РУБРИКИ

Анализ деятельности Сбербанка Российской Федерации (отдел корпоративного кредитования)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Анализ деятельности Сбербанка Российской Федерации (отдел корпоративного кредитования)

Анализ деятельности Сбербанка Российской Федерации (отдел корпоративного кредитования)

62

Содержание

1 Экономическая характеристика Сбербанка РФ

2 Организационная структура

3 Анализ отраслевых особенностей

4 Анализ основных источников финансовых ресурсов, влияющих на текущую деятельность и финансовый результат

5 Нормативно-законодательное регулирование деятельности

6 Взаимодействие с бюджетной и банковской системой

1 Экономическая характеристика Сбербанка РФ

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.

Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества.

Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 40% объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка -- Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2009 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка.

Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц.

Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody's Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody's присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.

В октябре 2008 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста.

Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций.

Основные направления преобразований

Максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов

Технологическое обновление Банка и "индустриализация" систем и процессов

Существенное повышение операционной эффективности Банка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения Производственной Системы Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean

· Развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ

Реализация Стратегии развития позволит Банку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов.

2 Организационная структура

Организационная структура банка сформировалась с момента начала осуществления деятельности, однако с течение времени она постоянно меняется, и совершенствуется.

В 2008 году в целях реализации стратегических планов Банка, повышения эффективности подразделений и качества управления в Банке была начата работа по оптимизации организационной модели. В частности, сформированы корпоративный и розничный блоки, отвечающие за работу с соответствующими группами клиентов.

Начата поэтапная консолидация операционных, информационных, административных функций, функций управления рисками. Изменения направлены на четкое разграничение ответственности по конкретным направлениями и выстраивание вертикалей управления по всей структуре Банка. На рисунке 1 представлена организационная структура Сберегательного банка РФ.

Рис. 1 - Организационная структура Сбербанка

В рамках развития международного блока в Банке создан отдел по работе с иностранными инвесторами, в задачи которого входит работа с акционерами и потенциальными инвесторами с целью повышения капитализации и оптимизации стоимости капитала Банка, расширения и диверсификации акционерной базы.

В 2008 году проведено 8 заседаний Наблюдательного совета. Среди основных вопросов, которые рассматривались на заседаниях: годовой отчет и годовой бухгалтерский отчет Банка за 2007 год, рекомендации по размеру дивидендов за 2007 год и дивидендная политика, подготовка стратегии и программы развития Банка до 2014 года, план проверок Службы внутреннего контроля на 2008 год, изменения в составе Правления и избрание персональных составов комитетов Наблюдательного совета, текущее состояние и основные направления модернизации системы рисков, подходы к совершенствованию технологии кредитования розничных клиентов, реализация программы антикризисных мер и особенности кредитной политики Банка в условиях кризиса, выпуск неконвертируемых процентных документарных облигаций, одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и др.

Информация о сделках с заинтересованностью в течение года Наблюдательным советом был одобрен ряд сделок, признаваемых в соответствии с действующим российским законодательством, сделками, в совершении которых имеется заинтересованность. Предметами сделок являлись кредиты и кредитные линии, соглашения о безакцептном списании со счетов в рамках договоров кредитования, соглашения с биржей, клиринговой палатой, договора аренды и купли-продажи помещений, выдача гарантий.

Все сделки с заинтересованностью заключались Сбербанком России в процессе хозяйственной деятельности в рамках лицензии и Устава Банка. Все сделки заключены на рыночных условиях. В целях обеспечения эффективной деятельности Наблюдательного совета, а именно для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций по ним, при Наблюдательном совете созданы и несколько лет действуют профильные комитеты. Формирование комитетов из числа членов Наблюдательного совета Банка осуществляется ежегодно, при этом в состав каждого комитета включаются независимые директора.

Комитет по аудиту осуществляет оценку кандидатов в аудиторы, призван принимать обоснованные и эффективные решения по вопросам контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка. Состав комитета на 31 декабря 2008 года:

Комитет по кадрам и вознаграждениям призван способствовать привлечению к управлению Банком высококвалифицированных специалистов и созданию необходимых стимулов для их успешной работы.

