на 1.01.2008 составила 80,8% (на 1.01.2007-- 84,2%).

Банки продолжали активно развивать кредитование физических лиц, хотя темпы прироста указанных кредитов несколько замедлились: объем предоставленных кредитов в 2007 году вырос на 57,0% (в 2006 году-- на 75,1%). За 2007 год доля кредитов физическим лицам в суммарном объеме выданных банковским сектором кредитов увеличилась с 21,9 до 22,7%, а в совокупных активах банковского сектора-- с 14,7 до 16,0%. В 2007 году количество банков, в активах которых доля кредитов физическим лицам превысила 20%, увеличилась с 295 до 324. Основная часть кредитов физическим лицам (87,3%) выдавалась в рублях.

По объемам кредитования физических лиц с существенным отрывом лидируют банки, контролируемые государством, и крупные частные банки. Их удельный вес в объеме выданных банковским сектором кредитов физическим лицам составляет 41,0 и 33,2% соответственно. Активно расширяют свое присутствие на рынке розничных банковских услуг банки, контролируемые иностранным капиталом. Доля этих банков на рынке кредитования физических лиц за 2007 год выросла с 14,0 до 18,8%.

В структуре кредитного портфеля по группам банков на 1.01.2008 наибольший удельный вес кредитов, выданных физическим лицам, наблюдался у региональных средних и малых банков--33,4%, далее следуют банки, контролируемые иностранным капиталом,-- 24,8%, банки, контролируемые государством,-- 22,1%, крупные частные банки-- 22,0% и средние и малые банки Московского региона-- 16,2%.

В 2007 году отмечались высокие темпы прироста ипотечного жилищного кредитования. Задолженность по данным кредитам повысилась в 2,6 раза. Несмотря на значительный рост удельного веса ипотечных жилищных кредитов в кредитах населению (с 12,5 до 20,6%), их доля в активах остается незначительной (на 1.01.2008-- 3,0%). Большая часть (73,0%) ипотечных жилищных кредитов выдана в рублях.

Основной объем ипотечных кредитов в 2007 году приходился на банки, контролируемые государством (41,1%), и крупные частные банки (37,5%). В активах данных групп банков на 1.01.2008 удельный вес ипотечных жилищных кредитов был небольшим (около 3,2%).

По состоянию на 1.01.2008 только у 4 банков доля ипотечных жилищных кредитов в активах составляла более 50%, то есть эти банки специализировались на предоставлении населению ипотечных жилищных кредитов.

Работа кредитных организаций на рынке ценных бумаг в 2007 году несколько активизировалась: объем вложений банков в ценные бумаги увеличился на 30,2% (в 2006 году-- на 27,4%) и на 1.01.2008 составил 2554,7 млрд. рублей, их доля в активах банковского сектора сократилась с 14,0 до 12,6%. При этом основной прирост вложений в ценные бумаги отмечался в первом полугодии 2007 года (39,0%).

Колебания цен на фондовом рынке не оказали негативного влияния на динамику вложений в акции. Напротив, в 2007 году прирост вложений в акции составил 61,0% (за 2006 год-- 33,5%), объем вложений увеличился до 629,6 млрд. рублей, их доля в активах банковского сектора возросла с 2,8 до 3,1%.

Портфель учтенных банками векселей в 2007 году увеличился на 9,5% при сокращении их доли в активах банковского сектора с 1,6 до 1,2%. В портфеле учтенных векселей 79,1% (на 1.01.2007-- 72,9%) приходилось на векселя российских банков, объем которых за 2007 год вырос на 18,9%-- до 198,7 млрд. рублей. Вложения в векселя прочих российских организаций сократились на 14%, а их доля в объеме учтенных векселей-- с 25,4 до 19,9%.

Наибольший прирост в 2007 году отмечен по ценным бумагам, приобретаемым кредитными организациями для портфеля контрольного участия (78,0%), более медленными темпами увеличивался торговый портфель для извлечения текущего дохода (на 41,8%). Объем инвестиционного портфеля вырос на 9,1%.

Объем требований по предоставленным межбанковским кредитам за 2007 год в целом по банковскому сектору увеличился на 36,9% (в 2006 году -- на 55,0%) -- до 1418,1 млрд. рублей при снижении их доли в активах банковского сектора с 7,4 до 7,0%.

