РУБРИКИ

Зарождение и развитие астрологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Зарождение и развитие астрологии

Зарождение и развитие астрологии

17

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • 1. Астрономия в древности
  • 1.1. Геоцентрическая система мира
  • 2. Что такое астрология?
  • 3. Отрасли Астрологии
  • 4. Общий прогноз на 2006 год
  • 5. Знаменитые астрологи
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Зарождение астрологии относится к самому раннему периоду истории человечества. Уже в нижнем палеолите, судя по дошедшим до нас следам жизнедеятельности людей, начались наблюдения за небом, были выделены сезоны года. Имеются данные о том, что в мустьерскую эпоху (ок. 40 - 100 тыс. лет назад) произошли фиксация простейших наблюдений за движением Солнца, а также развитие первоначальных навыков счёта и геометрических построений различными способами в разных районах Евразии. И интенсивное собирательство, и охота требовали внимания к пространственно-временным ориентирам, среди которых важнейшую роль играло небо, а на нём - прежде всего звёздные узоры и движение Луны, а также её изменения по фазам. Астрология с момента своего возникновения и вплоть до эпохи Возрождения считалась научной дисциплиной, неразрывно связанной с астрономией. Кроме того, обе эти науки тесно соприкасались с математикой, так что термины "астроном", "астролог" и "математик" были синонимичными. Астрономия занималась наблюдением неба, математика - расчётами движения небесных тел и вычислением данных для гороскопов, а астрология - интерпретацией полученных данных. Лишь в Новое время эти три дисциплины были окончательно разграничены, поскольку астрологии к этому времени было отказано в научности. Не только в древности и средние века астрология тесно переплеталась с наукой, но и даже в Новое и новейшее время, в эпоху торжества механистической парадигмы, ряд учёных продолжали считать астрологию способной обогатить науку (и наоборот).

Историки науки признают, что именно нужды астрологии являлись на протяжении всей истории Древнего мира и средних веков главным стимулом для развития астрономии. Многие разделы математики также обязаны своим прогрессом астрологии. Это в первую очередь относится к сферической геометрии, а также к теории логарифмов. В XX в. особо тесное сотрудничество было налажено между астрологией и статистикой: статистическое подтверждение или опровержение астрологических утверждений стало одним из ведущих направлений в современной "науке о звёздах". География, космография и морская навигация были связаны с астрологией на ранних этапах своего существования - во многом благодаря неразрывной связи астрологии и астрономии.

1. Астрономия в древности


Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди
были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.
Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно
переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше "земное" противопоставлялось "небесному". Думали, что существует "твердь небесная", к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.

1.1. Геоцентрическая система мира


Гиппарх, александрийский ученый, живший во 2 веке до н. э. , и другие астрономы его времени уделяли много внимания наблюдениям за движением планет.
Эти движения представлялись им крайне запутанными. В самом деле, направления движения планет по небу как бы описывают по небу петли. Эта кажущаяся сложность в движении планет вызывается движением Земли вокруг Солнца - ведь мы наблюдаем планеты с Земли, которая сама движется. И когда Земля " догоняет" другую планету, то кажется, что планета как бы останавливается, а потом движется назад. Но древние астрономы думали, что планеты действительно совершают такие сложные движения
вокруг Земли.
Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою "систему
мира". Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.
Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с
расстоянием до планет и тем более звезд. Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля - неподвижный центр Вселенной. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной , его система мира была названа геоцентрической.
Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли - деферентом.
Трудно представить, чтобы в природе совершались такие запутанные движения, да еще вокруг воображаемых точек. Такое искусственное построение потребовалось Птолемею для того чтобы, основываясь на ложном представлении о неподвижности Земли, расположенной в центре Вселенной, объяснить видимую сложность движения планет.
Птолемей был блестящим для своего времени математиком. Но он разделял взгляд Аристотеля, который считал, что Земля неподвижна и только она может быть центром Вселенной.
Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время - это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную
систему признавали почти полторы тысячи лет.
Также эту систему признавало Христианская религия. В основу своего
миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира Богом за шесть дней. По этой легенде Земля является "сосредоточием" Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство беспощадно преследовало. Система мира Аристотеля - Птолемея, ставившая Землю в центр мироздания, как нельзя лучше отвечала христианскому вероучению.
Таблицы, составленные Птолемеем, позволяли определить заранее положение планет на небе. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.

Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) изложил в книге "О вращениях небесных сфер", вышедшей в год его смерти. В этой книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так , как много веков утверждала религия.
Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной.
Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые "разъяснения" и "доказательства" движения планет вокруг Земли, чтобы сохранить "истинность" и "святость" его ложного учения. Но от этого система Птолемея становилась все более надуманной и искусственной.
Задолго до Птолемея греческий ученый Аристарх утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Позже, в средние века, передовые ученые разделяли точку зрения Аристарха о строении мира и отвергали ложное учение Птолемея. Незадолго до Коперника великие итальянские ученые Николай Кузанский и Леонардо да Винчи утверждали, что Земля движется, что она совсем не находится в центре Вселенной и не занимает в ней исключительного положения.
Почему же, несмотря на это, система Птолемея продолжала господствовать?
Потому, что она опиралась на всесильную церковную власть, которая подавляла свободную мысль, мешала развитию науки. Кроме того, ученые, отвергавшие учение Птолемея и высказывавшие правильный взгляды на устройство Вселенной, не могли еще их убедительно обосновать.
Это удалось сделать только Николаю Копернику. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих размышлений и сложных математических вычислений он показал, что Земля - только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг Солнца.
Своей книгой он бросил вызов церковным авторитетам, разоблачая их полное невежество в вопросах устройства Вселенной.
Коперник не дожил до того времени, когда его книга распространилась по всему свету, открывая людям правду о Вселенной. Он был при смерти, когда друзья принесли и вложили в его холодеющие руки первый экземпляр книги.
Коперник родился в 1473 г. в польском городе Торуни. Он жил в трудное время, когда Польша и ее сосед - Русское государство - продолжало вековую борьбу с захватчиками - тевтонскими рыцарями и татаро-монголами, стремившимися поработить славянские народы.

2. Что такое астрология?

Общепринятого определения астрологии до сих пор не существует, в разных источниках приводятся разные формулировки (их общее число достигает нескольких десятков). Наиболее адекватным представляется определение, предложенное Робертом Хэндом:

"Астрология - наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве при помощи соотнесения её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим языком, связанным с космическими структурами".

Отставляя в сторону достаточно спорный вопрос о "научности" астрологии, следует подчеркнуть несколько важных моментов, связанных с данным определением. Во-первых, это определение не подразумевает непосредственного воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывает на символическую соотнесённость между событиями разного масштаба. Во-вторых, не представляет собой астральный культ; представления об одушевленности небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются здесь обязательными и отвергались многими астрологами еще в древности. Небесные констелляции воспринимались ими зачастую лишь как отражение состояния мира, а не как его причина. В-третьих, астрология не является фаталистическим учением, постулирующим абсолютный детерминизм жизни человека и всей Земли в целом. к замечает Цицерон, "Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?" В-четвёртых, астрология на самом деле не является системой предсказаний или гаданий. Астрология - учение о соотнесённости человеческих ритмов с ритмами космоса. Изучив влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать прогноз на будущее, но целью его зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей "слаженности" своих и космических ритмов. Отметим, что в разные эпохи встречаются убеждённые астрологи, не занимающиеся предсказаниями и воспринимающие астрологов-прорицателей приблизительно как врачей, которые стремятся не вылечить больного от болезни, а точно определить, через сколько времени он от этой болезни умрёт.

"История астрологии - это история трансформации отношения человека к Природе - к внешней, воспринимаемой чувственно, и к внутренней, "человеческой" природе...".