Комитет по стратегическому планированию призван способствовать повышению эффективности деятельности Банка в долгосрочной перспективе. Выработка принципов и критериев определения размера вознаграждения членов Наблюдательного совета, Президента, Председателя Правления и членов Правления Банка находится в компетенции Комитета по кадрам и вознаграждениям Наблюдательного совета Банка. Решения о выплате вознаграждения членам Наблюдательного совета Сбербанка России и компенсации расходов, связанных с их участием в работе данного органа управления Банком, принимаются на годовом общем собрании акционеров Сбербанка России.

Вознаграждение членов Правления Выплата вознаграждений и компенсаций осуществляется в соответствии с условиями договоров, заключаемых с Президентом, Председателем Правления и членами Правления Банка. Практика выплаты членам Правления комиссионных или иных имущественных представлений в Сбербанке России отсутствует.

Действующая система материального стимулирования является единой для всех сотрудников Банка и включает текущее премирование по итогам работы за месяц и квартал, а также выплату вознаграждения по итогам работы за год. В 2008 году в Банке не применялась система опционов на акции Банка, не существовало сис темы выдачи беспроцентных или нерентабельных кредитов сотрудникам, не применялись какие-либо страховые, кредитно-депозитные и иные косвенные схемы материального стимулирования.

Сумма выплат членам Правления включает в себя заработную плату и премиальные выплаты. Информация о размере выплат членов Правления публикуется на сайте в составе ежеквартального отчета по ценным бумагам. В целях ограничения расходов на оплату труда членов Правления Наблюдательным советом Сбербанка России установлены:

* предельные значения должностных окладов членов Правления;

* ограничения на размер премиальных выплат в течение года, которые зависят от чистой прибыли Сбербанка России;

* ограничения на объем вознаграждения за год в процентах от чистой прибыли Сбербанка России.

Данные ограничения зафиксированы в договоре между Сбербанком России и каждым членом Правления. Премиальные выплаты, зависящие от чистой прибыли, составляют основную часть дохода членов Правления, что соответствует общепринятой рыночной практике и направлено на повышение эффективности деятельности Сбербанка России. В течение большей части 2008 года Сбербанк России демонстрировал положительные результаты деятельности: по итогам 9 месяцев чистая прибыль составила 103 млрд руб., что на 26,7% больше, чем за 9 месяцев 2007 года. В связи с этим в течение данного периода отсутствовали основания для невыплаты или сокращения объема премиальных выплат членам Правления, которым было выплачено вознаграждение по итогам работы за 9 месяцев 2008 года.

В результате нестабильности в экономике темпы роста чистой прибыли Банка в конце 2008 года снизились: чистая прибыль за 2008 год составила около 110 млрд руб., что на 5,8% меньше чистой прибыли за 2007 год. С учетом сложившихся тенденций было принято решение не выплачивать вознаграждение членам Правления Сбербанка России по итогам работы за весь 2008 год.

Блок Корпоративного управления Сбербанка России (Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Сбербанка России.

Задачами Управления являются:

1. Эффективное осуществление основных видов деятельности Управления, а именно:

· организация обслуживания юридических (резидентов и нерезидентов) в Центральном аппарате;

· Привлечение финансовых ресурсов за счет развития клиентской базы;

2. Обеспечение увеличения доходов и снижения расходов Банка (его структурных подразделений), по основным видам деятельности Управления;

3. Развитие направлений деятельности Банка, входящих в компетенцию Управления.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

· осуществляет расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, в том числе бюджетов;

· привлекает на договорных условиях денежные средства юридических в рублях и иностранной валюте;

· осуществляет операции кредитования юридических лиц, в том числе овердрафтного кредитования по счетам банковских карт, в установленном Банком порядке;

· принимает на инкассо векселя, платежные и расчетные документы в рублях и иностранной валюте;

· проводит документарные операции по поручению клиентов;

· предоставляет в аренду индивидуальные сейфы физическим и юридическим лицам;

· на договорной основе по поручению и за счет средств юридических лиц проводит операции с ценными бумагами;

· в пределах установленных лимитов и в установленном Банком порядке проводит операции с ценными бумагами за счет средств Банка;

· другие функции.