В отличие от 2006 года в 2007 году более высокий темп прироста был характерен для средств, размещенных на внутреннем межбанковском рынке, --52,6% (в 2006 году-- 17,4%), а их доля в активах банковского сектора выросла с 2,6 до 2,8%.

Финансовый результат

деятельности банковского сектора

Прибыль действующих кредитных организаций за 2007 год составила 508,0 млрд. рублей (см. рис.10), а с учетом финансового результата предшествующих лет-- 627,0 млрд. рублей (за 2006 год--371,5 и 444,7 млрд. рублей соответственно).

Рис.10.Финансовый результат банковского сектора

Темп прироста прибыли банковского сектора за 2007 год составил 36,7% (за 2006 год-- 41,8%). Удельный вес прибыльных кредитных организаций среди действующих кредитных организаций увеличился с 98,4 до 98,9%, а количество убыточных кредитных организаций снизилось за год с 18 до 11 (или с 1,5 до 1,0% от общего числа действующих кредитных организаций). Убытки действующих кредитных организаций в 2007 году составили 0,9 млрд. рублей (в 2006 году-- 0,8 млрд. рублей).

Распределение отдельных групп банков с точки зрения их вклада в совокупный финансовый результат в целом соответствует их месту в банковском секторе исходя из удельного веса в активах. Наибольший вклад в формирование финансового результата внесли банки, контролируемые государством,-- 40,3% (их доля в активах банковского сектора составляла 39,2%), крупные частные банки -- 36,3% (доля в активах -- 35,5%) и банки, контролируемые иностранным капиталом,-- 16,3% (доля в активах-- 17,2%).

Рентабельность активов кредитных организаций в 2007 году составила 3,0%, рентабельность капитала--22,7% (в 2006 году-- 3,2 и 26,3% соответственно) . За год показатели рентабельности активов увеличились у 646 банков, или 56,9% от общего числа действующих кредитных организаций, а рентабельности капитала--у 697 банков, или 61,4% от числа действующих кредитных организаций. В определенной степени снижение темпа прироста прибыли и показателей рентабельности кредитных организаций явилось следствием преодоления недостатка ликвидности в банковском секторе в августе--ноябре 2007 года.

Кроме того, анализ факторов, повлиявших на снижение показателя рентабельности капитала в 2007 году, показывает, что оно произошло при сокращении величины финансового левериджа (мультипликатора капитала). Показатели маржи прибыли и доходности активов по сравнению с 2006 годом изменились не значительно, что свидетельствует о достаточно эффективной работе банков в 2007 году. На снижение уровня финансового левериджа оказал влияние опережающий рост собственных средств (капитала) по сравнению с активами банковского сектора, во многом благодаря публичному размещению акций Сбербанка России ОАО и ОАО Банк ВТБ.

В 2007 году показатели рентабельности у банков, контролируемых иностранным капиталом, были одними из наиболее высоких в банковском секторе. У банков, контролируемых государством, и крупных частных банков они находятся на уровне, близком к средним показателям по банковскому сектору. Региональные средние и малые банки по показателям рентабельности продолжают существенно опережать средние и малые банки Московского региона. При этом уровень рентабельности последних остается самым низким по сравнению с другими группами.

Таблица 5

2.2.Развития системы банковского регулирования и банковского надзора в Российской Федерации

Важнейшими задачами, стоящими перед Банком России, являются дальнейшее совершенствование правового обеспечения банковской деятельности, повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора, а также конкурентоспособности российских кредитных организаций.

Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

В целях реализации указанных задач будет продолжена работа, направленная на обеспечение оптимальных условий для консолидации банковского бизнеса и инвестирования в капитал российских банков, повышение транспарентности структуры их собственности, снятие административных барьеров, создание благоприятных условий для выхода кредитных организаций на открытые рынки ценных бумаг, а также развитие регулирования микрофинансирования с участием небанковских кредитных организаций.

Принятие инициативы Банка России по внесению изменений в статью 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части увеличения минимального размера уставного капитала для вновь регистрируемой расчетной небанковской кредитной организации в 5 раз (с 500 тыс. до 2,5 млн. евро) позволит повысить финансовую устойчивость небанковских кредитных организаций, имеющих право осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, и обеспечить достаточный уровень покрытия капиталом принимаемых рисков с учетом необходимости наличия у таких организаций достаточного объема активов для управления ликвидностью.