Таким образом, астрология в узком смысле этого слова (астрология как наука) является лишь порождением определённой фазы данного исторического процесса.

3. Отрасли Астрологии

Отрасли астрологии можно классифицировать по двум основаниям:

I. Объект изучения. Наиболее развитыми являются отрасли, изучающие мир человека в разных масштабах: от самых глобальных проблем человечества, нации, города, больших коллективов (мунданная астрология) до исследования взаимодействия нескольких людей (взаимоотношений астрология) и изучения конкретного человека и его частных проблем (индивидуальная астрология, в которой можно выделить психологическую астрологию, медицинскую астрологию, кармическую астрологию и др.). Однако предметом изучения астрологии являются не только люди, но и любые другие земные объекты и явления: как природные образования (этим занимаются астрогеология, астросейсмология, метеорологическая астрология, астроминералогия, астроботаника, астрозоология и т.п.), так и искусственные образования, порой даже не существующие на материальном плане (семья, произведение искусства, предприятие, идея, вопрос; см., в частности, элективная астрология, хорарная астрология).

II. Изучение гороскопа или каких-либо астрологических принципов и концепций может производится в статике (натальная астрология и т.п.) и в динамике (развитие объектов во времени изучают прогнозные методики, изменения в пространстве изучают методики астролокальности).