Взаимосвязи Управления с другими подразделениями.

Управление организует работу, исходя из возложенных на него задач и выполняемых функций в соответствии с перспективными и текущими планами работы. Управление координирует свою деятельность с другими подразделениями Банка в целях соблюдения интересов Банка. Управление в пределах своей компетенции направляет обязательные для исполнения учреждениями Банка указания и разъяснения. Управление принимает участие в разработке нормативных и распорядительных документов Банка.

Отдел Корпоративного кредитования участвует в подготовке и выполнении показателей бизнес-плана Банка по направлениям деятельности Отдела. Инициирует разработку и участвует в создании и внедрении в практику новых банковских продуктов, услуг, технологий.

Обеспечивает своевременную подготовку и передачу периодической отчетности, закрепленной за Управлением.

Организационная структура Корпоративного Управления

Управление возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Президента Банка. Заместители директора, а также работники управления назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с порядком, установленным правлением Банка. Отдел возглавляет Начальник, который назначается на должность по представлению руководителя Управления и освобождается от должности приказом Президента Банка. Управление состоит из ряда отделов (рис. 2).

62

Рис. 2 - Организационная структура Корпоративного

Функции элементов организационной структуры.

Функции Директора Операционного управления:

Осуществляет руководство деятельностью управления, организует разработку перспективных и текущих планов управления, координирует работу и оказывает помощь соответствующим структурным подразделениям территориальных банков и осуществляет необходимый контроль за их деятельностью, способствует созданию необходимых условий труда, представляет на рассмотрение руководству Банка предложения по изменению структуры, штатного расписания Управления.

Функции заместителя директора:

В период отсутствия директора управления выполняет его функции, в соответствии с распоряжением Президента Банка.

Функции Отдела Операционного обслуживания юридических лиц

· Ведет счета юридических лиц;

· Совершает операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме за счет и по поручению клиентов;

· Проводит документарные операции по поручению клиентов;

· Оказывает консультационные и информационные услуги юридическим лицам по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

· Осуществляет иные операции и сделки, входящие в компетенцию Отдела в установленном Банком порядке;

· Участвует в разработке и внедрении автоматизированных систем, использующихся при осуществлении отделом своей деятельности.

Функции Отдела Валютного контроля:

Контроль за правомерным проведением платежей в иностранной валюте и рублях РФ между резидентами и нерезидентами, в соответствии с валютным законодательством РФ.

Функции Отдела Пластиковых карт:

выдача карт и ПИН-конвертов к ним, прием сдаваемых клиентами карт, прием заявлений по утрате карт, обслуживание счетов клиентов по расчетам с использованием карт, прием от юридических лиц списков на зачисление денежных средств на счета банковских карт и передача их в Управление Учета и Контроля Сбербанка России.

Функции Отдела Ценных бумаг и анализа рынка:

выдача и оплата векселей, внебалансовый учет операций по векселям, прием в залог векселей Сбербанка России и их выдача из залога, выдача и оплата депозитных сертификатов Сбербанка России.

Функции Кассового Отдела:

оформление документов на прием и выдачу наличных денежных средств по счетам, оформление документов на выдачу чековых книжек, проверка кассовой дисциплины организаций, оформление приходных и расходных документов сотрудникам банка на внесение платежей, получение командировочных расходов и так далее, учет ценных бланков.

Функции отдела обслуживания частных вкладов:

открытие и закрытие счетов, обслуживание счетов физических лиц, перечисление средств со счета по поручению клиента, составление отчетов и передача их в Управление Учета и Контроля.

3 Организация труда работников Отдела операционного обслуживания

В своей служебной деятельности контролер подчиняется непосредственно начальнику Отдела операционного обслуживания юридических лиц.

При поступлении прямых указаний или распоряжений руководства он выполняет их в установленные сроки, докладывая непосредственному руководителю о полученных заданиях и ходе их исполнения.