В рамках проводимой работы по совершенствованию процедур реорганизации Банк России будет участвовать в рассмотрении поправок к законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", предусматривающему упрощение и удешевление процедур реорганизации, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах и повышение прозрачности деятельности реорганизуемой кредитной организации.

В части упрощения процедур публичного размещения акций Банк России продолжит участие в разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О рынке ценных бумаг", в котором, в частности, предусматривается возможность представления кредитными организациями в форме открытого акционерного общества с уставным капиталом свыше 5 млн. евро в регистрирующий орган вместо отчета об итогах выпуска акций (и иных ценных бумаг) уведомления об итогах. Это существенно сократит временные затраты кредитной организации на реализацию процедур эмиссии акций. Одновременно при участии Банка России и с учетом его предложений (в целях предотвращения манипулирования упрощенными процедурами завершения эмиссии для фиктивной капитализации) будет осуществляться работа по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях создания условий для повышения качества управления кредитными организациями и прозрачности структуры собственности кредитных организаций продолжится работа по подготовке федеральных законов, направленных на формирование профессионального и надежного руководящего состава кредитной организации, обеспечение необходимого уровня компетентности членов совета директоров, повышение требований к владельцам кредитных организаций, на установление реальных владельцев кредитных организаций. Так, проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части установления более строгих требований к членам совета директоров (наблюдательного совета), руководителям и владельцам существенных пакетов акций (долей) кредитных организаций, усиления контрольных полномочий Банка России за их соответствием установленным требованиям.

Банком России будет разработан проект федерального закона, устанавливающего критерии определения реальных владельцев кредитных организаций и механизм раскрытия информации о реальных владельцах. Кроме того, указанным целям будет способствовать внесение изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", которые введут требование ко всем аффилированным лицам хозяйственных обществ представлять обществам сведения о себе и установят ответственность аффилированных лиц за непредставление сведений.

В целях создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций в части расширения круга лиц, допускаемых к управлению небанковскими кредитными организациями, разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которым предполагается установить норму о признании опыта руководства микрофинансовыми организациями для согласования кандидатов на руководящие должности в небанковских кредитных организациях, что позволит расширить сеть банковского обслуживания населения, среднего и малого бизнеса.

Банком России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", устанавливающего обязанность номинального держателя ежеквартально предоставлять кредитной организации сведения о владельце и о количестве акций кредитной организации, в отношении которых он является номинальным держателем. Принятие данного законопроекта позволит как Банку России, так и кредитным организациям -- эмитентам акций своевременно получать информацию об акционерах и повысить эффективность контроля за качеством капитала и открытостью структуры собственности кредитных организаций.

Будет продолжена работа по законодательному закреплению за Банком России функции по обработке персональных данных руководителей кредитных организаций и иных лиц. Принятие соответствующих поправок позволит Банку России использовать полученные им персональные данные физических лиц для реализации возложенных на него полномочий, в первую очередь в целях предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих стабильности банковского сектора в связи с появлением в руководстве кредитных организации лиц, в отношении которых имеется негативная информация.

Цели законодательного усовершенствования государственного регулирования в области аккредитации представительств иностранных организаций в связи с увеличением притока иностранных инвестиций в российскую экономику отвечает подготовка изменений в статью 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части урегулирования аккредитации представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации.

Будет также продолжена работа по совершенствованию нормативной базы Банка России.

Развитие риск-ориентированного надзора

В 2008 году вступает в силу Указание Банка России от 30 апреля 2008 года №2005-У "Об оценке экономического положения банков" (далее-- Указание №2005-У), устанавливающее методику оценки деятельности банков. Указание №2005-У нацелено на обеспечение единства подходов к оценке деятельности банков, осуществляемой Банком России в рамках надзора, и подходов, используемых при оценке банков на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. Указание №2005 -У заменяет действующее в настоящее время Указание Банка России от 31.03.2000 №766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" (далее-- Указание Банка России №766-У). при этом оценка финансового состояния небанковских кредитных организаций по-прежнему будет осуществляться в соответствии с Указанием Банка России №766-У.