4. Общий прогноз на 2006 год

По астрологическим традициям 2006 год оказывается в центре семилетнего цикла развития, начавшегося в 2005 году, и находится под управлением Солнца. Обычно в этот период времени в полной мере раскрываются все начинания трехлетней давности. Все, что жизнеспособно, дает свои результаты, а все, что не смогло укрепиться, показывает свою несостоятельность.
Справедливости ради надо сказать, что астрологический новый год начинается не 1 января, а 21 марта, в день весеннего равноденствия. Принято в нашей стране отмечать и еще один новогодний праздник. По восточному календарю год Козы наступит 1 февраля 2006 года. На этот раз Коза пришла с миром, тихая и скромная. Коза изначально не очень шумное животное: ее родная стихия - Земля, а планета-управитель - Сатурн. В наступающем же году будет преобладать стихия Воды, да еще и внутренней, втягивающей, июньской направленности.
Темную Козу 2003 года так и тянет в воду, а всех нас может затягивать в тайные сферы жизни. Усилится интерес к религии, причем не традиционного направления. Важными и приоритетными в отношениях между людьми окажутся знания психологии общения. Коммерция потеряет на время свой навязчивый рекламный имидж и будет строиться на основах тонкого психологического манипулирования. То же самое можно сказать и о политической деятельности, где втягивающие силы будут действовать даже более мощно, чем на обычном бытовом уровне. Однажды попав под влияние тех или иных политических группировок, выйти на самостоятельный путь будет крайне тяжело. Усилятся тенденции лоббирования, однако внешне все будет казаться даже более мирным и спокойным, чем в предыдущие годы.
Скорее всего, нас ждет внешне относительно спокойная жизнь, хотя за кулисами власти будут происходить бурные сцены, не видимые на поверхности. В рамках восточной традиции удачным этот год можно назвать для людей, рожденных в года Свиньи и Крысы. А неудачным - для Тигров и Зайцев. Хотя, есть и другие календари, и Тигры с Зайцами могут в этот период времени воспользоваться другой календарной системой счисления времени.
Вот, например, по зороастрийскому календарю 2006 год - это второй год 32-х летнего цикла, и покровителем его будет БАРАН. Год БАРАНА. Цвет года - фиолетовый. (От цвета Козы несколько отличается, хотя с фиолетовым цветом стихия Воды все же связана). По традициям зороастризма считается, что в такой год раскрываются окна иного мира, и предки могут воплощаться. Происходит кармическое воздаяние.
Этот год связан с объединением в группы, с динамикой больших масс народа.
С нумерологической же точки зрения символики год сложный. Число 23 - вообще каббалический символ завершения.
Однако давайте вернемся в привычный нам размер григорианского календаря и посмотрим, что будет происходить с планетами и как это будет отражаться на нашей жизни.
И здесь 2006 год предлагает нам ряд совершенно особых сюрпризов. В 2006 году целых три коллективные планеты - Юпитер, Сатурн и Уран меняют знаки Зодиака. А это значит, что могут произойти заметные изменения направленности общественных интересов, тенденций коллективной жизни. Если коллективные планеты меняют знаки, общество часто меняет моду. Выходят из моды одни символы, входят в моду другие, уменьшается интерес к одним сферам и стилям жизни, увеличивается к другим.
К середине 2003 года эти планеты поменяют не только знаки, но и стихию. Из янской, активной, мужской они переходят в июньскую женскую, более спокойную стихию. Довольно долго, с 1996 года, энергетика коллективных планет была янской. И вот теперь смена фона. Возможно, это к успокоению, уменьшению агрессивности, но может быть и к упадку и депрессии. Соцлагерь и СССР распались в июньский период. Агрессивные структуры не уютно чувствуют себя в женской энергетике. Правда тогда это был более длительный и более выраженный период.
Национальная политика в различных формах ее проявления, вероятно, будет предметом особого отношения властей, а эта тема может стать предметом особой озабоченности и тревоги общества. Положение народа едва ли будет быстро продвигаться в сторону легкой и беззаботной жизни. Государство же может серьезно заняться упорядочением жизни народа. Возможно, выйдет много новых законов и постановлений в гражданской, социальной, трудовой сфере, в области семейного законодательства.
Теперь немного о периодах.
Сложным временем может быть февраль месяц, особенно, ближе к последней декаде. Советуем воздержаться от дальних поездок. Конец марта и апрель - время благоприятных возможностей. Можно многого добиться, много успеть сделать. Это также хорошее время для отдыха, развлечений и личной жизни.
В мае складывается напряженная обстановка в обществе, возможны серьезные перестановки, "расчистка" пространства.
Конец июня и июль могут стать довольно гармоничным и перспективным временем. Это хорошее время для реализации и внедрения в жизнь новых идей, для расширения дела, для урегулирования различных проблем, для реформирования, для конструктивного диалога по важным вопросам. Планетные влияния благоприятны для власти, государственных структур, а также и для общения с ними, они также благоприятны для крупных дел. Хорошее время для решения вопросов, связанных с недвижимостью, для работы, отдыха и личной жизни.
Ближе к осени мы можем ожидать разного рода урегулирования и нововведения. Возможны неожиданности, обстоятельства, которые могут заставить корректировать планы. Серьезной точкой общественного противостояния может быть сентябрь месяц - конфликт интересов и идей может перерастать в проблемные ситуации. Это время повышенного риска в финансовой и экономической сфере. В этот же период повышена вероятность различных аварий и катастроф техногенного и природного характера. Правда, некоторым удастся использовать это время для того, чтобы добиться прорыва в каких-то важных делах, особенно если речь идет о чем-то неординарном: реформах, нововведениях, обновлениях.
В октябре- ноябре наступает более или менее стабильное и спокойное время, способствующее достижению конструктивных целей.
Возвращаясь к символике года, могу успокоить тех, кто встревожился "козьей" или "бараньей" тематикой. Почему бы нам не обратить внимание на незаслуженно отставленные в сторону календари других стран и народов? Предлагаем на выбор:
По григорианскому календарю - 2003 год от РХ (Рождения Христова)
По еврейскому календарю - 5763 г. М
По исламскому календарю - 1381 г. х (год хиджра)
По иллюминатскому календарю - 6003 г. с. (год света)
А ведь есть еще и древний славянский календарь со своей символикой, и календарь майа, и уникальный календарь Французской Республики.
   