В своей служебной деятельности контролер руководствуется нормативными документами Банка, обязательными к выполнению всеми работниками, Положением об Отделе операционного обслуживания, текущими планами работ и распоряжениями руководства.

Задачи контролера Отдела операционного обслуживания Операционного управления:

1. Осуществление расчетно-кассового обслуживания счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление контроля за операциями, совершаемыми клиентами Операционного управления.

3. Доведение до сведения клиентов нормативных актов Банка России и Сбербанка России, касающихся расчетно-кассового обслуживания.

Обязанности контролера:

· Операционное обслуживание клиентов Операционного управления, в т.ч. с использованием системы "Клиент-Сбербанк", включая операции овердрафтного кредитования.

· Прием, проверка правильности и полноты заполнения представляемых клиентами расчетных денежных документов, в том числе соответствие подписей и печати карточкам образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.

· Проверка наличия остатков на счетах клиентов при проведении платежей и выдаче наличных денежных средств.

· Проведение операций по списанию средств с лицевых счетов клиентов на основании расчетных документов.

· Списание с лицевых счетов клиентов комиссий, предусмотренных договором банковского счета.

· Ежедневное формирование реестров проведенных документов в установленные внутренним порядком Операционного управления сроки.

· Ежедневное формирование выписок по лицевым счетам клиентов и подбор документов, на основании которых совершены записи по счетам.

· Выдача выписок по лицевым счетам клиентов в соответствии с условиями банковского договора и ведение учета их выдачи.

· Постановка расчетных документов в картотеку к внебалансовым счетам № 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и № 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты", списание с них и осуществление контроля за внебалансовым учетом операций, отраженных по указанным счетам.

· Осуществление переписки по операциям, расчетно-кассового обслуживания.

· Выверка документов, числящихся в картотеке не оплаченных документов, по состоянию на последний рабочий день отчетного месяца.

· Применение и реализация программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученные преступным путем, и финансированию терроризма.

· Участие в работе комиссий, рабочих групп по направлениям деятельности подразделения в соответствии с письменным распоряжением руководителя.

· Соблюдение требований конфиденциальности в соответствии с нормативными документами Сбербанка России.

· Своевременное и качественное выполнение работ по подготовке и выполнению бизнес-плана Операционного управления, а также плановые работы по отдельным направлениям деятельности и по распоряжению руководства Отдела операционного обслуживания.

Права контролера:

Контролер имеет право:

· Получать документацию, материалы, инструменты и программные продукты, необходимые для выполнения его служебных обязанностей.

· Получать документы и данные из взаимодействующих подразделений центрального аппарата.

· Вносить предложения по совершенствованию работы Управления.

· Повышать свой профессиональный уровень и квалификацию в учебных заведениях согласно установленному в Банке порядку.

· Принимать участие в конференциях и совещаниях, проводимых в Сбербанке по вопросам, входящим в его компетенцию.

· Пользоваться льготами в области социального обеспечения работников в порядке, установленном в Банке.

· В установленном порядке вносить предложения руководству об улучшении условий труда.

Ответственность контролера:

В соответствии с должностными обязанностями контролер несет ответственность за:

· Своевременное и качественное выполнение возложенных на него обязанностей.

· Своевременное и качественное выполнение порученных ему работ.

· Соблюдение им конфиденциальности, производственной дисциплины, правил внутреннего распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты.

Контролер должен руководствоваться в работе:

Законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями исполнительных органов, действующими на территории РФ, и относящимися к деятельности Отдела операционного обслуживания. Приказами, инструкциями и нормативными документами Банка России. Основами экономики, перспективами развития финансово-банковской сферы и стратегическими направлениями деятельности Сбербанка России и его центрального аппарата. Структурой, функциями и задачами Управления. Основой научной организации труда.

3 Анализ отраслевых особенностей

Банковский сектор в Российской Федерации функционирует на принципах рынка. Как свидетельствуют результаты оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2007-2009 годах, целый ряд компонентов нормативного регулирования банковской деятельности соответствует или максимально приближен к международно признанным подходам.

Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в 2007-2009 годах, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период.

Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате доля Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России) в привлеченных банковским сектором во вклады (депозиты) средств физических лиц имеет тенденцию к повышению.

Повышаются финансовые результаты деятельности кредитных организаций. За 2009 год прибыль банковского сектора составила 377,9 млрд.рублей, за 2008 и 2007 годы - соответственно 228,4 млрд.руб. и 193 млрд.рублей.

В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике более значимую роль.

Развитие банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера.

К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.

К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие риски кредитования, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.

Помимо этого российская экономика в целом и банковская сфера в частности имеют относительно невысокую инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствует динамика инвестиций, а в отношении банковского сектора - и снижающаяся доля иностранного капитала. В период с 1 января 2007 г. по 1 января 2010 г. доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций Российской Федерации снизилась с 10,7 процента до 6,2 процента.

По-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в связи с отвлечением ресурсов на выполнение несвойственных им функций. Неоправданно усложнена процедура консолидации капитала (слияний и присоединений кредитных организаций). Не решен вопрос представления банками отчетности только в электронной форме.

Наряду с перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего развития системы рефинансирования, в том числе путем расширения круга инструментов управления ликвидностью.

Совершенствование структуры банковского сектора будет способствовать достижению основных целей его развития, определенных настоящим документом, прежде всего повышению его экономической роли, удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции и развитию конкуренции в банковском бизнесе.

Определенные законодательством Российской Федерации фундаментальные принципы организации российской банковской системы, а именно двухуровневая структура (Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации) и универсальные функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям экономики и обеспечивают благоприятные исходные условия для развития банковского сектора, соответствующего потребностям экономического роста. Универсальный статус банков позволяет снизить риски за счет диверсификации услуг, обеспечить комплексность обслуживания клиентов. В связи с этим указанные принципы сохраняются в качестве правовой основы функционирования банковской системы Российской Федерации.

Специализация кредитных организаций на отдельных банковских продуктах, операциях или видах деятельности должна основываться на принципе добровольности. Указанный принцип исключает административные методы навязывания банкам конкретных форм специализации. Одновременно он предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами кредитные организации и их учредители (участники), включая в соответствующих случаях и государство. При этом специализация на отдельных видах деятельности или банковских продуктах может вести к появлению особенностей в системе регулирования деятельности соответствующих банков, как это предусмотрено, например. Федеральным законом “Об ипотечных ценных бумагах” в отношении банков, эмитирующих облигации с ипотечным покрытием.

Наряду с универсальными банками и банками, специализирующимися в рамках универсального статуса на определенных банковских продуктах или видах деятельности, на отдельных сегментах рынка банковских услуг могут функционировать и небанковские кредитные организации, в том числе, например, организации, осуществляющие расчетные либо депозитно-кредитные операции. По мере развития банковского сектора и финансового посредничества небанковские кредитные организации также получат свое развитие.

Концентрация и централизация капитала

Изменение параметров структуры банковского сектора (таких как концентрация капитала, оказание отдельных видов услуг, размещение кредитных организаций по регионам) должно происходить на рыночных принципах. Роль государства состоит в обеспечении на законодательном уровне и при регулировании процессов концентрации и централизации капитала условий, способствующих реализации целей развития банковского сектора, включая:

- защиту интересов кредиторов, вкладчиков, клиентов и собственников кредитных организаций;

- развитие рынка банковских услуг и повышение уровня удовлетворения спроса на них;

- укрепление рыночной дисциплины и развитие конкуренции на рынке банковских услуг.

Реорганизация устойчивых кредитных организаций должна быть основана на принципе добровольности.

В интересах развития рынка банковских услуг необходимо создать более благоприятные условия для консолидации, слияния и присоединения кредитных организаций.

Уровень развития банковского сектора во многом определяется состоянием банковской деятельности и динамикой развития банковской сети в регионах.