Как и Указание Банка России №766-У, Указание №2005-У предусматривает отнесение каждого банка исходя из его экономического положения к соответствующей классификационной группе. Вместе с тем Указание №2005-У, по сравнению с Указанием №766 -У в процедуру оценки экономического положения банков вносит ряд уточнений "организационного характера":

-отменено деление банков на категории "финансово стабильных" и "проблемных";

-увеличено количество классификационных групп с 4 до 5;

-исключены названия классификационных групп;

-изменена периодичность классификации банков с ежемесячной на ежеквартальную при сохранении постоянного мониторинга ситуации;

-предусмотрено доведение до сведения единоличного исполнительного органа банка информации о присвоенной банку классификационной группы и информации о недостатках в его деятельности, послужившей основанием для классификации. Указание №2005 -У рекомендует единоличному исполнительному органу банка доводить указанную информацию до коллегиального исполнительного органа банка, членов совета директоров (наблюдательного совета).

Указание №2005-У базируется на подходах, предусмотренных Федеральным законом от 23.12.2003 №177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Указанием Банка России от 16.01.2004 №1379-У "Об оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее-- Указание Банка России №1379-У).

Согласно Указанию №2005-У оценка экономического положения банков производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а также с учетом примененных к банку мер воздействия. За основу оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности взяты подходы (включая граничные значения показателей), определенные Указанием Банка России №1379-У.

Вместе с тем в Указание №2005-У, в отличие от Указания Банка России №1379-У , включен ряд новых положений, а именно:

-использование при оценке показателей группы оценки капитала и доходности их прогнозных значений в целях учета тенденций изменения показателей при присвоении им балльной оценки;

-оценка прозрачности структуры собственности кредитной организации выделена в самостоятельный компонент оценки;

-перечень показателей оценки качества управления банка дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления стратегическим риском;

-перечни вопросов, используемых для оценки показателей состояния систем управления рисками и внутреннего контроля, уточнены и дополнены новыми качественными характеристиками, позволяющими оценивать качество внутренних документов банка и процедур.

В целях методической поддержки кредитных организаций в вопросах совершенствования систем внутреннего контроля предполагается дополнить ранее изданный Банком России нормативный акт, устанавливающий правила внутреннего контроля в кредитных организациях, рекомендациями по содержанию планов действий кредитных организаций на случай непредвиденных обстоятельств.

Реализация в нормативной базе Банка России

положений Базеля II

В соответствии с планами Банка России по реализации Базеля II, сформированными с учетом результатов деятельности рабочей группы Банка России по внедрению рекомендаций этого документа, в 2008 году планируется завершение работы над проектами Указания о внесении изменений в Инструкцию Банка России "Об обязательных нормативах банков" и Положения Банка России "О порядке расчета размера операционного риска", которые в декабре 2007 года были размещены в интернет -представительстве Банка России для рассмотрения банковским сообществом.

В рамках этих проектов предполагается реализовать наиболее простые подходы к оценке рисков, а именно: упрощенный стандартизованный подход к оценке кредитного риска, для оценки операционного риска-- базовый индикативный подход.

Планируется также подготовить проект нормативного акта Банка России, предусматривающего реализацию в Российской Федерации компонента 2 "Надзорный процесс" Базеля II.

Дальнейшая работа по реализации Базеля II (в том числе его усовершенствованных подходов, базирующихся на самостоятельных внутрибанковских оценках рисков) планируется с учетом европейской надзорной практики по внедрению положений Базеля II в рамках проекта ТАСИС. Реализация проекта начнется в 2008 году, продолжительность выполнения оценивается в 30 месяцев.