5. Знаменитые астрологи

Абе но Сеймей - японский астролог конца Х в.
Абу Ма`шар (787-886) - арабский астролог, астроном, математик
Адамс Эванджелина (1868-1932) - американская женщина-астролог
Берос (ок. 350 - 280 до н.э.) - вавилонский астролог, историк, жрец
Блазий из Пармы (ок. 1345- 1416) - итальянский астролог и натурфилософ
Бонати Гвидо (ок. 1230-1300) - итальянский астролог и астроном
Бируни (973-1048) - среднеазиатский учёный-энциклопедист
Веттий Валент Антиохийский - греческий астролог II в. н.э.
Варахамихира (505 - 585/587) - индийский астролог, учёный-энциклопедист
Витте Альфред (1878-1941) - немецкий астролог, основатель Гамбургской школы астрологии Воль Людвиг фон (1903-1961) - один из крупнейших астрологов XX в.
Гаурико Лука (1476-1558) - итальянский священник, математик, астролог
Гаутама Сиддхартха - индийский астролог, работавший в Китае в VIII в.
Гоклен Мишель (1928-1991) - современный французский исследователь ритмов Гэдбери Джон (1628-1704) - выдающийся английский астролог
Джондро (Johndro) Лорн Эдвард (1882-1951) - американский астролог
Ди (Dee) Джон (1527- 1608) - английский астролог, математик, оптик
Иоанн Испанский - испанский астролог XII в.
Кеплер Иоганн (1571-1630) - выдающийся немецкий астроном и астролог
Кох (Koch) Вальтер (1895-1970) - крупнейший немецкий астролог
Крафт (Krafft) Карл (1900-1945) - швейцарский астролог
Лео (Leo) Алан (1860-1917) - выдающийся английский астролог и теософ
Лилли (Lilly) Уильям (1602-1681) - английский астролог
Матерн Младший Фирмик Юлий (ум. ок. 348) - ритор, христианскийапологет и астролог Машаллах (740 - ок. 815) - выдающийся еврейский астролог
Морен де Вильфранш (1583-1656) - французский учёный
Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи II в. до н.э.
Нилакантха - выдающийся индийский астролог XVI в.
Нострадамус (Nostradamus) Мишель (1503-1566) - французский астролог и предсказатель Павел Александрийский - греческий астролог IV в.
Птолемей Клавдий (ок. 90 - после 161) - древнегреческий астроном
Радьяр (Rudhyar) Дейн (псевд.; 1895 - 1985) - французский и американский астролог Рафаэль (Raphael) - псевдоним ряда английских астрологов и издателей Сабит ибн Курра (836 - 901) - сирийский астролог и астроном
Сефариал (Sepharial; 1864 - 1929) - английский астролог рубежа XIX - XXвв.
Симон де Фарес (Simon de Phares) (ок. 1450 - после 1499) - французский астролог Скот Михаэль (Michael Scot - "Михаил Шотландец") (ок. 1175 - ок. 1235) - астролог Спхуджидхваджа (Sphujidhvaja) - индийский астролог греческого происхождения III в.
Сыма Цянь (<145 до н.э.> - ?) - древнекитайский историк, астролог
Фаган (Фэйган; Fagan) Сирил (1896 - 1970) - ирландский

Заключение

Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.
Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно
переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше "земное" противопоставлялось "небесному". Думали, что существует "твердь небесная", к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.

"История астрологии - это история трансформации отношения человека к Природе - к внешней, воспринимаемой чувственно, и к внутренней, "человеческой" природе...".

Таким образом, астрология в узком смысле этого слова (астрология как наука) является лишь порождением определённой фазы данного исторического процесса.

Список использованных источников

1. Хэнд Р. Утверждение Астрологии как научной дисциплины.// Журнал ЕАФ НСГИ. - Зима 1996.
2. Радьяр Д. Астрология личности.
3. Силецкий В. Превратности лахесис (доля-случай-рок).// Понятие судьбы в контексте разных культур./ Науч. совет по истории мировой культуры.

4. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

5. Прогнозы астрологов с портала ameno.ru


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.