Способность региональных органов власти и деловых кругов целенаправленно предпринимать усилия по развитию рыночных отношений и созданию на региональном уровне благоприятных возможностей для приложения капиталов играет важную роль в обеспечении более сбалансированного распределения финансовых ресурсов в территориальном отношении, расширения предложения банковских услуг и создания банков, в том числе филиалов крупных банков из других регионов.

Банк России и соответствующие федеральные органы исполнительной власти подготовят изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие упрощение процедуры открытия и регистрации филиала кредитной организации. Планируется принять решение об отмене государственной пошлины, которую уплачивают кредитные организации за открытие филиала.

Необходимо разработать нормативные акты о порядке согласования систем сигнализации и охраны банковских помещений. Требуется также установить четкие единые требования и перечни документов, запрашиваемых у кредитных организаций при регистрации филиалов и иных структурных подразделений.

В целях развития банковской сети в регионах и создания более благоприятных условий для выравнивания возможностей доступа к банковским услугам в российских регионах предусматривается законодательно определить возможности кредитных организаций по созданию внутренних структурных подразделений в форме и порядке, установленных нормативными актами Банка России. Со своей стороны, Банк России подготовит нормативные акты, регулирующие порядок создания банками передвижных пунктов кассового обслуживания. Указанные меры предоставят возможность кредитным организациям развивать и совершенствовать свою внутреннюю организационную структуру, гибко реагировать на изменение потребности населения в отдельных видах банковских услуг и максимально приблизить банковские услуги к потребителю.

Важным условием развития банковской деятельности и повышения устойчивости банков является увеличение капитала банков, улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками рисков.

Прирост капитала банков будет обеспечен в основном за счет капитализации их прибыли, а также за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов. Развитие операций кредитных организаций по привлечению и размещению средств за счет внедрения системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса будет способствовать росту капитала банков.

В целях повышения требований к уровню капитализации кредитных организаций будут внесены изменения в законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми требование по достаточности капитала, невыполнение которого рассматривается как основание для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций, будет установлено на уровне 10 процентов, Указанное требование будет применяться в отношении всех кредитных организаций независимо от вида (банки, небанковские кредитные организации) и от величины собственных средств (капитала) с 2007 года.

Одновременно с учетом требований, предъявляемых к банкам в Европейском сообществе, законодательно будет установлено требование к минимальному значению капитала действующих банков с 2007 года в размере 5 млн.евро. При этом по аналогии с решением, принятым в 1989 году Европейским сообществом, будет предусмотрено, что действующие банки, имеющие на 1 января 2007 г. капитал ниже 5 млн.евро, могут продолжать деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований.

Участие иностранного капитала

Приток иностранного капитала рассматривается в качестве важного фактора развития банковского сектора страны. Иностранный капитал привносит на российский рынок банковских услуг современные технологии, новые финансовые продукты, способствует повышению культуры корпоративного управления в кредитных организациях, развитию конкуренции между кредитными организациями и совершенствованию банковского дела.

Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России, в частности в ее банковский сектор, повышения доверия иностранных партнеров к банковскому сектору предстоит улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики, создать условия для снижения некоммерческих рисков вложений и свободной репатриации прибыли, обеспечить эффективную реализацию принципов международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях, на предприятиях и в организациях нефинансового сектора.

Одновременно Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из недопустимости проникновения в российский банковский сектор капитала юридических лиц, в том числе капитала нерезидентов, с неустойчивым финансовым положением и сомнительной деловой репутацией. Система допуска капитала на российский рынок банковских услуг будет совершенствоваться.

Режим допуска иностранного капитала в российский банковский сектор будет в большей мере ориентирован на развитие рыночных отношений и конкуренции в банковском секторе.

Предусматривается в целом упростить процедуру формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов и максимально сблизить ее с процедурой формирования капитала кредитных организаций резидентами.

В целях выравнивания условий участия резидентов и нерезидентов в капитале банковского сектора предстоит внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 1 процента акций (долей) уставного капитала кредитной организации и разрешительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 10 процентов акций (долей) уставного капитала кредитной организации.