Совершенствование подходов к регулированию риска ликвидности

Направления по изменению подходов к регулированию рисков ликвидности, действующих в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков", выработаны с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, а также экспертов проекта ЕС/ТАСИС и предполагают внедрение в систему регулирования риска ликвидности так называемой концепции денежных потоков. Указанные направления предусматривают:

-замену действующего норматива мгновенной ликвидности (Н2) на норматив краткосрочной ликвидности. Методика расчета норматива краткосрочной ликвидности предлагает принципиально новый подход к ограничению риска ликвидности, базирующийся на сопоставлении объемов поступления и оттока денежных средств, генерируемых в течение расчетного периода активами/обязательствами любой срочности (концепция денежных потоков), тогда как действующий в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков" под ход обязывает банки соблюдать определенные соотношения активов и пассивов фиксированной срочности;

-использование при расчете нормативов ликвидности (Н2, Н3 и Н4) так называемых "поведенческих корректировок" -- элементов прогнозного определения значений отдельных компонентов, характеризующих состояние ликвидности, базирующихся на накопленных статистических данных о величине минимального остатка на счетах клиентов банка. Данный подход реализован в Указании Банка России от 31 марта 2008 года №1991-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года №110-И "Об обязательных нормативах банков", вступившим в силу 30 апреля 2008 года;

-расширение перечня ликвидных активов (включение в ликвидные активы долевых ценных бумаг российских эмитентов).

Совершенствование подходов

к оценке кредитного риска

Предполагается распространить подходы по формированию резервов на возможные потери по ссудам, предоставленным физическим лицам и объединенным в портфели однородных ссуд, предусмотренные Указанием Банка России о внесении изменений в Положение Банка России №254-П, на суды, доставленные субъектам малого бизнеса, резервы по которым формируются на портфельной основе.

В целях применения в надзоре за кредитными организациями профессионального суждения при оценке ссудной задолженности подготовлен проект указания Банка России о внесении изменений в пункт 9.5 Положения Банка России №254-П, предусматривающий определение процедур предъявления территориальными учреждениями Банка России требований по доформированию резервов по ссудам в рамках одной категории качества и применения к кредитным организациям мер надзорного реагирования.

Для решения проблем, возникающих при оценке качества ссудной задолженности при представлении заемщиком недостоверной отчетности или отчетности сомнительного качества, предполагается установить требование об отнесении ссуд к III категории качества с формированием резерва в размере не менее 50% от суммы задолженности в случае, если были выявлены факты представления заемщиком в кредитную организацию сведений, отличных от сведений, представленных иным пользователям, и указанные сведения и отчетность использовались кредитной организацией в целях оценки финансового положения заемщика для определения категории качества ссуды и размера резерва.

В целях реализации федеральных законов, касающихся сферы потребительского кредитования, дальнейшей оптимизации его условий планируется издание нормативных и рекомендательных актов Банка России, обеспечивающих и дополнительно гарантирующих права и законные интересы заемщиков --потребителей банковских услуг. Более пристальное внимание в 2008 году будет оказано реализации Банком России в пределах своей компетенции мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения в сфере банковских услуг, особенно в области потребительского кредитования.

Инспектирование

В 2008 году в целях получения информации о состоянии кредитной организации в ходе проверок особое внимание будет уделяться следующим вопросам:

-оценке управления кредитным риском, в том числе при потребительском кредитовании, качеству внутренних регламентирующих документов кредитных организаций, их соответствию требованиям нормативных актов Банка России;

-адекватности и эффективности методик классификации заемщиков -- юридических и физических лиц с точки зрения оценки их финансового состояния и платежеспособности;

-оценке организации и качества управления рыночным риском;

-проверке операций с ценными бумагами, в том числе векселями и корпоративными облигациями;

-соблюдению кредитными организациями требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Особое внимание будет уделяться выявлению сомнительных операций, которые используются рядом кредитных организаций для обналичивания денежных средств в особо крупных размерах и без достаточных экономических оснований, а также выводу средств за рубеж. Будет продолжена работа по подготовке обобщающей информации о так называемых "регулировочных схемах", применяемых кредитными организациями.

Дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности будет осуществляться по следующим направлениям:

-совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе порядка проведения и координации межрегиональных проверок, подходов к формированию рабочих групп в целях исключения возможного конфликта интересов и обеспечения независимости уполномоченных представителей Банка России при проведении проверок; определение особенностей организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) аудиторскими организациями по поручению Совета директоров Банка России;

-совершенствование методического обеспечения инспекционной деятельности, в том числе проверки состояния корпоративного управления и организации внутреннего контроля в кредитных организациях, проверки кредитной организации (ее филиала) по вопросу организации потребительского кредитования.

В целях развития и совершенствования инспекционной деятельности предполагается провести работу по подготовке технологических карт по проверкам основных направлений деятельности банков, в том числе операций с ценными бумагами.

Финансовое оздоровлениеи ликвидация кредитных организаций

В 2008 году будет продолжена работа по повышению эффективности механизмов предотвращения банкротства кредитных организаций, недопущения использования кредитных организаций для осуществления коммерческой деятельности в противоправных целях, совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, направленных в том числе на создание эффективного механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, создание условий для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов ликвидируемых кредитных организаций.

Банк России примет участие в подготовке изменений в законодательные акты, в том числе:

-в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в части совершенствования положений об оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и при влечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником, а так же в части введения ликвидационного неттинга;

-в Гражданский кодекс Российской Федерации, в федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О некоммерческих организациях", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части ликвидации юридических лиц.

В целях совершенствования нормативной базы Банком России будет продолжена работа над проектом указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 9 ноября 2005 года №279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией".

В целях совершенствования работы по реализации функций Банка России, связанных с аккредитацией арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций, Банком России предполагается внести изменения в Положение Банка России от 14.12.2004 №265-П "Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций", позволяющие при наличии в Банке России необходимых документов, ранее представленных в Банк России арбитражным управляющим, использовать их при рассмотрении вопроса об аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций и не требовать их повторного представления.

Результаты практической работы территориальных учреждений Банка России и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", связанной с отчетностью ликвидируемых кредитных организаций, предопределили необходимость подготовки изменений в формы отчетности, которые Банк России получает от конкурсного управляющего (ликвидатора, ликвидационной комиссии) в ходе ликвидационных процедур. Изменения, которые планируется внести в Указание Банка России от 14.07.2005 №1594-У "О перечне, форме и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", будут направлены на уточнение форм отчетности ликвидируемых кредитных организаций с целью расширения их информативности и повышения эффективности контроля со стороны Банка России за ликвидационным процессом.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В целях повышения эффективности деятельности кредитных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Банком России в 2008 году будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, а также методологического обеспечения деятельности кредитных организаций в указанной сфере.

Так, Банк России примет дальнейшее участие в работе над законопроектами, направленными на:

-предоставление кредитным организациям права в одностороннем порядке (без применения судебных процедур) отказывать в исполнении договора банковского счета (вклада) в случае возникновения у них подозрений в том, что счет используется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

-уточнение перечня операций, подлежащих обязательному контролю, в частности, при осуществлении платежей по договорам финансового лизинга и сделкам с недвижимостью, а также при проведении операций с наличными денежными средствами;

-установление обязанности физических и юридических лиц, находящихся на обслуживании в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представлять указанным организациям по их запросам информацию и документы, необходимые для осуществления ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.

В целях исполнения Федерального закона от 12.04.2007 №51-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банком России будет завершена работа по согласованию с Росфинмониторингом нормативных и иных актов Банка России.

В 2008 году будут приняты меры, направленные на повышение эффективности информационного взаимодействия между Банком России и Росфинмониторингом в целях совершенствования надзора за исполнением кредитными организациями законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации

Приоритетным направлением деятельности Банка России в 2008 году станет совершенствование системы страхования вкладов.

В целях совершенствования системы страхования вкладов будет продолжена работа над принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации", который в том числе предусматривает:

-уточнение критериев осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов;

-уточнение механизмов, обеспечивающих осуществление страховых выплат, функций и полномочий Агентства, в том числе как ликвидатора банков -- участников системы страхования вкладов.

Указанным законопроектом конкретизируются требования к участию в системе страхования вкладов, которым банки обязаны соответствовать на постоянной основе. В зависимости от показателей, по которым банк не соответствует требованиям к участию в системе страхования вкладов, и срока, в течение которого банк не соответствует указанным требованиям, законопроект предусматривает обязанность либо право Банка России принять решение о введении запрета на привлечение данным банком во вклады денежных средств физических лиц. При этом по ряду показателей срок несоответствия банка указанным требованиям для обязательного введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц увеличивается с 3 до 6 месяцев. Также определяются обстоятельства, при наличии которых в течение установленного срока финансовая устойчивость банка признается недостаточной.