Правительство Российской Федерации и Банк России рассматривают деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в создании или приобретении долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций, в качестве важного фактора развития рынка банковских услуг.

Создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги.

Валютная либерализация

Возможность открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, с одной стороны, позволит шире использовать современные банковские технологии и новые финансовые продукты, а с другой - будет способствовать повышению культуры банковского дела. Вместе с тем введение трансграничных банковских услуг потребует от российских банков существенного повышения конкурентоспособности. Необходимо обеспечить равные условия конкуренции российских банков и иностранных кредитных организаций в сфере банковских услуг.

Взаимодействие банков с нефинансовым сектором экономики

Развитие кредитных операций банков с нефинансовым сектором экономики во многом определяется темпами и характером структурных преобразований в отраслях экономики, уровнем защиты прав кредиторов, а также уровнем открытости информации о финансовом состоянии и структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе экономики. Необходимо дальнейшее совершенствование учета и отчетности предприятий, в том числе на основе составления и раскрытия отчетности на консолидированной основе - важного условия обеспечения транспарентности деятельности заемщиков банков, что создаст условия для более качественного и оперативного мониторинга их финансового состояния.

Существенное значение будет иметь политика государственных заимствований на внутреннем финансовом рынке. Позитивное влияние на формирование рыночных стимулов переориентации банков на операции с предприятиями и организациями реального сектора экономики будет иметь проведение Правительством Российской Федерации взвешенной политики управления внутренним государственным долгом.

Содействие росту спроса на кредиты банков со стороны реального сектора экономики средствами денежно-кредитной политики состоит в осуществлении мер, направленных на снижение инфляции и процентных ставок на финансовом рынке, обеспечение предсказуемости макроэкономических параметров и плавной динамики курса рубля, развитие системы рефинансирования банков путем предоставления кредитов, обеспеченных государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации с высоким рентингом, облигациями Банка России, а в перспективе, возможно, и иными активами с достаточным уровнем надежности и ликвидности (например, облигациями с ипотечным покрытием, облигациями “голубых фишек”).

Оптимальные условия для развития кредитных отношений банков с предприятиями и организациями реального сектора экономики могут быть созданы при условии решения вопроса об удовлетворении требований, обеспеченных залогом. Необходимо рассмотреть вопрос об исключении залога из конкурсной массы в случае банкротства должника. Одновременно необходимо упростить и унифицировать процедуры обращения взыскания на предмет залога и удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов, усовершенствовать систему регистрации имущества и имущественных прав.

Необходимо уточнить ряд общих положений о залоге, предусмотрев их применение в отношении залога товаров в обороте с учетом специфики данного вида залога. Требуется также существенно уменьшить размер пошлины, взимаемой за нотариальное удостоверение залоговых прав.

Будут расширены права кредиторов на осуществление контроля за процессом реализации заложенного имущества, а также будет закреплен в законодательстве упрощенный порядок переуступки кредитных требований.

Необходимо также принять поправки в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации, направленные на формирование надлежащих правовых возможностей кредитных организаций в отношении обращения взыскания на имущество граждан-должников по ипотечным кредитам.

С целью снижения рисков кредитования необходимо внести в Гражданский кодекс Российской Федерации изменения, направленные на раскрытие принципа добросовестности участников гражданских правоотношений в части признания сделок недействительными.

Одним из приоритетных направлений развития банковского сектора является ипотека. С принятием Федерального закона “Об ипотечных ценных бумагах” кредитные организации, обеспечивающие соблюдение установленных требований по защите интересов инвесторов, получили законодательную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска ипотечных ценных бумаг. Одновременно в соответствии с указанным Федеральным законом введены дополнительные пруденциальные ограничения рисков кредитных организаций, возникающих при осуществлении ими эмиссии ценных бумаг с ипотечным покрытием.

В целях развития кредитного рынка необходимо совершенствовать и правовые возможности кредитных организаций в отношении секьюритизации активов.

В целях развития системы кредитования банками малого и среднего бизнеса требуется осуществить разработку и реализацию подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования малого бизнеса, в частности на установление облегченных процедур предоставления небольших по объему ссуд (в том числе на предоставление банкам права осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в размере до 300 тыс.рублей по упрощенной схеме) и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов. Аналогичные подходы могут быть применены и в потребительском кредитовании.

Важное место в области небанковского финансирования реального сектора экономики занимает развитие микрофинансовых организаций, ориентированных в первую очередь на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах населения отдаленных районов, малых предприятий и микропредприятий. Деятельность микрофинансовых организаций осуществляется на принципах дополнения банковского предложения в секторах, не занятых банками в силу низкого экономического интереса или других существенных причин, что приводит к ускорению развития и банков, и небанковских микрофинансовых организаций. Существующее законодательное регулирование деятельности микрофинансовых организаций требует дальнейшего комплексного совершенствования. В рамках развития организованных форм сбережений актуальной является задача расширения кредитной кооперации, являющейся элементом микрофинансовых организаций, как особой формы финансового посредничества.

Важное значение для развития рынка банковских услуг и экономики в целом имеет развитие потребительского кредитования. Будут разработаны меры по созданию более благоприятных правовых условий для развития потребительского кредитования. Одновременно требуется разработать меры по обеспечению гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формированию механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения.

Предусматривается установление права потребителя на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, прежде всего о размере начисляемых по кредиту процентов, порядке их начисления. Предполагается также установить обязанность кредитора предоставлять указанную информацию потребителю, а также определить ответственность кредиторов за предоставление недостоверной или неполной информации.

Предусматриваются меры по снижению рисков невозврата потребительского кредита.

Важной задачей в сфере оптимизации и упрощения правил проведения банковских операций является нормативно-правовое регулирование синдицированного кредитования в целях обеспечения четкого распределения рисков, юридической ответственности и налоговых последствий между участниками синдиката.

Необходимо улучшить правовые условия функционирования рынка производных финансовых инструментов, приобретающего существенное значение для развития рынка банковских услуг и защиты кредитных организаций от рисков. В связи с этим предстоит внести в законодательство Российской Федерации поправки, обеспечивающие юридическую защиту сделок с производными финансовыми инструментами.

В целях снижения размера рисков банковского сектора предстоит рассмотреть возможность создания условий для развития страхования кредитных рисков и привлечения на российский рынок иностранных страховых организаций, занимающихся страхованием указанных рисков.

Одним из инструментов оценки и снижения кредитных рисков является получение банками в бюро кредитных историй информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками. Необходимо создать условия для функционирования бюро кредитных историй на коммерческой основе при обязательном обеспечении прав субъекта кредитной истории (как юридического, так и физического лица).

В целях укрепления ресурсной базы кредитных организаций требуется сократить издержки, связанные с выходом на рынок ценных бумаг, снять ограничения на выпуск кредитными организациями облигаций, обусловленные размерами их уставного капитала, учитывая, что привлечение кредитными организациями денежных средств регулируется нормативами ликвидности, а также требованиями, касающимися организации управления рисками и внутреннего контроля.

В целях снижения административной нагрузки на банки и создания благоприятных условий для развития банковской деятельности Правительством Российской Федерации будут приняты меры по снятию с банков несвойственных им функций.

Созданию надлежащих условий для развития банковской деятельности будут способствовать продолжение процесса реформирования судебной системы, дальнейшее развитие внесудебных процедур разрешения споров, включая повышение роли третейских судов при решении споров, возникших в сфере финансовых отношений, и использование специальных примирительных процедур.

Обслуживание депозитов и сбережений населения

Одним из условий качественно нового этапа развития операций банков с реальным сектором экономики является создание устойчивой среднесрочной и долгосрочной ресурсной базы.

Ключевым фактором решения данной стратегической задачи является рост вкладов населения. Предпосылками увеличения вкладов населения в банках являются:

повышение реальных доходов населения;

реализация положений Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”;

укрепление устойчивости кредитных организаций и банковского сектора в целом;

развитие правовых основ защиты интересов кредиторов и вкладчиков;

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.