С учетом практики применения Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" данным законопроектом уточняется механизм осуществления выплат по вкладам, подготовки реестра обязательств банка перед вкладчиками, а также состав вкладов, подлежащих обязательному страхованию. Предусматривается так же определение момента, с которого исчисляется двухлетний срок для приобретения банком права вновь подать ходатайство о вступлении в систему страхования вкладов.

Одновременно уточняются нормы, регламентирующие порядок осуществления банками возврата дополнительных денежных средств, поступивших во вклад (на счет) физического лица, открытый в банке -- участнике системы страхования вкладов, после введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц. Предусматривается возможность перечисления указанных денежных средств в порядке, установленном Банком России, по заявлению физического лица на его счет, открытый в другом банке, входящем в систему страхования вкладов.

Заключение

Банки осуществляют деловые операции и зарабатывают прибыль. Они обеспечивают вкладчикам сохранность их денег, чековое обслуживание их вкладов, процент по вкладам. Банки предоставляют кредиты и обеспечивают стабильность системы платежей. Они минимизируют стоимость кредита и сохранения денег, берут на себя риск денежных операций и предлагают клиентам высоколиквидные инвестиции.

Коммерческие банки обязаны держать резервы, которые определяются правительством как пропорция (часть) от депозитов.

Коммерческие банки для осуществления контроля за своими операциями используют балансовые отчеты, в которых дается информация о движении активов, пассивов и собственного капитала банка.

Наверху пирамиды банковской системы находится центральный банк. Он является банком банкиров и банкиром правительства. Главная функция центрального банка заключается в обеспечении трех основных макроэкономических задач: устойчивый экономический рост, высокая занятость, низкий уровень инфляции. Центральный банк регулирует операции внутри всей банковской системы. Он является независимым учреждением. Центральный банк устанавливает норму резервов.

Действуя совместно, коммерческие банки осуществляют кредитные операции, используя избыточные резервы. Кредитная экспансия банков зависит от величины денежного мультипликатора. На величину денежного мультипликатора влияет обращение части чекового оборота в наличность и стремление банков держать объем резервов выше обязательной нормы.

Правительство обеспечивает сегодня условия безопасности банковской системы, выступая гарантом банковских резервов и гарантом надежности депозитов частных лиц и корпораций.

Одной из важнейших задач банковской системы на современном этапе ее развития является создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования рыночного механизма, что подразумевает бесперебойное осуществление расчетов, расширение спектра финансовых услуг, операции с реальным сектором экономики, разработку новых банковских продуктов.

Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Решение указанных проблем требует принятия системных решений. В настоящее время крайне необходима стратегия развития банковского сектора, которая будет содержать не пустые описания важности банковской системы для экономики страны, а ответы на известные всем вопросы.

Список использованной литературы

1.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит.-М.: Юриспруденция, 2003.

2.Банковская реформа затягивается//"РЭО Вестник", март, 2004г.

3.Багров А. Кто управляет финансами России // Коммерсантъ - деньги. - 2007. - N 27.

4.Григорьев Л. Финансовая система и экономическое развитие / Л.Григорьев, Е.Гурвич, А.Саватюгин // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - N 7.

5.Иохин В.Я. Экономическая теория. -М.: Юристъ, 2001.

6.Курс экономической теории/Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров: АСА, 2002.

7.Общая теория денег и кредита/Под ред.академ.РАЕН Е.Ф.Жукова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

8.Обзор экономики России. Информационный бюллетень, №36 (март), 2005 г.

9.Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году

10.Рыночная экономика. т.1. ч.2. /Под ред. Максимовой.- М., 1992.

11.Современное состояние финансовых институтов России // Общество и экономика. - 2003. - N 3.

12.Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред. д.эк.н., проф., акад. РАЕН В.К. Сенчагова, д.эк.н., проф. А.И. Архипова, М.: ПРОСПЕКТ, 2000.

13.Экономика/Под ред.проф.А.С.Булатова.- М.:Юристъ, 2001.

14.Экономика/Под ред.Лобачевой Е.Н.-М.: "Экзамен", 2004.

15.Экономическая теория/Под ред.акад.В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевич.-М.: ИНФРА-М, 2005.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.